- Описание конструкции грузового автомобиля камаз-6350
- «мустанг» на заказ
- 8х8. брод – 1,75 м, ров – 1,4 м. и этим всё сказано.
- Автомобиль многоцелевого назначения
- Боевые качества
- Вечные конкуренты на песке
- Историческая справка
- Камаз-63501
- На грузовике. интересная ниша в артиллерии
- Устройство
- Эта модель широко унифицирована с другими серийными камазами
Описание конструкции грузового автомобиля камаз-6350
По сути, КамАЗ-6350 – это универсальная платформа, конечная комплектация которой зависит от пожеланий конкретного заказчика. Так, например, автомобиль можно оснастить различными видами кабины, в зависимости от задач, которые он будет выполнять. Для совершения дальних поездок кабину можно оснастить дополнительным спальным местом.
На автомобиль может быть установлен один топливный бак емкостью 375 литров или же два бака по 210 литров. При необходимости топливные емкости можно выполнить ударопрочными. На военных вариантах машины баки защищены от огня стрелкового оружия и подрывов.
На КамАЗ-6350 устанавливается V-образный двигатель КамАЗ-740.50-360 с восемью цилиндрами. Его мощность составляет 360 л. с., а объем – 11,76 л. Имеется турбонагнетатель, значительно повышающий мощность силовой установки. Трансмиссия – механическая, кпп ZF 16S1820 с 16 передачами.
Впереди на грузовике используется зависимая рессорная подвеска, а сзади установлена балансирная, на полуэллиптических рессорах. Все мосты оснащены двухступенчатыми редукторами с шарнирами равных угловых скоростей и блокировкой дифференциала. Есть возможность изменять давление в шинах автомобиля прямо из кабины, аналогично можно управлять и блокировкой дифференциалов.
Возможность изменения давления в шинах – это очень важный фактор, обеспечивающий высокую проходимость автомобиля. Уменьшение давления значительно повышает площадь контакта колеса с поверхностью, что очень особенно важно на болотистых и песчаных грунтах.
Одним из обязательных требований военных к новому грузовому автомобилю была его способность поддерживать скорость более 40 км/ч по бездорожью. Однако обычный грузовик с механической кпп на подобные «подвиги» не способен, поэтому на КамАЗ-6350 была установлена диапазонная гидропередача, в состав которой, кроме механической кпп, входит еще и гидротрансформатор. Благодаря такому решению трансмиссия автомобиля имеет очень высокий коэффициент трансформации, он равен 2,8.
Новейший ЗРПК «Панцирь» на шасси автомобиля КамАЗ-6350
«мустанг» на заказ
Все сравнения с Уралами и боевой опыт играли не на пользу вездеходам КамАЗ.
И со временем Министерство обороны перевело эти машины из тактического войскового звена в оперативное. В роли тактического грузовика остался только Урал-4320 и его модификации.
В конце 1980-х военные сформулировали требования к новым боевым КамАЗам. В соответствии с ними в армии ждали двух-, трех- и четырехосные вездеходы с независимой подвеской, гидромеханической трансмиссией, более мощными моторами и с возможностью преодолевать брод глубиной до 1,75 метра. (Ранее было 1,5 метров.)
При этом новые машины должны были держать среднюю скорость на пересеченной местности не менее 40 км/ч, что для классического 4310 было недостижимо.
Опытно-конструкторские работы получили шифр «Мустанг». Разрабатывать гидромеханику принялись совместно с НАМИ.
Но с распадом Советского Союза тему закрыли.
Не забывали в Набережным Челнах и модернизации исконной машины 4310.
В конце 1980-х (параллельно с работами над «Мустангами») приступили к конструированию условно второго поколения военных внедорожников.
К середине 1990-х в российской армии появился 240-сильный КамАЗ-43114 грузоподъемностью 6 тонн и тяжелый 10-тонный КамаАЗ-43118 с 260-сильным дизелем 7403. На последнюю модель устанавливали (помимо прочего) секции нового понтонного парка ПП-91. У грузовика удлинили на 353 мм колесную базу. Немного расшили колею и установили 10-ступенчатую КПП.
Получился этакий бескапотный гигант, занявший частично нишу импортных к тому времени КрАЗов. Подвергли доработке и седельный тягач, получивший обновленный индекс 44118.
На серии второго поколения заводчане впервые попытались установить локальное бронирование кабины.
Кстати, за счет герметизации оборудования грузовиков, в Набережных Челнах все-таки удалось достичь требуемой глубины преодолеваемого брода в 1,75 метра.
Тема «Мустангов» тянулась с 1989 года по 1998 год. Столь длительный срок объяснялся и тяжелым финансовым состоянием завода, и случившимся пожаром в моторном цеху, на устранения последствий которого потребовалось в начале 1990-х годов 150 млн долларов.
Серийные «Мустанги» представляли собой унифицированное семейство внедорожных грузовиков, в которое вошли 4350 (4х4), 5350 (6х6) и 6350 (8х8). Грузоподъемность КамАЗов, была соответственно 4, 6 и 10 тонн. Мощность варьировалась от 240 до 360 л. с.
