Новая виртуальность: представлен российский электромобиль кама-1 — колеса.ру – автомобильный журнал
В Москве на выставке ВУЗПРОМЭКСПО-2020 состоялась премьера российского электромобиля Кама-1, разработанного специалистами «Центра компьютерного инжиниринга» СПбПУ при поддержке КАМАЗа. Предполагается, что когда-нибудь Каму-1 сможет купить любой желающий примерно за миллион рублей, но когда это произойдёт, никто точно не знает.
Начнём с самого главного — с денег. Электромобиль Кама-1 разрабатывался преимущественно за бюджетные средства в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2022–2020 годы». Курирует эту программу Министерство науки и высшего образования РФ. Судя по указанным датам, действие программы закончилось или вот-вот закончится, и Кама-1 её закономерный финал — сделали, показали, отчитались.
КАМАЗ в этой истории заявлен как индустриальный партнёр. Вехи проекта регулярно освещались корпоративным изданием «Вести КАМАЗа». В заметке от 25 ноября, предварявшей премьеру, руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев заявил: «В настоящий момент планов по организации производства легковых электромобилей на КАМАЗе нет».
В заметке от 23 ноября на сайте Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого сказано: «Первый электромобиль, который готов для массового серийного производства и может быть доступен обычному покупателю уже в 2021 году, спроектировали в Центре компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии». Все испытания опытного образца будут завершены в начале декабря».
Слово «может», как мы понимаем, снимает все вопросы. Может быть доступен, а может быть не доступен. Надейся и жди, обычный покупатель.
Немногочисленные представители автомобильных СМИ, присутствовавшие на презентации, не смогли выяснить, когда, где и при каких условиях начнётся сборка Камы-1.

Сам электромобиль был разработан на основе технологии так называемых цифровых двойников. Проще говоря — на компьютере. На всё про всё ушло ровно два года — работы начались в декабре 2022-го.
Кама-1 позиционируется как компактный смарт-кроссовер, а по сути это хэтчбек А-класса с посадочной формулой 2 2. Габаритная длина — 3,4 м, ширина — 1,7 м, высота — 1,6 м. Заявленный дорожный просвет — 160 мм, но на стендовом образце коллеги намерили только 130 мм. Разработчики сказали, что специально занизили презентационную машину из эстетических соображений.

Ведущие колёса у Камы-1 задние. Вращающий их электромотор выдаёт максимальные 80 кВт (109 л.с.) и 305 Нм. Разгон до 100 км/ч занимает 6,7 с, максимальная скорость — 150 км/ч.
Батарея у Камы-1 китайская, ёмкостью 33 кВт·ч. Поставщик не называется, известно лишь, что батарея пришла из КНР в сборе, но её корпус и система охлаждения были спроектированы российскими специалистами. Предусмотрена экспресс-зарядка от мощного терминала всего за 20 минут. Запас хода одной зарядке — 250 км. Снаряженная масса электромобиля — 1300 кг. Наружные панели кузова (крылья, пороги, бамперы) сделаны отстёгивающимися, чтобы их можно было легко заменить в случае повреждения.

Самая запоминающаяся деталь салона — руль с зафиксированной ступицей, на которой закреплён 9-дюймовый сенсорный экран, заведующий всеми основными настройками электромобиля. Роль щитка приборов выполняет проекционный экран на лобовом стекле. Водительская подушка безопасности при аварии выстреливает из потолка.
Кама-1 снабжена системой автономного вождения 3 уровня по классификации SAE – её разработал КАМАЗ. Уровень 3, напомним, означает перенос ответственности за безопасность на дороге с человека на машину, а к этому ещё не готово российское законодательство. Японское, к слову, уже готово.
Вот, собственно, всё, что на данный момент нам известно о проекте Кама-1. Мы будем очень рады ошибаться, но его коммерческий перспективы нам представляются близкими к нулю, так как нет лиц, напрямую (лично) заинтересованных в производстве и продвижении этой машины. У европейских и американских стартапов, разрабатывающих аналогичные проекты (ближайшим аналогом Камы-1 нам видится шведский Uniti One), на стадии презентации предсерийного образца уже есть работающий сайт, портфель заказов, рискующие деньгами инвесторы и производственные мощности — собственные либо контрактные. У Камы-1 ничего этого пока нет. Но будем следить за развитием событий, если таковые воспоследствуют.
Позднее и дороже: камаз прояснил сроки выпуска электрического кроссовера «кама-1»
В прошлом году КамАЗ представил вниманию общественности предсерийный образец электрического кроссовера «Кама-1». Теперь компания прояснила информацию по поводу сроков выпуска этой интересной новинки отечественного автопрома.
Ранее сообщалось, что массовое производство «Камы-1» может начаться уже в следующем году. Как оказалось, это слишком оптимистичный прогноз. Также сообщалось, что новый электромобиль планируется продавать за 750 тысяч рублей с учётом государственной субсидии. Однако и эта информация не подтвердилась.
Руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев рассказал журналистам «Российской газеты» новые подробности. Автопроизводитель планирует провести длительные испытания «Камы-1» и ещё будет рассчитывать стоимость проекта.
Афанасьев пояснил:
Необходимо провести целый цикл испытаний. Это прочностные, скоростные и т.д. Огромная работа, которую необходимо сделать, чтобы получить сертификат на этот автомобиль.
Мы рассчитываем, что в течение 2021 и 2022 годов проведём этот цикл испытаний. После чего совету директоров будет представлен проект с инвестициями. Мы должны к тому моменту понимать его стоимость и другие параметры. И только после этого можно будет говорить о запуске его в серию».
Афанасьев уточнил: «Предварительно, учитывая весь цикл испытаний, не раньше 2024 года».
Среди особенностей «Камы-1» — электромотор на 80 кВт, литий-ионный аккумулятор 33 кВт·ч, запас хода — 250 км, разгон до 100 км/ч — 6,7 с, дорожный просвет — 160 мм, система помощи водителю ADAS третьего уровня. Предварительная цена электромобиля — от 1 200 000 рублей.