Управление коробкой передач на автомобилях Камаз — Уральский Завод Спецтехники

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники Камаз

Виды кп на грузовых машинах камаз

Камским автомобильным заводом за 50 лет было выпущено несколько модификаций колесной базы (шасси). Со временем все они модернизировались, как и узлы трансмиссии. Поэтому на идентичных шасси КАМАЗ могут встречаться совершенно разные модели КПП. Это следует учитывать, при покупке нового агрегата или капитального ремонта старого.

В современных грузовиках КАМАЗ чаще всего устанавливаются КПП следующих модификаций:

  • 14 без делителя – стандартная пятиступенчатая механика остается самой востребованной на одиночных грузовиках КАМАЗ. Коробка встречается на автомобилях 4310 и 43101 серии. Усовершенствованные аналоги 141, 142, 144.
  • 15 модель с делителем (современные трансмиссии 152, 154) – стандартная коробка пятиступенчатая, соединенная с двухступенчатым делителем. Редуктор обеспечивает работу каждой ступени в двух режимах, верхнем и нижнем, что фактически дает КПП 10 передач. Трансмиссия устанавливается на тягачах серии 5410, 5320, 55102, 5511.
  • 161 – коробка совместного производства Камского завода и немецкого автоконцерна ZF Friedrichshafen AG. Восьмиступенчатая трансмиссия устанавливается на тяжелых тягачах, для эффективного распределения ресурсов двигателя. Например, машина намного легче преодолевает подъемы при полной загрузке.
  • ZF – линейка КПП немецкого производителя включает несколько высокотехнологичных трансмиссий, которые отличаются исключительной надёжностью и удобством эксплуатации. Коробки изготавливаются из лучших элементов и материалов (в частности, корпус выполнен из прочного алюминиевого сплава), поэтому срок их службы значительно увеличен. В серии представлены модели ZF: 6S1000, 9S109, 9S1310,16S151 и др. Количество ступеней отражается первой цифрой (6S – шесть, 9S – девять и т.д.).

Немецкие коробки считаются лучшими на современном рынке автомобильных запчастей. Их выбирают такие гиганты отрасли, как Renault, DAF, MAN. К слову, грузовики КАМАЗ, с трансмиссией ZF многократно выигрывали ралли «Дакар». Но всё же большинство Камских машин, встречающихся на российских дорогах, комплектуются привычными и проверенными коробками 14 и 15 серии, а также их современными версиями.

Грамотная эксплуатация и плановый сервис кп камаз

Функциональность трансмиссии в равной степени зависит от условий эксплуатации машины и регулярности техобслуживания. Существенно продлить срок службы КП поможет банальное соблюдение рекомендаций производителя. К стандартным требованиям относятся:

  • Постепенное переключение передач с полным жимом сцепления. Если резко дергать рычаг, это приведет к стиранию шестерен, ускорит их полный выход из строя.
  • Двигаться на передаче, соответствующей текущей скорости движения. По возможности, переключаться на прямую. Тогда КП работает на двух валах и минимальном количестве шестерен. Амортизация существенно снижается.
  • Движение на низкой скорости осуществлять на пониженной передаче – аксиома, известная каждому водителю, заинтересованному в стабильном функционале трансмиссии.
  • При отрицательных температурах, машина ставится на стоянку с выключенной передачей. В противном случае велика вероятность замерзания колец синхронизаторов, машина может тронуться с места сразу после запуска двигателя.
  • Обслуживание КПП производится после каждой продолжительной поездки. Визуальный осмотр на предмет утечки смазки поможет своевременно долить масло, тем самым избежать трения и износа ключевых элементов. Уровень трансмиссионной смазки проверяется каждые 15 тыс. км, полная замена требуется через 50-60 тыс. км. (не реже 1 раза в год). В новых машинах первые 3-5 лет эксплуатации масло в КП не доливается. Важно использовать ту марку смазки, которую рекомендует производитель. Нельзя смешивать виды с разными характеристиками.

Как показывает практика, трансмиссия работает бесперебойно очень долго без поломок, если проводить своевременную замену масла и визуальное обследование.

Делитель коробки

Высокие и низкие режимы эксплуатации, особенность коробок КамАЗ. Такая специфика вызвана желанием снизить нагрузку на силовую установку. Характерно, что не имеет значение, загружена машина, или нет. Делитель, это редуктор, основанный на принципе механики и увеличивающий передаточные отношения. Работа механизма запускается при помощи переключателя на кулисе.

