- Варианты трансмиссии
- Двигатели камаз-43502
- Кабина камаз-43502
- Камаз разменял 50 — журнал «автотрак»
- Камаз-45144: характеристики и цена, фотографии и обзор
- Камаз-53102
- Камаз-6511
- Лёгкий на подъём покоритель бездорожья и снежных просторов
- О сферах применения машины
- Об устройстве и комплектации камаз-43502
- Технические характеристики моделей
- Ураган ка-три
Варианты трансмиссии
На КамАЗ-43502 использовались следующие типы трансмиссий:
КамАЗ-154 – десятиступенчатая (5х2) механическая коробка передач с двухступенчатым делителем (демультипликатором) и синхронизаторами. Она состоит из основного пятиступенчатого редуктора и двухступенчатого делителя, который располагается впереди основной МКПП.
ZF 6S 1000 – шестиступенчатая механическая коробка передач, применяемая на самых лёгких грузовиках Камского автомобильного завода. Представляет собой шестиступенчатый редуктор. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача – зубчатой муфтой. Высшая передача –повышающая. Передаточные числа: 6,75 – 0,78.
ZF 9S 1310 – девятиступенчатая механическая коробка передач, которая включает в себя основной четырёхступенчатый редуктор и планетарный демультипликатор, расположенный сзади основной коробки, и имеет дополнительную пониженную передачу. Её передаточные числа находятся в диапазоне от 9,48 до 0,75, что при входящем крутящем моменте 1300 Н·м обеспечивает реальное снижение расхода дизтоплива.
Сцепление используется однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа; ранее – модели ЯМЗ-184 или модели 19, теперь – модели MFZ 430, от ZF&Sachs. Привод – гидравлический, с пневматическим усилителем. Передаточное отношение главной передачи – 5,94.
Двигатели камаз-43502
Дизельные двигатели Камминз серии 6.7 – продукция совместного предприятия «Камминз-Кама». Это современные рядные шестицилиндровые дизели, оснащённые системой турбонаддува, с промежуточным охлаждением воздуха, и системой электронного управления впрыском «Коммон Рэйл». Диаметр цилиндра – 107 мм; ход поршня – 124 мм. Степень сжатия – 17.3:1. Сухой вес двигателя – 512 кг.
Модификация Cummins ISB 6.7 275, которая использовалась на выпускаемых ранее КамАЗ-43502-3032-14(S4), обладает мощностью 205 кВт (275 л.с.) при 2500 об/мин., и развивает максимальный крутящий момент 990 Н.м, при 1500 об/мин., соответствует экологическому классу Евро-4, благодаря использованию системы SCR.
Вариант Cummins ISBe6.7 E5 285 устанавливается на самой современной модификации КамАЗ 43502-66 (D5). Этот турбированный мотор обладает мощностью 285 лошадиных сил, максимальным крутящим моментом 1007 Н.м (103 кгс.м). Двигатель соответствует стандартам экологического класса Евро-5.
Восьмицилиндровые V-образные дизельные двигатели КамАЗ 740.652-260 обладают следующими техническими характеристиками:
- Рабочий объём – 11,76 литров
- Номинальная мощность – 260 лошадиных сил.
- Максимальный крутящий момент – 1128 Н.м., при 1300 об/мин.
- Диаметр цилиндра – 120 мм; ход поршня – 130 мм.
- Степень сжатия – 17,9:1.
- Сухая масса двигателя – 870 кг.
Кабина камаз-43502
Автомобиль комплектуется рестайлинговой цельнометаллической кабиной, расположенной над мотором. Если ранее выпускались модификации КамАЗ-43502 и со спальным местом, и без него, то в настоящее время все машины данной модели комплектуются кабиной со спальником.
За исключением автомобилей для Вооружённых Сил РФ. Отличием рестайлинговой версии кабины являются современный дизайн и увеличенная высота. В салоне установлена модернизированная передняя панель. Педали тормоза и подачи топлива перемещены в другое место, под пассажирским сиденьем обустроен отдел для инструментов.
Рестайлинговая кабина привлекает тремя новыми раздельными сиденьями с возможностью регулировки. Водительское кресло на пневматической подвеске, эффективно гасящей вертикальные колебания. Оно уменьшает нагрузку на позвоночник и снижает утомляемость. Изготовленное из мягкого пластика рулевое колесо регулируется по высоте на 8,5 см и до 15 градусов по углу наклона.
Это позволяет водителю выбрать оптимальное положение и комфортно устроиться за рулём. Рычаг переключения передач из долговечного термопластика снабжён виброгасителями, что также повышает комфорт управления. Все необходимые органы управления машиной сосредоточены в зоне вытянутой руки. В распоряжении водителя – новая комбинация приборов, которая обеспечивает быстрое считывание контрольных параметров.
В кабине КамАЗ-43502 сейчас устанавливается тахограф российского стандарта с блоком СКЗИ (Continental DTCO 3283). Он принимает карточки водителя нового образца. На тыльной стенке кабины вахтовых автобусов на базе КамАЗ-43502 имеется два смотровых окошка, с помощью которых можно жестами передать информацию в пассажирский салон (где также есть смотровое окно). Предусмотрена внутренняя связь и через транспортное переговорное устройство (ТПУ).
