Шасси Камаз 63501 — Уральский Завод Спецтехники

Шасси Камаз 63501 - Уральский Завод Спецтехники Камаз
Содержание
  1. «КАМАЗ-БАТЫР» и его новый двигатель с местной пропиской
  2. Самосвальный «лайнер» КАМАЗ-6580-К5 (6х4), 65802-001-К5 (6х6) с интригующей силовой линией
  3. КАМАЗ-65115-А5 (6х4) и КАМАЗ-6520 (6х4) с самосвальными кузовами НЕФАЗ
  4. Варианты модификаций шасси камаз 63501
  5. Интригующие агрегаты
  6. Кабина и рабочее пространство водителя (экипажа)
  7. Камаз-45144
  8. Камаз-5310
  9. Камаз-53102
  10. Камаз-532120
  11. Камаз-53213
  12. Камаз-532150
  13. Камаз-63501 как база для спецтехники
  14. Камаз-6511
  15. Камаз-65112
  16. Камаз-65114
  17. Камаз-65118
  18. Камаз-6560
  19. Миллионники серии «l»
  20. Многоосные вездеходы камаз-риат
  21. Модификации
  22. О стоимости
  23. Остальные модификации
  24. Силовой агрегат
  25. Силовой агрегат – плод совместного сотрудничества
  26. Силовые агрегаты
  27. Собственная «раздатка» и разнообразие ведущих мостов на мощной раме
  28. Таблица: технические характеристики камаз 63501
  29. Технические характеристики моделей
  30. Тормозная система и сцепление
  31. Трансмиссия и коробка переключения передач
  32. Устройство грузового автомобиля

«КАМАЗ-БАТЫР» и его новый двигатель с местной пропиской

Седельный тягач модели 65225 RG 6х6 с двигателем Cummins ISLe-C375 Euro 4 создан в ОАО «РИАТ», которое входит в группу «КАМАЗ». У этого предприятия, работающего с 1992 года, накоплен большой опыт проектирования и мелкосерийного изготовления штучной специальной техники, и здесь более 20 лет тому назад были предприняты попытки комплектации камских грузовиков импортными силовыми агрегатами.

Обратите внимание на фото нашего тестового «Батыра». Как выгодно может изменить и омолодить экстерьер грамотно подобранная оригинальная схема окраски! Полноприводные седельные тягачи – особый сегмент рынка, основная область их применения – лесовозные и самосвальные автопоезда и тяжёлые низкорамные полуприцепы для перевозки строительной техники.

КАМАЗ-65225 RG 6х6 может перевозить такие грузы в составе автопоезда полной массой до 75 360 кг. В движение седельный тягач приводит двигатель Cummins ISLe-C375 четвёртого экологического класса. Производство этого мотора с марта 2022 года локализовано на предприятии «Камминз Кама» наряду с давно изготовляемым здесь двигателем семейства ISB, рабочим объёмом 6,7 л. Остановлюсь немного подробнее на конструкции нового силового агрегата.

Самосвальный «лайнер» КАМАЗ-6580-К5 (6х4), 65802-001-К5 (6х6) с интригующей силовой линией

Безусловно, КАМАЗ с бортовым индексом К4141 самый комфортабельный и современный из трёх протестированных в тот весенний день грузовиков. Красивая и просторная кабина цвета спелой вишни с достойной эргономикой, чёткая работа привода переключения передач, минимальные усилия на педалях, земля и небо по сравнению с пусть и сильно модернизированными, но всё же ветеранами конвейера.

Прокатиться по заводскому треку мне удалось на машине с колёсной формулой 6х4, но на презентации техники с двигателями Cummins экспонировался и полноприводный вариант 6х6. В обозначении К4141, как и у автомобилей концерна Daimler AG, первые две цифры обозначают полную массу машины, а последующая пара – округлённая мощность двигателя в консервативных «лошадиных силах».

КАМАЗ-65115-А5 (6х4) и КАМАЗ-6520 (6х4) с самосвальными кузовами НЕФАЗ

В дополнение к необычным и совсем свежим с товарной точки зрения автомобилям организаторы предложили покататься и на хорошо знакомых потребителю самосвалах на шасси КАМАЗ-65115. Запрыгиваю в кабину ностальгических поджарых форм, где внутри вот уже несколько лет как царство дерматина и металла уступило место пластику и формованным обивкам.

Варианты модификаций шасси камаз 63501

Модификация Г/п, тонн Модель
двигателя
Мощность
двигателя,
л.с.
П/о гл. пер. Монтажная
длина рамы, мм
Спальное
место
Топливный
бак, л
Особенности комплектации
63501-4025-52 16,6 740.725-360 360 5,94 6890 210 350 МКБ, МОБ, выхлоп вверх, аэродинамический козырек, ДЗК, рестайлинг-2, кондиционер, РК621
63501-3025-52 16,6 740.725-360 360 5,94 6890 210 350 МКБ, МОБ, выхлоп вверх, аэродинамический козырек, ДЗК, РК Камаз-65111
63501-3960-51 17 740.715-320 320 6,53 6760 210 КОМ ZF с фланцем, выхлоп вверх, РК Камаз-65111

Для всех типов модификации шасси Камаз 63501:

  • Колесная формула 8х8
  • Односкатная ошиновка
  • Коробка передач ZF16
  • Шины 425/85R21
  • Топливная аппаратура Bosch
  • Система нейтрализации отработанных газов (AdBlue)
  • Common Rail
  • УВЭОС

