Проект Ермак: «КАМАЗпилотники» испытали в Арктике — Авторевю

Проект Ермак: «КАМАЗпилотники» испытали в Арктике — Авторевю Камаз

Чтобы не разбить беспилотный автомобиль, россияне допускают наезд на пешехода и собаку

Разработчики беспилотного автомобиля на базе КамАЗа попросили людей морально оценить ситуации, с которыми будет сталкиваться искусственный интеллект. Респондентам было предложено выбрать модель поведения в ситуациях, когда на дороге внезапно появляется человек или собака[3].

Каждый четвертый участник опроса (25,7%) согласился с тезисом, что задавить вышедшего на дорогу человека перед движущимся автомобилем с автономным управлением было бы правильнее, чем съехать в кювет и допустить гибель находящегося внутри этого автомобиля пассажира.

Если же на дороге внезапно появилась собака, задавить ее готово вдвое больше респондентов — 55,2%. Другие 40,1% готовы спасти жизнь животного путем применения экстренного торможения, даже если это приведет к столкновению с идущим следом транспортным средством, не соблюдшим дистанцию. Примечательно, что о судьбе собаки женщин задумывается на 13% больше, чем мужчин.

Большинство респондентов (71%) так или иначе выступили за то, чтобы направить беспилотный автомобиль в кювет во избежание нанесения травм людям, случайно вышедшим на проезжую часть перед автомобилем, даже несмотря на то, что попадание в кювет может нанести непоправимый ущерб беспилотному транспортному средству и привести к критическим для жизни и здоровья пассажира травмам.

Достаточно большое количество респондентов (43%) высказалось за идею разработки системы определения ценности жизней участников аварии. «Было предложено использовать результаты мгновенного поиска информации в интернете и соцсетях для составления подробного портрета участника ДТП, чтобы на основании этих данных искусственный интеллект мог принимать решение о том, кем жертвовать, а кого спасать.

Всего в опросе приняли участие 1384 респондента из России, в том числе 73,8% мужчин и 26,2% женщин. Возраст основной группы респондентов — до 30 лет (60,6%). Доля респондентов в возрасте от 31 до 50 лет — 33,5%, от 50 лет — 5,9% (из них 3,7% пенсионеров). Опрос был проведен через интернет.

2021: стоимость беспилотного грузовика «камаз» — 14,5 млн рублей

В декабре 2021 года «КамАЗ» назвал цену своего беспилотного грузового автомобиля, который будет тестироваться на трассе «Москва-Петербург» (М11). Речь идет о стоимости в 14,5 млн рублей (примерно вдвое дороже стандартного аналога), она указана в презентации беспилотного логистического коридора (БЛК) на М11, которую подготовил Минтранс.

Как пишут «Ведомости», экспериментальная машина Камаз-54901 с системой автопилота будет поставляться с дизельным двигателем, полуприцепом и классом автономности 3 . Это означает наличие системы адаптивного круиз-контроля: она требует присутствия водителя и не позволит ему убирать руки с руля, пояснил изданию представитель «КамАЗа». Первые четыре машины компания готова поставить в 2022 года, а в 2024-м автопроизводитель поставит еще 30 таких тягачей.

Обычный тягач «КамАЗ-54901», но с трехлетним контрактом на обслуживание обойдется с 1 января 2021 года в 7,98 млн рублей, отметил представитель компании. 68 таких машин можно было собрать на сумму, потраченную на создание полигона для испытания беспилотников «КамАЗа», — его строительство в Набережных Челнах обойдется более чем в 1 млрд рублей.

Еще одна беспилотная модель — «КамАЗ-54907» — должна появиться в 2025 году. Она будет также предлагаться с полуприцепом, но уже с двигателем на сжиженном газе и с классом автономности 4 (система будет требовать присут­ствия человека в кабине, но руль уже можно будет не держать). Его цена составит от 19 млн рублей.

