Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет Камаз

Описание видов

Для изготовления камуса сегодня уже не снимают шкуры с диких животных, обычно их замещают искусственными материалами. В качестве аксессуаров из натурального сырья в настоящее время используют мохеровые подкладки.

Варианты из стопроцентного мохера отличаются такими качествами:

  • отличным скольжением;
  • минимальным весом;

Единственным недостатком таких подбоев является их недолговечность.

https://www.youtube.com/watch?v=JvKcOvq_MRs

Используя новейшие технологии, камус научились производить из синтетического материала – нейлона.

Искусственный камус характеризуется следующими показателями:

  • отличается высокой прочностью и износоустойчивостью;
  • является более тяжелым;
  • степень скольжения более низкая;
  • дает более низкую скорость движения;
  • такие изделия более дешевые по сравнению с натуральным материалом.

Модели с синтетическим камусом подойдут экономным любителям активного отдыха, не желающим каждый год производить обновление снаряжения.

Накладки также производят из смешанных материалов.

Подобные изделия:

  • имеют больший срок службы;
  • не уступают в уровне скольжения;
  • практически не впитывают влагу.

Лыжи с таким подбоем удобны во время транспортировки. Чаще всего их используют для путешествий в горах.

Цена на подобную продукцию может быть разной. Стоимость зависит от того, в каком виде продается аксессуар. Фиксированные отрезки подбоя стоят намного дороже, чем синтетический материал в рулоне. Также на стоимость влияет ширина материала, состав и свойства клея, наличие специального крепления.

Что это такое?

Понятие «камус» издавна было популярным в среде охотников. Так промысловики называли шкуру оленя, растущую на ногах выше копыт. Далее этим термином стали называть аксессуар, с помощью которого усовершенствовали охотничьи лыжи.

Камус для лыж – это мех, подклеенный или подбитый на скользящую поверхность, соприкасающуюся со снегом. Первыми крепить на лыжи меховую подкладку начали охотники. Они использовали это приспособление для облегчения передвижения по рыхлому снегу на неровной поверхности, во время погони за добычей. Такое усовершенствование исключало проскальзывание лыж назад.

В наше время лыжи с камусом рекомендуются:

  • людям, не имеющим должной подготовки и опыта использования мазей во время эксплуатации лыж;
  • любителям, использующим «классический» ход, но экономящим средства на подготовку инвентаря;
  • профессионалам, участвующим в длинных марафонах, такое снаряжение дает стабильные показатели движения на протяжении всей трассы;
  • профессиональным спортсменам в качестве тренировочного инвентаря;
  • любителям лыжного туризма.

Первоначально лыжная подкладка изготавливалась из шкур диких животных. Для этой цели использовались шкуры, снятые с нижней части ног лосей, оленей, косуль, кабарожек. Именно в этом месте на коже животных находится наибольшее количество жесткого ворса. Применялись также и шкуры нерпы. Однако наиболее прочной все же считается подкладка из шкур лосей.

В наши дни для производства камуса используют шерсть ангорских коз, а также синтетические материалы. Лыжи с таким подбоем отлично подходят охотникам, туристам и спортсменам.

Модели с подкладкой имеют такие преимущества:

  • Камус обладает однонаправленными волокнами. Во время движения вперед они приглаживаются, а при скольжении назад топорщатся и тормозят лыжи.
  • Инвентарь с таким приспособлением характеризуется стабильными показателями сцепления со снежной поверхностью на протяжении всего маршрута. В то же время самые лучшие мази стираются после прохождения 20 км трассы.
  • Камус практически не влияет на вес снаряжения.
  • Современный инвентарь с применением таких технологий способен «выхаживать» до 1000 км.

Ворс камуса располагается строго вдоль лыж, что исключает их смещение в стороны и сохраняет хорошее скольжение. Такой инвентарь отличается легкостью, обеспечивает надежное сцепление со снегом и хорошую скорость движения.

Первый раллийный «камаз»: всего 260 л.с., минимум отличий от серийного и особая техника прыжков на дюнах (чтобы не ломалась подвеска)

Прародитель всех монстров для «Дакара».

3 января в аравийской Джидде стартовал 43-й «Дакар» – и «КАМАЗ» вновь приехал туда в роли основного фаворита. Более того, помешать победить могут только «МАЗ» и надежность собственной техники – команда из Набережных Челнов запросто может уехать из пустыни с очередным пятым подряд золотым бедуином.

Но это сейчас завод у реки Кама доминирует на главном рейде планеты с монстрами на 1050 л.с. и бюджетом в 11 миллионов евро на год. 30 лет назад, когда идея о дебюте «КАМАЗа» на ралли только появилась, у компании не было ни огромных денежных возможностей (включая спонсорские от «Ред Булл» и ВТБ), ни продвинутых технологий. Первое творение автозавода выступило на «Дакаре» в 1990-м, но перед дебютом гоночную модель готовили целых два сезона – обкатывали новые идеи и искали слабости.