Конструкция включает:

Первичный вал делителя коробки КамАЗ-15:

  1. Управляющий устройством вентиль. Деталь крепится к основе переключателя, использует режимы прямой и пониженной скорости.
  2. Клапан, поддерживающий постоянство напора на выходе. Отбирает сжатый воздух, сбрасывает напор в системе при превышении установленных показателей. Передаёт воздух на управляющий вентиль и на клапан делительного устройства из воздушного узла. Благодаря манипуляциям, в управляющей двигателем системе одновременно два контура.
  3. Клапан включения делителя. Подаёт воздушный напор на устройство при отключении муфты. Это запускает и отключает низкую передачу, параллельно переключению скоростей в трансмиссии.
  4. Делительный механизм. В состав входит поршень, помещенный внутрь цилиндра. Рычаг поршня соединён со штоком, закреплённым на валике вилки узла. При попадании воздушного напора, поршень смещается, это изменяет рабочий режим коробки.
  5. Патрубок распределения воздуха подаёт напор воздуха в цилиндр узла.

Коробка передач

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

На автомобилях, в зависимости от моделей и комплектаций, применяются коробки передач моделей 141, 142, 144, 152, 154, ZF-6S1000, ZF-9S1310, ZF-9S109 ф. «ZF» (Германия).

Коробка передач модели 141 — механическая, трехходовая, пятиступенчатая с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах.

Коробка передач моделей 142, 144 — механическая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах, состоит из основного редуктора; моделей 152, 154 — механическая, десятиступенчатая, состоит из основного пятиступенчатого редуктора и двухступенчатого делителя, расположенного впереди основной коробки.

Коробка передач модели ZF-6S1000 — механическая, шестиступенчатая с синхронизаторами на первой, второй, третьей, четвертой, пятой, шестой передачах.

Коробка передач моделей ZF-9S109, ZF-9S1310 — механическая, девятиступенчатая, включает основной четырехступенчатый редуктор и планетарный демультипликатор, расположенный сзади основной коробки, имеет дополнительную пониженную передачу.

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Регулирование привода: 1 — контргайка; 2 — винт установочный; 3 — болт; 4 — фланец регулировочный; 5 — болт стяжной; 6 — тяга; 7 — шток.

Передаточные числа передач

Модель

передача

С

1

2

3

4

5

6

7

8

R

141

5,62

2,89

1,64

1,00

0,724

5,3

142, 144

7,82

4,03

2,50

1,53

1,0

7,38

152, 154

В

7,82

4,03

2,50

1,53

1,0

7,38

Н

6,38

3,29

2,04

1,25

0,815

6,02

ZF-6 S1 ООО

6,75

3,6

2,13

1,39

1,0

0,78

6,06

ZF-9 S1310

9,48

6,58

4,68

3,48

2,62

1,89

1,35

1,0

0,75

8,97

ZF-9S109

10,24

6,57

4,78

3,53

2,61

1,86

1,35

1,0

0,74

9,44

L — низшая передача в делителе; S — высшая передача в делителе; R — задний ход; С — пониженная передача

Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач в коробках передач моделей 142, 152 (с двигателями моделей 7403-260, 740.11-240, 740.13-260) проводите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

— ослабьте стяжные болты 5 (см. рис. Регулирование привода) и, вывернув болты 3, обеспечьте зазор в соединении, навернув на один — два оборота регулировочный фланец 4 на тягу 6;

— ослабив контргайку 1, вверните установочный винт 2, застопорив этим перемещение штока 7;

— ослабив контргайку 1, вверните установочный винт 2 (см. рис. Установочный винт и контргайка). застопорив этим перемещение рычага переключения передач;

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Установочный винт и контргайка: 1 — контргайка; 2 — винт установочный.

— вращая, переместите по резьбе регулировочный фланец 4 (см. рис. Регулирование привода‘) до контакта по всей поверхности с фланцем штока 7. Установите болты 3 и затяните стяжные болты 5;

— выверните установочный винт 2 на 21 мм и застопорите его контргайкой;

— выверните установочный винт 2 (см. рис. Установочный винт и контргайка) на 31 мм и застопорите его контргайкой.

Регулировку дистанционного (центрального) привода управления коробок передач моделей 152 (с двигателями моделей 740.30-260, 740.31-240) и 154 с возможностью использования коробки отбора мощности на верхнем люке и на картере маховика (см. рис. Привод (центральный) управления механизмом переключения передач коробки передач модели152 и Привод (центральный) управления механизмомпереключения передач коробки передач модели 154) производите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

— отверните болты 9;

— ослабьте гайки 14, 15 и 16;

— зафиксируйте шток 4 в нейтральном положении, ввернув винт 5;

— зафиксируйте тягу 3 технологическим стержнем 6 в опоре рычага переключения передач 1;

— свинчивая регулировочный фланец 7 до соприкосновения по всей плоскости с фланцем штока 4 (для коробки передач мод. 154 обеспечьте размер С, равный 30±1 мм), соедините тягу 8 со штоком 4 болтами 9;

— регулировочный фланец 7 закрепите на тяге 8 болтами 10, затянув их моментом — 50…70 Нм (для коробки передач мод. 152), 75…95 Нм (для коробки передач мод. 154);

— для коробки передач мод. 154: вверните хвостовик 11 в тягу 3, установив его перпендикулярно наклонной плоскости рычага 12 и совместив ось конического пальца с осью отверстия в рычаге 12;

— вращая деталь М реактивной тяги 13, установите рычаг 1 и тягу 3 в вертикальную плоскость;

— затяните гайки 14, 15 и 16;

— вверните винт 5 на указанную длину (21±1 мм) и законтрите его гайкой;

— удалите технологический стержень 6.

