Поиск и устранение неисправностей в системах освещения и сигнализации КамАЗ

Поиск и устранение неисправностей в системах освещения и сигнализации КамАЗ Камаз

Возможные неисправности электрооборудования камаз-43105

Причина неисправности Способ устранения
Генератор
Амперметр показывает разрядный ток при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя
Ослабло натяжение приводных ремней Отрегулируйте натяжение ремней
Загрязнены контактные кольца Протрите кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. Если загрязнение не устраняется, зачистите шлифовальной шкуркой со стеклянным абразивом и вторично протрите салфеткой
Износ или зависание щеток в щеткодержателях Проверьте высоту щеток, свободное перемещение их в каналах щеткодержателя и усилие пружин; при необходимости замените щеткодержатель или щетки
Пробой выпрямительного блока Замените выпрямительный блок
Короткое замыкание обмотки Замените статор в сборе
Нарушение в цепи возбужденияПроверьте исправность цепи воз­буждения
Износ деталей подшипников или их разрушениеЗамените генератор
Погнут вентилятор генератораВыправьте погнутые места
Перегрев подшипников
Слишком велико натяжение ремнейОтрегулируйте натяжение ремней
Чрезмерно быстрый износ щеток генератора
Загрязнение контактных колецПротрите кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. При необходимости зачистите шлифовальной шкуркой со стеклянным абразивом и вторично протрите салфеткой
Радиальное биение контактных колец Проверьте радиальное биение ко­лец. При необходимости проточите контактные кольца
Чрезмерно большой зарядный ток
Короткое замыкание в щеточном узле генератора или в цепи между генератором и регулятором Устраните замыканиеЗамените регулятор напряжения
Неисправен регулятор напряже­ния Замените регулятор напряжения
Неисправно реле отключения об­мотки возбуждения генератора Замените реле
Колебание тока нагрузки
Если колебание тока нагрузки не зависит от потребителей электро­энергии, то причиной является про­скальзывание приводных ремней Отрегулируйте натяжение ремней
Плохой контакт в цепи возбуж­дения Проверьте цепь возбуждения и надежность контактных соединений
Повышенный шум при работе генератора
Ослабло крепление шкива Затяните гайку
Отсутствие контакта между щетками и коллектором Протрите коллектор чистой тряпкой, смоченной бензином, или зачистите его. Очистите щетки или замените их новыми. Проверьте состояние щеточных пружин и в случае их неисправности замените. Проверьте, нет ли заедания щеток в щеткодержателях
Не срабатывает реле РС530 Замените реле
Обрыв в цепи стартера Проверьте и устраните дефекты стартера или замените стартер
Стартер
Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет)
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле Замените тяговое реле
Обрыв или отсутствие контакта в цепи питания Найдите место повреждения и вос­становите контакт
Нарушение зарядной цепи Устраните неисправность
Неисправен регулятор напряже­ния Замените регулятор
Зависание щеток Снимите щеткодержатель, выньте щетки и удалите налет щеточной пы­ли
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером
(тяговое реле срабатывает)
Разряжены аккумуляторные батареиЗарядите батареи
Замаслился или загрязнился ще­точно-коллекторный узелОчистите коллектор и щетки от масла, грязи, медно-графитовой пыли
Плохой контакт корпуса старте­ра с «массой» автомобиляОбеспечьте надежность соединения
Применение масла, не соответст­вующего сезонуЗамените масло
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться
Неисправно тяговое релеЗамените тяговое реле
Приварились контакты реле PC530Замените реле
Неисправно реле блокировки стартераЗамените реле
При включении стартера тяговое реле не срабатывает
(нет характерного щелчка)
Разряжена аккумуляторная батарея Зарядите батарею
Обрыв или короткое замыкание обмотки реле РС530 Замените реле
Обрыв втягивающей обмотки тя­гового реле Замените тяговое реле
Неисправен выключатель прибо­ров и стартера Замените выключатель
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал
Поломка зубьев венца маховика или шестерни привода Замените венец маховика или привод
Нарушена регулировка стартера Отрегулируйте стартер
Неисправен привод Замените привод
При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика
Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера Проверьте контактные соединения и устраните неисправность
Неисправна удерживающая об­мотка тягового реле Замените тяговое реле
Неисправна обмотка или кон­тактное соединение РС530 Замените реле
При включении стартера слышен шум (скрежет) шестерни привода
Стартер установлен с перекосом Установите правильно стартер