Камаз разменял 50 — журнал «автотрак»
Плод коллективной работы
К середине 1960-х годов быстрорастущая экономика Советского Союза и, как следствие, резкое увеличение грузооборота потребовали существенного расширения автотранспортного парка. Причем наиболее острый дефицит ощущался в машинах грузоподъемностью 8-10 тонн с экономичными дизельными двигателями и автопоездах на их базе. Однако возможности отечественного автопрома не позволяли удовлетворить спрос в перспективных большегрузах. Вывод очевиден — создание нового семейства автомобилей и строительство невиданного доселе по мощности предприятия по их производству.
Учитывая это, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление №1084 от 16 ноября 1967 года «О строительстве комплекса заводов по производству грузовых автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности». Ежегодно планировалось выпускать 150 тысяч 8-тонных грузовиков и тягачей на их базе, 250 тысяч дизельных двигателей. Новые грузовики предназначались для эксплуатации на большой сети дорог с несущей способностью 6 тонн на одиночную ось и 11 на тележку.
Уже весной 1968 года приказом министра автомобильной промышленности СССР А.М. Тарасова №109 заводу им. И.А. Лихачева поручили создание семейства большегрузных автомобилей и подготовку их производства на новом месте. Этот же документ обязывал Ярославский моторный завод (ЯМЗ) разработать для новых грузовиков силовые агрегаты, а Мытищинский машиностроительный завод и Минский автозавод — самосвальные установки.
Еще до появления упомянутых документов на столичном автозаводе полным ходом шла разработка собственных перспективных грузовиков с кабиной над двигателем — ЗИЛ-170 (6×4) и ЗИЛ-169 (4×2). Первой «ласточкой» оказался седельный тягач ЗИЛ-2Э170В, построенный в конце 1968 года. Машину снабдили новым дизельным двигателем ЯМЗ-6Э641 (V8, 9,5 л) мощностью 210 л.с., 2-дисковым сцеплением с пневмогидроусилителем и дистанционным управлением, механической 5-ступенчатой коробкой передач с делителем (всего 10 скоростей), 2-ступенчатыми ведущими мостами с блокируемым межосевым дифференциалом, 2-контурной тормозной системой, модернизированными рессорами, долговечной карданной передачей, бездисковыми 5-спицевыми колесами, радиальными шинами и другими усовершенствованиями. Просторная 3-местная кабина имела плоские стекла ветрового окна с тонкой средней стойкой, эффективную теплошумоизоляцию, мощный отопитель, подрессоренное регулируемое сиденье водителя, фланцевые уплотнители проемов дверей.
В середине 1969 года зиловскому семейству присвоили новые цифровые индексы: бортовой грузовик «5320», его длиннобазный вариант «53202», короткобазное шасси под самосвал «5510», седельный тягач «5410». До конца года изготовили опытные ЗИЛ-5320, ЗИЛ-53202 и шасси ЗИЛ-5510. Перечисленные модели и стали прообразами будущих КАМАЗов.
Уже в первой половине 1968 года компетентные комиссии изучили более 70 вариантов размещения нового автозавода. После тщательного анализа выбор остановили на провинциальном татарском городке Набережные Челны. К процессу подключили и ряд крупных иностранных компаний. 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта, эта дата считается днем рождения КамАЗа.
Между тем, летом 1970 года сравнительные испытания ЗИЛ-5320 и ЗИЛ-53202 с зарубежными конкурентами Ford W1000D, Mercedes-Benz-LPS 2223 и International T190 подтвердили актуальность технических решений, заложенных в конструкцию новых машин. В 1971 году завод приступил созданию автомобилей ЗИЛ-4310 с колесной формулой 6×6. С 1972 года автомобили получили новую кабину модели «5320» и стали обозначаться КАМАЗ (базовый бортовой грузовик — КАМАЗ-5320). В следующем году на КАМАЗы стали устанавливать окончательно доработанные кабины «5320» (трехместная) и «5410» (трехместная со спальным отсеком).
Таким образом, для Камского автозавода на ЗИЛе создали широкий спектр моделей различного назначения 6×4 для работы в составе автопоездов полной массой 26,5 и 32 тонны и семейство грузовиков 6×6 для 24-тонных автопоездов. На ЯМЗ разработали дизельные двигатели КАМАЗ-740 (V8, 10,85 л) мощностью 180 и 210 л.с., 260-сильный КАМАЗ-741 (V10, 13,56 л), сцепления и коробки передач, на МАЗе — самосвальную установку.
Автогигант на Каме
Надо сказать, что денег на возведение автогиганта не жалели, поэтому предприятие росло как на дрожжах. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран мира и 2000 заводов из 500 городов СССР. На предприятии установили свыше 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий.
