МТС обеспечит связью беспилотные «КАМАЗы»

МТС обеспечит связью беспилотные «КАМАЗы» Камаз

5g и автопилот от камаз и нами – первые испытания прототипа

Привет.

В День России в Казани показали первый работающий прототип платформы для самоуправляемых машин от КамАЗ и НАМИ, который получил название ШАТЛ, причем это второе поколение. Первое поколение появилось в 2022 году, но до прототипа, который бы ездил по дорогам, дело так и не дошло. Тогда упоминалось, что, помимо НАМИ, в разработке участвует команда «Яндекс», которая отвечает за навигацию и ориентацию машины. В 2022 и 2022 годах полноразмерный макет этой машины показывали на ряде выставок. Тут возникает определенная путаница, так как «Челнок», а именно так называли этот проект, все-таки имел прототип, который может передвигаться по дорогам, и его тестировали. На презентации в Казани представитель КамАЗ говорил о том, что перед нами прототип А, это первая машина, которую показывают в движении.

5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипаМТС обеспечит связью беспилотные «КАМАЗы»5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа

Но, судя по публикациям, это не так, подобное происходило в 2022-2022 годах, и внутренняя отделка машины была схожей. Другое дело, что проект ШАТЛ-2 принципиально отличается по всем характеристикам от того, что было, начинку явно переработали. Тогда максимальная скорость была 40 километров в час, сейчас это 120 километров в час, запас хода вырос до 110 километров, время зарядки сократилось до 50 минут. Да, если кто-то не понял, то это электромобиль.

5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипаМТС обеспечит связью беспилотные «КАМАЗы»5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипаМТС обеспечит связью беспилотные «КАМАЗы»

В номенклатуре от КамАЗ машина получила номер 1221, это категория БТС-М2, транспортное средство особо малого размера. Оно может вмещать до 12 человек, причем внутренняя компоновка осталась как в предыдущей разработке: два дивана по краям, центральное пространство не занято ничем. Разработчики говорят, что это прототип и компоновка может и должна меняться под конкретные задачи, тут нет сомнений в том, что это не финальный вариант.

5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипаМТС обеспечит связью беспилотные «КАМАЗы»5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипаМТС обеспечит связью беспилотные «КАМАЗы»5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипаМТС обеспечит связью беспилотные «КАМАЗы»5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа

Важно оговориться, что перед вами не серийная машина, это прототип. Поэтому если вглядеться, то видно, как отпиливали по стыкам панели, качество пластика далеко от серийного, не работает кондиционер, и непонятно, есть ли он за верхней панелью.

5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа

Это демонстрационная машина, прототип, на котором можно обкатывать технологии, и за последние два года эта машина качественно изменилась. К сожалению, ни представители КамАЗ, ни НАМИ ничего не рассказывают про начинку. Вежливо пожимают плечами и говорят, что не могут раскрыть секретов, это коммерческая тайна. Это вызывает ровно обратную реакцию, так как слишком часто под нашей оберткой скрывались технологии, разработанные в других странах. С другой стороны, отрадно, что такие разработки ведутся, что появляются люди в разных компаниях, кто что-то делает в этом направлении. Мне хотелось бы большей прозрачности, так как это позволит не догадываться и строить предположения, а четко понимать, что тут свое, что чужое, и особых подробностей не нужно. Важно просто иметь представление, как это работает и какие проблемы есть. Пока же все окутано ореолом тайны и секретности, что сводит на нет любой оптимизм. На мой взгляд, это типичное поведение для многих компаний/стран, когда им кажется, что закрытость – хорошая стратегия, но это не так. Чтобы привлечь под свои знамена молодых специалистов, нужно рассказывать о том, что вы делаете и как, и тут нашим стоит поучиться в той же Кремниевой долине, там есть что перенять.

С другой стороны, идеология такой машины понятна, и давайте попробуем описать, как разработчики видят применение подобных автобусов. Начну с самого главного, в России нет опытных зон для тестирования беспилотников, поэтому в Татарстане с разрешения руководства республики создали такую зону вне дорог общего пользования. И это большой шаг вперед. Максимальную скорость ограничили 10 километрами в час. Добавляет остроты то, что прототип не сертифицирован, да и получить сертификат затруднительно, поэтому на дорогах его можно увидеть только в составе отдельных, специальных тестовых колон. Одно из первых тестирований было в мае 2022 года, когда восемь беспилотников разных компаний ехали по трассе. Этакий регулируемый эксперимент.

