- 1 место. volvo fh16
- Mercedes-Benz Actros SLT
- 10 место. freightliner cascadia
- . Freightliner Cascadia
- 2 место. tractomas
- MAN TGX
- 20 самых больших и мощных грузовиков мира
- 3 место. scania r730
- Volvo FH16
- 4 место. man tgs
- Scania R 730
- 43118
- 4326-9
- 5 место. shockwave
- Mack Programm
- 53212
- 6 место. mack trucks
- International Lonestar
- 7 место. mercedes-benz actros slt
- Western Star 4900 EX
- 770 метров
- 8 место. kenworth w900
- Kenworth W900
- Peterbilt 587
- Man tgs
- Scania r730
- Tractomas
- Volvo fh16
- Атз 56132
- И вместо сердца – рядная «шестёрка». или v8
- История
- История эволюции камаза
- Камаз назвал модели-лидеры за всю историю производства — колеса.ру – автомобильный журнал
- Линейка 6540
- Наша продукция
- Прессово-рамный завод
- Риз, прз, зд, авз и другие
- Самые мощные грузовики в мире: топ-10
- Седельный тягач камаз-65228. тяжеловоз
- Факт № 1. в набережных челнах хотели выпускать «мерседесы»
- Факт № 2. советский камаз и голландский daf могли породниться
- Факт № 3. на помощь заводу рассчитывали прийти кооператоры
- Факт № 4. в финляндии было решение, как улучшить камаз
- Факт № 5. «камаз» планировал выпускать «русский hummer»
- Факт № 6. на камаз хотели ставить кабины man
- Факт № 7. у камаза есть собственная современная кабина
- Заключение
1 место. volvo fh16
На первое место поставим шведский тягач, который многие посчитали лучшим в мире. Он и в плане безопасности выигрывает и в мощи. Этот грузовик для дальнобойщиков способен развивать скорость до 90 км/ч, под капотом умещается 750 лошадиных сил. Иногда этот тягач занимается доставкой огромной техники для работы в карьерах.
Mercedes-Benz Actros SLT
Этот действительно впечатляющий флагман находится на верхней ступени грузовой линейки концерна Mercedes.
Вся серия SLT состоит исключительно из тяжелых тягачей, предназначенных для перевозки неделимых грузов. Автомобили этой категории используют в качестве седельных тягачей для буксировки полуприцепов-тралов, а также балластных тягачей, необходимых для транспортировки транспортных платформ.
Официально регламентируемая масса буксируемого груза достигает 250 тонн в условиях одиночной сцепки или 750 тонн, когда действует сцепка из нескольких тягачей.
Без груза вес тягача с прицепом достигает 60-65 тонн, что в полтора раза превосходит стандартную массу европейского автопоезда, допустимого к проезду по дорогам общего пользования.
Под капотом этого красавца 6-цилиндровый 15,6-литровый 625-сильный двигатель с 3000 Нм.
10 место. freightliner cascadia
Очень мощный и крутой тягач, который имеет массу отличий и особенностей от остальных. Его производство начало довольно недавно, всего в 2006-ом году и сегодня по красоте это топовая модель. Под капотом тягача располагается почти 600 лошадей, этого должно быть достаточно для перевозки больших грузов и прицепов.
. Freightliner Cascadia
В хвосте рейтинга — одно из подразделений концерна Daimler с лидером американского рынка грузового транспорта – Freightliner Cascadia.
Помимо 608 лошадиных сил, Cascadia содержит в себе крутящий момент в 2.779 Нм, который полностью направляется на задние колеса.
При этом грузовик полностью электронный и обладает не только традиционными системами безопасности, но и функцией коммуникации по интернету. Каждый автомобиль находится онлайн и может даже запросить виртуальную техническую диагностику.
Едва на приборной панели загорится контрольная лампочка, как бортовой компьютер самостоятельно отправляет сигнал в сервисный центр.
2 место. tractomas
Сегодня этот грузовик даже находится в книге рекордов Гиннеса, как самый огромный, он способен перевозить за собой грузы и прицепы на 900 тонн. Естественно если он тянет за собой такой паровоз, то может развить лишь 15 км/ч, но и то ладно. Сегодня его в основном используют в стране Южной Африки, чтобы доставлять огромные трансформаторы прямо из порта и перевозить их к станциям.
MAN TGX
Достойный конкурент предыдущему участнику – немецкий гигант MAN, имеющий рядный 6-цилиндровый 15,2-литровый двигатель D3876.
Эта модель «взорвала» рынок еще в 2007 году, поразив мощностью, аэродинамикой, качественной долговечной оптикой, включающей стояночные огни дневного света и шикарный обзор через большое лобовое стекло.
Производитель предлагает 3 варианта комплектации кабины: XL, XLX и XXL. Первый из них является наиболее компактным, имеющим встроенную кровать, подходящий для не очень длительных поездок. Второй – обладает расширенным функционалом и комфортностью, позволяя водителю даже стоять в полный рост.
Чтобы получить максимальную отдачу силового агрегата, инженеры оснастили грузовик двумя турбонагнетателями и специальной системой впрыска под названием Common Rail. В итоге такого решения тягач получил 640 «лошадей» мощности и 3000 Нм крутящего момента
20 самых больших и мощных грузовиков мира
В наши дни технологии не стоят на месте и системы горнодобывающей промышленности постоянно совершенствуются. Огромная потребность в самосвалах связана с объемами полезных ископаемых, которые ежегодно увеличиваются. Конечно, рядовые модели не очень популярны, как те, что имеют впечатляющую грузоподъемность. Производители стремятся улучшить показатели автомобилей, постоянно конкурируя между собой.
В конце статьи мы приготовили сюрприз – увлекательный тест для проверки твоей внимательности
3 место. scania r730
Крутой шведский тягач, показанный публике в 2022-ом году. Под его капотом ревет до 730-ти кобыл. У машины вполне узнаваемый дизайн кузова, максимальная скорость поражает, она достигает 210 км/ч, но в пустом состоянии. За собой этот транспорт может тянуть поезда из прицепов массой не больше 40-ка тонн.
Volvo FH16
Этот грузовик с 6-цилиндровым 16-литровым 700-сильным двигателем можно назвать флагманом всего европейского грузового автопрома. С 2009 года он лидировал на всем континенте по мощности силового агрегата, но его создателям этого показалось мало.
