Уникальная лаборатория проверки качества дорог — на базе спецавтобуса КАМАЗ-Ajokki: postmodernism — LiveJournal

Уникальная лаборатория проверки качества дорог — на базе спецавтобуса КАМАЗ-Ajokki: postmodernism — LiveJournal Камаз

Начало истории

alt
Началось все после XII олимпиады.

Началось все в Советском Союзе в 1980 году. Сразу после проведения XII Олимпийских игр стало понятно, что пора провести модернизацию передвижных телевизионных станций. Уже в 1983 году отечественные инженеры создали ПТС «Магнолия-83». Машина была рассчитана на работу четырех основных, а также одной репортажной камеры. Первоначально установку хотели ставить на базу ЛиАЗ-5932, однако от этой идеи решили отказаться.

alt
Использовались и после распада СССР.

Произошло это потому, что финская фирма Ajokki O.Y на момент 1983 года смогла разработать куда более вместительный и удобный кузов для ПТС. Поставить его предложили на шасси КАМАЗ-53213. Так в 1985 году с конвейера сошел первый КАМАЗ-Ajokki, принципиально новая передвижная телевизионная станция, которую на заводе обозначили «Магнолия-83А».

Шасси КАМАЗ-53213 для «Магнолии» делали в Набережных Челнах. Оттуда их направляли на завод Ajokki, который располагался в финском городе Тампере. Там инженеры монтировали кузов, после чего отправляли машину на завод «Телевизионная техника» в Литве.

Камаз-53213 с кузовом ajokki для специальной службы крови

КамАЗ финских кровей

Многие автолюбители хорошо помнят специализированные телевизионные автомобили («Флагманы телевизионного флота», «Видео невидимо!»), которые появились в СССР в середине 1980-х. Их кузова изготавливало финское АО «Айокки». Эта фирма наравне с «Киитокори» и «ТАМРО» собирала по спецзаказам различную технику и активно сотрудничала с Советским Союзом. Больше всего нам почему-то запомнились именно автомобили для телевизионщиков, хотя они не были первыми.

А первым проектом фирмы Ajokki, реализованным совместно с СССР, был автомобиль специальной службы крови для плазма-цитафереза с кузовом вагонного типа, установленным финнами на длиннобазном шасси КамАЗ-53213. Эта машина стала детищем стартовавшего в феврале 1982 года сотрудничества Минздрава и Минавтопрома СССР с финскими компаниями «ТАМРО» и «Айокки» в кооперированном производстве автомобилей «скорой медицинской помощи» на базе РАФ, УАЗ и КамАЗ.

В том же 1982 году «Айокки» разработала, изготовила и представила советской стороне первый опытный образец автомобиля. Его цельнометаллический сварной кузов вагонной компоновки был изготовлен из стали, утеплён. В салоне было расположено оборудование для проведения донорских операций и фильтрации крови с целью её разделения на плазму и клеточные элементы: два анализатора, центрифуга, а также прибор для очистки воздуха.

Надо сказать, что только изготовлением кузова и монтажом начинки финны не ограничились. Серьёзной доработке было подвергнуто и базовое шасси. Так, расстояние между средней и передней осями было увеличено до 5 метров за счёт удлинения рамы врезкой дополнительных швеллеров. По этой причине удлинена и карданная передача (сделаны 2 кардана).

Для проведения комплексных испытаний автомобиль по старой доброй традиции был направлен на дмитровский автополигон НАМИ для выявления эксплуатационных качеств и соответствия всем отечественным нормативно-техническим требованиям. Перед испытаниями всё медицинское оборудование с машины было снято и заменено аналогичным по массе балластом. Затем образец, доукомплектованный после лабораторно-дорожных испытаний, был направлен на эксплуатационные испытания в Москву. Эту машину использовали по прямому назначению, а именно: в качестве передвижной лаборатории для заготовки свежезамороженной плазмы и препаратов плазмы (альбумина и криопреципитата) вплоть до середины 1990-х годов.

Техническая характеристика
Габаритные размеры, мм11 322х2560х3510
Масса снаряжённая (без оборудования), кг
в том числе:
  • – на переднюю ось
  • – на заднюю тележку
13 440
4520
8920
Масса оборудования, кг980
Медицинский персонал, чел.6
Углы свеса, град.:23
11

О характеристиках

В целом можно было выделить две версии ПТС Ajokki – это «основная» уделённая модель, а также «вспомогательная» укороченная. Первая была очень большой и делилась на рабочие салоны (там трудились звукорежиссер, инженер и видеорежиссер) и багажный отсек. Питание ПТС осуществлялось от 3-фазной сери 380 Вольт, которая дополнялась дизель-генератором «Panda 25 Fischer».