Звездный час наступил 16 февраля 1976 года, когда с главного сборочного конвейера завода сошел первый камский грузовик — бортовой 8-тонный КАМАЗ-5320. В отличие от предшественников, модель являлась автомобилем-тягачом для постоянной работы с прицепом, что вдвое повышало его производительность. К концу 1976 года в Набережных Челнах выпустили 5 тыс. автомобилей, в числе которых наряду с КАМАЗ-5320 был и седельный тягач КАМАЗ-5410 для работы в составе автопоездов полной массой 26 тонн. Производство шасси для самосвала КАМАЗ-5511 грузоподъемностью 10 тонн начали выпускать в 1977 году, а версию с удлиненной колесной базой КАМАЗ-53202 — в 1978 году.
Динамика производства росла рекордными темпами. За 1976-1980 гг. на КамАЗе собрали 202,3 тыс. большегрузов. За этот период освоили введенные мощности первой очереди. На втором году массового выпуска автомобилей (1978 год) предприятие стало рентабельным. Через пять лет, доведя парк КАМАЗов до 668,9 тыс. машин, оно полностью окупило вложенные в него инвестиции. В составе КамАЗа находились действующие заводы: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, литейный и ремонтно-инструментальный.
К пуску второй очереди КамАЗа в 1981 году освоили выпуск 8 типов автомобилей. Среди них оказался 6-тонный армейский грузовик КАМАЗ-4310 (6х6) с односкатными колесами, оборудованный лебедкой, двумя топливными баками и системой регулирования давления воздуха в шинах (СРДВШ). У гражданской модификации КАМАЗ-43105 с платформой большей длины отсутствовали лебедка и СРДВШ.
В начале 1980-х годов базовые модели получили двигатели увеличенной до 220 л.с. мощности, механические 10-ступенчатые коробки передач, новый передний бампер и противотуманные фары. В серию пошли 13-тонный самосвал КАМАЗ-55111 с несколько доработанным шасси и измененным кузовом, а также 9-тонное шасси КАМАЗ-55113 для работы со сменными кузовами. Интерес представляли перспективные магистральные тягачи КАМАЗ-6410 и КАМАЗ-2Э6410, которые оснащались вынесенной вперед кабиной с оригинальным оформлением, пневмоподвеской и подъемной задней осью.
В декабре 1986 года изготовили миллионный двигатель, а в 1988 году достигли максимума ежегодного уровня производства: 126 662 грузовиков и 179 292 двигателей. Общее число выпущенных автомобилей превысило 1 млн единиц, а численность сотрудников составила 163 тыс. человек. Тогда же ввели в строй третью сборочную нитку автомобилей. В 1987 году на КамАЗе наладили серийный выпуск микролитражных автомобилей «Ока».
В 1988 году на заводе впервые в мире наладили серийный выпуск газодизельных грузовиков КАМАЗ-53208 и КАМАЗ-53218 на базе соответственно КАМАЗ-5320 и КАМАЗ-53212, а также седельных тягачей и самосвалов КАМАЗ-54118 и КАМАЗ-55118. Эти автомобили оборудовали 210-сильным мотором КАМАЗ-7409.10, работающем на смеси дизельного топлива и сжатого метана.
Создавались и опытные образцы. В 1988 году построили седельный тягач КАМАЗ-54255 (КАМАЗ-5415М) с новой комфортабельной кабиной и бортовой грузовик (4х2) с кабиной финской фирмы Sisu. В 1990-1991 гг. такой же кабиной оснастили 2- и 3-осное шасси КАМАЗ-53255, а также седельный тягач КАМАЗ-5425МА (4х2) с турбодизелем Cummins мощностью 325 л.с., коробкой передач Eaton и мостами Raba для выпуска на совместном советско-австрийском предприятии «Альткам».
В рыночных реалиях
В августе 1990 года Производственное объединение «КАМАЗ» преобразовали в акционерное общество. Непростой для предприятия переход к рыночным отношениям резко ухудшил пожар на заводе двигателей в апреле 1993 года, который почти полностью уничтожил производственный корпус и технологическое оборудование. Временно приостановили выпуск ряда моделей, некоторые стали комплектовать моторами Cummins, а позже — дизелями Ярославского моторного завода и «Барнаултрансмаша». Благодаря поддержке страны, в кратчайшие сроки камазовцы восстановили предприятие. Уже в декабре 1993 года удалось возобновить выпуск продукции, а через три года заработал восстановленный после пожара сборочный конвейер двигателей.
В 1994 году заработал завод по производству автомобилей «Ока». На их базе с 2000 года выпускались пикап «Гном» и фургон грузоподъемностью 300 кг.
Рыночные реалии заставили модернизировать существующую линейку продукции. В 1995 году выпустили 11-тонный бортовой грузовик КАМАЗ-53215, седельный тягач КАМАЗ-54115 для 36-тонного автопоезда, самосвал КАМАЗ-55111.02 с 6,6-кубовым кузовом, длиннобазное шасси КАМАЗ-53229 грузоподъемностью 17 тонн и шасси КАМАЗ-5513 для монтажа различных надстроек. Машины оснащались кабиной увеличенного объема с верхним и боковыми обтекателями, измененной светотехникой и усовершенствованными двигателями КАМАЗ-740.11-240, КАМАЗ-740.21-240 и КАМАЗ-740.20-260, получившими международную сертификацию на соответствие требованиям Евро-1.