Сейчас под его капотом уже 750-сильный двигатель, а потому грузовик не стоит на массовом выпуске. Перевозчики не часто нуждаются в столь мощной машине, разве что для перемещения тяжелой крупной строительной или карьерной техники, а также для перевозки неделимого груза.
На потоке же стоит менее мощная модель, которая по-прежнему входит в число призеров по уровню мощности. А 3.550 Нм крутящего момента позволяют в любых условиях, при любом уклоне, с любым грузом не терять мощности, скорости и маневренности.
4 место. man tgs
Это немецкий грузовик, который в первую очередь прославился как самый экономичный и лучший для работы дальнобойщиков. Немцы уделили огромную роль уровню комфорта кабины, здесь все ориентировано в первую очередь на водителя. Размеры тягача довольно крупные, а вот масса всего 6,7 тонн.
Scania R 730
Хотя американские просторы больше приспособлены для скоростной и мощной техники, европейским производителям тоже есть, что им противопоставить.
Например, магистральный седельный тягач Scania R730, перевозящий грузы в составе автопоезда, имеет 16,4-литровую 730-сильную турбодизельную «восьмерку» с крутящим моментом в 3.500 Нм.
Scania R 730 — мечта европейских дальнобойщиков, специализирующихся на преодолении больших пространств с тяжелыми грузами на борту.
Главными преимуществами грузовика считают его маневренность, простота управления, производительность, износостойкость и быстрая окупаемость.
43118
Средняя его стоимость по рынку составляет около двух с половиной миллионов рублей. При желании можно попытаться найти более выгодные ценовые предложения.
Особенности:
Отлично зарекомендовавший себя грузовик, который неприхотлив в обслуживании, вынослив, проходит даже в условиях бездорожья. Надежное транспортное средство, дополненное удлиненной рамой. Чаще всего его эксплуатируют для насосных установок, перевозки и нагнетания пластов агрессивных веществ.
4326-9
Культовый отечественный гоночный автомобиль, преемник модели-4911. Выпускается на базе серийных армейских ТС. Причиной создания послужили изменения, введенные комиссией FIA.
Легендарный участник «Дакар-ралли», успевший завоевать не только российскую, но и мировую любовь. Средняя стоимость по рынку составляет около семи-восьми миллионов рублей.
Технические характеристики:
https://www.youtube.com/watch?v=f1olonTtmjk
Общая масса варьируется в пределах восьми-девяти тонн.
5 место. shockwave
Об этом грузовике мало кто слышал, этот тягач получил в оснащение сразу три реактивных двигателя, что позволяет ему разгоняться до 640 км/ч, представляете, как это выглядит, когда такая машина несется по магистрали. Каждый такой мотор доходит по мощности к 12 000 лошадок.
Mack Programm
Автомобильная компания Mack существует с 1901 года и всю свою историю занимается разработкой капотных грузовиков.
Титан Mack Programm– это хромированный полуприцеп, предназначенный для транспортировки габаритной многотонной техники и прочих грузов.
Для выполнения этой непростой задачи инженеры поместили в его нутро 16-литровый 613-сильный мотор с крутящим моментом в 2.792 Нм.
53212
Средняя стоимость по рынку составляет около одного миллиона рублей.
Этот трехосный бортовой тягач имел огромный успех в стране. Выпускался с 1978 по 2000 год. Поскольку производство приостановлено, приобрести можно только авто, уже находившиеся в пользовании. Модель особенно узнаваема на российских дорогах.
Водители любят КамАЗ-53212 за расход топлива – на сто километров пути потребуется всего 25 литров горючего. Кузов тягача надежен и практичен – покрыт тентом и деревянным настилом, имеет открывающиеся бортики.
6 место. mack trucks
Посмотрев на него многие скажут, что видел этот грузовик, однако, как бы ни так. Это очень дорогой экземпляр, существует всего лишь один такой во всем мире, и сделали его специально для султана Ибрагима Исмаила. Его стоимость составляет около 500 тысяч баксов и по этому ценнику он рекордсмен.
International Lonestar
Из-за своего неоднозначного облика этот грузовик стоит особняком от общей массы американских траков. Его внешность отсылает в 60-е года, хотя по конструкции и технической начинке это традиционный тяжелый грузовик.
Внутри водитель оценит эргономику, удобные органы управления, информативный дисплей, а также элегантный, но простой для уборки и чистки салон.
7 место. mercedes-benz actros slt
Этот немецкий тягач производится с 1996-го года, и он является одним из самых лучших с массой до 25-ти тонн. Грузовик имеет самые современные технологии, такие как Telligent. Она умеет моментально работать со множеством датчиков безопасности и комфорта водителей. Максимальная скорость тягача 162 км/ч, сотню он достигает за 20 секунд.
Western Star 4900 EX
Еще одно подразделение «спрута» Daimler, предлагающее настоящую тяжелую артиллерию – целый дом на колесах с полноценным отсеком.
При лояльности компании к любителям конкретной марки двигателей они предлагают выбрать модель грузовика с рядным 6-цилиндровым 608-литровым двигателем Detroit DD16 или с 608-литровым агрегатом от Cummins ISX15.
Этот американский тягач является любимчиком всех фанатов американских грузовиков благодаря выдающейся мощности, великолепного обзора из-за 2-метрового лобового стекла, 13-скоростной трансмиссии и комфортабельного салона, полностью обеспечивающего повседневные бытовые потребности, вплоть до наличия вместительного холодильника.
770 метров
Итак, на конвейер пришли шасси, моторы, кабины. Что с ними придётся сделать, чтобы всё это стало новым автомобилем? Может, это звучит странно, но сборка машины не выглядит чем-то сверхъестественным. Начинаем путешествие по конвейеру вместе с кабиной, которая только что пришла с ПРЗ.
Она пока не похожа на кабину – просто сваренные и окрашенные панели. В неё ещё надо поставить уплотнители, проложить жгуты проводки. После этого ставят обивку передка, затем – крыши. После этого с участка подсборки щитка приборов приходят готовые приборные панели – и их также устанавливают в кабины.
Теперь можно ставить сиденья. Они могут быть двух типов – отечественные «Риат» или импортные TIS. Затем на кабину ставят зеркала заднего вида и механизмы стеклоподъёмников. А вот информационные таблички могут быть на разных языках – русском, немецком, португальском или арабском, всё зависит от того, кто заказчик собираемой машины.