Таким образом, в российской армии появилось сразу две ветки военных внедорожных КамАЗов – классические потомки модели 4310 и новые из семейства «Мустанг».
В дальнейшей истории гамма машин только расширялась. Заводчане предлагали армии бронированные версии. И даже экстремальные 730-сильные вездеходы.
Окончание следует…
8х8. брод – 1,75 м, ров – 1,4 м. и этим всё сказано.
КамАЗ-63501 – четырёхосный автомобиль повышенной проходимости, с колёсной формулой 8х8. В серийном производстве Камского автомобильного завода находится с 2004-го года. Выпускается с бортовой грузовой платформой либо в виде вездеходного шасси общего назначения, пригодного для установки различных надстроек и специального оборудования.
Автомобили КамАЗ-63501 несколько лет назад подверглись существенной модернизации, вследствие чего удалось расширить ресурс работы машины, повысить её ремонтопригодность, снизить расход топлива.
Особенного внимания заслуживает новая послерестайлинговая кабина. Она отличается обновлённым интерьером с удобной и современной приборной панелью, позволяющей производить мониторинг состояния всех важных узлов и систем грузовика в реальном времени. Комфортабельные «грэммеровские» сиденья с пневмоподвеской снижают усталость водителя и экипажа во время длительных переездов или продолжительных периодов работы.
Как и КамАЗ-6560, данная модель имеет военное происхождение: разрабатывалась на деньги Министерства Обороны. Но автомобили КамАЗ-63501 используется не только для армейских, но и для гражданских нужд. Везде, где нужна максимально возможная для грузовика проходимость, эти машины находят своё применение и становятся очень ценны: они действительно свободно проедут по такому бездорожью, куда любой другой колёсной технике дорога противопоказана.
Автомобиль многоцелевого назначения
https://www.youtube.com/watch?v=CfOwY38RmP8
рассказа про рождение и развитие КамАЗ-4310 эксплуатацию тактического грузовика в Советской Армии мы обошли стороной. Между тем 4310 и его модификации получили широкое распространение в вооруженных силах, хотя и заметно уступали исконно военному Урал-4320.
Помимо бортовых КамАЗов и артиллерийских тягачей (орудия до 7 тонн), в армии работали седельные тягачи 4410 для буксировки 15-тонных полуприцепов. С самого момента появления военного грузовика из Набережных Челнов для него разработали герметизированный кузов-фургон К-4310.
Большое распространение платформа КамАЗ-4310 получила в войсках связи. Первой стала мобильная цифровая станция тропосферной радиорелейной связи Р-417 «Багет-1», разработанная в начале 1980-х годов. Для работы в условиях пересеченной и горной местности позже была создана станция Р-423-1 «Бриг-1», также получившая в качестве мобильной платформы шасси из Набережных Челнов.
КамАЗ-4310 возил на себе и комплексы постановки шумовых помех СПН-4, автоматизированные станции помех Р-934Б, позволяющие обнаруживать и подавлять авиационные средства радиосвязи. С 1986 года на грузовики монтировались антенная установка 35Н6 и аппаратная часть маловысотной радиолокационной станции «Каста-2Е1».
Боевые качества
Боевое крещение КамАЗы получили в горах Афганистана. При этом в конфликте участвовали не только полноприводные грузовики, но и вполне гражданские машины 53-й серии.
КамАЗы заслуженно стали популярными и любимыми машинами среди водителей. В первую очередь высокой оценки удостоилась удобная кабина со спальным местом. Такой роскоши в армии ранее не знали – рабочие места Уралов и ЗиЛов были и теснее, и проще. Немногочисленные проблемы возникали со сложными в эксплуатации дизелями КамАЗ-740, досаждающими протечками охлаждающей жидкости и моторного масла.
Также в Афганистане проявилась слабая противоминная стойкость грузовиков бескапотной компоновки.
Уже после войны в российской армии в конце 90-х годов провели сравнительные испытания КамАЗ-4310 и Урала-4320 на подрыв противотанковой миной. В кабины посадили подобия манекенов. И взорвали под передним левым колесом мину с 6,5 кг взрывчатки. В случае с 4310 это было фатальным для водителя.
«Жизненное пространство для водителя отсутствует».
С вездеходом из Миасса на аналогичных испытаниях случился конфуз. На мину грузовик отправили на второй передаче с зафиксированным рулем, но детонатор сработал только последним колесом левого борта. Колесо взрывом сорвало со ступицы, но Урал-4320 смог в дальнейшем продолжить движением своим ходом.
Это позволило провести еще один краш-тест (crash test). Только теперь грузовик с манекеном тянули на тросе. В этот раз все сработало штатно. И после подрыва мины у манекена даже нога на педали акселератора осталась. Фактически, пассажиру и водителю капотного грузовика грозили только легкие контузии и незначительные травмы.
