«Набережные Челны и автомобильный завод КамАЗ» в блоге «Города и сёла России» — Сделано у нас

«Набережные Челны и автомобильный завод КамАЗ» в блоге «Города и сёла России» -  Сделано у нас Камаз

1990-е

В 1990-х годах в связи с общим спадом производства в России и финансовыми затруднениями на заводах КамАЗа сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Огромные мощности фактически простаивали, отчего, в первую очередь, страдало население города, так как КамАЗ всегда являлся градообразующим предприятием.

К концу 1990-х усилиями руководства предприятия, при поддержке правительств России и Татарстана, удалось конвертировать долг объединения в размере 1 миллиард долларов США в акции предприятия, восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности.

30 августа 1999 года с конвейера КамАЗа сошёл 1 600 000-й большегруз. Завод двигателей произвёл к тому времени 2 миллиона дизельных двигателей.

2000-е

В 2001 году «КАМАЗ» впервые за семь лет получил прибыль в 57 миллионов рублей[14].

В 2005 году контрольный пакет акций ОАО «ЗМА» (завод малолитражных автомобилей, производивший легковые автомобили «Ока») был продан группе «Северсталь-Авто».[источник не указан 151 день]

В 2005 году было создано АО «КАМАЗ-Инжиниринг» — совместное казахстанско-российское предприятие по сборке автомобильной техники «КамАЗ» для внутреннего рынка Казахстана. За первые дни существования были выпущены с конвейера первый самосвал и вахтовый автобус.[источник не указан 151 день]

21 октября 2005 года с конвейера «КАМАЗа» сошёл 1 750 000-й грузовик модели КамАЗ-6520[15].

В 2006 году команда «КАМАЗ-мастер» победила во внедорожных ралли «Дакар» в седьмой раз (пятый раз подряд). За повышение качества производства ОАО «КАМАЗ» (новые двигатели соответствуют международным экологическим стандартам «Евро-3») — единственный из представителей машиностроительной области, получил в 2006 году Премию правительства РФ в области качества.[источник не указан 151 день]

За 2007 год «КАМАЗ» выпустил 52 650 грузовиков, 63 200 двигателей и силовых агрегатов — это явилось рекордом последовавших после пожара лет. С конвейера сошёл 1,8-миллионный автомобиль (с начала производства 30 лет назад). Несмотря на недостаточное количество, но, учитывая усложнение технологии производства и переход на новые стандарты, было заявлено о достижении уровня загрузки производства автомобилей в советскую эпоху.

В этом же году на внешних рынках было реализовано рекордное за всю историю экспорта количество техники «КАМАЗ» — 13 444 единицы. Указом президента России генеральный директор ОАО «КАМАЗ» С. А. Когогин был награждён орденом Дружбы.

В 2008 году создан машиностроительный образовательный кластер «КАМАЗ-КГТУ» (КАИ) — совместный проект ОАО «КАМАЗ» и КГТУ им. А. Н. Туполева, направленный на подготовку технических кадров для «КамАЗа».

В этом же году территорию первенца «КАМАЗа» — ремонтно-инструментального завода — заняло сборочное производство грузовиков Mercedes (Daimler AG).

2022-е

В 2022 году завод приступил к выпуску сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники под торговой маркой CNH (Case New Holland[en], принадлежащая FIAT Group, — один из ведущих мировых производителей сельскохозяйственной и строительной техники).

Согласно соглашению между ОАО «КАМАЗ» и CNH, образованное совместное предприятие «Си-Эн-Эйч-КамАЗ Индустрия» (CNH-KAMAZ Industrial BV) должно выпускать до 4000 единиц техники в год, включая семейство комбайнов с двигателями мощностью 300 л. с., два вида тракторов с двигателями мощностью 300—535 л. с. и строительную технику[16].

После значительного сокращения объёмов производства в 2009—2022 годах, вызванного финансовым кризисом 2008 года, завод начал наращивать темпы выпуска продукции. В 2022 году было реализовано более 45 тысяч грузовиков, что на 40 % больше, чем в 2022 году[17].

В сентябре 2022 года ОАО «КАМАЗ» и компания Marcopolo S.A. подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству и продаже автобусов Marcopolo.[источник не указан 151 день]

В ноябре 2022 года ОАО «КАМАЗ» подтвердило уровень «Пять звёзд» в конкурсе Европейского фонда менеджмента качества по модели EFQM «Признанное совершенство».[источник не указан 151 день]

15 февраля 2022 года с конвейера «КАМАЗа» сошёл 2-миллионный грузовик. Юбилейной машиной стала модель из тяжёлого семейства грузовых машин повышенной грузоподъёмности — КамАЗ-6522[17].

