Прибор показывающий спидометра 81.3802, 811.3802. Руководство, распиновка. | Автотема

Прибор показывающий спидометра 81.3802, 811.3802. Руководство, распиновка. | Автотема Камаз

Описание

Монтажный комплект жгута (кабеля) датчика скорости предназначен для самостоятельной сборки жгута датчика скорости мастерской.

Данный комплект позволяет снизить затраты мастерской а так же, что не мало важно позволяет ускорить процесс установки тахографа за счет подбора наиболее удобной длины провода.

Распиновка стандартного жгута датчика скорости:

  • Разъем датчика скорости
  • 1) Питание датчика скорости 8В
  • 2) Питание датчика скорости —
  • 3) Сигнальный (импульс)
  • 4) Информационный
  • Разъем тахографа В (Желтый)
  • 1) Питание датчика скорости 8В
  • 2) Питание датчика скорости —
  • 3) Сигнальный (импульс)
  • 4) Информационный

Так же существует псевдостандарт на жгуты с которым Вы можте столкнуться, имеется ввиду цветовая гамма проводов. Как правило производители жгутов располагают распиновку по следующему правилу:

  • Черный 1) Питание датчика скорости 8В
  • Коричневый 2) Питание датчика скорости —
  • Синий 3)Сигнальный (импульс)
  • Желтый 4) Информационный

При сборке необходимо уделить внимание и качеству используемого провода. Обратите внимание на технические характеристики провода при покупке, обязательными условием являются:

  • Сечение 4х0.75
  • Витая пара
  • Бензо-Масло стойкость

После окончательной сборке всех разъемов, кабель (провод) необходимо уложить в негорючую гофротрубу, также обращаем Ваше внимание что на данный момент негорючую гофротрубу найти сложно, связанно это с большим преобладанием китайских поставщиков на Российском рынке.

При монтаже готового жгута датчика скорости на автомобиль обратите внимание, укладка производится в дали от всех нагревающихся элементов (коллектор, глушитель, радиаторы, автономный отопитель, пламя гаситель)

Жгут датчика скорости прокладывается рядом с основным жгут электропроводки автомобиля, крепление производится при помощи термо защищенных стяжек (для наружного уличного монтажа).

Все соединения пломбируются.

Видовые особенности

Современные двигатели имеют электронные блоки контроля, которые считывают информацию датчиков. Схема спидометра любой старой модели Камаза покажет непосредственное подключение. Первый вариант сейчас наиболее приоритетный, ведь возможность поместить датчик непосредственно в двигатель внутреннего сгорания дает больший объем информации о работе всех систем автомобиля.

Неисправность датчика определения скорости — комплексная проблема. На современном транспортном средстве редко встречаются системы, работающие совершенно автономно, поэтому дистрой одной неизбежно влечет ряд проблем, которые необходимо оперативно решить.

Например, неисправный ДСА может спровоцировать потерю данных скоростного режима, пройденного километража (спидометры часто конструктивно связаны с одометрами), нарушить работу силового агрегата, влекущего нестабильный холостой ход, повышенный расход топлива, потерю мощности, нестабильную работу гидроусилителя руля.

Датчики подлежат обязательной замене, при чем устанавливать необходимо именно ту модель, которая была установлена ранее, либо аналогичную, рекомендованную производителем. Устанавливать китайские дешевые аналоги — очень рискованное дело, грозящее потерей данных, дальнейшими поломками остальных сопряженных систем. Неродной ДСА может просто «не встать» правильно, либо во время этапа тестирования выдавать некорректные данные.

Контактные датчики Камаза являются менее надежными ввиду взаимодействия нескольких запчастей. Однако именно такие компоненты устанавливаются наиболее часто, заменяя механический спидометр, модернизируя систему тормозов. Иногда вместо контактных агрегатов используются задающие диски либо роторы — бесконтактные модели. Современные Камазы оснащены именно ими.

