Полная правда о первой кабине «КамАЗа» (ч. 1)

Полная правда о первой кабине «КамАЗа» (ч. 1) Камаз

15 звёзд «камаза» 90-х. где они сейчас? | спорт на бизнес online

Главный тренер команды премьер-лиги, футбольный агент и уголовник. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» проследила, как сложились судьбы игроков лучшего сезона в истории футбольного клуба «КАМАЗ», в числе которых, между прочим, есть и экзотические легионеры..

В последние годы ФК «КАМАЗ» ассоциируется со словами «проблемы», «долги», «ожидания» и «разочарования». На днях команда и вовсе могла потерять свой профессиональный статус, однако смогла-таки пройти лицензирование для участия в ПФЛ. Самой большой головной болью для клуба теперь, пожалуй, является потеря названия, поскольку челнинский автогигант больше не хочет, чтобы команда носила имя завода. Сейчас остаётся только ностальгировать о далеких 90-х, когда у руля команды стоял харизматичный Валерий Четверик, клуб из Набережных Челнов выступал в высшей лиге российского футбола и даже представлял страну на международной арене, небезуспешно играя в Кубке Интертото.

ВАЛЕРИЙ ЧЕТВЕРИК, тренер

«В футбол он играл не весьма – значительно лучше это у него на гармони получалось. С радости ли, с горя – как после победы-поражения меха развернет– у всей команды слезы на глаза наворачиваются». Именно так писали об этом тренере в газетах.

Четверик создал заводскую команду и вывел её в высший дивизион, где «КАМАЗ» играл с 1993 по 1997 год. В 1996 году команда дошла до стадии полуфинала Кубка Интертото, сыграв по ходу турнира с немецким «Мюнхеном 1860», чешским «Каучуком», болгарским «Спартаком», польским ЛКС и французским «Генгамом».

В 1997 году ушёл в отставку, а в 1999 году вновь возглавил «КАМАЗ», выбывший к тому времени во вторую лигу. В 2000-х поработал спортивным директором московского ЦСКА. В начале 2003 года возглавил «Черноморец», но после неудачного старта снова был отправлен в отставку. В марте 2004 года назначен генеральным директором ФК «Сочи». С 2022 года – генеральный директор клуба «Волгомост» (Москва), выступающего в любительском первенстве России.

ВИКТОР ПАНЧЕНКО, нападающий

Легендарный для камазовского болельщика футболист, единственный в истории челнинского футбола игрок, когда-либо становившийся лучшим бомбардиром чемпионата страны, чей российский снайперский рекорд (5 забитых мячей в одном матче) до сих пор жив. Панченко вошёл в историю челнинского клуба, став лучшим бомбардиром высшей лиги в 1993 году – 21 гол. Он является одним из немногих футболистов, который выступали сразу в двух городских командах – и в «Турбине» в чемпионате СССР, и в «КАМАЗе» в чемпионате России. В 1993 году был включён в список 33 лучших футболистов чемпионата страны на втором месте.

«Запах стадиона «Строитель» такой потный, рабочий, как сейчас помню, – говорил Панченко о челнинском этапе своей карьеры. – Побыл я год в составе «Турбины», а тут подоспели проблемы с армией. В Челнах эти проблемы не смогли решить, так как у нашего наставника Заи Авдыша начались трудности с Уголовным кодексом. В Челнах ему дали четыре года отсидки в местах не столь отдалённых, и решать вопросы «Турбины» некоторое время было некому. Тогда, кстати, судьба впервые свела меня с Четвериком. Я же в первые годы в Челнах, где только не играл, и на первенстве города, и за завод, и за цех, на день выходило по несколько матчей. 11 сентября 1990 года я написал заявление о переходе в «КАМАЗ». В 1991 году мы уже играли в первой лиге, а после развала Союза оказались в высшей лиге чемпионата России. Не случись сезона 1993 года, может быть, ничего особо значимого не было бы в дальнейшей моей карьере. Я мечтал сыграть за национальную сборную, чтобы меня выбрали лучшим футболистом страны, в результате дошёл до состава олимпийской команды, и стал лучшим бомбардиром чемпионата, установил рекорд российских турниров, забив пять мячей в одной игре. И не кому-нибудь, а «Алании»!