В июне 2022 года Daimler Trucks и ОАО «КАМАЗ» подписали лицензионное соглашение, направленное на укрепление сотрудничества в области производства кабин. По этому соглашению «Mерседес-Бенц» предоставит «КАМАЗу» технологию производства кабин Axor для среднетяжёлых грузовых автомобилей, которые российская компания будет устанавливать на свои автомобили нового поколения.[источник не указан 151 день]

В 2022 году на территории Ремонтно-инструментального завода начат демонтаж корпусов производства ремонтного литья (ПРЛ).

В март 2022 года — ОАО «КАМАЗ» и концерн Palfinger AG подписали Соглашение о сотрудничестве.

16 октября 2022 года на Автомобильном заводе «КАМАЗа» было собрано десятитысячное автобусное шасси.

30 октября 2022 года на заседании Совета директоров ОАО «КАМАЗ» было объявлено о том, что «КАМАЗ» завершает прошлые договорённости по сделке с CNH Global NV в рамках стратегии избавления от непрофильных активов.

В декабре 2022 года начался серийный выпуск магистрального тягача КамАЗ-5490 — флагмана нового модельного ряда «КАМАЗа».

19 августа 2022 года «КАМАЗ» подписал Соглашения с Palfinger AG (Австрия) о создании двух совместных предприятий: нового производства гидравлических и телескопических цилиндров и монтажного центра.
В октябре 2022 года из состава акционеров вышел Европейский банк реконструкции и развития[18].

В 2022 году компания во избежание попадания под Санкции в связи с украинскими событиями 2022 года начало процедуру по сокращению доли в акционерном капитале Ростеха и прекратило выпуск военной техники[19].

В 2022 году «КАМАЗ» запустил серийное производство двух новых моделей грузовиков — седельного тягача КамАЗ-65206 и бортового магистрального автомобиля КАМАЗ-65207, а также представил электробусы, разработанные в сотрудничестве с российской инжиниринговой компанией Drive Electro.

22 апреля 2022 года на «КАМАЗе» состоялось торжественное открытие корпуса по производству автомобилей КамАЗ и автобусных шасси с газовыми двигателями.

В июне 2022 года «КАМАЗ» приступил к первым тестовым испытаниям беспилотника, разработанного совместно с ОАО «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies.

26 июня 2022 года в соответствии с решением Общего собрания акционеров компании Открытое акционерное общество «КАМАЗ» было переименовано в Публичное акционерное общество «КАМАЗ».

В сентябре 2022 года «КАМАЗ» представил на выставке «Комтранс-2022» концепт революционной кабины КАМАЗ-2020. В этом же месяце ПАО «КАМАЗ» и HAWTAI Motor Group Co подписали рамочное соглашение о создании совместного предприятия по производству и продажам грузовиков КАМАЗ в Китае и легковых автомобилей HAWTAI в России.

В 2022 году «КамАЗ» начал строительство завода каркасов кабин для грузовиков поколения К5 в сотрудничестве с компанией Daimler. Как сказал генеральный директор автогиганта Сергей Когогин, это первый настолько крупный проект со времён строительства самого «КАМАЗа»[20].

15 мая 2022 года, в день открытия Керченского моста, автомобиль завода был во главе первой колонны проехавшей по сооружению. За рулём машины был президент Российской Федерации В. В. Путин[21].

8 февраля 2022 года были подведены итоги, что продажи грузовиков «КАМАЗа» в России снизились в 2022 году на 1,4 % по сравнению с 2022 годом и составили 32,68 тысяч штук, следует из отчета производителя за четвёртый квартал. Чистая прибыль компании за 2022 год составила 1,588 млрд рублей, что в 2,2 раза ниже показателя 2022 года[22].

В конце мая 2022 года началось производство кабин поколения К5 на новом заводе, построенном совместно с компанией Daimler. Уровень автоматизации на производстве достиг 80 %, оставив для человеческого персонала функции контроля качества, укладки деталей на сборочную линию и логистических задач.

