Расшифровка аббревиатур и маркировок КАМАЗ

Расшифровка аббревиатур и маркировок КАМАЗ Камаз

Кабина и салон

Внутри кабины грузовика КамАЗ-5320 размещены три сиденья: одно для водителя, два других — для пассажиров. Наименее комфортабельным из них является среднее, которое не имеет механизмов регулировки. Наилучшие условия созданы для водителя, кресло которого может перемещаться в продольной плоскости вперед и назад по специальным направляющим. Фиксируется сиденье в одной из десяти позиций при помощи стопора.

Кроме того, кресло водителя снабжено газовым амортизатором, обеспечивающим компенсацию колебаний в вертикальной плоскости при поездке по неровной дороге. Механизм подрессоривания рассчитан на вес водителя от 50 до 130 килограммов. Спинка сиденья может занимать одно из пяти фиксированных положений.

Правое пассажирское кресло по своей конструкции схоже с водительским, но не оборудуется механизмом подрессоривания. Имеются откидывающиеся подлокотники.

Салон грузового автомобиля КамАЗ-5320

Поддержание комфортной температуры в кабине в холодное время года обеспечивается отопительной системой. Нагрев воздуха происходит при его прохождении через радиатор двигателя. При этом часть потока подается «в ноги» водителю и пассажирам, что обеспечивает равномерность последующей тепловой конвекции. Кроме того, два электрических вентилятора обдувают нагретым воздухом внутреннюю поверхность лобового стекла.

Управление работой системы отопления осуществляется водителем при помощи трёх рычажков, расположенных слева от руля, в нижней части приборной доски. Два из них предназначены для изменения положения заслонок воздухораспределителей, а третий подключен к крану отопителя.

Двери кабины снабжены форточками для проветривания и поворотными механизмами для опускания боковых стёкол. В жаркую погоду для вентиляции дополнительно используется специальный люк, размещенный на крыше.

Сама кабина представляет собой цельнометаллическую конструкцию, собранную на сварном каркасе из листовой стали. Она крепится к несущей раме при помощи передних поворотных шарниров. Эти детали позволяют «опрокидывать» кабину для получения доступа к двигателю.

Крыша, передняя и задняя стенки, а также навешиваемые двери снабжены шумо- и теплоизоляцией. В задней части кабины имеются опоры на рессорах, смягчающие колебания при поездках по пересеченной местности. Они снабжены замками, предотвращающими самопроизвольное «запрокидывание».

Как правильно управлять камазом. классные комиксы 1983 года

Как быстро объяснить основные принципы управления и обслуживания сложного механизма даже дилетантам? Еще во времена Второй мировой войны оказалось, что комиксы и различные графические материалы значительно ускоряют процесс обучения и запоминания материала.

На заводе было сделано несколько подобных инструкций, которые хранятся в музее. Один из вариантов недавно был опубликован Kamaz-Online . Давайте посмотрим, как же КамАЗ обучал будущих водителей.

«Ты начинаешь работать на автомобиле КамАЗ. Это автомобиль современной конструкции, имеющий много новшеств, с которыми тебе раньше, может быть, не приходилось встречаться», — так начинается рассказ в книге.

Такие брошюры должны были снизить количество неисправностей, которые возникали при эксплуатации грузовиков из-за недостаточной квалификации водителей. На одной из страниц наглядным языком показывалось, как и зачем регулировать жесткость сиденья. Приводится даже сравнительное изображение худого и толстого водителей. Один снижает жесткость, другой прибавляет.

На следующем слайде рассказывается довольно сложная процедура пуска с термостатом. Инструкция состоит из 7 пунктов, и её точно нужно было проделать несколько раз, прежде чем сможешь запомнить. При этом указывалось, что исправный двигатель при хорошо заряженных аккумуляторах надежно пускается при температуре до -15 градусов.

Продолжение предыдущего слайда. Тут приводится объяснение еще более сложного процесса пуска с подогревателем. Этот способ советуют использовать при температурах окружающего воздуха ниже 15 градусов по Цельсию. Есть среди нас водители КамАЗов? Проверьте себя, выполняете ли вы пуск с подогревателем правильно!