  • Контактные датчики представляют собой микросхему со специальной пластинкой, усилительной схемой. Небольшие разъемы магнита позволяют считывать показатели приборов. Данный принцип установлен на старой модели Камаза 5320.
  • Бесконтактные модели работают на эффекте Холла (система частотных импульсов, подающихся определенными интервалами). Колеса вращаются, вырабатывая определенную импульсную амплитуду. Механика высчитывает показатели, отображая данные на приборной панели. Обычно расчет исходит из шести тысячи сигналов на пройденный километр. Самый сложный, точный считается ДСА Евро, заимствованный у зарубежных грузовиков. Строение данного механизма настолько непростое, что рекомендуется, например, Евро 3 ремонтировать только на специализированных сервисах.

Данные датчики служат достаточно долго, однако каждый механизм имеет свойство изнашиваться. Постепенно появляются проблемы холостого хода, внешние очевидные признаки поломки — коррозия контактов. После выявления наличия неисправности обязательно необходимо устранить ее, иначе можно нажить массу дополнительных проблем:

  • Отсутствие информации о скорости, пройденном километраже.
  • Ухудшение работы мотора (холостой ход, потребление топлива резко увеличивается, мощность падает).
  • Ухудшение работы системы безопасности: гидроусилителя руля, АБС (если системы связаны).

Электронный датчик — маленькая деталь внутри большого тягача, может играть очень важную роль. Как правило, диагностика работы, замена ДСА производится только после возникновения первичных признаков некорректной работы. Заменить деталь необходимо оперативно, хотя во время движения поломка данной запчасти не нарушает жизненно важных функций.

Камаз 43118 2дв. бортовой, 260 л.с, 10мкпп, — замена датчика скорости

Датчик скорости (сокращенно ДС или ДСА) устанавливается на всех современных автомобилях и служит для измерения скорости автомобиля и передачи этой информации на ЭБУ.

Как заменить датчик скорости (ДС)

-Прежде всего нужно заглушить двигатель, остудить его и обесточить систему, скинув клеммы с аккумуляторной батареи. Это очень важно сделать, дабы избежать травм при проведении ремонтных работ; -если есть детали, которые затрудняют допуск к детектору, необходимо их отсоединить.

Но, как правило, данное устройство находится в доступности; -от ДС отключается блок проводов; -после чего демонтируется непосредственно сам прибор. В зависимости от марки машины и типа датчика, он может крепиться при помощи резьбы, либо защелок-фиксаторов; -на место неисправного датчика устанавливается новый; -производится сбор системы в обратном порядке; -остается завести автомобиль и убедиться в том, что новый прибор исправен.

При покупке ДС необходимо четко соблюдать маркировку прибора, чтобы установить именно ту модель датчика, которая будет исправно функционировать. К некоторым из них можно подобрать аналоги, но необходимо внимательно изучить каждый из них, чтобы быть уверенным в их взаимозаменяемости.

Сам процесс замены детектора не сложен, но если нет уверенности в то, как произвести замену, либо проблема возникла у начинающего автолюбителя, стоит обратиться на станцию техобслуживания и доверить свое авто специалистам.

В любом случае, прежде чем приступать к самостоятельному ремонту, нужно тщательно изучить инструкции и руководства, а также строго следовать рекомендациям и схемам, описанным в мануалах.

Признаки неисправности датчика скорости

Самый распространенный признак того, что вышел из строя датчик скорости, – это проблемы с холостыми оборотами. Если машина глохнет на холостых (при переключении передач или при движении накатом), в числе прочего стоит обязательно проверить датчик скорости.

Чаще всего проблема заключается в обрыве цепи, так что первым делом необходимо визуально осмотреть датчик скорости и его контакты. При наличии следов коррозии или грязи их нужно удалить, контакты зачистить и нанести на них Литол.

Проверку датчика скорости можно выполнить двумя способами: со снятием и без снятия ДСА. В обоих случаях для проверки и диагностики датчика скорости потребуется вольтметр.

Первый способ проверки датчика скорости:

-снять датчик скорости, -определить, какая клемма за что отвечает (всего у датчика три клеммы: заземление, напряжение, импульсный сигнал), -входящий контакт вольтметра подключить к клемме испульсного сигнала, второй контакт вольтметра заземлить на металлическую деталь двигателя или корпуса автомобиля, -при вращении датчика скорости (для этого можно накинуть кусок трубки на ось датчика) напряжение и частота в вольтметре должны увеличиваться.