Расшифровка условных обозначений:

МКБ – межколесная блокировка

МОБ – межосевая блокировка

ДЗК – держатель запасного колеса

РК – рестайлинговая кабина

КОМ – коробка отбора мощности

Указанные технические характеристики имеют информационный характер и могут быть изменены производителем

Интригующие агрегаты

Главная интрига нового самосвала в том, что новая кабина по мотивам «Аксора» и даже схожая маркировка отнюдь не означают однотипность или принадлежность «Мерседесу» шасси и (или) силовой линии. Так вот, у наших красавцев-самосвалов грузоподъёмностью 26 т (6х4)

или 25 т (6х6) под кабиной прячется уже другой, более мощный 12-литровый Cummins ISG12Е5 пятого экологического класса, способный выдать на гора 419 «лошадей». Этот мотор поступает из Китая, и совместное предприятие «Камминз Кама» выступает здесь в качестве поставщика.

Серия ISG12, представляющая новую глобальную платформу Heavy-Duty, была разработана в США (впервые презентована в сентябре 2022 года), состоит из рядных шестицилиндровых моторов, рабочим объёмом 10,5 и 11,8 л, которые отличаются компактными размерами и небольшой массой.

Теперь кратко о трансмиссии К4141 (КАМАЗ-6580-К5 6х4). Ведущие мосты грузоподъёмностью 16 т для грузовика полной массой в четыре с хвостиком десятка тонн – марки HanDE Axle также прибывают из КНР, где их производят по лицензии MAN и когда-то использовали на тягачах семейства F2000, а сейчас их можно увидеть и на Shacman, и на Dongfeng.

Техническая характеристика КАМАЗ-6580-К5 К4141, (6х4)
ПараметрЗначение
Полная масса, кг41 000
Допустимая нагрузка по осям, кг9000/16 000/16 000
Снаряжённая масса, кг14 800
Грузоподъёмность, кг26 200
Максимальная скорость, км/ч90
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Cummins ISG12Е5-420
Турбодизель, I-6, Euro 5
11 866
419 при 1800 мин-1
2093 при 1100–1400 мин-1
Коробка передач:
  • количество передач вперёд/назад
ZF16S 2220 TO, механическая
16/2
СцеплениеСухое, однодисковое,
диаметр ведомого диска 430 мм
Тормозные механизмы все колёсБарабанные
Передаточное число главной передачи5,262
ПодвескаСпереди – малолистовые рессоры, сзади – рессорно-балансирная
Шины12.00R24
Объём топливного бака, л350

Кабина и рабочее пространство водителя (экипажа)

Особые отличия кабины от тех, что установлены на других моделях КамАЗов, отсутствуют. Цельнометаллическая конструкция рассчитана для комфортной работы трех человек. 4-точечная подвеска с пружинными стойками, откидывание вперед посредством гидравлического подъемника, обновленный стиль – качества, заслуживающие особенного внимания.

В салоне имеется рулевая колонка с пневмофиксатором и регулировкой. Кресла производятся в Елабуге, фиксируются на пневматической подвеске. Если версия модели предусматривает наличие спального места, то под нижней полкой можно размещать личные вещи. В зависимости от модели машина оборудуется компактным холодильником.

Камаз-45144

Пользующийся спросом в сельском хозяйстве самосвал, способный перевозить крупные по тоннажу грузы. Место водителя оборудовано аэродинамическими деталями обвеса, регулируемыми креслами, а защита при столкновении обеспечивается наружным ударопрочным бампером.

Технические рабочие показатели:

  • автомобиль КамАЗ-45144 со снаряжением весит 1,1 т;
  • колесная база — 3,695 м, общая длина — 8,495 м;
  • расстояние между задними осями тележки составляет 1,325 м;
  • высота автомобиля — 2,975 м;
  • допустимая нагрузка на передний мост — 5,5 т, задняя ось воспринимает до 19,5 т.

Камаз-5310

Выпускается с 1976 года, работает совместно с прицепом, обеспечивая грузоподъемность до 8 т на авто и еще 8 т на буксире. Металлический кузов-платформа открывается с боков и сзади. Последняя модель предполагает установку защитного тента при необходимости.

КамАЗ-5310 имеет технические показатели:

  • длина машины — 7,5 м, ширина — 2,55 м;
  • вес транспорта со снаряжением — 7,2 т, масса прицепа — 3,55 т;
  • высота автомашины — 3,37 м;
  • колесная база — 3,195 и 1,315 м.

На приборной панели расположена сигнальная система с измерительными и контрольными датчиками, что обеспечивает безопасность шофера.

В моделях последних лет есть переключатель и двухстрелочный манометр для изменения высоты платформы и считывания числа оборотов силового оборудования.

Транспорт работает от дизельного четырехтактного двигателя, обеспечен топливным насосом золотникового типа с высоким давлением.

Камаз-53102

Самосвал для перевозки и самостоятельной разгрузки материалов, предназначен для съема фрахта с трех сторон. Применяется в качестве тягача, способного перевозить прицепное устройство весом до 11,55 т. Базовые модификации тяжеловозов буксируют 7-тонные полуприцепы, предусмотренные для разгрузки с двух боков.