В общей сложности Виктор Панченко провел за «КАМАЗ» 98 матчей, в которых забил 54 гола.

В мае 2008 года Панченко был назначен на должность руководителя селекционного отдела ЦСКА вместо Владимира Салькова. Ранее бывший футболист в рамках своей агентской деятельности был причастен к ряду приобретений армейского клуба.

ЭДУАРД ЮГРИН, защитник

В составе «КАМАЗа» Эдуард Югрин выступал во второй лиге СССР, а в 1992 году стал победителем зонального турнира первой лиги России. В первом сезоне в Высшей лиге (1993 год) Югрин сыграл 2 матча и сделал перерыв в профессиональной карьере. В 1996 году он вернулся в «КАМАЗ». Свой единственный гол в Югрин забил в 1997 году в победном матче против московского «Спартака» (2:1). В 1998 году защитник выступал за «КАМАЗ» в первом дивизионе, после чего завершил профессиональную карьеру.

Игрок знаменит тем, что сочетал свою футбольную деятельность с преступной. Да и на поле он не был паинькой. Известно, что играя за любительскую команду «Барс» (Набережные Челны), Югрин получил красную карточку. Разгневанный этим решением, он набросился на казанского арбитра Альберта Шакирова с кулаками. В результате тот оказался в больнице с сильным сотрясением мозга, переломами челюсти и носа. На больничную койку угодил и игрок команды соперников, которому в ходе матча Югрин сломал ногу.

Югрин был членом банды «29 комплекс». В ноябре 2004 года оказался на скамье подсудимых в числе 33 самых активных членов той группировки. «13 лет получил, подробностей не знаю, — вспоминал Валерий Четверик. — Скоро должен выйти. Парень добрый, но играл в стиле Горлуковича. Куда не каждый ногу сунет, Эдик головой лез. В Йошкар-Оле помчался страховать вратаря и врезался лбом в штангу. Все, думаю, потеряли парня! Репу почесал и побежал, как ни в чём не бывало. В 1993-м, уже в высшей лиге, не поставил его в Самаре. Обиделся. Команда в автобусе – Югрина нет. Исчез на год! Работал то ли барменом, то ли бизнесменом. Вдруг объявляется на стадионе: «Дайте шанс». Привели его в порядок – и помог нам. В 1997-м «Спартаку» забил! Мы 2:1 выиграли».

БОРИС ТРОПАНЕЦ, защитник

Тропанец приехал в Челны уже в «престарелом» возрасте 29 лет. Был приглашен из чемпионата Молдовы, позже дорос до капитана «КАМАЗа». Будучи игроком, стал чемпионом Молдавии в составе «Зимбру» (2000) и дошёл с этим клубом до третьего квалификационного раунда Лиги чемпионов сезона 1999/2000.

Тренерскую карьеру в качестве помощника начал в молдавских клубах «Хынчешть» и «Зимбру».

С августа 2004 по июнь 2007 года возглавлял молодёжную сборную Молдавии, которая была близка к выходу в финальную часть молодёжного чемпионата Европы. Самые успешные игры – ничейные исходы со сборной Англии (2:2), Шотландии (0:0), победа над Грузией (5:1). Ряд игроков молодёжной сборной под его руководством позднее стали выступать за основную команду страны: Александр Епуряну, Виталий Бордиян, Александр Гацкан, Игорь Бугаев, Николай Жосан.

В мае 2008 года ушел из жизни в возрасте 44 лет.

ВЛАДИМИР КЛОНЦАК, защитник

Уроженец Бугульмы начинал свою игровую карьеру в «Рубине». В 1990-м году перешел в «КАМАЗ» за который провел 182 матча. С ноября 2022-го по сегодняшний день является главным тренером «КАМАЗа».

РОБЕРТ ЕВДОКИМОВ, нападающий

Рекордсмен по количеству проведенных матчей в ФК «КАМАЗ» и экс-главный тренер автозаводцев ныне возглавляет ФК «Оренбург», с которым, выиграв золотые медали ФНЛ 2022/16, вышел в премьер-лигу. Один из самых известных воспитанников челнинского футбола обладал отличным дриблингом, не раз оставлял соперников с носом.

