Тест-драйвы и обзоры ЗИЛ 4112 (ZIL 4112). ЗиЛ-4112Р «Монолит»: Вопрос престижа (часть вторая)

Тест-драйвы и обзоры ЗИЛ 4112 (ZIL 4112). ЗиЛ-4112Р «Монолит»: Вопрос престижа (часть вторая) Камаз

В зените

В ответ на «Чайку» II в октябре 1978 на заводе им. Лихачева собрали первую партию нового лимузина под обозначением ЗиЛ-115, которое вскоре сменили на ЗиЛ-4104. Начался отсчет по иной системе обозначений советских автомобилей.

Облик «членовоза» изменился мало, – разве что центральное место на передке занял прямоугольник фальшрадиатора. По американской моде II половины 70-х. Тогда как силовой агрегат подвергся основательной модернизации: при прежнем диаметре цилиндров (108 мм) ход поршней «растянули» до 105 мм, и рабочий объем 16-клапанной «восьмерки» увеличился до немалых 7695 миллилитров.

Причем дело не ограничилось количественными изменениями, и двигатель оснастили 2-я верхними распредвалами (в головках цилиндров) – с приводом бесшумной цепью. Серьезное усовершенствование, и со степенью сжатия 9,3 литражная «восьмерка» развивала (с 4-камерным карбюратором) до 315 л.с.

Ходовая правительственного автомобиля осталась той же: создателей «членовозов» будто переклинило на неразрезном заднем мосту с продольными листовыми рессорами. Так что по сути ходовая ЗиЛа-4104 мало чем отличалась от ЗиСа-110 – через чреду десятилетий.

Модель 4104 дала жизнь целой серии вариаций на одну и ту же тему: с 1981 стали строить «штучные» парадные фаэтоны ЗиЛ-41044, а в 1983 после «косметической пластики» появился лимузин ЗиЛ-41045. В 1985 начался выпуск ЗиЛа-41047, который отличался прямоугольными (сдвоенными) фарами.

В серии 4104 ЗиЛовские автомобили достигли зенита. А как известно, зенит тем и замечателен, что сразу за высшей точкой траектория начинает клониться к закату. И неудивительно, что после 1978 наступил глубокий летаргический сон…

Виды на будущее

Так или иначе, ЗиЛ-4112Р «Монолит» означает заявку на единичный «президентский» лимузин. «Штучное» изделие, тогда как вопрос о современном серийном «членовозе» (программа «Кортеж») остается открытым. И тут кустарная перелицовка экспонатов из славного прошлого вряд ли уместна.

Просматриваются два способа решения коренного вопроса: во-первых, привычный – заимствование у американского автомобилестроения. Скажем, Cadillac CTS – заднеприводный или же со всеми ведущими. Классный седан – в самый раз для российской служилой братии.

Или же, во-вторых, создание отечественного автомобиля представительского класса заново – на уровне XXI в. Легко сказать, да непросто сделать. На ровном месте такие проекты не исполняются – нужен сильный коллектив инженеров-конструкторов и дизайнеров, наделенных немалыми амбициями и творческими способностями.

В реализации проекта не стоит стесняться приобретения отдельных агрегатов и узлов за рубежом – такова обычная практика современного автомобилестроения. Что называется, аутсорсинг , — как в случае с российским авиалайнером Sukhoi Superjet 100. Так или иначе, наладить правильный аутсорсинг — не вопрос.

А тем временем еще раз отдадим должное независимой компании «Депо-ЗИЛ», которая решительно взялась за неподъемный проект. «За успех нашего безнадежного дела, господа!». Как известно, во все времена одни убедительно объясняют, почему сделать то-то и то-то нереально. А другие делают…

Водительское место

Сектор водительского места также претерпел ряд серьезных изменений и стал более удобным для вождения.