Руководства по эксплуатации практически всех современных автомобилей рекомендуют вам не прогревать двигатель на холостых оборотах, ведь это наносит ущерб экологии и самому двигателю. Но ведь КамАЗ не будет писать фигню, правда? Тут четко написано: «Перед началом движения прогрей двигатель». И это чертовски правильное решение, скажу я вам. Во время прогрева водитель должен подготовить грузовик к дороге.

В инструкции встречаются не только правильная процедура выполнения той или иной процедуры, но также распространенные ошибки водителей. Например, нельзя давать непрогретому двигателю слишком высокие обороту и большую нагрузку.

Следующий слайд рассказывает о зонах, помеченных разными цветами на тахометре грузовика. В черной зоне двигатель плохо тянет и работает рывками, зеленая — рабочая зона, где двигатель развивает максимальную мощность, а на красные поля стрелка заходить не должна.

Для тех, кто забыл, как пользоваться коробкой передач с делителем, есть подробная подсказка. Не буду цитировать, прочитайте сами, если для вас это актуально, или вы просто всегда хотели узнать, как же работает коробка передач с делителем. Описание идет на примере 10-ступенчатой коробки передач с 2-мя передачами заднего хода.

Механизмы, агрегаты, устройства и части автомобилей камаз

Двигатель – это совокупность механизмов и систем, преобразующих энергию сгорающего в цилиндрах топлива в механическую энергию.

Кабина – это часть транспортного средства, предназначенные для размещения водителя и созданием условий для жизнедеятельности работы.

К таким условиям относят:

  • Хороший обзор;
  • Удобное расположение органов управления;
  • Комфорт (отсутствие или допустимый уровень вибрации и шума, нормальную температуру и частоту воздуха);
  • Безопасность.

Кабина автомобиля КАМАЗ – бескапотная, цельнометаллическая, каркасного типа, расположенная над двигателем, откидывается вперёд, трёхместная или двухместная, с одним или двумя спальными местами, в зависимости от модели и комплектации автомобилей.

Кузов (платформа) – это часть автомобиля, предназначеная для размещения багажа и защиты их от внешних воздействий.

Самосвальная платформа – это цельнометаллический, сварной, саморазгружаемый, оборудованный защитным козырьком кузов. Может обогреваться отработавшими газами для предотвращения примерзания и налипания груза. Применяются для перевозки навалочных сыпучих или кусковых грузов.

Бортовая платформа – это кузов состоящий из основания, бортов и каркаса с тентом. Задние и боковые борта откидные, передний борт жёстко закреплён к основанию платформы. У бортовой платформы четыре или шесть боковых бортов, то есть бортовая платформа состоит из двух или трёх отсеков.

Шасси – это совокупность механизмов, агрегатов и систем, обеспечивающих движение и управление автомобилем. Таким образом, шасси автомобиля КАМАЗ включает в себя трансмиссию, рулевое управление, ходовую часть, тормозную систему.

Трансмиссия – это часть транспортного средства, отвечающая за передачу мощности и крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам. У грузовых автомобилей КАМАЗ к трансмиссии относят: сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал, полуоси, раздаточную коробку (для полноприводных автомобилей).

Сцепление – это механизм, служащий для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии, последующего их плавного соединения, что необходимо для включения передачи при трогании с места и переключении передач при движении автомобиля.

Карданная передачи – это шарнирное соединение расположенных под разными углами друг к другу деталями автомобилей, взаимное положение которых может быть постоянным или меняться при движении автомобиля. Состоит из карданного вала, к концу которого приварена неподвижная вилка шарниры, к другому – шлицевая втулка, соединённая со скользящей вилкой шарнира.

Коробка передач – это механизм трансмиссии, изменяющий при движении автомобиля соотношения между скоростями вращения коленчатого вала двигателя и ведущих колёс. Коробка передач служит для изменения крутящего момента на ведущих колёсах автомобиля, длительного разъединение двигателя и трансмиссии и движения задним ходом.

Коробка отбора мощности (ком) – механическая коробка передач, предназначенная для привода агрегатов специального оборудования/надстройки, устанавливаемого на шасси автомобилей. Характеристики коробки отбора мощности зависят от назначения того оборудования, которое она приводит в действие.

