Описание автомобилей КамАЗ для гонок: какой стоит двигатель на спортивном болиде

Описание автомобилей КамАЗ для гонок: какой стоит двигатель на спортивном болиде Камаз
Содержание
  1. В преддверии ралли-рейда «шелковый путь 2022» спортивная команда «камаз-мастер» пригласила прессу в гости, чтобы показать автомобили и ознакомить  с процессом подготовки к гонке. этим летом в тест-драйве на полигоне впервые участвовали спортивные грузовики камаз-43509 с автоматической коробкой и новым приборным оснащением.
  2. Гоночный камаз совершил круг почета по автодрому «нюрбургринг», вызвав нешуточный переполох среди местных команд. но участники трак-рейсинга могут спать спокойно: соревноваться c ними многократный триумфатор «дакара» не намерен. пока не намерен.
  3. Девятнадцатикратный победитель «дакара»: каковы особенности гоночного «камаза»
  4. Интересные факты о камаз-мастер на ралли дакар в 2020 году
  5. История команды камаз-мастер
  6. Коробка передач
  7. Официально представлен гоночный камаз с новой кабиной
  8. Подвеска

В преддверии ралли-рейда «шелковый путь 2022» спортивная команда «камаз-мастер» пригласила прессу в гости, чтобы показать автомобили и ознакомить  с процессом подготовки к гонке. этим летом в тест-драйве на полигоне впервые участвовали спортивные грузовики камаз-43509 с автоматической
коробкой и новым приборным оснащением.

Летний жаркий день. Два десятитонных спортивных грузовика носятся по грунтовке тестовой трассы в Тарловке, разгоняясь на прямиках до максимально разрешенных 140 км/ч. Это первая показательная тренировка КАМАЗ-43509 образца 2022 года — новой разработки команды «КАМАЗ-мастер». Ранее в кабину автомобиля, внешне отличающегося от старших собратьев более агрессивным дизайном, журналисты не попадали.

В кабине КАМАЗ-43509 нет аналоговых приборов; рабочие места водителя, механика и штурмана оснащены цифровыми дисплеями.

Сухие щелчки пряжки ремней безопасности, чуть шипящий фон в наушниках шлема, перед глазами панель со штурманским оборудованием. Место пилота занимает Айрат Мардеев, бронзовый призер ралли «Дакар-2022». Готовясь к очередному старту дня, спортсмен всматривается в плоский экран приборной панели.

Российская команда окончательно переходит на автоматическую коробку передач.

К слову, в своей новой разработке команда «КАМАЗ-мастер» полностью отказалась от аналоговых приборов, оснастив рабочие места водителя, механика и штурмана цифровыми дисплеями и связав их CAN-шиной. «В интерьере новой кабины все поменялось. Убрали аналоговые приборы и все лишнее, оставили только необходимое», — говорит Мардеев.

Видеотерминал ОКО собирает, хранит и передает в систему мониторинга транспорта видеозаписи с подключенных IP-камер.

В перечень необходимого вошел видеотерминал ОКО, подключенный к облачной платформе Omnicomm, одного из давних партнеров гоночной команды. Устройство собирает, хранит и передает в систему мониторинга транспорта видеозаписи с подключенных IP-видеокамер, которые фиксируют все события даже в режиме ночной съемки.

Новый спортивный грузовик разгоняется до 100 км/ч всего за 6 секунд. «На этом участке трассы мы испытываем двигатели, — слышу в наушниках голос Айрата. — А теперь держись, нас немного потрясет». Опыт предыдущих подобных покатушек (обычно их устраивают перед отправкой команды на «Дакар») подсказывает, что нужно плотнее вжаться в ковш сиденья. А ведь на трассе еще и трамплин…

На автомобилях техпомощи применяется интерактивный дисплей ICON, он позволяет отправлять служебные сообщения водителю, назначать задания.

Пилоты называют этот темп прогулочным. Трудно представить, какие нагрузки приходится выдерживать экипажу в условиях реальных гонок, когда протяженность скоростных участков составляет несколько сотен километров. А ехать нужно так, чтобы в каждое мгновение быть готовым к любой нештатной ситуации.

Подвеска на спортивных автомобилях будет совершенствоваться всегда.

Российская команда окончательно переходит на автоматическую коробку передач: на «Шелковом пути» механика будет стоять лишь у Сергея Куприянова, так как у его автомобиля другой двигатель — газодизельный, и адаптация к нему коробки — отдельный процесс.

Датчик уровня топлива LLS 5 обеспечивает точность показаний до 99,5%.