А первый грузовик для ралли «КАМАЗ» подготовил еще в 1988-м – с минимумом изменений по сравнению с серийной версией. Подробнее о машине рассказали на ютуб-канале команды – а мы выбрали для вас самое-самое интересное о том самом легендарном грузовике.

Речь, если что, о «КАМАЗ» 4310 – вот он.

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

«Самый первый гоночный «КАМАЗ», – объяснил инженер-конструктор команды Альберт Арсланов. – С него и началась наша история. Когда-то – в 1988-м – этот автомобиль вышел с завода будучи абсолютно серийным, обычным «КАМАЗом» 4310. Затем этот автомобиль попал в руки энтузиастов-работников завода, у которых была мечта: победа в самой сложной гонке в мире – «Дакаре».

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 летПервому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 летПервому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

Судя по размеру выхлопных труб и размеру баков – думаю, знающие люди уже обратили внимание – понятно: мощность этого автомобиля далеко не впечатляет. На самом деле, так и есть. И, возможно, запас хода у него большой, но скорость при этом была очень низкой – особенно по сравнению с тем, что показывают наши автомобили сегодня.

Двигатель был слегка доработан для участия в гонках – и путем небольшой донастройки топливной системы и турбокомпрессора с него сняли 260 л.с. Из остальных доработок можно отметить незначительно усиленную подвеску и несколько доработок в кабине, связанных с безопасностью.

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

В первую очередь бросаются в глаза гоночные кресла, красные гоночные ремни и каркас безопаcности.

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 летПервому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 летПервому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

Затем если обойдем машину спереди – увидим дополнительную защитную дугу, на которой стоит дополнительная оптика, необходимая в темное время суток.

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

Собственно, это все, что сделали с этим автомобилем перед тем, как выпустить его на покорение просторов гоночных трасс.

Рессоры доработали совсем незначительно – чуть-чуть повышена жесткость.

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

Амортизатор всего лишь один, и довольно-таки хлипенький. Есть фотография, где этот «КАМАЗ» довольно высоко прыгает… Что же с ним было после приземления?

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

Мне сложно представить, какие ощущения были в кабине, но не так давно мне удалось пообщаться с Владимиром Гольцовым – одним из первых пилотов этого автомобиля. Он рассказал очень интересный нюанс про управление: из-за того, что сзади у машины балансирная подвеска – то есть все четыре колеса связаны между собой и раскачиваются как детская качелька – при прыжках задняя подвеска очень сильно стучала по раме и тем самым разрушала и автомобиль, и себя.

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

И он [Гольцов] выработал особую технику управления перед прыжком и в процессе прыжка для того, чтобы этих ударов избежать.

Когда автомобиль едет по неровностям, очень сильно бросается в глаза, что рама автомобиля – вот эти два лонжерона, которые проходят сквозь весь кузов и на которых он, собственно говоря, и собран – они имеют очень низкую жесткость.

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

И автомобиль скручивается на каждой кочке и каждой неровности. Что, конечно же, очень плохо сказывается на управляемости и прочности всей конструкции в целом.

Пока я ходил вокруг автомобиля, меня постоянно не покидало ощущение, что чего-то в нем не хватает. И только когда я залез в кузов – понял, что бросалось в глаза: баллоны пневмоаппаратуры спрятаны. Вероятно, для большей защищенности и развесовки.

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 летПервому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 летПервому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

А также аккумуляторы.

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

Еще в кузове видим запасное колесо.

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

И очень интересный аутентичный ящик с домкратом, необходимыми техжидкостями и монжакой!

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 летПервому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 летПервому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

Сейчас кабина откидывается очень просто: надо подойти справа сзади и нажать кнопочку. Но раньше все было гораздо сложнее: кнопочки, которую нужно нажать, просто не было. И приходилось все делать вручную.

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

Не сказать, что это очень сложно – но явно гораздо дольше. А если на улице еще 50, а перед этим ты проехал несколько дней сложной гонки – задача усложняется многократно.

Можем наблюдать стандартный «КАМАЗовский» дизельный двигатель модели 740 объемом 10,8 литра. Заводской мощностью 210 л.с.

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

Эту версию смогли форсировать до 260 л.с. Система охлаждения довольно миниатюрная – говорит о том, что двигатель не вырабатывает много тепла и, соответственно, мощности. Такого вот маленького радиатора более чем достаточно.

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

Интересная вещь: по-видимому, давление наддува здесь настолько низкое, что интеркулер (охладитель нагнетаемого в мотор воздуха) оказался просто не нужен. Потому поток из компрессора идет сразу в двигатель.

