Пятый этап «Дакара-2020»: очередной хет-трик камазовцев!

Пятый этап «Дакара-2020»: очередной хет-трик камазовцев! Камаз

«ямщик, не гони лошадей!..»

Ралли – это, конечно, гонка. Но та же самая вредная организация FIA продолжает вставлять палки в колёса, иногда – в буквальном смысле. Речь идёт о редукторах. Спортивный КАМАЗ-4326-9 способен разгоняться до двухсот километров в час. Сравним: обычный 4326-й не едет быстрее девяноста.

Нормального человека поездка на простом КАМАЗе-4326 с мотором КАМАЗ-740.31 (240 л.с.) даже со скоростью 80-90 км/ч не оставит равнодушным. Лететь же под двести на десятитонной машине – это оставляет, мягко говоря, очень сильные впечатления. Настолько сильные, что руководство Международной автомобильной федерации ужаснулось и решило снизить максимально дозволенные скорости до 150 км/ч. Поэтому перед механиками команды встал вопрос об ограничении максимальной скорости машины.

Болид камаз-мастер 2020

Изучая историю выступлений команды, многим становится интересно, какими техническими характеристиками наделен болид КАМАЗ-Мастер образца 2020 года. В раллийных соревнованиях класса грузовиков российская команда использует существенно доработанную модель КАМАЗ-43509.

Машина образца 2020 года идентична по конструкции прошлогодней модели, но инженеры сделали ряд серьезных доработок, которые стали необходимы после изменения технического регламента ралли Dakar.

Технические характеристики грузового болида:

  • Общая снаряженная масса превышает 10 тонн;
  • Рабочий объем двигателя составляет 13 литров;
  • Максимальная мощность в «лошадях» достигает 980 сил   (развивает скорость свыше 240 км/час.

Трансмиссия новой модели конструктивно не отличается от первых раллийных моделей грузовиков. Из особенностей конструкции подвески (в сравнении с гражданскими моделями грузовиков) — сдвоенные амортизаторы. Ход подвески при движении достигает 30 и более сантиметров.

Что касается шестицилиндрового дизельного мотора с индексом DCEC ISZ-13, который начал устанавливаться на болиды с 2022 года, то как бы удивительно не звучало, но в основе этого двигателя лежат технологии компании Dongfeng Cummins. Моторы этой фирмы уже использовались на других машинах, участвовавших в ралли-марафонах.

Кузов КамАЗа многим нравится именно по причине внешней «массивности», которая создается из-за кузова. Поскольку лишняя масса для грузовика, построенного под спортивные состязания, только мешает, весь кузов сделан из алюминиевых панелей, которые за собой скрывают «скелет» конструкции грузовика. Все вещи, необходимые для быстрого ремонта болида, хранятся в ящиках, расположенных около задней оси КамАЗа.

Многие технические характеристики КамАЗа под ралли Dakar скрыты конструкторами грузовика, ведь от этого зависит успешность команды в соревнованиях.

К особенностям трансмиссии (помимо ее огромных размеров) можно отнести наличие встроенного в коробку передач т.н. «интардера» — устройства для замедления скорости грузовика, без основной тормозной системы. Касательно системы торможения в конструкции «КамАЗа» есть недочеты.

Интересные факты о камаз-мастер на ралли дакар в 2020 году

Соревнования ралли-марафонов Dakar проводятся в ежегодном формате, поэтому болиды КамАЗа дорабатываются постоянно. Организаторы соревнований с каждым годом усложняют маршрут для участников. О сложности Dakar 2020 говорит то, что из 342 участников марафона к финишу добралось только 226 гоночных машин.

Как и в марафоне 2022 года в нынешних соревнованиях участвовали следующие классы машин:

  • Мотоциклы;
  • Квадроциклы;
  • Автомобили (специально подготовленные для ралли – багги);
  • Грузовики.

Конструкторы команды КАМАЗ-Мастер характеристики грузовых машин в сравнении с прошлогодним марафоном серьезно не меняли, но все же внесли ряд конструктивных изменений из-за смены регламента.

Организаторы гонок, кроме сложностей для пилотов, каждый год вводят дополнительные требования к машинам стран-участниц. Например, в этом сезоне к соревнованиям допускались автомобили только с доработанной системой выброса отработанных газов (экологические требования).

Трасса Dakar-2020 пролегала через пески Саудовской Аравии. Впервые маршрут гонки проходил через страны Азии. Победителем финального этапа в классе «тяжеловесов» снова стал российский экипаж КАМАЗ-Мастер Андрея Каргинова.

История команды камаз-мастер

Представителем России на ралли-марафоне Dakar стали грузовики от Камского автомобильного завода. Впервые гоночная команда российских пилотов на отечественных машинах приняла участие в этих соревнованиях в Польше в 1988 году.

Примечательно, что первый международный выезд в соревнованиях принес успех – одному из экипажей КАМАЗ-мастер удалось взять в заезде серебро. Постепенно, болиды российской сборной становились победителями и призерами крупных международных соревнований.

В 1990 году команда КАМАЗ-мастер впервые заявила свои болиды на ралли-марафон Париж-Дакар. С того момента российская команда успела стать самой титулованной в мире в классе грузовых машин. Членами команды-участника первого для России ралли-марафона стали пилоты:

  • В. Гольцов;
  • В. Марченков;
  • А. Артеменко.

Сборная российских грузовиков КамАЗ на ралли Dakar 1990 показала неплохой результат, однако ни один из экипажей команды достичь финиша не сумел из-за технических неисправностей каждого из грузовиков.

В следующем году экипажи КамАЗа, двигатели которых были серьезно доработаны для Дакара, смогли показать хороший результат, заняв второе и третье места. По состоянию на 2020 год общее количество побед экипажей КАМАЗ-мастер в своем классе составляет 17, что стало рекордом в этом классе техники.

Пятый этап «дакара-2020»: очередной хет-трик камазовцев!

Пятый этап «Дакара-2020»: очередной хет-трик камазовцев!

Победителями пятого этапа международного ралли-марафона «Дакар-2020» в Саудовской Аравии вновь стали три камазовских экипажа. Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из Хаиля:

— Пустыни с большим количеством песка и дюн ждут участников мотоциклетного и автомобильного зачётов впереди, а пока сотням спортсменов пришлось преодолевать горные участки Аравийского полуострова с множеством камней на пути. Многие пилоты и штурманы в своих комментариях после финиша вчерашнего этапа недоумевали: зачем этот триал на последних десятках километров, когда едва разгоняешься выше 30-40 км/ч, чтобы хоть как-то преодолеть огромные валуны, вросшие в песок, и не порезать колёса об острые камни?

  5этап02.jpgОднако это — «Дакар», который, чтобы быть на финише, необходимо проехать от и до. Невзирая на все трудности, которые встречаются на пути из точки А в точку Б. И на верхних ступенях пьедестала окажется тот, кто справится со всеми задачами, подготовленными организаторами 42-го издания международного ралли-марафона. А о сложном маршруте и коварных условиях гонки говорит тот факт, что после трети «Дакара» в деле остались только 33 грузовых экипажа из 46.

«Рад, что организаторы нашли новую местность на нашей планете и смогли перенести тот дух «Дакара», к которому мы все привыкли и который знаем. Здесь сложная трасса и трудная местность, но очень интересная. Самое главное, что у всех участников горит огонёк в глазах, это радует. Основные четыре трудности в гонке – навигация, большое количество порезов шин, плохая видимость из-за сильной пыли, а также дюны, которые начнутся в четверг», — сказал руководитель команды «КАМАЗ-мастер», семикратный победитель «Дакара» Владимир Чагин
после четвёртого этапа. 5этап03.jpg

Сегодня караван ралли должен преодолеть 353 км спецучастка по направлению на восток. 40% дистанции – дюны, еще 21% — пески. Но всё это — во второй половине маршрута, который начнётся со скоростного участка, пересекающего каменистые поверхности. Конечной точкой на карте пятого спортивного дня станет город Хаиль. Здесь, в месте с населением более 600 тысяч человек, с 2006 года проводится ежегодный Хаильский международный фестиваль ралли (в 2008-м он получил одобрение Международной автомобильной федерации). Нынешний участник Язид Аль-Раджи, представляющий Саудовскую Аравию, неоднократно побеждал в этой гонке, как и катарец Нассер Аль-Аттия.

После успешной для команды «КАМАЗ-мастер» среды, когда три российских экипажа оказались на первых трёх строчках финишного протокола, Антон Шибалов, Андрей Каргинов и Дмитрий Сотников ушли на старт плотной группой с разницей в две минуты друг от друга. Такая стартовка помогает не только держать высокий темп каждому участнику гонки, но придерживаться командной стратегии и подстраховывать друг друга в случае непредвиденных ситуаций.

5этапНиколаев.jpgИменно такая ситуация произошла с Эдуардом Николаевым на 165-ом километре: грузовик пятикратного победителя «Дакара» встал из-за проблем с двигателем. Рассчитывать в ремонте челнинский экипаж мог только на себя, ведь стартовал он на 10 с половиной минут позже Дмитрия Сотникова, а это значило, что партнёры по команде никак не могли помочь Николаеву. Российский экипаж поздно ночью добрался до финиша пятого этапа, затем приехал на бивуак и сейчас готовится к старту шестого этапа. 

Эдуард Николаев, пилот экипажа №500: «Неожиданно, что такое произошло с нашим двигателем. Но, как говорится, мы его починили. Думаем, что проедем всё-таки всю гонку. Самое главное, что мы поможем нашим ребятам, нашей команде. Возьмём на себя роль быстрой технички, потому что мы уже отстаём по времени прилично, очень много часов. Будем стараться. Самое главное, чтобы ребята наши ехали, не ломались. У нас пробило газовый стык, и наружу вытек весь тосол. Непросто в полевых условиях снять 120-килограммовую головку. Тем не менее, у нас такой экипаж, что все быстро сообразили, что надо делать».

Не повезло в четверг и другим знаменитым гонщикам. Завоевавший в 2022 году «Золотого бедуина» мотоциклист Сэм Сандерленд завершил своё выступление после падения: англичанин сломал пять позвонков и лопатку.

Вернёмся к грузовому зачёту. На отметке 152 км большая часть участников шла в плотной группе – от лидера Антона Шибалова 19-й экипаж отделяли всего 20 минут. Все изменилось через 100 км, когда курс пролегал через дюны с их отвесными спусками. Преодоление таких опасных участков – испытание не только для техники, но и членов экипажей. Важно не только выбрать оптимальную скорость, но и угол, чтобы не «посадить» машину и не получить травм. Тройка КАМАЗов прошла дюнную секцию успешно, увеличив свой отрыв от преследователей. А победителем гоночного дня стал Дмитрий Сотников (4 часа 12 минут 4 секунды). 5этап04.jpg

 Дмитрий Сотников, пилот экипажа №501: «Сегодня у нас всё в порядке. Стартовали после Антона и Андрея. Из-за мотоциклистов было сложно ехать быстро. Дюны с крутыми спусками. Местами чем-то напоминали Астрахань. Чистых дюн не было, а трасса вышла убойная, рабочая. Местами песок мягкий, а где-то жёсткий, сырой внутри. Опасно было идти на косогоре, где машину начинало сносить».

Антон Шибалов уступил 3 минуты 6 секунд, Андрей Каргинов замкнул тройку ( 3:15). Есть второй российский хет-трик за два дня! Четвёртое время показал белорус Сергей Вязович (16:30). Стабильно идёт чех Алеш Лопрайс, ставший пятым. На шестой строчке – голландец Мартин ван ден Бринк, показавший свой лучший результат на «Дакаре-2020».

5этапКаргинов.jpgАндрей Каргинов, пилот экипажа №511: «Сложный спецучасток. Буквально перед финишем первой части этапа задели заднее правое колесо: был сильный прокол, с которым справлялась подкачка. Учитывая, что за замену в зоне нейтрализации полагается большой штраф, не стали менять его. Приняли решение ехать на подкачке, но по ходу движения она перестала справляться, воздух стал уходить из пневмосистемы, тормоза местами начали пропадать. Понимали, что на остановке потеряем 6-7 минут, поэтому поехали дальше, что оправдало наш план. Было много спусков, отвесная скала буквально. На дюнах были очень жёсткие тычки».

Генеральную классификацию по-прежнему возглавляет экипаж Андрея Каргинова. А на второе место переместился Антон Шибалов. Теперь камазовцы опережают Сергея Вязовича на 24 и 9 минут соответственно. Дмитрий Сотников поднялся на седьмую строчку.

5этапШибалов.jpgАнтон Шибалов, пилот экипажа №516: «Сегодня гораздо меньше камней, больше песчаных дорог. Были крутые спуски, о чём предупреждали организаторы. Местами, такое ощущение, они были под 90 градусов. Старались преодолевать их аккуратно. Пески были вязкими, но дальше будет сложнее. Колёса справляются, едем дальше».

Сергей Вязович, пилот экипажа №503 («МАЗ-СПОРТавто»): «Первую часть ехали аккуратно, проигрывали немного. Второй участок двигались уже в гордом одиночестве, КАМАЗы были впереди. Долго не могли найти свой темп. Сегодня трасса была совершенно другой, а у нас мягковато была настроена подвеска. Последние километров 50 проехали в хорошем темпе. Проколов не было, в навигации тоже проблем нет. Видели Януса ван Кастерена, он менял колесо, Герт Хузинк тоже менял колесо, но в зоне нейтрализации. Мы его предупредили, что так делать не стоит. Было много опасных непрописанных спусков, это удивило».

В пятницу участников «Дакара-2020» ожидает смешанный старт шестого этапа по маршруту Хаиль – Эр-Рияд. Путь в столицу Саудовской Аравии – самый протяжённый с начала гонки: 830 км, в том числе 477 км спецучастка. Экипажи ждёт кардинальная смена пейзажа – быстрые трассы сменятся на песчаное бездорожье курсом на юго-восток. Долгожданный день отдыха все ближе.

Результаты пятого этапа в классификации Т4

Место

Участники

Страна

Грузовик

Результат

Отставание

1

Дмитрий Сотников

Руслан Ахмадеев

Ильгиз Ахметзянов

Россия

КАМАЗ

04:12:04

2

Антон Шибалов

Дмитрий Никитин

Иван Татаринов

Россия

КАМАЗ

04:15:10

00:03:06

3

Андрей Каргинов

Андрей Мокеев

Игорь Леонов

Россия

КАМАЗ

04:15:19

00:03:15

4

Сергей Вязович

Павел Гаранин

Антон Запорощенко

Белоруссия

МАЗ

04:28:34

00:16:30

5

Алеш Лопрайс

Петр Покора

Халид Алкенди

Чехия-

ОАЭ

INSTAFOREX

LOPRAIS PRAGA

04:35:42

00:23:38

7

Мартин ван ден Бринк

Вутер де Граафф

Митчелл ван ден Бринк

Нидерланды

MAMMOET

RALLYSPORT

04:46:25

00:34:21

9

Мартин Масик

Франтишек Томашек

Давид Сванда

Чехия

IVECO

04:54:33

00:42:29

10

Янус ван Кастерен

Дарек Родевальд

Марсел Снийдерс

Нидерланды-

Польша

IVECO

04:57:34

00:45:30

11

Алекс-р Василевский

Дмитрий Вихренко

Виталий Мурылев

Белоруссия

МАЗ

04:58:49

00:46:45

13

Алексей Вишневский

Максим Новиков

Андрей Неверович

Белоруссия

МАЗ

05:01:55

00:49:51

Итоги в классификации Т4 после пятого этапа

Место

Участники

Страна

Грузовик

Результат

Отставание

1

Андрей Каргинов

Андрей Мокеев

Игорь Леонов

Россия

КАМАЗ

20:10:02

2

Антон Шибалов

Дмитрий Никитин

Иван Татаринов

Россия

КАМАЗ

20:24:55

00:14:53

3

Сергей Вязович

Павел Гаранин

Антон Запорощенко

Белоруссия

МАЗ

20:34:00

00:23:58

4

Алеш Лопрайс

Петр Покора

Халид Алкенди

Чехия-

ОАЭ

INSTAFOREX

LOPRAIS PRAGA

21:39:20

01:29:18

5

Мартин Масик

Франтишек Томашек

Давид Сванда

Чехия

IVECO

21:48:32

01:38:30

6

Янус ван Кастерен

Дарек Родевальд

Марсел Снийдерс

Нидерланды-

Польша

IVECO

22:10:15

02:00:13

7

Дмитрий Сотников

Руслан Ахмадеев

Ильгиз Ахметзянов

Россия

КАМАЗ

22:23:32

02:13:30

10

Алекс-р Василевский

Дмитрий Вихренко

Виталий Мурылев

Белоруссия

МАЗ

23:15:46

03:05:44

11

Алексей Вишневский

Максим Новиков

Андрей Неверович

Белоруссия

МАЗ

23:17:46

03:07:44

13

Мартин ван ден Бринк

Вутер де Граафф

Митчелл ван ден Бринк

Нидерланды

MAMMOET

RALLYSPORT

23:35:04

03:25:02

Оцените статью
Камаз