Потребность перевозчиков в беспилотниках на 2024 год к концу 2021-го оценивается уже в 189 единиц. Предполагается, что Evocargo и Ozon они нужны для собственной логистики. Еще 25 машин потребуется «Почте России», семь — X5 Retail Group, 12 — «Деловым линиям».[1]

Cognitive technologies и «камаз» выпустят промышленную версию автомобиля с элементами ии до конца 2022

Компании Cognitive Technologies и «Камаз» планируют выпуск промышленной версии «Камаз» с элементами искусственного интеллекта до конца 2022 г.

«Законченную версию ADAS первого уровня с элементами искусственного интеллекта для `Камаза` мы планируем выпустить к началу следующего года. Это уже будет реальный предпромышленный прототип, который может быть доведен до стадии промышленного производства уже к концу 2022 года», — рассказала Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies. «На прошлой неделе мы сдали один из последних этапов работ в рамках соглашения с Минобранауки России и вышли на финишную прямую — выпуск предпромышленной версии системы помощи водителю или ADAS (Advanced Driver Assistance System) для `Камаза` с элементами искусственного интеллекта», — добавила она.

Предполагается, что разработанная ADAS будет соответствовать первому уровню общепринятой международной классификации SAE International, предусматривающей работу систем предупреждения об опасности столкновении с автомобилями, пешеходами, пересечении линии разметки, а также идентификации дорожных знаков.

Второй уровень ADAS — это уже будет активная помощь водителю, предусматривающая вмешательство в систему управления (притормаживание, удержание в полосе и т.д.). По классификации SAE International существует есть 6 классов автономности: от уровня 0 — полностью ручное управление до 5 — полностью беспилотный автомобиль.

Особенностью подхода Cognitive Technologies является использование в качестве технологической основы так называемой пассивной (поглощающей сигнал) модели компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация считывается с видеокамер.

Собственно, по таким же принципам действует и человек. Этот подход применяется в России в дополнение к активной (излучающей) части модели, на которой базируются многие зарубежные проекты, например, Google Car, уточнили в компании.

По словам представителей Cognitive Technologies, важнейшей особенностью проекта является возможность реальной работы в российских условиях. В отличие от зарубежных разработчиков, ориентирующихся во многом на идеальные условия дорожного движения (качественную разметку, благоприятные погодные условия, отсутствие повреждений дорожного покрытия и т.д.), подход российской компании к созданию системы машинного зрения позволяет распознавать дорожную сцену (в том числе границы дороги, ширину полос движения и т.д.) в отечественных реалиях.

Например, учеными Cognitive Technologies была создана модель, позволяющая беспилотнику работать в условиях бездорожья, когда учитываются значительные вертикальные колебания и перемещения автомобиля. Она позволяет даже в таких условиях устойчиво распознавать все объекты дорожной сцены.

Cognitive technologies ищет таланты для разработки беспилотного транспортного средства

В феврале 2022 года Cognitive Technologies объявила Конкурс «Cognitive Vehicle Detection Benchmark» на лучшую разработку программного обеспечения (ПО) детекции транспортных средств движущихся по дорогам, на изображениях, полученных с движущейся видео-камеры (видео регистраторa).

Участникам, предложившим наиболее интересные решения поставленной задачи будет предложена работа в департаменте разработок и программных проектов Cognitive Technologies с возможностью осуществлять научную деятельность в области машинного зрения, а также денежные призы: за I место – 100 тыс. рублей, за II место 80 тыс. рублей и за III место 50 тыс. рублей.

Заявки будут оцениваться по следующим критериям: качество детектирования, производительность программы, ресурсоемкость программы, уровень научной и практической новизны.

Конкурсная комиссия сформирована из сотрудников компании Cognitive Technologies и института системного анализа РАН, специалистов в области машинного зрения.

По словам руководителя проекта по созданию систем машинного зрения Cognitive Technologies д.т.н, Олега Славина, «Организаторы конкурса не ожидают от его участников программ коммерческого качества и не планируют использование представленных на конкурс программ в коммерческих целях. Его целью является набор перспективных разработчиков в творческую группу, перед которой стоят интересные практические задачи итогом решения которых должно будет стать создание беспилотного автомобиля к 2020 году. Участие в подобных проектах – это реальная возможность ощутить себя в составе команды, создающей прорывные технологии».

Конкурс пройдет в два этапа. На первой стадии участники должны будут представить решение поставленной в его условиях задачи. Те из них, кто представит по мнению Конкурсной комиссии наиболее удачные, с точки зрения соответствию критериям оценки решения, будут приглашены на конференцию, в рамках которой они должны будут подготовить презентации своих результатов.

Итоги конкурса предполагается подвести в конце апреля месяца 2022 года.

Каково оно — моральное право на убийство?

14 декабря 2022 года компания Cognitive Technologies, сообщила о формировании сценариев поведения беспилотного автомобиля.

Одна из важнейших проблем, которую приходится решать разработчикам — поведение авторобота в критических ситуациях, когда избежать аварии невозможно и ущерб здоровью и даже жизни для участников дорожной ситуации неизбежен. Для определения морального права — кем из участников дорожного движения придется вынужденно жертвовать в подобных случаях, компания Cognitive Technologies при поддержке НИТУ МИСиС, МФТИ проводит социологическое исследование среди граждан Российской Федерации.

Его результаты компания предполагает использовать в качестве основного материала для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля, как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования.

Исследования предполагается провести для различных целевых групп: молодежной (от 14 до 30 лет), средней (31 – 50 лет) и старшей (старше 50). Также будет обращаться внимание на различие в ответах мужской и женской аудитории респондентов. Предполагается, кроме того, рассмотреть и различие в ответах у отдельных социальных групп.

Организаторы исследования подготовили описания 5 типичных ситуаций с участием авторобота, когда избежать аварии невозможно, предполагающих 16 вариантов поведения. При этом рассматриваемая в исследовании модель предполагает полную автономность автомобиля, когда вмешательство водителя в процесс управления полностью исключено.

В их числе ситуации:

  • Ситуация 1. Предположим, беспилотный автомобиль движется со скоростью 80 км/ч. Внезапно перед ним на дороге появляется собака. Как должен поступить авторобот, понимая, что экстренное торможение в данной ситуации бесполезно? Продолжить движение и задавить собаку, нарушить правила, с угрозой потери водительских прав, перестраиваясь на встречную полосу, отделенную двойной сплошной линией разметки или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота?
  • Ситуация 2. Предположим, беспилотный автомобиль А движется со скоростью 80 км/ч. Сценарий предусматривает внезапное появление на дороге перед ним нескольких человек. Как должен поступить авторобот, понимая, что экстренное торможение в данной ситуации бесполезно? Продолжить движение и совершить наезд на людей, совершить перестроение на встречную полосу, отделенную двойной сплошной лилией разметки по которой движется автомобиль Б или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота?

На камском автозаводе создали первый отечественный грузовик-беспилотник. мы побывали на ходовых испытаниях этой уникальной машины и оценили ее возможности

Информация, проскочившая в СМИ, о том, что КАМАЗ ведет работы по беспилотнику, слегка озадачила. Где КАМАЗ, а где беспилотники. Но появившаяся вслед за этим фотография расставила все по местам. Приглашение же на КАМАЗ — убедиться в серьезности намерений разработчиков — только утвердило в обоснованности работ.

Итак, беспилотный КАМАЗ. Зачем, для чего? КАМАЗ-5350 цвета хаки, представленный на первых фото, думается, в первую очередь предназначен для военных целей. Его основная задача — доставка боеприпасов и провизии на передовую с минимальными потерями живой силы. В какой-то степени это прообраз транспортных роботов военного назначения будущего.

Вместе с тем на презентации не прозвучало ни слова об этом. Предусмотрительно автомобиль перекрасили в цвета пожарной техники, недвусмысленно дав понять, что он в первую очередь предназначен для пожарных и МЧС. Цели практически те же: тушение пожаров в опасной близости от огня и повышенной задымленности, а также работа в экстремальных ситуациях при возникновении разного рода катастроф.

На самом деле ничего нового «камазовцы» не выдумали. В настоящее время целый ряд именитых фирм работают в этом направлении, и весьма плодотворно. Для меня наиболее значимым является опыт американской фирмы Oshkosh, которая с самого начала не скрывала область применения своих разработок, в частности, машин военного назначения, оборудованных системой TerraMax.

Что, куда и почему

По заявлению главного конструктора по инновационным продуктам НТЦ «КАМАЗ» Сергея Назаренко, работы по беспилотнику проводятся в инициативном порядке за счет собственных средств КАМАЗа. Потенциальный заказчик — МЧС. Основное применение — тушение пожаров в осложненной обстановке.

Техническое зрение спереди обеспечивается пятью видеокамерами

Грузовик оснащен разного вида сенсорами. Есть электромагнитные радары спереди и по бокам, лазерный 2D-лидар (установлен также спереди) и техническое зрение в виде стереокамер (три камеры на крыше, две по бокам плюс камера сзади). Последние предназначены для дистанционного управления грузовиком.

Естественно, присутствует и GPS/ГЛОНАСС-навигация для осуществления определенных режимов движения. Аппаратная часть (компьютер, радары, лидары, стереокамеры) пока импортная. Задание от определенных структур на переход к отечественной аппаратной части может быть выполнено, но лишь в обозримой перспективе (в течение двух-трех лет).

В перспективе, начиная со второго образца, предполагается оснастить беспилотник обзором в 360 градусов. Предполагается использовать систему Bird View фирмы Continental.

Водитель специально держит дверь ногой, рука же у него с телефоном. Тем самым показывалось, что машина им не управляется

В случае потери визуальной информации (сильная задымленность) предусмотрен алгоритм возвращения по уже отработанному маршруту. Одно из решений проблемы — использование устройств, работающих в инфракрасном диапазоне. Это дорогое удовольствие, однако на данный момент на его работу имеется много положительных отзывов.

В этом году планируется закупить подобное устройство и приступить к испытаниям беспилотника с его использованием. Кстати, программное обеспечение для беспилотника разрабатывалось двумя российскими компаниями — «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies, специализирующимися в данном направлении.

В кабине водителя также предусмотрены сенсорные устройства

Так, на «ВИСТ Групп» возложены подбор аппаратной части и разработка алгоритмов управления автомобилем. У этой компании есть определенный опыт работы. В 2022 году ею совместно с БелАЗом был сделан образец дистанционно управляемого карьерного самосвала грузоподъемностью 130 тонн.

Основная идея — исключение человека из зоны ведения горных работ. Следующим шагом стало создание полностью автономной машины, которая уже на протяжении полутора лет проходит испытания на заводском полигоне. Конечная задача — создать образец, способный работать непосредственно в карьере. Определена и площадка — ОАО «СУЭК» (Хакасия). Планами предусмотрено создание пяти автономных БелАЗов и одного экскаватора.

Cognitive Technologies отвечает за блок технического зрения, алгоритм распознавания объектов (ранее упоминаемые две стереокамеры, расположенные за ветровым стеклом) и передачу данных на оборудование «ВИСТ Групп». На основе полученной от всех источников информации принимаются решения, как будет двигаться автомобиль, когда ему необходимо объезжать препятствие, когда тормозить. Пока система стабильно обнаруживает объекты величиной чуть более 200 мм в диаметре, их цвет уже не играет роли.

На бампере спереди, по бокам грузовика и на задней поперечине установлены электромагнитные радары

Как уже было сказано, на беспилотнике применена роботизированная коробка передач ZF AS-Tronic со специальной прошивкой. Для ускорения работ сервопривод рулевого управления был взят от одной из американских фирм. Это позволило в течение двух месяцев поставить оборудование на машину и управлять ею автономно по внешнему сигналу.

Есть и другие пути, правда более затратные. Например, электроусилитель или электрогидроусилитель руля с управлением по CAN-шине. Варианты будут опробованы на втором и третьем образце. Последнее решение рассматривается как более предпочтительное, в том числе со стороны предполагаемого заказчика.

Так осуществляется дистанционное управление грузовиком из «камазовской вахтовки»

В действии

Для «показательного выступления» беспилотника была выбрана площадка предприятия «Ремдизель». В качестве подопытного выступал КАМАЗ-5350 с автоматизированной коробкой передач, сервоприводами и специальным навесным сенсорным оборудованием. Рядом стояли точно такой же грузовик, но в обычном исполнении, и вахтовка с комплексом обмена телеметрией между грузовиком и оператором дистанционного управления беспилотником.

По простоте души устроители мероприятия дали маху, допустив журналистов для осмотра испытуемого раньше времени. Все закончилось тем, что настроенная аппаратура была напрочь выведена из строя. Машина отказывалась объезжать препятствия, попросту не видя их.

Сервопривод рулевого управления пока импортный

Индикатором начала работы в беспилотном режиме стали включившиеся в работу проблесковые маячки. С этого момента всех попросили отойти на безопасное расстояние, от греха подальше.

В первую очередь нам продемонстрировали режим движения по заранее заданному маршруту при отсутствии препятствий. При этом водитель, находящийся в кабине, выполнял роль пассивного наблюдателя. Второй режим предполагал усложнение задачи: появляются препятствия в виде конусов, которые надо было объехать. Объехал все.

Третий режим — имитация ситуации с остановкой перед неожиданно возникшим препятствием. В качестве него выступал солидного размера оранжевый шар, выкатываемый на пути следования грузовика. И на этот раз все прошло без сучка и задоринки. Машина сама предусмотрительно остановилась.

Четвертый режим — движение за лидером. Наконец, пятый — дистанционного управления грузовиком удаленным оператором. Тут для чистоты эксперимента водитель покинул кабину. Грузовик, как цирковая лошадь без наездника, нарезал пару кругов и остановился в заданной оператором точке.

Демонстрация пяти режимов движения беспилотника доказала правильность выбранных решений и достижение первоначально поставленных целей.

Далее предстоит доводка машин до уровня промышленных образцов. В том, что заказчики на данный продукт найдутся, сомнений нет.

Послесловие

В настоящий момент разговор о том, нужен беспилотный КАМАЗ или нет, не идет. Нужен. Подтверждением тому является наше отставание в разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов. Чтобы не допустить подобной ситуации с беспилотными наземными транспортными средствами, работы необходимо продолжать, возможно, даже с большей интенсивностью.

Тест на остановку перед препятствием

То, что помимо военного и специального назначения, беспилотники могут найти применение и в народном хозяйстве, уже продемонстрировано компанией «ВИСТ Групп» на примере БелАЗа. Опыт оказался заразительным. В перспективе уже создание роботов на основе карьерных самосвалов КАМАЗ.

Когда лучше бы никого не посылать

Американская корпорация Oshkosh — один из крупнейших производителей спецтехники и оборудования с 90-летней историей. Ее подразделение Oshkosh Defense занято разработкой и производством систем вооружения и, в частности, транспортных средств различного назначения.

Технология Oshkosh TerraMax представляет собой наземные беспилотные транспортные средства, в которых с помощью интеграции мощных военных компьютеров, разведданных, технологий привода по проводам, а также встроенных сенсорных систем реализован принцип беспилотного наземного транспортного средства, управляемого с ограниченным участием водителя или без него.

Эта технология доступна в виде комплекта для установки на определенный вид транспортного средства. В зависимости от области применения, технология способна предоставлять следующий спектр услуг — дистанционное управление, следование за лидером, полностью автономная работа.

Беспилотный БелАЗ

Беспилотный самосвал БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн, в отличие от своего предшественника, самосвала с дистанционным управлением, — роботизированный: способен двигаться по заранее заданному маршруту. В процессе движения самосвала, к диспетчеру по беспроводному каналу связи поступает вся необходимая информация о дорожной обстановке и о состоянии систем управления.

Движение самосвала к месту погрузки или разгрузки в автономном режиме обеспечивается с помощью спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Оптико-электронная система, установленная на самосвал, обеспечивает безопасность вождения машины при любых погодных и климатических условиях, в любое время суток.

Эта разработка призвана снизить риск для человека при работе в местах с опасными условиями эксплуатации и устранить воздействие вредных факторов окружающей среды. Необходимо также отметить, что опытный оператор в непрерывном технологическом цикле успешно управляет четырьмя-пятью роботизированными самосвалами.

Сегодня по заказу потребителей можно устанавливать оборудование для роботизированного управления на любую модель карьерного самосвала БелАЗ с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью от 90 до 450 тонн.

Ниту «мисис» включился в проект создания беспилотного грузового автомобиля

25 июня 2022 года стало известно о разработке НИТУ «МИСиС»программного обеспечения для автомобилей-беспилотников КАМАЗа.

НИТУ «МИСиС» действует в проекте как разработчик программного комплекса активной безопасности грузового автотранспорта на базе технологий стереоптического компьютерного зрения и анализа дорожной среды. Кроме того, университет проводил тестирование и адаптацию локационного оборудования под задачи проекта.

На испытаниях прототипа беспилотного автомобиля, проведенных на полигоне МЧС в подмосковном Ногинске, разработанное инженерами НИТУ «МИСиС» программное обеспечение, отвечающее за обнаружение повреждений дорожного полотна и прогнозирование положения транспортных средств на дороге, показало отличные результаты и получило высокую оценку от представителей КАМАЗа и Cognitive Technologies.

Директор Центра нанотехнологий, профессор кафедры материаловедения и инженерных наук университета Торонто Гарри Руда высоко оценил предлагаемое решение проблем, связанных с «отклонениями от стандартных дорожных ситуаций, например, в случае сложных погодных условий (туман или сильный дождь), когда базовая система компьютерного зрения (использование дорожной разметки) может отказать».

На 25 июня 2022 года ни одному из разработчиков беспилотных автомобилей, кроме консорциума КАМАЗ– Cognitive Technologies – НИТУ «МИСиС» не удалось решить проблему работы беспилотника под дождем или снегом.

Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies, отметила: «Положительная оценка научно-технического подхода участников консорциума, полученная от ученых с мировым именем, подтверждает высокие перспективы заявленных разработок и дает небезосновательные ожидания широких возможностей применения его результатов не только в России, но и на мировом рынке».Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», подчеркнула: «Университет привлекает к совместной работе с КАМАЗом и Cognitive Technologies молодых и талантливых инженеров, студентов и выпускников НИТУ «МИСиС» из Студенческого конструкторского бюро и стартапа «Карфидов Лаб».
Наше сотрудничество не ограничивается только текущими разработками: по предложению партнеров в университете будет создана целевая магистратура «Международный центр робототехники» для привлечения самых одаренных и успешных студентов, которые в будущем смогут принимать участие в этом проекте».

Ожидается, что проект будет реализован к 2020 году. Согласно предварительным планам, в 2022 году подобные грузовики введут в эксплуатацию на площадках КАМАЗа.

Обозначение дорог для беспилотных тс

29 июня 2022 года компания Cognitive Technologies сообщила о совместной с дизайн-студией Артемия Лебедева разработке проектов предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для информирования участников движения о появлении беспилотных транспортных средств:

Пакет документов с дизайн-макетами соответствующих дорожных знаков направлен в Государственное специализированное монтажно-эксплуатационного предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГУП ГОССМЭП МВДРоссии).

Дорожные знаки планируется концептуально утвердить и, после согласования с Госавтоинспекцией, официально и заблаговременно ввести в эксплуатацию к 2020 году – когда, по мнению разработчиков технологий беспилотного транспорта из компании Cognitive Technologies, беспилотники впервые появятся на дорогах общего пользования, как полноценные участники дорожного движения.

Первичное применение знаков ожидается к 2022 году, когда на дорогах (в том числе на специально выделенных полосах) крупных городов появятся первые беспилотные автомобили. В качестве пилотных регионов для тестирования беспилотных автомобилей выбраны Москва, Московская область и Республика Татарстан.