Доли партнёров распределены следующим образом: 80 % готовой продукции получает КамАЗ, 20 % — Mercedes. Планируемый годовой объём производства — 55 тыс. (планируется достичь к 2024 году). Кабины будут производиться для пяти типов грузовиков и самосвалов.[23]

2020-е

В июле 2020 года КАМАЗ и Почта России подписали соглашение, в рамках которого в 2021 году КАМАЗ должен разработать и поставить Почте 93 автомобиля КАМАЗ-5325 на компримированном природном газе. Также КАМАЗ передаст Почте России для тестовой эксплуатации два автомобиля КАМАЗ-54901.

К концу 2020 года КАМАЗ планировал предоставить Почте России 110 автомобилей КАМАЗ-5325 и 187 тягачей КАМАЗ-5490, при этом 184 грузовика КАМАЗ-5490 должны быть на компримированном природном газе. Это позволит сэкономить до 60% топлива и существенно снизить выбросы в атмосферу[25].

В мае 2021 года Почта России закупила 190 машин на метане российского производителя КАМАЗ, грузоподъемность каждой машины составила 20 тонн. Такие транспортные средства позволяют уменьшить выбросы углекислого газа и азота, в результате чего снижается загрязнение воздуха[26][27].

В июне 2021 года предприятие планирует выпустить трёхосный карьерный самосвал «Геркулес» с сочленённой конструкцией шасси и капотной компоновкой.

В январе 2022 года КамАЗ и Министерство технологий и инноваций Венгрии подписали соглашение о производстве в Венгрии электромобилей (смарт-кроссоверов «Кама-1»). К 2025 году планируется ежегодно выпускать 32 тыс.автомобилей, к 2030 — около 320 тыс[28].

После начала спецоперации на украине, с марта 2022 года немецкая компания «Daimler Truck AG» прекратила поставки комплектующих и производство КАМАЗов в рамках совместного предприятия «ДК Рус» в Набережных Челнах[29]. С 13 апреля 2022 года находится под санкциями Австралии.

Акционирование

25 июня 1990 года Совет Министров СССР принял постановление[12], в соответствии с которым на базе заводов КамАЗа было создано одно из первых акционерных обществ РСФСР и Советского Союза — АО «КамАЗ».

Согласно постановлению, 51 % акций должны были остаться в общесоюзной собственности, остальные предполагалось продать. 5 сентября 1991 года началась продажа акций трудовому коллективу. 10 сентября состоялся конкурс для юридических лиц, в результате которого акционерами КамАЗа стали 230 предприятий и организаций[13].

Выпуск автомобилей

Первый автомобиль КамАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года — бортовой КамАЗ-5320. Этот автомобиль сохранился, он был передан потребителям, долгое время работал в БАССР, позже был выкуплен музеем завода и восстановлен, оставлен в качестве музейного экспоната[9].

29 декабря министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков утвердил акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов, ранее подписанный государственной комиссией. Утверждённый на год план (15 000 автомобилей) был выполнен досрочно — в октябре 1977 года (к 60-летию Великой Октябрьской революции), и перевыполнен за год почти на половину (22 000).

Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100 000-й грузовик. Рост производства на КамАЗе бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР.

В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа.

На десятом году производства (в 1987 году) была создана линия по производству малолитражных автомобилей «Ока». Первый автомобиль (ВАЗ-1111 «Ока») был выпущен уже 21 декабря (в 1994 году будет запущен целый Завод по производству малолитражных автомобилей).

В 1988 году было проведено финансово-экономическое исследование деятельности предприятия. По подсчётам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КамАЗ» Советский Союз получил только от их эксплуатации около 8 млрд руб. транспортной прибыли. Это означает, что за первые десять лет работы КамАЗ полностью оправдал все капиталовложения, связанные с его строительством[10]. Составляя треть грузового автопарка страны, КамАЗы перевозили до двух третей всех грузов, перевозимых автотранспортом.

18 октября 1988 года с конвейера «КАМАЗа» сошёл 1 000 000-й грузовик модели КамАЗ-5320[11].

Деятельность компании

ПАО «КАМАЗ» представляет собой автомобилестроительное производство полного цикла, объединяющее металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментальное производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения.

В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов, где расположены литейный и кузнечный заводы, завод двигателей (ЗД), прессово-рамный завод (ПРЗ), автомобильный завод (АвЗ), ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), индустриальный парк «Мастер».

К концу 2022-х годов группа организаций «КАМАЗ» включает в себя более 80 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.

ПАО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме[36], Казахстане[37], Пакистане[38], Индии[39].

