Оптимизация на всех уровнях

Оптимизация на всех уровнях Камаз

«наладить выпуск грузовиков без импортных комплектующих — все равно что построить новую модель»

Мы поговорили с экспертами рынка автомобильной отрасли, которые по просьбе «БИЗНЕС Online» рассуждали о решениях КАМАЗа.

Игорь Моржаретто — заместитель главного редактора журнала «За рулем»:

— Спрос на продукцию КАМАЗа пока не упал, это только прогноз. Пока спрос не понизился, но непременно уменьшится в силу того, что цены выросли на любую продукцию. И КАМАЗа в том числе, а покупательская способность предприятий сильно под вопросом.

Спрос на грузовики КАМАЗа прошлых поколений какое-то время, похоже, будет, потому что, во-первых, это дешевле, а во-вторых, выбора нет. Насколько возможен выпуск грузовиков К5 без иностранных партнеров — мне сложно сказать. Желание есть — и это уже хорошо.

«на темп 180 ушли не из-за потребностей рынка – рынок может больше принять сегодня автомобилей»

По информации пресс-службы Правительства РФ, главная проблема предприятия на данный момент – замена поставок зарубежных комплектующих. Несмотря на это, КАМАЗ не планирует останавливать конвейер и продолжит собирать ежемесячно около 3,5 тыс. грузовиков всех модельных рядов.

Когогин отметил в беседе с журналистами, что в техническом плане любые проблемы решаемы, но это, опять же, вопрос времени и денег.

«Я скажу так – то, что произошло, было неожиданно, но мы создавали в конце прошлого года запасы на всякий случай. Эти запасы позволили нам работать. Март – это время, когда мы меняем подходы к выпуску нашей продукции, переходя на модели старого типа К3.

Мы обратились в Правительство с тем, чтобы нам снизили экологический класс, поскольку и так чипов и электроники не хватало. Плюс ко всему все ведущие европейские поставщики компонентов поставили под сомнение возможность поставки нам комплектующих. Будем выползать своими силами», – сообщил глава компании.

Как «выползать» и что делать, в компании понимают.

«Темп 180 автомобилей довольно оптимальный. Январь и февраль мы работали с темпом 210. На темп 180 ушли не из-за потребностей рынка – рынок может больше принять сегодня автомобилей, а из-за неспособности поставщиков поставить нам комплектующие. Мы развернули внутри компании работу по увеличению выпуска наших собственных агрегатов и компонентов, поскольку К3 – это глубоко локализованный автомобиль.

«спрос даже в текущей ситуации потребителями подтвержден»

Вице-премьер РФ Юрий Борисов побывал накануне на КАМАЗе – осмотрел производственные линии по выпуску собственных агрегатов и автокомпонентов и понаблюдал за работой главного сборочного конвейера на автомобильном заводе.

«Завод работает. Главный конвейер выпускает по 180 автомобилей ежесуточно. Практически это его номинальный объем выпуска. Они (КАМАЗ, – прим. Т-и) не просели по объему выпуска автомобилей. Может быть, изменится продуктовая линейка. Больше будет производиться машин традиционных – К3», – сказал Борисов журналистам.

Он напомнил, что последняя флагманская разработка предприятия была сделана совместно с концерном Daimler – грузовики поколения К5.

Вице-премьер полагает, что до полного импортозамещения их количество снизится, но в целом в планах завода – наращивать производство. «Спрос даже в текущей ситуации потребителями подтвержден. (…) Нет планов по сокращению объемов производства», – добавил заместитель председателя Правительства.

Продолжит КАМАЗ выпускать технику, работающую на газомоторном топливе, заниматься низкоуглеродной тематикой, разрабатывая электрокары и водородные автомобили. А Правительство России будет всячески способствовать реализации этих проектов, в том числе через создание научно-технического центра.

Камаз готов ввести трехдневную рабочую неделю

В ПАО «КАМАЗ» в случае самого плохого сценария — обвала отечественного рынка грузовиков — готовы ввести режим неполной рабочей недели. Приказ-постановление, как выяснил наш корреспондент, подготовлен 15 марта и уже подписан гендиректором компании Сергеем Когогиным.