Габариты основной модели составляли 11.3х2.5х3.87 метра. Весила машина в полной комплектации 19 тонн. Дополнительная устойчивость автомобиля обеспечивалась при помощи специальных выдвижных домкратов в задней части. Внутри авто была своя система связи основанная на матрице EASi-COM MTX-1200 Drake.

Производили «Магнолии» вплоть до 1992 года. Машины стояли на вооружении телерадиокомпаний Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Казани, Челябинская, Красноярска. Последние созданные авто были проданы заводом в 1993 году. Сколько именно собрали таких ПТС – сказать сложно. Что же касается завода Ajokki, то в 2004 году его купило Volvo, а уже в 2008 году закрыло.

Уникальная лаборатория проверки качества дорог — на базе спецавтобуса камаз-ajokki

Источник: KAMAZ-online

Недавно мы рассказывали проСпецавтобус для ТВ СССР — КАМАЗ-Ajokki Магнолия-83А, были в своё время такие советско-финские мобильные студии для телевизионного вещания. В наше время высоких цифровых технологий в такой технике уже нет необходимости, но оказалось, что история этих спецавтобусов ещё далека от завершения.

Новое применение машинам КАМАЗ-Ajokki нашли в Уфе, один из спецавтобусов, который раньше обеспечивал мобильность Башкирского центрального телевидения, теперь стал мобильной лабораторией проверки качества асфальтовых дорог. Об этом сообщает ГТРК «Башкортостан».

Надо полагать, что подобное нововведение будет востребовано по всей России, а не только в одном её субъекте. Это уникальная передвижная лаборатория, которая позволяет на месте определять насколько качественное покрытие у строящихся или уже эксплуатируемых асфальтовых дорог.

Процесс экспертизы дорожного покрытия не проводится «на глазок», как могли бы подумать далёкие от строительства и недалёкие сами по себе люди. Естественно, что экспертиза состоит из серии сложных лабораторных исследований, для проведения которых требуется специальная аппаратура.

До появления мобильной лаборатории на это требовалось много времени: пробы для анализа везли в стационарную лабораторию, где в порядке очереди проводились исследования, результатов приходилось ждать достаточно долго, а в это время простаивала техника и люди. Теперь же всё необходимое проводится прямо на месте.

Вместительный спецавтобус (20 квадратных метров) позволил оборудовать внутри полноценную многофункциональную лабораторию. Это первый в России подобного рода комплекс, который не только позволяет измерять геометрические параметры дорог, но также и проводить испытания их физико-механических свойств.

Исследователи не собираются ограничиваться только благоустроенными асфальтовыми дорогами, в планах колесить по всех путям республики, не исключая грунтовые просёлочные. Благо колёсная база 6х4 седельного тягача КАМАЗ-53213, на основе которого и создан этот спецтранспорт, предполагает повышенную по сравнению с обычными автобусами проходимость. Эта лаборатория проедет там, где не каждая полноприводная легковая машина сможет.

В общем, ждём на дорогах страны!

Так выглядел спецавтобус, когда находился в ведении Башкирского ТВ

Фургонbus

В качестве носителя финны выбрали шасси Камского автозавода. Правда, для того, чтобы Ajokki смогла установить свой кузов на КамАЗовское шасси, его пришлось серьезно доработать – кстати, в отчете об испытаниях фигурирует не КамАЗ-53213, как принято думать, а КамАЗ-5410.

Итак, расстояние между 1-й и 2-й осью, путем врезки в раму двух швеллеров размером 2160 мм, было увеличено до 5 м. Задний свес рамы от 3-й оси удлинен до 2 м с помощью ввода дополнительных швеллеров. Вместо одного, было установлено два карданных вала. Штатная кабина была демонтирована.

Сам кузов-фургон вагонного типа, на основе сварной конструкции из профильного стального проката, заполненный теплоизоляцией и обшитый изнутри фанерой и пластиком, а снаружи стальным листом.

Содержание машины: анализатор, сепаратор две центрифуги и прибор для очистки воздуха. Кроме того в салоне размещались 6 кресел для медработников. Схема планировки приведена на фото.

Оцените статью
Камаз