Рашид Ибрагимов — пилот и писатель

Рашид Ибрагимов - пилот и писатель Камаз

Почему именно «мастер»?

14 апреля 1993 года существование КамАЗа оказалось под вопросом — сгорел завод двигателей. О масштабах бедствия свидетельствуют размеры уничтоженной пламенем постройки — 1,1 км в длину и 363 метра в ширину. В огне погибли и проходившие там доработку моторы спортивных грузовиков, но было куда проще найти новые двигатели, чем деньги на дальнейшее содержание спортивной команды.

Тогдашний директор завода Николай Бех так и сказал гонщикам: «Я помогать вам больше не могу, нам сейчас не до гонок». В итоге на несколько лет спонсором команды стала компания «Мастер», которая производила двери. Она обеспечила гонщикам спокойную жизнь в тот период, пока завод приходил в себя после аварии. За эту помощь команда решила оставить слово «Мастер» в названии навсегда. Сегодня «КАМАЗ-мастер» снова полностью заводская команда, и уже новый генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин на протяжении последних 15 лет провожает экипажи из Набережных Челнов на «Дакар».

Первая жертва

В 1990 году советские газеты провожали команду на ее первый «Дакар» заголовками «КамАЗы промчатся по пустыне». Они не промчались. Сошли с дистанции практически сразу после старта: на первом грузовике заклинило двигатель, на втором сломался коленвал, на третьем лопнул маховик. Последнюю машину нечем было вытаскивать из песков Сахары, ее пришлось оставлять. «Мы вернемся за тобой», — сказали гонщики.

Они действительно вернулись, но только летом, достав необходимые детали и уговорив посольство СССР в Мавритании поспособствовать спасательной операции. Видавший виды джип с местными военными, надсадно ревя и буксуя, прорывался сквозь пустыню так тяжело и долго, что запасы воды стали подходить к концу, но камазовцы отказывались возвращаться без грузовика. На одном из привалов при  50°С они услышали, как мавританцы по-французски обсуждают, не проще ли пристрелить русских и уехать.

Убийство действительно произошло, но раньше. Когда поисковики добрались до раненого КамАЗа, их встретил распотрошенный остов боевой машины: что не уничтожила гонка, истребили мародеры. Без колес, без проводки, без стекол — его было уже невозможно спасти. Экипаж работал молча и четко, провожая своего близкого в последний путь: нацедили бензина из бака, облили им КамАЗ и подожгли.

Гонки по минному полю

В 1991 году гонка шла по спорной территории между Марокко и Мавританией, в обычное время представляющей собой минное поле. Для «Дакара» в нем сделали коридор — метров сто в ширину и километров сто в длину. Вот там-то и встал один из КамАЗов. Починить его на месте было невозможно, и оставалось только два варианта: ждать помощи от своих или бросить грузовик, воспользовавшись услугами «подметальщика» — машины, замыкающей гоночный караван и подбирающей тех, кто нуждается в помощи.

Помня, что бывает с брошенными КамАЗами, экипаж из пилота Виктора Московских, штурмана Сергея Гири и на тот момент еще механика Владимира Чагина от «подметальщика» отказался и остался ждать своих. Ни телефонов, ни других средств связи тогда не было. Координаты передали в записках, которых для верности отправили целых три штуки с тремя разными проезжавшими мимо гоночными машинами.

Получив записку, камазовцы вшестером поехали на выручку, но проблемы начались сразу. Дело в том, что пострадавший экипаж остался на марокканской территории, притом что остальной караван уже доехал до Мавритании, а визы однократные. К границе подъехали в ночи. Вдруг из темноты появляется человек: на голое тело надета шинель, на ногах шлепанцы, в руках ружье. Он забрал документы и ушел в ночь. Час проходит, два — не возвращается. Гонщики понимают, что отдали паспорта неизвестно кому (мало ли, кто в этом богом забытом месте мог с ружьем подойти).

Вспоминает на тот момент руководитель команды Семен Якубов: «Ребята, — говорю, — закройте машину и никуда не выходите. Если долго не буду возвращаться, работайте по обстановке». Я прошел метров пятьдесят, когда человек с ружьем снова выплыл из тьмы и объявил, что разрешение на проезд мы можем получить только в ближайшем городе, до которого 700 километров. А сам глаз с моих часов не сводит. «Cadeau», — говорю (франц. «подарок»). Таможня тут же дала добро, только предупредила, чтобы мы с дороги не съезжали — все заминировано».

