«Цунами», «Хищник», «Шторм» и их «коллеги». Изучаем водометы МВД РБ и стран мира

«Цунами», «Хищник», «Шторм» и их «коллеги». Изучаем водометы МВД РБ и стран мира Камаз

Авс-40 "лавина" на шасси баз-6953. водомет "лихих 1990-х". конструктивные особенности

АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

Изделие АВС-40 «Лавина», предназначенное для «воздействия на бесчинствующую толпу водяными струями с целью её рассеивания», к новинкам спецтехники правопорядка, конечно, не относится. Этой разработке уже больше 20 лет, однако, изучить, пожалуй, самый харизматичный отечественный водомёт, всё равно интересно. В свое время мне выдалась такая возможность.

К жизни «Лавину» вызвал путч 1993 года. Тогда демонстрантам милиция могла противопоставить только обычные пожарные цистерны, мало приспособленные для ведения «уличных боёв». Необходима была действительно «специальная машина».

01. И такую машину построили, взяв за основу шасси артиллерийского тягача БАЗ-6953.
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности
Фото Сергея АНДРЕЕВА

02. Конструкторы НПО «Специальная техника и связь» (тогда НИИСТ МВД) ответственно подошли к задаче и создали устрашающий одним только своим внешним видом водомёт. Точное обозначение машины звучало так: АВС-40 (6953) «Лавина» модель 249. Аббревиатура АВС расшифровывалась как «Автомобиль водомётный специальный».
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

03. Новоявленная «Лавина» получила защищенную, в том числе и от огнестрельного оружия, оригинальную кабину, а также четыре лафетных ствола для подачи водяных струй.
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

Появившаяся чуть позже «Лавина-М» (ее видел только на фото) обладала еще и бульдозерным отвалом, двумя трехствольными гранатомётами для метания гранат со слезоточивым газом, системой электрошока, системой дымовой завесы и 500-ваттным громкоговорителем! Всего же Дмитровский опытно-экспериментальный завод МВД построил около двух десятков «Лавин». К счастью, они никогда реально не применялись.

04. Сегодня «Лавина» воспринимается уже как «прошлый век». Двухмоторное (!) шасси имеет слишком сложную конструкцию, да к тому же не вписывается в дорожный габарит…
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

05. Однако, «У бегемота очень плохое зрение, но при его весе — это не его проблема…» Полная масса «Лавины» составляет 30900 кг, а «в запасе» у нее 7400 литров воды и 35 литров «активных веществ».
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

Рассмотрим детали:

06. Вход в кабину «Лавины» чрезвычайно неудобен. Впрочем, комфорт для такой техники — не главное.
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

07. Интерьер кабины сочетает в себе окрашенный в защитный цвет металл и отделку деревянным полированным шпоном.
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

08. Особенно обильно шпон представлен в верхней части. Любой кабинет председателя райкома советского периода позавидует.
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

09. Панель приборов, «отвечающих» только за шасси, напоминает чуть ли не приборный щиток самолёта.
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

10. Приборная панель управления спецоборудованием — ничуть не проще.
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

11. «Водило» верхнего лафетного ствола чем-то напоминает органы управления перископом подводной лодки. Таких «водил» в «Лавине» два.
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

12. Потому что верхних лафетных ствола — два. Дальность струи — 56 метров. Воду под давлением в них подает классический советский пожарный насос ПН-40У.
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

13. Нижних лафетных ствола тоже два, но они неуправляемые. Дальность подачи их струи — 35 метров.
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

14. Защита фар более чем основательная. «Плафон» защищен не только бронестеклом, но еще и металлическим корпусом с решеткой.
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

15. При движении в транспортном режиме решетка водительского окна поднимается вверх.
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

16. «Олдскульный» советский армейский шрифт «ручной работы» на табличках-шпаргалках красноречиво напоминает о том, что «Лавина» относится к уже ушедшей «доцифровой» эпохе.
АВС-40 "Лавина" на шасси БАЗ-6953. Водомет "лихих 1990-х". Конструктивные особенности

С тех пор «водомётная мысль» шагнула далеко вперёд. Появились системы видеофиксации, дистанционно управляемые лафетные стволы. На «Лавине» ничего этого нет, однако эта машина — родоначальник жанра отечественных «профессиональных водомётов» и потому в истории милицейской, точнее, теперь полицейской спецтехники своё место уже заняла.