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Привод (центральный) управления механизмом переключения передач коробки передач модели 152:1 — опора рычага переключения передач; 2 — тяга задняя; 4 — тяга; 5 — тяга поперечная; 16 — фланец стяжной регулировочный; 23,25 — болты; 46 — гайка; Ф — шток; П — технологический стержень; И — винт.

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Привод (центральный) управления механизмом переключения передач коробки передач модели 154:1- опора рычага переключения передач; 2 — рычаг, 3 — тяга; 4 — шток; 5 — винт; 6 — технологический стержень; 7 — фланец стяжной регулировочный; 8 — тягапромежуточная; 9 — болт, 10 — болт, 11 — хвостовик; 12 — рычаг; 13 — реактивная тяга; 14, 15, 16 — гайки

Проверьте установочный размер упора клапана включения делителя передач для коробки передач модели 152 (кроме коробки передач с двигателями моделей 740.30-260, 740.31-240 с боковым приводом), перемещая упор 4 штока клапана. После установки требуемой величины А=20,5±0.5 (см. рис. Привод сцепления) закрепите упор гайками, гайки застопорите отгибными шайбами.

Ход рычага делителя передач для коробок передач моделей 152, 154 проверяйте при наличии сжатого воздуха в пневмоприводе тормозов. Для замера:

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Привод сцепления:1 — пылепредохранитель; 2 — крышка; 3 — ограничитель штока; 4 — упор (флажок) штока клапана.

— снимите крышку 1 (см. рис. Механизм делителя) смотрового люка механизма переключения делителя передач;

— нажмите до упора педаль сцепления;

— передвигая переключатель управления делителем передач из верхнего положения в нижнее или наоборот, замерьте ход рычага по центру отверстия. Нормальная величина хода — 16,5…19.0 мм.

Регулируйте ход рычага в следующем порядке:

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Механизм делителя:1 — крышка смотрового люка; 2, 5 -винт установочный; 3,4- контргайка.

— ослабьте контргайки 3, 4 (см. рис. Механизм делителя) и выверните установочные винты 2, 5;

— установите переключатель на рукоятке рычага переключения передач в нижнее положение (Н);

— нажмите педаль сцепления до упора;

— вверните задний установочный винт 5 до контакта с рычагом, после этого доверните его еще на 0,25 оборота и застопорите контргайкой 4;

— установите переключатель в верхнее положение (В) и нажмите педаль сцепления до упора. Вверните передний установочный винт 2 так же, как был ввернут задний винт.

Регулирование дистанционного привода управления механизмом переключения передач в коробки передач модели ZF-9S1310 с двигателем Cummins (см. рис. Привод управления механизмом переключения передач коробки передач ZF-9S1310 с двигателем Cummins) проводите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

— ослабьте гайки 9 и 10, отверните гайку 11;

— выньте палец хвостовика 5 из рычага 7;

— выверните хвостовик 5 из тяги 6;

— установите шток 4 в положение, соответствующее нейтральному положению Н1 третьей и четвертой передач (см. раздел «8. Эксплуатация автомобиля»), выдержав размер С=251 мм;

— установите рычаг 7 под углом 5° ± 3° к вертикали;

— установите рычаг 2 под углом 90° ± 1° к плоскости опоры (как показано на рисунке). Удерживая рычаг в этом положении, вверните хвостовик 5 в тягу 6, совместив ось конического пальца хвостовика в рычаге 7;

— затяните гайку 11 моментом 50…70 Нм и гайку 9 моментом 98…108 Нм, обеспечив угол 90° ± 2° между осью пальца Г и плоскостью М хвостовика;

— вращая деталь И реактивной тяги 8, установите рычаг 2 и тягу 6 в вертикальную плоскость;

— затяните гайки 10 моментом 40…50 Нм.

