определите способ образования слов и выражений омон впк спецназ демроссия

определите способ образования слов и выражений омон впк спецназ демроссия Камаз

I. организационный момент.

– Здравствуйте, ребята, садитесь. На этом уроке мы с вами продолжаем изучение раздела науки о языке «Словообразование».

Ii. целеполагание.

Сегодня на уроке нам предстоит:

  1. вспомнить всё, что мы изучили по теме «Словообразование. Состав слова»;
  2. разработать алгоритм действий при подготовке к ЕГЭ;
  3. отработать навыки выполнения заданий разного уровня сложности в рамках подготовки к ЕГЭ по данной теме.

Работать мы будем не в обычных тетрадях, а в рабочей карте урока (Приложение 1). Она перед вами. Всё ли вам понятно в ней?

Как, вы думаете, что означает фигурка в правом верхнем углу страницы?

Как вы должны будете распорядиться с картой после урока?

Перед вами лист целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы. Внимательно прочтите их, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки:

« » – я это знаю;
«-» – я этого не знал;
«?» – непонятная или недостаточная информация.

Поставьте знак в первую графу таблицы. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?».

Теоретические положения по теме «Словообразование»

Основные положенияЭтапы урока (« », «–», «?»)
первыйзаключительный
1. Непроизводное слово – это слово, ко­торое не образовано от других слов  
2. Слово, которое образовано ог другого слова, – производное  
3. Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим  
4. Суффикс одновременно является и словообразовательной и словоизменительной морфемой  
5. Производящее слово может быть производным и непроизводным  
6. Омонимичные корни – это корни, имеющие разное лексическое значение, как в словах носить и носик  
7. При изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым  
8. Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень.  
9. Способы образования слов можно рассмотреть по группам:
– морфологические;
– неморфологический.
  

Работа с эпиграфом.

– Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.

Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?

Iii. актуализация знаний.

На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, повторим все ключевые понятия этого раздела. Этот материал поможет вам при подготовке к ЕГЭ.

Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.

Iv. фронтальный опрос.

– Итак, что же такое «Словообразование»? Что оно изучает?

– Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему «значимая»? (т. к. несет информацию о слове).

– На какие виды делятся морфемы? (определите способ образования слов и выражений омон впк спецназ демроссияопределите способ образования слов и выражений омон впк спецназ демроссияопределите способ образования слов и выражений омон впк спецназ демроссияопределите способ образования слов и выражений омон впк спецназ демроссия

А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд, который находится в вашей рабочей карте урока. Итак, приступим

  • «Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов» (Корень)
  • «Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.» (Приставка)
  • «Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении» (Окончание)
  • «Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов» (Суффикс)

Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).

Запись в тетрадях учащихся:

Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:

а) окончания;
б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени , глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.

На какие 2 части делятся изменяемые слова? (определите способ образования слов и выражений омон впк спецназ демроссияопределите способ образования слов и выражений омон впк спецназ демроссия

  • Что такое основа?
  • Как называются слова с одним и тем же корнем?
  • Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое значение слова)
  • Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)
  • Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Ответ у доски, у плаката).
    (Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проходопределите способ образования слов и выражений омон впк спецназ демроссия, проходhttp://www.gramma.ru/etc/a.gif, проходhttp://www.gramma.ru/etc/us4.gif).

– А теперь я предлагаю на основе следующих заданий попытаться сформулировать своего рода алгоритм позволяющий успешно справиться с заданиями на ЕГЭ

1. Буквенный диктант.
Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова.
Мандарин – мандариновый, охота – охотник,брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород. (Запись в тетрадях учащихся: о, о, ф, ф, о, о, ф, о, ф, о).
2. Доказательство.
– Я утверждаю, что все слова, записанные на доске, имеют одну приставку. Права ли я? Опровергните это утверждение.(Слова на доске: выбриться, выгружать, выпроводить, вымпел, вылететь, высветить, высокий, выспаться, вылепить, выпрыгнуть.)
3. Нахождение ошибок в группировках.
– Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите.
  1. Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.
  2. Водяной, водолаз, водить.
  3. Дар, дарить, подарок.
  4. Славный, славить, слава, прославлять.
  5. Переносица, носить, носилки.
  6. Речка, заречье, наречие, междуречье.
  7. Слово, словарь, дословный.
  8. Обсудить, суд, судоходство, присудить.

(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).

– Как называются такие корни? (Омонимичные).

Итак, давайте прочитаем, какой алгоритм у нас получился(чтение полученного алгоритма)

Vii. самостоятельная работа. работа с тренажёром.

