На КАМАЗе впервые после кризиса 2008 года произошли кадровые перестановки в сфере маркетинга

На КАМАЗе впервые после кризиса 2008 года произошли кадровые перестановки в сфере маркетинга Камаз

Возврат к «классике»

Модельный ряд КамАЗа сегодня состоит из трех поколений автомобилей: К3, К4 и К5, различающихся по типам кабин. К3 — это старое поколение кабины, выпуск которой был начат еще в 1995 году. Сегодня производитель называет эту линейку классической.

По итогам 2021 года половина продаж КамАЗа пришлась на линейку машин К3, сообщало отраслевое издание «Автобизнес». Это около 22 тыс. машин, всего же предприятие реализовало более 44 тыс. грузовиков. Всего в линейке К3 представлено 20 различных моделей автомобилей КамАЗа, различающихся грузоподъемностью и колесными формулами, следует из письма Дмитрия Леонова.

Внешность поколения грузовиков К4 определяет более современная кабина Mercedes-Benz Axor. Она устанавливается на тягачи 5490 и самосвалы семейства 6580. Поколение К5 — это премиум сегмент — грузовики КамАЗа с кабинами Mercedes-Benz Actros. Именно на развитии модельного ряда К5 планировал сконцентрироваться российский концерн до санкций. Под выпуск кабин Actros в Набережных Челнах в 2022 году КамАЗ и Daimler запустили завод.

Еще в конце 2020 года гендиректор концерна Сергей Когогин на встрече с журналистами объяснял, что производитель хочет существенно расширять модельный ряд линейки К5. Но выпуск классических К3 завод прекратить не может, так как спрос на машины остается очень высоким, особенно со стороны силовых структур, коммунальщиков, аграриев.

В нынешних условиях предприятию придется вновь переориентироваться на «классику» К3, сообщил 2 марта первый замгендиректора КамАЗа Юрий Герасимов.

— Автомобили поколения К3 с экологическим стандартом «Евро-5» остаются основой спроса внутри страны — они пока возвращаются на первый план, поскольку не опираются на международную логистику, — привело его слова корпоративное издание «Вести КамАЗа».

Согласно стратегии развития компании, для линейки К4 2022 год должен стать последним, уточнил менеджер. Для продолжения выпуска К5 производитель планирует совершить «мощный рывок по локализации»: по словам Юрия Герасимова, один из поставщиков деталей кабин «очень заинтересован в том, чтобы полностью локализовать свои поставки для каркасов кабин К5». О какой компании идет речь, он не раскрыл.

Представитель КамАЗа Олег Афанасьев сообщил «Известиям», что сейчас производитель полностью обеспечен комплектующими и заказом до конца марта.

— На апрель-май мы прорабатываем поставку комплектующих, при этом всё больше будем смещаться на более локализованный в России модельный ряд К3. Он охватывает всю потребность рынка, в том числе и в сегменте магистральных тягачей. Тягачи К3 менее комфортны, но мы понимаем, что спроса у наших клиентов на премиум-тягачи в ближайшие полгода не будет. При этом в марте мы также продолжим выпускать и модели К5, у нас есть запасы по комплектующим, — сообщил он.

Олег Афанасьев уточнил, что КамАЗ пока не пересматривал планы по производству, но рынок, очевидно, сократится из-за ухода иностранных брендов. При этом доля концерна на сократившемся рынке может даже увеличиться (сейчас это 45%), добавил он.

Камаз по-русски

Из-за приостановки поставок продукции в РФ некоторыми зарубежными производителями на фоне санкций Евросоюза у КамАЗа образовался дефицит импортных узлов, сказано в письме гендиректора Торгово-финансовой компании «КамАЗ» Дмитрия Леонова руководителям дилеров концерна. С копией документа от 3 марта 2022 года ознакомились «Известия».

«В связи с этим автомобили всего модельного ряда К3 с марта будут производиться преимущественно в комплектациях с российскими аналогами — КПП 154, двигателями КамАЗа, топливной аппаратурой АЗПИ (Алтайского завода прецизионных изделий, Барнаул. — «Известия»).

Из документа следует, что дефицит компонентов не позволит КамАЗу выпускать автомобили и шасси с двигателями Cummins (США), коробкой передачи ZF (Германия) и топливной аппаратурой Bosch (Германия).

КамАЗ устанавливает дизельные двигатели Cummins на широкий модельный ряд. С партнером Cummins Inc. у российского производителя есть совместное предприятие (СП) в РФ «Камминз Кама». При этом мощности линии по производству собственных двигателей Р6 (класс экологичности «Евро-5») составляют сейчас 12 тыс. штук в год (линия сборки проходит модернизацию, после чего производительность вырастет до 30 тыс. двигателей в год), сообщили в компании 8 марта.

Помимо двигателя Р6, КамАЗ производит двигатель V8, напомнил руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский.

— Все компоненты, конечно, концерн сам не производит. Но, как правило, по ключевым комплектующим сформированы запасы на 1–3 месяца вперед. При этом для линейки К3, где импортная составляющая не такая высокая, как в К5, думаю, можно более-менее оперативно найти альтернативных поставщиков, — сказал эксперт.

