КПП ZF КамАЗ: 9, 16, схема переключения, коробка передач, масло, ремонт, установка, цена

КПП ZF КамАЗ: 9, 16, схема переключения, коробка передач, масло, ремонт, установка, цена Камаз

Виды кп на грузовых машинах камаз

Камским автомобильным заводом за 50 лет было выпущено несколько модификаций колесной базы (шасси). Со временем все они модернизировались, как и узлы трансмиссии. Поэтому на идентичных шасси КАМАЗ могут встречаться совершенно разные модели КПП. Это следует учитывать, при покупке нового агрегата или капитального ремонта старого.

В современных грузовиках КАМАЗ чаще всего устанавливаются КПП следующих модификаций:

  • 14 без делителя – стандартная пятиступенчатая механика остается самой востребованной на одиночных грузовиках КАМАЗ. Коробка встречается на автомобилях 4310 и 43101 серии. Усовершенствованные аналоги 141, 142, 144.
  • 15 модель с делителем (современные трансмиссии 152, 154) – стандартная коробка пятиступенчатая, соединенная с двухступенчатым делителем. Редуктор обеспечивает работу каждой ступени в двух режимах, верхнем и нижнем, что фактически дает КПП 10 передач. Трансмиссия устанавливается на тягачах серии 5410, 5320, 55102, 5511.
  • 161 – коробка совместного производства Камского завода и немецкого автоконцерна ZF Friedrichshafen AG. Восьмиступенчатая трансмиссия устанавливается на тяжелых тягачах, для эффективного распределения ресурсов двигателя. Например, машина намного легче преодолевает подъемы при полной загрузке.
  • ZF – линейка КПП немецкого производителя включает несколько высокотехнологичных трансмиссий, которые отличаются исключительной надёжностью и удобством эксплуатации. Коробки изготавливаются из лучших элементов и материалов (в частности, корпус выполнен из прочного алюминиевого сплава), поэтому срок их службы значительно увеличен. В серии представлены модели ZF: 6S1000, 9S109, 9S1310,16S151 и др. Количество ступеней отражается первой цифрой (6S – шесть, 9S – девять и т.д.).

https://www.youtube.com/watch?v=MigH-mXSLog

Немецкие коробки считаются лучшими на современном рынке автомобильных запчастей. Их выбирают такие гиганты отрасли, как Renault, DAF, MAN. К слову, грузовики КАМАЗ, с трансмиссией ZF многократно выигрывали ралли «Дакар». Но всё же большинство Камских машин, встречающихся на российских дорогах, комплектуются привычными и проверенными коробками 14 и 15 серии, а также их современными версиями.

Вопросы подбора и замены патрубков газель next

Все типы патрубков в автомобилях ГАЗель Next подвергаются механическим нагрузкам высокой интенсивности (вибрация, удары), а также воздействию негативных факторов окружающей среды — высоких и низких температур, действию воды, масел, топлива, антифриза и т.д.

Все это с течением времени приводит к постепенному износу патрубков, детали теряют эластичность («дубеют»), растрескиваются и, в конечном итоге, могут полностью разрушиться. О необходимости выполнить замену патрубков свидетельствует перегрев двигателя, появление потеков охлаждающей жидкости на двигателе и лужиц под автомобилем при длительной стоянке.

Для выполнения ремонта необходимо использовать компоненты только тех наименований и каталожных номеров, что подходят для данного конкретного двигателя. В некоторых случаях допускается замена специальных патрубков обычными шлангами (например, для замены шлангов расширительного бачка), однако для автомобилей на гарантии этого лучше избегать.

Наиболее простым и дешевым вариантом являются обычные резиновые патрубки. Несколько дороже обойдутся силиконовые шланги, которые кроме длительного срока службы имеют высокие эстетические качества и позволяют быстро определять наличие утечек. Еще более дорогим вариантом являются патрубки с покрытием из атмосферной резины, их имеет смысл применять при эксплуатации автомобиля в сложных климатических условиях.

В настоящее время патрубки продаются как по одному, так и наборами различной комплектности. Например, можно приобрести один патрубок радиатора, отопителя или бачка радиатора, а отдельно к нему два хомута. С другой стороны, предлагаются полные комплекты по два патрубка радиатора и бачка, и по шесть патрубков отопителя, причем доступны наборы как с хомутами, так и без крепежа.

Замену патрубков следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту автомобиля. Обычно эта работа сводится к следующему:

  • Слить охлаждающую жидкость;
  • Демонтировать хомуты на старом патрубке, снять патрубок;
  • Очистить место монтажа патрубка, проверить состояние соседних деталей;
  • Надеть патрубок, затянуть хомуты с необходимым усилием;
  • Заполнить систему охлаждения антифризом.

Если патрубок был выбран и заменен правильно, то система охлаждения двигателя будет работать надежно и эффективно в различных условиях эксплуатации.

Вопросы то и ремонта коробок передач

Сразу же следует отметить, что КАМАЗы с автоматизированными и автоматическими коробками ZF, а также все новые грузовики с механическими коробками ZF и КАМАЗ должны проходить ТО в условиях автосервиса. Самостоятельное обслуживание «автоматов» практически невозможно, а даже самостоятельная замена масла в «механике» может привести к проблемам с гарантией.