Раздаточная коробка передач – дополнительная коробка передач, распределяющая крутящий момент двигателя между ведущими мостами автомобиля.

Главная передача – шестеренчатый механизм, повышающий передаточное число трансмиссия автомобиля. Главная передача предназначена для постоянного увеличения крутящего момента двигателя, подводимого к ведущим колёсам, и уменьшения скорости их вращения до необходимых значений.

Дифференциал – механизм трансмиссии, распределяющий крутящий момент двигателя между ведущими колёсами и ведущими мостами автомобиля. Дифференциал служит для обеспечения ведущим колёсам разной скорости вращения при движении автомобиля по неровным дорогам и на поворотах.

Полуось – вал трансмиссии, соединяющий дифференциал с колесом ведущего моста автомобиля. Полуоси служат для передачи крутящего момента двигателя от дифференциала к ведущим колёсам.

Ходовая часть автомобиля – система механизмов и деталей, предназначенных для перемещения автомобиля по дороге, связывает колеса с кузовом, гасит его колебания, воспринимают и передают силы, действующие на автомобиль. Ходовая часть включает в себя: раму, мосты, подвеску, колёса.

Рама – штампованная, клёпаная, состоящая из двух лонжеронов швеллерного сечения, соединённых поперечинами металлическая конструкция. К передним концам лонжеронов болтами прикреплена балка буксирной поперечины. Служит для установки крепления кабины, кузова, всех систем, агрегатов и механизмов автомобиля.

Мост автомобиля – агрегат, связывающий между собой правое и левое колесо оси, воспринимающий силы, действующие на них со стороны дороги, и через подвеску передающий их на несущую конструкцию.

Подвеска – совокупность устройств, осуществляющих упругую связь колёс с несущей системой автомобиля. Подвеска служит для обеспечения плавности хода автомобиля и повышения безопасности его движения.

Тормозная система – совокупность механизмов, которые уменьшают скорость движения автомобиля, останавливают и удерживают его на месте, обеспечивая безопасность при движении и на остановках.

Тормозная система автомобиля КАМАЗ имеет несколько разновидностей в зависимости от назначения:

  • Рабочая – предназначена для снижения скорости движения автомобиля вплоть до полной остановки;

  • Стояночное – служит для удержания на месте неподвижного автомобиля на наклонной поверхности;

  • Запасная – является резервный и предназначена для остановки автомобиля при выходе из строя рабочей тормозной системы;

  • Вспомогательная – предназначена для длительного поддержания постоянной скорости, в основном на затяжных спусках.

Ретардер (интардер) – устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без задействования основной тормозной системы. Использование ретардера необходимо для эксплуатации транспортных средств (преимущественно грузовых автомобилей и автобусов, а также автопоездов) в горных условиях на длительных спусках.

Тахограф – техническое устройство предназначенное для непрерывной автоматической регистрации режима движения транспортного средства, его скорости, пройденного расстояния, а также для фиксации периодов труда и отдыха водителей.

Круиз-контроль – устройство, поддерживающее постоянную скорость автомобиля, автоматически прибавляя её при снижении скорости движения и уменьшает скорость при её увеличении без участия водителя.

Расшифровка аббревиатур и сокращений

КАМАЗ – Камский автомобильный завод

2ТО – Второе техническое обслуживание

ЗТО – Третье техническое обслуживание

4ТО – Четвёртое техническое обслуживание

5ТО – Пятое техническое обслуживание

7ТО – Седьмое техническое обслуживание

АБС (ABS) – Антиблокировочная система

Авт. – Автомобиль

АКБ – Аккумуляторная батарея

АКП – Автоматическая коробка передач

АРОК – Агрегат ремонта и обслуживания качалок

АСРДВШ – Автоматизированная система регулирования давления воздуха в шинах

Г/п – Грузоподъёмность

ГБО – Газобаллонное оборудование автомобиля

ГБЦ – Головка блока цилиндров

ГТК – Главный тормозной кран

ГУР – Гидроусилитель руля

ГЦС – Главный цилиндр сцепления

дв. – Двигатель

ДВС – Двигатель внутреннего сгорания

ДЗК – Держатель запасного колеса

ДОПОГ – Дорожная перевозка опасных грузов

ЕТО – Ежедневное техническое обслуживание

Зад. пневм. – Задняя пневматическая подвеска

ЗИП – Запасные инструменты и принадлежности

КБТС – Криогенный бак транспортного средства

КМУ – Крано-манипуляторная установка

КОМ – Коробка отбора мощности

КПГ – Компримированный природный газ

КПП – Коробка переменных передач

КП – Коробка передач

КП ZF – Коробка передач фирмы «ZF»