Второй способ проверки датчика скорости:

-поддомкратить автомобиль, чтобы одно колесо не касалось земли, -соединить контакты вольтметра с датчиком так же, как описано выше, -крутить поднятое колесо и следить за изменением напряжения и частоты.

Обратите внимание, что эти способы проверки подходят только для датчика скорости, использующего в работе эффект Холла.

Технические характеристики Камаз 43118 в кузове 2 дв. бортовой с двигателем 260 л.с, 10МКПП выпускающихся c г.

Источник

Механический привод спидометра

Спидометр с механическим приводом представлен на рис. 1, а. Датчик 1 представляет собой червячную пару зубчатых колес, одно из которых устанавливается на вторичном валу неподвижно, а второе, изготовленное заодно целое с приводным валиком, устанавливается в крышку картера и может выниматься.

Приводной валик связан с гибким валом 2, который передает вращающий момент на указатель. Гибкий вал (тросик спидометра) представляет собой стальной трос с четырехгранными наконечниками, заключенный с небольшим зазором в оболочку из стальной витой проволоки, имеющую защитный пластмассовый слой.

Указатель спидометра состоит из указателя скорости 6 и счетчика 7 суммарного пути. Принцип действия указателя скорости индукционный. На входном валике указателя установлен постоянный магнит 3, который при вращении индуктирует вихревые токи в металлическом диске 4, находящемся на одной оси со стрелкой. Эти токи создают собственное магнитное поле, которое взаимодействует с магнитным полем постоянного магнита.

В результате создается момент, который стремиться повернуть диск по часовой стрелке, при этом величина этого момента тем больше, чем быстрее вращается входной валик. Спиральная пружина 5 противодействует повороту диска со стрелкой. Таким образом, суммарный момент отклоняет стрелку указателя на угол, пропорциональный частоте вращения входного валика.

Счетчик 7 суммарного пути имеет привод через червячную пару от входного валика спидометра и состоит из нескольких барабанчиков, установленных на одной оси с нанесенными на них цифрами от до 9. Барабанчики вращаются специальным устройством, которое при повороте любого из них на один оборот осуществляет поворот соседнего левого барабанчика на 1/10 оборота. Крайний правый барабанчик показывает пробег автомобиля в сотнях метров, следующий барабанчик – в километрах, и так далее.

Особенности расположения

Датчики скорости имеют различное расположение в механизмах автомобилей. Однако, российские производители авто отличаются своей стабильностью, поэтому Камаз старого образца имеет практически идентичные компоненты, что и Камаз 5320 нового типа.

  • Самый распространенный вариант — вхождение датчика в состав системы работы спидометра. Функционал простой: измерение текущей скорости, передача данных. Поэтому когда водитель говорит «не работает спидометр», скорее всего ситуация складывается непосредственно вокруг барахлящего датчика, неверно передающего сигналы.
  • Система впрыска, зажигания, прочих систем двигателя может содержать скоростной определитель, чтобы корректировать систему работы двигателя внутреннего сгорания. Во время изменения динамики движения нагрузка на мотор соответственно меняется. Более современные тягачи устроены таким образом, чтобы усиление нагрузки корректировалось скоростным режимом. Таким образом достигается баланс между ходовыми качествами тягача и мощностью.
  • Современные автомобили могут включать данный узел в системы сигнализации либо другие узлы безопасности. Подобный ход прекрасно помогает корректировать скорость движения за водителя. Яркий пример — круиз контроль. Современные модели Камаза также имеют круиз-контроли и органичители, чтобы водитель мог полностью сконцентрироваться на дороге.
  • Самый редкий случай — гидроусилитель руля, либо другие системы повышенного комфорта. Гидравлика оказывает сильное влияние на определение скорости, поэтому иногда именно в данный узел устанавливаются определяющие механизмы. Однако гидравлическая система — только часть основного механизма, позволяющего автомобилю лучше держать дорогу, то есть является вспомогательной.

Словом, всего один компонент, имея один функционал, может служить частью совершенно разных систем. Каждая по-своему важна, однако передача данных спидометру пока остается самой популярной задачей, распространенной на восьмидесяти процентах современных отечественных тягачах Камаз.

Зарубежные новые грузовики работают по более усовершенствованным системам, однако напичканные электроникой, они требуют постоянного технического профессионального обслуживания, в то время как владелец отечественного грузовика может обслужить во многом тягач самостоятельно.

ДСА — аббревиатура датчика скорости автомобиля, — являясь традиционным приводом спидометра, просто монтируется внутрь коробки передач, раздаточную коробку или редуктор ведущего моста, отслеживая скорость вторичного или промежуточного вала. Следующий этап процесса — передача данных на контроллер измерения скорости.

Особенности электрооборудования

Теперь перейдем к описанию электрической схемы КАМАЗ.

Все модели грузовиков КАМАЗ 6520, 55102 и другие оснащены такими подсистемами:

  1. Запуска силового агрегата.
  2. Поворотные фонари, а также световая аварийная сигналка.
  3. Отопительный узел, система энергоснабжения, механизм очистки ветрового стекла.
  4. Освещение салона транспортного средства.
  5. Головное освещение. В него входят фары ближнего и дальнего света, противотуманки, если они установлены на авто, стоп-сигналы, габариты.
  6. Приборка. Этот узел считается одним из основных в бортовой сети, поскольку в нем сосредоточены основные датчики, устройства и приборы, в том числе тахометр, спидометр, датчик уровня горючего и т. д. Кроме того, на контрольном щитке имеются световые индикаторы, включающиеся при активации освещения, ручного тормоза и т.д. Благодаря индикаторам водитель может косвенно определить состояние некоторых узлов.
  7. Противоугонная система автомобиля, если она установлена.
  8. Блок с предохранителями. Этот компонент обеспечивает защиту электрических цепей авто от возможных скачков напряжения. В нем сосредоточены предохранители, отвечающие за работоспособность основного электрооборудования.
  9. Блок управления, благодаря которому гарантируется нормальная работа основных агрегатов и оборудования авто.
  10. Аудиосистема, если автомобиль оборудован ею.

Чтобы электросхема КАМАЗ работала в нормальном режиме, состояние проводки должно быть как минимум удовлетворительным.

Кроме того, работа электроцепи возможна при исправных:

  1. Аккумуляторных батареях. В КАМАЗах их две, они подключены друг к другу последовательно. Положительный вывод АКБ подключается к выводу стартера, а отрицательный — к выключателю, а через него — к кузову транспортного средства. Обе батареи монтируются в специальный ящик, расположенный на раме машины, позади кабины. Благодаря аккумуляторам обеспечивается нормальная работа зажигания при запуске мотора. Кроме того, благодаря АКБ возможна работа электрооборудования при отключенном двигателе.
  2. Генераторе. Генераторный узел позволяет осуществлять питание электрических девайсов и систем на запущенном моторе. Помимо этого, при помощи генераторного узла производится зарядка АКБ.

Прибор показывающий спидометра 81.3802, 811.3802. Руководство, распиновка. | Автотема
1. Схема аварийной сигнализации и поворотных огнейПрибор показывающий спидометра 81.3802, 811.3802. Руководство, распиновка. | Автотема
1. Схема аварийной сигнализации и поворотных огнейПрибор показывающий спидометра 81.3802, 811.3802. Руководство, распиновка. | Автотема

2. Схема освещения авто и оптикиПрибор показывающий спидометра 81.3802, 811.3802. Руководство, распиновка. | Автотема
3. Схема печки, омывателя и энергоснабжения

Прибор показывающий спидометра 81.3802, 811.3802. руководство, распиновка.

Руководство по эксплуатации 81.3802022РЭ.

Прибор показывающий спидометра 81.3802, 811.3802.

Приборы показывающие спидометра (далее по тексту «ППС») 81.3802 (код ОКП 45 7381 3627) и 811.3802 (код ОКП 45 7381 3629) соответствуют ТУ37.453.180-2005 и предназначены для:

  • измерения и отображения скорости движения автомобиля;
  • измерения и отображения пройденного расстояния (общего и суточного пробега);
  • отображения текущего времени;
  • сигнализации о превышении предельной скорости движения автомобиля;
  • отображения коэффициента ППС К (количество импульсов на 1 км пройденного пути) после ввода кода доступа;
  • измерения количества импульсов, поступающих с датчика скорости (после ввода кода доступа);
  • формирования сигналов «Импульс скорости», «Малая скорость», «Превышение скорости», «Превышение частоты 133 Гц» для управления внешними устройствами транспортного средства.

ППС по габаритным и присоединительным размерам взаимозаменяем со спидометром VDO Kienzle 1323.

ППС рассчитан на эксплуатацию в комплекте с датчиками 4202.3843 («Завод «Автоприбор»), 4402.3843 («Завод «Автоприбор»), 2159 («VDO»), 2159.50 («VDO») или с аналогичными датчиками.

ППС81.3802 предназначен для работы в бортсети с напряжением 24 В, ППС811.3802 – 12 В.

Внешний вид и состав ППС.

1 – стрелочный прибор для отображения текущей скорости; 2 – ЖКИ для отображения: общего пробега, суточного пробега, текущего времени, коэффициента ППС К (количество импульсов на 1 км пройденного пути), предельной скорости, измеренного количества импульсов;

3 – светодиодный сигнализатор превышения предельной скорости; 4 – кнопка управления для выбора режима индикации ЖКИ и корректировки текущих значений; 5 – штыревые колодки разъемов А, В, С, D; 6 – пломбировочная крышка для защиты разъемов от несанкционированного отсоединения.

Основные технические характеристики ППС.

Техническая характеристикаЗначение
Диапазон показаний, км/ч0 – 125
Диапазон измерений, км/ч10 – 125
Напряжение питания Un, В: 
ППС81.380224
ППС811.380212
Потребляемый ток при выключенном замке зажигания, мА, не более5
Диапазон рабочей температуры, °С-40 – 70
Диапазон температуры хранения, °С-50 – 80
Емкость счетчика общего пробега, км999999
Емкость счетчика суточного пробега, км999,9
Диапазон изменения коэффициента ППС К, имп/км2400 – 25000
Диапазон изменения предельной скорости, км/ч5 – 120
Напряжение питания, формируемое для датчика скорости , В8 ± 0,8
Параметры выходного сигнала «Импульс скорости»: 
формамеандр
периодпериод сигнала с датчика скорости
длительность импульса, с16/К ± 10%
напряжение низкого уровня, В0 – 1,9
напряжение высокого уровня, В8 ± 0,8
сопротивление нагрузки, кОм, не менее10
Параметры выходного сигнала «Малая скорость»: 
напряжение при скорости меньше 3 км/ч, ВUп ±10%
напряжение при другой скорости, В0 – 1,9
ток в нагрузку, мА, не более200
Параметры выходного сигнала «Превышение скорости»: 
напряжение при скорости больше предельной, ВUп ±10%
напряжение при другой скорости, В0 – 1,9
ток в нагрузку, мА, не более200
Параметры выходного сигнала «Превышение частоты 133 Гц»: 
напряжение при частоте входного сигнала с датчика скорости большей 133Гц, ВUп±10%
напряжение при другой частоте входного сигнала с датчика скорости, В0 – 1,9
ток в нагрузку, мА, не более200

Выбор режима индикации ЖКИ и настройка параметров ППС.

ЖКИ ППС в рабочем состоянии обеспечивает семь режимов индикации (1 – 3 – пользовательские режимы, 4 – 7 – режимы программирования) в соответствии с таблицей. Смена пользовательского режима индикации возможна только при включенном замке зажигания и производится путем однократного нажатия на кнопку управления. Пользовательские режимы переключаются в следующей последовательности: 1 2 3 1 2 3 1 …

При включении замка зажигания ЖКИ ППС должен находится в режиме 1.

В первом режиме индикации есть возможность корректировки часов. Увеличение минут осуществляется поворотом кнопки по часовой стрелке. Увеличение часов осуществляется поворотом кнопки против часовой стрелки.

Обнуление счетчика суточного пробега возможно только во втором режиме индикации и осуществляется длительным нажатием кнопки (время удержания кнопки в нажатом состоянии не менее 3 с).

Корректировка значения предельной скорости возможна только в третьем режиме индикации. Увеличение значения предельной скорости осуществляется поворотом кнопки по часовой стрелке. Уменьшение значения предельной скорости осуществляется поворотом кнопки против часовой стрелки.

Для входа в режимы 5, 6, 7 необходимо войти в четвертый режим индикации – ввод кода доступа в режимы программирования. Для этого, при включении замка зажигания, необходимо удерживать кнопку в нажатом состоянии до тех пор, пока ЖКИ не включится в четвертом режиме индикации. Код доступа расположен сзади прибора под пломбировочной крышкой разъемов.

Чтобы набрать код, необходимо повторно нажать кнопку и удерживать ее в нажатом состоянии не менее 3 с, пока не замигает первый ноль слева в нижней строке, другие манипуляции кнопкой (поворот или короткое нажатие) переключат ЖКИ в первый режим индикации.

В четвертом режиме индикации при повороте кнопки по часовой стрелке мигающая цифра будет увеличиваться, при повороте против часовой стрелки – уменьшаться. Диапазон изменения вводимых цифр – от 0 до 9. Изменение цифры осуществляется «по кольцу» (при увеличении – за девяткой следует цифра ноль, при уменьшении – за нулем следует цифра девять).

После ввода последней четвертой цифры однократное нажатие на кнопку переключит ЖКИ в пятый режим индикации (индикация коэффициента ППС), в случае правильности введенного кода. Если был введен неверный код, однократное нажатие кнопки после ввода последней четвертой цифры приведет к переключению ЖКИ в первый режим индикации.

Для перехода в шестой режим индикации (корректировки коэффициента ППС) необходимо в пятом режиме индикации удерживать кнопку управления в нажатом состоянии до тех пор, пока не замигает первая слева цифра коэффициента ППС (под коэффициент ППС отводятся пять знакомест).

В шестом режиме индикации при повороте кнопки управления по часовой стрелке мигающая цифра будет увеличиваться, при повороте против часовой стрелки – уменьшаться. Диапазон изменения вводимых цифр – от 0 до 9. Изменение цифры осуществляется «по кольцу» (при увеличении – за девяткой следует цифра ноль, при уменьшении – за нулем следует цифра девять).

При однократном нажатии на кнопку управления мигающая цифра зафиксируется и мигать начнет следующая цифра по направлению слева направо. После ввода последней пятой цифры однократное нажатие на кнопку управления переключит ЖКИ в пятый режим индикации.

Если в шестом режиме индикации было введено значение меньше 2400, то после перехода в пятый режим индикации должно высветиться значение 2400. Если в шестом режиме индикации было введено значение больше 25000, то после перехода в пятый режим индикации должно высветиться значение 25000.

В пятом режиме индикации однократное короткое (меньше 3 с) нажатие кнопки управления переведет ЖКИ из пятого режима индикации в первый, после чего будет введен в действие обновленный коэффициент ППС.

В пятом режиме индикации поворот кнопки управления в любом направлении (по часовой стрелке или против) переключит ЖКИ ППС в седьмой режим индикации – измерение количества импульсов, поступающих с датчика скорости. Этот режим характеризуется шестью мигающими нулями в верхней строке ЖКИ.

Работа ППС в режиме измерителя количества импульсов.

Седьмой режим используется для измерения коэффициента ППС. При данном режиме индикации автомобиль должен проехать, например, 100 м (или другое заранее известное расстояние) и остановиться. После остановки автомобиля, в верхней строке ЖКИ будет мигать число, соответствующее поступившему количеству импульсов. Если выбранное расстояние 100 м, то коэффициент спидометра равен количеству поступивших импульсов, умноженному на 10.

С целью повышения точности процесс измерения количества импульсов можно повторить несколько раз и потом рассчитать среднее арифметическое значение коэффициента ППС.

Подключение ППС.

Для подключения внешних цепей к ППС необходимо использовать гнездовые колодки и гнезда, приведенные в таблице или аналогичные.

ОбозначениеТипЦвет колодки
Колодка A927365-1 «AMP»белая
Колодка B927366-1 «AMP»желтая
Колодка C927367-1 «AMP»красная
Колодка D927368-1 «AMP»коричневая
Гнездо927590-1 «AMP»

При подключении к ППС напряжения питания от аккумулятора стрелочный прибор и ЖКИ должны отработать режим теста (на ЖКИ высветятся все сегменты, а стрелка дойдет до максимального значения шкалы и вернется на нулевую отметку). По завершению теста, если включен замок зажигания, ППС должен находится в полностью рабочем состоянии, если замок зажигания выключен – ППС будет работать в режиме энергосбережения (на ЖКИ отсутствует информация, измеритель частоты входного сигнала с датчика скорости выключен, стрелка находится на нулевой отметке шкалы).