На автобусе много разнообразных датчиков, тут стоят круговые камеры, также радары и лидары, чем все это хозяйство управляется и откуда, неизвестно. В тестовой машине управление происходило с внешнего компьютера, а соединение было необходимо быстрое, для этого и нужна опытная зона 5G, которую развернул «МегаФон» на оборудовании Huawei. Во всяком случае, на презентации заприметил представителя Huawei, который в руках держал станцию 5G, но это явно был муляж для демонстрации. Почему-то к нему с вопросами о том, что это такое, никто не подходил, всем было интереснее смотреть на президента республики и его окружение, они осматривали машину.

5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипаМТС обеспечит связью беспилотные «КАМАЗы»5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипаМТС обеспечит связью беспилотные «КАМАЗы»5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипаМТС обеспечит связью беспилотные «КАМАЗы»

Внутри автобуса много места, стоят экраны, есть панель, на которой присутствуют разъем для зарядки, отдельные клавиши управления. Это прототип, поэтому обращать внимание на то, как все это устроено, нет никакого смысла, к коммерческому выпуску все поменяется сотню раз, а то и больше.

Идеология таких мини-автобусов проста: они могут использоваться на выставках, в других местах, и это первоначальное направление. Относительно небольшие дистанции, низкая скорость (не более 40 километров в час в таких зонах, где есть люди), запрограммированные маршруты. В последующем предполагается, что пассажиры будут заказывать такой автобус на свою остановку и он будет бронировать место для проезда, то есть загрузка будет оптимальной. Идея простая и понятная, но как это случится на практике, никто, конечно же, не знает – тут надо смотреть на законы и реальные потребности городов.

Перед тем, как отправиться в заезд на автобусе, нужно было подписать документ о том, что я не собираюсь хулиганить, подобные бумаги подписывают и в других компаниях, что тестируют беспилотники.

5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа

Никаких особых впечатлений от поездки у меня нет, кроме того, что отсутствие водителя не удивляет, кажется, что едешь в вагончике монорельса, где все управление на компьютере. Тут все то же самое, только дорога не имеет никаких рельсов или чего-то подобного.

5G и автопилот от КамАЗ и НАМИ – первые испытания прототипа

Посматривал, как люди вокруг реагируют на этот аттракцион, многих он привлекал своей необычностью. Но уверен, что скоро это станет обыденностью и никаких чувств такая поездка вызывать не будет.

У меня нет сомнений, что будущее за такими автомобилями, это очевидно для всех. Но в отсутствие информации о том, какой софт стоит внутри, какова мощностью компьютера, что обрабатывает информацию (а это очень большой поток информации, судя по западным разработкам), говорить о стоимости этого решения не приходится, это своего рода заготовка будущего продукта. Приятно, что она уже существует и можно обкатывать другие решения, создавать машину будущего. Но ясности хотелось бы большей, так как пока это сферический конь в вакууме, перспективы которого неясны. Одно понятно, что ни одна такая машина не сможет существовать без сетей пятого поколения, это данность. Слишком много данных нужно передавать как внутри машины, так и вовне, текущие сети с таким потоком не справятся. Транспорт как потенциально опасное средство передвижения должен получать приоритет на мобильных сетях, что также заметно лучше реализовано в 5G-сетях. Одним словом, как ни крути, но 5G для такого транспорта – необходимая составляющая, и в России она есть. Мне понравились слова Сергея Владимировича Солдатенкова, генерального директора «МегаФона», которые он сказал про 5G. Суть сводилась к тому, что пока нет принятого стандарта, нет утвержденных спецификаций, но уже есть опытная зона, в которой можно тестировать технологии, и насколько это важно для будущего. И это так, ведь именно в 5G создаются будущие продукты для экономики, а это не только самоуправляемые машины, но умные города в целом, включая дороги, дома, аэропорты и другие инфраструктурные единицы.

А что вы думаете о челноке от КамАЗ и НАМИ, насколько нам как стране нужны такие разработки? Что стоит сделать, чтобы они стали реальностью? Поделитесь своими впечатлениями. Мне это видится позитивным знаком, небольшое число стран занимаются такими разработками, и мы в их числе. И это не просто картинки, это уже реальные машины, которые ездят по дорогам, пусть и не общественным.

P.S. Казань за последние несколько лет расцвела, город похорошел, помолодел и стал еще современнее, чем раньше. Не был в Казани пару лет, и взгляд не замылился, как в Москве, изменения видны сразу, они бросаются в глаза. Очень красивый город, который стал еще лучше. Те, кто говорит, что развивается только Москва, а другие города хиреют, могут отправиться в Казань, это отличное доказательство того, что это не так. Но это уже совсем другая история. Хотя почему другая? Возможно, что она отлично ложится в канву прототипа электроавтобуса от КамАЗ и объясняет, как все меняется в России. Постепенно, но изменения нарастают и становятся видны.

