Полноприводный военный автомобиль КамАЗ-4350 семейства Мустанг

Полноприводный военный автомобиль КамАЗ-4350 семейства Мустанг Камаз

Автомобиль востребован не только военными подразделениями

Грузовик КамАЗ 43501 имеет грузоподъемность 3 тонны и способен передвигаться с прицепом, полная масса которого составляет до 10 тонн. Что касается поведения на дороге, то данная модель показала себя достаточно простой в управлении и более маневренной по сравнению с аналогами, довольно легко проходит сложные участки и повороты.

А высокая удельная мощность и наличие стабилизаторов поперечной устойчивости на обоих мостах обеспечивают плавный ход. Также на КамАзе 43501 удалось исправить недостатки, которые были свойственны его предшественнику ГАЗ-66: высокое кренение на поворотах и низкую путевую устойчивость.

На шасси КамАза 43501 также разработан бронированный вариант («Горец-3958»), который обеспечивает защиту личного состава от огнестрельного оружия и осколков. Помимо вооруженных сил эта модель используется и в МВД. Грузовой автомобиль КамАЗ 43501 также стал базой для создания внедорожника «Бархан», показавшего высокую способность преодолевать различные препятствия и проходимость, свойственную лучшим моделям внедорожников.

КамАЗ 43501, фото которого можно увидеть в различных изданиях, посвященным армейской тематике, востребован и в других отраслях. Этому способствует как низкая масса и габариты, делающие его очень удобным для перевозки авиатранспортом, так и высокая проходимость.

Именно поэтому вахтовые автомобили этой модели широко задействованы на отдаленных разработках нефтяных и газовых месторождений, а также входят в парк Министерства чрезвычайных ситуаций РФ. Причем привлекательным для использования данной модели в гражданских целях, является и соответствие двигателя, которым она оснащена, экологическим евростандартам, подразумевающим высокую экономичность силовых установок.

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать заключение что армия и промышленность получили надежный грузовик с хорошими эксплуатационными данными, способный заменить хорошо зарекомендовавший ГАЗ-66. Обладая всеми свойствами прототипа, КамАЗ 43501 цена которого составляет 1 652 162 рублей, стал перспективной моделью, способной перевозить различные грузы и выполнять другие функции.

При этом он остается дешевым в эксплуатации и ремонтопригодным, что достигнуто благодаря максимальной с прототипом унификации узлов. «Новичок» превосходит предшественника, как надежностью, так и другими качествами, среди которых не последнее место занимают мощность двигателя и грузоподъемность, которые позволяют с большим успехом выполнять те же функции.

Армейский автомобиль камаз-4350 «мустанг» (kamaz-4350 «mustang» army truck) :: )

Автомобиль КамАЗ-43501-ВДВ (4×4) был сконструирован в 2003 году. Машина
грузоподъёмностью 3,8 т должна была в войсках заменить устаревший и снятый с производства
ГАЗ-66, стоящий на вооружении более 40 лет.
От базовой модели КамАЗ-4350 эта модификация отличается прежде всего компактностью, для чего
у неё укорочена база (3670 мм), уменьшены размер шин, длина рамы и высота кабины, ниже опущена
бортовая платформа с надколёсными нишами.

В 2006 году стало известно, что для оснащения ВДВ
предполагалось выбрать или ГАЗ-3308 «Садко» в специсполнении,
либо КамАЗ-43501, также, естественно, в специсполнении (базовая машина — не десантная).
Конструкция КамАЗ-43501 была максимально облегчена и адаптирована для десантирования.

При копровых испытаниях на военном полигоне (грузовики сбрасывались с копра под разным углом
с высоты 6-8 м — машины должны были приземляется с парашютом без какого-либо демпфирования) у
«Садко» не выдержала рама. Заводу было рекомендовано автомашину доработать, но
ГАЗ, однако, этого не сделал, поэтому в итоге выбор был сделан
в пользу КамАЗа, хотя в СВ на тот
момент гораздо шире распространен был именно «Садко». Две же машины КамАЗ-43501 успешно прошли
полный цикл копровых испытаний.

В течение 2007 года в рамках программы государственных лётных испытаний на модернизированной парашютной
системе с платформой П-7М (разработчик и производитель средств десантирования — завод «Универсал»)
было осуществлено 3 сброса грузового автомобиля КамАЗ-43501 в специсполнении из самолета
Ил-76. Сначала с высоты 500 м, а затем с нескольких километров,
когда автомобиль попадает в полосу разреженного воздуха, из-за чего у него возрастают нагрузки в различных
полостях. Для КамАЗ-43501 авиадесантирование обернулось лишь одной проблемой: каждый раз у него раздувало
переднюю панель кабины. В результате пришлось немного изменить конструкцию этой панели, перекрыв доступ
воздуха под неё, и проблема оказалась решена.

После всего цикла испытаний автомобиль многоцелевой КамАЗ-43501-0000399-02 (КамАЗ-43501-ВДВ)
был принят на снабжение ВДВ. На 2008 год к закупке планировалось 100 машин,
на 2009 — 54 и 2022 — 18. На март 2022 года, с момента принятия на снабжение, закупки данного автомобиля
превысили 730 единиц.

