Возможные неисправности электрооборудования камаз-43105
Причина неисправности | Способ устранения |
Генератор | |
Амперметр показывает разрядный ток при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя | |
Ослабло натяжение приводных ремней | Отрегулируйте натяжение ремней |
Загрязнены контактные кольца | Протрите кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. Если загрязнение не устраняется, зачистите шлифовальной шкуркой со стеклянным абразивом и вторично протрите салфеткой |
Износ или зависание щеток в щеткодержателях | Проверьте высоту щеток, свободное перемещение их в каналах щеткодержателя и усилие пружин; при необходимости замените щеткодержатель или щетки |
Пробой выпрямительного блока | Замените выпрямительный блок |
Короткое замыкание обмотки | Замените статор в сборе |
Нарушение в цепи возбуждения | Проверьте исправность цепи возбуждения |
Износ деталей подшипников или их разрушение | Замените генератор |
Погнут вентилятор генератора | Выправьте погнутые места |
Перегрев подшипников | |
Слишком велико натяжение ремней | Отрегулируйте натяжение ремней |
Чрезмерно быстрый износ щеток генератора | |
Загрязнение контактных колец | Протрите кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. При необходимости зачистите шлифовальной шкуркой со стеклянным абразивом и вторично протрите салфеткой |
Радиальное биение контактных колец | Проверьте радиальное биение колец. При необходимости проточите контактные кольца |
Чрезмерно большой зарядный ток | |
Короткое замыкание в щеточном узле генератора или в цепи между генератором и регулятором | Устраните замыканиеЗамените регулятор напряжения |
Неисправен регулятор напряжения | Замените регулятор напряжения |
Неисправно реле отключения обмотки возбуждения генератора | Замените реле |
Колебание тока нагрузки | |
Если колебание тока нагрузки не зависит от потребителей электроэнергии, то причиной является проскальзывание приводных ремней | Отрегулируйте натяжение ремней |
Плохой контакт в цепи возбуждения | Проверьте цепь возбуждения и надежность контактных соединений |
Повышенный шум при работе генератора | |
Ослабло крепление шкива | Затяните гайку |
Отсутствие контакта между щетками и коллектором | Протрите коллектор чистой тряпкой, смоченной бензином, или зачистите его. Очистите щетки или замените их новыми. Проверьте состояние щеточных пружин и в случае их неисправности замените. Проверьте, нет ли заедания щеток в щеткодержателях |
Не срабатывает реле РС530 | Замените реле |
Обрыв в цепи стартера | Проверьте и устраните дефекты стартера или замените стартер |
Стартер | |
Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет) | |
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле | Замените тяговое реле |
Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания | Найдите место повреждения и восстановите контакт |
Нарушение зарядной цепи | Устраните неисправность |
Неисправен регулятор напряжения | Замените регулятор |
Зависание щеток | Снимите щеткодержатель, выньте щетки и удалите налет щеточной пыли |
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает) | |
Разряжены аккумуляторные батареи | Зарядите батареи |
Замаслился или загрязнился щеточно-коллекторный узел | Очистите коллектор и щетки от масла, грязи, медно-графитовой пыли |
Плохой контакт корпуса стартера с «массой» автомобиля | Обеспечьте надежность соединения |
Применение масла, не соответствующего сезону | Замените масло |
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться | |
Неисправно тяговое реле | Замените тяговое реле |
Приварились контакты реле PC530 | Замените реле |
Неисправно реле блокировки стартера | Замените реле |
При включении стартера тяговое реле не срабатывает (нет характерного щелчка) | |
Разряжена аккумуляторная батарея | Зарядите батарею |
Обрыв или короткое замыкание обмотки реле РС530 | Замените реле |
Обрыв втягивающей обмотки тягового реле | Замените тяговое реле |
Неисправен выключатель приборов и стартера | Замените выключатель |
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал | |
Поломка зубьев венца маховика или шестерни привода | Замените венец маховика или привод |
Нарушена регулировка стартера | Отрегулируйте стартер |
Неисправен привод | Замените привод |
При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика | |
Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера | Проверьте контактные соединения и устраните неисправность |
Неисправна удерживающая обмотка тягового реле | Замените тяговое реле |
Неисправна обмотка или контактное соединение РС530 | Замените реле |
При включении стартера слышен шум (скрежет) шестерни привода | |
Стартер установлен с перекосом | Установите правильно стартер |
