Отчет по практики на ОАО «КАМАЗ»

Организация производства на автомобильном заводе оао ‘камаз’. отчет по практике. транспорт, грузоперевозки. 2022-11-21

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОТЧЕТ

По
прохождению учебной практики на Автомобильном заводе ОАО «КАМАЗ»

Студент группы 1131116: Гатиятуллин
И.Р.

г.
Набережные Челны 2022 год

Содержание

Введение

1. Назначение и специализация
предприятия

2.      Структура предприятия

.        Организация и планирование
работ на предприятии

.        Основные задачи, решаемые
на предприятии

.        Приоритеты
производственного развития ОАО «КАМАЗ»

.        Изучение технологии и
методик диагностирования, ТО и Р автомобилей и их агрегатов, а так же
оборудования

.        Особенности технологии и
организации работ зоны (участка)

.        Загрузка шин на
автоматическую линию

.        Предварительная накачка

.        Проверка колес

.        Технологический процесс
ремонта (обслуживания) агрегата (узла) на зоне (участке). Применяемое
оборудование

Введение

В соответствии с учебным планом я проходил
производственную практику на Автомобильном заводе ОАО «КАМАЗ» в цехе Корпуса
Участок Колес в бригаде 103 под руководством мастера Зеленова Валерия
Владимировича в период с 8 сентября 2022 года по 24 сентября 2022 года.

В ходе прохождения практики я полностью освоил и
изучил технологические процессы:

Загрузка шин на автоматическую линию Шенк123,
Шенк124;

Предварительной накачки;

Проверки колес.

1. Назначение и специализация предприятия

ОАО «КАМАЗ» является предприятием полного цикла,
объединяющим металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное,
специального машиностроения и инструментального производства со всеми
необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения в составе
16-ти специализированных заводов на территории РФ и стран СНГ, из них 9 — в
Набережных Челнах.

Основной деятельностью промышленной группы
предприятий ОАО «КАМАЗ» является:

производство и сборка грузовых автомобилей
различного назначения;

производство дизельных двигателей;

производство деталей, узлов и агрегатов
автомобилей;

производство инструмента, оснастки, различного
нестандартного оборудования;

капитальный ремонт силовых агрегатов и узлов
автомобилей;

эксплуатационно-технический сервис автомобилей и
иной техники;

производство отливок из стали, чугуна, цветных
металлов;

производство поковок и штамповок;

производство отдельных видов энергоносителей;

прочая деятельность в сфере материального
производства и услуг.

. Структура предприятия

ОАО «КАМАЗ» имеет более 110 дочерних и зависимых
предприятий, владеет долями в уставных капиталах еще более 50 различных фирм и
предприятий. Вместе они образуют «Группу КАМАЗ»

В состав входят: «Автомобильный завод», ОАО
«КАМАЗ-Металлургия», «Камский литейный завод», «Камский кузнечный завод»,
«Камский автомеханический завод», ОАО «Камский прессово-рамный завод», ОАО
«КАМАЗ-Дизель», ЗАО «Ремдизель», ОАО «Торгово-финансовая компания „КАМАЗ“», ОАО
«Нефтекамский автозавод» (НЕФАЗ), ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (Бывший СЗАП г.
Ставрополь), Дилерский центр «Автосила», ОАО «КамазТехОбслуживание», ООО
«КАМАЗавтотехника», ОАО «КамазИнструментСпецМаш», ОАО «КИП «Мастер», ООО
«КАМАЗ-ФИНАНС», ОАО «КАМАЗ-КАПИТАЛ», «Научно-технический центр» «ОАО КАМАЗ» и
др.

На территории Автомобильного завода находятся:

главный корпус, который состоит из автосборочной
и агрегатной части.

административных корпуса

корпус сборки колес

На Автомобильном заводе функционируют две
основные службы, занимающие производством: Заместитель директора по
автосборочному производству и Заместитель директора по агрегатному
производству.

Автосборочное производство состоит из:

Производство сборки автомобилей.

Производство сборки кабин.

Производство сдачи автомобилей.