Подробнее о подготовке к ралли «Шелковый путь» рассказал Сергей Савостин, заместитель директора команды «КАМАЗ-мастер» по производству и развитию. Беседа состоялась в техническом центре «Синей армады», где происходящее говорило о важности ближайшего старта.

Само собой, больше всего вопросов касалось трансмиссии грузовиков. Савостин объяснил все на пальцах: «В песках и горах с обычным сцеплением лучше не рисковать переключаться: можно либо там и остаться, либо вообще укатиться. Коробка с гидротрансформатором позволяет переключаться без потери момента. Также пилот меньше отвлекается, уделяя внимание дороге.

Нет предела совершенству и в вопросах подвески. Здесь команда всегда в поиске новых интересных решений. Прежде всего, это касается настроек рессор и пружин в амортизаторных стойках. Причем каждый экипаж подбирает настройку, подходящую под себя. Продолжаются эксперименты с подпружиниванием кабины.

Скорости и нагрузки на экипаж в гонках растут. Понятно, что это является вызовом не только для спортсменов, но и для инженеров и конструкторов. Другой пример профессионального решения задачи — форсировка силового агрегата. В новом спортивном грузовике, как и в ранее получившем широкую известность капотнике с индексом 43509 K, использован рядный шестицилиндровый мотор Cummins DCEC ISZ-13. В данном случае с объема 13 л (ограничен правилами «Дакара») инженерам «КАМАЗ-мастера» удалось получить 980 л. с.

Когда видишь всю работу над подвеской и новой силовой установкой, складывается ощущение, что российскую команду на «Шелковом пути» не остановит ничто. Однако и соперники не стоят на месте, также улучшая свои автомобили. Мардеев философски замечает: «Им во многих вещах проще и быстрее получать какие-то детали, проводить тестовые заезды. У наших конкурентов всегда стоит две задачи: выиграть гонку и победить ”КАМАЗ”».

Евгений Дешкин, ведущий инженер НП «КАМАЗ-АВТОСПОРТ»

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

Все три спортивных автомобиля, участвующих в ралли «Шелковый путь 2022», оснащены новыми датчиками уровня топлива LLS 5 компании Omnicomm. Основное их назначение — сбор информации для расчета расхода топлива: мгновенного и в пересчете на 100 км. Для обработки сигнала используется специальная программа. Данные выводятся на электронную приборную панель. Такой способ более точен, чем интерпретации информации от блока управления двигателем. Датчики выполнены по технологии Fuelscan, поэтому подстраиваются под свойства измеряемого топлива и обеспечивают точность показаний до 99,5%. Новая линейка имеет максимально возможный уровень защиты от влаги и пыли IP69k.

На автомобилях «тылового звена» применяется интерактивный дисплей ICON, он позволяет отправлять служебные сообщения водителю, назначать и изменять задания. Технички также оснащаются датчиками LLS5, а также датчиками уровня воды. Кстати, решение по датчикам уровня воды, очень важное для сопровождения гонки, есть только у Omnicomm.

Сергей Савостин, заместитель директора команды «КАМАЗ-мастер» по производству и развитию

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

Команда продолжит осваивать авто­матические коробки. Они установлены на машинах Андрея Каргинова, Айрата Мардеева и Антона Шибалова. Механическая коробка останется только на автомобиле Сергея Куприянова, где мы решили сохранить проверенную схему «мотор-механическая коробка передач». Его машина работает на смеси дизельного топлива и газа, что позволяет быстрее разгоняться и достигать максимальных мощностей на низких оборотах, чрезвычайно необходимых в песках. Вообще, тему экологичного топлива, тему газодизельного спортивного грузовика, начатую еще в 2022 году при поддержке ПАО «Газпром» и Банка ВТБ, мы активно поддерживаем и начинаем развивать.

Гоночный камаз совершил круг почета по автодрому «нюрбургринг», вызвав нешуточный переполох среди местных команд. но участники трак-рейсинга могут спать спокойно: соревноваться c ними многократный триумфатор «дакара» не намерен. пока не намерен.

Гоночный КамАЗ совершил круг почета по автодрому «Нюрбургринг», вызвав нешуточный переполох среди местных команд. Но участники трак-рейсинга могут спать спокойно: соревноваться c ними многократный триумфатор «Дакара» не намерен. Пока не намерен.