Белорусский ассортимент

И мировой, и советский опыт применения пожарных машин в качестве водометов красноречиво говорил о том, что для этих целей нужна все-таки специальная конструкция, в которой должны быть учтены многие нюансы. Белорусской промышленности однажды поставили задачу создать такую технику, и задание было выполнено.

В 2006 году на вооружение белорусской милиции поступила отечественная разработка. Полное название этой машины — автоцистерна специальная АЦС-40 «Цунами». На шасси МАЗ-533702 водомет изготовило минское предприятие «Белкоммунмаш». Точной информации о количестве построенных экземпляров нет, но замечены как минимум два.

Один из них приписан к 4-й отдельной специальной милицейской бригаде внутренних войск МВД (в/ч 7404, г. Барановичи). Там же, в Барановичах, и был отмечен первый эпизод боевого применения «Цунами». В Бресте тоже включали командированный туда барановичский водомет. А в Гродно, похоже, пригнали экземпляр, который прежде базировался в Минске, в в/ч 5448 на улице Маяковского.

В столице же работают одни из самых, если так можно выразиться, «высокотехнологичных» водометов мира. Имя им — «Хищник», или Predator, если на языке оригинала. Уже шесть недель изображения этих машин не сходят с лент фотоагентств, интернет-порталов, экранов ноутбуков и смартфонов.

Произвела на свет эти машины канадская Streit Group, корпорация с неоднозначной международной репутацией, принадлежащая гражданину Канады, но выходцу из России Герману Гуторову. У компании есть аж 12 производственных площадок на территории Канады, США, России, Индии, Иордании и ОАЭ.

Есть совместное производство в Украине. Скорее всего, наши «Хищники» изготовлены в Объединенных Арабских Эмиратах. Сама Streit Group белорусский контракт никогда не комментировала. Но это явно спецзаказ белорусского МВД и специальный проект именно для него.

Больше нигде именно такие машины замечены не были. Грозному острому ножу-отвалу для разрушения баррикад завидуют все водометы мира. Такой «злобной» конфигурации переднего отвала нет у водометов ни в какой другой стране. Точные технические характеристики этих разработок никогда в открытых источниках не публиковались. Шасси у «Хищника» — Iveco. Сколько таких машин? Скорее всего, три.

Когда «Хищники» были закуплены, достоверно не известно, но впервые их заметили незадолго до выборов 2022 года. С учетом того, что семейство Predator в принципе было впервые показано в 2022-м, а на подготовку специальной отдельной модификации нужно 12—15 месяцев, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что год выпуска этих машин 2022-й или, что еще вероятнее, 2022-й.

В арсенале «Хищника» есть все передовые решения, известные в водометостроении, — броня, камеры ночного видения, возможность подмешивания спецвеществ в воду, возможность точного наведения струи и многое другое. Одну из особых возможностей — применение воды с красителем — минчанам продемонстрировали 23 сентября и 4 октября.

Запоминающимся моментом акции 4 октября стал выход из строя одной из машин. В какой-то момент мощная струя воды стала безостановочно бить вверх, поливая силовиков в форме. Что случилось?

Поскольку подробности внутренней компоновки водомета нигде не публиковались, а инструкцию по эксплуатации по понятным причинам мы никогда не видели, то о причинах нештатной ситуации можем лишь предполагать. Наша версия: произошел обрыв трубопровода, соединяющего насос с верхним лафетным стволом. В результате поток воды устремился вверх под давлением напрямую из насоса через технологический люк.