Производство сборки автобусных шасси.

Агрегатное производство состоит из:

Производство мостов

Механосборочное производство

Для предприятия характерно выделение элементов
производственной структуры нескольких уровней:

) для предприятия — цехи

) для цеха — участки

) для участка — рабочие места

Основное производство машиностроительного предприятия,
как правило включает в себя: заготовительные подразделения, обрабатывающие
подразделения и сборочные подразделения. Кроме этого, в состав входят
вспомогательные цехи и обслуживающие хозяйства.

В производственную структуру предприятия
включаются подразделения только производственного назначения. В
производственную структуру не входят общезаводские хозяйства и учреждения по
обслуживанию работающих, а также службы управления и охраны завода.

. Организация и планирование работ на
предприятии

Готовая продукция является результатом
взаимодействия всех факторов производства: предметов труда, средств труда и
самого труда. Сочетание этих элементов производственного процесса
обеспечивается организацией производственного процесса. На предприятии организованно
массовое производство продукции.

Массовое производство — это выпуск однородной
продукции в массовом количестве и применении поточных методов производства.
Массовое производство характеризуется непрерывностью, высшей степенью
специализации производства и относительной длительным периодом изготовления
ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах.

Для предприятия характерно: ограниченность и
постоянность номенклатуры производства, постоянный и большой объем выпуска
однородной продукции, узкая специализация рабочего места — для каждого рабочего
закреплено 1-2 постоянные деталеоперации, специальное технологическое
оборудование и оснастка, применение труда рабочих невысокой квалификации,
последовательно — параллельный вид движения предметов труда по операциям,
минимальная длительность производственного цикла, переменная величина запасов
материалов, поддерживаемая на минимальном уровне регулированием объема
производства, постоянно низкий уровень незавершенного производства по отношению
к выходу, нормативная база полная и точная, рабочих инструкций мало, они
стандартны, конечная продукция производится на основе прогнозов, а также по
спецзаказам, цена производится исходя из возможности продажи товара,
использование оборудования на 70-80%.

Организация работ на предприятии распределены
между 3 структурами и осуществляется по следующему принципу:

Сотрудники предприятия:

.Информирование служащих предприятия о целях,
задачах и методах их решения.

.координация действий всех подразделений предприятия
при достижении целей бизнес-плана

.мотивация сотрудников на выполнение задач
бизнес-плана

.обоснование общих и специфических деталей
функционирования предприятия в условиях рынка

.Организационно-управленческая и
финансово-экономическая оценка состояния предприятия

.выявление потенциальных возможностей
предприятия, анализ сильных и слабых сторон деятельности

.формирование инвестиционных целей на
планируемый период

.выработка стратегии и тактики конкуренции

.оценка финансовых, трудовых, материальных
ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия

Инвесторы и партнеры:

.Определение намеченного источника
финансирования реализации выбранной стратегии т.е. способы концентрирования
финансовых ресурсов

. выявление и оценка рисков, которые могут
помешать выполнению бизнес-плана

. расчет ожидаемых финансовых результатов
деятельности

4. Основные задачи, решаемые на предприятии

Основными задачами является обеспечение качества
на всех стадиях выпуска изделий и агрегатов, повышение качества продукции,
своевременное выполнение месячного плана, обеспечение технологичности
конструкций изделий, разработка технологических процессов, проектирование и
изготовление средств технологического оснащения, сокращение сроков
обрабатывания изделий, разработка и внедрение новых конструкторских и
технологических решений, повышение качества продукции, сокращение количества
брака и немедленное устранение при обнаружении.

. Приоритеты производственного развития ОАО
«КАМАЗ»

Развитие производственной системы:

Увеличение производительности труда до уровня не
менее 2,5 автомобиля на работника к 2020 г.;

Интеграция производственной системы КАМАЗ «PSK»
и операционной системы Daimler «TOS».

Качество:

Реализация программы по повышению ресурса и
надежности автомобилей;

Ежегодное снижение уровня РРМ на 25 % от
достигнутого в предыдущем году;

Постановка на производство автомобилей класса
Euro 4, 5.

