Почему в Италии не любят Россию? (Андрей Ганчев) / Проза.ру

Почему в Италии не любят Россию? (Андрей Ганчев) / Проза.ру Камаз

Почему в италии не любят россию? (андрей ганчев) / проза.ру

1. Про любовь и про соседей. Близких и дальних.

Любовь, детки, вообще штука специфическая, а отношения и чувства к другим народам, расам и нациям тем более материя деликатная и сложная. Но у нас ликбез рабоче-крестьянский, и мы постараемся рассказать попроще и попонятнее.

Самые простые и очевидные отношения существуют между соседями. Или соседними народами. Ну, соседей не любят всегда. Чаще всего приходится их терпеть, во многих случаях даже вежливо улыбаться при встрече, но вот любить – увольте. И большинство войн в истории возникало именно между соседними народами. Это логично – с кем граничим, с тем и воюем. А где война – там неизбежно появляются победители и побеждённые, между которыми и вовсе не любовь получается, а сплошное изнасилование.

Большую часть своей истории итальянцы граничили с итальянцами. Так получилось, поскольку на территории современной Италии раньше существовали многочисленные независимые государства в количестве, не поддающемуся учёту. До сих пор представители разных городов относятся друг другу с некоторым недоверием и с удовольствием рассказывают друг о друге анекдоты, типа наших «про чукчу».

Сухопутная граница у итальянцев сейчас имеется с французами, швейцарцами, австрийцами и словенцами.

Каждый день любому нормальному итальянцу в повседневной жизни приходится общаться, сталкиваться, или по крайней мере наблюдать иностранцев. Вот кстати ниже куча примеров, и кого там им любить прикажете?

Французы. Отношения с ними достаточно проблематичные. Французы итальянцев не то, что за людей, они их и за человекообразных обезьян не считают. Итальянцы стараются отвечать взаимностью, но испытывают некоторую неловкость от осознания своей провинциальности по сравнению с надменным соседом, и не понимают, за что французы их так не любят. При этом искренне стараются понять, что же они делают не так для ответной любви, хотя французы про ответную любовь и не думают. Исторически, после времён Римской Империи, французы всегда без особых усилий захватывали итальянские земли и рассматривали Италию как свою дальнюю глухую провинцию.

Австрийцы раньше владели немалыми частями Италии. Там, где они правили, до сих пор чувствуется влияние немецкого порядка. И сейчас полчища немцев и австрийцев накатывают на Италию. Но уже в качестве туристов. Туристов немецких в Италии не сильно жалуют. Итальянцы утверждают, что нормальный уважающий себя немецкий турист приезжает на месячный отдых, имея триста евро в кармане, и уезжая, увозит домой в том же кармане те же триста евро, плюс полный чемодан сувениров. Так что, отношение к немцам сугубо утилитарное. Как и у немцев к итальянцам. Совсем полноценными и равными друг друга не считают, но эти отношения старательно маскируют за вежливостью.

Швейцарцы сидели в своих горах, отбивали набеги соседей, и сами по мере возможности совершали грабительские вылазки. Швейцарские наёмники охраняли Пап. Взаимного непреодолимого ожесточения, в общем-то, не наступало.

С остальными народами, с которыми не было сухопутной границы, контактировать итальянцам тоже приходилось. С кем-то больше, с кем-то меньше. С мусульманами, которых тогда называли сарацинами, общение было довольно интенсивное. До сих пор вдоль итальянского побережья сохранились многочисленные «сарацинские башни», построенные для защиты от набегов непрошеных гостей.

Албанцы и арабы вызывают в Италии достаточно отрицательные эмоции. Работать не хотят и не умеют. Уровень преступности в их среде зашкаливает. Грабежи, наркотики, оружие, проституция (проституцию – вычёркиваем! Проституция – это полезно! Как это противозаконно? Ну, мы не знали. А точно – противозаконно?) Обходят стороной и терпят. Выгнать нереально, в тюрьму всех не посадишь – мест не хватает, да и для бюджета государственного накладно, тратить по триста евро в день на содержание зека – очень жирно будет. И ладно ещё, если на своего, родимого. А на этих вот, толерантно выражаясь, эмигранто-гуманитарастов, с какого перепуга? Приходится поневоле терпеть.

К выходцам из Чёрной Африка отношение спокойное и почти доброжелательное. Работать они, конечно, не работают. (И что из этого? Работа и Африка – вообще разнокоренные слова во всех языках. Это слова «славянин» и «раб» в латинском и во всех неолатинских языках слова однокоренные. Со всеми вытекающими последствиями. Учите грамматику!) Но и вреда никому не приносят. Сувениры продают, милостыню просят ненавязчиво. Бесполезные, но и безобидные.

Американцы. Ах. Самое сложное отношение. Примерьте ситуацию на себя (а нормальный итальянец не глупее и не дурнее Вас). Представьте: вы принадлежите к народу с древней и славной историей. Вам рассказывали в школе, как легионы империи шли где-то и завоёвывали чего-то. Орлы могучих легионов отбрасывали тень на половину известного мира. Потом что-то пошло не так, Римская империя перестала быть центром вселенной. А тут Америка! Вторая мировая, воюете и за этих, и за тех, в итоге вас американцы разбомбили в хлам. Бьёт – значит любит? Потом та же Америка накачала страну деньгами по самое не могу. Точно любит! Сейчас вы не мировая держава, но рефлексы и историческая память ещё есть, остались фантомные боли ампутированного величия. Те, кто родом из СССР – поймут.

Латиноамериканцы. О! Латинская Америка! Футбол, Карнавал, праздник круглый год, мулатки, секс безудержный, аргентинские танго и мясо, музыка, язык похожий. Религия одна! Прелестно! Жену-красавицу себе привезти из туристической поездки всего за четыре сольди, чтобы соседи мужского пола обзавидовались! Дети совместные красивые получаются! Латинская Америка – это мамма миа, Санта Мария, Мадре ди Дио! И расположена далеко, что немаловажно для государства в целом. Поток нелегальных иммигрантов оттуда невозможен по чисто географическим причинам.