В 1992-м в составе «КАМАЗа» он стал победителем зоны «Центр». В 1993–1996 годах играл в высшей лиге, в начале 1997 года перешёл в московский «Спартак», ставший по результатам сезона-1997 чемпионом страны. Евдокимов провёл за московский клуб всего 4 матча в лиге (1 гол), 2 в кубке страны и 4 – за вторую команду в третьей лиге. В июле того же года он вернулся в «КАМАЗ» и провёл там остаток сезона, по результатам которого клуб покинул высшую лигу. Всего за «КАМАЗ» Евдокимов провёл 275 матчей (38 голов) в первенствах страны в различных турнирах. В составе студенческой сборной России он стал бронзовым призёром Всемирной Универсиады 1995 года в Фукуоке. В матче группового этапа против Нигерии Евдокимов забил два из трёх безответных мячей.

После завершения игровой карьеры возглавил ФК «КАМАЗ». У руля автозаводцев Евдокимов провел 38 игр (19 побед, 9 ничей и 10 поражений). С 29 ноября 2022 года возглавил «Газовик» (сейчас клуб переименован в «Оренбург»). В 2022 вывел команду в премьер-лигу.

Четверик называл Евдокимова самым большим нераскрывшимся талантом. – Характер тяжелый. Расскажу, как он уходил из «КАМАЗа». Играем в Ростове, возле лавки в разгар матча появляется Коля Латыш из «Алании»: «Васильич, отдай Евдокимова». Я обалдел! В том сезоне был золотой матч «Алания» – «Спартак». Мы свое уже отбегали, впереди отпуск. Подходит Роберт: «Отпустите!» Куда? Его звали оба клуба. Вот, отвечаю, кто выиграет чемпионат – туда и поедешь. Так он очутился в «Спартаке».

А еще Четверик признавался, что однажды после матча объяснял Евдокимову на кулаках, как надо играть.

– Не сдержался. И был не прав, извинялся тысячу раз. Это не мой метод.

МИХАИЛ ДЖИШКАРИАНИ, нападающий

В 17 лет дебютировал за «Динамо» из Тбилиси в Высшей лиге чемпионата СССР в игре против донецкого «Шахтёра». В составе грузинского «Цхуми» выиграл серебряные медали чемпионата и с 35 голами стал вторым бомбардиром чемпионата, был признан лучшим футболистом Грузии.

Из-за начавшейся войны в Абхазии вынужден был покинуть свою страну. Позже играл в 4-м немецком дивизионе за «Ворматию». Там его приметили селекционеры дортмундской «Боруссии». Но президенты клубов не сошлись в цене, и Джишкариани покинул Германию.

В 1994 году по приглашению Михаила Фоменко переехал на Украину, где играл за «Динамо» из Киева и «ЦСКА-Борисфен». В составе динамовцев провёл две игры в Лиге чемпионов против ПСЖ.

В 1996 году был приглашён в «КАМАЗ», где стал любимцем Валерия Четверика. В начале 1998 года пытался уйти из «КАМАЗа», но высокая трансферная стоимость не позволила перейти в новороссийский «Черноморец». В летнее межсезонье перешел в «Сокол» (Саратов), но из-за травмы колена не сумел сыграть в сезоне 1998 года.

Позже по личному приглашению Бориса Игнатьева пополнил «Торпедо-ЗИЛ», где в 2000 году провёл 9 игр и забил 2 гола. Сезон завершить не сумел из-за очередной травмы колена, которая привела к удалению мениска.

ИВАН ВИННИКОВ, полузащитник

После окончания школы Иван поступил работать на Прессово-рамный завод Набережных Челнов, где и трудился с перерывом на военную службу. Начал играть еще за заводской коллектив «Труд-ПРЗ» на чемпионате города. Вместе со своей командой, переименованной сначала в «Торпедо», а потом в ФК «КАМАЗ» он прошёл путь от любительских соревнований до Высшей лиги России. Двоюродный брат Валерия Четверика.

В Высшей лиге Иван Винников дебютировал в 1993 году, всего сыграл в ней 43 матча и забил 1 гол. В 1994 году получил тяжелую травму, рецидивы которой заставили закончить игровую карьеру в 32 года. После работал в тренерском штабе ФК «КАМАЗ» (1997), затем тренером в ДЮСШ города Тихорецка.