Поделиться

Мы в социальных сетях:

Мтс и ericsson развернули первую в россии промышленную сеть 5g на заводе «камаз»

МТС, российский телекоммуникационный оператор и провайдер цифровых услуг, и Ericsson, мировой лидер в сфере информационно-коммуникационных технологий, при поддержке правительства Республики Татарстан развернули первую в России промышленную 5G-зону частной сети LTE на заводе «КАМАЗ» в Набережных Челнах, крупнейшем производителе тяжелых грузовых автомобилей в России. Технологии радиодоступа 5G и LTE будут способствовать оптимизации производства на предприятии и повышению его конкурентоспособности, считают в компании.

Частная (private) беспроводная сеть, предназначенная для решения технологических задач, объединяет различные элементы производственной экосистемы предприятия в закрытый контур, что обеспечивает повышенную безопасность и надежность. Частная сеть «КАМАЗа» одновременно поддерживает технологии 5G и LTE. На первом этапе на сети развернуты системы видеонаблюдения и групповой связи, защищенный доступ к локальным информационным ресурсам и VR/AR-решение для удаленного обучения персонала.

Агрегация несущих частот позволила достичь требуемых характеристик сети – во время тестирования максимальная скорость передачи данных в стандарте LTE достигла 46 Мбит/сек, в стандарте 5G – 870 Мбит/сек. Использование диапазона LTE 2100 МГц для передачи сигнальной информации сети 5G позволило существенно увеличить покрытие базовой станции 5G в диапазоне 28 ГГц.

Сеть развернута с использованием оборудования Ericsson, включая цифровой модуль Ericsson Baseband 5216 и панельную антенну 2100 МГц, а также выносной радиомодульEricsson Radio 2219 2100 МГц, цифровой модуль Ericsson Baseband 6630 и приемопередатчик Ericsson AIR 5121 28000 МГц. В ходе тестирования скоростей передачи данных использовалось 5G устройство от Sony, поддерживающее частоты миллиметрового диапазона. На устройство было установлено клиентское ПО Qualcomm, совместимое с сервером.

«Группа компаний МТС уже имеет опыт создания сетей Private LTE на российских предприятиях. Запуск первой в России частной сети 5G на «КАМАЗа», демонстрирующий инновационное лидерство участников этого проекта – первый значимый этап в нашем сотрудничестве с «КАМАЗом», начало которому было положено в 2022 г. На базе частной сети 5G и LTE мы готовы внедрять различные решения в сфере промышленного интернета вещей и автоматизации производственных процессов на «КАМАЗе«, которые усилят рыночные позиции российского автопрома», – отметил вице-президент МТС по облачным и цифровым решениям Дмитрий Халин.

«Развертывание сетей 5G предусмотрено в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» как важная составляющая экономического роста страны. Использование передовых технологий 5G и Private LTE помогает оптимизировать процессы производства во всех отраслях промышленности. Автопроизводство входит в число мировых лидеров по внедрению технологий 5G в промышленных целях, и наш опыт показывает, что применение технологий 5G и LTE поможет совершить качественный прорыв в производстве на заводе «КАМАЗ»», – сказал президент компании Ericsson в России Себастиан Толстой.

«Наша компания сегодня находится на новом этапе развития, предполагающем применение инновационных решений и создание высокотехнологичной продукции. «КАМАЗ» ведет серьезную работу в сфере цифрового производства и разработки беспилотной автотехники. И в этом сложном процессе весьма своевременно и востребовано содействие лидеров рынка информационно-коммуникационных и цифровых технологий. Объединение усилий с партнерами, использование передовых разработок позволит повысить эффективность нашей деятельности в реализации этих важных для компании и российского автопрома направлений», – отметил заместитель генерального директора – директор по развитию «КАМАЗа» Ирек Гумеров.

В апреле 2022 г. МТС, «КАМАЗ» и Ericsson подписали соглашение о сотрудничестве в области создания сетей связи для беспилотного автотранспорта, разработки и внедрения промышленного интернета вещей, а также автоматизации производства на «КАМАЗе».

В феврале 2022 г. Ericsson и МТС подписали соглашение о запуске в России первых фрагментов 5G-сетей с 2022 г. и дальнейшем развитии 5G-решений на действующей инфраструктуре МТС. План работ на 2022-2022 гг. предусматривает разработку и развертывание в 2022 г. первых фрагментов сетей 5G в рамках пилотных зон и коммерческих кластеров, эволюцию существующих LTE-сетей в высокоскоростные сети LTE Evo, а также развитие и внедрение коммерческих решений и продуктов на основе технологий 5G.

Оцените статью
Камаз