Бескапотная компоновка КамАЗа (связанная прежде всего с его унификацией с гражданскими машинами) заметно ослабила и защиту от фронтального обстрела.
Пули, попадающие ниже линии ветрового стекла, свободно проникали в кабину и поражали экипаж.
Урал-4320 в определенной мере этого недостатка был лишен.
https://www.youtube.com/watch?v=Xp1s-m6H2mY
Однако обе кабины с самого момента разработки имели главный недостаток – невозможность интегрированного бронирования.
Навешивать локальную броню приходилось на панели кабины. Что увеличивало итоговую массу и не отличалось особой эффективностью.
Вечные конкуренты на песке
И еще одна
сравнения конкурентов из Миасса и Набережных Челнов.
Шесть лет назад в МГТУ «МАМИ» провели испытания опорной проходимости трех вездеходов – КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-43114 (6х6) и Урал-4320-31 (6х6). Для чистоты эксперимента все грузовики обули в одинаковые шины Кама-1260. Все машины испытывались на сухом сыпучем песке (влажность 6% и глубина залегания до 3 м).
Проблемой трехосного 6-тонного КамАЗа оказалась перегруженная передняя ось, на которую приходится до 35% массы машины с полной загрузкой. Это и стало причиной последнего третьего места во всех испытаниях.
У капотного Урала (аналогичной грузоподъемности) на передние колеса приходилось около 31% массы. Казалось бы, не самое кардинальное различие. Но это (в том числе) позволило вездеходу из Миасса победить во всех испытаниях. И поддерживать на песке наибольшую скорость движения – 30 км/ч.
Двухосный КамАЗ на сыпучем песке не разгонялся больше 27,5 км/ч. А 43114 вообще смог выжать только 26,9 км/ч.
Превзошел Урал своих конкурентов и в тягово-сцепных свойствах, то есть тяге на крюке.
В поисках совершенства испытатели провели целую серию экспериментов с различным давлением в шинах. Ожидаемо оказалось, что чем ниже давление (в разумных пределах, разумеется), тем выше тяга на крюке.
Урал-4320-31 в данной дисциплине с небольшим перевесом победил вездеходы из Набережных Челнов. Тяга на крюке у Урала была выше, чем у двухосного вездехода на 1,8%, а чем у трехосного – на 3,6%.
Историческая справка
Выполнение заказов двойного назначения (военного и народнохозяйственного) являлось обычной практикой для большинства крупных заводов. Для автомобильных — тем более.
Особенно это относится к КамАЗу. И вот почему:
- Все ведущие автомобильные заводы страны появлялись не на пустом месте. ЗИЛ, как первый производитель отечественных грузовиков, начал работать на базе дореволюционного авторемонтного завода АМО – Автомобильного Московского общества.
Производитель Урал-375, автозавод в Миассе, своим рождением обязан Великой Отечественной войне и частично эвакуированным из Москвы производственным мощностям завода ЗИС (ЗИЛ). А Горьковский автозавод, начинал производство автобусов, легковых и грузовых автомобилей под эгидой компании «Ford».
КамАЗ, с момента принятия в августе 1969 г. ЦК КПСС решения о его строительстве, был определен как завод по производству грузовиков и двигателей. Для него специально подбирали место, выделяли огромные средства, создавали инфраструктуру. Весь комплекс работ был объявлен стройкой века. - Проводя параллель дальше, стоит вспомнить, что если рабочие ЗИЛ первые свои грузовики собирали из запчастей «Фиата» буквально, что называется «на коленке», то при создании Камского завода использовались последние достижения 700 фирм из 19 стран мира. Сотни отечественных заводов обеспечивали его строительство.
- Такие заслуженные и популярные во всех областях применения автомобили, как ЗИЛ-131, Урал-375, ГАЗ-66 своим появлением, в значительной степени, обязаны военному заказу. Но они создавались в индивидуальном порядке. Что касается КамАЗа, то он и здесь пошел другим путем. В соответствии с решением Правительства СССР от 24 июня 1987 года завод приступил к разработке унифицированных полноприводных автомобилей многоцелевого назначения. Армейский заказ предусматривал создание целого модельного ряда под общим названием «Мустанг».
Первоначально перед конструкторами завода ставилась задача по разработке трех моделей КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-5350 (6х6) и КамАЗ-6350 (8х8), которые отличались числом осей.
На отдельных моделях предусматривалась платформа для установки вооружения и специального оборудования.
Общие требования к ним предусматривали:
- автомобили предназначены для транспортировки военных грузов или перевозки личного состава и буксировки прицепов массой 6-12 тонн по любым дорогам и по пересеченной местности;
- возможность эксплуатации при температурном режиме -45… 40 градусов, а также в районах, расположенных на высоте до 4000 метров над уровнем моря, с возможностью пересечения перевалов высотой до 4600 метров.
Непременным условием для создания автомобилей нового семейства было требование высокой степени их унификации (до 85%).