Фото автора

КамАЗ готовится к показательному выезду на «кольцо»

Популярность трак-рейсинга в Европе близка к популярности «Формулы-1», а немецкий этап FIA European Truck Racing Championship — ADAC Truck Grand Prix, проходящий на трассе «Нюрбургринг», считается одним из самых зрелищных. В этом году посмотреть на соревнования 1100-сильных грузовиков пришло около 175 тысяч зрителей.

У трак-рейсинговых и раллийных команд зачастую одни и те же партнеры и поставщики

В рамках шоу-программы Truck Grand Prix организаторы устроили парад грузовиков, участвующих в ралли-марафоне «Дакар». Два круга перед заполненными публикой трибунами проехали раллийные MAN, Tatra, Ginaf и автомобиль команды «КамАЗ-мастер» — боевой КамАЗ-4326 под управлением Эдуарда Николаева, победителя ралли «Дакар-2022» и призера «Дакар-2022».

Затем был очередной гоночный заезд, и основное внимание публики переключилось на дуэль лидеров чемпионата — немца Йохена Хана и испанца Антонио Альбасете. Чуть позже Йохен Хан, пилот команды Castrol Team Hahn Racing и триумфаторы «Дакара» встретились в шатре Castrol, сотрудничающей с обеими командами.

Владимир Губа, технический директор НП «КамАЗ–автоспорт»

Краткое отступление. История сотрудничества «КамАЗ-мастер» и Castrol началось в 1994 году. За прошедшие два десятилетия представители «синей армады» 12 раз завоевывали первое место в ралли «Дакар». Все это время в каждой гонке и в каждом автомобиле, включая машины сопровождения, непрерывно использовались моторные и трансмиссионное масла.

В команде особо подчеркивают, что при выборе поставщика на первом месте стояла не имиджевая составляющая, а именно высокие эксплуатационные свойства продукта. «Был у нас эпизод, когда одна известная компания предложила прорекламировать продукцию, которую мы не используем.

Пристальный интерес к гоночному грузовику — это просто любопытство?

Тем временем встреча двух команд в «кастроловском» шатре шла своим чередом. Коллегам-гонщикам, естественно, было о чем поговорить. Руководитель команды «КамАЗ-мастер» Владимир Чагин отметил, что кооперация между командами трак-рейсинговых и раллийных гонок будет расти, тем более что у грузовых команд, по сути, одни и те же партнеры и поставщики. А камазовские пилоты и конструкторы, несомненно, возьмут много полезного для дальнейшей работы.

Визит команды «КамАЗ-мастер» на Truck Grand Prix был приурочен к 20-летию сотрудничества с компанией Castrol

К слову, организаторы европейского первенства на грузовиках давно зазывают в «кольцо» КамАЗ, но тот возвращаться в трак-рейсинг не спешит. «Возвращаться?» — мы не ошиблись, фраза звучит именно так. Дело в том, что шоссейно-кольцевые гонки на Камском автозаводе были популярны еще в 1980-е годы, до появления команды, занимающейся внедорожной дисциплиной.

На заводе даже был построен специальный скоростной грузовик — КамАЗ-5425С. Одним из самых известных стартов этой машины считается гонка на Хунгароринге (Венгрия) в 1988 году. Тогда участие гонщиков из Набережных Челнов было инициировано внешнеторговой фирмой.

Девятнадцатикратный победитель «дакара»: каковы особенности гоночного «камаза»

Девятнадцать побед в ралли «Дакар», а в 2022 экипажи «КамАЗ-Мастер» полностью «оккупировали» подиум в грузовом зачёте. Почему же российский грузовик остаётся недостижимым для конкурентов? Каковы особенности гоночного «КамАЗа»?

Казалось бы, превзойти достижения 2021 года, когда экипажи «КамАЗ-Мастер» заняли весь подиум, уже просто невозможно. Тогда победил Дмитрий Сотников, вторым стал Антон Шибалов, третьим — Айрат Мардеев. Но в 2022 году «КамАЗ-Мастер» превзошёл сам себя. На самом престижном ралли в мире российские грузовики заняли первые четыре места.

Победил вновь Дмитрий Сотников, второе место занял Эдуард Николаев, они оба выступали на новых КамАЗ-435091, третьим стал Антон Шибалов и, окончательно «добив» конкурентов, Андрей Каргинов показал четвёртый результат. Грузовики КамАЗ захватили лидерство ещё с пролога и не уступали его до самого финиша. Но почему же российские грузовики оказались лучше? Каковы особенности гоночного «КамАЗа»?

Чем медленнее, тем быстрее. Парадоксально, но это действительно так. Максимальная скорость в грузовом зачёте ограничена на 165 км/ч в целях безопасности, и построить самый быстрый грузовик уже невозможно. Инженеры КамАЗ быстро придумали другой подход, они разработали эффективную тормозную систему, которая позволяет отыгрывать время на медленных участках.