Все приборы контроля и управления ЗИЛ-4112Р расположены так, что шофер максимально удобно чувствует себя во время управления лимузином как на коротких промежутках передвижения, так и при длительных поездках, без особого физического утомления. Вся информация о техсостоянии авто и скорости передвижения может при желании водителя отображаться на лобовом стекле, и этот фактор значительно снижает вероятность отвлечься водителю от дорожной ситуации.

На автомобиле применяются самые последние технологические разработки отечественных инженеров и иностранных производителей, что в совокупности делает его суперсовременным в плане оснащения. В этом можно убедиться, рассматривая многочисленные фото ЗИЛа.

В дальнейшем производители машины собираются оснащать машину только с применением отечественных технологий и устройств. Этот факт может послужить настоящим прорывом в российском автомобилестроении и дать толчок массовому применению нововведений в производстве бюджетных авто.

Зил разработал новый президентский лимузин — драйв

Недавно появилась информация, что в России возобновляется проект по созданию президентского лимузина и других отечественных автомобилей для VIP-персон. На эту программу под названием «Кортеж» будет потрачено около 1 миллиарда евро. Однако, как стало известно, прототип президентского лимузина уже есть. Машина, построенная заводом имени Лихачёва, получила название ЗИЛ-4112Р.

По словам представителей компании, создавшей автомобиль для главы государства, самым важным для них было сохранить преемственность. В новом лимузине легко угадываются черты машин, на которых ездили Брежнев, Горбачёв и Ельцин. Но это касается внешнего облика, а техническая начинка была заметно усовершенствована.

Так, в движение лимузин ЗИЛ-4112 приводится новым двигателем объёмом 7,7 л и мощностью 400 л.с. Агрегатируется он с пятидиапазонным «автоматом». Подвеску автомобиля инженеры оставили без изменений. Несмотря на массу в 3,5 т, президентский ЗИЛ способен набирать скорость до 200 км/ч. Прототип пока не бронирован, его защитой займутся только после одобрения самой модели.

Зил-4112р

Зил-4112р: технические характеристики

Автомобиль оснащается старым восьмицилиндровым V-образным двигателем, объем которого равен 7,7 литра. Этот двигатель ранее успешно себя зарекомендовал на лимузине модели 41047, но перед установкой его на новый ЗИЛ претерпел серьезные изменения в плане оснащения.

Изначально мотор был карбюраторным, теперь он имеет систему непосредственного впрыска топлива. Система охлаждения двигателя тоже модернизирована и имеет в оснащении два электрических вентилятора принудительного охлаждения. Вследствие этого двигатель стал мощнее первоначальной модели на двадцать пять лошадиных сил (340 л. с.), а крутящий момент составляет 640 Нм.

Интерьер салона лимузина

Глядя на салон ЗИЛ-4112Р (фото смотрите ниже), необходимо отметить, что он довольно прогрессивен и выглядит просто шикарно.

Пошив и применяемые материалы очень высокого качества. Наличие всевозможных дополнений и оснащения для комфортной езды просто огромное. Интерьер оснащен множеством электронных устройств и электроприводов, которые установлены даже на занавески окон.

На машине установлен климатический контроль, работающий в четырехзонном диапазоне. При этом возможно устанавливать температуру с разницей между зонами в шесть градусов. Это придает автомобилю особую степень комфортабельности.

Расположение сидений в пассажирской зоне построено по системе Pullman. Это означает, что сиденья, расположенные напротив задних кресел, могут складываться и раскладываться всего лишь одним нажатием на кнопку. Это дает возможность увеличить пространство салона при перевозке одного или двоих персон.

Вместо стандартной перегородки пространства пассажиров и водительского места установлен жидкокристаллический дисплей. В зависимости от желания пассажиров его можно использовать как телевизор либо для контроля ситуации на дороге.

Это возможно за счет подключенной к экрану камеры с углом обзора в 180 градусов.

Вмонтированный холодильник между задними сиденьями работает как при включенном двигателе, так и при заглушенном. Салон оснащен «умной» подсветкой, которая имеет несколько режимов работы и ряд настроек.