Еще в 1991 году на предприятии создали армейский грузовик КАМАЗ-43114 (6х6) грузоподъемностью 6 тонн и его гражданский 7-тонный вариант КАМАЗ-43115. Они получили двигатель КАМАЗ-7403 мощностью 260 л.с., межколесную блокировку и широкопрофильные шины. Армейский грузовик КАМАЗ-4326 (4х4) грузоподъемностью 4 тонны снабдили 220-сильным мотором (позже турбодизелем КАМАЗ-740.11-240 мощностью 240 л.с.) и бортовой платформой. На его базе позже разработали многоцелевой бронеавтомобиль БПМ-97 «Выстрел» (КАМАЗ-43269). Новое семейство армейских автомобилей «Мустанг» в 1998 году включало три базовые модели КАМАЗ-4350 (4х4), КАМАЗ-5360 (6х6) и 16-тонный КАМАЗ-6350 (8х8) с двигателями нового поколения мощностью 240, 280 и 360 л.с. соответственно.
Вместе с тем издержки, связанные с восстановлением мощностей Завода двигателей, снижением деловой активности на внутреннем рынке привели к резкому сокращению объемов выпуска. Так, за 1994-1996 гг. КамАЗ изготовил 62 866 автомобилей (в среднем 20 388 штук в год), в 1997 году — 12 675 штук, а в 1998 году — 3541 машину (завод практически остановили на 10 месяцев). Выделение правительством Татарстана в 1998 году товарного кредита позволило вновь запустить главный сборочный конвейер КамАЗа. Оживили производство и двухсторонние соглашения, подписанные с рядом зарубежных инвесторов. В то же время КамАЗ не смог вовремя погасить долги и оказался на грани краха. Только к началу 2001 года предприятие освободили от общего долга свыше $1 млрд и вновь возвратили России.
Привлекал КамАЗ к своей работе и тюнинговые компании. Фирмы «Автодизайн» и «Элаэр» строили кабины увеличенной вместимости с наружным аэродинамическим обвесом. Помимо этого, ОАО «РИАТ» выпускало малыми партиями специализированные грузовики. С 1998 года РИАТ изготавливал кабины «Стайер» с увеличенной на 650 мм высотой крыши и двумя спальными местами. Любопытен 7-тонный автофургон КАМАЗ-РИАТ-5355 (4×2), оборудованный новой кабиной, 22-кубовым кузовом, 210-сильным двигателем КАМАЗ-740 или Cummins мощностью 185 л.с., 5-ступенчатой «механикой» ZF.
В 1999 году Завод двигателей выпустил двухмиллионный мотор. В 2000 году предприятие изготовило 23,5 тыс. автомобилей, а в 2001 году впервые за 7 лет получило прибыль в размере 57 млн рублей.
В 2003 году в производство запустили ряд новых моделей. Седельный тягач КАМАЗ-6460 (6х4) для работы в составе автопоезда 46 тонн обзавелся 400-сильным мотором КАМАЗ-740.63-400 (Евро-3), механической 16-ступенчатой КП ZF 16S, кабиной с высокой или сверхвысокой крышей и двумя спальными местами. Магистральный тягач КАМАЗ-5460 (4х2) с аналогичной кабиной и коробкой передач оборудовали гипоидным ведущим мостом, 360-сильным дизелем КАМАЗ и задней пневмоподвеской. В дальнейшем машину снабдили 400-сильным мотором КАМАЗ или его вариантом мощностью 420 л.с., с которым в паре работал 12-ступенчатый «автомат» ZF-AS Tronic 12AS.
В ноябре 2003 года пришел черед городского развозного автомобиля КАМАЗ-4308 (4х2) грузоподъемностью 5,5 тонн. Его оснастили 4,5-литровым дизелем Cummins мощностью 140 л.с. или 210-сильным аналогом объемом 6,7 л, механической 6-ступенчатой коробкой передач ZF, дисковыми тормозами, рессорной, а позже пневматической задней подвеской.
Успешно развивалось деловое взаимодействие Камского автозавода с ведущими зарубежными производителями компонентов. С 2005 по 2008 гг. создали совместные предприятия: Friedrichshafen AG — «ЦФ КАМА» с концерном ZF, «КАММИНЗ КАМА» с компанией Cummins, «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА» с фирмой Knorr-Bremse, «Федерал Могул Набережные Челны» с Federal Mogul. В 2008 году немецкий концерн Daimler AG приобрел 10% КамАЗа, а в ноябре 2009 года партнеры подписали договоры о создании двух совместных предприятий по выпуску автомобилей — «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» и «Мерседес-Бенц Тракс Восток».