16 ноября 2022 года Автозавод «КАМАЗ» объявил о заключении контракта, в соответствии с которым на Кубу будет поставлено более 2,4 тыс. машин, а также запасные части и сервисное оборудование[40].

В августе 2022 года «КАМАЗ» открыл в Джакарте (Индонезия) дочернюю компанию — PT. Kamaz trucks Indonesia. Компания основана совместно с индонезийской PT. Pusaka bumi transportasi (входит в Blue bird group) и Kamaz trucks Indonesia (совместное предприятие «КАМАЗ» и эмиратской Sirius general trading LLC)[41].

С 2022 года ООО «ПарадАвто» является официальным дилером ПАО «КАМАЗ» в Республике Беларусь.

Комплексный подход

Камский автомобильный завод — градообразующее предприятие. Одновременно с корпусами возводились жилые дома и городская инфраструктура. Сотрудники получали комфортабельное жилье, строились школы, медицинские учреждения, детские сады, предприятия бытового обслуживания, спортивные и культурные комплексы.

Первый автомобиль сошел с конвейера новых цехов в феврале 1976 года. На сегодняшний день количество выпущенной продукции исчисляется в миллионах. За время работы Камский автомобильный завод собрал более 2 миллионов автомобилей и почти 3 миллиона двигателей.

Кто построил завод камаз в россии?

Камаз в России

Камский автомобильный завод был образован в 1969 году, как Камский комплекс заводов по производству большегрузых автомобилей. Приказ был отдан 26 сентября 1969 года министром автомобильной промышленности Александром Тарасовым. Название завода – Камский автомобильный завод также было придумано Александром Тарасовым, а 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков приступил к работе на площадке первого объекта КамАЗ.

Набережные челны и автомобильный завод камаз

Набережные Челны — второй по величине город в Республике
Татарстан с населением более 522 тыс. человек, расположенный на реке Кама. Активное развитие города началось в 1960х годах, когда
была построена Нижнекамская ГЭС, а затем стартовала всесоюзная
стройка завода-гиганта КамАЗ. Эти факторы привели к резкому росту
численности населения города, масштабному строительству жилья и городской инфраструктуры.

Проспект Сююмбике При строительстве города советскими
архитекторами была заложена грамотная инженерная и транспортная
инфраструктура, продумана инсоляция, аэрация, зеленые зоны.
Набережные Челны на долгое время стали одним из центров развития
градостроительства не только на юго-востоке Татарстана, но и в определенном смысле всего Советского Союза.

Бульвар Энтузиастов — визитная карточка города.

Символ Набережных Челнов — бизнес-центр 2/18 или в народе
«Тюбетейка»

В 1982—1988 гг. город носил имя бывшего главы СССР Л. И.
Брежнева, после чего городу было возвращено историческое
название.

Высотный 25-этажный жилой дом 19/01 Отметка верхнего
уровня данного дома, если брать за точку отсчета гладь Балтики —
207,9 метра от уровня моря. Из чего следует, что крыша этого дома
«является наивысшей точкой существующих объектов капитального
строительства в республике Татарстан»

7 комплекс По устоявшейся традиции в Набережных Челнах
жилые микрорайоны обозначены комплексами. В городе на данный
момент действует двойная адресация: каждый дом имеет номер по улице (этот адрес записывается в графе регистрации в паспорте) и так называемый строительный адрес («адрес по комплексу»). Это
название сохранилось со времени строительства, когда каждым
микрорайоном занималась отдельная строительная бригада, строившая
одновременно несколько жилых домов и зданий бытового назначения —
школу, детский сад, магазин, — то есть полноценный жилой
комплекс. Называть адрес по названию улицы в Набережных Челнах не принято, поэтому иногда жители не знают своего адреса по улице.

IT-park Набережные Челны — технопарк в сфере высоких
технологий

Машиностроительная улица

Пересечение проспекта Дружбы Народов и проспекта Мира
Город имеет интересную планировку и дорожную систему: здесь
практически нет левых поворотов на перекрестках, а сами дороги
сделаны очень широкими, что значительно уменьшает возможные
пробки.

Больница скорой медицинской помощи

Медгородок

Пешеходный мост

Посёлок ГЭС в старой части города Набережные Челны.
Мечеть «Тауба» Набережные Челны можно считать моногородом,
поскольку на долю КАМАЗА приходится три четверти всей отгруженной
промышленной продукции.

«КамАЗ» Одно из крупнейших предприятий Республики
Татарстан, занимает 9-е место среди ведущих мировых
производителей тяжёлых грузовых автомобилей.