Кр-Пет – Тягово-сцепное устройство типа «крюк-петля»

КУТП – Кран управления тормозами прицепа

МКБ – Межколёсная блокировка

МКД – Межколёсный дифференциал

МОБ – Межосевая блокировка

МОД – Межосевой дифференциал

Мод. – Модель

НТО – Еженедельное техническое обслуживание

ОГ – Отработавшие газы

Отоп. каб. – Отопитель кабины

П/о главной передачи – Передаточное отношение главной передачи

ПГУ – Пневмогидроусилитель

ПЖД – Подогреватель жидкостный дизельный

ПТФ – Противотуманная фара

РК – Раздаточная коробка

РУ – Рулевое управление

СВОГ – Система вывода отработавших газов

СНОГ – Система нейтрализации отработавших газов

СПГ – Сжиженный природный газ

ССУ – Седельно-сцепное устройство

СТО – Сезонное техническое обслуживание, выполняемое один раз в год осенью

Тахограф с блоком СКЗИ – Тахограф с блоком средств криптографической защиты информации

ТБ – Топливный бак

ТКР – Турбокомпрессор

ТНВД – Топливный насос высокого давления

Топл. ап. – Топливная аппаратура

ТО-2500 – Разовое техническое обслуживание, проводимое в интервале пробега 1000-5000 км

ТОНВ – Теплообменник охладителя наддувочного воздуха

ТС – Транспортное средство

ТСУ – Тягово-сцепное устройство

УВЭОС – Устройство вызова экстренных оперативных служб

ФГОТ – Фильтр грубой очистки топлива

ФТОТ – Фильтр тонкой очистки топлива

ЦПГ – Цилиндро-поршневая группа

Шк-Пет – Тягово-сцепное устройство типа «шкворень-петля»