Ожидаемая цена

Предварительно говорится, что, когда поступит в свободную продажу отечественный автомобиль ЗИЛ-4112Р, стоимость его будет составлять около трехсот тысяч евро. Но на данный момент в этом вопросе есть неясность. В основном это касается определенных доработок и усовершенствований, которые будут проделаны в процессе испытания представительского автомобиля.

По пути прогресса

Приближалась полувековая годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, и от завода им. Лихачева ожидали очередных крупных достижений. Пост главного конструктора ЗИЛа в те годы занимал А.М.Кригер, а ведущим конструктором новой модели назначили В.Ф.

Надо сказать, во II половине 60-х новый лимузин производил неслабое впечатление – хотя выглядел ЗиЛ-114 как обобщенный «дорожный крейсер» заокеанского производства. Ну никак не удавалось художникам-конструкторам представительских советских лимузинов освободиться от гипноза американской автомобильной моды – традиция десятилетий.

Не копировал, но кое в чем отставал от американских образцов. Так, дверные стекла советского лимузина все еще оставались плоскими, тогда как у General Motors, например, к 1965 модельному году все подразделения разом перешли к гнутым стеклам. Плоские дверные стекла, углубленные в боковины, создавали тот самый архаично-готический образ, какой отличал легковые автомобили завода им.

Лихачева – вплоть до окончательного прекращения их выпуска в начале нового века. «Сто четырнадцатый» стал еще крупнее прежней модели и по габаритной длине вплотную приблизился к грандиозному кадиллаковскому лимузину Fleetwood 75 конца 60-х. Колесную базу «растянули» еще на 120 мм, так что по главному размеру ЗиЛ-114 уступал только пару сантиметров 600-у «мерсу» (W100) Pullman. Второе место в мире – не шутка.

И в технике ЗиЛ-114 шагнул вперед – особенно в том, что касалось конструкции двигателя. Теперь не только головки блока цилиндров, но и сам блок отливали из специального алюминиевого сплава. Причем поршни работали по вставным («мокрым») гильзам цилиндров.

– как у «Чайки» ГАЗ-13. Или у «восьмерки» Rolls-Royce того времени. Цилиндры «расточили» до диаметра 108 мм, и при прежнем ходе поршней (95 мм) рабочий объем двигателя ЗиЛ-114 увеличился до 6962 миллилитров. Модернизированную «восьмерку» оснастили электронной бесконтактной системой зажигания – редкость во II половине 60-х.

Степень сжатия повысили до 9,5, и с 4-камерным карбюратором литражный 16-клапанник выдавал до 300 л.с. (ГОСТ) при 4400 мин-1. Примерно 375 сил SAE «брутто», так что по максимальной мощности двигателя «сто четырнадцатый» нисколько не уступал американским образцам.

V-образную «восьмерку» стыковали все с той же с 2-скоростной гидромеханической АКПП, изрядно устаревшей к концу 60-х. Правда, уже тогда велась работа над 3-скоростным «автоматом», который и появился в составе силового агрегата ЗиЛ-114 в 1975 году. Не сказать, что в опережающем порядке.

Как и «сто одиннадцатый», ЗиЛ-114 строили на раме «периметрического» типа. Ходовую новая модель тоже унаследовала от предшественника: спереди независимая подвеска на двойных поперечных рычагах, где вместо винтовых пружин применили продольные торсионы.

Тогда как сзади остался неразрезный ведущий мост на продольных листовых рессорах (с вспомогательными реактивными штангами). В общем и целом подобно полногабаритным моделям Chrysler того времени. Ездил «сто четырнадцатый» на низкопрофильных покрышках размером 9,35-15, которые монтировались на штампованные из листовой стали колеса. Легкие сплавы еще не практиковались.

Рулевой механизм прежний – винт и шариковая гайка (с гидроусилителем). А одним из радикальных новшеств, отличавших ЗиЛ-114 от других советских автомобилей того времени, стало применение дисковых тормозов вместо барабанных – и спереди (вентилируемые), и сзади.