Строительство завода потребовало вложения огромных
ресурсов, под предприятие «с нуля» была сформирована обширная
материальная база, возведены производственные мощности, а для
сотрудников предприятия создана вся необходимая инфраструктура.
Несмотря на все эти факторы, по оценке некоторых источников все
затраты на строительство предприятия-гиганта окупились за первые
8 лет.

«КамАЗ» выпускает более 40 моделей грузовых автомобилей в свыше полутора тысяч вариантов комплектаций.

В 2022 году с конвейера КамАЗа сошёл 2-миллионный
грузовик. За сутки с конвейера сходит порядка 200 машин. К 2020
году завод планирует спускать с конвейера по 100 тыс. машин
ежегодно.

В подразделениях и дочерних обществах ОАО «КамАЗ»
работает около 45 тысяч человек. Единый производственный комплекс
охватывает весь технологический цикл производства — от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.

С 2022 года завод приступил к выпуску
сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники под торговой
маркой CNH (Case New Holland).

Но уже в 2022 году КамАЗ принял решение о выходе из этого
проекта в рамках стратегии «избавления от непрофильных активов»

Камский индустриальный парк «Мастер» Это площадка
предназначенная для размещения предприятий, осуществляющих свою
деятельность в машиностроительной отрасли.

Число резидентов КИП «Мастер» составляет 240 единиц,
крупнейший из которых ООО «Мерседес Бенц Тракс Восток»

Набережночелнинская ТЭЦ — входит в десятку крупнейших
тепловых станций России.

Нижнекамская ГЭС — четвертая ступень каскада ГЭС на реке
Каме.

Проектная мощность ГЭС — 1248 МВт, среднегодовая
выработка — 2,67 млрд кВт/ч.

В здании ГЭС размещено 16 поворотно-лопастных
гидроагрегатов проектной мощностью по 78 МВт, работающих при
расчётном напоре 12,4 м.

Международный аэропорт «Бегишево»

Общие показатели деятельности за 2022 год (мфсо)

За 2022 год консолидированная выручка компании составила 133 540 миллиона рублей, что выше показателя предыдущего года на 37%. В компании считают, что улучшение финансовых показателей связано с выводом на рынок нового модельного ряда большегрузов марки «КамАЗ».

Камский автомобильный завод показатели деятельности за 2022 год:

  • Консолидированная выручка – 133 540 млн руб.
  • Реализация – 34 432 грузовых авто (улучшение с предыдущим годом на 16%).
  • Увеличение доли присутствия на отечественном рынке – 56% (в 2022 показатель был на уровне 51%).
  • Чистая прибыль – 656 млн руб. (в 2022 – убыток 2,38 млн руб.).
  • Рентабельность (показатель по EBITDA) – 4,6% (в 2022 году – 2,6%).

Официальные дилеры камаз в россии

АО «ВОРОНЕЖАГРОТРАНС»

г. Воронеж

ул. Дубровина, 15-а

7(473) 268-44-52, 7(473) 268-75-07

АО «ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «КАМАЗ»

г. Набережные Челны

пр. Автозаводский, 2

7(8552) 45-27-33, 7(8552) 45-27-32

АО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ТЕХИНКОМ»

г. Москва

ул. Расплетина, д.5

7(495) 974-37-47

АО «ТЕХАВТОЦЕНТР»

Московская область

Ленинский район, д. Горки, промзона, влад.20, стр.1

7(495) 598-54-10

АО «АВТОЦЕНТР КРАСГАЗСЕРВИС»

г. Красноярск

ул. Мечникова, 50

7(391) 256-88-48, 7(391) 244-69-58

ЗАО «БАЛТИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО»

СПб

Новочеркасский пр., дом 33, корпус 3,

7(812) 294-91-02 (03,04,05,06)

ЗАО «КАЛУЖСКИЙ АВТОЦЕНТР КАМАЗ»

г. Калуга

ул. Достоевского, 41

7(4842) 56-28-27, 57-84-02

ЗАО «КРАСНОДАРСКИЙ АВТОЦЕНТР КАМАЗ»

Краснодарский край, станица Динская

ул. Красная, 125

7(86162) 5-16-84, 7(86162) 6-64-44, 7(86162) 6-33-72

ЗАО «РЕМДИЗЕЛЬ»

г. Набережные Челны

Промышленно-коммунальная зона, промзона, Мензелинский тракт, 40

7(8552) 55-08-55

ЗАО «СИБИКАМ»

г. Новокузнецк

Кондомское шоссе, 6А, корп.8

7(3843) 77-98-44

Планирование

В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн с более экономичным дизельным двигателем. Существовавшие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных ЧелнахТатарской АССР».

Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города — в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги — позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту, он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.

Пожар 1993 года

14 апреля 1993 года начался пожар на Заводе двигателей КамАЗа. Он охватил всё предприятие, уничтожив основной производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Завод двигателей был полностью разрушен.

Ущерб автомобильному производству России был огромен. Только при поддержке правительства Татарстана и Российской Федерации предприятию удалось постепенно восстановить мощности по выпуску 100 тыс. двигателей в год, а также ввести в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование для производства силовых агрегатов. В декабре 1993 года завод двигателей снова начал выпускать продукцию.

Показатели в 2022 году

По итогам 1-го квартала бухгалтерская выручка от реализованной продукции показывает рост в сравнении с таким же периодом 2022 года и составляет 26,4 миллиарда рублей (в 2022 году – 17,2 млрд руб.).Общая прибыль составила 34,4 миллиарда рублей (в 2022 убыток составлял 2,2 млрд руб.).

В 2022 году на развитие планируется затратить 20 миллиардов рублей. В приоритетных направлениях – инвестиции в начавшееся строительство завода производства каркасов кабин, импортозамещение, организация производства шестицилиндровых двигателей (новое поколение), разработка модернизированных автомобилей. Запланированный выпуск серийных моделей автомобилей составляет 36 тысяч единиц техники.

Показатели деятельности

В подразделениях и дочерних обществах ПАО «КАМАЗ» работает около 36 тысяч человек[когда?].[источник не указан 151 день]

За 2022 год выпущено 29140 готовых грузовых автомобилей КамАЗ: из них на российский рынок поставлено более 22,6 тыс. единиц, на экспорт — более 5,6 тысяч.[источник не указан 151 день]

За 2022 год реализовано 38159 автомобилей.[42] Экспортировано 5038 автомобилей. Доля КамАЗа на российском рынке тяжёлых грузовиков 45,2 %.

За 2022 год реализовано 38382 автомобилей. Экспортировано 5698 автомобилей. Доля КамАЗа на российском рынке тяжёлых грузовиков 41 %[43].

В 2022 компания не ожидала чистой прибыли, оборот составил 192 млрд р., продажи в России грузовиков составят ~30 тыс., экспорт ~5 тыс.[44]

В 2021 объём производства составил 45 тысяч автомобилей, что означает перевыполнение плана более чем на 20%. Суточный темп сборки вырос на 23% и достиг 210 единиц[45].

Продукция

Одним из крупнейших автомобильных гигантов России и мира является Камский автомобильный завод. Аббревиатура КамАЗ известна не только на родных просторах, но и в зарубежье. Предприятие выпускает большой перечень автомобилей, техники, двигателей, производит сопутствующие работы, обеспечивает сервис.

Камский автомобильный завод, продукция:

  • Серийные автомобили (тягачи седельные, бортовые большегрузные автомобили, самосвалы, спецтехника с КМУ).
  • Спецавтотехника (автокраны, мусоровозы, автобетоносмесители, снегоочистители, эвакуаторы, буровые установки и пр.).
  • Газобаллонная автотехника (автобусы, самосвалы, автокраны, автоцистерны, коммунальная техника и пр.).
  • Автобусы (городские, пригородные, междугородные, электробусы).
  • Прицепная техника (бортовые прицепы и полуприцепы, контейнеровозы, прицепы и полуприцепы — цистерны и пр.).
  • Запасные части для выпускаемых авто и техники.
  • Сопутствующая техника (мини-ТЭС, электроагрегаты, каматейнеры, двигатели, силовые агрегаты и пр.).

Проектирование и запуск производств

Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР: институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем» (Ярославль).

Также к проектированию отдельных производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл — Дресслер» (Питтсбург, США) — технологические и специальные части литейного завода, «Рено» (Франция) — проект завода двигателей, «Либхерр» (Штутгарт, ФРГ) — производство коробок переключения передач.

Конструкция первого поколения автомобилей и двигателей КамАЗ-5320 построена на основе перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170 (6×4) и ЗИЛ-175 (4×2) разработки Московского автомобильного завода имени И. А. Лихачёва и Ярославского моторного завода 1967—1969 годов.