Другими словами, в новых моделях должны были с максимальной возможностью использоваться единые узлы и агрегаты.
Камаз-63501
КамАЗ-63501АТ «Медведь»— вездеходное шасси общего назначения, серийно выпускаемое Камским автомобильным заводом (КамАЗ) с 2004 года для военных и гражданских нужд. Может использоваться для размещения дополнительного оборудования в надстройке или с прицепом.
По заявлениям дилеров, модель 63501 благодаря своим внедорожным качествам завоевала признание во всём мире и является одной из лучших модификаций, выпускаемых КамАЗом[3].
Кабина — трёхместная, цельнометаллическая, откидывающаяся вперёд, оборудована местами крепления ремней безопасности; по желанию заказчика может оборудоваться дополнительным спальным местом.
Вариант реактивной системы залпового огня «Смерч». На авиационно-космическом салоне «МАКС-2007» впервые был продемонстрирован опытный образец боевой машины 9А52-4 с шестиствольным пакетом направляющих в составе артиллерийской части, смонтированной на базе четырёхосного полноприводного шасси КамАЗ-63501 (и КамАЗ-6350).
Использование такой системы позволяет рассредоточенным расчётам вести скоординированный огонь. Основная цель модернизации — повысить мобильность комплекса за счёт снижения веса и габаритов. Предполагается, что это позволит расширить экспортные возможности.
Артиллерийский тягач «Медведь» на базе шасси КамАЗ-63501, предназначен для транспортировки 152-мм гаубиц-пушек 2А65 «Мста-Б», 152-мм пушек 2А36 «Гиацинт-Б», других буксируемых артиллерийских орудий и систем массой до 12 тонн, с размещением и транспортировкой расчёта и боеприпасов.
Оборудован механизмом погрузки и выгрузки (кран-манипулятор ИМ-50) грузоподъёмностью до 2 т с вылетом стрелы до 6,14 м[4][5][6].
Рассчитан на перевозку, кроме водителя, еще 7 человек (в кабине — 1, в обитаемом отсеке — 6). Кабина водителя, обитаемый отсек, аккумуляторные батареи, топливные баки и днище силового агрегата бронированы (5-й класс защиты).
Обитаемый отсек, фургонного типа, с термоизоляцией из «сэндвич-панелей», оснащён унифицированными с люком кабины автомобиля двумя бронированными люками в крыше отсека, обеспечивающими возможность экстренного выхода личного состава через них, а также ведения огня из личного оружия по воздушным и наземным целям, и двумя дверями.
https://www.youtube.com/watch?v=ppWAiAkgwyg
В боковых стенках предусмотрены по две герметично закрывающиеся бойницы с каждой стороны, с бронестеклами над ними. На тягаче установлены автономная отопительно-вентиляционная и фильтровентиляционная установки. Есть приспособления для крепления личного оружия, для универсального зарядного устройства с питанием от бортовой сети и две розетки на 24 В.
Впервые представлялся публике в 2006 году на Международной выставке продукции военного назначения сухопутных войск МВСВ-2006 («REA-2006»). Артиллерийский тягач принят на снабжение Вооружённых сил Российской Федерации приказом начальника главного автобронетанкового управления МО РФ от 1 октября 2009 года № 665. К настоящему времени производство освоено серийно.
На грузовике. интересная ниша в артиллерии
Гаубица CAESAR была разработана компанией Nexter с учетом двух основных требований: во-первых, масса не должна превышать 18 тонн, чтобы можно было перевозить ее в военно-транспортном самолете С-130: во-вторых, она должна быть способна остановиться, отстреляться и сняться с позиции менее чем за 100 секунд
Наблюдения, сделанные в ходе конфликта на Украине, еще раз продемонстрировали важность выбора между буксируемой и самоходной артиллерией. Так, вновь была показана уязвимость артиллерийских батарей, выполняющих несколько огневых задач с одной позиции. Способность оппонента обнаруживать, определять местоположение, вести стрельбу и уничтожать или, по крайней мере, серьезно сокращать возможности батарейной поддержки была продемонстрирована не раз. Преимущество буксируемых пушек состоит в небольшой массе, что упрощает их переброску, особенно самолетами и на подвесе грузовых вертолетов. В большинстве случаев их также проще обслуживать. Основное же ограничение состоит в том, что их должен буксировать тягач, как правило, тактический грузовик, в связи с чем увеличивается время на подготовку к стрельбе и снятие с позиции.
С другой стороны, самоходная пушка, имея свое собственное самоходное шасси и, как следствие, перемещаясь по командам экипажа, может получить огневую задачу даже во время движения, незамедлительно остановиться. отстреляться и затем снова начать движение, зачастую затратив на это всего несколько минут. Эти пушки представляют собой также конструктивно законченные системы с автоматизированным управлением, навигацией и боекомплектом на борту и зачастую автоматическим заряжанием, определяющим высокую скорострельность. Самоходные пушки, как правило, тяжелее буксируемых собратьев и к тому же до последнего времени базировались в основном на гусеничном шасси. Обе эти особенности осложняют транспортировку самоходных установок по воздуху и ограничивают их использование там, где мосты и дороги имеют ограничение по массе.