Обычно ТО КПП сводится к замене масла, периодичность замены зависит от типа коробки и условий эксплуатации автомобиля, и может лежать в пределах 45-90 тысяч км пробега (но не более). В особо сложных условиях эксплуатации менять масло приходится не реже 1000 рабочих часов, в противном случае значительно повышается вероятность быстрого износа коробки передач. В некоторых моделях коробок одновременно с маслом меняется и масляный фильтр.

Ремонт КПП также имеет смысл проводить в сервисе, так как эта работа требует значительных затрат сил и применения специального оборудования. Но ряд неисправностей можно устранить и без сложного ремонта — обычно это нарушение регулировок в приводе переключения передач и в приводе механизма переключения делителя (или демультипликатора). Для решения проблемы достаточно провести регулировки согласно инструкции по эксплуатации автомобиля.

Регулярное техническое обслуживание и своевременный ремонт продлят нормальную работу коробки передач, что обеспечит и эффективную эксплуатацию всего грузовика.

Грамотная эксплуатация и плановый сервис кп камаз

Функциональность трансмиссии в равной степени зависит от условий эксплуатации машины и регулярности техобслуживания. Существенно продлить срок службы КП поможет банальное соблюдение рекомендаций производителя. К стандартным требованиям относятся:

  • Постепенное переключение передач с полным жимом сцепления. Если резко дергать рычаг, это приведет к стиранию шестерен, ускорит их полный выход из строя.
  • Двигаться на передаче, соответствующей текущей скорости движения. По возможности, переключаться на прямую. Тогда КП работает на двух валах и минимальном количестве шестерен. Амортизация существенно снижается.
  • Движение на низкой скорости осуществлять на пониженной передаче – аксиома, известная каждому водителю, заинтересованному в стабильном функционале трансмиссии.
  • При отрицательных температурах, машина ставится на стоянку с выключенной передачей. В противном случае велика вероятность замерзания колец синхронизаторов, машина может тронуться с места сразу после запуска двигателя.
  • Обслуживание КПП производится после каждой продолжительной поездки. Визуальный осмотр на предмет утечки смазки поможет своевременно долить масло, тем самым избежать трения и износа ключевых элементов. Уровень трансмиссионной смазки проверяется каждые 15 тыс. км, полная замена требуется через 50-60 тыс. км. (не реже 1 раза в год). В новых машинах первые 3-5 лет эксплуатации масло в КП не доливается. Важно использовать ту марку смазки, которую рекомендует производитель. Нельзя смешивать виды с разными характеристиками.

Как показывает практика, трансмиссия работает бесперебойно очень долго без поломок, если проводить своевременную замену масла и визуальное обследование.

Краткое руководство по ремонту кп на камазе

Сервисное обслуживание трансмиссионной коробки осуществляется только в профессиональных СТО или в мастерской, если не поврежден корпус, а износ посадочных мест подшипников находится на допустимом уровне. Ремонтные работы состоят из полной разборки КП, диагностики запчастей на предмет дефектов, замены изношенных частей и контрольных тестов на стенде.

Разбор КП происходит в строгой последовательности:

  • Снимается крышка картера, сразу осматривается на предмет повреждений.
  • Ведущий вал демонтируется – для этого откручивается крышка заднего подшипника, сборочный узел выбивается из крепления, вал выйдет вместе с ним из картера.
  • Снимается шайба, обойма и стяжная гайка синхронизатора.
  • Демонтируется подшипник – аккуратно выбивается из посадочного места.
  • Снимается ведомый вал – демонтируется крышка подшипника, через техотверстия шестерни первой передачи узел выбивается из посадочного места. Все действия проводятся с осторожностью, чтобы не расколоть картер и зубчатое колесо. После демонтажа подшипника, вытягивается вторичный вал, таким образом, чтобы не зацепить корпус КП.
  • Демонтируются шестерни заднего хода – раскручивается болт на стопоре, затем стопор снимается, с внутренней стороны коробки выбивается вал наружу, затем вынимается из корпуса блок.
  • Снимется промежуточный вал – откручивается крышка роликового сферического подшипника, болты опорной шайбы. Подшипник качения снимается вместе со стаканом, в котором он расположен. После этого деталь можно легко извлечь наружу.

После того, как коробка полностью разобрана, выявляются неисправности элементов и замена их на новые запчасти. Прежде всего, обращается внимание:

  • Качество шлицевых соединений – они должны быть без видимых дефектов.
  • Подшипники шестерен, как правило, всегда меняются на новые, особенно в случаях видимого износа и обнаружения продавленных мест.
  • Также меняются подшипники валов. В масло неизбежно попадают металлические взвеси с места качения подшипников. Если их не заменить во время капитального ремонта, в будущем они станут причиной более серьёзной поломки КП.
  • Шестерни внимательно осматриваются. В случае обнаружения стёртых зубьев, сколов, пятен контакта, меняются на новые детали. Замену шестерен самостоятельно выполнить крайне сложно, а главное — травмоопасно. Поэтому сервис рекомендуется проводить только в СТО.
  • Обоймы синхронизаторов должны быть чистыми, без следов гари и видимых дефектов, валы плотно сидеть в корпусе, шлицы без сколов. Если есть признаки износа, все детали меняются.