Румыны. К этим отношение крайне неоднозначное. Всё-таки, это потомки брошенных на выживание империей в трудный период своей истории римских легионов. Вопреки всем ожиданиям и прогнозам они и их потомки выжили. И как к ним теперь относиться? Вроде и свои, но и все же понимают: и что за шваль в те легионы набирали, и представьте себе, во что потомки тех воинов выродились, смешаваясь с местным диким населением. И сегодня половина румын – белые культурные работящие христиане. Не совсем правильные по итальянским меркам христиане – православные, но всё-таки. А вот вторая половина – этнические цыгане с полным набором сопутствующих прелестей.

Поляки. Почти полностью в истории. Недавней итальянской истории. Двадцать лет назад безраздельно владели иммиграционным пространством в Италии. Были вытеснены примерно пятнадцать лет назад украинками. Украинки выглядели внешне примерно так-же привлекательно, но брали за свою работу в два-три раза меньше. Капитализм и конкуренция. Всё по Марксу, которого ни поляки, ни украинцы не любят. Единственным, но очень сильным напоминанием итальянцам о нашествии польской прислуги может служить непроизвольная истерическая реакция итальянок на слово «полакка». Нормальная среднестатистическая «полакка» брала любого более-менее состоятельного итальянца мёртвой бульдожьей хваткой, практически из любого положения. В смысле выкачивания денег при живой жене. Это тот исключительный случай, когда любовница-иностранка обходилась итальянцу не дешевле соотечественницы.

Украинцы. Представители нежной и работящей нации. В том, что Украина нежная и работящая, у итальянцев сомнений нет: ведь почти в каждой семье работает украинская прислуга, по которой, собственно, обо всей стране и судят. Прислуга в основном женского пола.

Есть ещё один народ, весьма активно представленный сейчас в Италии, очень похожий по всем параметрам на украинцев: болгары. Казалось бы, аналогия полная: славяне, белые, христиане православные, работать хотят и умеют, экономика у них в стране уже хуже катастрофической. Всё так. Но вот маленький аргумент: экономическая ситуация в Болгарии пока не достигла той степени безнадёги, как украинская. Болгария стоит на краю пропасти, Украина туда уже уверенно падает. И, соответственно, поведение болгарской прислуги не дотягивает до той степени подвластности, послушания и повиновения, какой по общепринятым понятиям характеризуется и ценится прислуга украинская.

И там, где даже болгары уходят, с гордостью или без такой, украинки вынуждены оставаться и работать, и терпеть, терпеть, терпеть. Отступать некуда. Позади даже не Москва (да гори она ясным пламенем со всеми москалями и Путиным!). Позади дом, семья, дети, родственники.

Филиппинцы и шриланкийцы. Идеальная прислуга. Но это для богатых, а простые итальянцы с представителями этих народов практически нигде и не сталкиваются.
А к китайцам как итальянцы относятся? Достаточно безразлично. Могут иногда вспомнить слова Муссолини, который призывал опасаться расцвета жёлтой расы в далёком и совсем не светлом будущем. Но в целом китайский народ для Европы и Италии полезный, работают китаёзы себе молча, пашут круглые сутки. Товары китайские очень дешёвые. Да и нет уже других. Итак, нация полезная и не назойливая. Терпимо.

Мнение об остальных народах нормальный итальянец черпает из учебников географии, книг, газет, телевизора и интернета. То есть, получает непрямую, опосредованную информацию.

2. А теперь – про русских, или почему в Италии не любят Россию?
А её, детки, действительно в Италии не любят. Я вам не скажу за всю Европу, вся Европа очень велика… Может быть где-то в Европе и любят русских, не знаю, не видел, лично не участвовал, врать не хочу. Вот в Италии отношение к России и русским достаточно негативное. Должно быть этому объяснение? Должно. Вот и попробуем с этим разобраться по-простому, по рабоче-крестьянски. А вдруг объяснение окажется совсем не сложным?

Первое, что приходит в голову – Италия с Россией не соседствуют, общей границы сроду не имели, даже в периоды максимальных расцветов Римской и Российской империй.

Несмотря на отсутствие границ, итальянцы с русскими, конечно же, воевали. Вспомним наиболее известные факты. Неаполитанский король, а по совместительству наполеоновский маршал Мюрат брал Москву в 1812 году. Детальнее все желающие могут ознакомиться с этой историей и с последствиями для участвующих в романе Льва Толстого «Война и мир». Ленивые могут посмотреть одноимённый фильм, любую из кинематографических версий, хотя лично мне больше нравится творение Бондарчука. Как справедливо заметил Михаил Лермонтов, имея в виду, правда, противоположную сторону: «Плохая им досталась доля. Немногие вернулись с поля». Позднее явившиеся в составе миротворческой Европейской миссии Гитлера итальянцы попали в неприятную историю с сопоставимым результатом под Сталинградом. Рекомендую пересмотреть фильм «Подсолнухи», с участием Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. С тех пор открыто воевать с Россией в Италии считается нецелесообразным. Экспериментально было установлено, что дикие северные варвары не понимают деликатного и культурного европейского отношения, и ведут себя в случае вторжения цивилизаторов неадекватно: отвечают агрессией на агрессию. Совершенно не желая понимать, что агрессия со стороны европейца по отношению к дикарям – это великое благо, а вот наоборот – жуткое зло.

После второй мировой войны в Италии был очень популярен СССР и коммунизм. Примерно половина населения свято верила в коммунизм, в успехи Советского Союза, и мечтала что-то подобное реализовать у себя в стране. Немало этому способствовало грандиозное финансирование Союзом итальянской компартии. А покупка фиатовского завода! До начала 80-х годов многие итальянцы верили, что со дня на день Италия станет шестнадцатой республикой Союза. Но не срослось.

До распада СССР все советские люди ассоциировались у итальянцев с понятием «русские». После распада появилось большое количество новых стран. Потихоньку итальянцы стали привыкать, что существуют собственно русские, а есть также украинцы, белорусы, прибалты и прочие азиаты.

И вот с этого момента началось меняться отношение к разным частям некогда единого СССР.