Наконец, на кабину устанавливают систему подвески, потом навешивают двери, ставят пластиковые панели, элементы интерьера и стёкла. Откуда рабочие знают, что должно стоять в конкретной кабине? На каждой их них приклеен чек-лист с описанием всех параметров комплектации.
А рама тем временем идёт по параллельному конвейеру – до того, как на неё поставят кабину, ей предстоит пройти путь от куска железа до готового шасси. И начинает она идти «вверх ногами» – так проще ставить все элементы, доступ к которым удобнее снизу. Это мосты, раздатка, тормозные механизмы, системы выпуска и трансмиссия.
Прежде чем шасси перевернут в нормальное положение, оно пройдёт первые «ворота качества» – проверку на первом этапе сборки. Если никаких дефектов не обнаружилось, шасси переворачивают и отправляют дальше – ставить жгуты проводки, а затем – двигатель с коробкой передач.
После установки топливных баков шасси «женят» с кабиной – в итоге на конвейере стоит уже автомобиль. Теперь можно поставить аккумулятор, внешние элементы обвеса, колёса и… опять отправить на проверку. И если третьи «ворота качества» пройдены успешно, на новой машине наконец-то впервые запускают двигатель. Но хлопать в ладоши ещё рано – до ворот завода новому Камазу предстоит пережить ещё несколько операций.
Свежесобранный автомобиль сначала пройдёт через диагностический комплекс, затем – через пост обкатки. И уже потом можно будет заправить кондиционер и поставить облицовку. Если новый Камаз – бортовой грузовик, то пришло время установки кузова. И теперь остаётся маленькая, но важная процедура: проверка готового грузовика внешне.
В прошлом году этот путь главного сборочного конвейера длиной 770 метров прошли 29 140 Камазов. А за всю историю предприятия – более двух миллионов машин. В скором времени наши родные, до боли знакомые татарские грузовики получат новый силовой агрегат – на заводе двигателей уже приготовили место для конвейера. А ещё есть масса интересных перспектив в развитии газомоторных технологий и даже электротранспорта.
Ну как тут не поверить в лучшее?
8 место. kenworth w900
Культовый дизайн грузовиков с вытянутой мордой взят именно с этой модели, которая на рынке присутствует с 61-го года. Ее длинный капот привлекает многих, это показатель американского стиля и мощи, что находится у него под этим капотом. Благодаря силовой установке на 625 лошадей этот тягач развивает 112 км/ч и может перевозить прицепы с массой до 100 тонн.
Kenworth W900
Еще один американский капотник класса 8, ведущий свою историю с 1961 года. Благодаря тому, что в ассортименте производителя широкий ассортимент узлов и агрегатов, кабин и прочих опций, потребитель может скомпоновать персонализированный автомобиль.
На выбор предлагается: 4 варианта стальных рам и столько же видов со вставками, 15 вариантов колесной базы, 3 варианта топливных баков, а также возможность оснащения бетономешалками, откидными кузовами, буксирными крюками и прочим оборудованием.
Грузовик компонуется дизельными агрегатами, чей объем начинается от 12,9 литров, а мощность ограничивается 507 л. с.при крутящем моменте в 2.508 Нм.
Такая мощность дополняется десятилетиями выработанным комфортом, регулируемыми креслами ортопедической формы, функциональной приборной панелью, изобилием отсеков для хранения вещей и многообразием видов отделки.
Peterbilt 587
Это неувядающая американская классика, регулярно воспеваемая в голливудских фильмах.
Впервые производитель представил грузовик класса 8 – седельный тягач большой грузоподъемности – в 2022 году. Уже тогда грузовик совместил потрясающую мощность с самыми современными техническими веяниями.
С тех пор каждое новое поколение все больше влюбляет в себя дальнобойщиков, которым пришлась по вкусу аэродинамика, рабочая мощность, комфортное управление и лаконичная роскошь салона.
Грузовик отличает длинная «морда», изобилие сверкающего хрома, 608-сильный двигатель, возможность буксировать фуры, грузы и большие трейлеры. Кстати, именно на таком экземпляре популярный американский актер Уилл Смит ездит в своем трейлере.
Man tgs
Характеризуется экономичностью, у грузовика незначительные затраты топлива. Устройство кабины продумали до мелочей, так как немцы очень педантичны к практичности на рабочих местах. У машины впечатляющие размеры, но вес не слишком большой – 6730 кг.
Водители и грузовые компании называют MAN «трудовой лошадкой». К недостаткам относят нередкие перебои бортового компьютера, что характерно и для остальных машин этой марки.
Scania r730
Модель шведской автокомпании первый раз показали четырнадцать лет назад в Ганновере. Размер двигателя составляет 16,4 л, вес 40 тонн, мощность 740 л.с. По сравнению с ранними образцами, в тягач внесли новшества:
- Конструкция рассчитана для работы в условиях регулярных и высоких нагрузок;
- Зафиксированный отсек кабины выдерживает многоударные и колебательные влияния при серьезном нагрузочном напряжении;
- Улучшенное регулирование дает возможность вести тягач по бездорожью.
Грузовик с 8-цилиндровым мотором массовым не оказался, маленькую часть раскупили очень быстро.
Tractomas
Разработан французской «Nicolas» с объемом мотора 27,3 л, предельной мощностью 912 л.с. и весом 600 т. По показателям считается самым большим тягачом в мире. Способен перевозить крупные грузы до 900 тонн.
Скорость невысокая, доходит до 16 км/ч. Используется в Южно-Африканской Республике, чтобы доставлять большие трансформаторы из гаваней к электростанциям.
Volvo fh16
Самый мощный грузовик серийного выпуска, который замечают на автотрассах. Вес 45 тыс. кг, под крышкой 750 л.с. На местности легко развивает скорость 90 км/ч, без проблем ездит по горным путям и перевалам.
Седельный тягач обладает способностью перегонять тяжелые грузы. Машину постоянно используют для перевозки крупной карьерной техники. Предел грузоподъемности достигает 25 тонн. Для надежности передвижения разработчики добавили камеры заднего вида.
Атз 56132
Средняя стоимость по рынку составляет 2 700 000. Представляет собой мощную и надежную машину, которая позволяет перевозить нефтяную продукцию.