Грузовики оборудуются двумя типами коробок передач, одни трансмиссии имеют пять ступеней переключения, а другие — десять. Эти модели называются 14 и 15. Десятиступенчатыми коробками оснащаются автомобили, относящиеся к категории автопоездов.[8]

В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов.

Промышленный туризм

На многих крупных предприятиях проводятся экскурсии, одним из них является Камский автомобильный завод. Фото промышленных объектов, подробные рассказы о технологических процессах, истории завода и возможность первым увидеть новые поколения автомобилей стали реальностью благодаря политике открытости компании.

Предлагаемые маршруты:

  • Автомобильный завод.
  • Литейный завод.
  • Завод двигателей
  • Прессово-рамный завод.
  • Посещение двух заводов (двигателей и автомобильного).

Экскурсии проводятся в течение рабочей недели.

Руководители

  • 1969—1981 — Васильев, Лев Борисович, генеральный директор ПО «КамАЗ»
  • 1981—1987 — Фаустов, Василий Алексеевич, генеральный директор ПО «КамАЗ»
  • 1987—1991 — Бех, Николай Иванович, генеральный директор ПО «КамАЗ»
  • 1991—1997 — Бех, Николай Иванович, президент, генеральный директор ОАО «КамАЗ»
  • 1997—2002 — Костин, Иван Михайлович, генеральный директор ОАО «КАМАЗ»
  • 2002 — настоящее время — Когогин, Сергей Анатольевич, генеральный директор ПАО «КАМАЗ»

Собственники и руководство

Уставный капитал ПАО «КАМАЗ» составляет 35,36 млрд рублей. Все акции ПАО «КАМАЗ» являются именными обыкновенными, номинальной стоимостью 50 рублей каждая. Список акционеров, владеющих свыше 5 % обыкновенных акций ПАО «КАМАЗ» по состоянию реестра на 13 ноября 2022 года.[18][30][31][32]:

Информация об акциях ПАО «КАМАЗ»:

Структура держателей акций ПАО «КАМАЗ» (доли основных акционеров, владеющих более 5 % уставного капитала ПАО «КАМАЗ»):

15.11.2022 компания Daimler AG передала 15 % акций ПАО «КАМАЗ» Daimler Truck AG. Контролирующим лицом Daimler Truck AG является Daimler AG.

Список членов совета директоров ПАО «КАМАЗ», избранных на годовом общем собрании акционеров 28 июня 2022 года:

  • генеральный директор Государственной корпорации «Ростех» Сергей Викторович Чемезов;
  • генеральный директор ООО «Варданян, Бройтман и партнёры» Михаил Яковлевич Бройтман;
  • президент ООО «Варданян, Бройтман и партнёры» Рубен Карленович Варданян;
  • председатель первичной профсоюзной организации работников ПАО «КАМАЗ» Александр Анатольевич Васильев;
  • заместитель генерального директора Государственной корпорации «Ростех» Игорь Николаевич Завьялов;
  • генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Анатольевич Когогин[33];
  • индустриальный директор авиационного комплекса Государственной корпорации «Ростех» Анатолий Эдуардович Сердюков;
  • премьер-министр Республики Татарстан Алексей Валерьевич Песошин;
  • исполнительный Председатель Совета директоров АО «РТ-Инвест» Сергей Викторович Скворцов;
  • вице-президент, автомобильные платформы, управление качеством, продажи силовых агрегатов грузового автомобиля, Daimler Truck AG Вольфрам Шмид (Wolfram Schmid);
  • руководитель подразделения грузовых автомобилей Мерседес-Бенц, руководитель бизнеса грузовых автомобилей Даймлер в России, Руководитель бизнеса спецтехники Мерседес-Бенц, Daimler Truck AG Геральд Янк (Gerald Jank).

Совместные предприятия

В новый век предприятие вступило с обновленными планами и разработанной моделью автобуса НефАЗ-5299 с базовой комплектацией шасси КамАЗ-5297. В 2003 году компания презентовала серийный автомобиль КамАЗ-4308, предназначенный для городской инфраструктуры.

В ноябре 2005 года на заводе объявили об организации совместного предприятия – немецкого автоконцерна ZF Friedrichshafen AG и ОАО «КамАЗ», структура получила название ООО «ЦФ КАМА».

Летом состоялось открытие производственных линий в Казахстане (г. Кокшетау) и создание российско-казахского совместного предприятия с названием «Камминз КАМА». В дальнейшем сотрудничество с европейскими и отечественными партнерами постоянно расширялось. Появились СП с компаниями из США, Германией, Индией, Австрией и другими странами.