 Основные тактико-технические
характеристики автомобиля
КамАЗ-4350
опытный
КамАЗ-4350*КамАЗ-43501-ВДВ*
Колёсная формула4×4.1
Габаритные размеры, мм
— длина
— ширина
— высота
7950
2500
3110
7960
2550
3290
6395
2500
3000
Габаритные размеры платформы, мм
— длина
— ширина
— высота
4890
2420
750
4890
2470
750
3795
2220
500
Весовые параметры и нагрузки, кг:
   снаряженная масса790077007100
   грузоподъёмность40003000
   полная масса117001190010300
   распределение полной массы по осямн/д5300/66005200/5100
   полная масса прицепа5000
Двигатель:
   модельКамАЗ-740.11-240 (Евро-1)КамАЗ-740.31-240 (Евро-2)КамАЗ-740.11-240 (Евро-1)
   типV8, дизельный
   рабочий объём, л³10,85
   максимальная мощность, кВт/л.с. (об/мин)176/240 (2200)
   макс. крутящий момент, Нм/кГс•м (об/мин)834/85 (1400±200)931/95 (1400±100)814/83 (1400±100)
Коробка передач
   модельКамАЗ-144КамАЗ-154КамАЗ-142
   число ступеней вперед/назад5/110/15/1
Максимальная скорость, км/ч10090
Запас хода, км110010001200
Преодолеваемые препятствия:
   брод, м1,751,65
   ров, мн/д0,60,55
   подъём, град.31н/д
 н/д — нет данных
* по источнику [7]

[an error occurred while processing this directive]

Вентилятор

Вентилятор выполнен в виде 5 лопастей, причем он находится на валу гидромуфты. Агрегат может в автоматическом режиме включаться – выключаться, причем этот процесс происходит с учетом температуры окружающей среды. Вентилятор охлаждения КамАЗ работает согласно включениям – выключениям.

Наличие кожуха, созданного из металла, обуславливает поступление воздуха только на радиатор, поэтому боковых подкосов удается избегать. Зная особенности исполнения и работы датчика включения вентилятора КамАЗ 65115, где он стоит, можно правильно определять специфику использования агрегатов и внимательно следить за их техническим состоянием.

Двигатель

Все модели семейства «Мустангов» укомплектовываются «родными» двигателями. Восстановленный после пожара завод, в полном объеме обеспечивает своей продукцией и потребности КамАЗа, и запросы других автозаводов.

В начале 90-х гг. на первые автомобили 5350 были установлены V-образные 8-цилиндровые двигатели КамАЗ-740.13-260.

К моменту, когда автомобили были приняты на вооружение армии РФ, в их комплектацию входили несколько усовершенствованные силовые установки 740.30-260.

Основные параметры двигателей схожи – четырехтактный дизель с наддувом при помощи пары турбокомпрессоров, каждый из которых обслуживал свой ряд цилиндров. Мощность мотора 260 л.с., объем цилиндров – 10,85 л. Позднее мощностные параметры двигателя улучшили путем увеличения давления наддува и применения топливной аппаратуры импортного производства.

В то же время модель 740.30-260 имела некоторые преимущества перед своей предшественницей. Они заключались в уменьшении расхода топлива, в увеличении максимального крутящего момента (с 932 до 1079Нм) при уменьшенной частоте вращения коленчатого вала.

Историческая справка

Выполнение заказов двойного назначения (военного и народнохозяйственного) являлось обычной практикой для большинства крупных заводов. Для автомобильных – тем более.

Особенно это относится к КамАЗу. И вот почему:

  • Все ведущие автомобильные заводы страны появлялись не на пустом месте. ЗИЛ, как первый производитель отечественных грузовиков, начал работать на базе дореволюционного авторемонтного завода АМО – Автомобильного Московского общества.
    Производитель Урал-375, автозавод в Миассе, своим рождением обязан Великой Отечественной войне и частично эвакуированным из Москвы производственным мощностям завода ЗИС (ЗИЛ). А Горьковский автозавод, начинал производство автобусов, легковых и грузовых автомобилей под эгидой компании «Ford».
    КамАЗ, с момента принятия в августе 1969 г. ЦК КПСС решения о его строительстве, был определен как завод по производству грузовиков и двигателей. Для него специально подбирали место, выделяли огромные средства, создавали инфраструктуру. Весь комплекс работ был объявлен стройкой века.
  • Проводя параллель дальше, стоит вспомнить, что если рабочие ЗИЛ первые свои грузовики собирали из запчастей «Фиата» буквально, что называется «на коленке», то при создании Камского завода использовались последние достижения 700 фирм из 19 стран мира. Сотни отечественных заводов обеспечивали его строительство.
  • Такие заслуженные и популярные во всех областях применения автомобили, как ЗИЛ-131, Урал-375, ГАЗ-66 своим появлением, в значительной степени, обязаны военному заказу. Но они создавались в индивидуальном порядке. Что касается КамАЗа, то он и здесь пошел другим путем. В соответствии с решением Правительства СССР от 24 июня 1987 года завод приступил к разработке унифицированных полноприводных автомобилей многоцелевого назначения. Армейский заказ предусматривал создание целого модельного ряда под общим названием «Мустанг».