Интерьер «сто четырнадцатого» отделывали качественными материалами: передние сиденья обивали натуральной кожей, задние — светлым сукном (которое позже заменили велюром). Декорировали салон лакированным шпоном карельской березы и ореха – что твой Rolls-Royce.

И оснащали автомобиль небедно – по тем временам. Классный радиоприемник (на транзисторах), электростеклоподъемники, вентиляция и отопление салона. Мало того, в «штатную» комплектацию ЗиЛ-114 вошла установка кондиционирования воздуха – впервые в практике советского автопрома.

Длина «сто четырнадцатого» — 6305 мм, ширина – 2068, высота – 1540; колесная база – 3880 мм, колея — 1603/1663 мм. В снаряженном состоянии 7-местный лимузин весил 3085 кг и разгонялся, по непроверенным сведениям, с места до 100 км/ч за 13,5 сек. Скорость огромного автомобиля достигала 190 км/ч – довольно-таки быстроходный «членовоз».

Всего до 1978 собрали 113 экземпляров ЗиЛа-114. Автомобиль оставался «штучным» изделием. Впрочем, кроме лимузина, с 1971 выпускали также и 5-местный седан ЗиЛ-117 – на основе «сто четырнадцатого» — с укороченной на 58 см колесной базой. Автомобиль комплектовался покрышками 235/70R15 (радиальный корд!), а тормоза оснащались ABS – впервые в практике советского автомобилестроения.

До 1978 в свет выпустили около 3 десятков высокодинамичных ЗиЛ-117. А в конце 70-х пришло время для смены системы обозначений моделей…

Провал

Застой сменился горбачевской «перестройкой» и ельцинскими реформами. В 90-е началась последовательная деиндустриализация страны, и стало как-то не до «членовозов» отечественного производства. Новая бюрократия с готовность пересела на иномарки, а российское автомобилестроение пришло в упадок. Впрочем, как и машиностроение (и почти вся обрабатывающая промышленность) в целом.

А еще до того инженеры, конструкторы и дизайнеры завода им. Лихачева предприняли отчаянную попытку и представили в 1988 два опытных образца перспективного 5-местного седана представительского класса. Автомобиль известен под обозначением ЗиЛ-4102 и отличался решительным отходом от прежних стандартов.

Говорят, кое-какие конструктивные решения опытной модели заимствованы у Rolls Royce Silver Spirit, но V-образная «восьмерка» рабочим объемом 7,7 л — от семейства 4104. Как и 3-скоростная гидромеханическая АКПП, которая в конце 80-х выглядела откровенной архаикой.

Впервые в истории марки легковой ЗиЛ обошелся без рамы — несущий кузов (как у старого доброго ГАЗ-12 ЗиМ). Причем панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы изготовили из стеклопластика. Вполне приемлемая для малосерийного производства технология.

Внешность ЗиЛа-4102 обозначила размежевание с прежними стереотипами: умеренные габариты, простые и органичные очертания, передок без громоздкого фальшрадиатора «ящичком». И гнутые дверные стекла, придававшие тяжеловесному седану своеобразное изящество.

Размах крыльев

Застой застоем, а советский автопром в брежневские времена вовсе не остановился в развитии. В конце 60-х появился «Москвич»-412 (с по-настоящему продвинутым двигателем), за которым последовала «Волга» ГАЗ-24, надолго ставшая предметом мечтаний советских людей.

В начале 70-х заработал Волжский автозавод, и горохом посыпались варианты компактного «фиата». Во II половине десятилетия начался серийный выпуск замечательного «вседорожника» ВАЗ-2121 «Нива», объявился смешной и бесподобный ЛуАЗ 969. Жизнь била ключом.