Документ оказался в распоряжении «БИЗНЕС Online». Опасения подтвердил и президент РТ Рустам Минниханов, который, выступая накануне на совещании с участием президента России Владимира Путина, озвучил, что КАМАЗу грозит сокращение производства на 40% — 15 тыс. сотрудников могут оказаться в простое из-за дефицита компонентов.

«В целях недопущения массового увольнения работников из-за ограничений поставок комплектующих изделий на автомобили по причине введения ограничительных мер в отношении группы организаций ПАО „КАМАЗ“, а также принимая во внимание снижение заказов на автомобили, генеральный директор и профсоюзный комитет постановляют ввести с 23 мая по 22 ноября 2022 года режим неполной трехдневной 24-часовой рабочей недели с рабочими днями понедельник, вторник, среда в отношении персонала подразделений ПАО „КАМАЗ“», – сказано в новом приказе.

В этот период компания планирует выпускать автомобили «попроще» — модель К3, совсем отказаться от модели К4 и локализовать производство К5. Напомним, в конце февраля КАМАЗ попал в санкционный список Евросоюза. Компания уже столкнулась с дефицитом импортных запчастей и снижением заказов на автомобили.

Попасть под новый режим работы по приказу могут не все. Исключением станут те сотрудники, которые занимаются расчетом, начислением и перечислением заработной платы, бухгалтерской, налоговой, статистической, управленческой отчетностью, формированием и движением денежных потоков, финансированием неотложных платежей.

Также те, кто занят приемом и увольнением сотрудников, согласованием договоров, участвующие в защите интересов КАМАЗа в судебных и контролирующих органах, сопровождением информационных систем, жизнеобеспечением зданий и сооружений, занятые на работах, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям, на неотложных ремонтных, погрузочно-разгрузочных работах, на реализации и отгрузке товарной продукции, организацией сервиса и гарантийного обслуживания.

Иной график возможен и для департамента закупок для ПАО «НЕФАЗ» — его завод расположен в городе Нефтекамске Башкортостана. Кроме того, для отдела по материально-техническому обеспечению для ПАО «ТЗА» в Туймазы и центра закупок блока режим работы устанавливается в соответствии с режимом работы в НЕФАЗе и ТЗА.

Уведомить работников руководители должны до 17 марта. Но есть и лазейка для оптимизма: в случае производственной необходимости, сообщается в документе, приказ могут частично или полностью отменить заместители гендиректора, руководитель аппарата гендиректора, главбух и руководители подразделений, которые напрямую подчиняются Когогину по согласованию с замгендиректора по управлению персоналом Жанной Халиуллиной и финансовым директором Андреем Максимовым для увеличения нормативного фонда зарплаты.

«Пока заказы есть, возможность доставки комплектующих тоже, будем держаться»«Пока заказы есть, возможность доставки комплектующих — тоже, будем держаться»

Камаз может занять премиальный сегмент вместо уходящих scania и man

КАМАЗ оказался в числе первых предприятий, в отношении которых были введены западные санкции после начала спецоперации на Украине. При этом в числе акционеров КАМАЗа – немецкий автоконцерн Daimler, который владеет 15% акций компании. Более того, за много лет было открыто несколько совместных предприятий вместе с иностранными партнерами.

«Возможно, появятся новые партнеры, что, собственно, тоже не исключено. Но нам бы хотелось сохранить, конечно, и устоявшиеся связи с традиционными партнерами, которыми сегодня создано порядка 10 совместных предприятий с общим годовым объемом выпуска около 1 млрд евро.

Для них, я считаю (прекращение партнерства с КАМАЗом, – прим. Т-и), это огромная потеря. Но в это вмешиваются уже вопросы политики. Постараемся цивилизованно договориться с ними, чтобы, возможно, они на время прекратили свою деятельность, передали права российской стороне с последующим выкупом. В общем, различные варианты цивилизованные будут предложены», – сказал вице-премьер.

Но, как говорится, нет худа и без добра.

«Есть положительная новость. С нашего рынка в условиях санкций уйдут игроки так называемого премиального сегмента, это Scania и MAN. Это потенциальная возможность занять весь сегмент КАМАЗом. И мы постараемся ему помочь, чтобы, начиная по крайней мере с 2023 года, мы доминировали на этом рынке. Но если мы его займем, то, уж извините, мы больше никогда никого туда не пустим», – заявил Юрий Борисов.