Первоначально перед конструкторами завода ставилась задача по разработке трех моделей КамАЗ-4350 (4х4), КамАЗ-5350 (6х6) и КамАЗ-6350 (8х8), которые отличались числом осей.

На отдельных моделях предусматривалась платформа для установки вооружения и специального оборудования.

Общие требования к ним предусматривали:

  • автомобили предназначены для транспортировки военных грузов или перевозки личного состава и буксировки прицепов массой 6-12 тонн по любым дорогам и по пересеченной местности;
  • возможность эксплуатации при температурном режиме -45… 40 градусов, а также в районах, расположенных на высоте до 4000 метров над уровнем моря, с возможностью пересечения перевалов высотой до 4600 метров.

Непременным условием для создания автомобилей нового семейства было требование высокой степени их унификации (до 85%).

Другими словами, в новых моделях должны были с максимальной возможностью использоваться единые узлы и агрегаты.

Кабина

Кабина внедорожника выпускается в нескольких вариантах. Определяющим здесь является назначение и требования заказчика (для гражданских заказчиков – цвет кабины обычно оранжевый, для военных – защитный). Встречаются кабины со спальным местом и без него, с высокой и низкой крышей, с двумя или тремя креслами.

Также он может использоваться для дополнительного проветривания. На некоторых армейских машинах устанавливаются бронированные кабины. С 2022 года применяется модернизированная кабина, внешне несколько отличающаяся от раннего варианта.

Как выглядит кабина?

С кабиной моделей серии Мустанг и марки 4350 происходило несколько интересных изменений. Впервые ее модифицировали в 2005 году после парашютных испытаний, именно тогда кабину усилили и укрепили.

Также история хранит сведения о Камаза 430 модификации «Пустырник», однако широкого применения у военных он не нашел и разработке на дали ход. Кабина такой модели Камаза была закрытого типа, как и кузов.

Приборная панель плоская, с дисплеем, на котором отображается вся активность двигателя, в том числе возможные ошибки. Коды ошибок подробнее можно изучить в инструкции по эксплуатации двигателя. Выпускаются модели как со спальным местом, так и без (зависит от модификации и годы выпуска, а также специального заказа).

Камаз 43501 с честью выдерживает самые сложные испытания

Факт, что деятельность современной армии требует перевозки огромного количества различных грузов, давно не вызывает ни у кого сомнений. Кроме того, условия современных боевых действий предъявляют повышенные требования к мобильности личного состава. Именно поэтому автостроители и военные заказчики озабочены вопросами, связанными разработкой и производством транспортных средств, отвечающим условиям ведения современных войн.

Разработка автомобиля КамАЗ 43501 была закончена в 2003 году. Этот грузовик был сконструирован специально для воздушно- десантных войск на базе военного КамАЗ 4350 из серии «Мустанг». Появление новой модели связано с необходимостью замены автомобиля ГАЗ-66, который к тому времени устарел как морально, так и физически.

Помимо этого, постановка на вооружение данной модели привело к тому, что существенно облегчилось как техобслуживание, так и снабжение запчастями. При этом каждая из двух моделей более полно отвечает специфике условий, в которых приходится их эксплуатировать.

Камаз-4350: военный вездеход из семейства мустанг

Разработка военного вездехода, способного перевозить по несколько десятков солдат, началась еще в середине 70-годов. Впрочем, появления КамАЗ-4350, который отвечал бы всем заявленным требованиям, пришлось ожидать более 20 лет. Серийный выпуск автомобиля начался в 2001 году и продолжается до нынешнего времени.

Полноприводный военный автомобиль КамАЗ-4350 семейства Мустанг
НефАЗ-4211-4S

КамАЗ-4350 – это полноприводный рамный двухосный грузовик, с бескапотной кабиной и передним размещением силового агрегата. На передней оси установлен не отключаемый привод, подвеска оборудована дополнительными стабилизаторами, для сохранения устойчивости при движении по пересеченной местности. Большинство военных автомобилей этой модели дополнительно оснащаются лебедкой.

Полноприводный военный автомобиль КамАЗ-4350 семейства Мустанг
КамАЗ-4350Полноприводный военный автомобиль КамАЗ-4350 семейства Мустанг
КамАЗ-4350Полноприводный военный автомобиль КамАЗ-4350 семейства Мустанг

КамАЗ-4350

Вездеход оборудован цельнометаллической кабиной, которая по своему экстерьеру и интерьеру мало чем отличается от других моделей Kamaz. В салоне устанавливается два или три сидения на пневмоподвеске, в некоторых модификациях может присутствовать люк. Особым комфортом кабина КамАЗ-4350 не отличается, хотя водители отмечают хорошую обзорность и наличие места под магнитолу.