Украинцев – нежно любят. Красивые женщины, вкусная кухня, безвизовый режим (при поездках европейцев на Украину, сами украинцы вынуждены в Европу открывать визы), дешевая прислуга и строительные рабочие. И что немаловажно, совместные детки у итальянцев и украинцев получаются красивыми и шустрыми. Может быть, и не такими красивыми, как с латиноамериканцами, но уж не менее активными и умненькими.

Молдаване, как рабочая сила, обходятся ещё дешевле, но их попросту мало, и часто путают с румынами.

К белорусам относятся настороженно – там же страшный усатый Батька. Чем он такой страшный никто толком объяснить не сможет, но всё равно: последний диктатор Европы. Но с удовольствием усыновляют детей из Белоруссии.

Прибалты. Ну, про них никто и ничего не знает. Мало кто даже подозревает об их существовании в этом мире.

Какие ещё есть страны и народы на развалинах бывшего Союза никого не интересует.

И есть Россия, к которой за последние десять лет отношение изменилось от нейтрально-благожелательного : «бедолаги, сбросившие иго тоталитаризма», до весьма отрицательного.

Любой уважающий себя итальянец не преминет случаем объяснить всем окружающим, что Россия агрессивна, нападает на соседей, не хочет пускать бедную и несчастную Украину в Европу и кошмарит, её в полном соответствии с личным и тайным планом Путина. А ещё раньше Россия злобно и вероломно напала на Грузию. Правда, саму Грузию никто из итальянцев на карте найти не сможет, поскольку ищут её на территории США. По-итальянски Грузия – Джорджия. И штат в США так-же называется. Чего непонятного? А ещё раньше Россия вместе с Гитлером воевала против Америки и Италии, когда те спасали в Европе евреев от фашистов, коммунистов и гомосексуалистов. Это сейчас гомосексуалисты стали белые и пушистые, а тогда они были злее коммунистов.

Почему итальянец так думает? Да потому, что знает правду! А откуда он про эту правду узнаёт? Да из телевизора!

Ведь как это происходит в свободном и демократическом мире: самые свободные и демократические средства массовой информации неустанно доносят до жителей святую правду, одну только правду, и ничего кроме правды. Особенно хорошо доносить правду получается у телевидения. В телевизионных новостях одновременно идёт видеоряд и звук. Так понятнее и доходчивее. Диктор рассказывает, что происходит, а картинки и видеокадры иллюстрируют новости. Любому нормальному человеку интуитивно понятно, что рассказ диктора и видеоряд – это одно и то же. Если в новостях говорят про вызванные ливнями наводнения, то на картинке лужи и косые струи дождя. Произошло землетрясение – наблюдаем разрушенные дома и плачущих жителей. Когда показываются студенческие волнения в Риме, то и на экране идёт видео студенческих демонстраций, с транспарантами на итальянском языке и с криками, скандируемыми лозунгами и матюками на всех итальянских диалектах. Диктор в этот момент старательно объясняет, чего именно молодёжь добивается. Слова диктора и видео друг друга дополняют? Дополняют. Речь идёт об одном и том-же? Таки да. Видим-слышим чистую правду? А какие сомнения могут быть?

Ну и вполне несущественно для зрителя, если видеоряд не совпадает с озвучкой. Кто там сказал, что не совпадает? Когда по итальянскому телевидению в марте крутили по всем новостям кадры февральских боёв украинского спецназа с украинскими бандеровцами в Киеве на улице Грушевского, а итальянские дикторы рассказывали, что это крымский народ в полном составе и в едином порыве против российской армии за единую Украину, против вхождения Крыма в Россию. Ну, ошиблись журналисты, ну с кем не бывает? Ведь они же не со зла? И так «ошибались» все итальянские телеканалы каждый час в течение нескольких месяцев. И итальянцы до сих пор искренне верят, что картинки рядов киевского «Беркута» со щитами в касках — это и есть звериный оскал российского империализма, Лютого Врага нежной и ласковой Украины. И за что, скажите на милость, любить эту злобную Россию?

Хотя одной только пропагандой объяснить отношение к той или другой стране или к её народу невозможно.

Кому из итальянцев какое дело до прав человека в какой-то там далёкой дикой стране? Да мало ли стран, где дела с этим делом ещё хуже? В Африке вон не везде ещё людоедство изжито. На Востоке в некоторых странах за слова «республика» и «демократия» голову по решению суда отрубают, а за выражение «права человека» могут и на кол посадить. И что?

Почему же украинцев в Европе любят, а Русских – нет? И те и другие происходят из одной и той же страны, говорят на одном и том же языке, одинаково выглядят, одинаково себя ведут, имеют общую культуру, историю, религию.

В действительности объяснение совсем простое: Украина поставляет в Европу почти дармовую, культурную и безотказную рабочую силу, а вот Россия имеет нечто, жизненно необходимое Европе, но совершенно не желает отдавать это даром, а отнять силой никто не рискует. Речь идёт про энергоносители, в первую очередь – про газ.

Пару лет назад одна наша знакомая учительница в частной школе русского языка в Неаполе дала студентам для заучивания, помимо прочих выражений, гениальную фразу: «Россия перестанет поставлять нам газ зимой, и мы все умрём».

Заплатить за выполненную работу или предоставленный товар для итальянца, как и для любого европейца, является вполне естественным. Хотя радости от необходимости платить никто особо не испытывает. Жизненный принцип нормального итальянца: не стоит спешить платить и умирать. Но согласитесь – испытываемые при этом эмоции могут быть совершенно разными. Например, человек купил жизненно необходимую ему вещь и заплатил полную рыночную стоимость. Нормальная ситуация, эквивалентный обмен. Второй пример: ту же самую вещь человек ухитрился приобрести по цене значительно ниже, чем планировал изначально. В каком случае он испытает более сильные положительные эмоции?

Какие чувства может испытывать покупатель к продавцу или к кассиру в универмаге?