Неправильная регулировка момента замыкания контактов тягового реле | Отрегулируйте зазор между шестерней и упорной шайбой в момент включения стартера |
Шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле | |
Забиты торцы зубьев маховика или шестерни привода | Опилите и зачистите заусенцы на зубьях венца маховика или шестерни привода. Замените венец маховика и привод |
Система освещения | |
Лампа не горит | |
Стряхивание или перегорание нити накала | Замените лампу |
Обрыв цепи питания: | |
сработал термобиметаллический предохранитель; | Устраните короткое замыкание в цепи, приведите предохранители в рабочее состояние (в цепях питания габаритных огней предохранители автоматического включения) |
отсутствует контакт в штекерных соединениях; | Восстановите контакт |
поломка переключателей | Устраните неисправность или замените переключатель |
Лампа горит тускло | |
Окислились или загрязнились контактные соединения | Зачистите контакты или замените окислившиеся штекеры |
Загрязнился рассеиватель или отражатель | Протрите рассеиватель, промойте отражатель |
Потемнела колба лампы из-за испарения металла нити накала | Замените лампу |
Разрядилась аккумуляторная батарея | Зарядите аккумуляторную батарею |
Повышенное падение напряжения в цепи | Проверьте падение напряжения. Устраните причины повышенного падения напряжения |
Мигает свет в лампе | |
Периодическая потеря контакта | Восстановите контакт |
Контрольно-измерительные приборы | |
При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения | |
Неисправен предохранитель | Замените предохранитель |
Обрыв в цепи питания | Восстановите цепь |
Отклонение стрелки влево от нуля | |
Обрыв провода от указателя к датчикам давления масла или температуры охлаждающей жидкости | Восстановите цепь |
Перепутаны выводы «Б» и «Д» указателей давления масла и температуры охлаждающей жидкости | Присоедините провода в соответствии со схемой |
Замыкание провода или датчика уровня топлива на «массу» автомобиля | Устраните замыкание |
Отклонение стрелки вправо от крайней отметки | |
Короткое замыкание провода или отсутствие контакта корпуса указателя давления масла или температуры охлаждающей жидкости с «массой» автомобиля | Устраните замыкание. Восстановите контакт |
Обрыв провода от указателя к датчику уровня топлива или отсутствие контакта датчика с «массой» автомобиля | Восстановите цепь; восстановите контакт |
Перепутаны выводы «Б» и «Д» указателя уровня топлива | Присоедините провода в соответствии со схемой |
Резкие колебания стрелки | |
Периодически исчезает контакт указателей и датчиков с «массой» автомобиля | Восстановите контакт |
Исчезает контакт в штекерных соединениях | Обеспечьте плотность и чистоту штекерных соединений |
Не работает скоростной и счетный узел спидометра | |
Нарушение контактных соединений в цепях питания | Восстановите контакт |
Приемник не имеет контакта с «массой» или щитком приборов | Проверьте и обеспечьте контакт приемника с «массой» |
Внезапно прекратили работу скоростной и счетный узел спидометра | |
Сработал предохранитель | Найдите причину, вызвавшую срабатывание предохранителя. Устраните неисправность |
Оборвался провод питания | Устраните неисправность |
Колебания стрелки указателя спидометра при малой частоте вращения, стрелка не отклоняется | |
Обрыв фазного провода внутри указателя | Замените указатель |
Обрыв фазного провода внутри датчика | Замените датчик |
Отказ транзистора | Замените указатель |
Электрические сигналы | |
При включении сигнал не звучит | |
Обрыв провода | Проверьте электрическую цепь |
Нет контакта в цепи питания или нет контакта сигналов с «массой» | Восстановите контакт |
Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие короткого замыкания в цепи питания | Определите место короткого замыкания и устраните неисправность |
Не работает реле звуковых сигналов | Реле замените |
Неисправен сигнал | Замените сигнал |
Сигналы издают слабый, хриплый звук | |
Нарушена регулировка сигналов | Отрегулируйте сигналы |
При включении сигнал дребезжит | |
Подгорели контакты сигналов | Снимите сигналы, зачистите контакты, отрегулируйте звучание |
Задевание якоря за катушку из- за перекоса якоря | Устраните перекос якоря и отрегулируйте сигнал |
Поломка мембраны | Замените сигнал |
Сигналы после непродолжительной эксплуатации перестают работать | |
Попадание в рупоры воды и грязи | Очистите рупоры |
Отказ пневматического звукового сигнала | |
Замерз вибратор, попадание снега и воды, конденсация влаги, засорение | Очистите сигнал и продуйте его сжатым воздухом |
Устранение неисправностей. Прежде чем устранить неисправность, по внешним признакам определите, в какой цепи она возникла. При отыскании неисправности руководствуйтесь схемой, придерживаясь определенной последовательности, начиная с проверки соответствующего предохранителя.