Неправильная регулировка мо­мента замыкания контактов тяго­вого реле Отрегулируйте зазор между шестер­ней и упорной шайбой в момент включения стартера
Шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом махо­вика при нормальной работе реле
Забиты торцы зубьев маховика или шестерни привода Опилите и зачистите заусенцы на зубьях венца маховика или шестерни привода. Замените венец маховика и привод
Система освещения
Лампа не горит
Стряхивание или перегорание ни­ти накала Замените лампу
Обрыв цепи питания:
сработал термобиметаллический предохранитель; Устраните короткое замыкание в цепи, приведите предохранители в рабочее состояние (в цепях питания габаритных огней предохранители автоматического включения)
отсутствует контакт в штекер­ных соединениях; Восстановите контакт
поломка переключателейУстраните неисправность или замените переключатель
Лампа горит тускло
Окислились или загрязнились контактные соединенияЗачистите контакты или замените окислившиеся штекеры
Загрязнился рассеиватель или от­ражательПротрите рассеиватель, промойте отражатель
Потемнела колба лампы из-за ис­парения металла нити накалаЗамените лампу
Разрядилась аккумуляторная ба­тареяЗарядите аккумуляторную батарею
Повышенное падение напряже­ния в цепиПроверьте падение напряжения. Устраните причины повышенного падения напряжения
Мигает свет в лампе
Периодическая потеря контакта Восстановите контакт
Контрольно-измерительные приборы
При включении питания стрелка прибора не изменяет своего положения
Неисправен предохранитель Замените предохранитель
Обрыв в цепи питания Восстановите цепь
Отклонение стрелки влево от нуля
Обрыв провода от указателя к датчикам давления масла или температуры охлаждающей жидкости Восстановите цепь
Перепутаны выводы «Б» и «Д» указателей давления масла и температуры охлаждающей жидкости Присоедините провода в соответствии со схемой
Замыкание провода или датчика уровня топлива на «массу» авто­мобиля Устраните замыкание
Отклонение стрелки вправо от крайней отметки
Короткое замыкание провода или отсутствие контакта корпуса ука­зателя давления масла или темпе­ратуры охлаждающей жидкости с «массой» автомобиля Устраните замыкание. Восстановите контакт
Обрыв провода от указателя к датчику уровня топлива или отсут­ствие контакта датчика с «массой» автомобиля Восстановите цепь; восстановите контакт
Перепутаны выводы «Б» и «Д» указателя уровня топлива Присоедините провода в соответствии со схемой
Резкие колебания стрелки
Периодически исчезает контакт указателей и датчиков с «массой» автомобиля Восстановите контакт
Исчезает контакт в штекерных соединениях Обеспечьте плотность и чистоту штекерных соединений
Не работает скоростной и счетный узел спидометра
Нарушение контактных соедине­ний в цепях питания Восстановите контакт
Приемник не имеет контакта с «массой» или щитком приборов Проверьте и обеспечьте контакт приемника с «массой»
Внезапно прекратили работу скоростной и счетный узел спидометра
Сработал предохранитель Найдите причину, вызвавшую срабатывание предохранителя. Устраните неисправность
Оборвался провод питания Устраните неисправность
Колебания стрелки указателя спидометра при малой частоте вращения, стрелка не отклоняется
Обрыв фазного провода внутри указателяЗамените указатель
Обрыв фазного провода внутри датчикаЗамените датчик
Отказ транзистораЗамените указатель
Электрические сигналы
При включении сигнал не звучит
Обрыв проводаПроверьте электрическую цепь
Нет контакта в цепи питания или нет контакта сигналов с «массой»Восстановите контакт
Перегорание или срабатывание предохранителей вследствие корот­кого замыкания в цепи питанияОпределите место короткого замы­кания и устраните неисправность
Не работает реле звуковых сиг­наловРеле замените
Неисправен сигналЗамените сигнал
Сигналы издают слабый, хриплый звук
Нарушена регулировка сигналовОтрегулируйте сигналы
При включении сигнал дребезжит
Подгорели контакты сигналовСнимите сигналы, зачистите кон­такты, отрегулируйте звучание
Задевание якоря за катушку из- за перекоса якоряУстраните перекос якоря и отрегу­лируйте сигнал
Поломка мембраны Замените сигнал
Сигналы после непродолжительной эксплуатации перестают работать
Попадание в рупоры воды и гря­зи Очистите рупоры
Отказ пневматического звукового сигнала
Замерз вибратор, попадание снега и воды, конденсация влаги, засорениеОчистите сигнал и продуйте его сжатым воздухом

Устранение неисправностей. Прежде чем устранить неис­правность, по внешним признакам определите, в какой цепи она возникла. При отыскании неисправности руководствуй­тесь схемой, придерживаясь определенной последовательно­сти, начиная с проверки соответствующего предохранителя.