Этот запрет практически тут же был нарушен — пробили шину, и пилот Владимир Бурыкин по привычке зарулил на обочину. Обратно на дорогу выезжали аккуратно, по своим же следам. К утру спасатели добрались до марокканской границы, где как раз дежурил пограничник, с которым они познакомились несколько дней назад. «Я сейчас все решу», — сказал он и ушел. Прошло несколько часов, и пришлось, как и на мавританской стороне, идти на поиски. Оказалось, этот приятель просто сменился и ушел домой. К камазовцам по очереди выходили командиры, один другого выше, но проблема не решалась.

На сторону россиян встали французские гонщики, оказавшиеся там же: «Мы не тронемся с места, пока не пропустите русских, — объявили они, — и соберем всех, кого только можно, чтобы обозначить происходящее как международный скандал».

Ночью камазовскую экспедицию отправили в соседний город к коменданту, которого пришлось будить для экстренного решения вопроса. Ему был отдан весь запас сувениров, но тот все равно колебался, твердя про минные поля. Только когда гонщики, потрясая GPS и легендой (книгой, где детально описан маршрут ралли), сказали, что знают точную дорогу, их пропустили, оставив, впрочем, в машине для порядка сопровождающего по имени Рашид.

Этот Рашид не спал двое суток, и у него буквально закрывались глаза, но, когда грузовик выехал на заминированную территорию, сон у него пропал. Хуже было другое — пропали и все опознавательные знаки, обозначавшие безопасный коридор: следы замело, камешки разметало. То есть машина ехала по нехоженой пустыне, которая усеяна минами. Поняв, что они заблудились, Рашид начал кричать «Minen-minen!», а в кабине всем и так страшно — с водителя пот просто ручьями льет. Чтобы утихомирить сопровождающего, достали припрятанную бутылку водки и дали ему полный стакан, после чего Рашид уснул и больше не беспокоил. Чего нельзя сказать о минах, о которых недвусмысленно напоминали встречавшиеся по пути взорванные автомобили, обгоревшая военная техника, блиндажи со следами перестрелок.

50 километров преодолели за пять часов, еще дважды повторив ритуал усыпления Рашида, и только на рассвете выехали к пострадавшей машине. Ребята провели там уже трое суток. Помощь прибыла вовремя. У них кончилась вода и пища, и в то утро они собирались, сняв с машины аккумулятор и подключив к нему GPS, пытаться выбраться пешком. Кстати, предыдущий день был днем рождения Владимира Чагина, вот так он его встретил — ожидая помощи в пустыне, среди мин. Вывозили машину по собственным следам, точно повторяя все свои плутания, — лучше так, чем по минам.

Все свои

Уникальность «КАМАЗ-мастера» в том, что, даже став величиной мирового уровня, команда остается заводской и черпает кадры из своих же воспитанников. Если сравнивать с «Формулой-1», это все равно как если бы за рулем болидов гонялись люди с завода Ferrari. Тот же Владимир Чагин — сегодняшний руководитель команды «КАМАЗ-мастер» — мастер: в 1988 году пришел на завод в Набережных Челнах механиком (ему тогда было 18 лет), увлекся автоспортом и, отработав несколько лет механиком в заводской гоночной команде, пересел в кресло пилота.
Покинул это кресло Владимир только в 2022 году — в ранге самого титулованного гонщика мира спортивных грузовиков. 7-кратный победитель «Дакара» по прозвищу Царь Пустыни, Чагин стоит в одном ряду с такими легендами автоспорта, как Михаэль Шумахер, Себастьен Лёб и Валентино Росси.

Мощные 90-е

Пик мощности грузовиков на «Дакаре» пришелся на середину 90-х. «КАМАЗ-мастер» тогда готовил для участия в гонке 12-цилиндрового 1050-сильного среднемоторного монстра. На тестах он рвал всех. Проблема в том, что рвал он и свои собственные детали — коробки передач и редукторы. Впрочем, это был не самый диковинный грузовик мира, «Татра» выставляла на «Дакар» машины с двумя моторами — по одному на переднюю и заднюю ось.
Увы, один из подобных грузовых прототипов попал в страшную аварию, в которой погиб штурман, после чего дакаровские грузовики серьезно ограничили в мощности и ввели правило, запрещавшее переносить двигатель с привычного места под кабиной.