Камаз приступит к выпуску полностью локализованных автомобилей к5 в первом квартале 2023 года

Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, который давал интервью журналистам вместе с вице-премьером, взглянул на флагманскую модель К5 и признался, что их выпуск существенно снизится.

«Конечно, Юрий Иванович, этих машин (поколения К5, – прим. Т-и) в планах было выпустить в этом году 16 тыс., получится около 5 тыс. Это серьезные потери и для нас как для компании, и, самое главное, для потребителей в нашей стране, которые привыкли к технике совершенно другого уровня», – сказал Когогин.

В марте будет выпущено 537 автомобилей нового модельного ряда (315 единиц поколения К4 и 222 единицы поколения К5), в апреле – 125, в том числе 55 тягачей КАМАЗ-54901. В мае планируется производство 214 автомобилей поколения К4.

Однако проект по выпуску моделей пятого поколения КАМАЗ бросать не собирается – слишком много вложено денег и времени. На предприятии составили дорожную карту. Следуя ей, КАМАЗ приступит к выпуску уже полностью локализованных автомобилей К5 в первом квартале 2023 года.

«Наверное, придется в части электронных систем пойти на некоторое упрощение, но это не приведет к изменению характеристик автомобиля. Ну, может быть, машина не будет ставить оценки за качество управления водителю. Она по 6 параметрам говорит, что ты делаешь правильно, что неправильно. Ну, наверное, промолчит», – заметил гендиректор.

На «камазе» оптимизируют производственные потоки

Оптимизация на всех уровнях

На автомобильном заводе «КАМАЗа» реализован кайдзен-проект, который позволит до конца года сэкономить более 1 млн. рублей. Эффект планируется получить за счёт перемещения участка подсборки раздаточной коробки ближе к сборочному конвейеру.

Автор проекта – исполняющий обязанности начальника цеха сборки автомобилей Валерий Утяганов. Свою карьеру он начинал слесарем МСР, позже работал мастером и хорошо знает, как важно на конвейере избежать потерь времени и простоев, связанных с ожиданием необходимых узлов.

Расстояние от участка, где шла подготовка к установке на главный сборочный конвейер №2 гидроусилителей руля, раздаточных коробок и других узлов, до самого конвейера – больше ста метров. Пройдя вдоль конвейера, Валерий Утяганов определил оптимальное место, где можно было бы организовать участок. Однако там располагался 948-й склад логистического центра. Автор проекта нарисовал план размещения оборудования, просчитал метраж доставки. Оптимизация потоков сулила хорошую экономию.

Опираясь на цифры, представители завода начали переговоры с руководством логистического центра. В конце прошлого года у логистов началась программа по обновлению складов, и они согласились уступить площадку автомобильному заводу. Нишу отгородили от склада и начали обустраивать. Установили кран-балку для подачи тяжёлых агрегатов,сделали хорошее освещение, удобные подсборочные столы.

Если раньше для доставки партии подсобранных узлов через каждые два часа приходилось прибегать к услугам водителя тягача, то теперь в этом нет необходимости. Участок – в двух шагах от потребителя. Остановки конвейера из-за недопоставки этих агрегатов остались в прошлом.

Благодаря преобразованиям удалось также снизить потребление электричества и запасы незавершённого производства. Расчёты оправдались – затраты на переезд окупились правильной организацией рабочего процесса. Чем ближе комплектующие к конвейеру, тем стабильнее темп сборки.

Несмотря на позицию наших партнеров, камаз продолжит свою работу

Вице-премьер заверил: Правительство поможет КАМАЗу как можно быстрее заместить импортные комплектующие, чтобы предприятие смогло самостоятельно выпускать всю палитру современной техники.

«Несмотря на позицию наших партнеров, КАМАЗ продолжит свою работу. Это самое главное. КАМАЗ – это крупнейший игрок на автомобильном рынке. Автомобильная отрасль сама по себе является системообразующей. То есть одно рабочее место на финале отрасли генерит порядка 8-9 рабочих мест по всей кооперационной цепочке.