Собирается коробка в обратной последовательности. Вал промежуточный помещается в корпус КП, монтируются передний (роликовый) и задний (сферический в стакане) подшипники. Закручивается шайба, закрывается крышка подшипника качания. Тщательно проверяется вал – он должен свободно оборачиваться вокруг своей оси, без заеданий и зацепок.

Назначение и функции патрубков газель next

Патрубок ГАЗель Next — общее наименование трубопроводов различной длины и конфигурации, используемых в системах охлаждения силовых агрегатов коммерческих автомобилей ГАЗель Next.

В настоящее время автомобили ГАЗель Next оснащаются силовыми агрегатами двух типов: хорошо зарекомендовавший себя на ранних моделях дизель Cummins ISF 2.8 и относительно новый УМЗ А274 EvoTech 2.7 в бензиновом и газовом (с ГБО) вариантах. Оба агрегата имеют жидкостную систему охлаждения с вынесенным вперед радиатором и расширительным бачком, и работающий в составе системы охлаждения салонный отопитель (в микроавтобусах — сразу два).

В данных системах присутствуют вынесенные за пределы двигателя компоненты — радиатор охлаждения, радиатор отопителя и расширительный бачок. Для обеспечения циркуляции жидкости по ним используются специальные детали — патрубки различной длины и конфигурации.

Патрубки ГАЗель Next используются для решения нескольких задач:

  • Подачи и отвода охлаждающей жидкости на радиатор охлаждения;
  • Подачи и отвода жидкости на радиатор основного и дополнительного отопителей салона;
  • Сообщение системы охлаждения с расширительным бачком (подача и отвод жидкости, сброс паровоздушной смеси из радиатора и термостата).

Патрубки работают в сложных условиях, поэтому со временем они теряют свои качества и требуют замены. Перед покупкой новой детали будет полезно узнать о существующих типах шлангов, используемых на двигателях ГАЗель Next, их типах и особенностях.

Обратите внимание: в данной статье рассказано о патрубках системы охлаждения двигателя ГАЗель Next, патрубки системы питания (воздушные) здесь не рассматриваются.

Неисправности и их устранение

Если включение передач затруднено, причина — неполное выключение сцепления. В данном случае его регулируют и проверяют клапан, к которому подключается делитель. Клапан подключения должен быть всегда чистым и не закрываться. При неправильной настройке устройства возможно разрушение синхронизатора.

При попадании ржавчины, конденсата и других загрязнений из системы ресивера в клапаны и цилиндры КПП самостоятельно отключается. Устанавливают заблаговременно отвод конденсата из пневмоочистителя с водоотделителем, если он отсутствует. Слив выполняют 1 раз в неделю, зимой каждый день.

При самопроизвольном выключении передач в делителе регулируется ход рычага механизма.

К характерным поломкам КПП ZF относится самопроизвольное выключение демультипликатора, посторонние шумы при его включении. Проблема может возникнуть из-за неправильной эксплуатации: переключение передач на S при скорости выше допустимой выходит из строя синхронизатор или его отдельные детали.

Обледенелые участки

Особенности управления автомобилем КамАЗ по гололеду и обледенелых участках дорожного покрытия:

  1. Передвижение по гололеду на машине должно осуществляться с максимально допустимым запасом скорости и хода. Соблюдение этого нюанса позволит избежать дорожно-транспортного происшествия при аварийной ситуации.
  2. При выполнении торможения необходимо использовать активную дополнительную систему остановки силового агрегата.
  3. Если во время движения произошла аварийная ситуация, нужно остановить колеса прицепа. В противном случае возможен занос авто.
  4. Торможение двигателем допускается в исключительных случаях, поскольку это становится причиной быстрого износа элементов мотора. Но в экстренных ситуациях такой маневр позволит снизить протяженность тормозного пути.
  5. При выполнении торможения нельзя допустить проскальзывания колеса. Для этого рекомендуется вовремя активировать пониженную передачу, поскольку она снизит обороты коленчатого вала мотора.

Общее устройство трансмиссии автомобилей камаз

Трансмиссия грузовых автомобилей КАМАЗ построена по традиционным схемам и в целом мало отличается от аналогичных систем других грузовиков. Можно выделить три основных схемы трансмиссий камских грузовиков:

  • Двухосные автомобили с приводом на заднюю ось (колесная формула 4×2, модели КАМАЗ-4308, 43253, 43255, 5308, 53605, 5460, 5490 и другие, преимущественно самосвалы, магистральные тягачи и одиночные автомобили различного назначения). В этом случае трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и заднего моста (который включает главную передачу, дифференциал и полуоси);
  • Трехосные и четырехосные автомобили с приводом на задние колеса (колесная формула 6×4 и 8×4, модели КАМАЗ-4514, 5321, 6460, 6511, 6520, 65201, 6540 и другие, преимущественно самосвалы, различные одиночные автомобили и шасси под установку оборудования). В этом случае в среднем мосту предусмотрен межосевой дифференциал, через который крутящий момент передается на задний мост, а в остальном трансмиссия аналогична с автомобилями 4×2;
  • Двухосные, трехосные и многоосные автомобили с приводом на все колеса (колесная формула 4×4, 6×6, 8×8, модели КАМАЗ-4326, 43502, 4311, 4410, 4514, 53228, 5350, 65111, 6522 и их многочисленные модификации, преимущественно самосвалы, тягачи повышенной проходимости, спецавтомобили, военные автомобили и т.д.). В этом случае в трансмиссии появляется раздаточная коробка, устанавливаемая сразу за КПП, которая делит крутящий момент на два потока — один на задние оси, и один на передние оси.