Самая страшная авария

По правилам гонки более быстрые машины надо пропускать, но на «Дакаре» 1997 года перед КамАЗом Чагина, Якубова и Савостина попались новички на джипе, которые отказывались уступать дорогу, вынуждая грузовик ехать в облаке поднятой ими непроглядной пыли. В итоге сидевший за рулем Владимир Чагин поздно увидел поворот, и 10-тонный грузовик на скорости 120 км/ч влетел в трехметровую груду камней, сработавшую как трамплин — прежде чем замереть, машина четыре раза перевернулась, причем не через бок, а через кабину, превратившуюся в комок рваного жеваного металла.

Чагина и механика Сергея Савостина медицинским вертолетом эвакуировали в больницу, а Якубов со сломанной рукой (он ее сломал накануне и так и ехал с переломом) в полубессознательном состоянии остался сторожить машину в ожидании спешащих ему на смену камазовцев. Бедуинов, готовых в любой момент раздеть грузовик, он задабривал подарками — сухпайками и всякой мелочевкой, найденной в машине.

Экстрим для народа

В 2003 году боевой дакаровский КамАЗ стал доступен для всех. Точнее, для всех, у кого есть 300 000 евро, — отныне на гонку допускались только серийные машины, и, чтобы соблюсти это правило, в Набережных Челнах выпустили модель КамАЗ-4911 Extreme. Представленный на выставке в Абу-Даби 830-сильный монстр, способный преодолеть 60-градусные спуски и подъемы, тут же нашел нескольких покупателей среди шейхов. «Мы продаем примерно по одной машине в год, — говорит Владимир Чагин. — Только сегодня это уже не модель 4911, а КамАЗ-4326.

Кровавый спорт

На «Дакаре» 2004 года вся спина пилота Фирдауса Кабирова была стерта в кровь, и он попросил врачей на гонке обработать рану, но, когда он снял комбинезон, у них чуть глаза на лоб не полезли: натер спину пилоту жесткий корсет, в котором он ехал гонку из-за сдвига поясничных позвонков, вызвавших блокировку спинных мышц. С такими травмами ходить-то не рекомендуется, не то что трястись две недели на ралли-марафоне. Но экипаж Кабирова — Беляева — Камалова, несмотря на все травмы, финишировал на той гонке вторым, всего 53 минуты и 38 секунд уступив первому месту, которое заняли Чагин — Якубов — Савостин, у последнего из которых на том «Дакаре» были травмированы почка и ребра.

Неудивительно, что за годы соревнований в спортивном центре «КАМАЗ-мастер» пришлось научиться чинить не только машины, но и людей. Ралли-рейды — это часы, дни и недели жуткой тряски и мощных ударов, после которых ремонта требует и опорно-двигательный аппарат членов экипажа. Переломы костей, проблемы с позвоночником, мышцами и сухожилиями стали настолько рутинной частью жизни команды, что на ее базе работает уникальный медицинский центр по возвращению спортсменов к тяжелым физическим нагрузкам. Там же гонщики проходят подготовку перед изнурительными рейдами, чтобы минимизировать число возможных проблем.

Нашли место и время

Из-за войн и террористов с 2009 года «Дакар» проводится не в Африке, а в Южной Америке. Ралли-марафон не раз попадал в опасные ситуации: так, в 1991 году грузовик, ехавший следом за экипажем Чагина, был расстрелян. Его французский экипаж погиб. Кстати, это была первая гонка Владимира в качестве пилота.

Камаз в лицах

Арбузова Алсу Рифатовна — ведущий специалист отдела управления персоналом в Логистическом центре. 
Стаж работы на КАМАЗе — 13 лет.

§

§

§

Камаз поможет партнерам возить товар из китая

Параллельно в соседней аудитории на тему организации логистики в текущих условиях рассуждали директор департамента развития внешней логистики ПАО «КАМАЗ» Дмитрий Филиппов и директор компании «Логикам» Фарит Юнусов.

