Уникальный КАМАЗ-Ajokki, собранный в Финляндии, выставлен на торги в Игнушении

Уникальный КАМАЗ-Ajokki, собранный в Финляндии, выставлен на торги в Игнушении Камаз

Начало истории

alt
Началось все после XII олимпиады.

Началось все в Советском Союзе в 1980 году. Сразу после проведения XII Олимпийских игр стало понятно, что пора провести модернизацию передвижных телевизионных станций. Уже в 1983 году отечественные инженеры создали ПТС «Магнолия-83». Машина была рассчитана на работу четырех основных, а также одной репортажной камеры. Первоначально установку хотели ставить на базу ЛиАЗ-5932, однако от этой идеи решили отказаться.

alt
Использовались и после распада СССР.

Произошло это потому, что финская фирма Ajokki O.Y на момент 1983 года смогла разработать куда более вместительный и удобный кузов для ПТС. Поставить его предложили на шасси КАМАЗ-53213. Так в 1985 году с конвейера сошел первый КАМАЗ-Ajokki, принципиально новая передвижная телевизионная станция, которую на заводе обозначили «Магнолия-83А».

Шасси КАМАЗ-53213 для «Магнолии» делали в Набережных Челнах. Оттуда их направляли на завод Ajokki, который располагался в финском городе Тампере. Там инженеры монтировали кузов, после чего отправляли машину на завод «Телевизионная техника» в Литве.

Из «магнолии» превратился в бытовку. на торги выставлен камаз айокки белорусских мелиораторов

Эта любопытная советско-финская машина всегда притягивала к себе любопытство. Камаз Айокки, некоторые даже называют его легендарным, хотя в чем именно состоит суть легенды не понятно, но как бы там ни было – машина очень редкая, и появление в продаже уцелевших экземпляров не остается без внимания любителей раритетной техники.

На днях в Белоруссии на аукционе госимущества появился этот автомобиль, в довольно неплохом сохране. Судя по скромному описанию, принадлежит он (пока еще) предприятию, которое занимается мелиорацией.

Наверняка раньше эта машина была одной из минских «Магнолий», но внутри о её телевизионном прошлом уже ничего не напоминает. Всё оборудование давно демонтировано, судя по внутреннему убранству, машина использовалась в качестве передвижного офиса и вагончика — бытовки одновременно.

Конкретно этот автомобиль 1988 года, а вообще производство началось в 1985-м, на заводе в городе Тампере, что на юге Финляндии. Туда поставлялись шасси грузовика КамАЗ-53212. Финские специалисты строили кузов, монтировали оборудование жизнеобеспечения, включавшее в себя отопители, систему вентиляции, различный вспомогательный инвентарь, а оборудование, связанное с видеосъемкой, монтажом и звуком устанавливали по большей части в Литве, на Шауляйском заводе.

Так что над созданием этих машин трудились специалисты трёх стран, не считая еще всевозможных смежников. Слышал даже о японском оборудовании. Возможно речь шла о машинах, собранных в начале девяностых.

Производство Камаза Айокки завершилось в 1992 году. Времена менялись, размеренная монументальность уходила в прошлое, и кто приезжал первым на место события, пусть даже с VHS камерой в руках, тот и увозил сюжет. Громозкие мобильные телестудии еще продолжали работать на крупных мероприятиях, но со временем они безнадёжно устарели, были списаны, часть продана сторонним организациям, часть разошлась по рукам, а некоторые и вовсе утеряны.

Стартовая цена на этот белорусский экземпляр – 10 300 белорусских рублей, это около 300 000 российских. На мой взгляд, такой фургон неплохо подходит для переделки его в большой и комфортабельный дом на колёсах. Только без грузовой категории тут уже никак, да и габариты намекают, что без навыков вождения больших автобусов, рулить таким домиком будет непросто.