ЭБУ – Электронный блок управления

Электронасос МОК – Электронасос механизма опрокидывания кабины

ЭСУД – Электронная система управления двигателем

ЭФУ – Электрофакельное устройство

Расшифровка моделей

  • 1 — класс по полной массе
    • 4 — 8-14 тонн
    • 5 — 14-20 тонн
    • 6 — 20-40 тонн
  • 2 — базовый тип транспортного средства
    • 3 — бортовой автомобиль
    • 4 — седельный тягач
    • 5 — самосвал
  • 3 — номер модели
  • 4 — номер модификации
    • 1 — шасси с до рестайлинговой кабины
    • 3 — шасси с рестайлинговой кабиной
    • 5 — автомобиль бортовой с КМУ
    • 6 — автомобиль с рестайлинговой кабиной
  • 5 — исполнение автомобиля
    • 0 — исполнение для умеренного климата
    • 1 — северное исполнение
    • 3 — исполнение для министерства обороны
    • 6 — правый руль
    • 7 — исполнение для тропического климата
    • 8 — исполнение с газовым двигателем
    • 9 — специальное шасси
  • 6 — порядковый номер комплектации
  • 7 — обозначение модели двигателя
КАМАЗCUMMINSDAIMLER
  • 06 — 740.50-360, 265 кВт/360 л.с., дизельный, ЕВРО-2
  • 07 — 740.51-320, 235 кВт/320 л.с., дизельный, ЕВРО-2
  • 10 — 740.30-260, 191 кВт/260 л.с., дизельный, ЕВРО-2
  • 15 — 740.31-240, 176 кВт/240 л.с., дизельный, ЕВРО-2
  • 22 — 740.37-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-2
  • 24 — 740.55-300, 221 кВт/300 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 60 — 740.60-360, 265 кВт/360 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 61 — 740.61-320, 235 кВт/320 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 62 — 740.62-280, 206 кВт/280 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 63 — 740.63-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 30 — 820.60-260, 191 кВт/260 л.с., газовый, ЕВРО-4
  • 34 — 820.74-300, 221 кВт/300 л.с., газовый, ЕВРО-4
  • 40 — 740.602-360, 265 кВт/360 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 41 — 740.612-320, 235 кВт/320 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 42 — 740.622-280, 206 кВт/280 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 43 — 740.632-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 44 — 740.642-420, 309 кВт/420 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 45 — 740.652-260, 191 кВт/260 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 46 — 740.662-300, 221 кВт/300 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 73 — 740.73-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 74 — 740.74-420, 309 кВт/420 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 37 — 820.92-300, 221 кВт/300 л.с., газовый, ЕВРО-5
  • 38 — 820.93-320, 235 кВт/320 л.с., газовый, ЕВРО-5
  • 50 — 740.705-300, 221 кВт/300 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 51 — 740.715-320, 235 кВт/320 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 52 — 740.725-360, 265 кВт/360 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 53 — 740.735-400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 76 (RR) — ISL 360 50, 258 кВт/351 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 77 (E3) — ISXe535 30, 393 кВт/542 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 78 (N3) — 6ISBe 300, 223 кВт/299 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 79 (C3) — 6ISBe 245, 180 кВт/245 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 80 (RS) — ISL 340 50, 245 кВт/333 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 96 (A3) — 6ISBe 210, 155 кВт/210 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 97 (D3) — 6ISBe 285, 210 кВт/285 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 99 (H3) — 4ISBe 185, 136 кВт/185 л.с., дизельный, ЕВРО-3
  • 14 (S4) — ISB 6.7 275, 205 кВт/275 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 19 (L4) — ISB 6.7 300, 219 кВт/300 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 23 (A4) — 6ISB 6.7e4 300, 221 кВт/298 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 25 (C4) — ISB4.5e4 185, 132 кВт/180 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 26 (D4) — ISB 6.7 250, 186 кВт/250 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 28 (R4) — 6ISB 6.7e4 245, 180 кВт/245 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 29 (K4) — ISLe400 40, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-4
  • 48 (A5) — ISB6.7E5 300, 215 кВт/292 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 49 (B5) — ISL8.9E5 400, 294 кВт/400 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 56 (5H) — ISB6.7E5 310, дизельный, ЕВРО-5
  • 66 (D5) — ISB6.7E5 285, 204 кВт/278 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 69 (G5) — ISB6.7E5 250, 178 кВт/242 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • K5 — ISG12 410, дизельный, ЕВРО-5
  • J5 — ISG12 440, дизельный, ЕВРО-5
  • 68 (Т5) — OM 457 LA.V/4, 315кВт/428 л.с., дизельный, ЕВРО-5
  • 87 (S5) — OM 457 LA.V/3, 295кВт/401 л.с., дизельный, ЕВРО-5