В тени «Хищников» осталась еще одна модель водомета, впервые выведенная на улицы в августе 2020 года. Об этой машине на шасси Минского автозавода в свободном доступе нет вообще никакой информации. Мы пока не знаем ни обозначения, ни разработчика, ни изготовителя, ни характеристик.

Испытания камаз-63968 «тайфун-к»

Результаты обстрелов на полигоне бронеавтомобилей КамАЗ-63968 «Тайфун-К». На фото видно, что пробить бронированный корпус машины и установленные на К63968 «Тайфун-К» бронированные стекла из стрелкового оружия не удалось.

Под колесо КамАЗ-63968 «Тайфун-К» заложили заряд, мощность которого составила шесть килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате испытаний бронеавтомобиль доказал полное соответствие заявленным характеристикам. В результате сильного взрыва автомобиль лишился шин на передних колесах и нескольких элементов кузова, однако в целом остался невредим, а значит сохранил бы жизнь экипажу в случае подрыва на мине в боевых условиях.

Кабина камаз-63968 тайфун-к

Десантное отделение КАМАЗ-63968 «Тайфун-К»

Камаз-63968 тайфун-к — видео подрыва

КАМАЗ-63968 «Тайфун» является частью нового этапа в разработке отечественной автотехники для вооружённых сил, так как последний раз автомобильная платформа была принята в 1961 году.

История всего семейства «Тайфун» начинается с 2022 года, когда была утверждена министром обороны «Концепция развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года» которая предписывает развитие высокоунифицированных семейств бронеавтомобилей.

В результате была создана единая колёсная грузовая платформа «Тайфун» обеспечивающая высокую защищённость экипажа, груза и узлов автомобиля от стрелкового вооружения и фугасов. А также на которую можно монтировать разное целевое оборудование и создавать на базе необходимые модификации, вроде машин связи, мобильных артиллерийских систем, автокранов, транспортно-пусковых машин БЛА, эвакуаторов, экскаваторов и других.

Над созданием работали специалисты автозавода «Урал», ОАО «Автодизель» «Группы ГАЗ», НТЦ ОАО «КАМАЗ», НИИ Стали — где спроектирована броня машины, Федеральный ядерный центр в Сарове, рассчитывавший защищённость бронекорпуса, компания «Магистраль-ЛТД», занимавшаяся созданием бронестёкол, МГТУ им. Н. Э.

Баумана, занимавшийся разработкой гидропневматической подвески и множество других компаний и НИИ. Необходимость создания подобных машин диктовалось тем, что основная масса боевых потерь в войсках происходит от подрыва автомашин на минном поле или от фугасов во время передвижения колонн.

Ка-хем 640

Ка-Хем 640 это новый катер  запущеный в производство. Плановый показ готового катера  май 2022 года.

Конструкция

Бронирование произведено в соответствии с уровнем 3b натовской классификации STANAG 4569, по которому машина выдерживает подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля, так как в России машины подобного рода делаются впервые и общепринятые государственные стандарты классификации подрывов отсутствуют. Противопульная защита соответствует четвёртому уровню.

Установлена комбинированная броня из керамики и стали, которая защищает от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм. В том числе и бронестекло толщиной 128,5—129,0 мм с прозрачностью в 70 %, разработанное компанией «Магистраль ЛТД» и испытанное в НИИ Стали, выдерживающее 2 выстрела с расстоянием между ними в 280—300 мм при обстреле из КПВТ со скоростью пули 911 м/с в момент соприкосновения со стеклом.

Пулестойкость превышает самые высокие требования по имеющимся ГОСТ (ГОСТ Р 51136 и ГОСТ Р 50963), в которых наивысший уровень — это обстрел бронебойными патронами Б-32, 7,62×54 мм из СВД. При производстве, Магистраль-ЛТД ориентировалась на западные стандарты уровня IV STANAG 4569 — гарантированной защите при обстреле бронебойным боеприпасом Б-32, 14,5×114 мм с дистанции 200 м со скоростью пули 891—931 м/с.