БАДРАН АЛЬ-ШАГРАН, нападающий

В 1995 году вместе с двумя товарищами по олимпийской сборной Иордании Аднаном Аль-Шебатом и Анбаром Мазином перешёл в челнинский «КАМАЗ». Аль-Шагран задержался в России на три года и за это время сыграл за «КАМАЗ» 24 матча в чемпионате страны и 3 матча в Кубке Интертото.

После возвращения в Иорданию Аль-Шагран снова стал выступать за «Аль-Рамту», но еще несколько раз ненадолго уезжал за границу, поиграв за тунисский «Сфаксьен», катарский «Аль-Вакру», «Аль-Мухаррак», сирийский «Аль-Ватбу». Аль-Шагран стал пока единственным иорданским игроком, выступавшим за клубы трёх разных континентов – Азии, Европы и Африки. Последний год своей карьеры он провёл в ещё одном клубе из своего родного города – «Иттихад аль-Рамта».

ВЛАДИМИР БАРЫШЕВ, полузащитник

Владимир Барышев является воспитанником челнинского футбола. Свои выступления начал в «Турбине», которая играла во второй лиге СССР. Позже перешел в казанский «Рубин». В 1989 году перебрался в челнинское «Торпедо» (позднее ставшее «КАМАЗом»).

В 1992 году в составе «КАМАЗа» стал победителем зонального турнира Первой лиги России. В 1993-м Барышев стал автором первого в истории гола «КАМАЗа» в Высшей лиге. Сыграв всего два матча, он отправился в фарм-клуб, следующие два года провёл в аренде в «Нефтехимике» и «Рубине». В 1996 году вернулся в основной состав «КАМАЗа», сыграл за сезон 15 матчей в Высшей лиге и принял участие в матчах Кубка Интертото. Год спустя решил завершить карьеру и вошёл в тренерский штаб команды. С 2009 года возглавляет «КАМАЗ-2».

ЕВГЕНИЙ ВАРЛАМОВ, защитник

В футбол Варламов попал благодаря случаю. На урок физкультуры пришёл тренер спортивной секции приглядеть шустрых ребят и отобрал пятерых, среди которых оказался и Евгений. В группу набирали детей из разных школ Казани, а с третьего класса для удобства перевели в одну. Сначала Варламова поставили вратарем, поскольку он выделялся высоким ростом, позже перевели в защиту.

Варламовперебрался в Набережные Челны уже в возрасте 18 лет. Выступал за «КАМАЗ» с 1993 по 1997 год. Вошел в историю тем, что в 1997 году в матче между «КАМАЗом» и «Шинником» сделал хет-трик за 12 минут, чем повторил достижение Игоря Чугайнова. Это лучший результат среди защитников в чемпионатах России.

В 1998 году перешёл в московский ЦСКА. Кроме армейского клуба Варламов защищал цвета «Черноморца» Новороссийск (2003), «Кубани» Краснодар (2004) и «Металлиста» Харьков (2005). Последним клубом Варламова был грозненский «Терек», выступавший в первом дивизионе, и по итогам первенства 2007 года со второго места вышедший в премьер-лигу. 14 ноября 2007 объявил о завершении карьеры футболиста. Сейчас работает детским тренером в футбольной школе московского ЦСКА.

ПЛАТОН ЗАХАРЧУК, вратарь

Любимец челнинской публики сыграл за «КАМАЗ» более 200 матчей. Захарчук выступал за ЦСКА, «Ротор», «Локомотив»
(Москва), «Сокол», «Шинник». В числе достижений вратаря числится бронза
Универсиады в Фукуоке 1995 года, серебро чемпионата 1997 года (как игрок
«Ротора»). В тот же год он занял третье место в списке 33 лучших футболистов
чемпионата России.

Заканчивать с футболом Платон вернулся в родной клуб, за который в общей сложности провёл с десяток сезонов. В марте 2009 года игрок объявил о завершении игровой карьеры. В 2022-м году был назначен тренером вратарей ФК «КАМАЗ». В декабре того же года перешёл в оренбургский «Газовик» (ФК «Оренбург») вслед за главным тренером Робертом Евдокимовым на аналогичную должность. В минувшем сезоне «Газовик» оформил себе чемпионство в ФНЛ и вышел в премьер-лигу.