Это единственная машина в коллекции «КАМАЗ-мастер», которая не сохранилась в оригинальном состоянии и была воссоздана к 33-летию команды. Точная копия машины, которая в 1988 году на первый международный ралли – «Ельч» в Польше – была отправлена «КАМАЗом».

А затем за руль первого гоночного болида «синей армады» сел пятикратный чемпион «Дакара» Эдуард Николаев – попробовал раритет в деле и поделился впечатлениями.

«Сперва стоит обратить внимание на приборную панель – абсолютно стандартную «КАМАЗовскую».

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

Завелся очень легко, очень хорошая реакция на газ. Даже можно сравнить с нашими [современными гоночными] грузовиками. И чувствуется, конечно, «газ» механический – более тяжелый. Нога очень уставала.

Руль большой, что непривычно для спортивного мира, рычаг не совсем спортивный – но для того времени, думаю, отлично! Но даже быстро руль крутишь – и грузовик очень быстро реагирует!

Первому лыжному забегу «КАМАЗа» – 50 лет

Видно, что грузовик очень маневренный. Радиус поворота большой, но все-таки это трехосник, который немножко все-таки длинноват по паре.

Пробуем по амплитудам [неровностям] – малоприятно, но не жестко. Вертикальные амплитуды тоже отрабатывает, идет мягко – можно ехать на ретрогонку, вполне реально. Смотрел видео, как Фирдаус Кабиров и Владимир Гольцов управляли этим грузовиком – для того времени, конечно, просто фантастика.

Конечно, хотелось бы его сперва на дюнах попробовать… Но, как говорил Владимир Чагин [босс команды и семикратный чемпион «Дакара»], трехосники по песку идут легче, чем двуосники.

И все-таки здесь еще кабины были обшитые и видно: шумоизоляция получше, чем в последних автомобилях. Теперь мы уже боремся за каждый грамм и, конечно, не позволяем себе такую роскошь.

Я, конечно, прям удивлен автомобилем, если честно. Мягко идет! Динамика, конечно, хуже но что я заметил: когда на асфальте какие-то выбоины – удар чувствуется, но стоит поехать по бездорожью, по кочкам – машина совсем иначе себя ведет».

Выбор лыж с камусом

Выбор лыж с камусом ничем не отличается от подбора обычного лыжного инвентаря. В этом процессе главное строго придерживаться двух основных критериев, заключающихся в учете роста и веса спортсмена.

  • Длину подбирают с учетом роста лыжника, прибавляя к нему 20-30 сантиметров.
  • Учет веса берется с большим запасом, так как необходимо подобрать инвентарь с гораздо большей жесткостью. В фазе скольжения на лыжах обычной жесткости камус будет зарываться в снег и оказывать сопротивление движению. На жестких лыжах в этой фазе ворсистый подбой будет держаться над снегом, что обеспечит большую скорость движения.

Стоит обратить внимание на то, что такие лыжи требуют более правильной техники толчкового движения. В связи с этим инвентарь для неспешных прогулок подбирают с учетом нижних показателей в весовом диапазоне. Беговые камусные лыжи для соревнований или тренировок подбирают на 10–15 кг больше веса лыжника.

Важным критерием при выборе также является то, с какой целью будет применяться инвентарь. Так, охотничьи лыжи рекомендуется подбирать с меховым подбоем. Наиболее известной фирмой, предлагающей такой товар, является компания «Поскряков». При производстве товаров здесь используют в качестве сырья лошадиный мех.

Достоинствами таких моделей являются:

  • бесшумный ход;
  • незначительный вес.

Беговые лыжи с камусом имеют свои плюсы и минусы.

Их достоинства:

  • во время подъема в горы лыжи не скользят назад;
  • нет необходимости в использовании лыжных смазок;
  • они удобны при эксплуатации в любых погодных условиях;
  • облегчают передвижение по неровной местности;
  • не происходит проскальзывания даже на обледенелой трассе.

К недостаткам стоит отнести:

  • незначительное замедление скорости движения;
  • увеличение веса лыж.

А вот горные лыжи лучше покупать с мохеровой подкладкой. Изготавливают ее с применением мохера из ангорских коз и синтетических нейлоновых волокон.

Выбирая детские модели, учитывают, какие нужны лыжи – горные или беговые. Впрочем, существуют и универсальные варианты. Также при выборе обращают внимание на возраст, рост и вес ребенка.

Как крепить?

Для крепления камуса на лыжи пользуются клипсами, крючочками, скобами.

Многие охотники применяют свои специфичные варианты для крепления аксессуара.

Наиболее популярные из них:

  • Сушка камуса прямо на лыжах. Производится крепление путем обтягивания лыж сырой шкурой. После полного высыхания такая шерстяная подкладка прочно держится даже без клея.
  • Подклеивание узкой полоски клеем. В этом случае полоску берут на всю длину лыжи. Во время движения по кустарнику, засыпанному снегом, происходит сильный шум краев, не покрытых шкурой, что считается недостатком.
  • Крепление при помощи монтажной пены. При использовании подобного способа изначально газ выпускается из баллончика, оставшимся содержимым пользуются как клеем.