С 2006 года седельный тягач КАМАЗ-65116 (6х4) комплектуется дизелями КАМАЗ-740.51-280 мощностью 280 л.с. или 300-сильным Cummins 6ISBe 300. В следующем году стали предлагать бортовой автомобиль КАМАЗ-53082 (6х2) с подъемной задней осью. Машина грузоподъемностью 12,7 тонны оборудована двигателем Cummins (Евро-4) мощностью 285 или 300 л.с.
Работа на потребителя
В начале 2022 года завод освоил серийный выпуск автомобилей с рестайлинговыми кабинами. Ими, наряду с серийными, стали комплектовать модернизированные модели: бортовые грузовики КАМАЗ-4308-6063-28, КАМАЗ-43118-24, КАМАЗ-65117, шасси КАМАЗ-43253, самосвалы КАМАЗ-43255 и КАМАЗ-6520-23072-63, а также седельные тягачи КАМАЗ-65226 (6х6) и КАМАЗ-65228 (8х8) для работы в составе автопоездов полной массой 98,7 и 120 тонн соответственно.
15 февраля 2022 года предприятие выпустило двухмиллионный грузовик, коим оказался КАМАЗ-6522. В июне того же года с Daimler Trucks подписали лицензионное соглашение о передаче технологии производства кабин Mercedes-Benz Axor для установки на грузовики КАМАЗ нового поколения К4. Как итог — серийный выпуск в конце 2022 года магистрального тягача КАМАЗ-5490 (4х2). Экономичность ему обеспечивает двигатель Mercedes-Benz OM457LA (401 или 428 л.с.), механическая КП ZF16S2220 или «автомат» ZF 12AS2131, а также гипоидный ведущий мост Daimler HL6, круиз-контроль, металлокордные бескамерные шины и комплект аэродинамических обтекателей кабины и шасси.
Главной изюминкой седельного тягача КАМАЗ-65116-30 (6×4) стал 260-сильный газовый двигатель КАМАЗ-820.60-260 (Евро-4). Баллоны общим объемом 1040 л вмещают 208 куб. м сжатого метана.
В 2022 году с конвейера сошли самосвалы нового поколения КАМАЗ-6580 (6х4) и КАМАЗ-65802 (6х6) грузоподъемностью 24, и 25,8 тонн соответственно, а также седельный тягач КАМАЗ-65806-002-68 (6х4) для работы в составе автопоезда полной массой до 74 тонн. Машины снабдили новыми кабинами, двигателем Mercedes-Benz OM457LA (Евро-5) мощностью 401 л.с. и механической 16-ступенчатой КП ZF16S 2220ТО.
В 2022 году на рынок вывели свыше 100 комплектаций грузовиков и шасси, в том числе ряд новых моделей поколения К4. В частности, седельный тягач КАМАЗ-5490 NEO отличается увеличенной колесной базой, контролем нагрузки на ведущий мост, усиленной передней подвеской, увеличенным запасом топлива.
Камский автозавод первым из отечественных производителей освоил серийный выпуск электробуса КАМАЗ-6282, заряжаемого от станции ультрабыстрой подзарядки в течение 8-12 минут (заряда хватает до 70 км).
В декабре 2022 года на Заводе двигателей собрали первые образцы нового рядного шестицилиндрового дизельного двигателя КАМАЗ-910.10 рабочим объемом 12 л для грузовиков поколения К5. Планируется, что мотор (Евро-5, а в дальнейшем Евро-6) станет основой для создания вариантов мощностью 380, 400, 450, 500 и 550 л.с.
В 2022 году на испытания вышел разработанный КамАЗом совместно с НАМИ беспилотник особо малого класса ШАТЛ (КАМАЗ-1221) для передвижения по твердым дорогам с использованием данных цифровых карт, систем навигации и технического зрения.
В мае 2022 года, через три года после начала строительства, вступил в строй завод по производству каркасов кабин, которые будут поставлять на КамАЗ для изготовления кабин К5 и на СП «Даймлер КАМАЗ Рус» для комплектации грузовиков Mercedes-Benz, выпускаемых в Набережных Челнах.
В нынешнем году выпустили опытно-промышленную партию перспективных тягачей КАМАЗ-54901 (4х2) семейства К5. Машина обладает современным дизайном, улучшенной аэродинамикой, комфортабельной кабиной, турбодизелем KАМAЗ-910.12-450 (Евро-5) мощностью 450 л.с., 12-ступенчатым «автоматом» ZF Traxon, пневматической задней подвеской и современным комплексом активной безопасности. Новинкой стал и самосвал КАМАЗ-6520 «Люкс» (6х4) с увеличенной до 21 тонны грузоподъемностью и 390-сильным турбодизелем Cummins ISL400 50.
Новейший вездеход КАМАЗ-6355 (8х8) «Арктика» с кабиной К5 грузоподъемностью 14,9 тонны предназначен для работы в условиях Арктики и Крайнего Севера. Для этого применили шарнирно-сочлененную раму, колеса большого размера и 450-сильный двигатель КАМАЗ-910.10. Состоялись премьеры электромобиля КАМАЗ-53198 и седельного тягача КАМАЗ-65659 (6х2) с подъемной задней осью.