Бронирование выдерживает попадание 30-мм боеприпасов. Имеются пулестойкие шины 16.00R20 с противовзрывными вставками отводящими взрывную волну, с автоматической подкачкой воздуха и регулируемым давлением до 4,5 атмосфер. Бронемодуль обеспечен амбразурами для ведения стрельбы из стрелкового оружия, также на него может устаналиваться дистанционно управляемый пулемёт. Унификация с другими автомобилями семейства составляет 86 %.

Сидения оборудованы держателями личного оружия, ремнями безопасности и подголовниками. Они крепятся к крыше модуля, для уменьшения воздействия удара от мин/фугасов. Внутри модуля установлена фильтровентиляционная установка ФВУА-100А и кондиционер. На крыше имеются аварийные люки на случай переворачивания машины. Десантирование производится через аппарель на корме машины либо через дверь сбоку.

Мировые аналоги

Различных моделей полицейских водометов в мире десятки. Если рассматривать их все, то это получится уже не статья, а диссертация. Отметим лишь тот факт, что в авангарде водометостроения находятся Франция и Германия с Австрией.

https://www.youtube.com/watch?v=XjimOXQZWs8

Французский Soframe VID 12000, вероятно, самый элегантный водомет планеты, если прилагательное «элегантный» вообще применимо в данном случае.

Долгое время олицетворением противостояния полиции Германии с антиглобалистами был водомет Wasserwerfer 9000 (или сокращенно WaWe 9), который на шасси Mercedes-Benz SK 2826AK строила немецкая фирма Metz. Каждое 1 мая каждого года как минимум в Берлине такие выезжают на работу на протяжении лет эдак тридцати.

Однако на смену WaWe 9 приходит новое поколение машин — WaWe 10 Cobra. Пока WaWe 9 и WaWe 10 используются параллельно, но новая модель, конечно, скоро полностью вытеснит старую. Строят «Кобры» с 2009 года. Только в полиции Германии таких как минимум 78 штук.

«Звездным часом» WaWe 10 стал 12-й саммит Большой двадцатки, проводившийся в 2022 году в Гамбурге. Тогда же происходили беспрецедентные по масштабу акции протеста антиглобалистов, а в город были введены несколько десятков таких водометов.

Однако сейчас у «Кобр» имидж положительный. Когда летом 2022 года в Европе установилась рекордная по длительности жара, полиция Германии вывела весь имеющийся парк своих водометов на улицы городов… для полива растений! Это запомнил весь мир.

Средства наблюдения и связи

В автомобиле установлена Бортовая Информационно-Управляющая Система (БИУС) ГАЛС-Д1М для наблюдения и регулирования работы двигателя, вычисления крена машины, наклона дороги, скорости движения, местоположения и т. п. Независимая гидропневматическая подвеска позволяет водителю менять дорожный просвет на ходу, с помощью пульта дистанционного управления в пределах 400 мм.

Тактико-технические характеристики камаз-63968 тайфун-к

Экипаж, чел.: 2Десант, чел.: 16Производитель: КамАЗГоды разработки: 2022-2022Количество выпущенных, шт.: 260

Вес КАМАЗ-63968 Тайфун-К

— 21 тонн

Размеры КАМАЗ-63968 Тайфун-К

— Длина корпуса, мм: 8990- Ширина корпуса, мм: 2550- Высота, мм: 3300- Клиренс, мм: регулируемый от 185 до 575 мм

Броня КАМАЗ-63968 Тайфун-К

— Комбинированная броня из керамики и стали, которая защищает от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм. В том числе и бронестекло толщиной 128,5—129,0 мм

Двигатель КАМАЗ-63968 Тайфун-К

— Тип двигателя: ЯМЗ-5367- Мощность двигателя, л. с.: 450

Скорость КАМАЗ-63968 Тайфун-К

— Максимальная скорость, км/ч: 105 км/ч- Запас хода по шоссе, км: 1200- Расход топлива на 100 км: не более 35 литров- Колёсная формула: 6 × 6 / 4- Тип подвески: управляемая гидропневматическая

Оцените статью
Камаз