И можно ли чувствовать любовь и прочие нежные чувства к лично вам незнакомому работнику жилищно-коммунального хозяйства в день получения счёта за газ и отопление в разгар отопительного сезона? Сильно сомневаюсь. В глубине души мы понимаем, что тёплая батарея в спальне, горячая вода в кране и горящий газ в конфорке на кухне являются результатом интенсивного труда огромного числа людей, этот газ добывающих, транспортирующих до жилья каждого потребителя, поддерживающих в работоспособном состоянии трубопроводы. Работа эта должна адекватно оплачиваться и требует уважения к себе. Уважать этот труд и признавать его жизненную необходимость для нас мы готовы, а вот любить – это выше человеческих сил.

И разгадка сегодняшней нелюбви европейцев к русским проста и незатейлива: не может нормальный человек любить поставщика жизненно необходимого ресурса, если за этот ресурс берётся справедливая по рыночным меркам цена.

Читайте Маркса детки: в равноправных товарно-денежных отношениях для любви места нет.

Анекдот в тему:
В школу пришёл новый учитель. Оказался наркоманом. Проводит первый урок – ботанику. Заодно и знакомится с классом.
— Вот ты! Фамилия?
— Иванова.
— Назови какое-нибудь растение.
— Мак.
— Мак. Это хорошо. Это хорошее растение. Это пять. Садись!
— Фамилия?
— Петрова.
— Назови какое-нибудь растение.
— Конопля.
— Конопля. Это хорошо. Это нужное и полезное растение. Это пять. Садись!
— Фамилия?
— Сидоров.
— Назови какое-нибудь растение.
— Кокаиновый куст из Латинской Америки.
— О! Молодец! Это очень хорошо. Это хорошее растение. Отличный ответ! Замечательная эрудиция! Это пять в четверти! Садись!
— Вот ты! Назови какое-нибудь растение.
— Капуста.
— Как? Это что такое? Хм. Тьфу. Это что получается? Это два. Фамилия?
— Косяков.
— Косяков… Садись, Косяков, четыре!

Земля моторов

У большинства россиян Италия ассоциируется с модой, вкусной едой и вином, древней архитектурой и сладким ничегонеделанием — тем самым «дольче фар ниенте», которому любил предаваться еще Евгений Онегин. О том, что Италия — один из промышленных центров мира, знают немногие.

Кажется, в четырех регионах Италии, лидирующих по экономическому развитию, заводик есть в каждой деревне. Пьемонт, Ломбардию, Венето и Эмилию-Романью вполне можно сравнить с Баварией или Баден-Вюртембергом. Но даже в этой четверке есть особенный регион, который его жители называют terra di motori — «земля моторов».

Эмилиева дорога была построена в 187 году до нашей эры консулом Марком Эмилием Лепидом и сейчас соединяет курортный Римини и находящуюся в центре страны Пьяченцу. Если ехать по виа Эмилия с севера на юг — попадете в Модену, где расположены заводы Maserati и Pagani.

Любителям автомобильной истории стоит отъехать от Модены на 16 километров на северо-запад в Кампогаллиано, где вот уже 20 лет стоит закрытым и заброшенным завод Bugatti — памятник неудачной попытке перенести легендарный французский бренд на родину семьи Бугатти.

Если же никуда не сворачивать и двигаться по Эмилиевой дороге дальше, то через 44 километра окажетесь в Болонье, где расположен один из древнейших университетов в Европе и фабрика Ducati. Здесь проходит главный мотосалон в мире. Японцы могут считать себя сколь угодно крутыми, но показывать свои новинки Honda, Suzuki, Kawasaki и Yamaha прилетают именно в Эмилию.

Как бы ни хотелось остаться в прекрасной Болонье, надо следовать дальше, ведь уже через 38 километров нас ждет Имола и легендарная гоночная трасса «Аутодромо Энцо и Дино Феррари». Именно здесь несколько десятилетий проходил Гран-при Сан Марино, именно эта трасса считается домашней для Ferrari и основным тестовым треком Lamborghini, и именно здесь 1 мая 1994 года погиб Айртон Сенна — один из величайших гонщиков в истории.

Но с Ferrari за право называть Имолу домашней трассой может поспорить другая конюшня Формулы-1, или Scuderia (с ударением на последний слог), как говорят в Италии — Toro Rosso. Ведь база команды, за которую выступает наш Даниил Квят, находится в Фаэнце, что в 16 километрах от Имолы.

Подобная концентрация производств встречается и в Германии, где в Штутгарте и его окрестностях находятся Mercedes-Benz, Porsche и Bosch, и в Англии, где на юго-востоке страны расположены базы семи команд Формулы-1 из десяти. Конечно, итальянский автопром на Эмилии-Романье не заканчивается.

Но такой концентрации легендарных брендов и золотых страниц автомобильной и мотоциклетной истории нет больше нигде на Аппенинах. К тому же из других регионов Италии автопромышленность уходит. Alfa Romeo в Милане больше не выпускают, а территория старой фабрики Pirelli переродилась в модный квартал, в котором кампус университета соседствует с арт-пространствами. В Милане и Турине все больше руководят, а в Эмилии-Романье все еще работают руками.

Иностранцы на «камазе». рассказывают сотрудники кгб

Несколько сот фирм принимали участие в строительстве «КАМАЗа». Одно время в Набережных Челнах одновременно находилось от 1 700 до 2 500 иностранных специалистов. Внизу фотография из журнала «Советский Союз», вышедшего в августе 1974 года.

Посмотрите небольшую заметку из газеты «Социалистическая Индустрия на строительстве Камского автозавода» от 19 февраля 1976 года.

Но не все зарубежные гости приезжали на «КАМАЗ» с добрыми намерениями.

Находились такие, которые пытались вредить камскому автозаводу.

Кто-то пропагандировал фашистскую идеологи, кто-то занимался валютными спекуляциями, кто-то разнюхивал служебные тайны «КАМАЗа», кто-то, получив в контейнерах вместе с дорогостоящим оборудованием, кипы зарубежной литературы, расхваливающей западный образ жизни, раскидывал глянцевые журналы по почтовым ящикам.