РУСЛАН НИГМАТУЛЛИН, вратарь

Руслан родом из Казани, воспитанник команды «Электрон». Но именно выступая за «КАМАЗ» с 1992 по 1994 год, Нигматуллин обратил на себя внимание селекционеров «Спартака». Однако занять место в основном составе москвичей так и не сумел. По окончании сезона 1997 года Руслан перешел в столичный «Локомотив» (1998−2001, 2003−2004 гг.). Вершиной его карьеры стал 2001 год, когда Руслан сделал своеобразный хет-трик: был признан лучшим вратарем, лучшим футболистом и лучшим спортсменом России.

Что касается зарубежной карьеры, то Нигматуллин успел поиграть за итальянские «Верону» (2002) и «Салернитану» (2003). В 2005 год перешел в грозненский «Терек», в конце того же года объявил о завершении карьеры.

Сейчас известен как диджей. Открыл собственную летнюю футбольную школу для детей в Сочи.

АХРИК ЦВЕЙБА, защитник

Воспитанник футбольной школы города Гудаута. В 17 лет попал в «Динамо» (Сухуми). На сборе на олимпийской базе в Эшерах его приметили тренеры СКА (Хабаровск), за которую он играл 3 месяца. По сути это был призыв в армию, который закончился благодаря интересу к Цвейбе со стороны «Динамо» (Тбилиси).

Дебютировал в составе тбилисцев в 1985 года в матче против «Кайрата», первых успехов как игрок начал добиваться именно там. В конце 1989 года по совету Лобановского, узнавшего о выходе тбилисцев из футбольного союзного чемпионата, перешёл в «Динамо» (Киев).

В середине 1993 года оказался в «КАМАЗе». В 1994-м уехал в Японию, где ему подобрал клуб личный агент. Выступал за «Гамба Осака», где его партнёрами были Сергей Алейникови Олег Протасов. Летом 1996 года играл в традиционном матче сборной легионеров J-лиги против сборной Японии.

Из интервью Ахрика Цвейбы для «БИЗНЕС Online» в 2022 году:

– Хоть я и поиграл в Челнах недолго, четыре месяца, по-моему, но многое помню. Народ приходил на стадион – люди рабочие, с завода. После работы приходили на футбол, наслаждались игрой, создавали на стадионе свой заводской дух. Получали адреналин от победы. Раньше считалось так: команда выиграет, настроение у людей всю неделю хорошее, лучше работали на заводах, меньше пили, в семье порядок. Сложно представить, что было при поражениях, поэтому старались не проигрывать (смеется).

Завершил свою игровую карьеру в 2001 году в московском «Динамо», эта команда стала четвёртой динамовской в карьере Цвейбы. В 2003 году был назначен на пост тренера-селекционера клуба «Торпедо-Металлург» Москва. В последнее время выступает за команды ветеранов российского футбола. В настоящий момент работает начальником селекционного отдела в московском «Динамо».

Иван ЯРЕМЧУК, полузащитник

Игру техничного полузащитника из армейской команды 2-й лиги заметил Валерий Лобановский, который в итоге и пригласил Яремчука в киевское «Динамо» в 1985 году. В первый же свой сезон стал чемпионом СССР и обладателем Кубка СССР, застолбив за собой место правого полузащитника. Одну из самых ярких игр провел 19 марта 1986 года, в свой день рождения, когда в Киеве «Динамо» в матче Кубка Кубков обыграло «Рапид» со счётом 5:1. В том матче Яремчук забил 2 мяча и был признан лучшим игроком матча.

27 августа 1986 года в финальном матче Кубка Сантьяго Бернабеу получил тяжелейшую травму (перелом левой ноги и разрыв связок), которую ему нанёс игрок мадридского «Реала» Хорхе Вальдано. Аргентинец после матча приходил в больницу и извинялся перед Яремчуком. Из-за последствий травмы и неправильного лечения россиянин пропустил почти год.

В «КАМАЗ» пришёл в середине 1993 года, заключив контракт на 2 года. На российскую команду Ивана вывел один из киевских журналистов, который был близко знаком с Лобановским. В сезоне 1993/94 провел за челнинскую команду 1-й круг, после которого самовольно покинул команду. Позже объяснил, что это было вызвано задолженностью руководства клуба по премиальным.