При проверке группового предохранителя потребители, питающиеся через предохранитель, включайте поочередно. В целях экономии времени неисправность цепи рекомендуется искать, включая параллельно работающие потребители.

При срабатывании биметаллического предохранителя от короткого замыкания отключите цепь потребителя, защищае­мую этим предохранителем, найдите и устраните неисправ­ность, вызвавшую короткое замыкание.

Если после пуска двигателя при работе со средней часто­той вращения коленчатого вала при исправных аккумулятор­ных батареях и отключенных потребителях отсутствует за­рядный ток генератора, то проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводных ремней генератора. Для регулировки натяжения ремней ослабьте гайки крепления передней и задней лап генератора и болт крепления генера­тора к натяжной планке. Затем отклоните генератор в сто­рону натяжения ремней до требуемой величины и затяните крепежные соединения генератора.

Причиной отказов в работе генератора может быть также нарушение электрического контакта в цепи системы электро­снабжения. Поэтому прежде всего убедитесь в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, регулятора напряжения, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмот­ки возбуждения генератора; с помощью контрольной лампы проверьте наличие тока в цепи возбуждения.

В случае неудавшегося пуска двигателя с помощью стар­тера (после трех попыток) проверьте: исправность цепи пи­тания стартера, исправность системы питания двигателя, степень заряженности и исправность аккумуляторных ба­тарей.

При нормальной эксплуатации автомобиля аккумулятор­ная батарея заряжается автоматически. Если батареи посте­пенно разряжаются или чрезмерно заряжаются и электролит начинает «кипеть», проверьте исправность генератора.

Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием: присоедините дополнительный провод одним концом к плюсовому выводу неработающего потребителя, другой конец присоединяйте к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источникам тока; неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный про­вод, если при этом потребитель будет работать. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, проверьте надежность соединения его с «массой».

Короткое замыкание на «массу» возможно в местах креп­ления проводов скобами у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания определяйте в цепи от предохранителя к потребителю.

При обрыве проводов сращивайте их, скручивая жилы проводов с последующей опайкой, или замените их новыми соответствующего сечения и длины; затем изолируйте про­вода изоляционными трубками или изоляционной лентой.

Поиск и устранение неисправностей в системах освещения и сигнализации камаз

Анализ схем систем освещения, световой и звуковой сигнализаций позволяет сделать следующие выводы: — схемы имеют общие и частные ветви;

  • — при включении системы, как правило, включается несколько приемников;
  • — ток приемников контролируется амперметром.

Исходя из этих особенностей, выбираем следующую методику поиска неисправностей:

  • — при отказе одного из приемников устанавливаем, какие приемники этой ветви работают, а какие нет;
  • — анализируя принципиальную схему и пути тока к исправным и неисправным приемникам, локализуем неисправную ветвь (или часть ее);
  • — пользуясь методом средней точки и зная продолжительность выполнения проверок, находим неисправный элемент.

К наиболее характерным и часто встречающимся неисправностям системы наружного освещения (см. рис. 1) относятся:

Поиск и устранение неисправностей в системах освещения и сигнализации КамАЗ

— не горит одна из ламп. Допустим, не горит дальний свет правой фары.

Согласно принятой методике, устанавливаем, какие приемники не горят.

Убедившись в том, что все другие лампы горят, переходим ко второму действию, т.е. локализуем неисправную цепь.

Общей ветвью для фар дальнего света служит участок от источника электроэнергии до предохранителя 11.

Поскольку левая фара горит, значит, общая цепь исправна, неисправен лишь участок от предохранителя до фары 6 (провод и нить лампы). Аналогично поступаем при неисправности левой фары, габаритных огней и т.д.;

— не горит несколько ламп, например, не горит дальний свет обеих фар.

Поступаем аналогично предыдущему примеру.

Проверяем исправность всех других приемников системы наружного освещения и убеждаемся в том, что они горят.

По схеме локализуем участок. Общим будет участок от источника питания до комбинированного переключателя 14 (вывод 54).

Поскольку все другие цепи исправны, анализу подлежит участок: вывод 54 — переключатель 14 — предохранитель 11.

Поскольку предполагаем, что неисправность в цепи одна, цепи от предохранителя исправны.

Меньше времени требуется при проверке предохранителя. Для этого достаточно нажать на его кнопку. Если свет появился, неисправен предохранитель, если нет, неисправен провод или выводы.

Оцените статью
Камаз