Мы потренировались в определении способа словообразования, а теперь давайте обратимся к заданиям, нацеленным на определение структуры слова. Это умение пригодится вам на ЕГЭ для этого поработаем с тренажёром

X. домашнее задание.

Приложение 2.

Упражнение 86 гдз власенков 10-11 класс по русскому языку — гдз для школьников. решения и ответы.

86. Определите способ образования сложных слов.
Букв..ед, волн..рез, (чугуно)литейный, лет..писец, литератур..ведческий, искусств..вед, закон..дательство, законопослушный, (пресс)секретарь, (премьер)министр, дров..сек, (зав)маг, (евра)зийский, (северо)восточный, (посудо)хозяй-ственный, (стар)пом, (ден)знаки, красноречие, (чёрно)белый, (звуко)буквенный, (старо)московский, (мясо)молочный, (чёрно)бурая, (пол)страны, КамАЗ, ЗАО, ООН, МХАТ, ТЮЗ.
Буквоед (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
волнорез (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
чугунолитейный (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
летописец (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
литературоведческий (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
искусствовед (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
законодательство (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
законопослушный (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом),
премьер-министр (сложение целых слов),
дровосек (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
завмаг (сложение частей слов),
евразийский (образование слова из сочетания слов: Европа и Азия),
северо-восточный (образование слова из сочетания слов: северный и восточный),
посудохозяйственный (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
старпом (сложение частей слов),
дензнаки (сложение частей слов),
красноречие (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
черно-белый (образование слова из сочетания слов: черный и бурый),
звукобуквенный (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
старомосковский (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
мясомолочный (сложение основ слов с помощью соединительной гласной),
черно-бурая (образование слова из сочетания слов: черный и бурый),
полстраны (образовано из сложения начальной части слова и целого слова),
КамАЗ (сложение начальных букв сочетания слов; Камский Автомобильный завод),
ЗАО (сложение начальных букв сочетания слов; Закрытое Акционерное общество),
ООН (сложение начальных букв сочетания слов; Организация Объединенных Наций),
МХАТ (сложение начальных букв сочетания слов; Московский Художественный Академический Театр),
ТЮЗ (сложение начальных букв сочетания слов; Театр Юного Зрителя).
Что означают сложносокращённые слова?

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Русский язык, которые посещают 10-11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Учебник», которая была написана автором/авторами: Власенков. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.

Ix. подведение итогов. работа с целями урока.

1) Связный ответ ученика (На доске план связного изложения повторенного на уроке материала).

  1. Что изучается в разделе «Словообразование»?
  2. Какие способы словообразования существуют?
  3. На какие группы делятся способы словообразования?

2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.

Вопросы классу:

  • Что нового узнали?
  • Как реализовались цели?
  • Вернитесь к последней графе таблицы. Ещё раз поставьте знаки: « », «-», «?». Какие положения остались для вас непонятными?
  • Объясните, зафиксируйте неполную информацию. Прочтите свой «Лист целеполагания». Все ли удалось сделать?
  • Подсчитайте количество «плюсов» и на листочке запишите слово или выражение, которое соответствует вашим знаниям. Это ваш самопрогноз!
  • Что на уроке удалось лучше всего?
  • Что было самым трудным?
  • Что было самым интересным?
  • Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?

Написание синквейна

  • Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
  • Напишите, синквейн, используя слова, которые приходят вам на ум после завершения нашего урока.
  1. Словообразование
    Трудное, но интересное
    Объясняет, развивает, учит
    Понятным становится слово
    Здорово!

  2. Словообразование
    Сложное, неоднозначное
    Привлекает, завораживает, развивает
    Ясным становится слова суть!
    А это главное!

  3. Словообразование
    Сложное, но очень важное
    Манит, влечёт, зовёт
    Во всём разобраться хочется
    Справиться с этим хочу!

  4. Способы словообразования
    Морфологический, неморфологический
    Запутывают, волнуют, страшат
    Очень трудно всё это понять!
    Но я обязательно справлюсь!

Итак, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

  • основные способы словообразования.
  • морфемный и словообразовательный разбор.
  • производные и производящие основы
  • омонимичные корни
  • словообразовательные и формообразовательные морфемы

– Какой можно сделать вывод?

Вывод: Сегодня мы повторили способы словообразования, отработали типичные задания из КИМов ЕГЭ по теме «словообразование» (это задание В1). Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

– Завершим работу на веселой, шутливой ноте.

1. Миниатюра «Родственники»

– Вы кто такие?
– Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?
– Я ваша тётя – Гусеница.

(Родня ли Гусеница Гусю?)

2. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).

3. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? (-ищ-: ножищи)

Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке. До свидания. Урок окончен

Оцените статью
Камаз