Отрывок из интервью Яремчука «Советскому Спорту» (2008 год):

«Дали 20 тысяч долларов подъемных, зарплата была около тысячи в месяц. Плюс квартира, машина. Команда тогда неплохая собралась – Ахрик Цвейба, Витя Панченко, Женя Варламов, Женя Дурнев, Руслан Нигматуллин и Платон Захарчук. На меня смотрели как на бога! В чемпионате мы заняли 6-е место. Но условия для проживания были тяжелые. Бандитский город, стадион и поле, мягко говоря, не ахти. Одного сезона там мне за глаза хватило!».

В сезоне 1994/95 выступал за израильский клуб «Хапоэль» (Ришон-ле-Цион). Из команды был вынужден уйти из-за сексуального скандала, приведшего к его депортации из страны. По признанию очевидцев его игры в Израиле, если бы не тот случай, Яремчук получил бы звание «Лучшего легионера Израиля 1994/95».

В 1997 вернулся на Украину, где наилучшие финансовые условия ему предложили в «Ворскле». Вместе со своим земляком Иваном Шарием был самым возрастным игроком команды, но при этом они оба выделялись среди партнеров своей игрой.

За сборную СССР провёл 19 матчей, забил 1 гол (поразил ворота сборной Венгрии на ЧМ-86). Участник двух чемпионатов мира: 86 и 90. Должен был играть и на Евро-88, но за 3 месяца до начала получил травму (перелом пальца на руке) в календарном матче чемпионата СССР с «Черноморцем».

В декабре 2009 года появилась информация, что Яремчука обвиняют в развращении малолетних. В октябре 2022 года получил условный срок.

Рожденный полвека назад как крупнейший производитель большегрузных автомобилей, камский автозавод и ныне, наперекор всем превратностям судьбы, сохраняет свой статус.

Шестидесятые годы прошлого столетия. Растущая экономическая мощь советского государства способствует значительному увеличению объемов грузоперевозок. Страна остро нуждается в большегрузных автомобилях с экономичными дизельными двигателями, но существующие автозаводы не в состоянии покрыть этот дефицит. Назрела потребность в строительстве нового автогиганта.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли Постановление № 674 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Объем производства определили в 150 тыс. автомобилей и 250 тыс. дизельных двигателей. 26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности Александр Тарасов подписал приказ о наименовании нового предприятия Камским автозаводом, а уже 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков приступил к работе на площадке первого объекта КАМАЗа. Эта дата является официальным началом строительства завода.

Конструкцию грузовика, по опыту ГАЗа, рассчитывали купить у ведущих зарубежных компаний. Но ни Ford, ни Daimler в реалиях холодной войны не смогли сотрудничать с СССР, из-за опасений НАТО усиления советской военной мощи. Пришлось рассчитывать на собственные силы.

Выбор пал на ЗИЛ, где в тот период шло создание семейства перспективных грузовиков с кабиной над двигателем, включавших модели с колесной формулой 6×4 для работы в составе автопоездов полной массой 26,5–32 тонны и автомобилей (6х6) для 24‑тонных автопоездов.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Таким изобразил перспективный ЗИЛ-170 в 1967 году заводской дизайнер Лев Самохин.

Как раз к 1968 году на столичном заводе построили первый опытный образец седельного тягача ЗИЛ-2Э170В с дизельным двигателем ЯМЗ-6Э641 мощностью 210 л. с. Эти разработки и легли в основу будущих грузовиков КАМАЗ. Новые грузовики 6×4 предназначались для эксплуатации на большей сети дорог с несущей способностью: 6 тонн — на одиночную ось и 11 тонн — на тележку.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Предок КАМАЗов — седельный тягач ЗИЛ-2Э170В.

Кроме ЗИЛа участие в проекте приняли и другие предприятия страны. Ярославский моторный завод разрабатывал V-образные дизели КАМАЗ-740 и КАМАЗ-741 мощностью 180, 210 и 260 л. с., сцепления и коробки передач. Одесский автосборочный завод трудился над конструкциями полуприцепов к седельным тягачам, Головное конструкторское бюро по прицепам в Балашове работало над прицепами к автомобилям-тягачам, а Минский автозавод занимался созданием самосвальных установок.