Расшифровка обозначений и сопоставление с моделями

  • Литера С – развозные и среднетоннажные автомобили;
  • Литера В – автомобили высокой проходимости;
  • Литера Т – транспортные автомобили;
  • Литера К – тяжелые автомобили;
  • Литера М – магистральные автомобили;
  • Далее четырехзначное число: первые две цифры полной массы в тоннах, вторые две цифры мощности двигателя, разделенной на 10;
  • 4х4.1, 6х6.1, 8х8.1 – полноприводные колесные формулы с односкатной ошиновкой.
Колесная формулаМодельОбозначениеКабина
Шасси
4×2
KAMAZ-4308C1118-C1125С,R
KAMAZ-5308С1524-С1530C,R
KAMAZ-43253T1518-Т1525C,R
KAMAZ-43255T1518-T1525C,R
KAMAZ-5325T1825А
KAMAZ-53605К2024-К2032C,R
4×4.1KAMAZ-43502 / 4326В1224-В1228C,R
4×4KAMAZ- 43265В1524-В1529C,R
6×2-2KAMAZ-65208T2640A
6×4
KAMAZ-53215T1924C
KAMAZ-65117Т2030, T2426-T2430C,R
KAMAZ-65115 / 53229 / 55111T2224, T2524-T2532C,R
KAMAZ-6520K3330-K3342C,R
KAMAZ-65207Т2640A
KAMAZ-6580 / 6520 ЛюксK3540, K4141A
6×6.1
KAMAZ-5350 / 43114B1328, В1724-В1730C,R
KAMAZ-43118В2124-В2132, В2230C,R
KAMAZ-65224K3040C,R
KAMAZ-65222K3436-K3440C,R
6×6
KAMAZ-65111 / 53228T2524-T2532C,R
KAMAZ-6522K3332-K3340C,R
KAMAZ-65802 / 6522 ЛюксK4141 / K3340A
8×4
KAMAZ-6540T3124-T3130C,R
KAMAZ-65201K4132-K4142C,R
KAMAZ-65801 / 65201 ЛюксK4440-K4442, K5042A
8×8.1
KAMAZ-63501B2732-B2736C,R
KAMAZ-6560K3840R
Седельные тягачи
4×2
KAMAZ-5460M1836-M1842C,R
KAMAZ-5490 / 5490 NEOM1840-M1842, T1840A
6×2-2KAMAZ- 65209T2640A
6×4
KAMAZ-54115T1924C
KAMAZ-65116T2226-T2230C,R
KAMAZ-6460M2636-M2642C,R
KAMAZ-65206T2640-T2642A
KAMAZ-65806К2642, К3342A
6×6.1
KAMAZ-53504 / 44108B2126-В2130R
KAMAZ-65221K2836-K2840C,R
6×6
KAMAZ-65225K3336-K3342C,R
KAMAZ-65226К3353-К3360R
8×8KAMAZ-65228K4153-K4160C,R

Рожденный полвека назад как крупнейший производитель большегрузных автомобилей, камский автозавод и ныне, наперекор всем превратностям судьбы, сохраняет свой статус.

Шестидесятые годы прошлого столетия. Растущая экономическая мощь советского государства способствует значительному увеличению объемов грузоперевозок. Страна остро нуждается в большегрузных автомобилях с экономичными дизельными двигателями, но существующие автозаводы не в состоянии покрыть этот дефицит. Назрела потребность в строительстве нового автогиганта.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли Постановление № 674 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Объем производства определили в 150 тыс. автомобилей и 250 тыс. дизельных двигателей. 26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности Александр Тарасов подписал приказ о наименовании нового предприятия Камским автозаводом, а уже 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков приступил к работе на площадке первого объекта КАМАЗа. Эта дата является официальным началом строительства завода.

Конструкцию грузовика, по опыту ГАЗа, рассчитывали купить у ведущих зарубежных компаний. Но ни Ford, ни Daimler в реалиях холодной войны не смогли сотрудничать с СССР, из-за опасений НАТО усиления советской военной мощи. Пришлось рассчитывать на собственные силы.

Выбор пал на ЗИЛ, где в тот период шло создание семейства перспективных грузовиков с кабиной над двигателем, включавших модели с колесной формулой 6×4 для работы в составе автопоездов полной массой 26,5–32 тонны и автомобилей (6х6) для 24‑тонных автопоездов.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Таким изобразил перспективный ЗИЛ-170 в 1967 году заводской дизайнер Лев Самохин.

Как раз к 1968 году на столичном заводе построили первый опытный образец седельного тягача ЗИЛ-2Э170В с дизельным двигателем ЯМЗ-6Э641 мощностью 210 л. с. Эти разработки и легли в основу будущих грузовиков КАМАЗ. Новые грузовики 6×4 предназначались для эксплуатации на большей сети дорог с несущей способностью: 6 тонн — на одиночную ось и 11 тонн — на тележку.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Предок КАМАЗов — седельный тягач ЗИЛ-2Э170В.

Кроме ЗИЛа участие в проекте приняли и другие предприятия страны. Ярославский моторный завод разрабатывал V-образные дизели КАМАЗ-740 и КАМАЗ-741 мощностью 180, 210 и 260 л. с., сцепления и коробки передач. Одесский автосборочный завод трудился над конструкциями полуприцепов к седельным тягачам, Головное конструкторское бюро по прицепам в Балашове работало над прицепами к автомобилям-тягачам, а Минский автозавод занимался созданием самосвальных установок.