Топливозаправщик предназначается как для провоза, так и для кратковременного хранения светлых нефтепродуктов. Разрешенная плотность транспортируемого сырья – 0,83 т/куб. м. Цистерновый корпус изготавливается в форме горизонтальных резервуаров, внутренние волнорезы которых плосковогнутые. Такое инженерное решение усиливает надежность общей конструкции, смягчает гидроудары.
И вместо сердца – рядная «шестёрка». или v8
На Камазах устанавливаются разные моторы – классические моторы Камаз 740-й серии (V-образные «восьмёрки»), либо рядные шестицилиндровые дизели Мерседес и агрегаты Cummins. Уже совсем скоро на Камазе можно будет встретить новый мотор Р6, испытания которого уже идут. О нём мы чуть позже расскажем отдельно, а пока посмотрим, как делают моторы Камаз-740.
Несмотря на то, что 740-й двигатель – это уже настоящий ветеран моторного отсека Камаза, оборудование для его производства в основном используется импортное – своего в России почти нет. В СССР поставщиками станков были Украина и Прибалтика, но сейчас это тоже «заграница», причём, к сожалению, отношения с этими странами мало располагают к сотрудничеству.
Первые моторы Камаза имели мощность от 180 до 220 л. с. Потом стали вводиться нормы Евро-2 и Евро-3. Надо было как-то исхитриться и выжать из моторов как можно большее количество «лошадок», не увеличивая его объём. Мощность татарских дизелей выросла до 260, 320, 360, 400 и 440 л. с.
В январе 2006 года «Камаз» и американская фирма Cummins Inc заключили договор о создании совместного предприятия «Камминз Кама» – так на территории предприятия в Набережных Челнах появился новый моторный завод, дизели этого СП имеют мощность от 135 до 300 л. с. – как раз то, чего не хватало Камазу.
Моторы 740-й серии можно встретить не только в Камазах. Их ставят на автобусы Нефаз, используют в стационарных установках, в сельхозтехнике и даже в небольших тепловозах. Возникает вопрос: правда ли эти моторы так хороши? Наверное, да. Ведь не зря они проходят достаточно серьёзную проверку качества.
Для этого каждый мотор после сборки проходит «горячие» испытания – в зависимости от модификации двигателя существуют различные программы, только после успешного прохождения которых агрегат может занять место под кабиной машины. Обкатка проходит от 20 до 30 минут – тоже в зависимости от модели.
Нельзя было удержаться и не задать провокационный вопрос: а как часто двигатели не проходят контроль? Регламентом допускается всего 3% брака, но по факту число проваливших испытания моторов оказалось всего 1,5% от общего количества.
Помимо поголовной проверки собранных моторов, есть и ещё один способ контроля качества: один из двигателей каждой партии после «горячего» испытания разбирается и проходит контроль по всем параметрам – специалисты выясняют, в каком состоянии находятся гильзы, детали поршневой группы и прочие элементы. При этом неважно, сколько было моторов в партии всего – один обязательно разберут полностью.
А какие неполадки всё же встречаются? В основном – мелкие. Текущая прокладка – пожалуй, самое страшное, что может быть. Специалисты уверяют: проворотов шатунных или коренных вкладышей, дефектов блока, с которыми встречались ещё лет пять назад, сейчас нет.
Хорошо, за свои моторы мы, можно сказать, больше не переживаем. Заглянем тогда на «Камминз Кама».
Всего существует около ста модификаций моторов Cummins. Но технически они отличаются мало – это четырёх- и шестицилиндровые рядные дизели. Как и положено современному производству, тут нет огромного склада с залежами железа.
Комплектующие поступают по системе Just In Time – «точно в срок». И это правильно – производство получилось компактным, хотя на конвейере расположилось 52 рабочих поста. Максимальная мощность производства – 45 000 двигателей в год (при условии работы в три смены).
Есть такая поговорка – не мастер работает, а его инструмент. Можно, конечно, и поспорить, но доля истины есть: без хорошего инструмента ничего приличного не сделаешь. На каждом динамометрическом ключе есть наклейка с информацией, когда инструмент прошёл поверку.
Чуть проще обстоит дело с пневматическим инструментом – он работает от централизованной системы, и если давление в ней отклонится от нормы, оборудование просто отключится. Параметры работы электрического инструмента находятся в единой системе, в которой фиксируются моменты затяжки. Эта мера позволяет исключить человеческие ошибки.
А начинается работа над двигателем с готового блока. Его маркируют, набивают серийный номер и распечатывают карту сборки двигателя. На линии стоят экраны – там показана электронная карта, которая дублирует распечатанную. Это значит, что, и на линию моторы поступают в строгой последовательности.
Затем блок перегружается на основную сборочную линию. Тут сборка осуществляется в соответствии с картой сборки, таким образом, в конце всегда можно проследить, на каком моторе какие стоят комплектующие – иногда эта информация может пригодиться, например, при обнаружении недостатков во время проверки готового мотора.
Кстати, в Камминзах почти не встретишь обычную прокладку – чаще используется герметик. Соединение получается более герметичным: жидкая прокладка лучше заполняет неровности.
Топливную аппаратуру (она тут фирмы Bosch) устанавливают в отдельной камере (называют её «чистой комнатой»), давление в которой чуть выше, чем снаружи – пыль, мелкие частицы и прочий мусор туда не попадут.
Перед проверкой двигатель заправляют, но в сборку на ГСК он уйдёт «сухим». После проверки он ещё отправится в покраску и только потом на него установят навесное оборудование – генератор, стартер, помпу, приводные ремни и прочее.
Насколько челнинский Cummins получается российским? Сейчас локализация достигает 60%, многое делают на «Камазе» – например, блок, коленвал, ГБЦ и маховик. Дальше, видимо, локализация будет расти. Однако пора вернуться на сборочный конвейер.
История
KAMAZ – это российская компания, специализирующаяся на производстве грузовых авто, успешно функционирующая с 1976 года. Какое-то время под этим именем выпускались автобусы, тракторы и даже небольшие электростанции. Завод-изготовитель находится в Набережных Челнах.
Идея создания компании зародилась в 1960-х годах, когда советская экономика переживала кризис и нуждалась в экстренном увеличении автопарка. Были необходимы машины, которые бы спокойно поднимали от восьми до двадцати тонн, имели экономичные двигатели на дизельном топливе.