С 1969 по 1978 годы на ЗИЛе построили более 50 опытных образцов автомобилей КАМАЗ, суммарный пробег которых в ходе дорожных испытаний составил 4,5 млн км. Для Камского автозавода создали обширную линейку грузовиков с колесными формулами 6х4 и 6х6 (седельные тягачи, бортовые автомобили, самосвалы), которые потом десятилетиями выпускались предприятием. При этом новички по своему уровню не уступали лучшим зарубежным аналогам.

Надо сказать, что на стройке века в Набережных Челнах работало более 100 тысяч человек. Заказы КАМАЗа на стройматериалы и оборудование выполняли свыше 2000 предприятий СССР. Будущий автозавод обеспечивался самым современным технологическим оборудованием.

В его оснащении приняли участие свыше 700 иностранных фирм. Благодаря беспрецедентным объемам финансирования работы велись невероятно высокими темпами. Так, если осенью 1970 года уложили первые кубометры бетона в фундамент ремонтно-инструментального завода, то уже в 1973 году возвели корпуса практически всех объектов первой очереди КАМАЗа.

В результате челнинский первенец — бортовой 8‑тонный КАМАЗ-5320 сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. Чуть позже госкомиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Объемы производства также росли рекордными темпами. Летом 1979 года преодолели рубеж в 100 тысяч грузовиков.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Челнинский первенец — КАМАЗ-5320 сошел с главного конвейера 16 февраля 1976 года.

В 1976–1978 годах производственная программа включала три базовые модели. Наряду с КАМАЗ-5320 выпускались 10‑тонный самосвал КАМАЗ-5511 и седельный тягач КАМАЗ-5410 для работы в составе автопоезда полной массой 26 тонн. В последующие годы появились бортовой 10‑тонный грузовик КАМАЗ-53212 с удлиненной колесной базой, шасси КАМАЗ-53211 и КАМАЗ-53213 грузоподъемностью 11 тонн, сельскохозяйственный 7‑тонный самосвал КАМАЗ-55102 с боковой разгрузкой и седельный тягач КАМАЗ-54112 для 33‑тонного автопоезда.

В 1981 году заработала вторая очередь завода. Здесь наладили выпуск 6‑тонной армейской версии КАМАЗ-4310 (6х6) с лебедкой, двумя топливными баками и системой регулирования давления воздуха в шинах. Для аграриев предлагали 7‑тонный вариант КАМАЗ-43105.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Полноприводный КАМАЗ-4310, 1981 год.

В конце 1980‑х годов предприятие начало разработку автомобилей второго поколения. Обновленные модели комплектовались отечественными турбодизелями, а также импортными моторами и комплектующими. Комфорт кабины улучшили за счет более высокой крыши и ряда технических доработок.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Седельный тягач КАМАЗ-5325, 1988 год.

23 августа 1990 года производственное объединение КАМАЗ преобразовали в АО. С переходом на рыночные рельсы и появлением на российском рынке импортной техники начались проблемы со сбытом, огромные мощности фактически простаивали, финансовое состояние предприятия резко ухудшилось.

Картину еще больше усугубил пожар, случившийся в апреле 1993 года на заводе двигателей КАМАЗа, который полностью его разрушил. Но, опираясь на поддержку всей страны, предприятие восстановило мощности по выпуску двигателей, а также ввело в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование. Изготовление моторов возобновили в декабре 1993‑го.

С 1995 года в серию пошло третье поколение грузовиков, базировавшееся на модернизированном семействе машин 6×4. Среди этих моделей были 11‑тонный бортовой КАМАЗ-53215, 6,6‑кубовый самосвал КАМАЗ-55111.02, седельный тягач для 36‑тонного автопоезда КАМАЗ-54115, длиннобазное шасси КАМАЗ-53229 грузоподъемностью 17 тонн, шасси КАМАЗ-5513 для бетоносмесителей и сменных кузовов.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
11‑тонный бортовой грузовик КАМАЗ-53215.