Они уверяли, что сейчас самое время начать сотрудничать и пользоваться возможностями, которыми уже обладает КАМАЗ. К ним, в частности, можно отнести, например, прямой поезд из 50 контейнеров, который два раза в месяц приезжает в Нижнекамск из Китая.

«Поезд интересен тем, что ПАО „КАМАЗ“ не заполняет все 50 контейнеров на 100 процентов, так что оставшуюся часть могут занимать сборные грузы», — добавил начальник отдела внешней транспортной логистики Денис Павлов. По его словам, транспортировку одного-двух контейнеров сложно оперативно организовать, тогда как кооперационная логистика дешевле и работает без сбоев:

Еще один вариант доставки необходимых комплектующих от восточных коллег — морские перевозки. В частности, Павлов рассказал, что у КАМАЗа есть выход на компанию «Модуль», которая возит грузы в сторону Китая из Владивостока. «Им выгодно загрузить контейнеры, которые возвращаются в Россию. Они готовы работать в ноль, лишь бы не ехать пустыми», — пояснил спикер.

Прорабатываются и варианты авиаперевозок. Сейчас на стадии согласования договор с несколькими авиакомпаниями, которые работают на грузовых самолетах Ил-76 и готовы летать в Китай и Индию. Также присутствующих бизнесменов заинтересовали варианты размещения небольших грузов в контейнерах.

Денис Павлов рассказал, что у КАМАЗа есть выход на компанию «Модуль», которая возит грузы в сторону Китая из ВладивостокаДенис Павлов рассказал, что у КАМАЗа есть выход на компанию «Модуль», которая возит грузы в сторону Китая из Владивостока

Директор компании «Логикам» (дочернего предприятия КИП «Мастер») Юнусов рассказал, что на их складском комплексе автоматизирована система управления, что позволяет оперативно комплектовать и отгружать продукцию. Имеется склад временного хранения в аэропорту Бегишево.

На территории КИП «Мастер» для импортеров есть складской терминал, куда грузы поступают в контейнерах, и прямо на месте осуществляется таможенная очистка товара, там же происходит процесс декларирования и далее погрузчики перевозят грузы в рублевую зону. «Все под одной крышей, никакого дополнительного транспорта — экономический эффект налицо», — поделился Юнусов.

«Наши двери всегда открыты для поставщиков. Понятно, что у КАМАЗа есть свои процедуры. Сейчас нам необходимо более оперативно решать все эти вопросы, что мы в принципе и делаем, — подвел итоги мероприятия Ибрагимов. — При этом никто не отменяет процедурные моменты и не снимает вопросы качества продукции».

Камаз разберет daimler на молекулы?

Каждая из трех аудиторий, которые занял КАМАЗ, работала по своей теме: в одной обсуждали производственные закупки, во второй — непроизводственные, в третьей — международную логистику.

Тему производственных закупок курировали директор камазовского центра закупок Виктор Бурасов и директор департамента стратегических закупок Наиль Гумеров, которые рассказали, как стать поставщиком автогиганта. Оказывается, для начала нужно зарегистрироваться на портале закупок, получить доступ к анкетированию и дождаться, пока бизнес будет проверен КАМАЗом.

«Мы должны понимать, что за предприятие хочет с нами сотрудничать, какая у него структура», — объяснял все тонкости Гумеров. Если компания устроит завод, то ей направят соглашение о конфиденциальности и при необходимости будет проведен первичный аудит.

Пройдя все процедуры, компания получит доступ к кабинету на технопортале для обмена технической документацией и коммерческими предложениями. Гумеров напомнил, что у КАМАЗа есть своя обучающая программа «Школа поставщика», где рассказывают о требованиях завода, обучают процессным подходам, системе аудита и менеджменту качества.

Директор центра закупок заявил, что с августа КАМАЗ будет выпускать по 150 автомобилей серии К5: «Да, это вроде бы не много. Но это уже показатель»Директор центра закупок заявил, что с августа КАМАЗ будет выпускать по 150 автомобилей серии К5: «Да, это вроде бы не много. Но это уже показатель»

«В силу определенных обстоятельств наши коллеги покинули нашу благословенную землю. Ну и слава богу! — взял слово Бурасов. — Теперь перед закупщиками поставлена задача обеспечивать ежедневно сборку 190 автомобилей. Мы эту задачу успешно выполняем.