Увы, среди камазовцев находились и такие, кто, буквально в рот заглядывал иностранным специалистам, легко покупался на подачки иностранных гостей, восхищался дешёвой жвачкой и чёрной американской газировкой.

Прочитайте воспоминания сотрудников КГБ, опубликованные в книге «В ногу со временем, с историей региона». Набережные Челны, 2002 год.

Составитель и редактор книги – Гайнетдинов Рустэм Бадретдинович.

Вспоминает Трофимов И.А. – сотрудник отдела КГБ ТАССР по городу Набережные Челны:

«В 1976-1982 годах на «КАМАЗа» находился гражданин США, который в близком окружении заявлял, что его родословная уходит корнями в Россию…

Этот иностранец, будучи руководителем группы специалистов крупной западной фирмы, активно противодействовал нормальному ходу шефмонтажных работ на литейном заводе.

Он использовал любую шероховатость в организации работы и обслуживании иностранцев на «КАМАЗе» и в городе для оказания давления на советскую сторону, держал её в постоянном напряжении, угрожал разрывом контракта, досрочным отъездом представителей фирмы на родину.

Одновременно он активно приобретал «взаимовыгодные» связи в руководящем звене «КАМАЗа» и в подразделениях Внешторга, не скупился на подарки, грандиозные выпивки.

В результате дело с вводом оборудования стояло, время шло, а валюта уходила за рубеж.

Всё это с полным основанием можно отнести к одной из разновидностей экономической диверсии.

Иностранец ловко обыграл последовавшее в начале 1980 года, вслед за вводом наших войск в Афганистан, экономическое эмбарго американской администрации в период президентства Джимми Картера…

Фирма в период эмбарго подняла стоимость своих услуг в 10 раз, её условия были безоговорочно приняты.

В итоге за полтора года советская сторона потеряла 2 миллиона «золотых» рублей…

Комплексными мерами, принятыми руководством «КАМАЗа» при оперативном содействии чекистов отдела, иностранец был скомпрометирован в глазах руководства фирмы и отозван из СССР»

.

Вспоминает Галимзянов Б.Г. – заместитель отдела КГБ ТАССР по городу Набережные Челны:

«В годы строительства «КАМАЗа» советской стороной было заключено много контрактов с рядом американских фирм на поставку оборудования и его монтаж на заводе.

В контрактах имелось условие о том, что автомобили КАМАЗ не будут использованы в военных целях.

После ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан автомобили КАМАЗ появились в наших войсках. По этому поводу американцы подняли шум в печати.

Представители всех американских фирм были срочно вызваны в посольство США в Москве.

Вернувшись в Набережные Челны, иностранцы заявили руководству «КАМАЗа» о том, что американские фирмы в знак протеста прекращают работу и выедут на родину, если не будут выполнены их требования…

Действительно, на другой день американцы, работавшие на «КАМАЗа», объявили забастовку и прекратили работу.

В знак солидарности их поддержали фирмы ФРГ, Франции, Италии.

…Фирмы Франции, ФРГ и Италии боялись потерять выгодные контракты на «КАМАЗе».

Через день-два они приступили к работе, а американцы упаковывали вещи и на работу не выходили.

Вскоре чекисты достоверно выяснили, что американцы уезжать не думают, а просто шантажируют нас в целях выполнения политических требований США.

Поняв, что советская сторона не реагирует на их поведение, через несколько дней американцы также приступили к работе.

Попытка шантажа не удалась».

.

Вспоминает Гуманов А. Г. – начальник отдела КГБ ТАССР по городу Набережные Челны:

«…В ходе строительства заводов мы не раз сталкивались с такой информаций: некоторые фирмы специально создавались для того, чтобы связать нас бесперспективными договорами, заведомо зная, что ничего нам не дадут…»

.

На фото внизу — иностранные специалисты на Литейном заводе.

Камаз по-русски

Из-за приостановки поставок продукции в РФ некоторыми зарубежными производителями на фоне санкций Евросоюза у КамАЗа образовался дефицит импортных узлов, сказано в письме гендиректора Торгово-финансовой компании «КамАЗ» Дмитрия Леонова руководителям дилеров концерна. С копией документа от 3 марта 2022 года ознакомились «Известия».

«В связи с этим автомобили всего модельного ряда К3 с марта будут производиться преимущественно в комплектациях с российскими аналогами — КПП 154, двигателями КамАЗа, топливной аппаратурой АЗПИ (Алтайского завода прецизионных изделий, Барнаул. — «Известия»).

Из документа следует, что дефицит компонентов не позволит КамАЗу выпускать автомобили и шасси с двигателями Cummins (США), коробкой передачи ZF (Германия) и топливной аппаратурой Bosch (Германия).

КамАЗ устанавливает дизельные двигатели Cummins на широкий модельный ряд. С партнером Cummins Inc. у российского производителя есть совместное предприятие (СП) в РФ «Камминз Кама». При этом мощности линии по производству собственных двигателей Р6 (класс экологичности «Евро-5») составляют сейчас 12 тыс. штук в год (линия сборки проходит модернизацию, после чего производительность вырастет до 30 тыс. двигателей в год), сообщили в компании 8 марта.

Помимо двигателя Р6, КамАЗ производит двигатель V8, напомнил руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский.

— Все компоненты, конечно, концерн сам не производит. Но, как правило, по ключевым комплектующим сформированы запасы на 1–3 месяца вперед. При этом для линейки К3, где импортная составляющая не такая высокая, как в К5, думаю, можно более-менее оперативно найти альтернативных поставщиков, — сказал эксперт.

С 2005 года у КамАЗа действует СП и с германской ZF Friedrichshafen («ЦФ Кама») по производству коробок передач. На 2022 год на заводе был намечен старт серийного производства автоматизированных КП ZF-TraXon, под этот выпуск СП в прошлом году получило заем 500 млн рублей в Фонде развития промышленности. До сих пор завод выпускал только механические коробки.

Но главная проблема в нынешних условиях — это не объемы производства собственных компонентов, а готовность клиента платить за эту комплектацию, считает независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. По его словам, одни и те же спецификации могут комплектоваться разными составляющими, но большинство потребителей выбирали импортные варианты, пусть это стоило дороже.