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели ZF-9S1310 с двигателем Cummins: 1 — рукоятка рычага переключения передач; 2 — рычаг переключения передач; 3 — опора рычага переключения передач; 4 — шток; 5 -хвостовик; 6 — тяга; 7 — рычаг; 8 — тяга реактивная; 9, 10, 11 — гайка; И — деталь реактивной тяги; С — размер до торца штока 4 при нейтральном положении Н1

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели ZF-9S1310 с двигателем Cummins:1 — рукоятка рычага переключения передач; 2 — рычаг переключения передач; 3 — опора рычага переключения передач; 4 — шток; 5 -хвостовик; 6 — тяга; 7 — рычаг; 8 — тяга реактивная; 9, 10, 11 — гайка; И — деталь реактивной тяги; А — размер до торца штока 4 при нейтральном положении Н1

Регулирование дистанционного (бокового) привода управления механизмом переключения передач в коробках передач моделей 144, 152, 154 и ZF-9S109, ZF-9S1310 (см. рис. Привод управления механизмом переключения передач коробок передач моделей 144, 152, 154 и Привод управления механизмомпереключения передач коробок передач моделей ZF-9S109, ZF-9S1310 с двигателем КАМАЗ) производите при нейтральном положении рычага переключения передач в следующем порядке:

— ослабьте гайку 11;

— отверните полностью гайку 9;

— выньте хвостовик 8 из конического отверстия рычага 5, освободив тягу 3;

— зафиксируйте тягу 3 технологическим стержнем 4 в опоре 2;

— установите рычаг 5 под углом 17±2,5° (для модели 144), под углом 14±2,5° (для моделей 152, 154), под углом 16±3° (для моделей ZF-9S109, ZF-9S1310) к вертикали;

— вращая хвостовик 8, совместите ось конического пальца с отверстием рычага 5, затяните гайку 9 моментом 40…50 Нм;

— удерживая ключом хвостовик 8 от разворота, затяните гайку 11 моментом 98…147 Нм;

— удалите технологический стержень;

— ослабьте гайки 10;

— изменением длины тяги 7 обеспечьте положение рычага 1 и тяги 3 в вертикальной плоскости. Откло нение рычага 1 и тяги 3 от вертикали не более 2 мм;

— затяните гайки 10 моментом 40…50 Нм.

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Привод управления механизмом переключения передач коробок передач моделей 144, 152. 154: 1 — рычаг переключения передач; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — тяга; 4 — стержень; 5 — рычаг; 6 — кронштейн реактивной тяги; 7 — тяга реактивная; 8 — хвостовик; 9, 10, 11- гайка.

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Привод управления механизмом переключения передач коробок передач моделей ZF-9S109, ZF-9S1310 с двигателем КАМАЗ: 1 — рычаг переключения передач; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — тяга; 4 — стержень; 5 — рычаг; 7 — тяга реактивная; 9 — хвостовик; 10, 14, 15 — гайка

Регулировку положения болта 12 на педали сцепления производите при необходимости для коробок передач моделей 152 (с боковым приводом), 154 (см. рис. Регулирование болта на педали сцепления коробки передач модели 154):

вверните болт 12, отвернув предварительно его контргайку;

— нажмите до упора в ограничитель педаль сцепления;

— выверните болт 12 до соприкосновения его сферической части с плоскостью головки штока клапана включения делителя 11;

— дополнительно выверните болт 12 ориентировочно на 4-4,5 оборота, обеспечив утапливание головки на 5-6 мм при нажатой до упора педали сцепления;

— заверните контргайку болта 12.

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Регулирование болта на педали сцепления коробки передач модели 154: 8 — панель передка; 11 — клапан включения делителя; 12 — болт регулировочный; 13 — педаль сцепления; I — к крану блокировки межосевого дифференциала.

ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА

Уровень масла в картере коробок передач моделей 141,142,144,152,154 проверяйте указателем, вмонтированным в пробку 2 заливного отверстия (см. рис. Пробки слива масла в картере коробки модели 141 и Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142.144. 152. 154) маслозаливной горловины. Нормальный уровень должен доходить до верхней метки на указателе. При проверке уровня пробку не вворачивайте, а только вставьте ее в отверстие до упора в резьбу.

Для коробок передач моделей ZF-9S109, ZF-9S1310, ZF-6S1000 уровень масла должен доходить до нижней кромки заливных (контрольных) отверстий (см. рис. Пробки сливамасла в картере коробок моделей ZF-9S109. ZF-9S1310 и Пробка слива маслав картере коробкимодели ZF-6S1000).

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Пробки слива масла в картере коробки передач модели 141: 1 — пробка сливного отверстия; 2 — пробка заливного отверстия; 3 — пробка контрольного отверстия

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Пробки слива масла в картерах коробок моделей 142, 144, 152, 154:1,3,4- пробка сливного отверстия; 2 — пробка заливного (контрольного) отверстия

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Пробки слива масла в картере моделей ZF-9S109, ZF-9S1310:1,2 — пробка сливного отверстия; 3 — пробка заливного (контрольного) отверстия

ЗАМЕНА МАСЛА

Сливайте масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе;

— для коробок моделей 141, 142, 144, 152, 154 — вывернув пробки 1, 3, 4 на коробке с делителем (1 и 4 — без делителя);

— для коробок моделей ZF-6S1000, ZF- 9S109, ZF-9S1310 — вывернув пробки одного из заливных отверстий 3 и пробки 1, 2.