За полвека существования Камский автозавод изготовил около 2,3 млн автомобилей и чуть менее 3 млн двигателей. Предприятие входит в число 10 ведущих мировых компаний по производству большегрузных грузовиков, занимает 8 место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей. Автомобили, выпущенные в Набережных Челнах, эксплуатируются более чем в 80 странах мира, а каждый третий грузовик полной массой 14-40 тонн, работающий в России и странах СНГ, носит марку КАМАЗ.
Камаз-45144: характеристики и цена, фотографии и обзор
КамАЗ-45144 – это хорошо известный крупнотоннажный самосвал с «сельскохозяйственной ориентацией», получивший (в процессе «масштабной модернизации камских грузовиков» 2009 года) современную цельнометаллическую откидную кабину на четырехточечной пневмоподвеске с гидравлическим механизмом опрокидывания. Кабина имеет привлекательный внешний облик с аэродинамическими элементами обвеса и бампером из ударопрочного пластика.
Интерьер трехместной кабины, лишенной спального места, отличается: современной эргономикой, наличием удобных регулируемых кресел и богатым (для данного класса грузовиков) оснащением.
Модернизированный самосвал КамАЗ-45144 имеет только один вариант длины колесной базы, которая равна 3690 мм. Общая габаритная длина грузовика при этом достигает 8480 мм, на его передний свес приходится 1320 мм и расстояние между осями задней тележки равно 1320 мм. Габаритная высота по верхней точке грузовой платформы достигает отметки 2970 мм.
Самосвал укомплектован грузовой платформой без защитного козырька, имеющей боковую разгрузку в обе стороны за счет гидравлического механизма подъема с электропневматическим дистанционным управлением. Полезный объем грузовой платформы равен 19 м³, а максимальный угол ее подъема — 50 градусов.
Снаряженная масса КамАЗа «45144» достигает 11 100 кг, при этом полная масса составляет не более 24 700 кг. Грузоподъемность, соответственно, на отметке – 13 575 кг. При этом максимально допустимая нагрузка на переднюю ось не должна превышать 5 550 кг, а на заднюю тележку должно приходиться не более 19 200 кг.
Тягу самосвалу обеспечивает 6-цилиндровый рядный дизельный агрегат Cummins 6ISBe 300, рабочий объем которого — 6,7 литра. Двигатель получил систему турбонаддува и систему прямого впрыска топлива, а его максимальная мощность равна 300 л.с. (281 л.с. полезной мощности) при 2300 об/минуту. Пик крутящего момента двигателя — 1100 Нм, развиваемых при 1450 об/минуту.
Пару мотору составляет 9-ступенчатая МКПП ZF 9S1310 с передаточным числом главной передачи 5,43 или 5,94 в зависимости от типа комплектации. С мотором КПП взаимодействует через сухое диафрагменное сцепление с одним ведомым диском.
Самосвал-зерновоз КамАЗ-45144 спроектирован на базе рамной платформы модели «65115» с тремя осями, рессорной подвеской и колесной формулой 6х4. Все колеса самосвала производитель снабдил барабанными тормозами с пневматическим приводом управления. Диаметр используемых в них тормозных барабанов равен 400 мм, ширина тормозных колодок составляет 140 мм, а суммарная площадь поверхности тормозных накладок — 6300 см².
Расход топлива у этой машины составляет порядка 28 л/100 км, а объеме бака – 500 л. Максимальная скорость движения – 80 км/ч. Эксплуатационно-технические параметры позволяют самосвалу преодолевать подъем до 18°.
Так же, несмотря на внушительные габариты, этот «сельхоз-грузовик» обладает достаточной маневренностью – наружный радиус разворота не превышает 9 м.
Уже в базе этот самосвал комплектуется: коробкой отбора мощности ZF, гидроусилителем руля, панелью приборов с антибликовым покрытием, настраиваемым креслом водителя с пневмоподвеской, а также топливным баком вместимостью 350 литров.
Стоимость самосвала-зерновоза КамАЗ-45144 в 2022 году стартует с отметки порядка ~4.1 млн. рублей.
Отзывы
Камаз-53102
Самосвал для перевозки и самостоятельной разгрузки материалов, предназначен для съема фрахта с трех сторон. Применяется в качестве тягача, способного перевозить прицепное устройство весом до 11,55 т. Базовые модификации тяжеловозов буксируют 7-тонные полуприцепы, предусмотренные для разгрузки с двух боков.
Шасси автомобиля выполнено в виде заднеприводного трехосного механизма, колесная формула — 6х4. Передняя пара ободов управляется, задние оси немного сдвинуты. Технические параметры автовоза 53102 следующие:
- длина машины — 3,330 м, высота — 1,865 м, ширина кузова — 1,15 м;
- база колес — 2,08 м, дорожный просвет составляет 0,195 м;
- мотор двухцилиндровый с системой, дающей мощность двигателя на выходе 165 кВт;
- число оборотов коленвала достигает 5 тыс. за минуту, крутящий момент удерживается на показателе 2 тыс. витков;
- Масса – 7 тонн;
- Масса прицепа (полуприцепа) – до 11,5 тонны;
- Осевая нагрузка – 6 тонн.