В трансмиссию ряда заднеприводных и полноприводных моделей автомобилей КАМАЗ включается раздаточная коробка, от которой осуществляется отбор мощности на лебедку (или сразу на несколько лебедок), а также на ВОМ для привода различных агрегатов.

Но во всех камских грузовиках, независимо от их колесной формулы и схемы трансмиссии, применяются стандартизированные и не слишком обширные модельные ряды коробок передач и раздаточных коробок.

Ошибки и рекомендации при эксплуатации кпп

Подробнее об ошибках, которые нельзя допускать при эксплуатации коробки переменных передач КамАЗ:

  1. При включении передачи нужно выжать до упора педаль сцепления. Если системно не выполнять это правило, то синхронизаторы коробки передач износятся быстрее.
  2. Не допускается переключение с повышенной скорости на пониженную. В частности, переходить с пятой—восьмой передач на первую — четвертую при скорости езды более 30 км/ч. В противном случае синхронизатор демультипликатора быстро выйдет из строя.
  3. Если надо перейти с повышенной передачи на пониженную, то действовать необходимо последовательно, то есть перескакивать нельзя. В случае с переходом с пониженной на повышенную такое переключение возможно.
  4. Не рекомендуется полностью обхватывать селектор трансмиссии, переходя из одного диапазона передач на другой. Процедуру переключения рекомендуется выполнять открытой ладонью. Усилие, которое возлагается на рычаг, может сбить регулировку и быстрее вывести из строя селектор.
  5. Если необходимо переключиться из нейтрального первого положения во второе, то действовать необходимо легким ударом открытой ладони. При выполнении этого маневра сцепление включать не нужно. Таким образом производится переключение демультипликатора.
  6. При движении на нейтральной передаче не допускается перемещение рычага в левую и правую стороны для поиска «нейтрали». На трансмиссиях КамАЗ имеются крепления, предназначенные для фиксации рычага коробки в нейтральном положении. Эти элементы фиксируют его между скоростями 3 и 4 на пониженном диапазоне и между 5 и 6 на повышенном.
  7. Не допускается езда накатом под уклон. Масляный насос коробки передач во время езды вращается от перемещения первичного вала КПП. Если транспортное средство двигается накатом, то силовой агрегат работает на холостых оборотах, а насосное устройство — на пониженных. В результате образующееся давление недостаточно для качественной обработки подшипников смазочным веществом. При отсутствии последнего элементы быстрее перегреваются и выходят из строя в результате износа.
  8. Буксировка автомобиля в случае подключения карданного вала трансмиссии на ведущий мост или раздаточное устройство не допускается. Если не соблюдать это правило, то масляный насос агрегата быстрее изнашивается из-за нехватки смазки.
  9. При пуске силового агрегата методом буксировки возможно применение только передач в повышенном диапазоне.
  10. После остановки двигателя и перед тем как оставить машину на стоянке, нужно перевести рычаг коробки в положение нейтрали.
  11. Включение заднего хода допускается после полной остановки транспортного средства и снижении холостого хода до минимальных оборотов. Активация должна производиться через десять секунд после выключения сцепления.
  12. Если автомобиль застрял в снегу или грязи, то единственный вариант решить проблему — двигаться на второй скорости и высоких оборотах.

Патрубки радиатора охлаждения

Для автомобилей ГАЗель Next предназначены следующие патрубки:

  • Для двигателя УМЗ А274 EvoTech 2.7 — патрубки с каталожными номерами А21 R23-1303010 (верхний) и А21 R23-1303025 (нижний);
  • Для двигателя Cummins ISF 2.8 — патрубки с каталожными номерами А21 R22-1303010 (верхний) и А21 R22-1303025 (нижний).

Компоненты для разных двигателей не взаимозаменяемы, так как отличаются конструкцией и размерами. Оба патрубка для двигателя УМЗ — прямые с отогнутыми и направленными в разные стороны концами, по всей длине имеют постоянный диаметр. Верхний патрубок двигателя Cummins имеет М-образную форму (с прогибом в центральной части), а нижний — Г-образную форму с отгибом одного конца, один конец у обоих патрубков (со стороны двигателя) имеет расширение.

Монтаж патрубков осуществляется с помощью стандартных стальных хомутов различных типов (чаще всего — червячных). Верхний патрубок присоединяется к радиатору и корпусу термостата, нижний патрубок присоединяется к радиатору и корпусу водяного насоса.

Патрубки изготавливаются из различных материалов:

  • По ГОСТ 5398-76 — резиновые рукава, усиленные текстильным каркасом, имеют черный цвет;
  • Однослойные и многослойные рукава из силикона, усиленного текстильным каркасом, имеют синий цвет;
  • Резиновые и силиконовые рукава с текстильным каркасом, усиленные атмосферостойкой резиной. Внутри имеют черный или синий цвет, снаружи — красный.