— Отечественные комплектации выбирали ради экономии, или же они шли под госзакупки. Оригинальных камазовских компонентов, вероятно, производителю и хватит под собственный выпуск, но, например, своей автоматической коробки передач у КамАЗа нет. То есть какую-то часть клиентов КамАЗ, конечно, потеряет, — объяснил эксперт.

Объем выпуска в 2022 году может снизиться на 10–15%, если правительство не предложит экстренных мер поддержки, полагает Сергей Бургазлиев. Компания рассчитывала увеличить производство и продажи в 2022 году на 2,3%, до 45 тыс. штук, в том числе 6 тыс. машин планировалось поставить на экспорт. Но в простой предприятие вряд ли уйдет, полагает эксперт.

Справка «Известий»

ГК «Ростех» владеет 47,1% долей в КамАЗе, 23,54% принадлежат ООО «Автоинвест» (им владеют гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, бизнесмены Рубен Варданян и Виталий Мащицкий), 15% — Daimler AG. Последняя на фоне введения санкций ЕС против КамАЗа в конце февраля сообщила о приостановке сотрудничества с российским концерном, прекращении сборки своих грузовиков Mercedes-Benz в России (на предприятии «Даймлер КамАЗ Рус»), а также о прекращении поставок запчастей для КамАЗа. Как уточняла газета Handelsblatt, немцы изучают возможность продажи своей доли в российском автогиганте.

Наши в кальчо: колыванов и нигматуллин

Серия А, как и любой другой топовый чемпионат, всегда был желанным местом трудоустройства для иностранных футболистов. Первые легионеры в Кальчо начали прибывать ещё в 10-х годах прошлого столетия. Но тогда появление иностранцев в итальянском футболе носило лишь локальный характер. В основном на Апеннинский полуостров приезжали потомки мигрантов, возвращаясь, тем самым, на свою историческую Родину.

Но с течением времени менялся футбол, а вместе с ним менялись и социальные устои европейского общества. В 1920-х годах в Италии к власти пришли фашисты, вследствие чего многие иностранцы решили от греха подальше покинуть Кальчо, особенно это касалось тех игроков, по жилам которых текла еврейская кровь. После Войны мир стал потихоньку склоняться к идеологии всеобщей кооперации, интернационализации, постепенно стирая всевозможные границы между людьми и государствами: половые, национальные, расовые, религиозные и т.д. Поэтому сейчас никто уже не удивляется большому количеству легионеров в лучших чемпионатах планеты. Где лучше футбол, где больше денег, там и больше иностранцев. Таков прагматичный закон сегодняшней жизни, причём далеко не только спортивной.

Нетрудно догадаться, откуда больше всего игроков приезжает в Италию – из Южной Америки, а точнее, Аргентины и Бразилии. Но свои силы в Серии А и Серии В пробовали и наши ребята, выходцы из бывшего СССР. Причём было их довольно много, несмотря на достаточно суровые местные правила, касающиеся трансферов футболистов, не имеющих паспорта Евросоюза.

Кто же эти «наши» люди, которые пытались проявить себя Италии? Что им там удалось показать? Что с ними стало потом, и где они сейчас? На все эти вопросы я отвечу в небольшом цикле статей (статья ПЕРВАЯстатья ВТОРАЯ).

Статья ТРЕТЬЯ. Россия.

Игорь Колыванов («Фоджа» 1991-1996, «Болонья» 1996-2001)

Почему в Италии не любят Россию? (Андрей Ганчев) / Проза.ру

Своё детство Игорь провёл в ДЮШОР Советского района города Москвы, за которую он и выступал, начиная со второго класса школы вплоть до четырнадцатилетия. После этого в 1983 году он был приглашён в ЭШВСМ, а уже в 1985 году Колыванов стал игроком дубля «Спартака». Однако, жёсткая конкуренция, царившая в то время в рядах «красно-белых», вынудила Игоря покинуть клуб и перебраться в стан московского «Динамо», которым в то время руководил Эдуард Малофеев. Именно под руководством Малофеева Колыванову удалось попасть в большой футбол. Так он в 18 лет дебютировал в основном составе команды, попутно став привлекаться под знамёна сборной Советского Союза в возрасте до 21-го года.

В 1990 году возраст ещё позволял Колыванову выступать на молодёжном уровне, поэтому он отправился на молодёжный чемпионат Европы, где завоевал титул лучшего бомбардира турнира, забив в ворота соперников в общей сложности девять мячей. Удачно для Игоря выдался и новый клубный сезон, в котором ему удалось отметиться, аж, 18-ть раз. Результатом стало звание сильнейшего футболиста СССР. Тогда Колыванов и решился покинуть Родину, приняв, в конце концов, предложение от итальянской «Фоджи», на тот момент возглавляемой поклонником атакующего стиля игры Зденеком Земеном. 

Сумма трансфера Колыванова составила 2,5 млн. долларов. В Италии его видели на позиции фантазисто, т.е. непосредственно на позиции под нападающими. В составе «Фоджи» Игорь воссоединился с ещё одним футболистом из СССР, Игорем Шалимовым, вследствие чего акклиматизация к новым жизненным условиям для него прошла без особых проблем.

Выходить на постоянной основе в составе команды Колыванову всё же не удавалось. Причиной тому были постоянные травмы, то и дело мешавшие набрать ему достойную форму. Поэтому Игорь чаще всего появлялся на поле со скамейки запасных. Итогом первого заграничного сезона служат 15-ть матчей и всего три гола. Но уже в 1992 году Колыванов становится краеугольной фигурой в составе «Фоджи», проведя 26 матчей и забив 5 мячей. Недавний дебютант Серии А «Фоджа» благодаря, в том числе, и трудам нашего соотечественника приобрела статус крепкого орешка, занимая второй год к ряду место в середине турнирной таблицы. Сезон 1993/1994 для «Фоджи» и Колыванова получился во многом похожим на предыдущий. Клуб снова без особых проблем сохранил себе прописку в элитном дивизионе чемпионата Италии, ну а Игорь провёл на поле 25 матчей, отметившись 6-ью голами.