Поэтому дилемма, вновь обозначившаяся в связи с событиями на Украине, но в общем-то уже давно хорошо всем известная, заключается в следующем: необходимо иметь системы огневой поддержки, которые были бы достаточно мобильны для быстрой смены позиции (чтобы не стать жертвой контрбатарейного огня) даже в менее развитой инфраструктурно сельской местности, и которые при этом могли бы выполнять весь комплекс огневых задач. Для некоторых армий необходима также возможность переброски военно-транспортной авиацией для развертывания в любой точке мира. Кроме того, желательно, чтобы стоимость подобных систем была в разумных пределах, как, впрочем, и эксплуатационная надежность. Как следствие, возникла идея «поженить» мобильность тактического грузовика с огневой мощью гаубицы. В этом случае артиллерийская часть, как правило, устанавливается на заднюю грузовую платформу, зачастую с упорами, которые опускаются на грунт и снижают воздействие импульса отката.
Способность грузового шасси быстро перемещаться позволяет существенно уменьшить общую массу, особенно если бронирование ограничивается кабиной водителя/расчета или даже вовсе отсутствует. В этом случае от платформы требуется быстро занять огневую позицию, быстро отстреляться, а затем, чтобы избежать ответного огня, быстро сменить позицию, используя свое преимущество в мобильности.
Руководитель проекта CAESAR в компании Nexter, в рамках которого создана одна из самых успешных «артиллерийских систем на грузовике», заявил: «Конечной целью проекта было создание системы, которая была бы способна в течение 100 секунд выполнить огневую задачу: остановка, заряжание, наведение, производство нескольких выстрелов и снятие с позиции. Уже не раз было продемонстрировано, что превышение этого временного интервала чревато. Современный продвинутый противник может за это время обнаружить, определить местоположение ведущего стрельбу орудия и открыть по нему огонь».
Слабая баллистическая защита или ее отсутствие у самоходных установок является осознанным решением, которое отражает тот факт, что у буксируемых пушек также отсутствует подобная защита, но они не могут самостоятельно менять позиции с такой скоростью. С одной стороны, комбинация мобильного шасси с установленной пушкой очень напоминает буксируемое орудие, которому необходим тягач того или иного типа для буксировки, но с другой стороны все же принципиально, можно даже сказать идейно, отличается.
Эта новая комбинация хорошо работает при поддержке моторизованной пехоты. Впрочем, она может стать недостатком для легкой пехоты, которая будет развертываться при поддержке вертолетов. В этом случае общая масса системы «грузовик/орудие», по крайней мере, в сегменте средних 155-мм пушек, может превышать грузоподъемность многих вертолетов. Конечно же, это не приговор, так как разработчики уже продемонстрировали легкие тактические грузовики со специально сконфигурированными гаубицами, как правило, калибра 105 мм Эти системы могут перевозиться на подвесе таких тяжелых вертолетов, как например, Boeing CH-47D/F Chinook и Sikorsky CH-53E/K.
Преимущества самоходных артиллерийских систем на автомобильном шасси настолько очевидны, что к ним проявляют повышенный интерес военные все большего числа стран. Кроме того, для создания подобных систем не требуется слишком высокий технический уровень инженерной школы и богатый опыт проектирования. В результате ряд стран разработали свои собственные локализованные варианты комбинации «грузовик/пушка». Это позволяет быстро и зачастую экономически эффективно повысить мобильность армейской артиллерии при меньших финансовых затратах.
Компоненты самоходной артиллерии
Как правило, в состав самоходной установки рассматриваемого типа входят готовое шасси грузового автомобиля, орудие и лафет, система стабилизации и система управления огнем, которая зачастую включает интегрированную подсистему наземной навигации и позиционирования. В некоторых проектах добавляют также автоматическое или полуавтоматическое заряжание с целью сокращения численности расчета и увеличения скорострельности для более быстрого завершения огневой задачи и снятия с позиции.
Компания Nexter разработала гаубицу CAESAR с целью получить высокомобильную артиллерийскую систему, которую можно было бы перебрасывать военно-транспортным самолетом С-130 Hercules в любую точку земного шара. После расширенных испытаний она была принята на вооружение французской армии с целью замены не только буксируемых 155-мм пушек, но и самоходных гусеничных платформ. Во французской армии артиллерийская часть установлена на шасси грузового автомобиля Renault Sherpa 5 6×6, хотя существуют варианты, установленные на шасси Mercedes-Benz UNIMOG 6×6. Хотя кабина у САУ бронирована, общая масса не превышает 18000 кг. Это согласуется с заявленным компанией требованием «определить потребность в самоходной артиллерии, которая могла бы развертываться экспедиционными войсками по воздуху».