Кроме названных вариантов подбой можно обтянуть, используя мелкие гвоздики или мебельные скобы.

На туристические лыжи камус может устанавливаться под колодку или на всю длину. Короткие подкладки устанавливают для прогулок по простым трассам, полную длину используют в сложных условиях.

Длинные полоски аксессуара устанавливают следующим образом:

  • Пяточный фиксатор ленты цепляют за задник лыжи. На задней части камуса, с липкой стороны, снимают защитную бумагу. Освобожденную клеевую часть приклеивают к лыже.
  • Отмеривают нужную длину ленты до изгиба носка лыжи. На это место надевают металлический фиксатор резинового носка. Лишнюю часть заворачивают и подклеивают на себя, благодаря чему резиновый носок надежно закрепляется на ленте. Затем, с усилием растягивая ленту, другой фиксатор надевают на носок.
  • Защитную бумагу снимают с ленты, подкладку приклеивают к лыже.

Лыжи готовы для использования. В случае необходимости камус легко снимается с лыж.

Для конькового хода требуется особенно прочное крепление подбоя к лыжам. Это объясняется тем, что такой стиль является наиболее быстрым и технически сложным. В этом случае лента должна обязательно быть надежно приклеена.

Подробнее о том, как выбрать камус для лыж, смотрите в видео ниже.

Камаз для шлифования лыж появился в новосибирске

Уникальная машина для штаншлифта прибыла на Новосибирский биатлонный комплекс. В очередь для обработки и шлифовки к автомобилю с олимпийской символикой уже выстроились 1500 пар лыж. С помощью специальных наждачных камней машина обтачивает поверхность спортинвентаря, делая ее идеально гладкой, и наносит специальный микроскопический рисунок, который увеличивает скорость скольжения по снегу.

Дорогостоящее австрийское оборудование Олимпийский комитет России закупил еще к Играм 2022 года в Сочи. Техника достойно зарекомендовала себя, подарив нашим спортсменам те самые сотые и десятые доли секунд, которые в большом спорте часто определяют победителя. После завершения Олимпиады перед ОКР встал вопрос, как использовать технику в дальнейшем.

— Решили создать мобильную сервисную лабораторию, с ней мы теперь ездим по регионам, оказываем помощь спортивным школам, спортивным центрам,  школам высшего спортивного мастерства и так далее, – рассказывает технический специалист Олимпийского комитета России по управлению беговыми лыжами Александр Воробьев.

камаз, нсо.jpg

Обработка одной пары лыж стоит порядка 1500 рублей. В регионах по заявкам местных Олимпийских советов эту услугу оказывают бесплатно. Операторы станка для штайншлифта трудятся с утра до ночи, чтобы успеть отработать заказ вовремя.

— Мы стараемся на наших станках лыжи выпрямить, выровнять, снимаем с них определенный слой пластика при помощи вот этого крутящегося наждачного камня. В общем, приводим скользящую поверхность как можно ближе к идеально ровной, – продолжает Александр Воробьев. – Затем наносим на нее необходимый рисунок, вроде автомобильного протектора, только намного мельче.

Дело в том, что те или иные структуры предназначены для скольжения лыж при разных температурных режимах. Операторы стараются наносить универсальные рисунки, чтобы можно было одинаково успешно использовать лыжи в любых погодных условиях. После нанесения структур пластик вновь надо пропитать парафином, удалить его излишки.

Камус на туристские лыжи

Камус на туристские лыжи Одной из актуальных проблем лыжного туризма является камус. Камус обеспечивает колоссальную экономию сил при подъеме в гору, что особенно значимо при хождении с санями. Важным плюсом камуса также является снижение скорости спуска.

  В лыжном туризме спортивной направленности камус пока не прижился и у этого есть две причины: цена ски-туровского камуса и его надежность.

  О ненадежности ски-туровского камуса говорит следующая история. Было два хороших подъёма в зоне леса, где камус очень круто отработал. При этом температура была в районе -20С или чуть холоднее. Когда попытался использовать камус в третий раз при температуре в -25С, на одной лыже он прилип, на второй не захотел. Я как-то попытался его всё же придавить и приклеить к скользяку, после чего аккуратно попробовал идти. Через несколько минут камус соскочил, клейкая поверхность была в снегу и вообще не липла. Больше я его не доставал.

«https://risk.ru/blog/207346″ rel=»nofollow»

Вместе с тем, существуют наработки сибирских горных лыжников на основе ленты – липучки, позволяющие решить проблему отслаивания.

«https://angara.net/forum/t99163?p=0″ rel=»nofollow».