Назначение выводов штыревых колодок ППС (распиновка).

Разъем А.

Номер контактаНазначение
1Вход « » (от аккумулятора)
2Вход « » (на лампы подсветки)
3Вход « » (после замка зажигания)
4Резерв
5Вход «-»
6Вход «-» (на лампы подсветки)
7Резерв
8Выход сигнала «Превышение скорости»

Разъем В.

1Выход « 8В» на датчик скорости
2Выход «-» на датчик скорости
3Вход частотного сигнала с датчика скорости
4Резерв
5Резерв
6Резерв
7Выход импульса скорости
8Резерв

Разъем C.

1Резерв
2Резерв
3Резерв
4Резерв
5Выход сигнала «Превышение частоты 133 Гц»
6Резерв
7Резерв
8Резерв

Разъем D.

1Резерв
2Резерв
3Выход импульса скорости (аналогичен клемме 7 разъема В)
4Резерв
5Резерв
6Резерв
7Резерв
8Выход сигнала «Малая скорость»

Маркировка разъемов и контактов нанесена на крышке прибора.

Типовые особенности

Контактные типы датчиков признаны самыми ненадежными. Ввиду соприкосновения с другими деталями, они намного быстрее изнашиваются. Постоянные вращения, трения, вибрации способны вывести из строя даже качественную аналоговую деталь. Однако данный тип устройства используется часто, устанавливаются вместо привода механического спидометра, модернизируют тормозные механизмы. Контактные модели проще подобрать, однако недолгий срок эксплуатации является их очевидным минусом.

Безконтактная установка интегрирует датчик от вращающегося вала. Скорость измеряется благодаря наличию задающего диска либо ротора. Безконтактные модели служат дольше, поэтому именно им конструкторы современных Камазов при проектировании отдают свое предпочтение.

Самое современное решение — датчик скорости Камаз ZF, созданный по современным стандартам. Основой работы является современная раздаточная коробка, позволяющая получать более точные технические характеристики транспортного средства. Благодаря современным технологиям сбора, обработки данных, именно эти системы используются современными отечественными разработчиками грузовиков, помогая двигателю выбирать более экономичный режим для меньшего расхода топлива, минимизации вредных выбросов.

При поломке датчика, его необходимо заменить новым, ремонту данные запчасти не подлежат. Помимо обязательной замены, следует учесть модель измерительного компонента. Необходимо выбирать именно ту модель, что была установлена ранее, либо любой другой аналог, рекомендованный заводом-изготовителем.

Поломка ДСА может быть выявлена по ряду признаков.

  • Водитель потеряет информацию о текущей скорости, пройденном километраже. Перестанет работать спидометр, на некоторых моделях Камазов комплексно отключится тахометр. Так как сам прибор проверить сложнее (придется разбирать приборную панель), лучше обратить внимание на ДСА, возможно, причина кроется именно там.
  • Мотор станет работать хуже (неравномерные обороты холостого хода, мощность будет скакать, резко падать, сильно увеличится расход топлива). Иногда тягач может просто беспричинно начать глохнуть.
  • Могут хуже начать работать системы безопасности, повышенного комфорта: гидроусилитель руля, АБС.
  • Большую роль играет визуальная целостность ДСА. Система расположения компонента имеет открытый тип, поэтому иногда узел поражается коррозией, со временем разъедающей элементы микросхемы. Наиболее подвержены коррозии хрупкие контакты.

При возникновении первых признаков неисправности, необходимо обратиться к специалистам сертифицированного сервисного центра Камаз, имеющим специальное диагностическое оборудование. Благодаря компьютеризированной системе, специалисты подключатся к бортовому компьютеру тягача, выявят код ошибки, после чего компьютер определит тип неисправности, локацию неисправного узла.