Шасси автомобиля выполнено в виде заднеприводного трехосного механизма, колесная формула — 6х4. Передняя пара ободов управляется, задние оси немного сдвинуты. Технические параметры автовоза 53102 следующие:

  • длина машины — 3,330 м, высота — 1,865 м, ширина кузова — 1,15 м;
  • база колес — 2,08 м, дорожный просвет составляет 0,195 м;
  • мотор двухцилиндровый с системой, дающей мощность двигателя на выходе 165 кВт;
  • число оборотов коленвала достигает 5 тыс. за минуту, крутящий момент удерживается на показателе 2 тыс. витков;
  • Масса – 7 тонн;
  • Масса прицепа (полуприцепа) – до 11,5 тонны;
  • Осевая нагрузка – 6 тонн.

КамАЗ 53102 подходит для перевозки строительных материалов и сыпучих грузов. Для этой модели подходит прицеп 8527, его масса – 7 тонн, имеет двухстороннюю боковую выгрузку.

На шасси устанавливаются пневматические колеса шириной 26 см.

Производительность обеспечивает четырехтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель мощностью 210 л.с. Система жидкостного охлаждения эффективно работает с применением антифриза. Двигатель КамАЗ 740 отлично подходит для работы в условиях континентально климата, заводится даже в морозы.

На КамАЗ 53102 есть блокиратор межосевого дифференциала, что позволяет сделать управление грузовиком более легким и безопасным.

Камаз-532120

Тяжелый грузовик с бортовым кузовом и тремя ведущими осями впервые выпущен в 1978 году. Модель имеет формулу колес 6х4 и представляет собой удлиненный прототип 5320. Перевозит грузы вместе с прицепом, поезд составляется с применением однотипных с кузовом площадок.

Показатели работы и характеристики:

  • грузоподъемность спецтехники составляет 10 т, автовоз с кладью тянет до 34 т;
  • длина машины — 8,56 м, ширина кузова — 2,55 м, высота автомобиля — 8,85м;
  • кузов внутри имеет размеры 6,1 м (длина), 2,45 м (ширина);
  • передняя колея — 2,03 м, задняя — 1,85 м;
  • для поворота нужен наружный радиус 9 м, для груженого транспорта — 9,9 м;
  • клиренс — в пределах 0,28 м, угол подъема — не меньше 18°;
  • нагрузка переднего моста — 4,3 КГС, заднего — 13,95 КГС;
  • двигатель – КамАЗ 740, дизельный, 210 л.с.;
  • объем топливного бака – 250 л;
  • полная масса – 18, 2 тонны;
  • полная масса прицепа – 14 тонн;
  • полная масса автопоезда – 32, 2 тонны.

Камаз-53213

Грузовая спецтехника с удлиненным шасси по прототипу 53211. Оборудуется хозяйственными приспособлениями для работы на строительстве, в сельском производстве. Кузов выполнен из металла с настилом из дерева, боковые борта и задняя часть откидываются. Заводская стандартная модификация КамАЗа-53213 выпускается в виде грузового бортового тягача и предназначается для работы с прицепами в составе автопоездов.

Кабина для 3 человек, для удобства откидывается вперед. Ограждающие части изолированы от шума и холода, есть место для установки ремней безопасности и спальник. Мотор имеет систему предпускового разогрева. Параметры грузовика:

  • длина авто находится в пределах 8 м, высота машины — 2,85 м, ширина кузова — 2,55 м;
  • задняя колея — 1,87 м, передняя — 2,03 м, клиренс составляет 0,28 м;
  • масса большегруза с оснасткой — 7 т, с поклажей вес составляет 18,5 т;
  • мотор 8-цилиндровый, имеет объем 10,8 л;
  • максимальная мощность двигателя — 210 л. с. (частота 2,6 тыс. оборотов за минуту);
  • в других модификациях с измененными настройками мощность увеличивается до 242 л. с. (число кругов 2,2 тыс.).

Камаз-532150

Модель отличается большим числом модификаций. Оптимальная разновидность тягача для эксплуатации в российских глубинках. Высокая проходимость не увеличивает расход горючей смеси при движении в непроходимых условиях. Выпускают 16 прототипов с различными объемами двигателя, габаритами бака для горючего, размером колес и присутствием в грузовике насоса для топлива с высоким давлением на базе КамАЗа-532150.

Габаритные и технические характеристики:

  • машина без груза весит 8,4 т, заполненный кузов увеличивает массу до 19,4 т, тяжесть составного поезда измеряется показателем 33,4 т;
  • допускается нагружать задний мост до 4,73 т, передний — 3,63 т;
  • грузоподъемность спецтягача составляет 11,0 т;
  • длина, ширина и высота автовоза составляют 6,1 м, 2,9 и 2,3 м, соответственно;
  • задняя колея равна 1,9 м, передняя — 2,1 м, просвет от дороги до колес — 0,29 м;
  • поворот с габаритами осуществляется по наружному диаметру 9,8 м;
  • размер между средней осью и задней составляет 1,35 м;
  • этот показатель от переднего моста до средней оси равен 3,7 м.

Из-за больших размеров машина используется в сельском хозяйстве и на стройплощадке, т. к. за один раз перемещает много материалов и продукции.

Камаз-63501 как база для спецтехники

Есть пожарный КамАЗ 63501, технические характеристики которого удовлетворяют требования при ликвидации опасных факторов. Это бронированный транспорт, приспособленный для работы в особо сложных условиях. Тушение пожаров, аварийно-спасательные операции и восстановительные работы – автомобиль позволяет решать множественные задачи.

Модель берется за основу при создании автокрана. 63501 зарекомендовал себя как надежное шасси для размещения автокрана. На базе КамАЗа успешно размещаются крановые установки с различной грузоподъемностью – от 30 до 50 тонн.