Знаки разработаны по заказу Cognitive Technologies с учетом визуальной преемственности и юридического соответствия всем современным требованиям: прежде всего, речь идет о соблюдении в знаках норм ГОСТ Р 52290-2004 и других стандартов о дорожных знаках, принятых в России.

https://www.youtube.com/watch?v=QDqSS7v3odk

Знаки планируется включить в раздел №5 «Знаки особых предписаний» правил дорожного движения. Согласно действующей редакции ПДД, знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения. Знак, связанный с движением на участке дороги наряду с пилотируемыми автомобилями еще и беспилотных, должен обязать водителей на время движения по участку дороги в зоне действия знака, отказаться от резких перестроений.

Проект ермак: «камазпилотники» испытали в арктике

В начале года мы подробно рассказывали про «КАМАЗпилотники» — беспилотные грузовики, которые КАМАЗ разрабатывает совместно с научно-исследовательскими институтами. Тогда создатели упомянули, что планируют реализовать проект, аналогичный европейской системе platooning (движение в колонне на автопилоте), только на северных зимниках, где практически исключена опасность для окружающих.

И вот КАМАЗ и Газпромнефть отчитались о том, что беспилотные машины прошли без аварий аж 2500 км по зимникам Восточно-Мессояхского месторождения. Оно расположено в 340 км к северу от Нового Уренгоя, а машины ходили через Гыданскую тундру по маршруту длиной 136 км в один конец.

Проект Ермак: «КАМАЗпилотники» испытали в Арктике — Авторевю

Судя по оснащению грузовиков этого проекта, названного Ермак, они оборудованы примерно так же, как оранжевый экземпляр, показанный на декабрьской выставке Вузпромэкспо в Москве. На кабине и перед ней — радары, лидары, сонары, антенны… Но все они установлены по отдельности, а вот показанный на той же выставке комплекс Аватар (где легкосъемная рама с «органами зрения» крепится к крыше) на северных испытаниях замечен не был.

Проект Ермак: «КАМАЗпилотники» испытали в Арктике — Авторевю

Контроль за машинами проекта Ермак осуществлялся в центре управления на месторождении, а всего так могут соединяться до 20 автомобилей. Более того, на кадрах видно, что водителя нет даже в переднем грузовике!

Из этого можно сделать два основных вывода. Первый: беспилотные грузовики в нашей стране уже достигли такого уровня, что могут эксплуатироваться вне дорог общего пользования (что, собственно, подтверждается успешными испытаниями карьерных «БелАЗпилотников», о которых рассказывалось еще в 2022 году).

Проект Ермак: «КАМАЗпилотники» испытали в Арктике — Авторевю

И второй: конечно, автономное движение — это здорово и перспективно, вот только с одним очень весомым но. Как мы упоминали в предыдущих материалах, лидар, которым оснащают КАМАЗы, стоит порядка десяти тысяч евро, радары Continental — примерно по 2,8 тысячи евро каждый, «автомат» Allison, без которого автономные грузовики не могут работать (передачи-то переключать некому!), — 20—30 тысяч евро. То есть можно предположить, что такие КАМАЗы с учетом всех наворотов дороже обычных минимум на 50 тысяч евро.

Проект Ермак: «КАМАЗпилотники» испытали в Арктике — Авторевю

А поскольку базовый КАМАЗ-43118 дилеры предлагают примерно за 4 млн рублей (это как раз около 50 тысяч евро), то автономный будет в два, а то и в три раза дороже. На этом фоне заявление о том, что доставка грузов такими машинами обходится дешевле на 15%, вызывает логичный вопрос: стоит ли овчинка выделки? И сколько должны проехать «КАМАЗпилотники», чтобы отбить разницу между ценой «автономных опций» и зарплатой водителя, пусть даже с северной надбавкой? Впрочем, можно предположить, что камазовцы еще и оттачивали технологии двойного назначения — тем более что в Заполярье базируются Арктические войска…

Проект Ермак: «КАМАЗпилотники» испытали в Арктике — Авторевю

Оцените статью
Камаз