В августе 1969 года вышло постановление, определившее строительство автомобильного комплекса в Набережных Челнах. Заводу предстояло восполнить дефицит большегрузных самосвалов. Почему выбрали именно этот город? Все дело в удачном расположении: центр страны, имеющий выход сразу к двум судоходным рекам, и одной железной дороге. Благодаря этому завод было легко оборудовать сырьем и необходимыми ресурсами.
История эволюции камаза
Рожденный полвека назад как крупнейший производитель большегрузных автомобилей, Камский автозавод и ныне, наперекор всем превратностям судьбы, сохраняет свой статус.
Шестидесятые годы прошлого столетия. Растущая экономическая мощь советского государства способствует значительному увеличению объемов грузоперевозок. Страна остро нуждается в большегрузных автомобилях с экономичными дизельными двигателями, но существующие автозаводы не в состоянии покрыть этот дефицит. Назрела потребность в строительстве нового автогиганта.
В августе 1969 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли Постановление № 674 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Объем производства определили в 150 тыс. автомобилей и 250 тыс. дизельных двигателей. 26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности Александр Тарасов подписал приказ о наименовании нового предприятия Камским автозаводом, а уже 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков приступил к работе на площадке первого объекта КАМАЗа. Эта дата является официальным началом строительства завода.
Конструкцию грузовика, по опыту ГАЗа, рассчитывали купить у ведущих зарубежных компаний. Но ни Ford, ни Daimler в реалиях холодной войны не смогли сотрудничать с СССР, из-за опасений НАТО усиления советской военной мощи. Пришлось рассчитывать на собственные силы. Выбор пал на ЗИЛ, где в тот период шло создание семейства перспективных грузовиков с кабиной над двигателем, включавших модели с колесной формулой 6×4 для работы в составе автопоездов полной массой 26,5–32 тонны и автомобилей (6х6) для 24‑тонных автопоездов.
Как раз к 1968 году на столичном заводе построили первый опытный образец седельного тягача ЗИЛ-2Э170В с дизельным двигателем ЯМЗ-6Э641 мощностью 210 л. с. Эти разработки и легли в основу будущих грузовиков КАМАЗ. Новые грузовики 6×4 предназначались для эксплуатации на большей сети дорог с несущей способностью: 6 тонн — на одиночную ось и 11 тонн — на тележку.
Кроме ЗИЛа участие в проекте приняли и другие предприятия страны. Ярославский моторный завод разрабатывал V-образные дизели КАМАЗ-740 и КАМАЗ-741 мощностью 180, 210 и 260 л. с., сцепления и коробки передач. Одесский автосборочный завод трудился над конструкциями полуприцепов к седельным тягачам, Головное конструкторское бюро по прицепам в Балашове работало над прицепами к автомобилям-тягачам, а Минский автозавод занимался созданием самосвальных установок.
С 1969 по 1978 годы на ЗИЛе построили более 50 опытных образцов автомобилей КАМАЗ, суммарный пробег которых в ходе дорожных испытаний составил 4,5 млн км. Для Камского автозавода создали обширную линейку грузовиков с колесными формулами 6х4 и 6х6 (седельные тягачи, бортовые автомобили, самосвалы), которые потом десятилетиями выпускались предприятием. При этом новички по своему уровню не уступали лучшим зарубежным аналогам.
Надо сказать, что на стройке века в Набережных Челнах работало более 100 тысяч человек. Заказы КАМАЗа на стройматериалы и оборудование выполняли свыше 2000 предприятий СССР. Будущий автозавод обеспечивался самым современным технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие свыше 700 иностранных фирм. Благодаря беспрецедентным объемам финансирования работы велись невероятно высокими темпами. Так, если осенью 1970 года уложили первые кубометры бетона в фундамент ремонтно-инструментального завода, то уже в 1973 году возвели корпуса практически всех объектов первой очереди КАМАЗа.
В результате челнинский первенец — бортовой 8‑тонный КАМАЗ-5320 сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. Чуть позже госкомиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Объемы производства также росли рекордными темпами. Летом 1979 года преодолели рубеж в 100 тысяч грузовиков.
В конце 1980‑х годов предприятие начало разработку автомобилей второго поколения. Обновленные модели комплектовались отечественными турбодизелями, а также импортными моторами и комплектующими. Комфорт кабины улучшили за счет более высокой крыши и ряда технических доработок. Тогда же появляются бортовой КАМАЗ-5325 и седельный тягач КАМАЗ-5425 (4×2). В 1987‑м в производство пошла малолитражка ВАЗ-1111 «Ока», которую выпускали до 1994 года.
23 августа 1990 года производственное объединение КАМАЗ преобразовали в АО. С переходом на рыночные рельсы и появлением на российском рынке импортной техники начались проблемы со сбытом, огромные мощности фактически простаивали, финансовое состояние предприятия резко ухудшилось.
Картину еще больше усугубил пожар, случившийся в апреле 1993 года на заводе двигателей КАМАЗа, который полностью его разрушил. Но, опираясь на поддержку всей страны, предприятие восстановило мощности по выпуску двигателей, а также ввело в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование. Изготовление моторов возобновили в декабре 1993‑го.
С 1995 года в серию пошло третье поколение грузовиков, базировавшееся на модернизированном семействе машин 6×4. Среди этих моделей были 11‑тонный бортовой КАМАЗ-53215, 6,6‑кубовый самосвал КАМАЗ-55111.02, седельный тягач для 36‑тонного автопоезда КАМАЗ-54115, длиннобазное шасси КАМАЗ-53229 грузоподъемностью 17 тонн, шасси КАМАЗ-5513 для бетоносмесителей и сменных кузовов.
В 2000 году появились экономичные автомобили 6х4 — 14‑тонный бортовой КАМАЗ-65117 (260 л. с.) и седельный тягач КАМАЗ-65116 — преемники моделей КАМАЗ-53212 и КАМАЗ-54112 соответственно, а также 14,5‑тонный самосвал КАМАЗ-45231 с трехсторонней разгрузкой. Тогда же прошла презентация нового автобуса НефАЗ-5299 на базе КАМАЗ-5297, а в ноябре 2003 года в серию запустили городской развозной автомобиль КАМАЗ-4308.
С 2005 по 2009 годы КАМАЗ создал совместные предприятия с компаниями ZF, Cummins, Knorr-Bremse, Federal Mogul и Daimler по выпуску агрегатов трансмиссий, дизельных двигателей, тормозных систем, деталей цилиндро-поршневой группы и сборке грузовиков Fuso. Несколько ранее, в декабре 2008 года, концерн Daimler AG приобрел 10 % КАМАЗа.