Да, есть какие-то издержки. Мы проходим их через определенные усилия. Думаю, скоро стабилизируем данную ситуацию, поскольку были вынуждены перейти на несколько непривычный модельный ряд. Насколько я понимаю, корпоративный отпуск на КАМАЗе отменен. Заказов много».

Директор центра закупок заявил, что с августа КАМАЗ будет выпускать по 150 автомобилей серии К5: «Да, это вроде бы не много. Но это уже показатель. С сентября выходим на производство двигателя Р6, который был у нас ранее анонсирован». Бурасов подчеркнул, что КАМАЗ в поисках поставщиков именно на будущее, так как вопросов по старому варианту грузовика К3 сегодня нет:

«Наша задача — перейти на К5. Это новый модельный ряд. С 1 января 2023 года мы 100 процентов переходим на этот класс. К3 тоже остается». Сейчас КАМАЗ работает над возрождением двигателя с топливной аппаратурой. На это, по прогнозам Бурасова, необходимо еще где-то три месяца.

После приветственных речей поставщики выстроились в очередь к представителям автогиганта, чтобы задать вопросы и достичь предварительных договоренностей о сотрудничестве. Компании сделали свои предложения по тканевой обивке салона, электронике, пружинам, пластику и прочим деталям.

Стоит отметить, что это не последнее мероприятие автозаводцев с потенциальными партнерами. Как сообщил Гумеров в беседе с представителем одной из компаний, на следующей неделе КАМАЗ планирует провести выставку, где будет продемонстрирован разобранный двигатель Daimler. «Можно будет увидеть все, вплоть до каждой пластмассовой детали. Мы вас пригласим», — анонсировал он.

Параллельно в соседней аудитории на тему организации логистики в текущих условиях рассуждали директор департамента развития внешней логистики ПАО «КАМАЗ» Дмитрий Филиппов и директор компании «Логикам» Фарит ЮнусовПараллельно в соседней аудитории на тему организации логистики в текущих условиях рассуждали директор департамента развития внешней логистики ПАО «КАМАЗ» Дмитрий Филиппов и директор компании «Логикам» Фарит Юнусов

Миллион для рашида ишхановича

рашид

Стало известно, что 27 мая в столице сотрудниками спецслужб был задержан Рашид Анкоси – заместитель начальника управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК по Москве. Его задержали по подозрению в получении взятки. За что следователь должен был получить эти деньги, не сообщается.
По данным СМИ, заместитель руководителя управления СКР по Москве Рашид Анкоси был задержан сотрудниками ФСБ с поличным вне стен следственного управления во время встречи с посредником.
Сообщается, что сумма, которую в качестве взятки должен был получить Анкоси, – около одного миллиона долларов. Также известно, что вместе с высокопоставленным следователем на допрос был доставлен его сообщник – сотрудник ФСБ, который проходит по делу в качестве подозреваемого.
Отметим, что ранее Рашид Ишханович Анкоси возглавлял следственный отдел СУ СК по Лазаревскому району Сочи, после чего был повышен в должности и переведен в Москву.

ОТСЮДА

Известно, что в столице Анкоси участвовал в расследовании самых громких и резонансных дел. Например, именно в его ведении находилось производство по волнениям в Бирюлево-Западном, вспыхнувшим осенью прошлого года после убийства местного жителя мигрантом.

ОТСЮДА

Общие новости для камаз, нургалиев рашид — библиотека — впк.name

Подведены итоги 15-й международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2022», проходившей в Москве 25–28 октября

Организаторами выставки были МВД, ФСБ и ФСВТС России, устроителем – объединение выставочных компаний «БИЗОН». Как отмечается в пресс-релизе устроителя, в нынешнем году программа «Интерполитеха» включала в себя самую масштабную в истории ее проведения экспозиционную и насыщенную научно-деловую составляющие, а также эффектный демонстрационный показ.

Представлялись новейшие разработки

Промышленные гиганты татарстана собрались в челнах в надежде найти альтернативу импорту

Представители более 200 компаний из 14 регионов России собрались накануне в Набережных Челнах, чтобы предложить свою продукцию промышленным гигантам Татарстана — КАМАЗу, Казанскому вертолетному заводу, «Татнефти», «ТаграСу» и РИАТу. Потенциальные поставщики выстраивались в очередь к ответственным представителям чтобы детально обсудить варианты сотрудничества. Переговоры велись в пяти аудиториях инжинирингового центра НЧИ КФУ, три из которых, что характерно, занял КАМАЗ.