Телескопическая стрела имеет четыре секции, за счет чего становится возможным перемещение различных грузов при высотном строительстве. Автомобиль нашел широкое применение в военной отрасли, где используется как база для транспортировки артиллерийских систем, комплект оперативного развертывания временных дорог.

Камаз-6511

Крупнотоннажная трехосная спецтехника имеет формулу 6х4 или 6х6. Техника выпускается в виде седельных тягачей, самосвалов, машин с бортовым кузовом. На некоторых прототипах предусмотрены шасси для монтажа специальных устройств, например подъемного манипуляторов.

Кабина оборудована стеклом панорамного типа с аэродинамическим защитным козырьком. В современных моделях реализованы удобства предшественников, благодаря чему КамАЗ-6511 хорошо раскупается на рынке спецтехники. На прицепной платформе становится 18 поддонов по европейским стандартам, монтируется тент из полимерного слоя. Промтоварные изолированные фургоны оборудуются шасси.

Характеристики одной из моделей (серия 65117, марка 65117-63):

  • длина — 10,23 м, высота — 3,92 м, ширина — 2,5 м;
  • предельный вес груза — 14 т;
  • для поворота требуется диаметр 10,8 м;
  • длина колесной базы — 4,98 м, ширина — 1,33 м;
  • двигатель 8-цилиндровый, дизель, модель 740.1962.280;
  • скорость передвижения — 92 км/ч;
  • допустимый вес на заднем мосту — 5,5 т, на переднем — 4,39 т;
  • объем бака для горючей смеси — 500 л, двигателя — 75 см³;
  • автомобиль КамАЗа-6511 весит без груза 9,79 т, с поклажей — 24 т, масса поезда — 38,5 т, прицепа — 14 т;
  • механическая коробка скоростей.

Камаз-65112

Сортиментовоз перемещает лес на общих магистралях, лесных дорогах, заходит для погрузки по временным путям в лесные карманы, лесосеки, усы. Проходимость не снижается при движении по срубленным веткам. На машине установлен манипулятор с гидравликой для складывания сортиментов на платформе или снятия их с прицепа. Подъемное устройство расположено симметрично относительно выносных балансировочных элементов.

Техническое описание модели 65112:

  • тягач рассчитан на груз весом 8,55 т;
  • габариты сортимента для перевозки — от 3,2 до 6,2 м;
  • объем груза — 25 м³;
  • масса лесовоза в пустом состоянии — 13,3 т;
  • скорость езды — 80 км/ч;
  • двигатель дизельный с турбокомпрессором и ОНВ.

Камаз-65114

Выпускается с 1998 года, транспорт предназначен для перевозок в городских условиях или на небольшие расстояния при строительстве. Экономичная и доступная в обслуживании техника характеризуется удобной работой. Проходимость не изменяется при полной загрузке, водительское место в кабине отличается повышенным комфортом.

Модель 65114 имеет недостатки в виде капризного двигателя, глохнущего при перегреве, климатические условия влияют на работу воздушных фильтров, которые регулярно заменяются новыми. Тормоза часто выходят из строя из-за пластиковых элементов. Сброс жидкости через ненадежный клапан подъемника способствует сбоям в работе.

Камаз-65118

Относится к отечественным автомобилям с большой грузоподъемностью, последние усовершенствования сделаны недавно. Тягач перевозит материалы весом 14 т, увеличить массу груза на 10 т можно, используя прицеп. Масса пустой машины составляет 9,87 т. Технические показатели:

  • максимальная скорость передвижения — 100 км/ч;
  • расстояние тормозного пути — 36,9 м;
  • период разгона до половины скорости — 48 секунд;
  • длина техники — 10,25 м, высота — 3,1 м, ширина кузова — 2,65 м;
  • расход горючего зимой — 27 л, летом — 26,2 л.

Камаз-6560

Модель присутствовала на Международной выставке 2005 года в Москве как тяжелая техника для передвижения по бездорожью. Машина выпускается двух видов:

  • шасси, предназначенное для монтажа специальных надстроек (модификация 43-3198);
  • грузовик с бортовым кузовом (43-6610).

Грузоподъемностью 10 т характеризуется автомобиль КамАЗ-6560, 8х8 — эта формула общих и ведущих колес говорит о высокой проходимости на пересеченной местности. Тягач эксплуатируется под открытым небом и не требует сооружения гаража. Площадка для груза весит 12 т, а составной автопоезд превышает массу 50 т.

Миллионники серии «l»

Моторы серии «L» рабочим объёмом 8,9 л интересны относительно небольшой собственной массой: 738 кг, это примерно на 40 кг больше, чем у 6,7-литровых собратьев серии ISBе. Серия ISL рассчитана на более тяжёлую и интенсивную эксплуатацию. Блок цилиндров у этих двигателей с «мокрыми» гильзами, а для ремонта коленчатого вала предусмотрена возможность расточки в четыре ремонтных размера. Эти конструктивные решения снимают острую в наших российских условиях проблему «одноразового» мотора.

Блок и головка цилиндров Cummins ISL отлиты из чугуна, прокладка головки блока – металлическая, очень надёжная. Распредвал расположен в блоке, его привод шестерёнчатый, переднего расположения, в приводе ГРМ применены штанги и роликовые толкатели, и согласно инструкции регулировка тепловых зазоров в клапанах предусмотрена через 240 000 км, а суммарный ресурс до капремонта должен составить 1 000 000 км.