Резиновые патрубки — классический вариант, они просты и наиболее дешевы, однако имеют относительно невысокий ресурс. Силиконовые патрубки — более современное решение, они имеют увеличенный срок службы, однако отличаются и более высокой ценой. Изделия с покрытием из атмосферостойкой резины — наиболее надежные, они имеют повышенную устойчивость к негативным воздействиям окружающей среды, однако тоже продаются дороже обычных.

Переключение кпп zf на автомобилях камаз

Для того, чтобы продлить срок эксплуатации КПП, а также снизить расход топлива необходимо использовать наивысшую передачу, а также осуществлять движение при средней скорости вращения коленвала.

КамАЗ 6520 оснащен коробкой передач зф16. На рисунке изображена схема переключения передач:

Коробка передач имеет синхронизатор, который облегчает переключение. Ряд 3-4 и 5-6 являются нейтральными в схеме «двойное Н». Для того, чтобы выбрать ряд 1-2 или 7-8, необходимо переместить рычаг в направление нужного ряда.

Порядок переключения передач для схемы «налагающаяся Н» будет немного иным. Холостой ход осуществляется в рядах 3-4 и 7-8. Так же, как и в предыдущем случае, переключение на ряд 1-2 и 5-6 осуществляется путем направления рычага в сторону этого ряда. В среднем положении ряда рукоять возвращается в исходное положение. Переключение на ZF 9 происходит таким же путем.

Ремонт кпп zf

Перед началом ремонта необходимо произвести диагностику. Для этого нужно установить код ошибки, соотнести его с видом неисправности и её возможной причиной. В некоторых случаях устранить неисправность можно своими руками, но так как коробка передач представляет собой сложное устройство, ремонт лучше доверить профессионалам.

Для того, чтобы произвести ремонт трансмиссии, необходимо сначала разобрать КПП:

  1. Снять узел переключения передач: вывернуть винты М8 из картера переключения, снять картер и уплотнители, демонтировать упорный щиток и пружину
  2. Снять фланец крепления подшипника: ослабить винты крепления, снять фланцы и уплотнители
  3. Разборка валов и штоков: отвинтить пробки с уплотнителем, вынуть пружины и штифты из картера, удалить винты по периметру картера. Ослабить контргайку на фланце ВОМ. Вытащить игольчатые подшипники, центральный вал управления. Снять вторичный вал и вилки переключения передач.

В процессе можно сделать переборку деталей, заменить уплотнители, укрепить соединения, поменять износившиеся винты. Также необходимо очистить от масляного осадка.

По коду неисправности можно узнать рекомендации по ремонту, например, если произошло короткое замыкание регулятора давления сцепления, то необходимо проверить все кабели и соединения, если где-то зажат кабель или есть разрыв, то этот участок необходимо поменять.

Кроме электроники очень часто случаются неисправности трансмиссии, в частности, ломается синхронизатор. В таких случаях его необходимо менять.

С делителем

По конструкции делитель состоит из следующих элементов:

  1. Золотниковый кран. Данный компонент используется для управления редуктором и располагается на опоре рычага переключения скоростей. Узел может функционировать в режимах прямой либо пониженной передачи.
  2. Редукционный клапан. Этот элемент используется для отбора сжатого воздуха, поступающего из пневматического механизма. Клапан стравливает воздушный поток, когда давление в системе критически высокое. От редукционного клапана воздух подается на управляющий кран и клапан активации делителя. Такая схема позволяет создать одновременно два контура в системе управления двигателем автомобиля.
  3. Клапан активации делительного механизма. Данное устройство предназначено для подачи сжатого воздуха на узел в случае, если водитель выключает сцепление. Такой принцип действия позволяет включить и выключить пониженную передачу параллельно переключению скоростей на основной трансмиссии.
  4. Механизм переключения передач делителя. Устройство состоит из поршня, расположенного в цилиндрическом элементе. Шток поршня подключается к ручке, расположенной на валике вилки механизма. Если в коробку передач поступает сжатый воздушный поток, то поршень перемещается в определенном направлении. В результате смещения происходит изменение режима функционирования.
  5. Воздухораспределительная магистраль делителя. Данный элемент используется для подачи воздуха в цилиндр коробки.
  6. Подшипниковые элементы, синхронизаторы и картерное устройство, оснащенное валами с шестеренками.

Устройство коробки передач с делителем включает в себя такие элементы:

  1. Гайка М12х1,25-6Н.
  2. Замковая шайба маркировки 12,3.
  3. Защитная крышка переднего подшипникового устройства, расположенного на промежуточном валу.
  4. Замковая шайба на 10.
  5. Винт М10х1,25.
  6. Защитная крышка переднего подшипникового устройства, расположенного на первичном валу, в сборе.
  7. Уплотнительная резинка крышки первичного вала.
  8. Регулировочная прокладка.
  9. Регулировочная прокладка.
  10. Первичный вал делительного устройства в сборе.
  11. Специальная гайка М52х2-Л-6Н.
  12. Маслонагнетающее колечко, расположенное на первичном валу.
  13. Штифт класса 4х12.
  14. Роликовое подшипниковое устройство радиального типа с удлиненными цилиндрическими роликами двухрядного типа, кольцами не оснащается.
  15. Стопорное колечко.
  16. Роликовое подшипниковое устройство радиального типа, относится к категории однорядных устройств.
  17. Первичный вал делительного механизма трансмиссии.
  18. Призматическая шпонка.
  19. Втулка заднего подшипникового элемента, расположенная на первичном валу.
  20. Шестеренка первичного вала делительного устройства трансмиссии в сборе.
  21. Сливная пробка, оснащенная магнитом для притяжения продуктов износа.
  22. Картерный узел делителя со втулками в сборе.
  23. Масленка.
  24. Рым-болт.
  25. Заглушка.
  26. Уплотнительная резинка.
  27. Винт М8-6gx16.
  28. Пружинная шайба.
  29. Крышка люка картерного устройства делителя коробки.
  30. Шпилька картера М16х1.
  31. Пружинная шайба.
  32. Гайка стандарта М16.
  33. Синхронизаторный узел делительного механизма коробки в сборе.
  34. Прокладка картерного устройства делителя.
  35. Промежуточный вал.
  36. Гнездо заднего подшипникового устройства, расположенного на промежуточном валу.
  37. Болт М6.
  38. Роликовый подшипниковый элемент.
  39. Крышка картерного устройства системы сцепления, расположенная сверху.
  40. Промежуточный вал делительного устройства.
  41. Шестеренка промежуточного вала.
  42. Делительный узел коробки с механизмом управления в сборе.
  43. Штифт 12х35.
  44. Шпилька М16.
  45. Подшипниковый шариковый элемент радиального типа, относящийся к классу однорядных. Устройство комплектуется канавкой и располагается на внешнем кольце.
  46. Упорное кольцо переднего подшипника.
  47. Упорная шайба.
  48. Шпилька М12х1.
  49. Стопорная планка.
  50. Винт М12х1,25.
  51. Прокладка крышки переднего подшипникового элемента, расположенного на промежуточном валу.
  52. Уплотнительное кольцо крышки подшипника.
  53. Защитная крышка смотрового отверстия, расположенная снизу.
  54. Крышка картерного устройства системы сцепления.

Основная особенность коробок передач на КамАЗ Евро 2, 3 и 4 заключается в возможности функционирования при повышенном либо пониженном режиме. Такая особенность была предусмотрена разработчиками для минимализации нагрузки на мотор машины, которая может двигаться как без груза, так и груженая.

Схема переключения передач на камазе

Принцип работы коробки передач на Камазе с редуктором несложный: повышенный либо пониженный режимы. Такой подход придуман инженерами для уменьшения нагрузки мотора: когда машина под нагрузкой, надо включать режим H. В менее активном режиме задействуется режим B.

В качестве примера приведём схему работы с коробкой делителем на ровном асфальте:

  1. Сначала включается 1-я передача, затем 2-я и 3-я;
  2. Задействуется режим H, осуществляется переключение на 4-ю скорость;
  3. Переход на режим B;
  4. Вновь переход на H, включение 5-й скорости;
  5. Возврат на облегчённый режим B.

Что это даёт? Лёгкое трогание с низов, плавное ускорение. При возникновении сложных условий движения или большой загруженности машины, первые 4 передачи рекомендуется включать в утяжелённом режиме H.

Таким образом, схема переключения выглядит так: 1B-2B-3B-4H-4B-5H-5B. А на сложных трассах подойдёт такой порядок: 1H-2H-3-H-4H-4B-5H-5B.

Некоторые модели КПП ЗФ, такие как 9S109, оборудованы дополнительной передачей C. Она нужна для улучшения передвижения по снегу, грязи, льду. Схема на коробках передач Камаз ZF 6520 такая, что при переключении на пятую скорости с четвёртой, самопроизвольно включается облегчённый режим.

Таблица: неисправности коробки передач камаз

НеисправностьПричинаКак устранить
Затрудненное включение всех передач, передача заднего хода и первая передача включается со скрежетомНеполное выключение сцепления (сцепление ведет)Отрегулировать свободный ход агрегатов привода сцепления
Включение передач с ударом и скрежетомИзнос конусных колец синхронизаторов или блокирующих фасок пальцев и кареткиЗаменить синхронизаторы
Большое усилие на рычаге переключения передачЗагрязнение опор тяг дистанционного управления. Отсутствие или загустевание смазки.Промыть опоры и заполнить их свежей смазкой 185
Включение передач с ударом и скрежетом в делителеИзнос конусных колец синхронизаторов или блокирующих фасок пальцев и каретки. Повышенное давление в пневмосистеме управления делителем. Разрыв мембраны редукционного клапана. Износ сухарей вилки переключения передач делителя.Заменить синхронизаторы. Отрегулировать редукционный клапан или разобрать и промыть. Заменить мембрану. Отрегулировать зазор между кареткой и сухарем вилки переключения передач.
Самовыключение передач на ходуНеполное включение передач из-за неисправности механизма переключения, износ вкладышей вилок или ослабления крепления вилок и рычагов.Устранить неисправности, заменить изношенные детали.
Передачи не включаютсяРазрушение подшипников шестерен ведомого вала. Износ или поломка деталей дистанционного привода управления коробкой. Поломка пальцев или фиксаторов синхронизаторов.Заменить неисправные детали. Отрегулировать привод или заменить изношенные детали. Заменить синхронизаторы.
Не включаются передачи делителяЗаедание поршней воздухораспределителя. Разрегулировано положение упора клапана включения. Поломка упора клапана. Засорение пневмосистемы управления делителем. Обрыв троса крана управления делителем.Разобрать, промыть и смазать смазкой 158 детали воздухораспределителя. Отрегулируйте положение упора клапана. Заменить упор. Промыть и продуть дроссель, воздухопроводы и клапаны. Заменить трос.
Повышенный уровень шума при работе коробки передачИзнос или поломка зубьев шестерен. Разрушение подшипников.Заменить неисправные детали.
Течь масла из коробки передачИзнос манжет или потеря ими эластичности. Повышенное давление в картере коробки. Нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям.Заменить манжеты. Промыть сапун. Подтянуть крепежные детали, заменить прокладки.