Принцип крепления липучки к лыже можно использовать и в лыжном туризме. Однако мой опыт использования данной технологии показал несколько её недостатков, главным из которых является то, что под камус забивается снег. Принципиально камусы отличаются друг от друга происхождением и составом ворса. По происхождению камуса делятся на охотничьи (естественные), сделанные из шкур животных (один из членов нашей группы ходит именно на таком камусе, правда ходит не быстро), и искусственные.

Искусственные камуса делятся на три типа: синтетика, мохер и микс (смесь). Камус из синтетики стоит дешево, износостоек, не впитывает влагу, но плохо скользит. Камус из натурального мохера хорошо скользит и держит даже на пушистом снегу, но стоит дорого, намокает и характеризуется низкой износостойкостью. Микс объединяет лучшие и худшие свойства обоих материалов.

Существует три основных типа дефекта камуса.

  • Постепенное стирание всей поверхности камуса (ворсинок).
  • Агрессивное стирание в области краев носка и пятки при хождении по мерзлому зернистому снегу.
  • Вырывание кусков камуса в случае наезда на кусты при скоростном спуске.

В силу того, что в таежном туризме при спусках часто приходится проезжать на скорости по веткам, а также ходить по наледи рек, где камус сильно травмируется, его чаще приходится менять. Поэтому для лыжного туризма спортивной направленности более интересен дешевый синтетический камус. В магазине камусы можно приобрести в двух видах: камус для ски – тура (работающий по принципу «подошёл к горе – наклеил, перед спуском отклеил») и камус для охотничьих лыж («приклеил, прибил и больше не снимаешь»). Существует также беговой камус. Сущность бегового камуса заключается в том, что он накладывается не всю лыжу, а на короткий участок лыжи под стопой длиной 30-40 см. При этом его можно менять, так он фиксируется к лыже посредством особой липучки, а не клея.

   «Беговой камус представляет собой вставки синтетического материала в видеодной или двух полос, расположенных под грузовой площадкой лыж. Камус крепится 

разными способами в специальные, отведенные для этого гнезда в теле лыжи. Лыжи с камусами можно смазывать мазями скольжения. При передвижении по чистой лыжне ресурс бегового камуса составляет около 1000 км».

«https://www.kant.ru/articles/1779415/» rel=»nofollow»

В  случае использования бегового камуса  речь идет о взаимодействии камуса с другими факторами снижения отката:

  1. Насечками на пластиковой лыже (работают не на всех типах снега).
  2. Лыжной держащей мазью (работает на большинстве  типов снега, но на зернистом снегу стирается за один – два ходовых дня).

В совокупности, два — три фактора при одновременном действии (взаимодействии) являются эффективным инструментом снижения или нейтрализации отдачи на склонах небольшой крутизны.

При  использовании синтетического камуса актуальной является проблема сильного трения. Если такой камус имеет ширину и длину  на всю лыжу,  она  не катится вообще, даже под гору с уклоном 20°, в том числе, если человек идет под рюкзаком. В охоте это является необходимостью, но в туризме — нонсенс. Данная проблема решается довольно легко. Нейтрализовать сверхтрение можно за счет уменьшения площади камуса.

С точки зрения лыжного туризма на разных углах наклона желателен  разный уровень держания лыжи. Отсюда возникла мысль – соединить идею съемного  и несъемного камуса. То есть, можно наклеить на лыжу небольшие полоски камуса длиной 35-40 см (по аналогии с беговым камусом), и дополнительно на крутых участках использовать съемный камус. Вопрос заключался в определении методом «тыка» технологии временного крепления камуса к лыже минимальной площади камуса,  необходимого для подъема в гору с максимальным уклоном, доступным для среднего человека при движении «в лоб»  (30- 35°). Имеется в виду подъем с рюкзаком и санями общим весом 40-45 кг.

В процессе экспериментов было выявлено следующее (для человека весом 65 кг):

  1. Для  подъема в гору с уклоном 10-12° достаточно две полоски несъемного  камуса (справа и слева от направляющей борозды)  под опорной площадкой (стопой). Каждая полоска имеет ширину 2,5 — 4 см (в зависимости от ширины лыжи) и длину 30-40 см. Это в целом совпадает со  стандартами бегового камуса.
  2. Для  подъема в гору с уклоном 30° в дополнении к беговому камусу достаточно одной ленты камуса шириной 5 см м длиной 30 см, которая крепится на верхнюю часть лыжи. При этом речь идет о сочетании держащей способности камуса и держащей способности устройства, с помощью которого камус крепится к лыже.

Способы крепления камуса к лыже

Несъемный камус.

Вариант 1. На фото 1 деревянные лыжи (Бескид).