Камаз-53213 с кузовом ajokki для специальной службы крови

КамАЗ финских кровей

Многие автолюбители хорошо помнят специализированные телевизионные автомобили («Флагманы телевизионного флота», «Видео невидимо!»), которые появились в СССР в середине 1980-х. Их кузова изготавливало финское АО «Айокки». Эта фирма наравне с «Киитокори» и «ТАМРО» собирала по спецзаказам различную технику и активно сотрудничала с Советским Союзом. Больше всего нам почему-то запомнились именно автомобили для телевизионщиков, хотя они не были первыми.

А первым проектом фирмы Ajokki, реализованным совместно с СССР, был автомобиль специальной службы крови для плазма-цитафереза с кузовом вагонного типа, установленным финнами на длиннобазном шасси КамАЗ-53213. Эта машина стала детищем стартовавшего в феврале 1982 года сотрудничества Минздрава и Минавтопрома СССР с финскими компаниями «ТАМРО» и «Айокки» в кооперированном производстве автомобилей «скорой медицинской помощи» на базе РАФ, УАЗ и КамАЗ.

В том же 1982 году «Айокки» разработала, изготовила и представила советской стороне первый опытный образец автомобиля. Его цельнометаллический сварной кузов вагонной компоновки был изготовлен из стали, утеплён. В салоне было расположено оборудование для проведения донорских операций и фильтрации крови с целью её разделения на плазму и клеточные элементы: два анализатора, центрифуга, а также прибор для очистки воздуха.

Надо сказать, что только изготовлением кузова и монтажом начинки финны не ограничились. Серьёзной доработке было подвергнуто и базовое шасси. Так, расстояние между средней и передней осями было увеличено до 5 метров за счёт удлинения рамы врезкой дополнительных швеллеров. По этой причине удлинена и карданная передача (сделаны 2 кардана).

Для проведения комплексных испытаний автомобиль по старой доброй традиции был направлен на дмитровский автополигон НАМИ для выявления эксплуатационных качеств и соответствия всем отечественным нормативно-техническим требованиям. Перед испытаниями всё медицинское оборудование с машины было снято и заменено аналогичным по массе балластом. Затем образец, доукомплектованный после лабораторно-дорожных испытаний, был направлен на эксплуатационные испытания в Москву. Эту машину использовали по прямому назначению, а именно: в качестве передвижной лаборатории для заготовки свежезамороженной плазмы и препаратов плазмы (альбумина и криопреципитата) вплоть до середины 1990-х годов.

Техническая характеристика
Габаритные размеры, мм11 322х2560х3510
Масса снаряжённая (без оборудования), кг
в том числе:
  • – на переднюю ось
  • – на заднюю тележку
13 440
4520
8920
Масса оборудования, кг980
Медицинский персонал, чел.6
Углы свеса, град.:23
11

О характеристиках

В целом можно было выделить две версии ПТС Ajokki – это «основная» уделённая модель, а также «вспомогательная» укороченная. Первая была очень большой и делилась на рабочие салоны (там трудились звукорежиссер, инженер и видеорежиссер) и багажный отсек. Питание ПТС осуществлялось от 3-фазной сери 380 Вольт, которая дополнялась дизель-генератором «Panda 25 Fischer».

Габариты основной модели составляли 11.3х2.5х3.87 метра. Весила машина в полной комплектации 19 тонн. Дополнительная устойчивость автомобиля обеспечивалась при помощи специальных выдвижных домкратов в задней части. Внутри авто была своя система связи основанная на матрице EASi-COM MTX-1200 Drake.

Производили «Магнолии» вплоть до 1992 года. Машины стояли на вооружении телерадиокомпаний Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Казани, Челябинская, Красноярска. Последние созданные авто были проданы заводом в 1993 году. Сколько именно собрали таких ПТС – сказать сложно. Что же касается завода Ajokki, то в 2004 году его купило Volvo, а уже в 2008 году закрыло.

Оцените статью
Камаз