155-мм буксируемая пушка TRF1, подготовка к стрельбе
Артиллерийская часть представляет собой модернизированный вариант 155-мм буксируемой пушки TRF1 с длиной ствола 52 калибра. Для ведения огня в задней части установки с помощью гидравлики опускается большой сошник, при этом четыре задних колеса отрываются от грунта, что обеспечивает превосходную стабилизацию платформы. Установка имеет встроенную систему навигации и наведения либо от компании SAFRAN, либо от компании Thales, соединенную с исполнительными механизмами. Представитель компании Nexter подтвердил, что «система инерциального/GPS-позиционирования, цифровое управление огнем и механизированное заряжание позволяют установке выпустить шесть снарядов и сняться с позиции менее чем за 100 секунд».
CAESAR является самой распространенной в мире артиллерийской системой на автомобильном шасси, ее купили Саудовская Аравия, Ливан, Индонезия, Таиланд и конечно Франция. Она была проверена в боевых действиях в Мали, Афганистане и Ираке. Ее вариант CAESAR 2 на шасси 8×8 был принят на вооружение Дании.
Не только одной Францией держится рынок САУ на автомобильном шасси, еще несколько стран разработали или разрабатывают мобильные артиллерийские системы. Например, тайская армия, уже купившая шесть гаубиц CAESAR, завершает разработку своей собственной платформы, представляющей собой грузовик Tatra 6×8 индийского производства и 155-мм орудийную систему ATMOS от Elbit Systems, полученную в рамках передачи технологий. Планами предусматривается изготовление 18 самоходных гаубиц для оснащения одного батальона тайской армии. Проект, объявленный в апреле 2022 года, по графику должен завершиться в течение 28 месяцев.
Республика Корея повысила боевые возможности своей артиллерии, при этом по максимуму использовала существующие системы, сэкономив необходимые для этого финансовые средства. Самоходная гаубица EVO-105 (фото вверху) производства компании Hanwha Techwin представляет собой комбинацию 105-мм пушки и артиллерийской части, взятых от уже стоящей на вооружении буксируемой гаубицы М101А1, и 5-тонного грузовика Kia KM600 (6×6).
Это значительно повысило мобильность гаубицы, ее способность занимать и сниматься с позиции, а также повысило выживаемость расчета и самой платформы. Система может получить огневую задачу во время движения, остановиться, отстреляться и вновь начать движение в течение 60 секунд. Благодаря использованию традиционной артиллерийской части южнокорейская армия может задействовать целиком все свои существующие арсеналы боеприпасов. Кроме того, солдаты уже знакомы с этой системой и обучены работе с ней. Эксплуатационные характеристики установки еще больше повышены за счет системы позиционирования и наведения, которая соединена с цифровой системой управления. В министерстве обороны заявили, что гаубица EVO-105 начала поступать в войска в 2022 году, всего же будет поставлено в общей сложности 800 систем.
Китайские самоходные установки: вверху SH1, внизу SH2
Китайская компания NORINCO также не отстает от мировых тенденций, имея в своем портфолио самоходные гаубицы на шасси грузовых автомобилей, которые предлагаются также на экспорт. Компания предлагает как 122-мм пушку российского происхождения, так и 155-мм пушку, совместимую со стандартами НАТО. Гаубица SH1 представляет собой 155-мм/52 калибра гаубицу на шасси серийного грузовика Wanshan WS5252 6×6 с доработанной защищенной кабиной. Для ведения стрельбы в задней части установки опускается большой сошник. Боекомплект составляет 25 выстрелов, а саму гаубицу уже купили Пакистан и Мьянма. Недавно вариант этой пушки также можно было наблюдать на вооружении 72-й артиллерийской бригады китайской армии. В схожей по внешнему виду 122-мм гаубице SH2 использована пушка от китайской буксируемой гаубицы PL96 (копия советской Д-30). Опять же стремление упростить переброску самоходных систем по воздуху оказало влияние на эти разработки.
Самоходная гаубица ARCHER компании ВАЕ Bofors считается одной из самых эффективных самоходных артиллерийских систем, стоящих на вооружении. С самого начала проектировавшаяся как независимая система, она предлагает огневую мощь полной батареи в одной системе вооружения
Самоходная гаубица Archer FH77BW L52 компании ВАЕ Systems Bofors проектировалась как независимо действующая система огневой поддержки типа «выстрелил и уехал». Сама гаубица, сопровождающая машина подвоза боеприпасов и машина обеспечения позволяют повысить автономность и тактическую гибкость этого комплекса. На доработанное шасси сочлененного коммерческого грузовика Volvo A30D 6×6 установлена полностью автоматическая 155-мм/52 кал гаубица с магазином на 21 выстрел. Расчет может остановиться, отстреляться в течение 30 секунд, сняться с позиции и начать движение в течение следующих 30 секунд, при этом весь процесс не требует покидания защищенной кабины. Это достигается за счет бортовых систем навигации наведения и полностью цифровой системы управления огнем, которая позволяет вести огонь в режиме MRSI («Шквал огня» — режим стрельбы, когда несколько (в нашем случае до шести) снарядов, выпущенных из одного орудия под разными углами, одновременно достигают цели). В настоящее время гаубица Archer стоит на вооружении только шведской армии.