На двигателях серии ISL используют турбокомпрессоры «Holset» с перепускным клапаном, который снижает токсичность выхлопа и обеспечивает широкую полку характеристики крутящего момента. Эластичность мотора обеспечивается и электронным регулированием давления распыла.

Cummins ISL может поставляться в восьми настройках мощности (290, 310, 315, 325, 340, 375, 390 и 400 л.с.) и пяти вариантах экологических стандартов, в том числе и не только привычных нам Euro 3, 4, 5, а индустриальных и сельскохозяйственных STAGE 2, STAGE 3А.

В машине «КАМАЗ-БАТЫР» с этим двигателем агрегатируется 16-ступенчатая механическая КП ZF Ecosplit 16S1820 родом также с берегов Камы в исполнении для работы с крутящим моментом до 1800 Нм (существуют различные модификации этой КП, «переваривающие» до 2300 Нм).

Важный нюанс для водителя: на «Батыре» (РИАТе) применён иной привод переключения передач, из-за чего схема алгоритма стала зеркальной, что неожиданно выявилось в процессе теста. Особенно внимательным надо быть при использовании высших передач, на низах тяги и так с избытком, и ошибиться передачей не так страшно, а вот неверное ошибочное переключение с VII на VIII привычным движением рычага назад, а не вперёд, как требовал тестируемый тягач, может привести к нежелательным последствиям.

Многоосные вездеходы камаз-риат

Компания «РИАТ» начинает производство четырех- и пятиосных шасси тяжелых грузовиков КАМАЗ, в том числе и полноприводных, для монтажа различных надстроек

За 27 лет существования компании «РИАТ» из Набережных Челнов она стала безусловным лидером в производстве автомобилей-спецшасси для монтажа различных технологических надстроек используемых в нефтегазодобывающей отрасли России. Среди конкурентов «РИАТ» в этом направлении не больше и не меньше, как полноприводные Mercedes-Benz, MAN, IVECO, из отечественных – ​МЗКТ и «Урал». Особняком стоят американские грузовики – много технологического газового и нефтяного оборудования изготовлено именно в США и поставлялось еще в советское время, поэтому использовали шасси «американцев». Со временем изнашивались и автомобили, и надстройки, становилась актуальной замена шасси, модернизация оборудования. Так, в случае серьезной поломки автомобиля, стала практиковаться переустановка надстроек на вездеходное шасси другого производителя. Надстройка здесь – ​самое ценное. Особенность работы большинства установок, к примеру, по гидроразрыву пласта – ​рабочий процесс невозможно остановить даже кратковременно. Это все равно, что в работе металлургов – ​надо тоже довести «плавку» до конца. Поэтому крайне важна высокая надежность автомобильного шасси, на котором смонтирована вся технологическая установка. Порой на точке работает до 22 автомобилей со всевозможными надстройками и важна надежность каждого из них.
Один из новых проектов, разработанных компанией в 2022 году – ​четырехосное полноприводное шасси КАМАЗ-РИАТ‑65808 8х8 – ​носитель спецнадстроек ГРП и ГНКТ для нефтяников. Этот отечественный автомобиль по основным характеристикам и потребительским свойствам является достойной заменой лучшим вездеходам-иномаркам. При этом «риатовская» машина значительно дешевле. Здесь технически допустимая максимальная масса составляет 44 тонны, при том что снаряженная масса – ​14500 кг. Другое многоосное шасси разработки 2022 года – ​это пятиосный КАМАЗ-РИАТ‑7330 с колесной формулой 10х8. Судя по цифре «7» в индексе модели, машина более тяжелая, рассчитанная на полную массу 50 тонн, и что очень важно – ​она в праве выезжать с грузом 20 тонн на дороги общего пользования без оформления спецразрешений.
Кроме четырех и пяти осей, другой внешний отличительный признак этих спецшасси – ​кабины. На КАМАЗ-РИАТ‑65808 8х8 устанавливают кабину Mercedes-Benz Axor, точнее – ​КАМАЗ‑5490 К4. И это, похоже, один из первых случаев применения кабины Axor на камазовском многооснике. Вообще самую первую машину 8х8 с кабиной КАМАЗ‑5490 К4 построили в 2022 году спортсмены из легендарной команды «КАМАЗ-Мастер» – ​на ней собрали гоночную техничку. На пятиоснике КАМАЗ-РИАТ‑7330 10х8 применяется «классическая» камазовская кабина. Разные кабины наиболее яркий «индикатор», понятный даже дилетантам, но, на самом деле, различий между КАМАЗ-РИАТ‑65808 и КАМАЗ-РИАТ‑7330 очень много еще и по применяемым агрегатам, а также узлам.
Кроме специализированных надстроек ориентированных на нефтедобывающую отрасль, на такие шасси возможна установка различных цистерн, автобетоносмесителей, а также производство самосвалов с колесной формулой и 8х8, и 10х8. В России такие полноприводные автомобили есть смысл использовать на начальном периоде строительства, когда еще нет дорог, на которых могли без надрыва работать обычные трехосники 6х4. Причем подобные шасси, в том числе и для самосвалов, успешно используют и в Европе. В частности – ​в Голландии, в аналогичном направлении работают фирмы Terberg и Ginaf, фактически, это в хорошем смысле слова «тюнинговые» подразделения DAF и Volvo. Многоосные полноприводные КАМАЗ-РИАТ‑65808 и КАМАЗ-РИАТ‑7330 можно успешно использовать в составе лесовозных или самосвальных автопоездов, седельных и балластных тягачей при буксировке тяжелых полуприцепов ориентированных на перевозку дорожно-строительной техники. Еще одно возможное применения четырехосного шасси, но с формулой 10х4 – ​это различные автокраны и  автобетоносмесители. Особенно с учетом того, что при 20-тоннах груза «пятиосник» не подпадает под ограничения по осевой нагрузке на дорогах общего пользования. Осевая нагрузка получается около 6,5 тонн и эксплуатации грузовика не грозят штрафы.
Большое значение в продвижении КАМАЗ-РИАТ‑65808 8х8 и КАМАЗ-РИАТ‑7330 10х8 на российский рынок имеет развитая сервисная сеть по обслуживанию и ремонту. В  данном случае автомобили получаются полноценно привязанными к обширнейшей КАМАЗовской сервисной сети, сервис двигателя осуществляют технические центры Cummins или КАМАЗ-Cummins, плюс сюда надо добавить и сеть «РИАТ». Одна из последних новинок в сервисе у компании «РИАТ» это дистанционное, выездное сервисное обслуживание, которое действует в радиусе 300 км от стационарного техцентра компании. Для ремонта и техобслуживания подвижного состава производства «РИАТ» специалисты выезжают на специальной «летучке», укомплектованной необходимым инструментом, диагностическим оборудованием, расходниками и запчастями.