В грузовиках КамАЗ используются барабанные тормоза, но чтобы улучшить их эффективность в конструкцию внедрили систему усиления тормозного усилия. У FIA возникли вопросы, соответствует ли конструкция регламенту, но при рассмотрении оказалось, что всё порядке и команда не нарушает правила. Теперь «КамАЗ-Мастер» рекомендует такие системы и другим участникам.

Двигатель от бульдозера — «что доктор прописал». Изначально в гоночные КамАЗы устанавливали 18-литровые дизели ЯМЗ, которые не щадили трансмиссию. В 2022 году регламент изменился. В целях безопасности объём двигателя снизили до 13 литров и «КамАЗ-Мастер» перешла на силовые установки Liebherr. Немецкие моторы от бульдозеров в тандеме с трансмиссией Allison и ходовой Sisu показали себя очень хорошо, и КамАЗ вновь доминировал.

c3436ef8f99dfb4cedca732b39920648_w650.jpg

В 2022 регламент вновь изменился и у Liebherr не оказалось подходящего двигателя. Покупать клиентские агрегаты у других команд, значит использовать уже проверенную технику, но их нельзя дорабатывать по ходу сезона. Поэтому «КамАЗ-Мастер» предпочла китайские двигатели DCEC, которые с российскими доработками оказались ни чем не хуже.

Новая кабина меньше предыдущей, но у неё больше площадь остекления, следовательно, обзор. Воздухозаборник для системы охлаждения теперь находится не за кабиной, как у предыдущих моделей, а под солнцезащитным козырьком. Лобовое сопротивление у новых КамАЗов меньше.

Шины Goodyear, серийных моделей. Это тоже требование регламента. Такую резину можно приобрести в обычном магазине и использовать для грузоперевозок по пересечённой местности.

В гоночных КамАЗах, на самом деле, нет ничего необычного и их отличия от конкурентов минимальны. И несмотря на превосходство «КамАЗ-мастер» в турнирной таблице, борьба в грузовом зачёте всегда очень плотная и любая ошибка может обернуться сходом. Даже отрыв в пол часа для грузовиков ничтожен, поскольку лишь на замену колеса уходит более часа.

Победы в ралли «Дакар», во многом заслуга опытных пилотов и правильной организации. Семикратный «Царь Дакара» Владимир Чагин вовсе не «успокаивается». После завершения карьеры гонщика он готовит молодых спортсменов, участвует в разработке новых машин и занимается административной деятельностью.

Интересные факты о камаз-мастер на ралли дакар в 2020 году

Соревнования ралли-марафонов Dakar проводятся в ежегодном формате, поэтому болиды КамАЗа дорабатываются постоянно. Организаторы соревнований с каждым годом усложняют маршрут для участников. О сложности Dakar 2020 говорит то, что из 342 участников марафона к финишу добралось только 226 гоночных машин.

Как и в марафоне 2022 года в нынешних соревнованиях участвовали следующие классы машин:

  • Мотоциклы;
  • Квадроциклы;
  • Автомобили (специально подготовленные для ралли – багги);
  • Грузовики.

Конструкторы команды КАМАЗ-Мастер характеристики грузовых машин в сравнении с прошлогодним марафоном серьезно не меняли, но все же внесли ряд конструктивных изменений из-за смены регламента.

Организаторы гонок, кроме сложностей для пилотов, каждый год вводят дополнительные требования к машинам стран-участниц. Например, в этом сезоне к соревнованиям допускались автомобили только с доработанной системой выброса отработанных газов (экологические требования).

Трасса Dakar-2020 пролегала через пески Саудовской Аравии. Впервые маршрут гонки проходил через страны Азии. Победителем финального этапа в классе «тяжеловесов» снова стал российский экипаж КАМАЗ-Мастер Андрея Каргинова.

История команды камаз-мастер

Представителем России на ралли-марафоне Dakar стали грузовики от Камского автомобильного завода. Впервые гоночная команда российских пилотов на отечественных машинах приняла участие в этих соревнованиях в Польше в 1988 году.

Примечательно, что первый международный выезд в соревнованиях принес успех – одному из экипажей КАМАЗ-мастер удалось взять в заезде серебро. Постепенно, болиды российской сборной становились победителями и призерами крупных международных соревнований.