Таблица: передаточные отношения коробок передач камаз модели zf

Модель1 скорость2 скорость3 скорость4 скорость5 скорость6 скорость7 скорость8 скорость9 скоростьR
ZF-6S100010,246,5764,783,5312,611,861,351,00,749,44
ZF-9S1096,753,602,121,391,000,786,06
ZF-9S1310Повышенная13,809,596,814,583,0212,091,491,0013,17
Пониженная11,558,025,703,842,521,751,240,8411,03
ZF-16S1519,486,584,683,482,621,891,351,000,758,97

Технические характеристики

Камазовским агрегатам ZF 9S1310 ТО присущи такие характеристики:

  1. Максимальный входной крутящий момент — 1300 Н*м.
  2. Передаточные отношения:
    • для хода вперед — 9,48-0,75;
    • заднего хода — 8,97.
  3. Тип тахометра — электронный, z=8.
  4. Вес — 190 кг.
  5. Угол наклона КПП — до 3°.
  6. Максимальное давление воздуха — 10 бар.

Эксплуатационные параметры КПП на КамАЗ ZF 16:

  1. Входной крутящий момент — 1850 Н*м.
  2. Передаточные числа:
    • для движения вперед — 16,41-1,00;
    • движения назад — 15,36-12,92.
  3. Тип спидометра — электронный, z=6.
  4. Конструкционный вес — 289 кг.
  5. Наклон КПП — 0-3°.
  6. Нормированное воздушное давление — 6,2-10 бар.

ТТХ коробки передач ZF 6S 700:

  • Вес – 100 кг (без учета масла)
  • Высота – 79 см
  • Длина – 96 см
  • Ширина – 150 см
  • Входной крутящий момент (макс.) – 700 Н*м
  • Передаточные числа: 1-0,6/ 2-3,32/ 3-2,07/ 4-1,40/ 5-1,00/ 6-0,79/ R-5,58

Такая МКПП используется в автомобилях КАМАЗ 4308, 43253. Более детальные характеристики, такие как объем масла и его тип, можно найти в руководстве по эксплуатации, идущим в комплекте с коробкой передач.

Типы, модели и технические особенности кп камских грузовиков

Вплоть до конца 1990-х годов на КАМАЗы устанавливалось ограниченное количество типов коробок передач отечественного производства. Но в последние десять лет, с запуском совместного предприятия ZF-КАМА в Набережных Челнах, количество типов и моделей КПП для камских грузовиков многократно возросло, и в настоящее время одних только модельных рядов коробок больше десятка, а модификаций в разы больше.

На автомобили КАМАЗ сегодня ставятся механические, автоматизированные и автоматические коробки передач производства КАМАЗ и ZF-КАМА, все они имеют свои особенности.

К механическим коробкам относятся:

  • Модельный ряд КАМАЗ 14 — модели 14, 141, 142 и 144;
  • Модельный ряд КАМАЗ 15 — модели 15, 152 и 154;
  • Модель КАМАЗ 161;
  • Модельный ряд ZF 6S — модели 6S700, 6S1000, 6S1200;
  • Модельный ряд ZF 9S — модели 9S109/9S1310, 9S1315;
  • Модельный ряд ZF 16S — модели 16S151/16S1820, 16S1821, 16S1822, 16S1825.

КПП модельного ряда 14 — это наиболее старые коробки, которые, однако, все еще находят широкое применение. Это обычные 5-ступенчатые трехходовые КП, имеющие синхронизаторы на всех скоростях и дистанционное управление с помощью рычага из кабины. Коробки 14 отличаются компактными габаритами, простой конструкцией и надежностью, чем и обусловлено их «долголетие».

КПП модельного ряда 15 созданы на базе КПП 14 путем добавления дополнительного агрегата — делителя. Расположенный между сцеплением и коробкой (в одном корпусе с ними), делитель обеспечивает удвоение количества передач, поэтому все КПП 15 имеют 10 передач вперед и 2 передачи назад.

КПП 161 — это сегодня довольно редкая КП, созданная на базе КПП фирмы ZF. Это 8-ступенчатая коробка, построенная на базе обычного 4-ступенчатого редуктора и планетарного демультипликатора, удваивающего количество передач (кроме передачи заднего хода).

КПП ZF 6S — это обычные 6-ступенчатые коробки передач, не имеющие каких-либо особенностей. Отличаются малыми габаритами и массой (в 2,5 раза легче КАМАЗовских КПП 14), при этом имеют простую конструкцию и высокую надежность.

КПП ZF 9S — это линейка различных по исполнению и характеристикам 9-ступенчатых коробок. Основу этих КПП составляет 5-ступенчатый редуктор, который имеет четыре основных и одну понижающую передачу. Редуктор нагружен на демультипликатор, удваивающий только четыре основных передачи — все это вместе с понижающей передачей и обеспечивает наличие 9-ступеней в данной КПП.