Почему в Италии не любят Россию? (Андрей Ганчев) / Проза.ру

После удачного начала своей итальянской карьеры Колывановым всерьёз заинтересовались команды более высокого уровня, среди которых числился и миланский «Интер». Трансфер россиянина в стан «Нерадзурри» был делом практически решённым и требовал лишь урегулирования определённых формальностей. Но стать игроком «Интера» Игорю было всё же не суждено, виной тому стала тяжелейшая травма, полученная им в составе сборной России в матче против Сан-Марино. Колыванов отдавал пас, но, неудачно поставив ногу, получил разрыв крестообразных связок. Возвращение Игоря в футбол состоялось лишь в апреле 1995 года. К тому времени «Фоджа» боролась за выживание в Серии А. Выжить ей там, как оказалось позднее, не удалось, и следующий сезон Колыванов провёл в Серии В. Остался он в клубе по одной причине – руководство пообещало вернуться в элиту в течение всего одного года. Однако, эти планы так и остались планами, посему Игорь со свободной душой летом 1996 года перебрался в «Болонью».

Изголодавшийся по Серии А, Колыванов стал лучшим бомбардиром своей новой команды сезона 1996/1997. Ему удалось забить 11 мячей в 27 матчах. Следующие два года он провёл примерно на столь же высоком уровне, став полноправным лидером «Болоньи». К слову, в течение сезона 1997/1998 Игорь играл бок о бок с легендой итальянского футбола, с одним из лучших нападающих 90-х годов, Роберто Баджо.

В 1999 году здоровье 31-го летнего Колыванова начало давать сбои, поэтому ближайшие два сезона он провёл, можно сказать, в лазарете. Поняв, что выйти на былой уровень ему уже не удастся, Игорь в 2001 году принял решение закончить свою профессиональную карьеру футболиста, перебравшись на тренерскую должность.

Так, начиная с 2002 года и заканчивая 2022 годом, Колыванов работал с юниорской, юношеской и молодёжной сборными России. В 2006 году ему удалось вместе с командой 89-го года рождения выиграть юношеский Чемпионат Европы. В 2022 году он возглавил ФК «Уфа», которым руководит и до сих пор.

Руслан Нигматуллин («Эллас Верона» 2002, «Салернитана» 2004-2005)Почему в Италии не любят Россию? (Андрей Ганчев) / Проза.ру

Свою карьеру Руслан начал в составе казанского «Электрона», но уже в возрасте 16-ти лет ему захотелось попробовать силы на более серьёзном уровне. Выбор у Нигматуллина был в то время не велик. Либо «КамАЗ» из Набережных Челнов, либо «Рубин». В результате, Руслан, как он сам говорит, «напросился» на просмотр в «КамАЗ», где с ним и подписали профессиональный контракт. Так 17-ти летний Нигматуллин стал вторым вратарём в клубе, выступающем в Премьер-Лиге.

В 1994 году Руслан наконец-таки получил место в основе, демонстрируя не по годам уверенную игру. В 1995 году к Нигматуллину начали поступать предложения от ведущих команд страны, в том числе и от московского «Спартака», куда он впоследствии и перебрался. Стать безоговорочным номером один в «Спартаке» ему не удалось, и уже в 1998 году Руслан принял приглашение от Юрия Павловича Сёмина перейти в «Локомотив», где и прошли его лучшие футбольные годы. Именно в стане железнодорожников Нигматуллин начал призываться в сборную России. В 2001 году он и вовсе был признан лучшим игроком страны по мнению многих авторитетных изданий («Спорт-экспресс», еженедельник «Футбол»).

В статусе одного из самых талантливых голкиперов планеты Нигматуллин решился на трансфер в состав «Эллас Вероны», выступавшей на тот момент в Серии А. Так посередине сезона 2001/2002 Руслан переехал в Италию. Однако, закрепиться в составе «Вероны» ему не удалось. Место основного голкипера прочно занимал Фабрицио Феррон. За полгода, проведённых Русланом в Кальчо, ему удалось выйти на поле всего лишь однажды. Следствием стала потерянная игровая форма и не самая выразительное выступление на Чемпионате Мира 2002 года.

С ролью резервиста Нигматуллин мириться не хотел, поэтому и решил вернуться обратно в Россию. «Верона», в свою очередь, согласилась отдать Руслана в аренду в московский ЦСКА. Но и в стане армейцев ему так и не удалось задержаться на долгое время, причиной тому стала пара молодых талантливых вратарей Мандрыкин-Акинфеев. Первому тогда было всего 22 года, второму 17 лет. Проведя в общей сложности 14-ть матчей в чемпионате России, Нигматуллин в 2003 году вновь совершил вояж в Италию. На этот раз в клуб Серии В «Салернитана».

Почему в Италии не любят Россию? (Андрей Ганчев) / Проза.ру

Руководство «Салернитаны» ставила большие задачи перед командой, однако, выполнить их так и не удалось. Клуб барахтался внизу таблицы, тем самым не отвечая амбициям Нигматуллина. Руслан сыграл те же 14 матчей, что и в ЦСКА, и по окончанию сезона вновь возвратился в Россию, на этот раз в «Локомотив», где тогда блистал Овчинников. Руслан сел глубоко в запас и на этом фактически закончилась его славная карьера. Были ещё, конечно, грозненский «Терек», ростовский «СКА», даже израильский «Маккаби» из Назарета, но всё это не то.

По окончанию карьеры футболиста Нигматуллин пробовал себя на разных поприщах. Но, пожалуй, самым успешным из них стала музыкальная индустрия. Руслан сейчас узнаваемая личность среди поклонников электронной музыки, являясь одним из лучших DJ России.

Автор: Сергей Хавролев

Очень итальянское производство

Вообще-то за желтую линию, обозначающую край пешеходной дорожки, нельзя выходить ни на одном производстве. В России за этим строго следят — что на заводе Pirelli в Воронеже, что на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, что на «АвтоВАЗе» в Тольятти.