Сопутствующие производства и услуги

Камский автогигант включает большое количество производств, которые, являясь частью целого предприятия, реализуют собственную продукцию.

Заводы группы «КамАЗ» и продукция:

  • Автомобильный завод (шестерни для приводов моста, мосты для автотехники, балансирные подвески, ремкомплекты, бортовые платформы и пр.).
  • Кузнечный завод (коленчатые валы, рычаги, шестерни, кулаки поворотные, кулаки разжимные, ступицы, фланцы и пр.).
  • Литейный завод (литье чугунное, стальное, цветное, специальное, оснастка и оборудование для литейных работ).
  • Прессово-рамный завод (очистка и порезка металла, окраска изделий из металла, изготовление штампованных изделий, сварные детали, узлы и пр.).
  • Ремонтно-индустриальный завод (разработка и изготовление режущего, измерительного, вспомогательного инструмента, специального инструмента, изготовление и реализация запчастей к технике, оборудованию, услуги капитального ремонта станков, стендов, модернизация готового и устаревшего оборудования, установка систем ЧПУ и пр.).
  • Завод двигателей (комплектация двигателей согласно пожеланиям заказчика, продажа компонентов двигателей, гальванообработка деталей, термообработка деталей, механическая обработка и пр.).
  • Метрология (калибровка средств измерения, проверка средств допускового контроля, услуги метрологической лаборатории и пр.).
  • Сервисная служба (аттестованные центры КамАЗ, техобслуживание, оригинальные запасные части для всех линеек выпускаемых автомобилей и техники, гарантийное обслуживание).

Спорт

Команда «КАМАЗ-мастер» принимает активное участие в различных ралли, проводящихся в мире. КАМАЗы становились победителями в подавляющем большинстве гонок ралли «Дакар» (ранее «Париж—Дакар») 17 раз:

Ранее, до 2022 года, «КАМАЗ» являлся спонсором футбольного клуба «КАМАЗ» — участника чемпионата России в высшей лиге в 1993—1997 годах, первым из спортивных клубов Татарстана пробившегося в еврокубки (выступал в Кубке Интертото 1996).

При поддержке руководства завода в 1990-е годы существовала женская футбольная команда «КАМАЗ», принимавшая участие в чемпионате России среди женщин. В 1990—1995 годах существовал также футбольный клуб «КамАЗавтоцентр», игравший в Первенстве России. Имеются спортивный клуб «КАМАЗ» (см. КАМАЗ-2), стадион «КАМАЗ».

Строительство заводов и города

Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года[3], и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КамАЗа — Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.

При этом перед возведением заводов был снят верхний плодородный слой почвы (строительная площадка КамАЗа ранее представляла собой 130 тысяч гектаров колхозных и совхозных полей), в дальнейшем собранный чернозём вывозился на поля агропромышленной зоны, овощные плантации и оранжереи, а также на дачные участки садоводческих товариществ[5].

Темпы строительства комплекса заводов возрастали. В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. За 1970—1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы — 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб.[6] (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).

Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс. м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс. м² или 81 % от проекта).

На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий.

В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза[источник не указан 2718 дней].

Наиболее крупные поставки импортного оборудования:[7]

Параллельно шло строительство Нового города Набережных Челнов. Первый 12-этажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Город строился с расчётом на 350 000 человек населения при имеющемся чуть менее 30 000 чел. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента — комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х — 1980-х годах.

Недалеко от города был построен аэропорт Бегишево (1970—1971), продолжалось строительство Нижнекамской ГЭС (1963—1979).
В 1984 году КамАЗ награждён орденом Ленина.

Фирменные обозначения

Название предприятия неоднократно менялось:

ОАО «КамАЗ» создано 23 августа1990 года путём преобразования производственного объединения «КамАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 25 июня1990 года.

«КамАЗ», начиная с 1973 года, владеет товарными знаками КамАЗ и KAMAZ, а с 1987 года — комбинированным товарным знаком KAMAZ с изображением дикой степной лошади (Аргамак). Данные товарные знаки признаны общеизвестными на территории Российской Федерации, решениями Палаты по патентным спорам Федеральной Службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, начиная с 31 декабря1999 года[34].

В документах предприятия и рекламных материалах обозначение «КамАЗ» не употребляется; в настоящее время как фирменное наименование используется капитализированная версия наименования — «КАМАЗ»[35].

Оцените статью
Камаз