С 1969 по 1978 годы на ЗИЛе построили более 50 опытных образцов автомобилей КАМАЗ, суммарный пробег которых в ходе дорожных испытаний составил 4,5 млн км. Для Камского автозавода создали обширную линейку грузовиков с колесными формулами 6х4 и 6х6 (седельные тягачи, бортовые автомобили, самосвалы), которые потом десятилетиями выпускались предприятием. При этом новички по своему уровню не уступали лучшим зарубежным аналогам.

Надо сказать, что на стройке века в Набережных Челнах работало более 100 тысяч человек. Заказы КАМАЗа на стройматериалы и оборудование выполняли свыше 2000 предприятий СССР. Будущий автозавод обеспечивался самым современным технологическим оборудованием.

В его оснащении приняли участие свыше 700 иностранных фирм. Благодаря беспрецедентным объемам финансирования работы велись невероятно высокими темпами. Так, если осенью 1970 года уложили первые кубометры бетона в фундамент ремонтно-инструментального завода, то уже в 1973 году возвели корпуса практически всех объектов первой очереди КАМАЗа.

В результате челнинский первенец — бортовой 8‑тонный КАМАЗ-5320 сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. Чуть позже госкомиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Объемы производства также росли рекордными темпами. Летом 1979 года преодолели рубеж в 100 тысяч грузовиков.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Челнинский первенец — КАМАЗ-5320 сошел с главного конвейера 16 февраля 1976 года.

В 1976–1978 годах производственная программа включала три базовые модели. Наряду с КАМАЗ-5320 выпускались 10‑тонный самосвал КАМАЗ-5511 и седельный тягач КАМАЗ-5410 для работы в составе автопоезда полной массой 26 тонн. В последующие годы появились бортовой 10‑тонный грузовик КАМАЗ-53212 с удлиненной колесной базой, шасси КАМАЗ-53211 и КАМАЗ-53213 грузоподъемностью 11 тонн, сельскохозяйственный 7‑тонный самосвал КАМАЗ-55102 с боковой разгрузкой и седельный тягач КАМАЗ-54112 для 33‑тонного автопоезда.

В 1981 году заработала вторая очередь завода. Здесь наладили выпуск 6‑тонной армейской версии КАМАЗ-4310 (6х6) с лебедкой, двумя топливными баками и системой регулирования давления воздуха в шинах. Для аграриев предлагали 7‑тонный вариант КАМАЗ-43105.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Полноприводный КАМАЗ-4310, 1981 год.

В конце 1980‑х годов предприятие начало разработку автомобилей второго поколения. Обновленные модели комплектовались отечественными турбодизелями, а также импортными моторами и комплектующими. Комфорт кабины улучшили за счет более высокой крыши и ряда технических доработок.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Седельный тягач КАМАЗ-5325, 1988 год.

23 августа 1990 года производственное объединение КАМАЗ преобразовали в АО. С переходом на рыночные рельсы и появлением на российском рынке импортной техники начались проблемы со сбытом, огромные мощности фактически простаивали, финансовое состояние предприятия резко ухудшилось.

Картину еще больше усугубил пожар, случившийся в апреле 1993 года на заводе двигателей КАМАЗа, который полностью его разрушил. Но, опираясь на поддержку всей страны, предприятие восстановило мощности по выпуску двигателей, а также ввело в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование. Изготовление моторов возобновили в декабре 1993‑го.

С 1995 года в серию пошло третье поколение грузовиков, базировавшееся на модернизированном семействе машин 6×4. Среди этих моделей были 11‑тонный бортовой КАМАЗ-53215, 6,6‑кубовый самосвал КАМАЗ-55111.02, седельный тягач для 36‑тонного автопоезда КАМАЗ-54115, длиннобазное шасси КАМАЗ-53229 грузоподъемностью 17 тонн, шасси КАМАЗ-5513 для бетоносмесителей и сменных кузовов.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
11‑тонный бортовой грузовик КАМАЗ-53215.

В конце 1990‑х появились новые модели самосвалов — 13‑тонный КАМАЗ-55112 и 15‑тонный КАМАЗ-65115. Двухосный дорожный грузовик КАМАЗ-4325 оснастили 240‑сильным мотором. Его полноприводным вариантом стал 4‑тонный автомобиль КАМАЗ-4326.