КамАЗ 53102 подходит для перевозки строительных материалов и сыпучих грузов. Для этой модели подходит прицеп 8527, его масса – 7 тонн, имеет двухстороннюю боковую выгрузку.
На шасси устанавливаются пневматические колеса шириной 26 см.
Производительность обеспечивает четырехтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель мощностью 210 л.с. Система жидкостного охлаждения эффективно работает с применением антифриза. Двигатель КамАЗ 740 отлично подходит для работы в условиях континентально климата, заводится даже в морозы.
На КамАЗ 53102 есть блокиратор межосевого дифференциала, что позволяет сделать управление грузовиком более легким и безопасным.
Камаз-6511
Крупнотоннажная трехосная спецтехника имеет формулу 6х4 или 6х6. Техника выпускается в виде седельных тягачей, самосвалов, машин с бортовым кузовом. На некоторых прототипах предусмотрены шасси для монтажа специальных устройств, например подъемного манипуляторов.
Кабина оборудована стеклом панорамного типа с аэродинамическим защитным козырьком. В современных моделях реализованы удобства предшественников, благодаря чему КамАЗ-6511 хорошо раскупается на рынке спецтехники. На прицепной платформе становится 18 поддонов по европейским стандартам, монтируется тент из полимерного слоя. Промтоварные изолированные фургоны оборудуются шасси.
Характеристики одной из моделей (серия 65117, марка 65117-63):
- длина — 10,23 м, высота — 3,92 м, ширина — 2,5 м;
- предельный вес груза — 14 т;
- для поворота требуется диаметр 10,8 м;
- длина колесной базы — 4,98 м, ширина — 1,33 м;
- двигатель 8-цилиндровый, дизель, модель 740.1962.280;
- скорость передвижения — 92 км/ч;
- допустимый вес на заднем мосту — 5,5 т, на переднем — 4,39 т;
- объем бака для горючей смеси — 500 л, двигателя — 75 см³;
- автомобиль КамАЗа-6511 весит без груза 9,79 т, с поклажей — 24 т, масса поезда — 38,5 т, прицепа — 14 т;
- механическая коробка скоростей.
Лёгкий на подъём покоритель бездорожья и снежных просторов
КамАЗ-43502 – это универсальное двухосное грузовое шасси, с полноприводной колёсной формулой 4х4. Отличительная особенность данной модели – это наличие блокировки межосевого и колёсного дифференциала. Используется для монтажа разнообразных специальных надстроек и всевозможного оборудования.
Содержание
1. О сферах применения машины2. Об устройстве и комплектации КамАЗ-435023. Модификации КамАЗ-435024. Некоторые технические характеристики в цифрах5. Двигатели КамАЗ-435026.
О сферах применения машины
Сравнительно невысокая, для мощного полноприводного грузовика, цена, низкий расход дизельного топлива, лёгкость, хорошая проходимость и исключительная устойчивость являются очевидными преимуществами грузовых автомобилей, скомпонованных на базе шасси КамАЗ-43502.
А одновременно – и секретами их популярности в России и СНГ. Эта модель используется как для комплектования автопарка российских вооружённых сил, так и в гражданском хозяйстве. В частности, на шасси КамАЗ-43502 часто устанавливаются вахтовые автобусы отечественных нефте- и газодобывающих компаний. Это СПТС – специализированные пассажирские транспортные средства высокой проходимости.
Скорая медицинская помощь, оборудованная на шасси КамАЗ-43502 и предназначенная для работы в экстремально тяжёлых климатических и дорожных условиях, зимой 2022 года успешно прошла тестирование на автодороге «Колыма», пройдя 1370 км от Магадана до ряда населённых пунктов и обратно.
Современная пожарная машина создана на полноприводном шасси КамАЗ-43502. В её арсенале – цистерна на 3 тысячи литров воды, бак на 200 литров пены, насос производительностью до 40 литров в секунду, мощный компрессор для подачи сжатого воздуха, передовая система пожаротушения и дымопоглощения водяным туманом Hiromax, места для пожарного расчёта из семи человек. Также, на выставках «Армия-2022» и «Интерполитех-2022» был представлен бронеавтомобиль «Патруль» на шасси КамАЗ-43502.
Об устройстве и комплектации камаз-43502
Полноприводный грузовой автомобиль оснащается классической рессорной подвеской (и спереди, и сзади). Одновременно с комплектами многолистовых рессор используются также и телескопические амортизаторы. КамАЗ-43502 оборудован блокировочным межосевым и колёсным дифференциалами, что позволяет передавать осям равномерный крутящий момент и обеспечивает их стабильное жёсткое соединение.
Колёса дисковые, имеют размер обода 10.00-20 или 12.2-20,9; типоразмер шин – 390/95 R20 или 425/85 R21. Тип ошиновки – односкатная. Шины пневматические, с регулированием давления. На всех колёсах автомобиля смонтированы тормозные механизмы барабанного типа с двумя внутренними колодками.
