Конструкция и принцип работы ручного насоса
Насос подъема кабины КамАЗ, устройство которого приведено ниже, может отличаться, в зависимости от модификации автомобиля.
Помпа состоит из следующих комплектующих:
- Впускной клапан. Выполнен в виде шарика, установленного внутри трубки. При всасывании масла шарик поднимается над посадочным местом, пропуская жидкость;
- Выпускной клапан. Состоит из шарика, прижатого к посадочному месту пружиной. Клапан открывается при достижении необходимого давления;
- Поршневая секция. Состоит из цилиндра, в котором перемещается поршень, соединенный с рукояткой привода. Поршень оснащен резиновым уплотнением. Это предотвращает утечку масла из помпы;
- Масляная емкость. Бачек для масла выполнен в одном корпусе с насосом или присоединен к нему. Он связан с поршневой секцией через впускной клапан;
- Золотник. Необходим для управления системой при повороте рукоятки в определенное положение. Золотник направляет давление масла на необходимый вход гидроцилиндра;
- Ручка привода поршневой секции. Насосы оборудованы рукояткой соединенной с поршнем и закрепленной на корпусе устройства.
ВАЖНО: Для уменьшения физических усилий при работе с насосом подъема кабины КамАЗ в рукоятку устанавливается рычаг.
Применяемость:
КамАЗ
Производитель — ОАО «БАГУ» (Борисовский завод
«Автогидроусилитель»), Беларусь
Аналоги и модификации:
Применение — для нагнетания рабочей жидкости (масла) в систему
МОК (механизма опрокидывания
кабины) грузовых автомобилей КамАЗ
с компоновкой кабины над двигателем;
Допускается также название «Насос МПК — механизма подъема кабины»
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Тип насоса — ручной, плунжерный, одностороннего действия | |
Максимальное давление развиваемое насосом, МПа | 18 |
Диаметр плунжера, мм | 16 |
Рабочий объем, см³ | 8 |
Заправочный объем, см³ | 300 |
Объёмный КПД, не менее | 0,85 |
Давление срабатывания предохранительного клапана в заливной пробке, МПа | 2±0,5 |
Усилие на рукоятке на расстоянии 600 мм от продольной оси приводного вала, не более, Н | 350 |
Масса, кг | 4,6 |
содержание цветных металлов, алюминий, кг | 0,98 |
Насос рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от -45°С
до 50°С и относительной влажности до 98% при температуре 35°С. Насос, хранившийся
при отрицательных температурах, перед монтажом должен быть выдержан на менее 4-х часов
при температуре не ниже 15°С.
Параметры указаны для насоса, работающего на масле
марки «Р» ТУ 38.1011282-79 при температуре масла 45-50°Сприменяемые
масла в качестве рабочей жидкости:
Допускается применение масла:
примечание: НЕ допускается применение рабочих
жидкостей с крутыми вязкостно-температурными характеристиками (типа И20А, И12А ГОСТ
20799-88)
Уровень рабочей жидкости в насосе должен быть не ниже нижней кромки заливной
горловины.Кабина при проверке уровня должна находиться в транспортном положении.
Насос соответствует техническим условиям ТУ РБ 00232153.015-94. Эксплуатация
насоса также должна проводиться при строгом соблюдении требований ТУ РБ 00232153.015-94
и инструкции по эксплуатации автомобиля.
Комплектность поставки:
Особенности исполнения — каталожный номер и логотип производителя
клеймятся на корпусе
Принцип действия механизма
Большой вес кабины современных грузовиков КамАЗ делает подъем вручную затруднительным. Поэтому она оборудуется гидравлическим механизмом. Это позволяет осуществлять подъем и опускание без применения больших физических усилий.
СПРАВКА: Гидравлическая система подъема в некоторых модификациях грузовых автомобилей используется для спуска запасного колеса расположенного за кабиной.
Механизм опрокидывания состоит из нескольких составляющих:
- Гидроцилиндр двустороннего типа. Направление движения рабочего штока гидроцилиндра зависит от того ,на какой вход подается давление масла;
- Ручной насос подъема кабины КамАЗ. Необходим для нагнетания масла в систему;
- Шланги высокого давления или металлические трубопроводы.
При помощи гидравлического насоса масло из бачка под давлением поступает в гидроцилиндр. На более старых моделях масляный бак установлен отдельно. Современные грузовые автомобили КамАЗ имеют бачек в одном корпусе с плунжерной помпой.
Под действием давления масла шток цилиндра выдвигается из цилиндра. Проушина штока шарнирно соединена с кабиной. Выдвигаясь, шток поднимает кабину. Для опускания подача давления переключается на второй вход гидроцилиндра, с помощью переключателя, установленного на насосе. После переключения давление воздействует на шток в обратном направлении. Это приводит к опусканию.
ВНИМАНИЕ: Подъем кабины грузового автомобиля КамАЗ возможен до достижения ей угла 41о по отношению к раме. При дополнительных манипуляциях можно поднять кабину до 61о.
Большая нагрузка на гидроцилиндр снижается при помощи специализированной системы уравновешивания. Она позволяет плавно осуществлять подъем и опускание. Система выполнена в виде двух торсионов. Их работа направлена на взаимное противодействие. Торсионы установлены на лонжеронах рамы, и крепятся к кабине с двух сторон.
Принцип действия насоса
При движении ручки плунжерной помпы вверх, поршень поднимается по трубке. Под действием разрежения масло попадает в поршневую секцию, приподнимая шарик впускного клапана. При движении ручки вниз, поршень давит на масло, находящееся в поршневой секции.
После закрытия впускного клапана, давление в поршневой секции насоса кабины КамАЗ возрастает. При достижении необходимой величины, давление сжимает пружину выпускного клапана. Шарик выпускного клапана отрывается от седла и пропускает масло под давлением в трубопровод, ведущий к гидроцилиндру. Так ритмичное движение рукояткой вверх и вниз позволяет накачивать давление масла в гидравлический цилиндр.
Типы насосов и их применение
На грузовиках Камского автомобильного завода, независимо от модификации. устанавливаются насосы плунжерного типа. Они отличаются своей надежностью и неприхотливостью к температуре окружающей среды.
Насосы механизма опрокидывания кабины КамАЗ имеют ручной привод. Это позволяет выполнить опрокидывание при не работающей силовой установке.
Все помпы делятся на два вида:
- Одноконтурные. Используются только для механизма поднятия и опускания кабины. Они оснащены одним золотником, распределяющим давление масла в системе;
- Двухконтурные. Используются на автомобилях с запасным колесом, расположенным за кабиной. Они имеют два золотника и две рукоятки управления. Принцип действия обоих золотников идентичен.
ВНИМАНИЕ: Камский автомобильный завод оснащает грузовые автомобили насосами двух производителей:
- РРТ – производство Сербия;
- БАГУ – производство Республика Беларусь.
Устройства разных производителей имеют отличающиеся крепления, технические характеристики, и не являются взаимозаменяемыми. Это следует учитывать при подборе помпы для замены.
Из вышеперечисленного следует, что насос системы опрокидывания кабины КамАЗ используется для нагнетания давления масла в гидравлический цилиндр. В совокупности с механизмом уравновешивания, гидроцилиндр плавно поднимает кабину, до достижения ей необходимого угла по отношению к раме грузового автомобиля.