Важная особенность маленькой, но такой необходимой детали — возможность помочь водителю соблюдать режим дорожного движения, чтобы избежать транспортного происшествия. Крупногабаритные автомобили нуждаются в фиксации скорости, потому что для высоконагруженных двигателей существуют свои оптимальные режимы, позволяющие сохранить мотор в рабочем состоянии как можно дольше.

В современных автомобилях большинство узлов компьютеризированы. Именно автоматизация многих процессов позволяет современным автомобилям быть более совершенными с точки зрения экономии расхода топлива, экологичности, быстроты ремонта. Во многом компьютеризация определяется по работе датчиков.

Датчик скорости имеет очень важный функционал. Не даром водителю запрещена эксплуатация транспортного средства, если не работает спидометр. Точное определение скоростного режима является одной из составляющих безопасного движения, позволяя контролировать автомобиль.

Скорость грузовика нужно контролировать вдвойне тщательно, ведь помимо своего собственного веса тягач везет вес прицепа, груза, обуславливающие поведение грузовика при определенном скоростном режиме. Существует понятие «скорость принятия решения» — точка невозврата, после которой могут произойти необратимые последствия.

Устройство

Спидометр на КамАЗе представляет собой устройство для измерения скорости автомобиля. Аппарат соединяется с датчиком скорости и топографом.

  1. Стрелочными — скорость показывается движением стрелки по циферблату.
  2. Ленточными — расположение ленты на горизонтальной шкале показывает скорость.
  3. Барабанными — индикатор нанесен на барабан, вращающийся пропорционально изменению скорости.

Механический стрелочный измеритель устанавливают на многие машины.

Устройство аналогового измерителя:

  1. Червячный узел, который устанавливают в коробку передач.
  2. Шестерня, которая крутится вместе с валом КПП. Это дает возможность вычислить скорость вращения привода и колес.
  3. Провод, который проходит от червячного узла к панели приборов.
  4. Магнитный элемент.
  5. Присоединенная к стрелке металлическая пластина.
  6. Шкала.
  7. Пружина.

Сопутствующим элементом аппарата является счетчик, определяющий длину пройденного пути и соединяющийся с тросиком посредством червячной передачи.

В электронном приборе нет механической связи между данными на панели приборов и вторичным валом коробки передач. Прибор бывает:

  1. Оптоэлектронным, в котором находится скоростная часть с тросиком, а данные скорости определяются посредством импульсов фотопрерывателя.
  2. Бестросовым, в котором установлен магнит, вращающийся в месте с валом КПП. Изменения магнитного поля преобразуются мостовой схемой в импульсы.

Популярным является измеритель, функционирующий на использовании эффекта Холла. Изменения выходного напряжения пропорциональны скорости вращения диска. Частота импульсов напряжения позволяет определять скорость машины.

Прибор показывающий спидометра 81.3802, 811.3802. Руководство, распиновка. | Автотема

Электрическая схема системы контрольно-измерительных приборов автомобилей камаз-5320, 5321, 53212, 53213, 5410, 54112, 55111, 55102, 53229, 65115.

Электрическая схема системы контрольно-измерительных.

1 – указатель уровня топлива; 2 – датчик указателя уровня топлива; 3 – предохранитель 13.3722 (7,5А); 4 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 5 – датчик перегрева охлаждающей жидкости;

6 – датчик аварийного давления масла; 7 – датчик указателя давления масла; 8 – указатель давления масла; 9, 11 – блоки контрольных ламп; 10 – указатель температуры охлаждающей жидкости;

На схемах рядом с условным изображением элементов электрооборудования приведены номера присоединяемых проводов, буквами обозначен их цвет: Б – белый; Г – голубой; Ж – жёлтый; З – зелёный; К – красный;

Система контрольно-измерительных приборов предназначена для контроля режима работы агрегатов и отдельных сборочных единиц автомобиля, а также определения скорости движения. Контрольно-измерительные приборы состоят из указателей и датчиков. Все указатели установлены на щитке приборов в кабине водителя, датчики расположены на агрегатах шасси и двигателя.

Электрическое соединение приборов выполнено по однопроводной схеме. Отрицательным выводом является щиток приборов, соединённый с общей массой автомобиля; приборы соединены между собой параллельно через выключатель приборов и стартера.

Источник

Оцените статью
Камаз