Камаз назвал модели-лидеры за всю историю производства — колеса.ру – автомобильный журнал
На момент 41-го Дня Рождения с конвейера автомобильного завода КАМАЗа сойдёт 2 209 659-ый по счёту тяжеловоз.
Какие модели были самыми востребованными, а значит, и собираемыми за всю историю автомобильного завода челнинского автогиганта, выяснили «Вести КАМАЗа». Отмечается, что весь пьедестал заняли те грузовики, которые были разработаны в период строительства предприятия и начали сходить с конвейера в 1976 году.
«Золото» оказалось у первенца – КАМАЗ-5320. В общей сложности за четверть века было выпущено 393 309 экземпляров трёхосного бортового тягача. Этот автомобиль подходил как для дальней, так и для ближней транспортировки грузов. В период с 1979 по 1983 годы с конвейера ежегодно сходило более 29 000 единиц 5320-го. Последний экземпляр был выпущен в 2000 году.
На второй строчке самосвал КАМАЗ-5511. В общей сложности с 1976 по 1991 годы было произведено 343 623 автомобиля. При его создании применялись новейшие технические разработки: фары, свет которых не бил в глаза водителям встречных машин, мигающие огни поворотных указателей, срабатывающие в аварийных ситуациях, а также прочный стальной кузов с задним типом разгрузки.
Замкнул тройку лидеров тягач КАМАЗ-5410. С главного сборочного конвейера сошла 273 901 машина в период с 1976 по 2000 годы. Отмечается, что модель была востребована в автохозяйствах и гаражах благодаря своей неприхотливости, долговечности и надёжности.
Тройка лидеров, которая была сформирована запросами потребителей в 2022 – 2022 годах, включает в себя другие модели. На первой строчке находится КАМАЗ-65115 (с начала выпуска в 1998 году собрано 103 308 экземпляров). «Серебряным призёром» является многоцелевой вездеход 43118 (с конвейера за 1996 – 2022 годы сошло 62 493 автомобиля). На третьем месте оказался тяжёлый самосвал КАМАЗ-6520 (завод за 16 лет выпустил 44 259 грузовиков).
Напомним, по итогам 2022 года КАМАЗ отчитался о чистой прибыли в размере 339 миллионов рублей при выручке 127,28 миллиарда рублей. В компании отметили, что этот результат на 31% больше, чем показатель 2022 года, когда был зафиксирован двухмиллиардный убыток.
Линейка 6540
Представитель данной категории обойдутся минимум в три миллиона рублей.
Самосвал-четырехосник, относится к крупнотоннажным моделям. Выпускается Камским автозаводом, используется для перевозки бытовых, строительных и промышленных грузовых товаров. Авто легко проходит по дорогам любого типа, преодолевает даже сложные транспортные препятствия.
Абсолютный лидер четырехосной линейки. Полная масса – 31 т.
Наша продукция
Некоторые внешние черты определяются модификационным типом, а также годом выпуска. В линейке присутствуют авто, созданные для выполнения задач в плохих климатических условиях – от минус 45 до плюс 40 градусов.
Еще одно преимущественно – качественное эффективное функционирование даже на высоте, превышающей отметку в 3000 метров над уровнем моря, и при ветре в 20 м/с.
Прессово-рамный завод
Как вы уже знаете, автомобили Камаз оборудуют двумя типами кабин. Кабины нового типа – это те, что похожи на Мерседес (и неспроста!). Старые – привычные нам кабины родом из семидесятых годов XX века. Сначала скажем пару слов о новой «будке».
Так как кабины старого образца уже не удовлетворяли требования покупателей, работа над их заменой началась уже давно. Были попытки наладить совместное производство и с корейскими фирмами, и с компанией MAN, но в итоге донором кабины нового поколения стал Mercedes Axor.
Все комплектующие для её сборки приходят из Германии, хотя в будущем планируется на территории существующего производства наладить штамповку кузовных панелей из собственных материалов – техническая возможность для этого есть. Пока же в Набережных Челнах производят только сварку и окраску кабин нового поколения.
И тем не менее уже сейчас проводятся работы по повышению степени локализации производства немецких (а теперь уже и «наших») кабин. Если в начале работы с этими кабинами в 2022 году завод занимался только крупноузловой сборкой, то с прошлого года тут приступили к сварке мелких элементов. Только одна эта мера позволила снизить стоимость кабины на 50%.
Из 165 позиций (элементов кабин) до конца 2022 года планируется наладить выпуск 103 позиций – тех, изготовление которых не потребует слишком серьёзных инвестиций. Теперь отвлечёмся от новых кабин и посмотрим, как тут всё работает.
Может, кого-то удивит, но для транспортировки элементов будущих кабин по заводу используются простые ручные тележки. Но этому есть несколько простых объяснений. Во-первых, катать их не так тяжело, как кажется – сильно они утомить не могут. Ну а главное – в них нечему ломаться.
А значит, перемещение деталей по площадке не остановится из-за поломки какой-то сложной техники, да и не приходится заниматься ремонтом линии или содержать склад запасных частей. Надо признать, что без тележки иногда не обойтись – просто, дёшево, надёжно.
Впрочем, сварка тоже осуществляется большей частью вручную – с помощью сварочных клещей. Роботы варят только крыши, всю остальную работу выполняют люди. Но это не значит, что рабочие валятся с ног от усталости или сварка получается некачественной. Технологии, применяемые для сварки, тоже были позаимствованы у Даймлера – для этого специалисты «Камаза» ездили на один из заводов концерна в Турции.
Разумеется, оснастку заказывали тоже за границей, частично в Германии, частично – в Австрии. Поэтому и сварочные клещи тоже используются самые современные, с интеллектуальными контроллерами, которые позволяют запрограммировать несколько режимов работы. Для того, чтобы ими было проще работать, все клещи подвешены на балансирах, компенсирующих их вес.
О том, как происходит сварка кабин, лучше расскажут фотографии. Я же поясню несколько моментов.
Всё начинается со сварки лонжеронов и туннеля. Около каждой позиции (рабочего места) стоит тележка с комплектующими. Их здесь ровно то количество, которое потребуется на данной позиции.
На других позициях в это время варят боковины кабины, которые затем соединяют с задней стенкой.