С 2005 года у КамАЗа действует СП и с германской ZF Friedrichshafen («ЦФ Кама») по производству коробок передач. На 2022 год на заводе был намечен старт серийного производства автоматизированных КП ZF-TraXon, под этот выпуск СП в прошлом году получило заем 500 млн рублей в Фонде развития промышленности. До сих пор завод выпускал только механические коробки.

Но главная проблема в нынешних условиях — это не объемы производства собственных компонентов, а готовность клиента платить за эту комплектацию, считает независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. По его словам, одни и те же спецификации могут комплектоваться разными составляющими, но большинство потребителей выбирали импортные варианты, пусть это стоило дороже.

— Отечественные комплектации выбирали ради экономии, или же они шли под госзакупки. Оригинальных камазовских компонентов, вероятно, производителю и хватит под собственный выпуск, но, например, своей автоматической коробки передач у КамАЗа нет. То есть какую-то часть клиентов КамАЗ, конечно, потеряет, — объяснил эксперт.

Объем выпуска в 2022 году может снизиться на 10–15%, если правительство не предложит экстренных мер поддержки, полагает Сергей Бургазлиев. Компания рассчитывала увеличить производство и продажи в 2022 году на 2,3%, до 45 тыс. штук, в том числе 6 тыс. машин планировалось поставить на экспорт. Но в простой предприятие вряд ли уйдет, полагает эксперт.

Справка «Известий»

ГК «Ростех» владеет 47,1% долей в КамАЗе, 23,54% принадлежат ООО «Автоинвест» (им владеют гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, бизнесмены Рубен Варданян и Виталий Мащицкий), 15% — Daimler AG. Последняя на фоне введения санкций ЕС против КамАЗа в конце февраля сообщила о приостановке сотрудничества с российским концерном, прекращении сборки своих грузовиков Mercedes-Benz в России (на предприятии «Даймлер КамАЗ Рус»), а также о прекращении поставок запчастей для КамАЗа. Как уточняла газета Handelsblatt, немцы изучают возможность продажи своей доли в российском автогиганте.

На камазе впервые после кризиса 2008 года произошли кадровые перестановки в сфере маркетинга

(Набережные Челны, 9 августа, «Татар-информ»). В блоке заместителя генерального директора по продажам и сервису ПАО «КАМАЗ» произошли изменения, в результате чего функции маркетинга и рекламы были разделены, сообщает пресс-служба автогиганта.

Так, директор по маркетингу и рекламе Ашот Арутюнян, занимавший эту должность 11 лет, назначен директором по рекламе.

Директором по маркетингу стал 39-летний Эльдар Аминов, который до этого руководил департаментом продуктового менеджмента. Назначенец закончил Московский государственный открытый университет по специальности «Мировая экономика», имеет степень кандидата экономических наук, является депутатом городского совета. 

Эксперты связывают кадровые перестановки с необходимостью усилить работу в маркетинговом направлении после падаения рынка большегрузов. В мае падение составило 18%, что сопоставимо с показателями 2008 кризисного для автомобилестроителей года.

Теперь на своих мостах: "камаз" локализовал передние оси для к5

На КАМАЗе впервые после кризиса 2008 года произошли кадровые перестановки в сфере маркетинга

Профит проекта заключается не просто в приросте мощностей – новые оси, рассчитанные на нагрузку 7,5 т и 9 т, стали продуктом, заместившим мосты Hande от одного из ведущих китайских производителей Shaanxi Automobile Group Co., Ltd. Так, в прошлом году «КАМАЗ» поставил на усиленный мост от группы Шааньси тягач 5490 NEO-2, но такое решение обходится компании в 210,2 тыс. рублей за штуку. Производство собственного аналога стоит сегодня 89,8 тыс. рублей, что дает экономию в 120,4 тысячи с каждой единицы продукции. Таких импортозамещающих позиций пять, и каждая дает разницу в цене от 94,9 тыс. рублей до 125,4 тысячи. По словам гендиректора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина, новая себестоимость мостов позволит полностью отбить инвестиции выпуском первых 12 тыс. осей. Презентуя Когогину смонтированное оборудование, автор проекта Фирдаус Кабиров – заместитель директора по развитию, ответственный за инновационные продукты, прикинул, что при достигнутых мощностях новое оборудование окупится за год.

«Экономически проект очень эффективен, — констатировал Когогин во время осмотра производства, — И завершен своевременно, поскольку уже со следующего года мы ждем увеличения объема производства К5 в 3,5 раза». Как отметил гендиректор «КАМАЗа», снизив себестоимость передних осей и обеспечив себе задел мощностей, производитель получил и новое качество мостов, что положительно скажется на управляемости машины и сроке ее службы.

Специалистов, которые встанут за новые станки, придется отдельно обучить, но работать они будут, по словам Когогина, в кардинально улучшенных условиях труда и за зарплату, в 1,5-2 раза превосходящую традиционный размер вознаграждений в рамках профиля. Созданные рабочие места предполагают значительный рост производительности труда.