На стойке регистрации при входе в здание вуза девушки строго-настрого предупреждали, что делать фото и видео во время выступления представителей КАМАЗа запрещено. Да и сами автозаводцы предпочитали утаивать кое-какие детали: «По понятным причинам информационного поля ничего транслировать не будем. Вы же понимаете, в какое время мы живем», — разводили они руками.

В итоге на понимание собравшихся полагаться все равно не стали, поэтому заместитель Сергея Когогина по закупкам Равиль Ибрагимов выступил без заранее подготовленной презентации. Он напомнил, что выпуск машин поколения К4 — совместной разработки с Daimler — доживает последние дни.

Чего же конкретно сегодня не хватает автогиганту? «Для производства двигателей нужны новые топливные системы, турбокомпрессоры, жаропрочные коллекторы, алюминиевое литье, хомуты, клапаны, системы фильтрации масла и топлива. Иными словами, необходимо все то, что у нас закупалось из-за рубежа, в частности в европейских странах, — пояснил Ибрагимов.

— То же самое по двигателям Cummins, которые продолжат выпускаться с учетом импортозамещения на территории ПАО „КАМАЗ“. Это касается и деталей коробки передач ZF, которые также будут выпускать с учетом импортозамещения на базе нашего совместного с немцами предприятия».

Переговоры велись в пяти аудиториях инжинирингового центра НЧИ КФУ, три из которых, что характерно, занял КАМАЗПереговоры велись в пяти аудиториях инжинирингового центра НЧИ КФУ, три из которых, что характерно, занял КАМАЗ

Для экстерьера современных кабин К5 требуются различные пластиковые позиции. Для интерьера необходимы система термо- и шумоизоляции, заглушки, датчики, стеклоподъемники и замки для дверей. На производство шасси ищут электронику, системы очистки воздуха, фильтрации, гидравлические, тормозные системы.

«Для проекта коммерческих грузовиков „Компас“ номенклатура шире. Здесь сиденья, термоизоляция, ковры, системы кондиционирования, подогреватели, топливные баки, рессоры, амортизаторы. Также это касается всевозможных вентилей, тройников, фитингов по газовому оборудованию и сжиженной криогенной системы», — бесконечно продолжал перечислять позиции выступающий. В какой-то момент в зале начали перешептываться молодые люди: «У них там вообще хоть что-то свое было?!»

Специалисты отдела непроизводственных закупок КАМАЗа тоже в поисках замены импортным материалам: «Нас особенно интересует литейное производство, всевозможные газификаторы, добавки, смолы, связующие, огнеупоры и так далее. Нам интересны и лакокрасочная продукция, масла, инструменты и все, что завозилось из-за границы».

Наиль Гумеров: «Мы должны понимать что за предприятие хочет с нами сотрудничать, какая у нее структура»Наиль Гумеров: «Мы должны понимать, что за предприятие хочет с нами сотрудничать, какая у него структура»

Рашид ибрагимов — пилот и писатель

Вначале Рашид в родном колхозе трудился на разных работах, потом пахал на непослушных быках землю, затем на единственном в колхозе тракторе ХТЗ был плугарем и помощником тракториста. Зимой 1943 года рыл траншеи для противотанковой обороны, что проходила мимо родного села к берегам Волги. Пришлось подростку трудиться и на строительстве железнодорожной магистрали Саратов — Казань, куда привлекали местных жителей. 

Рашид Ибрагимов - пилот и писатель

Потом было Ульяновское железнодорожное училище. Выпускников послали на авиазавод. Работал электриком. Имея на руках пропуск «все цеха», впервые увидел, как строятся самолеты. А еще учеба в заводской вечерней школе и посещение курсов радистов при ДОСААФ. После их окончания Рашид стал посматривать на небо. А нет ли возможности устроиться бортрадистом? Пошел в аэропорт, и вдруг начальник отдела кадров говорит о наборе в Бугурусланское летное училище. Возраст от 18 до 23.