Очистите магнитные пробки от грязи, и после слива отработавшего масла установите их на место.

Управление коробкой передач на автомобилях Камаз - Уральский Завод Спецтехники

Пробка слива масла в картере коробки модели ZF-6S1000: 3 — пробка заливного (контрольного) отверстия; 1,2 — пробка сливного отверстия

Краткое руководство по ремонту кп на камазе

Сервисное обслуживание трансмиссионной коробки осуществляется только в профессиональных СТО или в мастерской, если не поврежден корпус, а износ посадочных мест подшипников находится на допустимом уровне. Ремонтные работы состоят из полной разборки КП, диагностики запчастей на предмет дефектов, замены изношенных частей и контрольных тестов на стенде.

Разбор КП происходит в строгой последовательности:

  • Снимается крышка картера, сразу осматривается на предмет повреждений.
  • Ведущий вал демонтируется – для этого откручивается крышка заднего подшипника, сборочный узел выбивается из крепления, вал выйдет вместе с ним из картера.
  • Снимается шайба, обойма и стяжная гайка синхронизатора.
  • Демонтируется подшипник – аккуратно выбивается из посадочного места.
  • Снимается ведомый вал – демонтируется крышка подшипника, через техотверстия шестерни первой передачи узел выбивается из посадочного места. Все действия проводятся с осторожностью, чтобы не расколоть картер и зубчатое колесо. После демонтажа подшипника, вытягивается вторичный вал, таким образом, чтобы не зацепить корпус КП.
  • Демонтируются шестерни заднего хода – раскручивается болт на стопоре, затем стопор снимается, с внутренней стороны коробки выбивается вал наружу, затем вынимается из корпуса блок.
  • Снимется промежуточный вал – откручивается крышка роликового сферического подшипника, болты опорной шайбы. Подшипник качения снимается вместе со стаканом, в котором он расположен. После этого деталь можно легко извлечь наружу.

После того, как коробка полностью разобрана, выявляются неисправности элементов и замена их на новые запчасти. Прежде всего, обращается внимание:

  • Качество шлицевых соединений – они должны быть без видимых дефектов.
  • Подшипники шестерен, как правило, всегда меняются на новые, особенно в случаях видимого износа и обнаружения продавленных мест.
  • Также меняются подшипники валов. В масло неизбежно попадают металлические взвеси с места качения подшипников. Если их не заменить во время капитального ремонта, в будущем они станут причиной более серьёзной поломки КП.
  • Шестерни внимательно осматриваются. В случае обнаружения стёртых зубьев, сколов, пятен контакта, меняются на новые детали. Замену шестерен самостоятельно выполнить крайне сложно, а главное — травмоопасно. Поэтому сервис рекомендуется проводить только в СТО.
  • Обоймы синхронизаторов должны быть чистыми, без следов гари и видимых дефектов, валы плотно сидеть в корпусе, шлицы без сколов. Если есть признаки износа, все детали меняются.

Собирается коробка в обратной последовательности. Вал промежуточный помещается в корпус КП, монтируются передний (роликовый) и задний (сферический в стакане) подшипники. Закручивается шайба, закрывается крышка подшипника качания. Тщательно проверяется вал – он должен свободно оборачиваться вокруг своей оси, без заеданий и зацепок.

Модификации коробок

От того, какие нагрузки испытывает и в каких условиях эксплуатируется транспортное средство, зависит тип устанавливаемой коробки:

  • КПП-14;
  • КПП-15;
  • КПП-16;
  • Коробка передач КамАЗ ZF.

Четырнадцатая трансмиссия представляет собой пяти ступенчатое устройство, в состав которого входит редуктор. Пятнадцатая модификация изделия с десятью ступенями, в отличие от КамАЗ-14, укомплектована делителем с двумя ступенями, дислокация устройства – передняя часть коробки.

Коробка передач КамАЗ-14:

Управляются трансмиссии механически, дистанционно, при помощи рычага качения, расположенного на силовой установке. Управление механическим редуктором происходит за счёт пневматики и механики, через селектор. Водитель непосредственно воздействует на кулису.

Шестнадцатая коробка, с восемью ступенями переключения, механического типа. Конструкция включает редуктор на четыре ступени и понижающую коробку, закреплённую позади конструкции.