По его словам, Минпромторг РФ сформирует предложения не только для КАМАЗа, но и для других игроков – Урала, ГАЗа, «Соллерс» и других предприятий.

Оптимизация на всех уровнях

На «КАМАЗе» продолжается работа по внедрению системы «Бережливого производства». Очередным объектом приложения сил стала так называемая «новая база УСП».

Сегодня на балансе «КАМАЗа» — более 1900 га земли. Часть её находится под различными объектами незавершённого строительства и постепенно ветшающего за многие годы «простоя». Каков будет портрет «КАМАЗа» через 5–6 лет в его наиболее компактном виде, станет известно тогда, когда закончится разработка проекта реинжиниринга с участием одной из зарубежных фирм. Но подготовительная работа по освобождению ставших лишними для компании территорий и производственных площадей с последующей их реализацией идёт полным ходом.

На бывшей базе управления смежных производств долгое время располагался департамент закупок и логистики, переехавший затем в «периметр». База общей площадью 16 га была перевалочной, в ней 35 тысяч кв. м занимали складские помещения и производственные площадки с оборудованием. Сюда, перед отправкой на производство, стекались и материалы, и комплектующие изделия. Работа по очистке базы УСП началась в конце октября, после выхода поручения исполнительного директора «КАМАЗа» Васила Каюмова.

Здешние склады — в хорошем состоянии, практически не требуют ремонта, их удобное расположение должно привлечь будущих арендаторов и покупателей. На базе пока остаётся большое количество тары — около 5 тысяч единиц. Ещё 2,5 тысячи отправлены на ремонт после очистки базы оборудования. Поэтому недостатка в таре у «КАМАЗ» не будет.

Кстати, сами японцы, внедряя своё новшество на Toyota, начинали именно с уборки территории и помещений. И «КАМАЗ», избавляясь от ненужных ресурсов, постепенно становится чище и «прозрачнее». В согласованных действиях департаментов по управлению собственностью, закупок и логистики, управления производством, координации и промышленной безопасности — гарантия реализации намеченных целей «Бережливого производства».

«КАМАЗ» планомерно уменьшает законсервированные площади и запасы ТМЦ, увеличивая оборачиваемость своих средств. Оптимизируя попутно и затраты, и налоги, чтобы бремя и соотношение тех и других стало сопоставимым с реальными объёмами производства и продаж продукции. Таким же, как у ведущих мировых компаний отрасли.

Приказ подготовлен для подстраховки?

Нелегко предсказать будущее машиностроительных компаний, но многие сейчас вынуждены быстро подстраиваться под новые реалии. Так, еще вчера АвтоВАЗ объявил о том, что отправит своих сотрудников в отпуск на 20 дней из-за кризиса поставок. Как передает РБК, они уйдут в плановый корпоративный отпуск с 4 по 24 апреля из-за «продолжающегося кризиса в поставках электронных компонентов».

Впрочем, приказ, который выпустили в КАМАЗе, только подстраховочный. «Пока заказы есть, возможность доставки комплектующих — тоже, будем держаться. Трудности, конечно, появятся, но компания умеет их преодолевать», — передают слова Когогина в компании.

Как отмечает руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев, актуальность этого приказа обусловлена требованиями трудового законодательства. «О сокращении рабочего времени компания обязана предупреждать персонал за два месяца.

 КАМАЗ традиционно выпускает приказы о возможном объявлении простоя в сложные для компании моменты и, как правило, аннулирует их до наступления срока исполнения. В последний раз такой приказ компания выпускала в начале пандемии в 2020 году, но на неполную неделю не перешла», — пояснил Афанасьев.

На март и апрель портфель заказов сформирован и ориентирован на производство 180 грузовиков в суткиНа март и апрель портфель заказов сформирован и ориентирован на производство 180 грузовиков в сутки

По словам первого заместителя гендиректора автогиганта Юрия Герасимова, на март и апрель портфель заказов сформирован и ориентирован на производство 180 грузовиков в сутки. Это обеспечивает пятидневную загрузку производства.

Когогин накануне встретился с линейными руководителями автомобильного завода КАМАЗа и оценил готовность производства работать в новых условиях. По его словам, есть четкое понимание, как работать дальше. Корпоративные клиенты продолжают размещать заказы.