В качестве дальнейшего развития самоходной гаубицы CAESAR компания Nexter недавно представила усовершенствованный вариант на шасси 8×8. Для САУ CAESAR 2 была взята 155-мм/52 кал гаубица и установлена на шасси грузовика Tatra T815-7 8×8, имеющее повышенный уровень защиты от мин и самодельных взрывных устройств. Система заряжания и ведения огня полностью автоматическая, позволяет расчету 2-3 человека сделать шесть выстрелов за две минуты. Более крупная машина с повышенной внедорожной проходимостью позволила увеличить возимый боекомплект до 30 выстрелов. В 2022 году Дания выбрала эту систему с целью замены своих гусеничных самоходных артиллерийских установок М109.
Дания приобрела гаубицы CAESAR на автомобильном шасси Tatra
Самоходная установка RUM-II: сделано в Иордании
Относительная простота, с которой гаубица на колесном шасси может быть развернута, привлекает те страны, которые желают модернизировать свои вооруженные силы. Это продемонстрировала, например, иорданская компания KADDB (King Abdullah II Design and Development Bureau — проектно-конструкторское бюро имени короля Abdullah II), презентовавшая на выставке SOFEX 2022 свою систему RUM-II. В данном случае реализована комбинация шасси грузовика DAF 6×6 и гаубицы М126 155 мм/23. Для стабилизации платформы используется задний сошник и два боковых упора. Самоходная установка RUM-II в основном предназначена для повышения мобильности орудия и обслуживается вручную расчетом из шести человек, которые размещаются в кабине на двух нераздельных сиденьях.
Индийская буксируемая гаубица Dhanush
Гаубица ATMOS на шасси грузового автомобиля Tatra
Индийская армия также со свойственной ей «активностью» реализует проекты в сфере колесных артиллерийских систем. Целью программы Mounted Gun System является закупка готовых 155-мм пушек с длиной ствола 52 калибра. Первоначально будет приобретено 200 систем, а затем еще 614, которые будут изготавливаться на местном предприятии. Предполагаемыми кандидатами могут стать системы CAESAR, ATMOS и индийская самоходная установка Tata Power SED. Запрос предложений был выпущен в начале 2022 года. Компания Nexter Systems в рамках проекта подписала соглашение об образовании консорциума с индийскими фирмами Larsen SToubro (L&T) и Ashok Leyland Defence. Израильская Elbit Systems объединилась с индийской фирмой Bharat Forge. По имеющейся информации, предложение компании Tata разработано в сотрудничестве с южноафриканской Denel и впервые было показано в 2022 году. В апреле прошлого года индийская компания Ordnance Factory Board представила новый вариант буксируемой гаубицы Dhanush, которая могла бы удовлетворить потребности страны в мобильной артиллерийской установке. В ноябре 2022 года индийский Совет оборонных закупок одобрил выделение 2,5 миллиарда долларов на 814 артиллерийских систем на шасси грузового автомобиля.
Самоходная гаубица Hawkeye представляет собой 105-мм пушку М20 со специальной противооткатной системой, установленную на легкий бронеавтомобиль HMMWV
Создание самоходных гаубиц, которые можно было бы доставлять непосредственно вместе с воздушным десантом, является нетривиальной задачей, поскольку возникает масса проблем, связанных с грузоподъемностью, габаритами, последующей логистикой и т.д. Как результат, воздушно-десантные подразделения в основном задействуют буксируемые орудия (американская армия, например, использует гаубицы М119 калибра 105 мм и М777 калибра 155 мм), мобильность которых, как уж отмечалось, недостаточна. Компания Mandus Group в сотрудничестве с AM General предлагает решение, которое представляет собой 105-мм гаубицу, установленную на бронеавтомобиль M1152A1w/B2 HMMWV. В этой системе используется принцип работы орудия с выкатом ствола, четыре быстроразвертываемых гидравлических стабилизатора (два впереди и два в задней части платформы) обеспечивают устойчивость платформы. Цифровая система управления огнем позволяет гаубице Hawkeye получить огневую задачу на ходу и подготовиться к открытию огня в считанные секунды. Представитель компании AM General пояснил, что «уникальная противооткатная система Hawkeye позволяет вести огонь с легкого автомобиля HMMWV. Система достаточно мало весит, чтобы ее можно было транспортировать на подвесе вертолета СН-47. Установка после запроса огня сразу готова к действию. Мобильность шасси HMMWV позволяет системе оставаться в одних боевых порядках с легкой пехотой и легко перемещаться с целью избежания контрбатарейного огня. Пушка обслуживается расчетом вручную и может вести огонь всеми типами 105-мм боеприпасов, стоящих на вооружении американской армии, включая снаряды М1 и М760, дымовой М60/М60А2, осколочно-фугасный (ОФ) активно-реактивный М193, осветительный М314 и ОФ М1130А1 с готовыми поражающими элементами». Американская армия в начале прошлого года провела демонстрационные стрельбы из гаубицы Hawkeye.