Одновременно завод разработал новые модели, ставшие дальнейшим развитием прежних образцов. На трехосном шасси базировались 13‑тонный лесовоз КАМАЗ-53228 и самосвал КАМАЗ-65111 (6х6) грузоподъемностью 14 тонн. В 1996 году представили шасси КАМАЗ-6520 (6х4) грузоподъемностью 20–22 тонны для установки надстроек, а также 19‑тонный самосвал КАМАЗ-6522 (6х6)

с 12‑кубовым кузовом. Они оснащались новым турбодизелем КАМАЗ-740.51 мощностью 320 л. с., 8‑ступенчатой КП. Развитием этих машин стало шасси КАМАЗ-6340 (8х4) грузоподъемностью 16 тонн для монтажа надстроек, на базе которого с 1996 года выпускался 18,5‑тонный самосвал КАМАЗ-6540.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Самосвал КАМАЗ-6520, 2002 год.

В 2000 году появились экономичные автомобили 6х4 — 14‑тонный бортовой КАМАЗ-65117 (260 л. с.) и седельный тягач КАМАЗ-65116 — преемники моделей КАМАЗ-53212 и КАМАЗ-54112 соответственно, а также 14,5‑тонный самосвал КАМАЗ-45231 с трехсторонней разгрузкой.

С 2005 по 2009 годы КАМАЗ создал совместные предприятия с компаниями ZF, Cummins, Knorr-Bremse, Federal Mogul и Daimler по выпуску агрегатов трансмиссий, дизельных двигателей, тормозных систем, деталей цилиндро-поршневой группы и сборке грузовиков Fuso. Несколько ранее, в декабре 2008 года, концерн Daimler AG приобрел 10 % КАМАЗа.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Бортовой грузовик КАМАЗ-53082, 2007 год.

В начале 2022 года завод освоил серийное производство автомобилей с рестайлинговыми кабинами, а в 2022 году с конвейера сошел 2‑миллионный грузовик. Тогда же подписали соглашение с Daimler Trucks, согласно которому КАМАЗу передали технологию производства кабин Axor для установки на грузовики нового поколения. Результатом стал серийный выпуск в конце 2022 года нового флагмана модельного ряда — магистрального тягача КАМАЗ-5490.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Полноприводный КАМАЗ-43118‑24, 2022 год.

В 2022 году путевку в жизнь получили седельный тягач КАМАЗ-65206 и бортовой магистральный грузовик КАМАЗ-65207, а еще тогда открыли корпус по производству автомобилей КАМАЗ и автобусных шасси с газовыми двигателями, приступили к испытаниям беспилотника, разработанного совместно с «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies.

В 2022 году предприятие разработало и вывело на рынок свыше 100 комплектаций грузовиков и шасси, в том числе пять новых моделей поколения К-4 — седельный тягач, самосвалы и шасси. Наряду с этим продемонстрировали первый образец магистрального тягача КАМАЗ-54901 поколения К5, а в декабре 2022 года на заводе двигателей собрали первые образцы рядного 6‑цилиндрового дизеля КАМАЗ910.

История КАМАЗа: от СССР до наших дней
Электробус КАМАЗ-6282.

Нынешний год отмечен началом серийного производства каркасов кабин поколения К5 на заводе, построенном совместно с компанией Daimler AG, выпуском промышленной партии магистральных тягачей КАМАЗ-54901, а также премьерами седельного тягача КАМАЗ-65659 (6х4), обновленного тягача KAMAЗ-5490 NEO2, электромобиля КАМАЗ-53198, самосвала КАМАЗ-6595, опытного образца сочлененного вездехода КАМАЗ-6355 (8х8) «Арктика».

За свою 50‑летнюю историю Камский автозавод изготовил около 2,3 млн автомобилей и порядка 2,9 млн двигателей. Неудивительно, что каждый третий грузовик полной массой 14‑40 тонн на дорогах России и стран СНГ — это КАМАЗ. К тому же машины из Набережных Челнов работают более чем в 80 странах мира.

Оцените статью
Камаз