Сокращение издержек производства:

Реализация мероприятий по оптимизации затрат:

•сокращения потерь от брака за счет повышения
качества продукта;

•сокращения затрат на управление производством
за счет автоматизации;

•сокращения затрат на логистику за счет
внедрения интегрированной системы уровня 4PL;

•сокращения затрат на энергоносители;

•сокращения затрат на закупки.

Экология и промышленная безопасность:

Реализация «Экологической программы группы
компаний КАМАЗ на 2009- 2022 гг.», «Плана мероприятий в области охраны
окружающей и социальной среды (ПМООСС)», «Комплексной программы промышленной
безопасности группы компаний КАМАЗ на 2022-2022 гг.».

. Изучение технологии и методик диагностирования
ТО и Р автомобилей и их агрегатов, а так же оборудования

В процессе эксплуатации оборудование
подвергается физическому износу, из-за чего снижаются точность,
производительность и другие характеристики. Для компенсации износа и
поддержания оборудования в работоспособном состоянии на требуемом уровне
необходимо своевременно заменять износившиеся части оборудования,
восстанавливать их первоначальные свойства и размеры, производить регулировку и
настройку отдельных агрегатов, выполнять другие виды работы по техническому
обслуживанию и ремонту оборудования.

На предприятии установлена система
планово-предупредительного ремонта, под ней понимают совокупность
организационно-технических мероприятий по уходу, надзору, обслуживанию и
ремонту оборудования, проводимых профилактически по заранее составленному плану
с целью предотвращения прогрессивного износа, предупреждения аварий и
поддержания оборудования в постоянной эксплуатационной готовности.

Сущность системы ППР заключается в проведении
через определенное число часов работы агрегата профилактических осмотров и
различных видов плановых ремонтов, чередование и периодичность которых
определяется назначением агрегата, его особенностями, размерами и условиями
эксплуатации. Основными задачами ППР являются снижение расходов на ремонт и
повышение качества ремонта.

Система ППР предусматривает проведение следующих
видов работ по техническому уходу и ремонту оборудования.

. Межремонтное обслуживание, заключающееся в
наблюдении за состоянием оборудования, выполнением рабочими правил
эксплуатации, в своевременном регулировании механизмов и устранении мелких
неисправностей.

. Смена и пополнение масел проводится по
специальному графику для всего оборудования с централизованной и картерной
системами.

. Проверка геометрической точности проводится
после плановых ремонтов и профилактических осмотров по плану-графику для
прецизионно и финишного оборудования в соответствии с нормами, предусмотренными
ГОСТами или ТУ.

. Проверка жесткости производится после плановых
ремонтов в соответствии с нормами, указанными в ГОСТах для металлорежущих
станков.

. Осмотр проводится с целью проверки состояния
оборудования, устранения мелких неисправностей и выявления объема
подготовительных работ, подлежащих выполнении при очередном плановом ремонте.

. Плановые ремонты:

а) малый ремонт, состоящий в замене небольшого
количества изношенных деталей и регулировании механизмов для обеспечения
нормальной работы агрегата до очередного планового ремонта, проводится без
простоя оборудования (в нерабочее время), если норма простоя агрегата при этом
виде ремонта не превышает планового перерыва.

б) средний ремонт заключается в частичном
разборе агрегата, капитальном ремонте сборочных единиц, сборке, регулировании и
испытании под нагрузкой.

в) при капитальном ремонте производится полная
разборка агрегата со снятием его фундамента и с заменой всех изношенных
деталей, ремонтом всех базовых деталей и других деталей и сборочных единиц,
сборка, регулирование и испытание агрегата под нагрузкой.

. Внеплановый ремонт — вид ремонта, вызванный
аварией оборудования или не предусмотренный годовым планом ремонта.

ремонт шина колесо автомобиль

7. Особенности технологии и организации работ
зоны (участка)

На Корпусе Участок Колес (КУчК) выполнял
следующие виды работ, выполняемые частично вручную, а так же и с использованием
необходимого оборудования:

Загрузка шин на автоматическую линию Шенк123,
Шенк124;

Предварительной накачки;

Накачки колес;

Установки балансировочных грузов;

Проверки колес.

. Загрузка шин на автоматическую линию

1.  Перекатить шину к конвейеру роликовому и
прислонить к бамперному ограждению.

2.      Выкрутить с вентиля камеры колпачок-
ключик и отложить в тару.

.        Закатить шину по склизу на площадку и
опрокинуть на роликовый транспорт 030.206, вентилем вверх.

.        Транспортировать шину по роликовому
транспорту к монтажной станции на позицию омыливания.

Безопасность: запрещается заходить в опасную
зону работающего роликового конвейера.

Оборудование: 030.206- транспорт роликовый TBUR
100- а/линия ф. «Шенк»-123.

Инструменты: Перчатки резинотехнические тип КШС
ТУ 38.306559-95, тара-6803.002.

. Предварительная накачка

1.  Установить в стык между бортом шины и ободом
наконечник рукоятки «воздушной пушки» и кратковременным (5-6сек.) открытием
пневмокрана произвести залповую подачу в шину колеса сжатого воздуха давлением
6кг/см2 для обеспечения прилегания бортов шины к посадочным полкам
обода колеса. Закрыть пневмокран и отложить рукоятку «воздушной пушки» на
штатное место.

2.      Закатить колесо в сборе с шиной на
подставку для ориентации, выполнить ориентацию колеса вентилем вниз.

.        Загрузить колесо в сборе с шиной на
наклонную секцию транспорта подачи колес на станции накачки а/линии.

Безопасность: Перед началом работы необходимо
убедится в том что, в рабочей зоне не находятся посторонние лица, а также
предметы, которые могут быть источником опасности.

Оборудование: «пушка воздушная», А/линия
«Шенк»-124, 2975.00.00.00- подставка для ориентации колеса.

Инструменты: Перчатки резинотехнические тип 1
КШС ТУ 38.09.306559-95, очки защитные ГОСТ Р12.4.230.1-2007, вкладыши
противошумные «Беруши» ТУ 37.09.10806-92.

. Проверка колес

Проверить:

1.  Комплектность и внешний вид. Визуально.
Механические повреждения, порезы на боковине покрышки не допускаются. На ободе
с диском, на пружинах, балансировочных грузах не должно быть следов коррозии,
нарушений лакокрасочного покрытия обода с диском.

2.      Надежность крепления балансировочных
грузов к бортовой закраине колеса или бортового кольца колеса. Свободное
качание и перемещение грузов не допускаются.

.        Герметичность вентиля
колеса в зоне золотника в зоне соединения вентиля с ободом методом омыливания.
Утечка воздуха не допускается. Установить колпачок- ключик на вентиль колеса.
Проверить зону соединения вентиля с колпачком- ключиком и вентиля с ободом.

.        По окончании проверки
предъявить колесо на контроль контролеру ОТК.

Оборудование: пресс 660.130

Инструменты: перчатки резинотехнические, кисть
КФ ГОСТ 10697-88,ведро объемом 10 мл. ГОСТ 24788-2001, 58-890-4187
приспособление с манометром для проверки давления, колпачок- ключик.

Материалы: Омыловочная жидкость «Дельта» ТУ
0258-052-10968286-98; мел ТУ 2389-001-43302650-2004.

. Технологический процесс ремонта (обслуживания)
агрегата (узла) на зоне (участке). Применяемое оборудование

Ремонт и обслуживание Корпуса Участок Колес
производится по системе планово-предупредительного ремонта в определенные
сроки, установленные предприятием. В случае поломки оборудования работник в
первую очередь сообщает об этом мастеру, который в последующем оставляет заявку
на устранение неисправностей.

Техническое обслуживание камаз 53212

   Однако одним из существенных 
недостатков донной структуры 
и организации работ является 
недостаточно удовлетворительное 
ТО автомобилей, выражающаяся 
малой надежности их работы 
на линии.

   Как показала практика, этот 
существенный недостаток данной
организации производства обусловлен
отсутствием необходимой ответственности
исполнителей за техническое состояние
и недужную работу подвижного состава.
Сложность анализа причин отказов и выявление
конкретных виновников недостаточной
надежности автомобилей в эксплуатации
приводит к значительному увеличению
числа ТР и снижению коэффициента технической
готовности парка. В результате увеличиваются
трудовые затраты и расходы на их выполнение.

   Эффективность данного метода 
повышается при централизованном 
управлении производством и применении 
комплексной системы управления 
качеством ТО и ТР, с соответствующим 
обеспечением персональной ответственности 
исполнителей за результаты работ.

   2. Метод комплексных бригад 
характеризуется тем, что к, 
каждое из подразделений (например,
автоколонна) крупного АТП имеет 
свою комплексную бригаду, выполняющую 
ТО-1, ТО-2 и ТР закрепленных за 
ней автомобилей. Комплексные 
бригады укомплектовываются исполнителями 
различных специальностей, необходимых 
для выполнения закрепленных 
за бригадой работ.

   При такой организации 
недостаточная ответственность 
за качество ТО, а следовательно, 
и увеличение объема работ 
по ТР остаются, как и при 
специализированных бригадах, но 
ограничиваются размерами комплексной 
бригады.

   Кроме того, данный метод 
затрудняет организацию поточного 
ТО автомобилей. Материально-технические 
средства (оборудование, оборотные 
агрегаты, запасные части, материалы 
и т.п.) распределяются по бригадам 
и, следовательно используются 
не эффективно. Однако существенным 
преимуществом этого метода является 
бригадная ответственность за 
качество проводимых работ.

   3. Агрегатно-участковый метод 
организации производства состоит 
в том, что все работы по 
ТО и ремонту подвижного состава 
АТП распределяются между производственными 
участками, полностью ответственными 
за качество и результаты своей 
работы.

   Эти участки являются 
основными звеньями производства.
Каждый из основных производственных 
участков выполняет все работы 
по ТО и ТР одного или 
нескольких агрегатов (узлов, 
систем, механизмов, приборов0 по всем 
автомобилям АТП. Моральная и 
материальная ответственности при 
донной форме организации производства 
становятся совершенно конкретными. 
работы разделяются между производственными 
участками с учетом величины 
производственной программы, зависящей 
от кол-ва подвижного состава 
на АТП и интенсивности его 
работы.

   На крупных и средних 
АТП с интенсивным использованием 
подвижного состава число участков,
между которыми распределяются 
ТО и ТР, принимается от четырех 
до восьми.

   Работы, закрепленные за 
основными производственными участками, 
выполняются на тупиковых постах 
ТО и ТР автомобилей либо 
на соответствующих постах поточной 
линии, а работы вспомогательных 
производственных участков — в цехах 
и частично на постах и линиях 
ТО.

Техническое обслуживания ТО-1 для 
автомобиля КамАЗ 53212 представленная далее 
проводится согласно «Положению 
о текущем ремонте и обслуживании
подвижного состава». Согласно данному 
положению первое техническое обслуживание
для грузовых автомобилей проводится
каждые 4000 км. В данные работы входят
контрольно-диагностические, осмотровые,
крепежные и смазочно-очистительные 
работы.

При ТО-1000 и ТО-1проверяют и при необходимости
доливают до требуемого уровня масло в
бачке насоса гидроусилителя рулевого
управления. Это делают при установленных
прямо передних колесах. Уровень масла
должен доходить до верхней метки на указателе
в крышке заливной горловины бачка насоса.
При меньшем уровне доливают масло марки
«Р» при работающем двигателе.

 При ТО-1000 доливают, а при 
ТО-1заменяют масло в картере коробки передач.
Уровень масла должен доходить до верхней
метки указателя уровня масла. При меньшем
уровне доливают масло трансмиссионное
ТСп-15к (при температуре воздуха не ниже
минус 30 °С) или ТСп-10 (при температуре
воздуха не ниже минус 45 °С),или ТМ5-12РК.
При температуре воздуха ниже минус 30
° С и отсутствии масла ТСп-10 можно использовать
смесь масла ТСп-15к с 10.,.15 % дизельного
топлива «А» или «З».

 При замене масло сливают 
через два (для коробки передач 
модели 14) или три (для коробки 
передач модели 15) сливных отверстия, 
расположенных в нижней части 
картера коробки передач и 
делителя, для чего вывертывают 
пробки сливных и заливного 
отверстий. Очистив магниты сливных 
пробок от грязи и металлических 
частиц, промывают картеры коробки 
передач и делителя. Для промывки 
заливают 8,5 л (в коробку передач 
модели 14) или 12 л (в коробку 
передач модели 15) моторного масла 
и прокручивают коробку двигателем 
в течение 5…6 мин при нейтральном 
положении рычага переключения 
передач. Затем сливают промывочное 
и заливают основное масло. 
Прокрутив коробку передач двигателем 
в течение 3…5 мин, замеряют 
уровень масла и при необходимости 
доливают его до нормы. 

 При ТО-1000 доливают, а при 
ТО-1заменяют масло в картере раздаточной
коробки. Уровень масла должен доходить
до верхней кромки контрольного отверстия,
расположенного с правой стороны коробки
рядом с заливным отверстием. При необходимости
доливают масло трансмиссионное ТСп-15к
(при температуре воздуха не ниже минус
30 °С).

 Заменителями являются масло 
ТАп- 15В (при темперадуре водуха 
не ниже минус 25 °С) или смесь 
масла ТСп-15к с 10… 15 % дизельного 
топлива «А» или «З» (при 
температуре воздуха до минус 
45 °С). При замене масло сливают 
через отверстие в нижней части 
картера коробки, вывернув пробки 
сливного и заливного отверстий. 
Перед заливкой масла очищают 
сливную пробку и место вокруг 
заливной и контрольных пробок.

 При ТО-1000 доливают, а при 
ТО-1заменяют масло в картерах среднего,
заднего и переднего ведущего мостов,
а также доливают масло в башмаки балансиров
задней подвески. Для проверки уровня
масла следует вывернуть пробку контрольного
отверстия. Если при этом нет течи масла,
то необходимо через это отверстие долить
масло до уровня его верхней кромки и ввернуть
пробки, предварительно очистив место
вокруг них. Применяемые масла те же, что
и для раздаточной коробки. Для замены
масла вывертывают пробки контрольного,
заливного и сливного отверстий. После
слива масла пробки и места на картерах
вокруг пробок очищают. Масло заливают
через заливные отверстия.

Рис. 1. Пресс-масленки для смазывания:

1 — шарниров рулевых тяг; 2 — 
регулировочного тормозного рычага;
3 — разжимного кулака; 4 — втулок 
шкворней 

 При ТО-1000 и ТО-1на автомобилях
КамАЗ 6×4 смазывают элементы Передней
оси через пресс-масленки (рис. 1) смазкой
Литол-24 до выхода свежей смазки из зазоров
сопряженных деталей. При пользовании
ручным шприцем следует делать не более
пяти ходов, а солидолонагнетателем —выдержку
не более 3 с во избежание попадания излишков
смазки на тормозные колодки и барабан.
Заменителями указанной смазки являются
Солидол «Ж» или Солидол «С»,
а для регулировочных тормозных рычагов
— также смазка УСс-А.

 При ТО-1000 и ТО-1на автомобилях
КамАЗ 6×6 смазывают подшипники шкворней
поворотных кулаков переднего моста через
пресс-масленку до выдавливания свежей
смазки из контрольного отверстия, предварительно
вывернув пробку. При этом используют
смесь 50 % смазки Литол-24 и 50 % масла ТСп-15к.
Вместо смазки Литол-24 в смеси может использоваться
смазка Лита.

 При ТО-1000 и ТО-1пальцы передних
рессор смазывают через пресс-масленки
смазкой Литол-24 до выхода свежей смазки
из зазоров сопряженных деталей. Заменители
— Солидол «Ж» или Солидол «С».
Аналогично смазывают регулировочные
тормозные рычаги среднего и заднего мостов.
Для них заменителем смазки Литол-24 является
смазка УСс-А.

 При ТО-1000 и ТО-1подшипники муфты
выключения сцепления и вала вилки выключения
сцепления смазывают через пресс-масленки
смазкой Литол-24 или Лита, сделав не более
трех ходов при смазываний ручным шприцем
и выдержав не более 2 с при смазывании
солидолонагнетателем.

 При ТО-1000 и ТО-1втулки разжимных
кулаков тормозов среднего и заднего мостов
смазывают через пресс-масленки смазкой
Литол-24. При пользовании ручным шприцем
следует делать не более пяти ходов, а
солидолонагнетателем — выдержку не более
3 с во избежание попадания излишков смазки
на тормозные колодки и барабан. Заменители
указанной смазки — Солидол «Жи или
Солидол «С».

 Оси передних опор кабины 
и тягово-сцепное устройство смазывают 
через пресс-масленки смазкой 
Литол-24 до выхода свежей смазки 
из зазоров сопряженных деталей. 
Заменители — Солидол «Ж» 
или Солидол «С».

 Оси шарниров опрокидывания 
платформы автомобиля-самосвала 
смазывают через пресс-масленки,
ввернутые в торцы опорных 
пальцев шарниров, смазкой Литол-24
до выхода свежей смазки из 
зазоров сопряженных деталей. 
Заменители — Солидол «Ж» 
или Солидол «С».

 При ТО-1заменяют масло в картере
двигателя. Для этого после остановки
прогретого двигателя вывертывают сливную
пробку в поддоне картера, сливают масло,
обтирают и ввертывают пробку на место.
Очистив маслоналивную горловину от пыли
и грязи, заливают масло до отметки «В»
на маслоизмерительном щупе. Затем пускают
двигатель и после его работы в течение
3…4 мин на малой частоте вращения коленчатого
вала для заполнения масляных полостей
останавливают двигатель и доливают масло
до отметки «В». Летом (при температуре
выше плюс 5 °С) следует применять моторное
масло МЮГгк, зимой (при температуре от
плюс 5 °С до минус 25 °С) — М8Г2к. Заменитель
— всесезонное масло ДВ-АСЗп-ЮВ (М-бз/10В).

Рис. 2. Центробежный масляный фильтр:

1 — корпус; 2, 4 — колпаки ротора 
и фильтра; 3— ротор; 5 — гайка 
крепления колпака ротора; 6 — 
упорный шарикоподшипник; 7 — упорная 
шайба; 8, 9 — гайки крепления ротора 
и колпака фильтра; 10, 13 — верхняя 
и нижняя втулки ротора; 11 — 
ось ротора; 12 — экран; 14 — палец 
стопора; 15 — пластина стопора; 16
— пружина стопора; 17 — трубка 
отвода масла 

 Перед заливкой масла промывают 
фильтр центробежной очистки 
масла (рис. 2), установленный на передней
крышке блока цилиндров с правой стороны
двигателя. При работе двигателя масло
из радиаторной секции насоса под давлением
подается в фильтр и, вытекая из щели-сопла
в оси 11 ротора, а также через тангенциальные
сопла, приводит во вращение ротор 3 в сборе
с колпаком 2. Под действием центробежных
сил механические частицы отбрасываются
к стенкам колпака ротора и задерживаются,
а очищенное масло через отверстие в оси
ротора и трубку 17 поступает в воздушно-масляный
радиатор или сливается через сливной
клапан в корпусе фильтра, отрегулированный
на давление 50… 70 кПа (0,5…0,7 кгс/см ), в картер
двигателя. Перепускной клапан, установленный
в корпусе фильтра и отрегулированный
на давление 60…65 кПа (6,0…6,5 кгс/см2), ограничивает
максимальное давление перед центрифугой.
Для промывки фильтра следует отвернуть
гайку 9 колпака фильтра, снять колпак
4 и повернуть колпак 2 ротора вокруг оси
так, чтобы стопорные пальцы 14 вошли в
отверстия ротора. Отвернув гайку 5, снимают
колпак 2 ротора. Затем необходимо проверить
затяжку гайки 8 крепления ротора на оси
и при необходимости подтянуть ее [момент
затяжки 80…90 Н»м (8… 9 кгс^м)]. Удалив осадок
из колпака ротора, промывают его растворяющим
эмульгирующим средством AM-15 или Ритм-76,
либо моющим раствором МС-6 или МС-8. Перед
сборкой необходимо проверить состояние
уплотни-тельной прокладки ротора и прокладки
колпака фильтра, поврежденные прокладки
заменить. При сборке фильтра во избежание
нарушения балансировки необходимо совместить
метки на колпаке и роторе. Перед установкой
колпака 4 фильтра следует отжать пальцы
стопорного устройства и проверить легкость
вращения ротора, затем поставить колпак
и завернуть гайку 9 [момент затяжки 20…30
Н*м (2…3 кгсвм)].

Рис. 3. Полнопоточный фильтр очистки
масла:

1 — стержень; 2 — стопорное кольцо;
3 — шайба; 4 — уплотнительное 
кольцо; 5 — пружина колпака; 6 — 
уплотнитсльная чашка; 7 — шайба;
8 — пружина перепускного клапана;
9 — винт сигнализатора; 10 — пробка 
перепускного клапана; 11, 18, 20, 25 — 
прокладки; 12 — регулировочная шайба;
13 — корпус сигнализатора; 14 — 
подвижной контакт сигнализатора;
15 — пружина контакта сигнализатора;
16 — перепускной клапан; 17 — пробка;
19 — корпус фильтра; 21 — втулка 
корпуса; 22 — уплотнительное кольцо;
23 — фильтрующий элемент; 24 — 
колпак; 26 — сливная пробка 

 При ТО-1заменяют фильтрующие элементы
полнопоточного фильтра очистки масла
(рис. 3). Он установлен на правой стороне
блока цилиндров двигателя и состоит из
корпуса 19, колпаков 24 и двух фильтрующих
элементов 23. В случае предельного засорения
элементов фильтр работает с открытым
перепускным клапаном 16, что может привести
к задиру и провороту вкладышей коленчатого
вала. Для определения момента предельного
засорения элементов в конструкции фильтра
предусмотрен сигнализатор засоренности,
совмещенный с перепускным клапаном. При
открытии перепускного клапана контакты
сигнализатора замыкаются и загорается
красная сигнальная лампочка, установленная
на щитке приборов автомобилей, выпускаемых,
начиная с 1980 г.

 Для замены фильтрующих элементов 
следует вывернуть сливные пробки
26 и слить масло, затем вывернуть 
стержень 1 крепления колпака фильтра, 
снять колпак 24 вместе с фильтрующим 
элементом 23 и вынуть фильтрующий 
элемент из колпака. Аналогично 
снимают второй колпак и фильтрующий 
элемент. Колпаки промывают в 
моющем растворе МС-6 или МС-8. Необходимо 
проверить состояние уплотнительных 
колец 22, поврежденные кольца 
заменить. Собирают фильтр в обратной 
последовательности, после чего 
проверяют его герметичность 
при работающем двигателе. 

 При ТО-1заменяют фильтрующие элементы
фильтра тонкой очистки топлива и сливают
отстой из фильтра грубой очистки топлива.
Фильтр тонкой очистки окончательно очищает
топливо перед поступлением в топливный
насос высокого давления. Он установлен
в самой высокой точке системы питания
для сбора и удаления в бак проникшего
в систему воздуха вместе с частью топлива.
Для замены фильтрующих элементов следует
вывернуть на два-три оборота сливные
пробки и слить топливо из фильтров, после
чего пробки завернуть. Вывернув болты
крепления колпаков фильтров, снимают
колпаки и вынимают из них фильтрующие
элементы. Колпаки промывают в дизельном
топливе и обдувают сжатым воздухом. Установив
в каждый колпак новый фильтрующий элементе
уплотнительными прокладками, устанавливают
колпаки с элементами на место и завертывают
болты их крепления. Герметичность фильтра
проверяют при работающем двигателе.

Оцените статью
Камаз