Основной узел тормоза располагается на суппорте, который скреплен с фланцем осей. Тормозная система имеет разделенный пневматический привод. Толщина (ширина) тормозных накладок равна 140 мм, радиус барабанов – 200 мм. Размеры диаметра каждого тормозного барабана составляют 400 мм.
В стандартную комплектацию КамАЗ-43502 включили два стальных топливных бака объёмом по 210 литров каждый. Такого запаса дизельного топлива хватает на дальние переезды даже по бездорожью и грунтовым дорогам, не говоря уже о шоссе с асфальтовым и бетонным покрытием.
С завода можно укомплектовать шасси КамАЗ-43502 стальной бортовой платформой с откидными боковыми и задними бортами. Её внутренние размеры таковы: 4,892 м (длина) х 2,470 м (ширина) х 0,73 м (высота). В качестве дополнительного оборудования, грузовое шасси КамАЗ-43502 оборудуется каркасом и тентом; комплектуется ТСУ (тягово-сцепным устройством) типа «крюк-петля», а также лебёдкой.
Технические характеристики моделей
Спецтехника передвигается и работает с помощью тормозной системы и рулевого управления. Последнее связано с колесами впереди и меняет направление хода, регулируя гидроусилители. Тормозная система останавливает автомобиль, резко или постепенно уменьшая его скорость.
В зависимости от сочетания приводных осей и колесной оснастки автомобили подразделяются на виды:
- Два моста с двигательным приводом на задний шкив и управляемыми передними скатами относятся к машинам стандартной проходимости. Формула их описания рассматривается как 4х2, где первая цифра обозначает число колес, вторая — количество ведущих единиц.
- Для моделей с передним и задним ведущими мостами колесная формула имеет вид 4х4.
- Техника с двумя ведущими мостами и аналогичными колесами в задней части обозначается штампом 6х4. В этом случае управляется только мост в передней части.
- Машины с тремя ведущими мостами описываются формулой 6х6, тяжеловозы с такими техническими характеристиками работают в труднодоступных местах и отличаются большой грузоподъемностью.
- Новый модельный ряд содержит семейство с обозначением 8х8, представители которого работают в военной отрасли, используются для аэрокосмических перевозок.
Ураган ка-три
Ураган Катрина был самым разрушительным в истории США. Вот и КАМАЗ после введения санкций и прекращения сотрудничества с Даймлером накрыло ураганом — его можно назвать «Ка-три», по индексу поколения К3, которое остается на конвейере.Я успел побывать там до упомянутых событий.
Камазовцы слишком понадеялись. Слишком. На то, что санкции их не затронут, на западных партнеров, которые, казалось бы, никогда их не оставят… «Мы сделали все, чтобы КАМАЗ не находился в красной зоне», — уверял генеральный директор Сергей Когогин. Вот ГАЗ с санкциями, наложенными на Олега Дерипаску еще в 2022 году, привык лавировать среди бурного политико-экономического моря, а КАМАЗу, казалось бы, ничто не угрожало, тем более что пятнадцатью процентами камазовских акций владеет (точнее, пока еще владеет) Daimler.
КАМАЗ К5 и челнинский Mercedes Actros — хоть и не близнецы, но братья
Отсюда и сборка в Набережных Челнах грузовиков Mercedes и Fuso, и массовая установка на КАМАЗы мерседесовских кабин: на К4 — от снятой с производства в Европе модели Axor, на К5 — от современных Актроса и Арокса. Производствоэтих кабин освоил сам КАМАЗ: для К4 варил по 13 тысяч штук в год из турецких панелей, а для К5 и челнинских Актросов совместными усилиями был построен сверхсовременный завод кабин с мощностью до 55 тысяч экземпляров ежегодно.
Мерседесы челнинского производства: их собирали рядом с заводом КАМАЗ
Еще КАМАЗ закупал у Даймлера двигатели и мосты для ряда моделей, да и прочих компонентов европейских марок в конструкции полно — взять хотя бы коробки передач ZF, элементы топливной и тормозной систем, турбокомпрессоры, причем с такими производителями, как ZF или Knorr-Bremse, камазовцы создали совместные производства.
Идет сварка кабин Mercedes Axor для КАМАЗов К4
А какие были планы на этот год! Сборка 8000 «Ка-пятых», включая самосвалы и бетономешалки, запуск в серию флагманских 500-сильных тягачей K5 High-Tech, работа над беспилотным концепт-траком К5 Континент…
Все рухнуло в одночасье: санкции, наложенные на КАМАЗ, ограничивают использование европейских компонентов и технологий, а Daimler объявил о приостановке (или остановке навсегда?) деятельности в России. Из «большой европейской семерки» производителей поставки остановили шестеро: помимо Даймлера, это IVECO, фольксвагеновские бренды MAN и Scania, Volvo с дочерней компанией Renault Trucks. При этом MAN официально заявил о прекращении отгрузки запчастей: а как же гарантийные обязательства перед клиентами?
Поставки Сканий и других иномарок прекратились в одночасье