Работа с партнерами из стран СНГ — Казахстана, Узбекистана, Туркменистана — также продолжается. «Самые большие риски были по обеспечению. Предварительно, ясность по этому вопросу есть. Будем работать, переходить на машины простые. Там комплектация другая, будет проще», — передают слова гендиректора компании «Вести КАМАЗа».

В середине II квартала в компании прогнозируют возможное сокращение продаж и темпа сборки автомобилей. Сейчас в КАМАЗе определяются с загрузкой конвейера на конец мая и начало лета. В настоящее время КАМАЗ ставит перед собой задачу с января 2023 года приступить к сборке автомобилей К5 без участия иностранных партнеров.

«Спрос на КАМАЗы не сильно-то и упал. Он и был не очень большим, но стабильным»«Спрос на КАМАЗы не сильно-то и упал. Он и был не очень большим, но стабильным»

Проект «оптимизация рабочего времени» на камазе

– Господин Навратил, каковы результаты на ПРЗ в цифрах?

– Вполне реально оптимизировать использование рабочего времени на 15%. Эта цифра может показаться небольшой, но мы заложили сюда все ожидания и будущее увеличение объемов производства, что планируется во второй половине года. Другими словами, 15% персонала спокойно сокращаете, а если темп сборки автомобилей увеличится с 240 единиц до 260 или даже до 280, то там существует запас рабочего времени, которое еще не использовано. Одна шутка: последними, кто закрывал завод в полпервого ночи, была моя команда. И стало очевидно, что 35-45 минут во второй смене не используются вообще. Умножив это на две смены, получите 10%-ное повышение производительности труда. Если рационально использовать рабочее время.

– В прошлом интервью вы отмечали недовольство со стороны инспектируемых коллективов. Изменилось ли отношение у принимающей стороны? Можно сказать, что теперь заводы к вашей работе успевают подготовиться?

– Конечно, например, ПРЗ подготовился к нашему визиту очень сильно. Может быть, это и плохо, что мы предупреждаем. Но ведь всегда можно отличить реальную работу от имитации занятости. Например, если человек слишком долго смотрит какой-то технический рисунок, нам ясно: он просто делает вид, что работает. Но мы должны фиксировать это как работу, потому что нам было сказано: в процессе работы он должен смотреть на рисунок. Но, допустим, через пять минут идет другой проверяющий, которого в этом цеху в лицо не знают, и тот работник уже не рисунок разглядывает, а разговаривает на отвлеченные темы… И в это время, конечно, фиксируется, что он не работает.

Мир производства разделяется на начальников и подчиненных. Начальники должны управлять так, чтобы производительность была оптимальной, чтобы с меньшими затратами добиваться поставленных задач. Первая наша цель именно в этом: мобилизовать начальников, чтобы они четко продумывали загрузку персонала.

Очень часто казалось (так всегда люди делают, когда рядом работают нормировщики) – процесс делается медленнее, затягивается. Стоит у станочника кто-то над душой, он делает какую-то операцию 30 секунд, отвернулись – успевает выполнить ее за 15 и еще 15 отдыхает.

Свежий пример: на АвЗ мы разбирались с контрольным замером, как на трех станках работают три человека и как там же могут работать двое, чтобы попадать в цикл. Людям не сообщили, что мы делаем тест. Так вот, все операции были завершены в три раза быстрее, чем перед нами, когда рабочие знали, что рядом работает моя команда. Сделали быстрей – и потом отдохнули…

Я говорю: смысл наших действий – это не просто, что пришел страшный Томаш, напугал народ и ушел. Я думаю, это континуальная, то есть продолжительная во времени, работа. В производство проникают новые технологии, которым нужно меньше людей. Они дорогостоящи, но это будущее производства: меньше неквалифицированного персонала, больше «умных» станков.

– Господин Томаш, вы говорите «моя команда», «мои люди». А вы лично какую-то работу на заводах делаете?

– Да, буквально вчера ходил по цехам в джинсах и кроссовках, меня многие видели. Когда есть возможность, я прохожу каждый участок со своей командой. Всякий раз, когда показываю результаты нашей работы, знаю, где ходил лично, на какой именно машине мы делали контрольный замер, и отвечаю за каждую цифру. Нельзя смотреть просто из окна. Думаю, именно в том и заключается эффект работы моей команды: мы не решаем что-то «издалека», а ходим по цехам.