Но мы не в России, где культуру производства всеми силами подтягивают до западной, а в Италии. В стране, ставшей колыбелью западной цивилизации, могут себе позволить быть какими угодно, тем более что имидж раздолбаев за итальянцами закрепился накрепко.

Десятилетиями итальянские производители суперкаров не слишком задумывались о качестве своих машин. Едет быстро, выглядит красиво, статус владельца демонстрирует — а чего вы хотели? Отваливающиеся клавиши, неработающий кондиционер, перегревающийся мотор и текущее масло было нормой и для Ferrari, и для Lamborghini, а моторы с двумя турбинами на Maserati, кажется, не были исправными вообще никогда.

XXI век внес свои коррективы. Во-первых, клиенты не готовы больше терпеть весь этот ужас за немалые деньги, во-вторых, маленькие производители (за исключением Pagani) стали частью больших концернов. А в случае с Lamborghini сыграла свою роль и национальная принадлежность нового владельца — в Сант’Агате-Болоньезе с 1998 года правят немцы из Audi.

На парковке стоят служебные машины с четырьмя кольцами на решетке радиатора, на самых дорогих — немецкие номера, начинающиеся на IN — код города Ингольштадта, в котором расположена штаб-квартира Audi. Из этих машин выходят люди с серьезными лицами и целеустремленным взглядом.

Когда идешь по конвейеру, кажется, будто попал на байкерскую вечеринку. Нет такого стиля бороды и усов, который вы не нашли бы у рабочих Lamborghini. Нет такого рабочего, у которого не было бы пирсинга и татуировок. У части мужчин волосы зализаны назад гелем, а у парочки аккуратными хохолками торчат небольшие ирокезы.

Работники Lamborghini всячески подчеркивают, что, несмотря на собственника, их компания — итальянская. С особой гордостью вас подводят к линии сборки двигателей V12 — единственных, которые в Сант’Агате делают самостоятельно, а не получают от Audi. «Мы работаем с итальянскими поставщиками, — гордо говорит нам пиар-менеджер — шины от Pirelli, смазочные материалы от Agip, гидравлика от Magnetti Marelli».

Итальянский дух сохраняют и традиционным процессом обкатки. Никакого полигона или гоночного трека, вместо этого пилот-испытатель отправляется в поездку по окрестным дорогам. Местных жителей рев двигателей V8, V10 и V12 не то что не раздражает — каждую проезжающую мимо «Ламбу» приветствуют взмахом руки, а дети начинают верещать так, будто увидели ее впервые в жизни. Хотя Lamborghini в своей жизни они видели немногим меньше, чем житель Тольятти — «Жигулей».

Пенис и дерьмо

«Модена — дерьмо». Граффити на стене дома напротив вокзала — первое, что видишь, когда выходишь из вокзала Модены. Итальянцы — не самые большие патриоты на свете, но родные города, как правило, любят. Рядом с вокзалом играют в карты старики.

— Все так плохо? — спрашиваю у них.

— Молодежь опять чем-то недовольна! Чертовы леваки! — со скрипом отвечает мне дедок.

Эмилия-Романья — один из самых политизированных регионов Италии. Мощный рабочий класс с многочисленных производств, такие вот старики из маленьких городов и десятки тысяч студентов. В столице региона Болонье находится один из старейших университетов в мире — он был основан в 1088 году.

«Мир без границ!», «Продолжим дело Советского Союза», «Пролетарии, берите власть в свои руки», многочисленные серпы и молоты, красные звезды и призывы освободить какого-то арестанта — провести день что в Модене, что в Болонье можно, просто читая надписи на стенах.

Но цель нашего визита видна еще из окон поезда — стеклянный красавец-завод и башня штаб-квартиры. Сейчас здесь производят только спорткары GranTurismo и GranCabrio, а приносящие львиную долю прибыли седаны Ghibli, Quattroporte и кроссоверы Levante сходят с конвейера в пригороде Турина Грульяско — бывшей фабрики ателье Bertone.

Да-да, ведь вторая визитная карточка региона — это сыр пармеджано-реджано, названный так в честь городов Парма и Реджо-нель-Эмилия, расположенных на северо-западе региона. Умберто Панини не только стал сырным магнатом и собрал одну из лучших в мире коллекций Maserati, но и создал вместе с братом издательство, которое придумало те самые наклейки Panini с футболистами, по которым открывали для себя мировой футбол дети 90-х в России.

Честно говоря, не знаю, что впечатляет больше: 250F пятикратного чемпиона Формулы-1 Хуана-Мануэля Фанхио и Eldorado «гонки двух миров» его вечного соперника Стирлинга Мосса или зреющие на полках головки пармезана.

Но разговор о Maserati был бы неполным без упоминания самого известного пениса Италии. Хотя, строго говоря, это и не пенис даже. Дело в том, что на центральной площади Болоньи стоит фонтан «Нептун» в честь древнего покровителя города. В России многие забывают, но Нептун — это покровитель не только морей и океанов, но и рек и озер.

В эпоху Возрождения в честь древнеримского бога воздвигли фонтан, но французский скульптор Джамболонья (настоящее имя — Жан де Булонь) немного переборщил с размерами полового органа. Ситуацию обостряло то, что Болонья входила в Папскую область, и папский балкон, с которого понтифик приветствовал горожан, располагался аккурат напротив Нептуна и его пениса.

От греха подальше пенис несколько укоротили, но Джамболонья хитро вышел из положения: Нептун так держит руку перед собой, что с определенного угла (примерно три четверти сзади) его большой палец оказывается аккурат в районе гениталий. Из-за этого кажется, что достоинство у бога поистине конское.

И был бы Нептун и его пенис частью местного фольклора, если бы буквально в паре сотен метров от него в скромном гараже 1 декабря 1914 года братья Альфиери, Биндо, Карло, Этторе и Эрнесто Мазерати не основали одноименную компанию. Эмблемой своей фирмы они избрали трезубец со статуи Нептуна. Так статуя с площади Маджоре стала известна в мире не только историей своего пениса.

Оцените статью
Камаз