Камус на туристские лыжи

В теле лыжи вырезается небольшое углубление, соответствующее по глубине и параметрам большой насечки на пластиковой лыже. В это углубление погружается голова полоски камуса. Далее камус приклеивается к лыже, затем голова и хвост полоски фиксируются к лыже маленькими шурупами. Без клея камус растягивается при намокании и начинает болтаться на шурупах.

Вариант 2. На фото 2 дерево-пластиковые лыжи (Лесные).

Камус на туристские лыжи

Из жести (консервная банка) вырезается 4 полоски шириной 2 см и длиной 3–5 см в зависимости от ширины лыжи. Каждая полоска крепится к лыже двумя маленькими шурупами (отверстия под шуруп просверливаются). Под середину неприжатой металлической полоски кладется голова полоски камуса. Далее камус приклеивается к лыже, после чего шурупы закручиваются. Хвост  полоски фиксируется к лыже двумя маленькими шурупами без металлической пластинки.

Попытки обойтись наклеиванием несъемного камуса на лыжу без защиты металлической пластинки или погружения головы камуса в паз обернулись сдиранием камуса на ветках при скоростном спуске.

Съемный   камус

Выше говорилось, что существует «сибирская» технология крепления камуса к лыже посредством липунов. У этой технологии есть ряд  недостатков, главным из которых является то, что под  камус (особенно при троплении траверсов) забивается снег, который приходится выгребать каждые 2-3 ходки, а для этого лыжи приходится полностью снимать, что очень неудобно.

В процессе экспериментов выяснилось, что наиболее надежной является следующая технология крепления съемного  камуса к лыже. Камус пришивается к капроновой ленте (автомобильный трос) шириной 5 см. Без ленты камус растягивается при намокании и начинает болтаться. На лыжах с металлическим кантом камус не должен закрывать кант. Для лыж шириной 7-8 см с кантом ширина камуса составляет 5 см, что удобно, так как соответствует ширине капроновой ленты. Заметим, что нет функционального смысла делать камус шириной на всю лыжу. Весной  на зернистом замерзшем утреннем снегу  камус очень быстро стирается в точках максимального контакта со снегом (по краям на носке и пятке) (фото 3). По мягкому снегу камус может ходить долго.

Фото 3

Камус на туристские лыжи

Камус надевается на носок лыжи  при помощи металлического полукольца или кольца из репшнура (фото 4). На втором конце камус одевается на лыжу при помощи тугого двойного резинового кольца из «сильной» автомобильной резины (фото 5), которое цепляется за шуруп, завернутый в лыжу перед замком для крепления и натяжения тросика (фото 6). Общий вид съемного камуса (в варианте «спереди» и «сзади») показан на фото 7 и 8. Резиновое кольцо, пропущенное через петлю на конце ленте, формирует утолщение, которое при движении лыжи назад препятствует откату, но не сказывается на движении лыжи вперед. Без резинового кольца лента и камус при намокании растягиваются и начинают провисать.

фото 4

Камус на туристские лыжи

Фото 5

Камус на туристские лыжи

Фото 6

Камус на туристские лыжи​​​​​​​

Снег в этой технологии при движении в направлении «прямо»  не забивается в пространство между лентой и лыжей, только при траверсе. Набивание снега не влияет на держащую способность камуса, но мешает идти и может привести к смещению камуса. В случае, если снег при траверсе склона забился под лыжу, его легко убрать, отжав резину.

Если не удалось найти «сильную» автомобильную резину, и снег забивается в пространство между лыжей и лентой, ленту дополнительно можно прижать к лыже одной – двумя капроновыми полосками шириной 4-5 см с липунами (фото 9, 10, 11, 12). На спуске липуны снимаются.

Бюджет данной технологии составляет 1000-1500 руб. Это полоса камуса шириной 10 см и длиной ≈ 60 см, тюбик клея, а также капроновая лента шириной 5 см и длиной 140 – 160 см (по 70 — 80 см на лыжу). Камус разрезается на 2 части длиной  30 см каждая, в том числе одна часть для съемного камуса и одна часть для несъемного камуса.

  1. Часть для съемного камуса разрезается на 2 равные полосы шириной 5 см (по одной полосе на лыжу). Каждая из полос пришивается к капроновой ленте, оба конца которой загнуты в петли. Итоговая длина ленты с петлями составляет ≈50 см. В одну петлю вставляется кольцо репшнура с внутренним диаметром 4 см  для крепления ленты к носку лыжи, во вторую  петлю вставляется двойное резиновое кольцо внутренним диаметром 5 см для крепления ленты к телу лыжи. Фото.
  2. Часть для несъемного камуса разрезается на 4 полоски  шириной 2 – 2,5 см, в зависимости от ширины лыжи (по две полоски на каждую лыжу). Способ крепления описан выше.