КПП ZF 16S — это целый ряд 16-ступенчатых коробок передач, которые построены на базе 8-ступенчатой КПП и планетарного демультипликатора. Отдельные модели (например, ZF 16S151) дополнительно имеют делитель, который позволяет удваивать число передач и при совместной работе с демультипликатором более тонко выбирать режим движения автомобиля.

У всех механических коробок ZF-КАМА есть общие конструктивные особенности. В частности, переключение всех передних передач в них осуществляется с помощью синхронизаторов, и только задние (а в некоторых случаях и понижающие) передачи включаются с помощью зубчатой муфты.

Автоматизированные коробки представлены только линейкой ZF 12AS, в которую входят агрегаты 12AS1930 и 12AS1931. Это 12-ступенчатые КПП, построенные на основе 3-ступенчатого редуктора, делителя и планетарного демультипликатора (благодаря которым и обеспечивается учетверение количества передач).

Автоматические коробки передач также представлены одной линейкой ZF 6HP, которую входят модели 6HP504, 6HP602 и 6HP902. Это все 6-ступенчатые КПП с гидромеханическим управлением, построенные на основе планетарного редуктора. «Старшие» модели могут оснащаться дополнительным оборудованием — коробками отбора мощности (причем их может быть сразу две на одной коробке).

Все рассмотренные коробки передач представлены в нескольких модификациях, которые отличаются передаточными числами некоторых передач, имеют дополнительного оборудование и т.д. Также ряд КП ZF имеют модификации для установки в экспортные варианты грузовиков с правым расположением руля.

Устройство и принцип работы кпп

Основные компоненты, из которых состоит трансмиссионный агрегат КамАЗ:

  1. Картерное устройство. В нем используется три вала — первичный, вторичный и промежуточный. Назначение модуля с шестернями: активация задней скорости.
  2. Верхняя защитная крышка коробки передач.
  3. Сам механизм переключения скоростей (устройство сборно-разборное).
  4. Двигатель, расположенный на передней части картера.

На самосвалах КамАЗ при переходе с повышенной скорости на пониженную кулиса не используется. Такая особенность грузовых авто с европейскими стандартами Euro 2, 3 и 4 подразумевает применение специального переключателя и педали сцепления. Переключение производится в автоматическом режиме.

Более подробная схема устройства КПП грузовых автомобилей КамАЗ на примере модели 14:

  1. Ведущий вал.
  2. Защитная крышка заднего подшипникового элемента для ведущего вала.
  3. Регулировочная прокладка.
  4. Шток ручки.
  5. Защитное колечко.
  6. Крышка опоры ручки.
  7. Сухарь опоры ручки.
  8. Уплотнительная прокладка.
  9. Опора штока.
  10. Пружинный элемент.
  11. Опора ручки переключения скоростей.
  12. Ось модуля с шестеренками заднего хода.
  13. Упорная шайба.
  14. Модуль шестеренок задней передачи.
  15. Роликовый подшипник.
  16. Винт со штифтом.
  17. Стопорная шайба.
  18. Верхняя крышка.
  19. Уплотнительная резинка.
  20. Крышка заднего подшипникового элемента для ведомого вала.
  21. Стопорное кольцо.
  22. Задний шариковый подшипниковый элемент для тяги ведомого вала.
  23. Регулировочная прокладка.
  24. Так называемый червяк, подключенный к приводу спидометра.
  25. Уплотнительная манжета.
  26. Гайка фиксации фланца.
  27. Фланец фиксации карданного вала.
  28. Стакан заднего подшипникового устройства промежуточного вала.
  29. Крышка подшипникового устройства.
  30. Роликовый подшипник.
  31. Упорная шайба.
  32. Уплотнительная резинка.
  33. Промежуточный вал.
  34. Картерное устройство трансмиссионного агрегата.
  35. Ведомый вал.
  36. Уплотнительная резинка.
  37. Крышка переднего подшипника, расположенного на промежуточном валу.
  38. Картерное устройство системы сцепления.
  39. Уплотнительная манжета.
  40. Вилка отключения сцепления.
  41. Вал вилки отключения сцепления.
  42. Муфта системы сцепления.

Пятиступенчатые коробки передач ставятся на авто, предназначенные для индивидуального использования, десятиступенчатыми агрегатами оснащаются грузовики, относящиеся к классу автопоездов. По конструкции 10-ступенчатый агрегат представляет собой коробку с пятью ступенями, дополненную редукторным устройством с делителем. Такая система обеспечивает возможность использования 10 передних скоростей и двух задних.

Если на новом или на старом КамАЗе установлена трансмиссия модели 152 или 154, то она имеет следующие отличия от более старых версий:

  • коробка передач оборудуется усиленным синхронизаторным устройством делительного механизма;
  • в таких агрегатах более усилены шлицы, а из устройства КПП удалены крепления этих элементов;
  • в более новых версиях на моделях 43118, 5320 и прочих используется другой способ крепления шестеренок агрегата;
  • высота зубчиков коробки передач увеличена.

В более модернизированной версии коробки передач КамАЗ правильная процедура управления и включения делительного механизма производится с применением пневматического устройства.

Оцените статью
Камаз