Смонтированные линии рассчитаны на обработку до 40 тыс. деталей передних осей в год – балок, ступиц, рычагов и прочих, — или, словами Кабирова, на производство 20 тыс. машкомплектов. По некоторым позициям мощность достигает и 30 тыс. машкомплектов, из чего автор проекта заключает, что при необходимости ее можно будет нарастить еще.

На КАМАЗе впервые после кризиса 2008 года произошли кадровые перестановки в сфере маркетинга

По словам автора проекта Фирдауса Кабирова, инвестиции окупятся за год

ВЕСНОЙ ВСЯ ЛИНЕЙКА К5 БУДЕТ ПЕРЕСТАВЛЕНА НА НОВЫЕ МОСТЫ

Над внедрением технологии «КАМАЗ» задумался еще в 2022 году, когда стало понятно, что линейка К5 потребует замены мостов с увеличением допустимой нагрузки на них. Самостоятельно компания выпускала мосты, рассчитанные на 7,5 т., а нужны стали девятитонные – на инвестиционный период их пришлось закупать у китайцев. Решено было обновить и 7,5-тонные оси, пока еще используемые в моделях поколения К4 – таких, как КАМАЗ-5490, 5325, и некоторых других. НИОКР для 7,5-тонных мостов с необслуживаемым подшипником был завершен первым, к концу 2020-го года, тогда же их начали и осваивать. К маю этого года команда разработчиков сконструировала и 9-тонные передние оси с дисковыми и барабанными тормозами, которые годятся для всех остальных моделей линейки. Автомобили на них начали собирать осенью, и полностью поколение К5 встанет на новые мосты в начале следующей весны.

Снабдить новыми станками потребовалось три завода — кузнечный, автомобильный и завод двигателей. «Всего на АвЗ куплено шесть единиц оборудования, — рассказал во время осмотра линий главный специалист по технологии изготовления заготовок и сборки Александр Маришин, — Это фрезерный вертикальный обрабатывающий центр Unitwin 6000 фирмы Unisign, которая поставила подобное оборудование крупнейшим автомобильным компаниям Азии и Америки. Конструкция станка разработана специально для обработки балки передней оси грузового автомобиля. Через каждые семь минут мы получаем обработанную переднюю ось высокого качества, что позволило увеличить производительность в три раза. Приобретены три фрезерных обрабатывающих центра южнокорейской фирмы Dussan, которые также значительно увеличили производительность обработки. Закуплена итальянская координатно-измерительная машина Hexagon. На завод двигателей у немецкой фирмы EMAG закуплены линия для обработки ступиц и роботизированный комплекс по обработке кулаков. Особое место на ЗД заняла линия по запрессовке подшипников в ступицу с полным циклом контроля параметров входящих деталей и параметров запрессовки. На кузнечном заводе подверглась глубокой модернизации линия штамповки балок». Список, предложенный Маришиным, конечно, не исчерпывающий – вместе со станками было закуплено вспомогательное оборудование, оснастка, промышленные компьютеры и прочее. Две трети общих затрат – порядка 950 млн рублей – ушло в железо, остальные расходы были связаны с подготовкой трех площадок технологической цепочки к его обслуживанию и с монтажом линий.

На КАМАЗе впервые после кризиса 2008 года произошли кадровые перестановки в сфере маркетингаНа КАМАЗе впервые после кризиса 2008 года произошли кадровые перестановки в сфере маркетинга

Что в конечном счете получит от обновления мостов потребитель? Оси с дисковым тормозом для К4 нарастили межсервисный интервал ступичных подшипников и шкворней до параметров мостов от Daimler – то есть до 1 млн км пробега и до 60 тыс. км. соответственно. 9-тонные оси показали свойства, аналогичные возможностям мостов Hande: подшипники выдержат 1 млн км пробега, не нуждаясь в обслуживании, шкворни рассчитаны на 120 тыс. км или на техобслуживание раз в год. 9-тонные оси с барабанным тормозом от «КАМАЗа» перекрыли штатные параметры обоих упомянутых производителей: ступичный подшипник Hande требует ТО через каждые 60 тыс. км, необслуживаемый от Daimler рассчитан на 800 тыс. км, а необслуживаемый камазовский – на 1 млн километров. И ТО для шкворня: Hande – 30 тыс. км., Daimler – раз в год, «КАМАЗ» – 120 тыс. км. или раз в год.

В части управляемости удалось снизить усилие на руле при входе грузовика К5 в поворот и полностью исключить люфт руля, который у Hande, в частности, достигает 5°. Кроме того, тестовые заезды с новыми мостами показали стабильную курсовую устойчивость, как, например, у Volvo или MAN, китайские же оси требовали подруливания во время движения по прямой. Все это позволяет руководству компании резюмировать результат трехлетней работы словами Когогина: «Мы можем с уверенностью говорить: то качество, которое необходимо для передней оси автомобилей К5, мы получим».

Фото: «Вести КАМАЗа»/Виталий Зудин

Оцените статью
Камаз