На каждой позиции есть свой бортовой журнал – эксплуатации и обслуживания оборудования. Специалист, работающий на позиции, должен самостоятельно обслуживать своё рабочее место. Если же исправить случайно возникшую неисправность оборудования самостоятельно он не в силах, то он обязан сообщить об этом в ремонтную службу.
К кабине тем временем приваривают передок и крышу. После этого кабина отправляется на контроль – в световую камеру со специальным освещением, которое не даёт тени. Тут можно оценить качество сварки и, что, наверное, не менее важно – не получила ли кабина повреждений во время сборки. Если она проверку проходит, то отправляется на покраску.
Пока нам показывали, как подготавливают кабины к покраске и красят их, я думал о наивности некоторых автолюбителей, пытающихся наждачкой и баллончиком аэрозольной краски спасти ЛКП своего автомобиля от «жучков». Сама покраска – это несколько движений механической «руки» робота, а вот подготовка кабины – это самое интересное.
Все кабины «въезжают» на покраску на скидах – специальных подставках для транспортировки. Когда кабина садится на свой скид, на нём специальными флажками устанавливают параметры сидящей на нём кабины. Теперь нельзя будет ошибиться ни с её оборудованием, ни с цветом. И конструкция начинает свои мытарства по цеху.
Назову лишь основные операции, которое изделие переживает до покраски. Это обезжиривание погружением, промывка погружением, активация, фосфатирование, промывка в деминерализованной воде и катафорез. После этого кабина грунтуется – светлым грунтом под светлую окраску, тёмным – под тёмную.
Прежде чем посмотреть, как происходит дальнейшая сборка Камаза, мы побываем на заводе двигателей и хотя бы на секунду забежим посмотреть на совместное производство «Камминз Кама».
Риз, прз, зд, авз и другие
Вряд ли сейчас можно найти автомобильный завод, где стоит только один конвейер, на котором и собирают машину полностью – от первого винтика до последнего. Так не бывает, машины производят в соответствии с требованиями заказчика. И это значит, что предприятие должно предоставить клиенту возможность выбора комплектации, а в случае с Камазом – не просто выбора, а сборки машины под заказ.
Конечно, о предприятиях можно рассказать отдельно – в каждом из них есть своя брутальная прелесть. Это займёт слишком много времени, поэтому мы отправимся сразу на сборку – на автомобильный завод (АвЗ), где и происходит окончательная сборка автомобиля.
Но периодически будем отправляться и на другие заводы: мы же должны знать, откуда на ГСК попадают готовые кабины или дизели? Заодно и выясним, что ПРЗ – это прессово-рамный завод, а ЗД – завод двигателей. На ремонтно-инструментальный завод (РИЗ) не пойдём – нам он не так интересен, куда веселее побывать на СП «Камминз Кама» – заводе, где выпускают дизели Cummins, один из моторов, устанавливаемых на Камаз. Но не будем забегать вперед. Итак, перед нами – главный конвейер.
На предприятии трудятся более сорока тысяч человек. Но что сразу бросается в глаза – это то, что на сборке работает много женщин. Впрочем, и на некоторых других заводах «Камаза» их не меньше. Несмотря на то, что средняя зарплата здесь далеко не самая низкая (сумму называть не будем, зависть – плохое чувство)
, на «Камазе» есть и более высокооплачиваемая работа – вот там и мужчин побольше. А тут ворочают кабины и укладывают в них проводку в основном нежные женские руки. Кстати, пришло время первого отступления: как на сборочный конвейер попадают готовые кабины?
Самые мощные грузовики в мире: топ-10
Мощные грузовые автомобили: топ-10 моделей, технические особенности, характеристики, фото. В конце — видео о самых лучших военных грузовиках.
Содержание статьи:
- Рейтинг мощных грузовых автомобилей
- Видео о самых лучших военных грузовиках
Дорожные гиганты – грузовики – могут быть столь же мощными и отчаянными, как именитые спорткары. Эти автопоезда, способные принимать на себя тяжелейшие грузы и эксплуатироваться в самых сложных дорожных условиях, обладают фантастическим крутящим моментом и несколькими сотнями лошадиных сил под капотом.
О самых выдающихся их них – в нашем обзоре.
Седельный тягач камаз-65228. тяжеловоз
колесные тракторы и даже бронетранспортеры! А теперь сделали полноприводные тягачи для автопоездов полной массой до 120 тонн. Раньше такие неподъемные тралы таскали МАЗы с танковыми дизелями V12 или иномарки — «татры» и «фауны».
На площадке перед зданием НТЦ КамАЗа стояли два тягача. Трехосный КамАЗ-65226 (6х6) и четырехосник КамАЗ-65228 (8х8) рядом с обычными камскими грузовиками выглядят великанами. Разница в «росте» больше метра! Конечно, свою прибавку дали передние ведущие мосты, но уж очень высоко взгромоздились кабины. Не иначе, под ними прячутся какие-то огромные двигатели. И скорее всего, импортные.
Так и есть, самый мощный мотор у тягача 8х8 — 600-сильная рядная «шестерка». На хромированной клапанной крышке надписи CUMMINS и DOHC — то есть два верхних распредвала, четыре клапана на цилиндр. Длина мотора такова, что радиаторы охлаждения и интеркулера пришлось вынести за кабину и оснастить электровентиляторами.
Под кабиной трехосника нет ослепительного хрома — немецкие дизели «Дойц» обычно красят в темно-серый цвет. Моторы из Кельна известны в России еще по бамовским «магирусам». Хотя тех «воздушников» в Европе уже не найти, у нас их помнят. Ничего удивительного, что альтернативой «американцу» КамАЗ выбрал «немца».
В начале 2005 года Кам-АЗ с «Цанрадфабрик» создали СП «ZF-Кама». Не удивительно, что на трехоснике тоже стоит коробка передач ZF — правда, пока германской сборки. И «раздатка» «Штайр» не новичок на Кам-АЗе — такая применялась на спортивных машинах.
Конструктивно великаны объединены с самосвалом тяжелой серии КамАЗ-6520. От него, к примеру, задняя тележка — мосты со ступичными планетарными редукторами. Альтернатива отечественным — болгарские мосты «Мадара», которые ведут свою родословную от «Шкоды», и более дорогие венгерские «Раба». Передние мосты тоже с планетарными редукторами, а ШРУСы со сдвоенными крестовинами.