При проверке группового предохранителя потребители, питающиеся через предохранитель, включайте поочередно. В целях экономии времени неисправность цепи рекомендуется искать, включая параллельно работающие потребители.
При срабатывании биметаллического предохранителя от короткого замыкания отключите цепь потребителя, защищаемую этим предохранителем, найдите и устраните неисправность, вызвавшую короткое замыкание.
Если после пуска двигателя при работе со средней частотой вращения коленчатого вала при исправных аккумуляторных батареях и отключенных потребителях отсутствует зарядный ток генератора, то проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводных ремней генератора. Для регулировки натяжения ремней ослабьте гайки крепления передней и задней лап генератора и болт крепления генератора к натяжной планке. Затем отклоните генератор в сторону натяжения ремней до требуемой величины и затяните крепежные соединения генератора.
Причиной отказов в работе генератора может быть также нарушение электрического контакта в цепи системы электроснабжения. Поэтому прежде всего убедитесь в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, регулятора напряжения, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения генератора; с помощью контрольной лампы проверьте наличие тока в цепи возбуждения.
В случае неудавшегося пуска двигателя с помощью стартера (после трех попыток) проверьте: исправность цепи питания стартера, исправность системы питания двигателя, степень заряженности и исправность аккумуляторных батарей.
При нормальной эксплуатации автомобиля аккумуляторная батарея заряжается автоматически. Если батареи постепенно разряжаются или чрезмерно заряжаются и электролит начинает «кипеть», проверьте исправность генератора.
Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием: присоедините дополнительный провод одним концом к плюсовому выводу неработающего потребителя, другой конец присоединяйте к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источникам тока; неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом потребитель будет работать. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверьте надежность соединения его с «массой».
Короткое замыкание на «массу» возможно в местах крепления проводов скобами у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания определяйте в цепи от предохранителя к потребителю.
При обрыве проводов сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей опайкой, или замените их новыми соответствующего сечения и длины; затем изолируйте провода изоляционными трубками или изоляционной лентой.
Поиск и устранение неисправностей в системах освещения и сигнализации камаз
Анализ схем систем освещения, световой и звуковой сигнализаций позволяет сделать следующие выводы: — схемы имеют общие и частные ветви;
- — при включении системы, как правило, включается несколько приемников;
- — ток приемников контролируется амперметром.
Исходя из этих особенностей, выбираем следующую методику поиска неисправностей:
- — при отказе одного из приемников устанавливаем, какие приемники этой ветви работают, а какие нет;
- — анализируя принципиальную схему и пути тока к исправным и неисправным приемникам, локализуем неисправную ветвь (или часть ее);
- — пользуясь методом средней точки и зная продолжительность выполнения проверок, находим неисправный элемент.
К наиболее характерным и часто встречающимся неисправностям системы наружного освещения (см. рис. 1) относятся:
— не горит одна из ламп. Допустим, не горит дальний свет правой фары.
Согласно принятой методике, устанавливаем, какие приемники не горят.
Убедившись в том, что все другие лампы горят, переходим ко второму действию, т.е. локализуем неисправную цепь.
Общей ветвью для фар дальнего света служит участок от источника электроэнергии до предохранителя 11.
Поскольку левая фара горит, значит, общая цепь исправна, неисправен лишь участок от предохранителя до фары 6 (провод и нить лампы). Аналогично поступаем при неисправности левой фары, габаритных огней и т.д.;
— не горит несколько ламп, например, не горит дальний свет обеих фар.
Поступаем аналогично предыдущему примеру.
Проверяем исправность всех других приемников системы наружного освещения и убеждаемся в том, что они горят.
По схеме локализуем участок. Общим будет участок от источника питания до комбинированного переключателя 14 (вывод 54).
Поскольку все другие цепи исправны, анализу подлежит участок: вывод 54 — переключатель 14 — предохранитель 11.
Поскольку предполагаем, что неисправность в цепи одна, цепи от предохранителя исправны.
Меньше времени требуется при проверке предохранителя. Для этого достаточно нажать на его кнопку. Если свет появился, неисправен предохранитель, если нет, неисправен провод или выводы.