САУ на шасси Super Stallion (колесная формула 6х6) производства Ashok Leyland
Артиллерия на шасси колесных транспортных средств обеспечивает высокий уровень тактической мобильности, которая у машин в конфигурации 8×8 почти соответствует мобильности гусеничных артиллерийских систем. Имея увеличенную дальнобойность, по крайней мере. 155-мм орудий, можно выполнять огневые задачи без необходимости задействования гусеничных шасси, имеющих более высокую проходимость.
По материалам сайтов:
www.nationaldefensemagazine.org
www.nexter-group.fr
www.norinco.com
www.mandusgroup.com
www.baesystems.com
www.hanwhatechwin.com
elbitsystems.com
www.wikipedia.org
kamaz-kamaz.ru
Устройство
На момент выпуска (2004 г.) аналогов у КамАЗ 63501 в мире не существовало. Четыре ведущих оси, большая грузоподъемность и колесная формула 8 на 8 обеспечивали безупречную проходимость и делали модель уникальной.
КамАЗ 63501 комплектовался 16-ступенчатой механической трансмиссией ZF 16S 1820. Изначально коробка передач ввозилась из Европы (производитель – Zahnrad Fabrik). Однако впоследствии выпуск данных КПП наладили в Набережных Челнах. В настоящее время практически все модификации КамАЗ 63501 оснащаются коробками передач, собранными российской компанией СП «ЦФ-Кама».
В автомобиле используется однодисковое сухое сцепление диафрагменного типа с гидравлическим приводом с пневмоусилителем. На КамАЗ 63501 устанавливается 2-ступенчатая раздаточная коробка КамАЗ 65111 с блокируемым межосевым дифференциалом. Дифференциал блокируется на задних мостах, привод передних мостов является неотключаемым постоянным.
Для КамАЗ 63501 предусмотрены 4 тормозных системы:
- рабочая система, приводимая в действие педалью. В ее основе лежат барабанные механизмы. Ширина накладок – 140 мм, диаметр барабана – 400 мм;
- стояночная система;
- запасная система, совмещенная со стояночной;
- вспомогательная система.
Также КамАЗ 63501 оборудован антиблокировочной системой.
Электросистема включает генератор на 3000 Вт и 2 аккумулятора на 190 Ампер-час.
Кабина КамАЗ 63501 мало отличается от других автомобилей из Набережных Челнов. Модель комплектуется стандартной 3-местной цельнометаллической кабиной, которая откидывается вперед при помощи гидроподъемника и имеет 4-точечную подвеску с пружинными стойками. Последние версии оснащаются рестайлинговой кабиной с контурами грузовиков Мерседес. Новые кабины доступны в 3 версиях:
- исполнение 1 (дневное) – короткая вариация с низким потолком;
- исполнение 2 – удлиненная кабина с низким потолком и спальной зоной шириной 685 мм;
- исполнение 3 – удлиненная кабина с высоким потолком.
В салоне устанавливается рулевая колонка с регулировкой и пневмофиксатором. Кресло водителя изготавливается в Елабуге и монтируется на пневматической подвеске. Для кабин со спальным местом предусмотрена возможность размещения вещей под нижней полкой.
Эта модель широко унифицирована с другими серийными камазами
Предполагалась разработать такой внедорожник, в котором все детали и узловые системы стали бы унифицированными среди моделей до 85%, а с остальным народнохозяйственным транспортом на 100%. Опытные модели грузовых внедорожников вышли в 1995 году.
На них можно было монтировать, помимо грузовых платформ, различное военное снаряжение и другие специальные надстройки. На них была оставлена балансирная задняя подвеска на полуэллиптических рессорах.
Без изменений осталась дифференциальная раздаточная коробка с блокировкой осевого дифференциала, постоянно включенными мостами и встроенным демультипликатором.
Оборудование, установленное на КамАЗ 6350, как показывают технические характеристики, прошло все испытания, и только после этого в 2002 году внедорожниками стали снабжаться ВС РФ.
На ведущих мостах с двухступенчатыми редукторами, передние имеют шарниры равных угловых скоростей, а задние – блокировку межколесных дифференциалов. Система тормозов получила свои усовершенствования, а на рулевое управление был вмонтирован гидроусилитель.
При сборке внедорожника было установлено сапунирование узлов двигателя, и машина стала герметичной.
При полностью загруженном автомобиле нагрузка на ведущие мосты составляет 11,2 т на каждый. Если машина имеет прицеп, то его масса не должны превышать 12 т, а полный вес автопоезда должен быть не более 38,8 тонн.
Этот внедорожник может развивать максимальную скорость 95 км/час, с расходом топлива на 100 км всего 36,5 л. Автомобиль оборудован топливными баками, вмещающими 350 и 210 л, что дает возможность длительного автопробега.