В 1977 после мучительно долгой экспозиции Горьковский автозавод запустил в серию лимузин ГАЗ-14 — «Чайку» II. Работы по новой модели велись под руководством ведущего конструктора В.Н.Носакова, дизайном занимался С.В.Волков. Автомобиль стал еще крупнее (колесную базу «растянули» на 20 см), но по-прежнему заметно уступал в размерах ЗиЛовским «членовозам».

И выглядела «Чайка» II гораздо изящней – не в последнюю очередь благодаря гнутым (атермальным) дверным стеклам. Неуловимый нюанс (впервые в советском автомобилестроении), который так выигрышно сказывался на зрительном восприятии тяжеловесного 7-местного лимузина.

Цельноалюминиевая 16-клапанная «восьмерка» осталась практически без изменений (степень сжатия понизили до 8,5), но объявленную максимальную мощность подняли до 220 л.с. при 4400 мин-1. Двигатель комплектовали все тем же 3-скоростным «автоматом» — и ходовая сохранилась от ГАЗ-13.

Лимузин оснащался классной системой радио-стерео «Радиотехника» (кассетник «Вильма» Рижского радиозавода) – с пультом дистанционного управления в левом подлокотнике заднего дивана. У ГАЗ-14 появилось также что-то похожее на «климат-контроль»: вентиляция и отопление салона в одном пакете с установкой кондиционирования воздуха. Не говоря уже об электростеклоподъемниках и тому подобных вещах. Комфортабельный автомобиль.

Весила снаряженная «Чайка» II немало — 2605 кг. С места до 100 км/ч автомобиль разгонялся за 15 сек. и развивал скорость до 175 км/ч. Всего до 1988 собрали 1120 экземпляров ГАЗ-14 — на порядок больше, чем ЗиЛовских лимузинов. Размах.

Реинкарнация

И вот теперь поражающий воображение «Монолит»: что же представляет собой ЗиЛ-4112Р на фоне долгой истории отечественных автомобилей представительского класса? Понятно, что – попытка реанимации заслуженной (и давно устаревшей) модели ЗиЛ-41047. А по сути еще «сто четырнадцатого» из II половины 60-х…

То есть, выглядит 6-дверный лимузин, на первый взгляд, монументально: на 5 см длиннее, чем ЗиЛ-41047. Немалую колесную базу «растянули» еще на 20 см – до чудовищных 4080 мм. Что ж, архитектура «кузов на раме» позволяет. Передок украшен прямоугольным фальшрадиатором в прежнем ключе – и оснащен современной светооптикой.

А стильные 18-дюймовые колеса из легкого сплава заказали в Штатах. Видимо, ближе не получилось. При всей оригинальности прототипа у «Монолита» по-прежнему плоские дверные стекла – и все тот же архаично-готический облик, который десятки лет отличал ЗиЛовские представительские лимузины. Верность традиции.

Как утверждают, техника под державной внешностью тоже неслабая. По словам руководителей «Депо-ЗиЛ», новый «Монолит» легко попадает в один ряд с Maybach и Rolls Royce. Ну, амбиции представителей «Депо ЗиЛ» по-человечески понятны: уникальное изделие надо как-то продвигать. Если же всерьез, то «майбах» уже не в счет, а насчет «роллс-ройса» господа слегка погорячились. И близко не стояли.

Пожалуй, самые серьезные изменения коснулись силового агрегата ЗиЛ-4112Р: все тот же 7,7-литровый 16-клапанник оснастили наконец (вместо невозможного в XXI в. карбюратора) впрыском бензина во впускные каналы – системы Bosch. Как сообщается, модернизация позволила поднять максимальную мощность «восьмерки» до 340 сил – вполне реально.

Двигатель состыковали с 5-скоростной гидромеханической АКПП Allison, и вывели тем самым силовой агрегат на американский уровень примерно 25-летней давности. Насчет ходовой сведений нет, а внутренний голос подсказывает, что изменений против ЗиЛа-41047 там никаких. То есть, сзади по-прежнему неразрезный ведущий мост на продольных листовых рессорах – по сути как у ЗиС-101…

Зато сильное впечатление оставляет VIP-салон «Монолита», удобный доступ к которому открывают необычные распашные двери. Натуральный люкс-«лонж» на четверых, отделенный от переднего ряда сидений перегородкой. Откидных страпонтенов здесь уже нет: в салоне 4 индивидуальных посадочных места – лицом к лицу.