Рама унифицирована с тяжелыми самосвалами, но ее лонжероны высотой 270 мм при толщине 7 мм под такие нагрузки усилили вставками почти на всю длину. А как иначе? Первые машины заказывали газовики — перевозить по зимникам и бездорожью бульдозеры и экскаваторы, а там знают цену прочности.
Для пробы я выбрал четырехосник — он самый мощный и загружен балластом в 27 тонн. Маршрут — по окраине города.
На бездорожье, да еще с тралом, его выпускать рано — машина экспериментальная. Наверное, этим объясняется то, что в кабину даже не залезаешь, а, скорее, подтягиваешься, как на турнике, уцепившись за поручни. Расстояние между ступенями очень велико и нет подвесного «стремени».
На дверях от стекла до пола новая цельноформованная обивка. Нет голого железа и на панели приборов — она из стеклопластика и смотрится вполне достойно. Крышка лючка предохранителей — на итальянских мебельных петлях, но замок наш — от почтового ящика.
Рулевая колонка регулируемая по высоте и углу наклона, но пневмозажима нет. Пенополиуретановая баранка толстая, удобная. Сиденье могут поставить и на пневмоподвеске, но пока привычно скрипит старое. С новой, приподнятой крышей объема в кабине прибавилось, а есть и вовсе с высокой, где второй спальник похож на гамак. Конечно, Европу такой кабиной не покоришь, но наших водителей вполне устроит.
Педали сцепления нет, а на тоннеле контроллер ГМП. Ставлю рычажок на «D», снимаю с ручника и плавно увеличиваю обороты. Машина разгоняется, почти не чувствуя нагрузки. Шума на удивление мало, но не только благодаря отличной шумоизоляции — тихо работает сам «американец».
На спидометре «80» — это предельная скорость, хотя разогнать можно еще, ведь на тахометре всего 1700 оборотов. Под ногами путаются легковушки. Кажется, чуть замешкаешься — и раскатаешь «букашку» по асфальту. Впереди поворот, где фотограф просил проехать эффектно. Эффект оказался неожиданным: колеса задней тележки оторвались от асфальта.
Если на более поздних модификациях КамАЗ-65228 вы когда-нибудь увидите два стабилизатора поперечной устойчивости на задней тележке — знайте, это наш вклад в совершенствование конструкции.
Факт № 1. в набережных челнах хотели выпускать «мерседесы»
В 1970 году, когда «КамАЗ» только строился, в Набережных Челнах советское правительство планировало… выпускать грузовики марки Mercedes-Benz. Притом немалым тиражом — до 150 тысяч машин ежегодно. К «трёхосному грузовику для СССР» немцы успели подготовить технические требования, а восемь машин даже отправили для испытаний…
Факт № 2. советский камаз и голландский daf могли породниться
В 1988 году на несколько опытных машин были установлены кабины от флагманского DAF-95, притом некоторые «кентавры» даже сохранили «родную» дафовскую облицовку — с буквами и цифрами модели-донора. Впрочем, для одного выставочного экземпляра (на фото) камазовские дизайнеры соорудили оригинальный передок: согласитесь, для конца 80-х получилось весьма эффектно! Но денег на освоение модели не нашли, и советско-голландская дружба заглохла.
Факт № 3. на помощь заводу рассчитывали прийти кооператоры
В конце восьмидесятых на помощь большому и неповоротливому заводу пришли кооператоры, которые быстро наладили выпуск модернизированных кабин — с увеличенными высотой и глубиной, иными облицовками и обтекателями. Дальше других пошла фирма РИАТ, приладившая позади штатной кабины огромный жилой отсек по примеру американских «траков».
Факт № 4. в финляндии было решение, как улучшить камаз
В соседней Финляндии существует маленькая фирма Sisu. И в начале девяностых на мощностях этой маленькой фирмы были созданы несколько любопытных грузовиков: на шасси КамАЗ, но — с оригинальной кабиной Sisu и американским дизелем Cummins. Эти машины были выпущены небольшой серией, считались весьма удачными…
Факт № 5. «камаз» планировал выпускать «русский hummer»
С одобрения камазовского руководства на соседнем Камском заводе тормозной аппаратуры была построена крайне необычная машина: взяв за основу двухосный десантный грузовик 43501, инженеры соорудили бескомпромиссный внедорожник под названием «Бархан-КамАЗ» — с полным приводом, 240-сильным дизелем, 18-ступенчатой коробкой передач и подкачкой шин.
Факт № 6. на камаз хотели ставить кабины man
В 2008 году «КамАЗ» начал испытывать машину… с кабиной от MAN TG-A. Однако дело ограничилось лишь постройкой единственного экземпляра — просторный и современный «водительский отсек» для отечественного грузовика оказался слишком дорогим. Куда более доступным вариантом была другая мановская кабина — от модели F2000 (на фото). Её челнинцам предложили… китайцы — фирма Shaanxi вполне легально штампует такие кабинные модули. Но снова не сложилось.
Факт № 7. у камаза есть собственная современная кабина
На флагманские модели марки ставится узкая кабина от первого поколения Mercedes-Benz Axor 20-летней давности. Но ее производство наладили, только когда «КамАЗ» продал часть акций «Даймлеру» (15% акций ОАО «КамАЗ» принадлежит концерну Daimler), а незадолго до этого на заводе разработали… собственный кабинный модуль — его камазовцам помогла создать корейская инжиниринговая фирма DMEC.
Заключение
Многие уверены, что самые мощные траки производятся в Америке, что наглядно подтверждают такие представители, как Freightliner, Peterbilt, Kenworth. Эти грузовики выглядят эффектно, выразительно, могут похвастаться правильными рабочими мощностями.
Дизельные 16-литровые силовые агрегаты от фирм Paccar и Cummins удивляют феноменальной энерговооруженностью и 600 лошадиными силами мощности.
Но и «европейцам» есть что показать: 750-сильный Volvo FH16 или 730-сильная Scania, которые во многом обязаны своим культовым статусом двигателю V8.
Среди азиатских производителей следует отметить подразделение Hino концерна Toyota и грузовики Mitsubishi Fuso, малоизвестные в России.
Среди отечественных производителей наиболее мощными и неприхотливыми считаются автомобили Tatra, чей легковой транспорт давно себя изжил, зато грузовой известен во всем мире.
Видео о самых лучших военных грузовиках: