Не доехал до конечной! Знакомимся с электробусом КАМАЗ — Авторевю

Не доехал до конечной! Знакомимся с электробусом КАМАЗ — Авторевю Камаз

«камаз» разработал первый грузовой электромобиль «чистогор»

«КамАЗ» разработал первый грузовой электромобиль «Чистогор»

«КамАЗ» создал «зеленый» мусоровоз. По данным пресс-службы автопроизводителя, именно это авто положит начало новому семейству  КАМАЗ-Чистогор, куда войдут грузовики на электрической тяге. Шасси авто уже готово, в настоящее время специалисты калибруют и настраивают его электрические и электронные системы. На август камазовцы запланировали тестирование шасси вместе с установленной на него мусоровозной надстройкой. 

Мусоровоз на электротяге КАМАЗ-53198 с колесной формулой 4х2 получает удобную кабину на четырехточечной пружинной подвеске. Спального места здесь нет. Полная масса грузовика достигает 19,5 тонны. Заявленная грузоподъемность шасси – 12 тонн, мусоровоза – в два раза меньше.

Такой тяжелый электрокар при желании можно разогнать до 90 км/ч. Емкость аккумулятора составляет 156,6 кВт•ч. Запаса хода в 100 километров хватит минимум на два цикла сбора и выгрузки мусора без подзарядки. Вполне привычный режим для крупных российских городов. 

Электромусоровоз получает современную и весьма мощную силовую установку,  а также систему помощи водителю ADAS 3 -го уровня класса City Pilot. Такой полуавтономный режим позволяет водителю примерить на себя роль контролера, изредка вмешиваясь в управление. При этом такой грузовик не только исключает вредные выбросы в окружающую среду, но и производит ощутимо меньше шума. Это позволит вывозить мусор по ночам, когда на дорогах нет пробок.

Серийное производство КАМАЗ-53198 намечено на 2023 год. На будущее марка запланировала расширение семейства «Чистогор». На шасси можно устанавливать разные виды надстроек.

Не доехал до конечной! Знакомимся с электробусом КАМАЗ — Авторевю© president.tatarstan.ru
Электрогрузовики КамАЗ-53299 (на переднем плане) и КамАЗ-53198 (на заднем плане)

 Ранее наш портал рассказывал, что

«КамАЗ» поможет в выпуске автомобилей Aurus

. На производственных мощностях компании могут наладить выпуск отдельных компонентов для представительских машин. 

Камаз-6282: новый электробус для москвы

В опытной эксплуатации электробусов, которая началась в столице в 2022 году, участвовал КАМАЗ-6282. Машина работала на действующем маршруте с пассажирами и показала хорошие результаты. По итогам испытаний специалисты КАМАЗа получили необходимые данные для доработки модели, и в рамках выставки «Комтранс-2022» состоялась торжественная церемония передачи «Мосгортрансу» обновленного электробуса «КАМАЗ» и станции быстрой зарядки.

Электробус КАМАЗ-6282, разработанный по техзаданию «Мосгортранса», – это один из наиболее высокотехнологичных продуктов КАМАЗа, считают в самой компании. «Запуск в серийное производство принципиально нового вида пассажирского транспорта – электробуса КАМАЗ-6282 – стал одним из знаковых этапов в развитии нашей компании.

Кроме того, создание экологичного транспорта на электротяге – сегодня в числе актуальных мировых трендов в автопроме, поэтому мы связываем с этим проектом большие перспективы. КАМАЗ готов к разработке разных видов электробусов с учетом особенностей российских регионов», – прокомментировал гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин.

Серийное производство этого перспективного вида пассажирского транспорта ведется на Нефтекамском автозаводе (НЕФАЗ), дочернем предприятии КАМАЗа в Башкирии. В апреле 2022 года здесь собран сотый электробус КАМАЗ-6282. Сегодня на НЕФАЗе могут выпускать по 20 электробусов в месяц.

КАМАЗ-6282, согласно техзаданию «Мосгортранса», вмещает около 85 пассажиров, выполнен в низкопольном варианте и оборудован пандусом. На подзарядку электробуса уходит всего от 10 до 20 минут. Кстати, литий-титанатные аккумуляторные батареи, которые используются здесь в качестве энергонакопителя, считаются экологически безопасными еще и потому, что при их производстве выделяется минимум углекислого газа.

Производитель предусмотрел множество деталей, которые делают электробус не только полезным для экологии, но и удобным для пассажиров. К примеру, электробус КАМАЗ второго поколения отличается новым просторным салоном – в нем отсутствует шахта моторного отсека, что позволило увеличить общее количество посадочных мест, а большие боковые окна делают его более светлым.

Не доехал до конечной! знакомимся с электробусом камаз

Я уже начал было мечтать о скором электрическом будущем для общественного транспорта, как вдруг… «Все, приехали, конечная!» — громко сказал водитель и открыл двери. Я вышел на обочину, до настоящей конечной остановки в Сколково оставалось еще метров триста. М-да, а ведь начиналось мое знакомство с электробусом КАМАЗ-6282 неплохо.

Не доехал до конечной! Знакомимся с электробусом КАМАЗ — Авторевю

Электробус КАМАЗ-6282 на выставке Busworld (фото Федора Лапшина)

Впервые я увидел этот электробус на московской выставке Busworld осенью прошлого года. Это второе поколение камазовских электробусов, воплощенное в кузове с дизайном от ижевского ателье i-Design. Он оснащен литий-титанатными батареями емкостью 70 кВт•ч. Заявленный запас хода — 70 км. Время «медленной» зарядки от сети — 4 часа. Но на крыше КАМАЗа есть и пантограф для ультрабыстрого пополнения заряда всего за восемь минут — прямо как у финского электробуса Linkker, который вместе с отечественным ЛиАЗ-6274 проходит испытания в Москве.

КАМАЗ полностью низкопольный. Его салон рассчитан на 85 пассажиров, что на 10 человек больше, чем может взять на борт ЛиАЗ. Но и полная масса камского электробуса (19 т) на тонну больше. Предполагаемая стоимость на уровне ЛиАЗа — около 25 млн рублей.

О том, что КАМАЗ-6282 будет возить пассажиров по маршруту 818Э до «инновационного центра» Сколково, я узнал случайно на сайте областного перевозчика Мострансавто. Сообщалось, что каждое утро в 8:07 электробус отправляется от метро «Славянский бульвар». И я решил на нем прокатиться.

Не доехал до конечной! Знакомимся с электробусом КАМАЗ — Авторевю

Толпы людей по утрам отправляются в Сколково. Основной автобус на маршруте — ЛиАЗ-5292 (на фото)

Специально приехал пораньше и очень удивился количеству людей, которые по утрам стремятся в Сколково. Очередь на посадку вытянулась почти до входа в метро, так что я поспешил занять в ней место. Вовремя — вот и электробус. Внешне он кажется чуть меньше обычных ЛиАЗов-5292. Вхожу через переднюю дверь, отдаю водителю 46 рублей за проезд и протискиваюсь в середину к центральной площадке.

Пока стоим, самое время немного оглядеться. Салон практически битком, но стоять не тесно. Интерьер выполнен в спокойных тонах, а пол вообще отделан «под паркет». Картину портят лишь торчащие из поручней головки болтов.

Поехали. Ощущения — будто едешь в троллейбусе. По большим магистралям едем быстро: максимальная скорость — 75 км/ч. Кроме разговоров других пассажиров, которые, кажется, вообще никак не реагируют на электробус, тишину в салоне нарушает тихий вой электродвигателей (их здесь два, по 125 кВт каждый), да «всхлипы» пневмосистемы на торможениях. Говорят, здесь даже есть USB-разъемы для зарядки гаджетов. Но в толпе людей я их не нашел, а когда салон немного освободился…

Не доехал до конечной! Знакомимся с электробусом КАМАЗ — Авторевю

Салон выполнен в сине-серых тонах

Вот уже и конечная скоро. Электробус заезжает на круговое движение, тормозит — и больше не разгоняется. Водитель выполняет какие-то манипуляции, но все тщетно — с места мы не двигаемся. А дальше происходит описанная в начале история.

Выходя через переднюю дверь, слышу от водителя ключевые слова: «аварийный знак на панели». Пока выбегал и фотографировал, электробус тихонько тронулся с места, прополз-таки мимо конечной и в итоге остановился за высоким забором. Что же произошло?

Не доехал до конечной! Знакомимся с электробусом КАМАЗ — Авторевю

Найдите на этом фото электробус (подсказка — он спрятался за строительными постройками)

Утверждать наверняка не возьмусь, но мой вариант таков. Остаток заряда в батареях достиг критического значения, на панели загорелся тот самый символ, и это стало сигналом для водителя о высадке пассажиров. Косвенно мою версию подтверждает то, что электробус не обездвижился полностью, а также слова водителя ЛиАЗа, на котором я ехал обратно к метро: мол, электробусу хватает зарядки на один утренний рейс туда-обратно, а это – около 30 км. Маловато.

Похожие цифры на городском маршруте показывал финский Linkker, а вот ЛиАЗ пробегал целых 75 км между зарядками. Видимо, все-таки концепция с «подзарядкой от пантографа» предполагает наличие этой самой подзарядки на маршруте — а ее пока нет, либо она не используется.

Не доехал до конечной! Знакомимся с электробусом КАМАЗ — Авторевю

Тем не менее, развитие общественного транспорта неуклонно движется в сторону перехода на электротягу. И этот процесс вряд ли остановят такие казусы, как произошедшее с камазовским электробусом в Сколково.

От смелого эксперимента к городским маршрутам

В Москве испытывали девять тестовых моделей российских электробусов, а также опробовали некоторые иностранные образцы, на тот момент уже работавшие на маршрутах в Копенгагене, Хельсинки, Минске и некоторых китайских городах.