Кругом первоклассные отделочные материалы — роскошь, какую во времена КПСС сочли бы просто неприличной. Предусмотрен 4-зональный «климат-контроль» — плюс «музыка» hi-end и все такое. Ведь высокопоставленные персоны, на которых рассчитан «Монолит», оценивают автомобиль прежде всего по классу исполнения салона. А вопросы держания дороги и управляемости никого не волнуют.

История ЗиЛ-4112Р затяжная: работы по проекту начались в «Депо-ЗиЛ» еще в 2004 году. А в начале 2008 «голый» автомобиль отвезли в Льеж и передали для отделки бельгийскому кузовному ателье Carat Duchatelet. Дело обернулось скандалом, и автомобиль едва удалось вернуть домой – с немалыми финансовыми потерями.

Просьба не стрелять в пианиста – играет, как умеет. В конце концов, АО «Депо-ЗиЛ» — организация, специализирующаяся на ремонте и техническом обслуживании легковых автомобилей марки ЗИС/ЗИЛ. И разумеется, там в очередной раз занялись доработкой модели 41047. А что же еще?

В снаряженном состоянии демонстрационный прототип (ходовой, между прочим) весит около 3,5 тонн. Еще без броневой защиты! Объявленная максимальная скорость «Монолита» — 200 км/ч, а «сотню» с места лимузин способен, как сообщают, набрать за 10,5 сек. Выглядит довольно оптимистично, хотя разгонная динамика ЗиЛ-4112Р с мощной «восьмеркой» и 5-скоростной АКПП, должно быть, и в самом деле неслабая.

Трансмиссия

Автомобиль ЗИЛ (модельный ряд 4112Р, если быть конкретнее) комплектуется пятиступенчатым «автоматом», разработанным по специальному заказу американской инжиниринговой компанией «Элиссон». Эта фирма зарекомендовала себя как надежный производитель коробок передач для легковых и грузовых машин.

В случае если новый представительский лимузин получит одобрение в плане широкого производства, его собираются оснастить новейшей, специально разработанной силовой установкой и усовершенствованной ходовой частью.

Экстерьер автомобиля зил-4112р

Если сравнивать модернизированную модель с предыдущей версией, то она стала на десять сантиметров короче, зато база колес была увеличена еще на двадцать сантиметров. Новый ЗИЛ оснащается восемнадцатидюймовыми колесами, это связано с увеличением скоростных характеристик авто.

Экстерьер машины ЗИЛ, модельный ряд 4112Р был разработан автодизайнером Калиткиным.

Основной его задачей была разработка дизайна с одновременным применением новых тенденций и характерных черт ранних моделей, которые по праву можно назвать визитной карточкой лимузинов для представителей высшего эшелона власти. Как отмечают автомобильные критики, такой подход к делу сделал вид кузова более «молодым» и современным, отвечающим духу нашего времени.

Глядя на фото — ЗИЛ новой модификации, — можно полностью согласиться с критиками, так как экстерьер действительно получился индивидуально-своеобразным, с характерными линиями предшественников. Нововведения коснулись и дверей машины. Если ранее автомобили такого класса зачастую имели четыре двери, то в данном случае все немного иначе.

Итог обзора

Исходя из вышеперечисленного, хочется надеяться, что данная модель автомобиля все же выйдет в эксплуатацию и по праву станет серьезным конкурентом зарубежным аналогам. Тем самым повысит рейтинг российского автомобилестроения и станет прорывом в области автотехнологий.

Итак, мы выяснили, какие имеет автомобиль ЗИЛ-4112Р технические характеристики, дизайн и стоимость.

Оцените статью
Камаз