Технология (кроме экспериментов на снежных склонах в пригородной зоне) была испытана на уровне лыжной единички по Южному Уралу (4 перевала). Отдельной идеей является камус на сани. При уклоне горы 10-12° сани весом 20-25 кг на снегу средней плотности держат две полоски камуса шириной 2,5 см и длиной на все сани (в моем случае  это сани Арктика).

Когда выбирать лыжи с держащей мазью?

Вопрос, заданный в заголовке статьи – являются ли лыжи с камусом альтернативой использованию мазей держания. Да, являются в подавляющем большинстве случаев, кроме одного – соревнования на результат. Специально не будем писать, что это соревнования элитного уровня, потому что у каждого лыжника есть своё понимание «крутости» старта: для кого-то это Кубок мира, для кого-то – чемпионат или Кубок России, для кого-то – первенство города или района, а может быть массовый марафон.

Модели лыж с камусом

Камусные лыжи Atomic используют технологию SkinTec. Основными преимуществами SkinTec являются не только быстро сменяемые камуса из 100-процентного мохера, но и особые конструкции колодки Race Carbon WC insert и Step-Down-Sidewall (SDS). В фазе скольжения эти конструкции не дают камусу соприкасаться со снегом и тем самым тормозить лыжу, а в фазе отталкивания лыжа легко прижимается к снегу и не проскальзывает назад.

Самих камусов производится несколько видов: универсальные – для повседневного использования; и гоночные – для максимальных результатов при различных погодных условиях. Менять камус на лыжах Atomic очень и очень просто:

В модели Redster C9 Carbon Skintec использованы все передовые технологии марки: топовый пластик BI6000 с 10-процентным содержанием секретной добавки, улучшающей скольжение, легчайший сердечник Nomex Featherlight, на скользящую поверхность нанесена структура World Cup, установлены пластины под крепления Prolink Shift-IN Classic с возможностью регулировки.

Важной фишкой классических лыж Atomic C9 Carbon Skintec является специальная карбоновая вставка под колодкой под названием Race Carbon WC. С помощью этой вставки мы с одной стороны получаем легкое и упругое отталкивание без сверхусилий, как на лыжах с мягкой колодкой, а с другой – после окончания отталкивания колодка моментально поднимается над лыжней, что значительно улучшает скольжение лыжи!

Это чуть более простая модель от Atomic. В ней используется не сотовый, а вспененный сердечник Densolite Speedcell, колодка SDS, чуть более простой пластик скользящей поверхности BI 5000.

Модель для лыжников среднего уровня, спортсменов-любителей и тех, кто возвращается в спорт после перерыва. Они чуть тяжелее за счет чуть более тяжелого сердечника Densolite. Пластик скользящей поверхности BI 4000 – высокомолекулярный, но самого низкого уровня, с 20-процентным содержанием графита. Он хорошо «впитывает» смазку, но требует регулярного ухода.


Камусная технология французской марки Salomon носит название eSkin. Это камусы из 100% мохера, обеспечивающие хорошее скольжение и надежное держание. На лыжах установлены платформы под крепления Prolink Shift с возможностью регулировки.

S/LAB Carbon eSkin – топовая модель Salomon с камусом. В пяточной части лыжи используется карбоновая ламинация Thinply Carbon, а носочная сделана из стекловолокна, что обеспечивает лучший контакт колодки лыжи со снегом в момент отталкивания и делает отталкивание более уверенным в любых условиях.

Карбоновые элементы лыжи, изготовленные по технологии Thinply, легче и более эффективны в работе по сравнению с элементами из обычного карбона. Плетение карбоновых волокон под углом 45 градусов улучшает жесткость элементов на скручивание, создавая дополнительную устойчивость при движении коньковым ходом и эффективное ускорение при движении классикой.

Вторая модель в гоночной классической линейке. Здесь нет Thinply Carbon в пяточной части, но используется тот же сердечник Nomex – очень легкий, с сотовой структурой из композитного материала, включающий в себя карбоновое волокно, покрытие из стеклопластика и боковые стенки из тонкой древесины. Обеспечивает максимальную стабильность при минимальном весе.

Особенность камуса Twin Skin от фирмы Fischer заключается в том, что это не одна, а две полоски камуса, которые углублены в зоне колодки лыжи по обе стороны от желобка. Они практически не препятствуют скольжению и прекрасно держат при отталкивании. Twin Skin работает в широком погодном диапазоне, но особенно хорош на жесткой леденистой лыжне.

Тут используется технология холодной приклейки скользящей поверхности Cold Base Bonding, которая позволяет сохранить первоначальную структуру и свойства пластика, благодаря чему он лучше взаимодействует со смазкой, облегченный сотовый сердечник Air Core HM Carbon и пластик скользящей поверхности World Cup Plus.


Это также профессиональная модель лыж с камусом Twin Skin и базой World Cup Plus. Они идентичны лыжам Speedmax за исключением чуть более тяжелого сердечника Air Core Carbon, а также отсутствия скользящих боковин.