На заглушку КПП устанавливается основа штока, переключающего ступени, сам рычаг выполнен в оригинальном конструкторском решении. Изделие содержит шток управляющий редуктором, рычаг, страховку, исключающую ошибочный запуск реверса и клапаны, управляемые пневматикой и переключающие механизм, повышающий крутящий момент.

Коробка передач КамАЗ – 15:

Коробка передач ZF на КамАЗ с девятью ступенями, снабжается вспомогательной понижающей передачей, в отличие от модели 16.

Коробка передач КамАЗ 5320 оснащена пятью ступенями. Поскольку техника эксплуатируется в жестких условиях, её оснащают большими передаточными числами для работы на низких оборотах. Переключение происходит поэтапно, трансмиссия легко подстраивается, под дорожные условия.

Коробка передач КамАЗ ZF:

Управление передачами на современных автомобилях различаются. Механизм с меньшим количеством передач, эксплуатируют на транспорте с меньшей грузоподъёмностью и габаритами. Модификации на 10 ступеней устанавливают на автопоезда. КамАЗ пользуется спросом в 40 странах, поскольку управляющие механизмы надёжны и долговечны.

Обслуживание и ремонт кпп камаз

Коробка передач на грузовых автомобилях КАМАЗ нуждается в периодическом обслуживании, а в случае необходимости — в ремонте. Обслуживание, как правило, заключается в проведении ряда регулировок, а также в замене масла.

Что касается регулировок, специалисты настраивают:

• привод переключения скоростей;• ход рычага;• зазор клапана включения делителя.

Замена масла в коробке переключения передач КАМАЗ должна осуществляться не реже одного раза в год, или каждые девяносто тысяч пробега (цифры примерные, зависят от установленной модели коробки передач). Рекомендованные показатели могут быть значительно сокращены, если автомобиль эксплуатируется в условиях повышенной нагрузки.

Среди наиболее частых причин выхода из строя коробок передач автомобилей КАМАЗ — износ деталей. Наиболее интенсивному износу подвержены зубцы шестерней, элементы привода и подшипники валов. Проблема может быть устранена только путем замены изношенных элементов.

Другие неисправности коробки передач могут быть вызваны нарушением регулировки рычага КПП и механизмов привода, изменением зазоров в клапане переключения делителя. Проявляются эти отклонения затрудненным включением передач, невозможностью их включения, самостоятельным выключением. Устраняются они довольно просто путем регулировки конкретных узлов и деталей.

Используемые в автомобилях КАМАЗ коробки передач просты, эффективны и надежны. Существенно продлить срок их службы помогут своевременные обслуживание и замена вышедших из строя деталей.

Своевременной замене и обслуживанию подлежат также и другие элементы трансмиссии — сцепление, полуоси и т.д.

Другие статьи

Ошибки и рекомендации при эксплуатации кпп

Подробнее об ошибках, которые нельзя допускать при эксплуатации коробки переменных передач КамАЗ:

  1. При включении передачи нужно выжать до упора педаль сцепления. Если системно не выполнять это правило, то синхронизаторы коробки передач износятся быстрее.
  2. Не допускается переключение с повышенной скорости на пониженную. В частности, переходить с пятой—восьмой передач на первую — четвертую при скорости езды более 30 км/ч. В противном случае синхронизатор демультипликатора быстро выйдет из строя.
  3. Если надо перейти с повышенной передачи на пониженную, то действовать необходимо последовательно, то есть перескакивать нельзя. В случае с переходом с пониженной на повышенную такое переключение возможно.
  4. Не рекомендуется полностью обхватывать селектор трансмиссии, переходя из одного диапазона передач на другой. Процедуру переключения рекомендуется выполнять открытой ладонью. Усилие, которое возлагается на рычаг, может сбить регулировку и быстрее вывести из строя селектор.
  5. Если необходимо переключиться из нейтрального первого положения во второе, то действовать необходимо легким ударом открытой ладони. При выполнении этого маневра сцепление включать не нужно. Таким образом производится переключение демультипликатора.
  6. При движении на нейтральной передаче не допускается перемещение рычага в левую и правую стороны для поиска «нейтрали». На трансмиссиях КамАЗ имеются крепления, предназначенные для фиксации рычага коробки в нейтральном положении. Эти элементы фиксируют его между скоростями 3 и 4 на пониженном диапазоне и между 5 и 6 на повышенном.
  7. Не допускается езда накатом под уклон. Масляный насос коробки передач во время езды вращается от перемещения первичного вала КПП. Если транспортное средство двигается накатом, то силовой агрегат работает на холостых оборотах, а насосное устройство — на пониженных. В результате образующееся давление недостаточно для качественной обработки подшипников смазочным веществом. При отсутствии последнего элементы быстрее перегреваются и выходят из строя в результате износа.
  8. Буксировка автомобиля в случае подключения карданного вала трансмиссии на ведущий мост или раздаточное устройство не допускается. Если не соблюдать это правило, то масляный насос агрегата быстрее изнашивается из-за нехватки смазки.
  9. При пуске силового агрегата методом буксировки возможно применение только передач в повышенном диапазоне.
  10. После остановки двигателя и перед тем как оставить машину на стоянке, нужно перевести рычаг коробки в положение нейтрали.
  11. Включение заднего хода допускается после полной остановки транспортного средства и снижении холостого хода до минимальных оборотов. Активация должна производиться через десять секунд после выключения сцепления.
  12. Если автомобиль застрял в снегу или грязи, то единственный вариант решить проблему — двигаться на второй скорости и высоких оборотах.