– Давайте напомним алгоритм работы по проекту «Оптимизация рабочего времени».

– Всегда, когда мы куда-то приходим, приглашаем начальников и весь персонал и объясняем, что будем делать.

Первую неделю фиксируем основные части. Есть три, скажем так, состояния: работник находится на рабочем месте и работает; работник находится на рабочем месте и не занят; работник отсутствует на рабочем месте. Это первоначальная статистика. Есть много департаментов и цехов, где 20% людей на местах отсутствуют. Может быть, это разрешенное отсутствие, мы пока не разбираем, возможно, мастер нас убедит, что отсутствующий занят в данное время где-то еще. Яркий пример – на «движках» в одном цехе постоянно 20% людей отсутствовали на месте. Где они? Ответ был – «за инструментами ходят». Я поставил наблюдающего там, куда они якобы ходят. И что? За два часа за инструментом пришел один человек! Где остальные? Значит, все это время они ничем не заняты. Зачем тогда числятся на работе? После этого мы уже разбираемся, где по-настоящему работают, а где имеет место «игра в работу»… Делаем континуальный замер, два-три часа наш сотрудник может ходить за человеком, фиксируя его работу каждые две минуты. Тут открываются все лишние перемещения.

– Можете привести яркий пример с ПРЗ, который вам запомнился своей очевидностью нерационального использования рабочего времени?

– На одной из прессовых линий автоматическая подача металла в пресс уже больше года не работала. Проблема? Да. Решение вопроса было таким: двум тетушкам было поручено таскать на пресс железки вручную. Во-первых, это очень опасно. Во-вторых, люди получают за это деньги. То есть на ремонт средств не нашли, а платить при этом зарплату постоянно занятым рабочим – это нормально? После нашего замечания все было починено, и автоматическая подача заработала.

– В процессе ваших «инспекций» вам приходилось ощущать какое-то сопротивление со стороны камазовских начальников на местах? Было так, что вы не находили понимания с их стороны?

– Могу сказать опять же про ПРЗ: было такое, что мы спорили. Но по делу. Есть оборудование, которое, с учетом его цены, должно быть загружено 24 часа в сутки. Его можно остановить раз в неделю на короткую профилактику и запустить снова. Потому что каждый час его простоя – это прямой убыток. Такие станки на европейских заводах, например, у DAF, всегда включены, не обеспечивать их загрузку – экономическое преступление. А на «КАМАЗе» их выключают на обед! Это лазерные автоматы, которые режут какие-то мелкие детали. Здесь у вас очень много резервов!.. Умножьте на годы хотя бы время обеда – речь, повторю, о машинах, которые стоят миллионы евро.

Я уверен, что все больше и больше людей сейчас начинают понимать: само время сегодня диктует пересмотр отношения к работе. Вы – то есть «КАМАЗ» – должны поднять производительность труда или уступить дорогу китайцам и их грузовикам. Других вариантов просто нет.

Результаты проверки по проекту «Оптимизация рабочего времени» прокомментировал директор ПРЗ Александр Рыбаков:

– Резерв у нас найден в основном производстве, в сварочном, в прессовом и окрасочном цехах. Мы планируем сократить порядка 277 человек. Хотя, возможно, и это не предел, у нас также есть свои наработки в этом направлении. Предстоящие изменения коснутся и РСиС, и рабочих. На сегодняшний день прием на работу на ПРЗ закрыт, исключения делаются только для особо дефицитных специальностей и высококвалифицированных рабочих. Могу сказать, что изменения произойдут и с зарплатами. Поскольку фонд заработной платы остается без изменений, а распределять его будут на меньшее количество работников, то и зарплаты заметно вырастут.

Подготовила Людмила Трейстман, фото: Владимир Шушаков

Проект «повышение эффективности процессов» на камазе: экономия почти 4,5 млн руб.

Благодарим редакцию газеты «Вести КАМАЗа» за предоставление данного материала.  