В 1990 году команда КАМАЗ-мастер впервые заявила свои болиды на ралли-марафон Париж-Дакар. С того момента российская команда успела стать самой титулованной в мире в классе грузовых машин. Членами команды-участника первого для России ралли-марафона стали пилоты:

  • В. Гольцов;
  • В. Марченков;
  • А. Артеменко.

Сборная российских грузовиков КамАЗ на ралли Dakar 1990 показала неплохой результат, однако ни один из экипажей команды достичь финиша не сумел из-за технических неисправностей каждого из грузовиков.

В следующем году экипажи КамАЗа, двигатели которых были серьезно доработаны для Дакара, смогли показать хороший результат, заняв второе и третье места. По состоянию на 2020 год общее количество побед экипажей КАМАЗ-мастер в своем классе составляет 17, что стало рекордом в этом классе техники.

Коробка передач

На спортивных грузовиках предыдущего поколения использовались КПП механического типа. Но сейчас существует официальное разрешение на установку и применение «автоматов» в гоночных авто категории Т4-2.

Приняв в расчет это обстоятельство, а также тот факт, что главные конкуренты «КАМАЗ-мастер» уже довольно активно и эффективно используют АКПП в своих автомобилях, было решено применить такую трансмиссию и на КамАЗ 43509.

Работы в этом направлении велись на протяжении двух лет. В итоге автоматическими коробками были оснащены два из четырех гоночных грузовика, а на оставшихся двух специалисты сохранили проверенную и надежную «механику».

Официально представлен гоночный камаз с новой кабиной

Не так давно мы уже рассказывали, что камазовцы готовят гоночный грузовик для ралли-рейдов с новой кабиной поколения К5. И вот в преддверии марафона «Шелковый путь» новинку представили официально.

Вот это внешность! Уж насколько агрессивно выглядели прошлые машины команды КАМАЗ-мастер, но новинка вывела дизайн гоночных грузовиков на другой уровень. Впрочем, главное отличие — это, конечно, новая кабина. Отныне и гоночные КАМАЗы будут соблюдать новый стиль автомобилей семейства К5, но от серийных моделей отличаться они все равно будут сильно.

Снаружи обращают на себя внимание «подрезанные» снизу двери, а также новая передняя маска со светодиодными блок-фарами по бокам от фирменной решетки. Под ней — выполненный в едином стиле бампер.

Описание автомобилей КамАЗ для гонок: какой стоит двигатель на спортивном болиде

Изображений внутреннего убранства кабины пока нет, но, скорее всего, подо всем необходимым на гонках оборудованием хоть немного, но сохранятся черты серийной панели. Ну а что можно сказать уверенно, так это то, что экипажу внутри такой кабины будет удобнее и просторнее, нежели в старой, «квадратной».

Технические характеристики нового гоночного КАМАЗа заточены под регламент международных гонок по бездорожью 2022 года. Его длина — 6,9 метра, высота — 3,3 метра, ширина — 2,55 метра. Снаряженная масса без топлива — 8,6 тонны, полная — 10,2 тонны.

Производитель двигателя пока не сообщается, но, судя по рабочему объему 12,98 л и характеристикам, с большой долей уверенности можно сказать, что это, как и у предыдущей модели, Dongfeng Cummins. Также известно, что автомобиль способен брать на борт 950 литров топлива, а его максимальная скорость достигает 165 км/ч.

Описание автомобилей КамАЗ для гонок: какой стоит двигатель на спортивном болиде

Собственно, сразу после презентации новый гоночный КАМАЗ отправляется в бой — на старт ралли-рейда «Шелковый путь». Управлять им будет Дмитрий Сотников. Кстати, на эту же гонку КАМАЗ-мастер собирается выставить и доработанный капотник — с кабиной от носатого полноприводника Mercedes Zetros.   

Подвеска

Помимо всего сказанного, коснулись изменения и подвески автомобиля. Так, для улучшения технических характеристик КамАЗ Дакар она подверглась серьезной оптимизации. Эти работы длились более года, и принесли свои плоды.

Спортивный КамАЗ 43509 переставили на 22,5-дюймовые колёса, обеспечив автомобилю уверенное движение при низком давлении, а также великолепную управляемость. К тому же, подобное конструктивное решение обеспечивает более качественное охлаждение компонентов тормозной системы.

Помимо прочего, для успешного выступления в ралли «Дакар» характеристики КамАЗ были повышены за счет использования новых электронных блоков управления распределением тормозного усилия.

В завершение лишь скажем, что упомянутые модернизации — это далеко не полный список новых технических решений, которые получили грузовики с индексом 43509.

Оцените статью
Камаз