Модификации

Модель выпускается с несколькими вариациями шасси, и предусматривает установку специального оборудования, надстроек. Доступные модификации КамАЗа-63501:

  • 63501-3960-41 – вариация машины с длиной рамы 6635 мм, мотором производства Камского завода 740.612-320 (Евро-4). Топливный бак один, рассчитан на 210 литров.
  • 63501-3026-40 располагает 2 топливными емкостями, рассчитанными также на 210 и 350 литров. Длина рамы составляет 6970 мм. Силовой агрегат — КамАЗ 740.602-360, соответствующий стандарту безопасности Евро-4.
  • 63501-3025-40 имеет 2 топливных бака, двигатель 602-360 (Евро-4). Также отмечается длина рамы – 6970 мм.

Рассматривая для нужд армии военный КамАЗ 63501, технические характеристики — это самое главное, что стоит внимания. Машины удовлетворяют потребности армии как нельзя лучше. Шасси используется как база для РСЗО 9А52-4 «Кама» — системы реактивного залпового огня. Автомобиль используется в качестве основы для военного тягача КамАЗ 63501АТ «Медведь».

О стоимости

Минимальная стоимость новой модели 63501 составляет 5,1 млн. руб. На вторичном рынке можно найти и приобрести подержанные автомобили, однако их количество ограничено, невелико.

Стоимость бывшего ранее в эксплуатации автомобиля будет зависеть от технического состояния и года производства. В технически хорошем состоянии КамАЗ этой модели обойдется минимум в полстоимости новой машины.

Остальные модификации

КамАЗ-4310 относится к спецтехнике с хорошей проходимостью, модель впервые увидела свет в 1981 году. Создан на базе механической коробки скоростей, полноприводной трансмиссии и передачи крутящего момента на несколько механизмов. Двойная передача ведущих осей осуществляется коническими шестеренками совместно с парой цилиндрических звездочек.

Модель 651150 несколько раз изменялась при производстве, но выпускается и сегодня. Простой в работе, грузовик используется для перевозок со скоростью 95-100 км/ч даже без дорог.

Объем мотора КамАЗ-343101 составляет 6,7 л при мощности до 282 л. с. Коробка скоростей рассчитана на 9 ступеней. В продаже есть усиленные прототипы с мощностью двигателя до 300 или 325 л. с. Увеличение показателей не влияет на количество использованного горючего.

Образец техники марки 65113 с хорошей маневренностью и улучшенной модернизацией передвигает вес 38 т, в качестве дополнительной площадки используются тентованные и контейнерные полуприцепы.

Силовой агрегат

Самое интересное в автомобиле КамАЗ 63501 – технические характеристики, расход топлива и двигатель. В начале производства машины оснащались дизельными моторами собственного производства. 4-тактный двигатель с жидкостным охлаждением соответствует экологическому стандарту Евро-2. Конструкция мотора имеет турбонаддув.

Качественная работа двигателя достигается во многом за счет промежуточного охлаждения воздуха. Более поздние версии начали оснащать силовыми агрегатами 740.612-320 и 740.602-360 производства Камского автомобильного завода.

Благодаря этому совершенствованию моторы соответствовали стандарту Евро-4. Стоит заметить наличие в моторах механизма подачи топлива CommonRail, а также электронное управление.

Силовой агрегат – плод совместного сотрудничества

КП – «девятиступка» ZF Ecomid 9S1310 также «домашнего» приготовления на предприятии СП «ЦФ-КАМА» имеет простой алгоритм без флажков и «пощёчин». Силовой агрегат Cummins серии ISB6.7 этой отнюдь не новой модели нам уже хорошо знаком, и присутствие этого автомобиля в рамках сжатого по времени теста важно для понимания этих не самых броских отличий в таких, на первый взгляд аналогичных грузовиках.

Моторы этой серии (ISB) рядные 4- или 6-цилиндровые мощностью от 110 до 300 л.с. и рабочим объёмом 4,5 или 6,7 л снабжены электронным блоком управления, позволяющим программировать параметры соответственно необходимым требованиям. Блок цилиндров двигателей серии ISB не имеет гильз и разработан специально для снижения расхода масла на угар и уровня шума.