В бригаде № 221 цеха сборки оригинальных автомобилей привыкли к регулярным мозговым штурмам. Команда, в которую входят консультант КРПС Игорь Маторов, технолог Айдар Шайдуллин, бригадир Гузель Гайсина, обычно собирается за столиком, аккурат напротив позиции 24-й позиции. Отсюда хорошо видно те операции, которые во время картирования превысили такт сборки конвейера – 240 секунд. Их в списке мероприятий 18. А подойдя поближе можно рассмотреть процесс во всех подробностях.

– В нашей бригаде в основном работают мужчины, ведь здесь на автомобиль устанавливаются тяжёлые комплектующие, которые, часто держа на весу, нужно ещё и аккуратно установить и закрепить на раме, – поясняет мастер Владимир Мальцев.

Одна из таких деталей – задняя пневмоподвеска кабины, весит около 50 килограммов. Раньше её переноской занималась пара крепких слесарей, после изменения конструкции подкрановых путей и изготовления специального захвата с транспортировкой справляется один человек.

Заднюю пневмоподвеску кабины теперь устанавливают с помощью кран-балки

Заднюю пневмоподвеску кабины теперь устанавливают с помощью кран-балки

Установку дуги расширительного бачка охлаждающей жидкости облегчило ещё одно усовершенствование. Раньше на кронштейне, к которому она крепилась, были отверстия 13 миллиметров, попасть в них было очень сложно. Чтобы улучшить условия труда, собираемость и технологичность процесса было выписано конструкторское извещение – ввести овальные отверстия. Внедрить новшество удалось только в апреле. В рамках проекта все вопросы прорабатываются гораздо быстрее.

Другая тяжёлая операция – установка карданных валов. За состыковку фланца кардана с фланцем коробки передач раньше брались трое дюжих мужчин. В рамках проекта было изготовлено приспособление, которое взяло на себя эту физическую нагрузку. Теперь не нужно напрягать руки, а время операции сократилось в полтора раза.

Захват с лебёдкой уменьшил время установки карданного вала

Захват с лебёдкой уменьшил время установки карданного вала

Аналогичное приспособление теперь нужно для раскрытия карданного вала. Оно улучшит условия труда и сохранит лакокрасочное покрытие деталей. Приспособление спроектировано и изготовлено, но сейчас находится на доработке.

Ради сохранения лакокрасочного покрытия на конвейере появились и специальные тележки для стоек держателя запасного колеса на полноприводные автомобили.

– Эти приспособления избавили нас от ещё одной проблемы – перетаривания на всех этапах подготовки производства, – поясняет инженер-технолог Айдар Шайдуллин. – К тому же, забирая стойку со специальной тележки, рабочий экономит силы и время. Благодаря активной работе подгруппы из 35 видов нарушений ЛКП уже устранено 19, остальные 16 тоже на финише.

Специальные тележки позволяют сохранить лакокрасочное покрытие

Специальные тележки позволяют сохранить лакокрасочное покрытие

Оперативность выполнения заказа во многом зависит от коллектива цеха средств механизации. Заместитель начальника Вакиль Чинаев – частый гость на конвейере: вместе с руководителями и специалистами подгруппы он предлагает свои варианты изготовления приспособлений, и они реализуются без проволочек.

К разработке новых методов инструментов и приспособлений подключились и рабочие цеха. У бригадира Вадима Константинова в процессе поиска решений появилось два рацпредложения. Ильяз Рахматуллин уверен – это начало большого творческого пути.

Ещё одно достижение – расчистка территории, прилегающей к конвейеру. Несколько месяцев назад она была заполнена глушителями и радиаторами, теперь автопоезд доставляет эти устройства в соответствии с закладкой автомобиля каждые два часа. Практика пришлась по вкусу. Проанализировав положение дел, команда сделала вывод – из-за большой вариативности устанавливаемых деталей на позиции скапливается много узлов и деталей, их тоже надо вывозить на площадку каждые два часа.

Подгруппе рано подводить итоги, но даже с привычного места сбора видно – ход конвейера выровнялся, а тяжёлых видов работ у слесарей бригады стало меньше.

Татьяна БЕЛОНОЖКИНА. Фото: Виталий ЗУДИН 

Оцените статью
Камаз