В итоге московские специалисты пришли к выводу, что готового решения быть не может. Электробус для Москвы должен учитывать специфику работы транспорта в российской столице, а также климат, дороги и другие местные особенности. Поэтому было принято решение разработать собственный электробус.

Для производителей были сформулированы технические требования: электробусы должны быть низкопольными, оборудованными для маломобильных пассажиров и вмещать не менее 85 человек. Машины должны иметь системы климат-контроля, видеонаблюдения и спутниковой навигации.

Созданием электробусов для столицы занялись КАМАЗ и ГАЗ. Напомним, что в мае 2022 года КАМАЗ выиграл тендер на производство и поставку 100 электробусов и ультрабыстрых зарядных станций для «Мосгортранса». В январе 2022 года челнинский автогигант стал победителем еще одного тендера и поставит в Москву дополнительно 100 электробусов и 36 ультрабыстрых зарядных станций.

Экологично и эстетично

Один автомобиль на бензиновом двигателе – это примерно 120 кг вредных выбросов в год, посчитали эксперты. Решить экологическую проблему многих городов может переход общественного транспорта на электрические накопители энергии. Уже сейчас в мире работают сотни тысяч электробусов.

Многие города уже анонсировали переход на электробусы. Например, власти Лос-Анджелеса пообещали, что к 2030 году все автобусы в городе будут электрическими. Лондон, Париж, Копенгаген, Барселона, Милан, Окленд, Мехико, Кейптаун и ряд других городов с 2024 года намерены закупать только электробусы.

Электробусы начали регулярно обслуживать московские пассажирские маршруты в сентябре 2022 года. Сейчас по улицам столицы курсируют около 100 электрических автобусов, и они перевезли уже более миллиона пассажиров. До 2021 года город будет закупать по 300 электробусов в год, а с 2021 года – по 600-800 единиц.

Переход на современный электротранспорт может улучшить не только экологическую ситуацию в городе, но и внешний вид мегаполиса, позволяя демонтировать троллейбусные линии. Кроме того, в отличие от своих электрических собратьев – троллейбусов и трамваев – электробусы более мобильны.

Электрический мусоровоз камаз: первая информация

Помните, не так давно я ездил на рейсовом электробусе КАМАЗ? Но, оказывается, инженеры камского завода в перспективе хотят электрифицировать не только пассажирский транспорт. На конференции компании РГ-Техно, помимо собственно обычных мусорных машин, о которых мы рассказывали, был представлен проект электрического мусоровоза КАМАЗ.

Вообще, идея перевода мусоровоза на электротягу логична. Его маршрут прогнозируется с точностью до нескольких метров, поэтому несложно рассчитать, какой запас хода требуется. А опираясь на эти данные, можно легко выбрать тип и емкость батарей, а также определить расположение станций зарядки.

Не доехал до конечной! Знакомимся с электробусом КАМАЗ — Авторевю

Проект гибридного шасси КАМАЗ для мусоровозных надстроек

В разработке КАМАЗа сейчас три варианта электромусоровозов. Как видно на наших иллюстрациях, все они будут изначально оснащены новой кабиной Mercedes.

И первый — гибридный. Основным движителем в нем является 300-сильный дизель Cummins, которому помогает электродвигатель Bosch мощностью 120 кВт (163 л.с.). Предполагается, что по обычным дорогам такой гибрид будет передвигаться на дизельной тяге, а въезжая во двор, перейдет на электротягу. Именно от электрического двигателя будут приводиться и все навесные агрегаты, благодаря чему основную работу мусоровоза можно сделать если не бесшумной, то очень тихой.

Не доехал до конечной! Знакомимся с электробусом КАМАЗ — Авторевю

Электромусоровоз с дополнительным дизелем-генератором

Вторая концепция — электрический мусоровоз с расширителем пробега. Основной двигатель у этого аппарата, наоборот, электрический, мощностью 250 кВт. Точных данных о емкости батарей у нас нет, но известно, что они гарантируют 70 км пробега на электротяге. Однако это не столь важно, ведь зарядку батарей может обеспечивать небольшой дизельный мотор мощностью 45 кВт, тем самым увеличивая пробег.

Существует и третий, полностью электрический, проект (на заглавном фото). Предполагается, что такой мусоровоз будет оснащен синхронным электродвигателем мощностью 250 кВт. Гарантированный заявленный запас хода — 100 км, а максимальный (видимо, ползком и с выключенными дополнительными электропотребителями) достигает 180 км. О емкости батарей пока также не сообщается, известно лишь, что от сети 380 В они смогут полностью заряжаться за три часа.

Не доехал до конечной! Знакомимся с электробусом КАМАЗ — Авторевю

Расчеты указывают на выгоду при использовании электрических мусоровозов

Интересно, что проекты вполне живые. Как минимум одну из этих машин обещают показать осенью на выставке Комтранс. Кстати, по расчетам разработчиков, замена обычного дизельного мусоровоза его электрическим аналогом на конкретно взятом маршруте может уменьшить затраты в 2,65 раза. Такая вот арифметика.

Оцените статью
Камаз