С делителем

По конструкции делитель состоит из следующих элементов:

  1. Золотниковый кран. Данный компонент используется для управления редуктором и располагается на опоре рычага переключения скоростей. Узел может функционировать в режимах прямой либо пониженной передачи.
  2. Редукционный клапан. Этот элемент используется для отбора сжатого воздуха, поступающего из пневматического механизма. Клапан стравливает воздушный поток, когда давление в системе критически высокое. От редукционного клапана воздух подается на управляющий кран и клапан активации делителя. Такая схема позволяет создать одновременно два контура в системе управления двигателем автомобиля.
  3. Клапан активации делительного механизма. Данное устройство предназначено для подачи сжатого воздуха на узел в случае, если водитель выключает сцепление. Такой принцип действия позволяет включить и выключить пониженную передачу параллельно переключению скоростей на основной трансмиссии.
  4. Механизм переключения передач делителя. Устройство состоит из поршня, расположенного в цилиндрическом элементе. Шток поршня подключается к ручке, расположенной на валике вилки механизма. Если в коробку передач поступает сжатый воздушный поток, то поршень перемещается в определенном направлении. В результате смещения происходит изменение режима функционирования.
  5. Воздухораспределительная магистраль делителя. Данный элемент используется для подачи воздуха в цилиндр коробки.
  6. Подшипниковые элементы, синхронизаторы и картерное устройство, оснащенное валами с шестеренками.

Устройство коробки передач с делителем включает в себя такие элементы:

  1. Гайка М12х1,25-6Н.
  2. Замковая шайба маркировки 12,3.
  3. Защитная крышка переднего подшипникового устройства, расположенного на промежуточном валу.
  4. Замковая шайба на 10.
  5. Винт М10х1,25.
  6. Защитная крышка переднего подшипникового устройства, расположенного на первичном валу, в сборе.
  7. Уплотнительная резинка крышки первичного вала.
  8. Регулировочная прокладка.
  9. Регулировочная прокладка.
  10. Первичный вал делительного устройства в сборе.
  11. Специальная гайка М52х2-Л-6Н.
  12. Маслонагнетающее колечко, расположенное на первичном валу.
  13. Штифт класса 4х12.
  14. Роликовое подшипниковое устройство радиального типа с удлиненными цилиндрическими роликами двухрядного типа, кольцами не оснащается.
  15. Стопорное колечко.
  16. Роликовое подшипниковое устройство радиального типа, относится к категории однорядных устройств.
  17. Первичный вал делительного механизма трансмиссии.
  18. Призматическая шпонка.
  19. Втулка заднего подшипникового элемента, расположенная на первичном валу.
  20. Шестеренка первичного вала делительного устройства трансмиссии в сборе.
  21. Сливная пробка, оснащенная магнитом для притяжения продуктов износа.
  22. Картерный узел делителя со втулками в сборе.
  23. Масленка.
  24. Рым-болт.
  25. Заглушка.
  26. Уплотнительная резинка.
  27. Винт М8-6gx16.
  28. Пружинная шайба.
  29. Крышка люка картерного устройства делителя коробки.
  30. Шпилька картера М16х1.
  31. Пружинная шайба.
  32. Гайка стандарта М16.
  33. Синхронизаторный узел делительного механизма коробки в сборе.
  34. Прокладка картерного устройства делителя.
  35. Промежуточный вал.
  36. Гнездо заднего подшипникового устройства, расположенного на промежуточном валу.
  37. Болт М6.
  38. Роликовый подшипниковый элемент.
  39. Крышка картерного устройства системы сцепления, расположенная сверху.
  40. Промежуточный вал делительного устройства.
  41. Шестеренка промежуточного вала.
  42. Делительный узел коробки с механизмом управления в сборе.
  43. Штифт 12х35.
  44. Шпилька М16.
  45. Подшипниковый шариковый элемент радиального типа, относящийся к классу однорядных. Устройство комплектуется канавкой и располагается на внешнем кольце.
  46. Упорное кольцо переднего подшипника.
  47. Упорная шайба.
  48. Шпилька М12х1.
  49. Стопорная планка.
  50. Винт М12х1,25.
  51. Прокладка крышки переднего подшипникового элемента, расположенного на промежуточном валу.
  52. Уплотнительное кольцо крышки подшипника.
  53. Защитная крышка смотрового отверстия, расположенная снизу.
  54. Крышка картерного устройства системы сцепления.