В конце 1990‑х появились новые модели самосвалов — 13‑тонный КАМАЗ-55112 и 15‑тонный КАМАЗ-65115. Двухосный дорожный грузовик КАМАЗ-4325 оснастили 240‑сильным мотором. Его полноприводным вариантом стал 4‑тонный автомобиль КАМАЗ-4326.

Одновременно завод разработал новые модели, ставшие дальнейшим развитием прежних образцов. На трехосном шасси базировались 13‑тонный лесовоз КАМАЗ-53228 и самосвал КАМАЗ-65111 (6х6) грузоподъемностью 14 тонн. В 1996 году представили шасси КАМАЗ-6520 (6х4) грузоподъемностью 20–22 тонны для установки надстроек, а также 19‑тонный самосвал КАМАЗ-6522 (6х6)

с 12‑кубовым кузовом. Они оснащались новым турбодизелем КАМАЗ-740.51 мощностью 320 л. с., 8‑ступенчатой КП. Развитием этих машин стало шасси КАМАЗ-6340 (8х4) грузоподъемностью 16 тонн для монтажа надстроек, на базе которого с 1996 года выпускался 18,5‑тонный самосвал КАМАЗ-6540.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Самосвал КАМАЗ-6520, 2002 год.

В 2000 году появились экономичные автомобили 6х4 — 14‑тонный бортовой КАМАЗ-65117 (260 л. с.) и седельный тягач КАМАЗ-65116 — преемники моделей КАМАЗ-53212 и КАМАЗ-54112 соответственно, а также 14,5‑тонный самосвал КАМАЗ-45231 с трехсторонней разгрузкой.

С 2005 по 2009 годы КАМАЗ создал совместные предприятия с компаниями ZF, Cummins, Knorr-Bremse, Federal Mogul и Daimler по выпуску агрегатов трансмиссий, дизельных двигателей, тормозных систем, деталей цилиндро-поршневой группы и сборке грузовиков Fuso. Несколько ранее, в декабре 2008 года, концерн Daimler AG приобрел 10 % КАМАЗа.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Бортовой грузовик КАМАЗ-53082, 2007 год.

В начале 2022 года завод освоил серийное производство автомобилей с рестайлинговыми кабинами, а в 2022 году с конвейера сошел 2‑миллионный грузовик. Тогда же подписали соглашение с Daimler Trucks, согласно которому КАМАЗу передали технологию производства кабин Axor для установки на грузовики нового поколения. Результатом стал серийный выпуск в конце 2022 года нового флагмана модельного ряда — магистрального тягача КАМАЗ-5490.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Полноприводный КАМАЗ-43118‑24, 2022 год.

В 2022 году путевку в жизнь получили седельный тягач КАМАЗ-65206 и бортовой магистральный грузовик КАМАЗ-65207, а еще тогда открыли корпус по производству автомобилей КАМАЗ и автобусных шасси с газовыми двигателями, приступили к испытаниям беспилотника, разработанного совместно с «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies.

В 2022 году предприятие разработало и вывело на рынок свыше 100 комплектаций грузовиков и шасси, в том числе пять новых моделей поколения К-4 — седельный тягач, самосвалы и шасси. Наряду с этим продемонстрировали первый образец магистрального тягача КАМАЗ-54901 поколения К5, а в декабре 2022 года на заводе двигателей собрали первые образцы рядного 6‑цилиндрового дизеля КАМАЗ910.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Электробус КАМАЗ-6282.

Нынешний год отмечен началом серийного производства каркасов кабин поколения К5 на заводе, построенном совместно с компанией Daimler AG, выпуском промышленной партии магистральных тягачей КАМАЗ-54901, а также премьерами седельного тягача КАМАЗ-65659 (6х4), обновленного тягача KAMAЗ-5490 NEO2, электромобиля КАМАЗ-53198, самосвала КАМАЗ-6595, опытного образца сочлененного вездехода КАМАЗ-6355 (8х8) «Арктика».

За свою 50‑летнюю историю Камский автозавод изготовил около 2,3 млн автомобилей и порядка 2,9 млн двигателей. Неудивительно, что каждый третий грузовик полной массой 14‑40 тонн на дорогах России и стран СНГ — это КАМАЗ. К тому же машины из Набережных Челнов работают более чем в 80 странах мира.

Оцените статью
Камаз