Подводя итог, хочется ещё раз отметить, что лыжи с камусом – действительно хорошая альтернатива лыжам с мазью во всех случаях, кроме спортивных соревнований. Однако камусные технологии постоянно развиваются, и, на самом деле, лыжи с камусом уже очень близки к тому, чтобы их начали использовать в гонках даже спортсмены-профессионалы.

Все необходимое для лыжных гонок вы всегда можете приобрести в магазине «Ювента Спорт»

Первому лыжному забегу «камаза» – 50 лет

23 февраля 1971 года на «КАМАЗе» состоялась сдача первого спортивного объекта – велолыжной базы «Снежок», вернее, первой её очереди. В честь знаменательного события были проведены первые лыжные гонки между подразделениями (в те годы это были строительные организации). Своими воспоминаниями с читателями «Вестей КАМАЗа» поделился ударник строительства «КАМАЗа», заслуженный работник физкультуры и спорта РТ Рифкат Мингалимов.

«Инициаторами строительства велолыжной базы «Снежок» выступили заместитель генерального директора по быту Хамит Сабиров и главный инженер ЖКУ «КамАЗа» Гариф Зиганшин , – пишет в редакцию Рифкат Минахметович . – В октябре-ноябре 1970 года было построено камнегравийное покрытие дороги, установлены фундаменты лыжехранилища на 200 пар лыж с ботинками и главного корпуса, где в дальнейшем расположились женские и мужские раздевалки, гардеробная на 250 крючков, зал отдыха, буфет, радиоузел. Завершена установка трансформаторной подстанции для обеспечения электроснабжением, а также построена артезианская скважина глубиной 80 метров».

Рифкат Мингалимов в середине декабря 1970 года распоряжением Сабирова был назначен руководителем по строительству велолыжной базы «Снежок», а в январе 1971-го стал председателем камазовской добровольной спортивной организации «Труд».

Открытие базы назначили на 23 февраля. Мингалимов занимался подготовкой положения о соревнованиях. Каждая команда должна состоять из трёх мужчин и двух женщин, им предстояло пройти дистанцию 3 и 2 км соответственно. Требовалось решить вопрос и о перевозке 200 человек от дома 4/2 в пос. ГЭС до базы – это 30 км через посёлок Орловка, затем по полю до дома лесника. Нового города тогда ещё не было.

« После небольшого торжественного открытия и вручения строителям почётных грамот директор базы Владимир Панов объявил старт лыжной гонки , – вспоминает Рифкат Минахметович. – Под звуки марша Победы на лыжню вышли участники первого забега на 2 км: заместитель генерального директора по быту Х. Сабиров, секретарь парторганизации К. Трубенко, секретарь комсомольской организации В. Стригунов и я как председатель ДСО «Труд» .

В следующих забегах участвовали работники СМУ «КамАЗа», ЖКУ «КамАЗа», ПромУКСа, УГЭ, ЖилУКСа, Управления оборудования, дирекции «КамАЗа», транспортного управление, отдела технического обучения – всего 127 человек.

Лучшие результаты среди женщин показали инженер управления оборудования Татьяна Киселёва , лаборант УГЭ Валентина Григорьева , кастелянша ЖКУ «КамАЗа» Лариса Разина.

У мужчин в тройку призёров попали старший инженер ЖилУКСа Владимир Мухлынин , старший инженер ПромУКСа Борис Тробюк , автокрановщик СМУ «КамАЗа» Александр Прокопьев.

Командную победу тогда одержали лыжники ЖилУКСа. На втором месте был ПромУКС, на третьем – Управление оборудования.

К фото 23 февраля 1971 года. Перед стартом первого лыжного забега

Татьяна ПАРАМОНОВА

Автор статьи

Дежурный Редактор

Подбор лыж с камусом

Как правило, лыжи с камусом подбираются чуть жестче, чем обычные классические лыжи. Дело в том, что в фазе скольжения на одной ноге при попеременном двухшажном ходе (см. материал про лыжные хода), камус может соприкасаться с лыжней и «дергать», делая скольжение неравномерным.

Уход за лыжами с камусом

Уход за скользящей поверхностью лыж с камусом ничем не отличается от ухода за скользящей поверхностью любых других лыж. На неё можно наносить твердые и жидкие парафины, ускорители, и так далее. Также на концы лыж можно наносить структуру на шлифовальном станке.

Если же говорить непосредственно об уходе за самим камусом, то раз в несколько тренировок его желательно обрабатывать специальным средством, которое препятствует образованию льда, а после тренировок на грязной лыжне чистить. При этом важно использовать именно средство для очистки камуса, потому что использование обычной смывки для мази может привести к порче камуса, например, к отклеиванию.

Оцените статью
Камаз