Турбокомпрессор здесь также дочерней марки Holset, серьёзно улучшающий характеристики крутящего момента на низких частотах вращения. Топливная система – Common Rail. Головка цилиндров единая 24-клапанная. Привод вспомогательных агрегатов и распредвала со стороны маховика.

Согласно заводской инструкции, регулировка клапанов предусмотрена через 200 000 км, а интервалы замены масла до 40 000 км. Во всём остальном в этом оранжевом автомобиле доминирует нестареющая классика камского разлива, в основе которой автомобили из 1976-го… Но за это мы и любим их! Судите сами.

Только в прошлом году было реализовано свыше трёх десятков тысяч новеньких КАМАЗов, и львиная доля из них – машины, построенные на шасси 65115 и 65117, прямых наследниках 5320 и 53212, цифры и факты говорят сами за себя. Что ж, похоже, именно этому аргамаку с заводской эмблемы суждено вывезти страну из очередного бездорожья экономики…

Техническая характеристика самосвалов НефАЗ на шасси КАМАЗ-65115-А5 (6х4) и КАМАЗ-6520-А5 (6х4)
МодельНефАЗ-45146НефАЗ-6520-А5
ШассиКАМАЗ-65115-А5КАМАЗ-6520-А5
Полная масса, кг25 20033 100
Допустимая нагрузка по осям, кг6200/ 9500/ 95007500/ 12 800/ 12 800
Снаряжённая масса, кг10 12513 100
Распределение снаряжённой массы по осям, кг3975/3075/30755320/ 3890/ 3890
Грузоподъёмность, кг15 00020 000
Вместимость кузова геометрическая, м310,020,0
Разгрузка кузована 3 стороныназад
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Cummins ISB6.7E5-300
Турбодизель, I-6, Euro 5
6690
292 при 2500 мин-1
1087 при 1300 мин-1
Cummins ISLe 400.40
Турбодизель, I-6, Euro 5
8849
390 при 2100 мин-1
1533 при 1400 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество передач вперёд/назад
ZF9S 1310
Механическая

9/1

ZF16S 1820TO
Механическая

16/2

Тормозные механизмы всех колёсБарабанныеБарабанные
Передаточное число главной передачи5,946,33
ПодвескаСпереди – рессоры, сзади – рессорно-балансирнаяСпереди – рессоры, сзади – рессорно-балансирная
Шины11.00R20315/80R22,5
Объём топливного бака, л350350

Силовые агрегаты

Двигатель Камаз 740.715-320
Тип двигателя Четырехтактный дизель
Количество и расположение цилиндров 8, V-образное
Рабочий объём цилиндров, см3 11762
Степень сжатия 18
Максимальная мощность, кВт 235 (320)
Максимальный крутящий момент, Н·м 1373
Топливо Дизельное
Двигатель Камаз 740.725-360
Тип двигателя Четырехтактный дизель
Количество и расположение цилиндров 8, V-образное
Рабочий объём цилиндров, см3 11762
Степень сжатия 18
Максимальная мощность, кВт 265 (360)
Максимальный крутящий момент, Н·м 1570
Топливо Дизельное

Вездеходное 4-осное полноприводное шасси с колесной формулой 8х8. Помимо выполнения широкого спектра задач в областях гражданской промышленности, Камаз 63501 активно эксплуатируется вооруженными войсками, где применятся для:

  • установки боевых пакетов системы залпового огня «Град»;
  • создания передвижных командных пунктов;
  • создания передвижных радиолокационных станций и др.

Имеет односкатную ошиновку и высокие показатели проходимости в условиях бездорожья, что сделали данную модификацию шасси Камаз одной из самых популярных в северных регионах России.

Основное назначение шасси Камаз 63501 — установка различного рода технологических надстроек и навесного оборудования. Таким образом, автомобиль может использоваться как база для:

  • тяжеловесный автокран;
  • пожарная машина;
  • бортовой автомобиль для перевозки людей и/или различных грузов;
  • автоконтейнеровоз;
  • передвижная мастерская или лаборатория с КМУ;
  • автоцистерна/автотопливозаправщик и др.

Шасси Камаз 63501 недавно подверглось значительной модернизации, благодаря которой удалось увеличить ресурс работы автомобиля, повысить ремонтопригодность, снизить расход топлива и др. Новая рестайлинговая кабина отличается обновленным интерьером с удобной приборной панелью, позволяющей производить мониторинг состояния всех узлов и систем автомобиля в реальном времени.

Собственная «раздатка» и разнообразие ведущих мостов на мощной раме

Для колёсной формулы 6х6 в «Батыре» применяют камазовскую раздаточную коробку модели 6522, выпускаемую с 2022 года, кстати, её же используют и на новой модели КАМАЗ-65802 6х6 с «мерседесовской» кабиной. Ведущие мосты также производства ПАО «КАМАЗ» со ступичными планетарными редукторами, есть блокировки межосевого и межколёсного дифференциалов, но в качестве опции бывают и альтернативные мосты Madara, Raba.

Рама специфичного седельного тягача усилена по оригинальной технологии, которую в Челнах используют и для грузовиков специального назначения: снаружи на всю длину штампованный швеллер постоянного сечения толщиной 8 мм, а внутри стандартный лонжерон от грузовиков средней серии, суммарная толщина «сэндвича» в итоге доходит до 16 мм.