А ему оставалось до верхнего предела всего несколько месяцев. Почему бы не попробовать?.. И вот удача — зачислен. 
Два года учебы пролетели быстро. Выполнена летная программа. Ждут из Москвы квалификационную комиссию. И тут Рашид получает телеграмму из дома: умер отец, участник Первой и Второй мировых войн. Похоронил отца, пока возвращался из своей глухой деревни под Ульяновском в училище, комиссия закончила работу и уехала. Один курсант из ста остался неаттестованным… Выручил командир отряда майор Павлов — ответственность за будущего летчика взял на себя. Свидетельство пилота четвертого класса отставший выпускник получил вместе со всеми. Это была еще одна удача. К тому же вместе со свидетельством будущим летчикам вручили золотые лейтенантские погоны ГВФ. Форма была красивая, как у морских летчиков ВВС. Однако носили эти погоны недолго, затем их упразднили. 

Итак, Казанский аэропорт. Начиная с 1953 года — легендарный фанерный По-2 открытого типа и воздушные местные линии с почтой на борту. Так начиналась летная биография молодого пилота Рашида Ибрагимова. Какая была радость, когда переучился на Ан-2 — теплая кабина и связь с землей. На Ан-2 выполняли в основном авиахимические работы. Куда только не летали: Ташкент, Фергана, Самарканд, Ашхабад… Сбрасывали сено голодавшим сайгакам в калмыцких степях в зимы с сильными снегопадами. Далее Ли-2, Ил-14 — это уже полеты по всему Советскому Союзу. В весеннюю навигацию 1957 года запомнился первый рейс в Сочи. Трасса пролегала через многие посадочные пункты. Когда удавалось позагорать на берегу Черного моря, радости не было предела.

В декабре 1964 года Казанский аэропорт получает реактивный пассажирский самолет Ту-124. Рашиду Ибрагимову, прошедшему стажировку в летном отряде в Минводах, в числе первых удается стать командиром скоростного лайнера. Полеты на всех скоростях и высотах — 15 лет продержалась в казанском небе эта пассажирская ласточка, так называли пилоты этот легкий на подъем самолет. Но после известной катастрофы под Пензой в один миг были списаны все 28 лайнеров только в одном Казанском аэропорту. В ту ночь экипаж Ибрагимова прилетел на базу самым последним. На вопрос, на какую стоянку поставить самолет, дежурный по аэропорту только и ответил:

— В железный ряд. Все! Отлетались, командир, ваши ласточки… 
Отлетался и пилот первого класса, «Отличник Аэрофлота» Рашид Ибрагимов. Он вместе со своим самолетом ушел в отставку. Это было в 1979 году. Оставив летную работу, продолжал работать на том же предприятии вначале дежурным штурманом, потом инженером капитального строительства нового аэропорта, затем старшим мастером аварийной спасательной службы. Где бы ни трудился Ибрагимов, к своим служебным обязанностям относился добросовестно — это уже из его служебной характеристики.

По поручению командования объединенного авиапредприятия без отрыва от производства работал над рукописью будущей юбилейной книги «Крылья Татарстана», которая увидела свет в 1985 году. В то же время к 60-летнему юбилею авиапредприятия возглавил группу энтузиастов по созданию музея авиапредприятия из собранных им же в течение многих лет фотоматериалов, за что имеет от командования благодарности.

Ибрагимов за период многолетней трудовой деятельности на Казанском авиапредприятии неоднократно избирался депутатом городского Совета, в течение нескольких лет являлся членом постоянной городской транспортной комиссии. 
Проявил себя Рашид Ибрагимов высококлассным специалистом не только в гражданской авиации, но и как журналист. Пишет он в основном об авиации. В различных газетах и журналах им опубликовано около 200 заметок, статей и рассказов. Из-под его пера вышли 10 книг: «Серебряные крылья», «Крылатому — небо», «Крылья в небе, время летать», «Орлы скал не боятся» и т.д. В 1992 году Рашид Ибрагимов принят в Союз писателей СССР, он лауреат республиканской литературной премии, имеет почетное звание «Заслуженный работник культуры Татарстана».
Несмотря на солидный возраст, Рашид Абдрахманович и сейчас живет активной жизнью. В свои 90 лет помимо ухода за садом и домом, возведенным собственными руками, активно пишет и собирается издать очередную книгу. Он всегда был страстным путешественником, что так необходимо для писателя. Всю страну пересек по службе сотни раз вдоль и поперек, побывал почти на всех континентах мира. «Кроме Антарктиды и Австралии», — улыбается Рашид Абдрахманович. И за полярный круг, где солнце не восходит месяцами, и в Норильск, где не тает снег даже в середине лета, возил он пассажиров, будучи в дальней командировке по оказанию помощи Красноярскому управлению ГВФ. В середине 60-х годов только в одной туристической поездке на теплоходе ему удалось посетить сразу десять стран Средиземноморского бассейна. Посчастливилось увидеть и Восток: Индия, Цейлон, Бирма, Лаос, Вьетнам, Япония. Далее через Атлантический океан достичь берегов Канады, Флориды, оставив