Новый КамАЗ-4350 купить достаточно сложно, так как машина направляется в воинские части. Впрочем, иногда они появляются на рынке по цене от 7 миллионов рублей. Стоимость подержанных грузовиков намного ниже: 0,7 – 3,1 миллиона рублей.

Колеса

На автомобиле установлены военные шины 21-го диаметра. Ширина колес – 425 миллиметров, высота профиля – 85 процентов от общей ширины. Отличительная черта колес военного КамАЗа – это не только большой профиль и мощный грязевой протектор, но и возможность дистанционной подкачки шин. Эта система состоит из:

  • Пневмоприводов.
  • Штуцеров.
  • Кранов запора воздуха (по одному на каждом колесе).
  • Органов управления.

В самих колесах встроены головки с манжетами для подачи воздуха под давлением. Он попадает в шины из ресивера. В цапфе мостов встроен уплотнительный механизм, через который воздух проникает по каналу полуоси в камеру. Управляется эта система из кабины непосредственно водителем. Регулировку можно осуществлять на ходу.

Орган управления находится в нижней левой части панели приборов. На шкале есть регулятор пониженного и нормального давления. Чтобы изменить параметр, достаточно переключить регулятор в соответствующее положение.

Точное давление воздуха в шинах определяется манометром, который тоже вынесен на панель приборов. При пересечении болотистой местности производитель рекомендует стравливать давление до одной атмосферы.

На песчаных барханах данный параметр составляет 1,96 атмосферы.

Конструкция модели была максимально облегчена и укорочена

Особенности использования КамАЗа 43501 предъявили к его конструкции особые требования: было необходимо уменьшить габариты и массу конструкции, а также повысить ее стойкость к ударным нагрузкам, которые могут возникнуть при десантировании. А необходимость частой переброски автомобиля по воздуху потребовало уменьшения его габаритов по сравнению с прототипом, что было достигнуто путем уменьшения базы автомобиля, а также с помощью более низкой посадки кузова и кабины.

Низкая посадка кузова, помимо уменьшения габаритов, обеспечила более легкую загрузку кузова и посадку в него личного состава, что способствует экономии времени в условиях боевых действий. Еще одна доработка, которой стало убранное в кузов запасное колесо, также способствует уменьшению габаритов автомобиля.

А откидные скамейки внутри кузова к тому же позволяют перевозить как личный состав, так и различные грузы, не прибегая к переоборудованию кузова, что обеспечивает универсальность данного автомобиля. При этом КамАЗ 43501, цена которого вполне доступна для предпринимателей, позволяет достигать тех же целей, которые достигал ГАЗ-66 с меньшей затратой сил при более высоком комфорте для водителей, о чем будет сказано ниже.

В качестве силовой установки десантный вариант КамАЗа получил восьмицилиндровый двигатель мощностью 240 л.с. с турбонаддувом и предварительным прогревом перед пуском (КамАЗ 740-31.240) и десятиступенчатую коробку передач. И описываемая модель и прототип имеют колесную формулу 4Х4, которая обеспечивает высокую проходимость. А два вместительных бака общей емкостью 295 литров позволяют обеспечить запас хода 1000 километров.

В связи со спецификой эксплуатации данная модель помимо дорожных испытаний прошла дополнительные проверки на прочность (копровые испытания), результаты которых оказались успешными. Были проведены также выброски грузовика с парашютами на платформе, которые позволили выявить и устранить ряд технических недостатков.

Модельный ряд семейства «мустангов»

Первые три опытные машины разной грузоподъемности (4, 6, 10 т) были собраны в 1990 году и объединены в комплект для испытаний, которые проводились в следующем году. Они были признаны довольно успешными. К сожалению, пожар, произошедший на заводе двигателей КамАЗ в 1993 году, приостановил разработки всех новых моделей, включая и семейство «Мустанг». Новая партия грузовиков для испытаний и презентации была подготовлена только в 1995 году.

На всех этапах испытаний армейских внедорожников троица «Мустангов», входящих в комплект, участвовала на одинаковых условиях.

Поэтому, до определенного момента, можно было, остановившись на технических характеристиках КамАЗа-5350, сослаться на них же при описании двух других моделей.

Но замедленный процесс испытания новых грузовиков не мешал работе конструкторской мысли и проявлению практичности заводчан. За период с 1993 по 28.08.2002 гг. базовые модели претерпели немало изменений. Так у «Мустангов» (кроме 6350) 8-ступенчатую КПП заменили на 10–ступенчатую. Шасси модели 6350 модернизировали для транспортировки цистерны с топливом и для установки кузовов контейнерного типа.

«Мустанги» 5350 и 6350 получили модернизированные мосты с увеличенной допустимой нагрузкой (с 6 до 8 т) и, соответственно, новые наименования – 53501 и 63501.

И это далеко не весь перечень нового в семействе «Мустангов». А ввиду того, что все видоизменения отталкиваются от базовой модели, то знакомство с характеристиками, особенностями и руководством по эксплуатации КамАЗ-5350 поможет в изучении армейских грузовиков всего семейства «Мустанг».

Модификации

  • КамАЗ 4350 – стандартная вариация с грузоподъемностью 4000 кг и длиной 7960 мм;
  • КамАЗ 43501 – военная версия с укороченной базой (6395 мм) и грузоподъемностью 3000 кг;
  • КамАЗ 43501 ВДВ (КамАЗ 43501-0000399-02) – специальная модификация КамАЗ 43501, предназначенная для воздушно-десантных войск. Машина пришла на смену морально устаревшему ГАЗ 66, выиграв конкуренцию у ГАЗ 3308 «Садко»;
  • КамАЗ 43502 – версия КамАЗ 4350 с агрегатом КамАЗ 740.652-260 (экологический класс – Евро 4) и грузоподъемностью 5500 кг.

Специальная техника на базе КамАЗ 4350:

  •  КамАЗ-Бархан – доработанная модель с капотной компоновкой и переделанной трансмиссией;
  •  КамАЗ 3958 «Горец» – специальный автомобиль с бронированной кабиной и повышенным классом защиты;
  •  спецтехника с радиостанциями (Р-142Н, Р-142М, Р-161).

Назначение камаза 4350

4350 Камаз – уникальный автомобиль военного назначения, один из лучших в своем классе. Относится к категории вездеход. Выпускается российским заводом расположенным в городе Набережные Челны (Россия). Этот грузовик относится к подразделу автомобилей, называемых «Мустанг».

Серийное производство таких автомашин было запущено в 1997 году. Прототипом модели 4350 стал Камаз 4326, однако позднее его заменили полностью соответствующей военным нуждам автомашине Камаз 4350. Все автомобили, выпущенные под этой маркировкой, отвечают задачам армии, обладают замечательной маневренностью и хорошей проходимостью даже по бездорожью.

Камаз 4350 относится к категории бортовых грузовиков. На него можно установить оборудование, необходимое для работы пограничных войск. Со временем 4350 стали использовать не только в пограничных войсках.

Доступная модификация — 43501 ТТХ. И в семействе «Мустанг» эта модель является одной из самых маленьких. Грузоподъемность у нее составляет 3 тыс. кг, а снаряженная масса 7 тыс. кг.

О проходимости

Ранее мы говорили о системе подкачки шин из кабины. Что это дает? Мало кто знает, но это очень важный параметр при пересечении болотистой или песчаной местности. Ярко выраженного протектора и высокого клиренса недостаточно, чтобы машина уверенно преодолевала бездорожье.

Для большей площади контакта требуется удалить часть воздуха из шин. Только так можно обеспечить автомобилю эффективную проходимость, с чем КамАЗ-6350 «Мустанг» отлично справляется. Вдобавок здесь есть блокировки на пневматическом приводе, раздаточная коробка и полный привод.

Отзывы говорят, что широкопрофильные шины и правильно сконструированное шасси делают из этого грузовика настоящий вездеход.

При почти 10-метровой длине максимальный угол подъема машины составляет 31 градус. Глубина преодолеваемого брода составляет до 174 сантиметров, а рва – 140. Максимальный угол преодоления косогора – 20 градусов.

Особенности системы охлаждения

Обслуживание и регулировка агрегатов системы охлаждения обязательны с учетом технических параметров КамАЗа. Двигатель нормально работает при соблюдении температурного режима. Перегрев, переохлаждения потенциально опасны. Неправильный температурный режим уменьшает срок службы используемых агрегатов.

Совет! Система охлаждения спроектирована на тяжелые условия и полную нагрузку мотора, высокую температуру воздуха. Устройства могут регулироваться для сохранения оптимальных характеристик в легких условиях работы.

Установленный датчик вентилятора КамАЗ помогает в контроле за характеристиками и их поддержании при разных погодных условиях.

Платформа и варианты оснащения

Платформа КамАЗа-5350 довольно-таки объемная (длина – 4890 мм, ширина – 2470мм), создавалась с учетом использования ее в различных вариантах. Сейчас на шасси КамАЗ- 5350-3014-42 работают самосвалы, грузовики для контейнерных перевозок, автокраны, цистерны, буровые установки, машины технической помощи (МТП).

На сегодняшний день на вооружении Российской армии находится более 50000 автомобилей семейства «Мустангов». Было бы странным использовать такие мощные внедорожники только для перевозки личного состава. Да и заказчики, определяя боевые особенности автомобиля, заостряли внимание на важности его применения и в сугубо военных целях, т.е. как шасси для отдельных видов вооружения и спецоборудования.

На шасси КамАЗ сегодня в армии перемещаются более 350 видов вооружения и техники.Чаще всего это реактивные системы залпового огня, КУНГи, машины технического обслуживания, бронированные модули ММ-501, ММ -502, в которых умещается 14 человек с оружием и снаряжением.

Внутри модуль оборудован скамейками.

В нем имеется отопитель, вентиляторы и переговорное устройство с водителем. Шасси имеет бронированную кабину на трех человек, защищенный бронелистами двигатель, аккумулятор и топливные баки.

Преимущества

Главный плюс полноприводного КамАЗа – это его проходимость. Машина способна проехать там, где иная застрянет по зеркала в болоте. При этом грузовик может транспортировать за собой артиллерию. Несмотря на длинные размеры, эта машина удивляет прохождением косогоров.

Также в машине реализован минимум электроники. Ломаться здесь, по сути, нечему. А отремонтировать автомобиль можно практически в полевых условиях. Даже с пробитым колесом эта машина продолжает свой путь.

Компрессор способен поддерживать давление в шинах даже после нескольких прострелов из автомата.

Грузовик способен заводиться в самый лютый мороз (несмотря на то, что это дизель) и не перегревается в жару. Кстати, подобным свойством обладают и многие гражданские модели КамАЗов. Очень много моделей техники используется на Крайнем Севере.

Радиатор охлаждения

Радиатор – это один из самых значимых агрегатов. Он может быть 3-х или 4-х рядным. При этом агрегат выполнен по классическому варианту, поэтому обязательно включает в себя следующие составляющие:

  • нижний бачок, укомплектованный патрубком отводящей формы;
  • центральные трубки, которые установлены в виде рядов;
  • сверху находится бачок с патрубком подводящей формы.

Крепление радиатора может быть трехточечным. При этом с боков для закрепления используются специальные кронштейны, обеспечивающее надежное крепление агрегатов. Для гарантированной надежности также предусмотрено нижнее соединение радиатора.

Радиатор обладает специальными жалюзи, представляющими собой металлические пластинки. При необходимости жалюзи перекрывают доступ к воздуху. Для управления жалюзи используется специальный привод, установленный в кабине, и достаточно менять позицию имеющейся ручки.

Размеры и грузоподъемность

Длина КамАЗ-5350 составляет 7960 мм, а ширина и высота достигают 2550 и 3290 мм соответственно. Уже в стандартном исполнении автомобиль получил клиренс в 390 мм, а внешний радиус разворота составляет 11300 мм.

Масса грузовика в снаряженном состоянии достигает 9800 кг, а полная масса равняется 15850 кг. Допустимая масса прицепа, который способен отбуксировать КамАЗ-5350, составляет 12 тонн.

https://www.youtube.com/watch?v=dh-XE7DQst0

При этом автомобиль можно похвалить за грузоподъемность, которая достигает впечатляющих 6 тонн. Однако если машину использовать в составе автопоезда, в этом случае общая масса грузовика вместе с грузом может достигать 27850 кг.

Не смотря такие большие объемы, максимальная скорость у КамАЗ-5350 составляет 100 км/час.

Габариты грузовой платформы тоже весьма впечатляют. Так, ее длина составляет 7960 мм, а ширина и высота – 2470 и 730 мм соответственно.

Примечательно, что КамАЗ-5350 обладает поистине универсальными способностями на бездорожье. Этой машине подвластны подъемы углом до 30 градусов, а максимальная глубина преодолеваемого брода может достигать 1750 мм. Более того, техника не боится раскисшей грязи и глубоких колей, а способна переехать ров глубиной до 600 мм.

Руководство по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации состоит из следующих частей:

  1. Общие эксплуатационные характеристики автомобиля. Здесь указан температурный режим работы транспорта (-45… 40°С), требования, предъявляемые к прицепному устройству, климатические условия, в которых техника будет работать без сбоев.
  2. Краткое описание всех систем. Здесь представлены все основные характеристики двигателя, трансмиссии, рамы, седельно-сцепного устройства, подвески, рулевого управления, систем тормозной и регулирования уровня давления в шинах, электрического оборудования и т. д.
  3. Эксплуатация КамАЗа в теплый и холодный сезон. В этом разделе прописано, что нужно делать, чтобы техника работала без сбоев и зимой, и летом.
  4. Порядок и периодичность проведения технического обслуживания. В этом разделе указан порядок действий во время ТО, через сколько километров нужно проводить ТО1 и ТО2, а также есть список инструментов, которые понадобятся для осуществления данных работ.
  5. Возможные неисправности. Здесь представлен список небольших поломок и пути их устранения.
  6. Условия хранения транспортного средства, — какие требования предъявляются к помещению, в котором будет стоять транспорт.

Тормозные системы

Данный автомобиль имеет четыре тормозные системы. Они, при наличие общих элементов, при необходимости, могут работать независимо друг от друга:

  • рабочая – классический вариант тормозной системы, которая служит для уменьшения скорости и остановки автомобиля;
  • стояночная, знакомая любому автомобилисту, как ручной тормоз или «ручник»;
  • запасная, которой необходимо воспользоваться для замедления движения и остановки в случае выхода из строя рабочей системы;
  • вспомогательная, главным элементом которой является газодинамический тормозной механизм. Включенный ГДТМ перекрывает подачу топлива и двигатель глохнет.

Автомобиль оборудован системой аварийной сигнализации и контроля, которая предусматривает звуковое и световое извещение при нарушениях в работе тормозных систем.

Трансмиссия, тормоза и схема электропитания

В соответствии с требованиями к армейской технике, вездеход оснащается модернизированной пятиступенчатой механической коробкой передач КамАЗ 142 с трехходовым механизмом переключения. На некоторых модификациях грузовика устанавливается десятиступенчатая «механика», оснащенная передним делителем, что существенно повышает проходимость машины.

Также, на заднем мосту устанавливается еще одна (двухступенчатая) коробка передач, с блокируемым дифференциалом, который включает/выключает полный привод. КамАЗ-4350 комплектуется однодисковым сухим фрикционным сцеплением, имеющим гидравлический привод, пневмоусилитель и следящий механизм.

Вездеход оборудован несколькими тормозными системами: основной, вспомогательной, резервной, стояночной, а также системой растормаживания. Основные тормоза – барабанные с двухконтурным пневматическим приводом. Стояночная и вспомогательная системы объединены в одно целое и могут использоваться для замедления движения автомобиля.

При создании КамАЗ-4350 практически не использовалась электроника, автомобиль укомплектован рядом электрических систем, которые запитаны от двух аккумуляторных 12-вольтовых батарей, суммарной емкостью 380 А/ч. Также автомобиль оборудован двухкиловаттным генератором.

Подробные технические характеристики КамАЗ-4350 доступны здесь:

Весовые параметры и нагрузки
Грузоподъемность, кг4000
Масса буксируемого прицепа, кг5000
Полная масса, кг11700
Снаряженная масса, кг7400
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм7950 х 2550 х 3110
Размеры платформы (ДхШхВ), мм4890 х 2470 х 750
Погрузочная высота, мм1570
Дорожный просвет, мм390
Колесная база, мм4180
Колея передних/ задних колес, мм2050/ 2050
Наружный радиус поворота, м10,3
Максимальная скорость, км/ч100
Расход топлива, л/100 км26,5
Объем топливного бака, л170 125
Запас хода, км1100
Двигатель: КамАЗ-740.31-240
дизель, четырехтактный, 8-ми цилиндровый, V-образный 90°, турбо с ОНВ, верхнеклапанный, жидкостного охлаждения
Диаметр цилиндра, мм120,0
Ход поршня, мм120,0
Рабочий объем, л10,85
Степень сжатия16,5
Мощность двигателя, л.с. (кВт) (с ограничителем числа оборотов)240 (176) при 2200 об/мин
Крутящий момент, кГс*м (Нм)93 (912) при 1100-1500 об/мин
Трансмиссия
Сцеплениеоднодисковое, сухое
Коробка передачКАМАЗ-154, механическая, 10-ступенчатая с передним делителем
Раздаточная коробка2-х ступенчатая (1,692:1 и 0,917:1) с блокируемым межосевым дифференциалом
Главная передачадвойная, пара конических и пара цилиндрических шестерен (6,53:1)
Дифференциалблокируемый на заднем мосту
Привод переднего мостапостоянный, неотключаемый
Размер шин/ модель425/85 R21/ Кама-1260
Проходимость
Преодолеваемый брод, м1,75
Преодолеваемый ров, м0,6
Преодолеваемый подъем, град.31

Ходовая часть

Спереди на грузовике используется зависимая рессорная подвеска. Сзади – балансирная, на полуэллиптических рессорах. Колесная формула грузовика – 8 х 8.

На всех мостах установлены двухступенчатые редукторы с шарнирами равных угловых скоростей и блокировкой дифференциала. Также водитель может менять давление шин из салона.

Дифференциал блокируется тоже из кабины. А вот отключить часть привода нельзя.

Все колеса работают синхронно, из-за чего возрастает расход топлива. А ведь часто от полигона до армейской части путь пролегает через обычную асфальтированную дорогу.

Но продолжим рассматривать ходовую часть. На грузовике КамАЗ-6350 «Мустанг» есть как межосевая, так и межколесная блокировка. Машина построена на рамной конструкции. Рулевой редуктор оснащен гидравлическим усилителем. Такая схема управления практикуется на КамАЗах еще с ранних моделей.

Электросхема автомобиля камаз 4350

Полноприводный военный автомобиль КамАЗ-4350 семейства Мустанг
электрическая схема системы электроснабжения: 1 — реле отключения обмотки возбуждения генератора; 2 — генератор; 3 — блок предохранителей; 4 — реле стартера; 5 — стартер; 6 — батареи аккумуляторные; 7 — выключатель массы; 8 — кнопка дистанционного выключателя массы аккумуляторных батарей; 9 — реле электродвигателей отопителя; 10 — амперметр; 11 -предохранители 13.3722 (7.5 А); 12 — предохранитель ПР310 (10 А); 13 — выключатель приборов и стартера; I — к термореле ЭФУ

Отзывы водителей и владельцев камаз-4350

Виктор Родионов, 26 лет, Московская область:

КамАЗ-4350 водил во время службы в армии. Проходимость у автомобиля отличная – из любого болота вылезет. Автомобиль очень простой по конструкции, соответственно ремонт и обслуживание можно провести в любом гараже. Кабина, конечно, устаревшая, приборная панель из металла – пережиток далекого прошлого, но свою основную функцию вездеход выполняет.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Автомобили КАМАЗ мод. 4350, 43501, 5350, 53501, 53504, 6350, 63501 и 6450 — многоцелевого назначения с колесной формулой соответственно 4×4, 6×6 и 8×8 (рис. 1-1. 1-19) предназначены для перевозки личного состава и различных грузов, буксировки прицепных систем, монтажа вооружения и военной техники в согласованном объеме, а также для монтажа унифицированных кузовов-контейнеров типа «К» и «КМ» и специализированных кузовов. Автомобили и шасси в составе транспортного средства могут эксплуатироваться по всем видам дорог и местности.

Автомобили, изготавливаемые в исполнении «У» по ГОСТ 15150, рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 50°С, относительной влажности воздуха до 100 % при температуре плюс 25 С. Автомобили сохраняют работоспособность в любое время суток и года при запыленности воздуха до 1,5 г/м 3 , скорости ветра до 20 м/с, при интенсивности дождя до 180 мм/ч в течение 5 минут и может эксплуатироваться в горных районах, расположенных на высоте до 4000 м над уровнем моря, с преодолением перевалов до 4655 м, при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик, свойств и топливной экономичности.

Рис. 1-7. Автомобиль-тягач КАМАЗ-4350. Габаритные размеры.

Рис. 1-8. Автомобиль-тягач КАМАЗ-43501. Габаритные размеры для автомобиля с шинами КАМА-1260 (КАМА-430).

Рис. 1-9. Шасси автомобиля-тягача КАМАЗ-43501. Габаритные размеры для автомобиля с шинами КАМА-1260 (КАМА-430).

Рис. 1-10. Автомобиль-тягач КАМАЗ-5350. Габаритные размеры.

Рис. 1-11. Автомобиль-тягач КАМАЗ-53501. Габаритные размеры.

Рис. 1-12. Автомобиль-тягач КАМАЗ-53501. Габаритные размерьте платформой 6112×2470).

Рис. 1-13. Шасси автомобиля-тягача КАМАЗ-53501. Габаритные размеры.

Рис. 1-14. Автомобиль-тягач седельный КАМАЗ-53504. Габаритные размеры

Рис. 1-15. Автомобиль-тягач КАМАЗ-6350. Габаритные размеры.

Рис. 1-16. Шасси автомобиля-тягача КАМАЗ-6350. Габаритные размеры.

Рис. 1-17. Автомобиль-тягач КАМАЗ-63501. Габаритные размеры

Рис. 1-18. Шасси автомобиля-тягача КАМАЗ-63501. Габаритные размеры.

Рис. 1-19. Автомобиль-тягач седельный КАМАЗ-6450. Габаритные размеры

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

1. Пуск двигателя через розетку внешнего пуска, расположенную на левом крыле кабины, допускается от аккумуляторных батарей емкостью, не превышающей 190 А.ч, или других источников электрической энергии с напряжением, не превышающем 24 В при силе тока 0 А и 18,3 В при силе тока 1000 А.

2. Движение автомобиля нужно начинать после прогрева двигателя до температуры охлаждающей жидкости плюс 70°С.

3. В экстренных случаях допускается начинать движение при меньших температурах охлаждающей жидкости (плюс 40°С) и двигаться на низших передачах с постепенным увеличением нагрузки на двигатель до достижения нормального температурного режима.

4. Переключать передачи в раздаточной коробке необходимо после полной остановки автомобиля. Наличие съемного с раздаточной коробки механизма блокировки передач требует от водителей особой осторожности при ремонтных работах: трогание автомобиля с места при снятом корпусе блокировки категорически запрещается, так как при этом одновременно включаются две передачи в раздаточной коробке, что приводит к ее разрушению. Для исключения таких случаев болты крепления механизма блокировки заблокированы.

5. Для устранения самопроизвольного выключения высшей передачи в раздаточной коробке при отсутствии сжатого воздуха в ресиверах движение нужно осуществлять на низшей передаче, т. е. при положении I рукоятки крана управления раздаточной коробкой.

6. При загорании сигнализатора аварийного падения давления в смазочной системе двигателя следует остановить двигатель, найти и устранить неисправность.

7. Нужно следить за показаниями индикатора засоренности воздухоочистителя; при срабатывании индикатора надо провести техническое обслуживание воздухоочистителя.

8. Для предотвращения возникновения трещин в бобышках блока цилиндров под болты крепления головок цилиндров необходимо предохранять резьбовые отверстия под болты от попадания жидкости или загрязнений при разборке двигателя и особенно перед установкой головок цилиндров.

9. При стоянке автомобиля необходимо отключить аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав кнопку дистанционного выключателя батарей. Кнопку надо нажимать кратковременно (не более 2 с).

10. Нельзя отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.

11. При проведении электросварочных работ на автомобиле аккумуляторные батареи должны быть отключены дистанционным выключателем и сняты провода с выводов « » и Ш генератора. Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.

12. Нужно следить за температурой жидкости в системе охлаждения двигателя; при загорании сигнализатора аварийного перегрева жидкости надо остановить двигатель, найти и устранить неисправность.

13. Нельзя блокировать межосевой дифференциал в момент буксования колес, а также при движении по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам.

Оцените статью
Камаз