Техническая характеристика КАМАЗ-РИАТ 65225-0006112-RG (6х6)
ПареметрЗначение
Полная масса, кг33 360
Допустимая полная масса автопоезда, кг75 360
Снаряжённая масса, кг11 285
Нагрузка на ССУ, кг22 000
Максимальная скорость, км/ч90
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
Cummins ISLe C375
Турбодизель, I-6, Euro 4
8872
375 при 2100 мин-1
1533 при 1400 мин-1
Коробка передач:
  • количество передач вперёд/назад
ZF16S 1820, механическая
16/2
СцеплениеСухое, однодисковое, диаметр ведомого диска 430 мм
Тормозные механизмы всех колёсБарабанные
ПодвескаРессорная
Шины425/85 R21

Таблица: технические характеристики камаз 63501

Весовые параметры и нагрузки
Максимальная грузоподъемность14000 (кг)
Полная масса а/м27200 (кг)
  • нагрузка, приходящаяся на заднюю телегу
  • нагрузка, приходящаяся на переднюю ось
Допустимая масса надстройки с грузом16000 (кг)
Полная масса автопоезда37750 (кг)
Полная масса прицепа11000 (кг)
Снаряженная масса11000 (кг)
  • нагрузка, приходящаяся на заднюю телегу
  • нагрузка, приходящаяся на переднюю ось
Двигатель
МодельКамАЗ 740.50-360
Типдизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
Расположение и число цилиндровV-образное, 8
Максимальная полезная мощность265 (кВт) (360 л.с.)
Рабочий объем11,76 (л)
Диаметр цилиндра и ход поршня120х130 (мм)
Степень сжатия17,9
Вес870 (кг)
Габариты1260х930х1045 (мм)
Кабина
Типпередняя, расположенная над двигателем, с высокой крышей
Исполнениесо спальным местом
Колеса и шины
Размер обода310-533
Размер шин425/85 R21
Тип колесдисковые
Тип ошиновкиодноскатная
Тип шинпневматические, с регулированием давления
КПП
МодельZF 16S1820
Типмеханическая, 16-ти ступенчатая
Управлениемеханическое, дистанционное
Количество передач8
Система питания
Вместимость топливного бака350 210 (л)
Сцепление
Приводгидравлический с пневмоусилителем
Типдиафрагменное, однодисковое
Тормоза
Приводпневматический
Размеры диаметр барабана400 (мм)
Ширина тормозных накладок140 (мм)
Характеристики а/м КАМАЗ-63501 полной массы 
Внешний габаритный радиус поворота16 (м)
Максимальная скорость, не менее90 (км/ч)
Преодолеваемый угол подъема31 (град)
Электрооборудование
Аккумуляторы2х12 (В) / 190 (А·ч)
Генератор28 (В)/ 3000 (Вт)
Напряжение24 (В)

Технические характеристики моделей

Спецтехника передвигается и работает с помощью тормозной системы и рулевого управления. Последнее связано с колесами впереди и меняет направление хода, регулируя гидроусилители. Тормозная система останавливает автомобиль, резко или постепенно уменьшая его скорость.

В зависимости от сочетания приводных осей и колесной оснастки автомобили подразделяются на виды:

  1. Два моста с двигательным приводом на задний шкив и управляемыми передними скатами относятся к машинам стандартной проходимости. Формула их описания рассматривается как 4х2, где первая цифра обозначает число колес, вторая — количество ведущих единиц.
  2. Для моделей с передним и задним ведущими мостами колесная формула имеет вид 4х4.
  3. Техника с двумя ведущими мостами и аналогичными колесами в задней части обозначается штампом 6х4. В этом случае управляется только мост в передней части.
  4. Машины с тремя ведущими мостами описываются формулой 6х6, тяжеловозы с такими техническими характеристиками работают в труднодоступных местах и отличаются большой грузоподъемностью.
  5. Новый модельный ряд содержит семейство с обозначением 8х8, представители которого работают в военной отрасли, используются для аэрокосмических перевозок.

Тормозная система и сцепление

Тормоза КамАЗа представлены четырьмя системами: рабочей педальной, стояночной, запасной, вспомогательной. Отдельно стоит отметить наличие антиблокировочной системы. Сцепление – однодисковое сухое диафрагменного типа. Установлена раздаточная система, рассчитанная на 2 ступени.

Трансмиссия и коробка переключения передач

Изначально автомобиль комплектовался механической КПП на 16 ступеней. Любопытно, что в начале производства модели КПП импортировались из Европы, однако сегодня ситуация переменилась – трансмиссии изготавливаются на заводе в Набережных Челнах. На сегодня большая часть 63501 оснащается КПП производства СП «ЦФ-Кама». Часть запчастей для коробок переключения передач по-прежнему ввозится из Германии.

Устройство грузового автомобиля

К моменту выпуска в 2004 году аналогов модели 63501 не существовало в мире. Безупречную проходимость машине обеспечивали колесная формула 8х8, 4 ведущих оси, грузоподъемность. Объектом повышенного внимания служит обновленная после модернизации кабина: просторный интерьер, удобная рабочая зона водителя и пр.

Все это повышает производительность труда управляющего грузовым автотранспортом. Комфортабельные сиденья снижают нагрузку на водительскую спину во время длительных поездок, транспортировки грузов в условиях бездорожья.

Изначально, подобно многим моделям производства Камского автозавода, 63501 имела военное предназначение. Сегодня авто активно эксплуатируется военными, а также в гражданских целях. Грузовик ценится благодаря повышенной проходимости, поскольку отлично приспособлен к поездкам по местности, где эксплуатируется преимущественно гусеничная спецтехника.

Оцените статью
Камаз