Нью-Йорк под правым крылом, после сильной болтанки над Бермудским треугольником приземлиться в Гаване и позагорать на роскошных пляжах Варадеры. Аэрофлот дал не только любимую профессию, но и счастье повидать и узнать почти полмира, рассказывал потом своим читателям Рашид Ибрагимов.

Задаю ему вопрос: «Рашид Абдрахманович, за более чем четверть века работы в небе неужто у вас не было никаких ЧП? Насколько мне известно, вы налетали около 20000 часов…»
— Было, и немало. 1966 год. Выполняя рейс на самолете Ту-124 Казань — Симферополь (а салон полон пассажиров!), при наборе высоты внезапно попали в грозу в сплошной облачности, турбулентность была такой силы, что 36-тонный лайнер вначале сильно задрал нос, затем его потянуло вниз. Только на высоте около двух тысяч метров удалось восстановить нормальное положение самолета. Приземлились благополучно. Но на послеполетном разборе присутствовали около тридцати специалистов. Синоптики удивлялись, откуда взялась в утренние часы такой мощи гроза. Такого ЧП в гражданской авиации не бывало, разводили руками знатоки своего дела. Позднее вышла в местной газете заметка с крупным заголовком «Самолет, который не упал».

В 1974 году в ночном полете Ленинград — Казань отказал левый двигатель, возник пожар. Пламя охватило всю левую сторону борта, пассажиры все это наблюдали. Вернулись в аэропорт вылета, сели нормально, пожар потушили на земле.

В 1976 году на высоте 9 тысяч метров треснуло левое лобовое стекло пилотской кабины. В одном из полетов на юг при обходе гроз молния повредила курсовую систему. Остались в облаках без компаса, как слепые котята. А ведь полет проходил над вершинами Кавказа. 

Было немало подобных случаев, особенно когда летал в малой авиации, вспоминает Рашид Ибрагимов. Основная причина отказа самолетных агрегатов в полете — прежде всего устаревшая материальная часть, говорит он. Да, металл, как и человек, тоже устает… Однако сам Рашид Ибрагимов как будто и не устает никогда. Продолжает заниматься любимым делом, готовит к выпуску очередную книгу. Такая трудоспособность достойна всяческого уважения. Недавно в свой 90-летний юбилей он получил поздравление с пожеланием доброго здоровья от Президента России В.Путина.

Не забыли поздравить юбиляра и представители гражданской авиации. Прислали ему красивый макет самолета с надписью: «Рашиду Ибрагимову — пилоту 1-го класса в день Вашего 90-летия от Аэрофлота, где Вы трудились 36 лет».

Топ-100 богатейших татарстанцев

Топ-100 получился максимально объективным с точки зрения математики, но само собой, со своими нюансами.

По сумме мест бизнесменов в списках каждого из экономических показателей определили средние значения и по ним вывели итоговый рейтинг.

Ранжировали получившийся список бизнесменов по каждому из трех экономических показателей

Проверили, какие еще компании, не вошедшие в выборку, принадлежат этим собственникам, и посчитали, сколько денег приходится на долю каждого из бенефициаров.

Определили собственников в каждой организации, их долю в бизнесе, затем посчитали сколько на эту долю приходится денег, исходя из финансовых показателей компаний.

Исключили организации с участием государства и федеральные холдинги, предприятия с иногородними собственниками. Также не учитывали предпринимателей, уехавших из региона, но сохранивших здесь бизнес

Сделали выборку крупнейших компаний, зарегистрированных в регионе, по основным финансовым показателям: это чистые активы, чистая прибыль и выручка

КАК СЧИТАЛИ

Оцените статью
Камаз