Основная особенность коробок передач на КамАЗ Евро 2, 3 и 4 заключается в возможности функционирования при повышенном либо пониженном режиме. Такая особенность была предусмотрена разработчиками для минимализации нагрузки на мотор машины, которая может двигаться как без груза, так и груженая.

Таблица: неисправности коробки передач камаз

НеисправностьПричинаКак устранить
Затрудненное включение всех передач, передача заднего хода и первая передача включается со скрежетомНеполное выключение сцепления (сцепление ведет)Отрегулировать свободный ход агрегатов привода сцепления
Включение передач с ударом и скрежетомИзнос конусных колец синхронизаторов или блокирующих фасок пальцев и кареткиЗаменить синхронизаторы
Большое усилие на рычаге переключения передачЗагрязнение опор тяг дистанционного управления. Отсутствие или загустевание смазки.Промыть опоры и заполнить их свежей смазкой 185
Включение передач с ударом и скрежетом в делителеИзнос конусных колец синхронизаторов или блокирующих фасок пальцев и каретки. Повышенное давление в пневмосистеме управления делителем. Разрыв мембраны редукционного клапана. Износ сухарей вилки переключения передач делителя.Заменить синхронизаторы. Отрегулировать редукционный клапан или разобрать и промыть. Заменить мембрану. Отрегулировать зазор между кареткой и сухарем вилки переключения передач.
Самовыключение передач на ходуНеполное включение передач из-за неисправности механизма переключения, износ вкладышей вилок или ослабления крепления вилок и рычагов.Устранить неисправности, заменить изношенные детали.
Передачи не включаютсяРазрушение подшипников шестерен ведомого вала. Износ или поломка деталей дистанционного привода управления коробкой. Поломка пальцев или фиксаторов синхронизаторов.Заменить неисправные детали. Отрегулировать привод или заменить изношенные детали. Заменить синхронизаторы.
Не включаются передачи делителяЗаедание поршней воздухораспределителя. Разрегулировано положение упора клапана включения. Поломка упора клапана. Засорение пневмосистемы управления делителем. Обрыв троса крана управления делителем.Разобрать, промыть и смазать смазкой 158 детали воздухораспределителя. Отрегулируйте положение упора клапана. Заменить упор. Промыть и продуть дроссель, воздухопроводы и клапаны. Заменить трос.
Повышенный уровень шума при работе коробки передачИзнос или поломка зубьев шестерен. Разрушение подшипников.Заменить неисправные детали.
Течь масла из коробки передачИзнос манжет или потеря ими эластичности. Повышенное давление в картере коробки. Нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям.Заменить манжеты. Промыть сапун. Подтянуть крепежные детали, заменить прокладки.

Технические параметры коробок передач камаз

Трансмиссия автомобилей КамАЗ оснащена коробками, отличающимися между собой передаточными числами. По этой причине, автомобили применяют во многих сферах. Передаточные числа указаны в таблице ниже.

Модификация коробкиПередача/передаточные числа
123456789Реверс
1415,622,891,641,000,7245,30
1426,383,292,041,250,8156,02
1447,824,032,51,531,007,38
152Повышенная7,824,032,51,531,007,38
Пониженная6,383,292,041,250,8156,02
154Повышенная7,824,032,51,531,007,38
Пониженная6,383,292,041,250,8156,02
1618,395,503,932,872,121,401,000,7311,01
ZF-9S10910.246.5764.783.5312.611.861.351.00.749.44
ZF-6S10006.753.602.121.391.000.786.06
ZF-16S151Повышенная13.809.596.814.583.0212.091.491.0013.17
Пониженная11.558.025.703.842.521.751.240.8411.03
ZF-9S13109.486.584.683.482.621.891.351.000.758.97

Помимо передаточных чисел, характеристики модификаций коробок отличаются конструктивно. Так, одни модели укомплектовываются деталями и компонентами, отсутствующими у других модификаций. Трансмиссии ZF собираются на Российском заводе, совместно с немецкими партнёрами, предприятие ZF-КАМА в Набережных Челнах.

Устройство и принцип работы кпп

Основные компоненты, из которых состоит трансмиссионный агрегат КамАЗ:

  1. Картерное устройство. В нем используется три вала — первичный, вторичный и промежуточный. Назначение модуля с шестернями: активация задней скорости.
  2. Верхняя защитная крышка коробки передач.
  3. Сам механизм переключения скоростей (устройство сборно-разборное).
  4. Двигатель, расположенный на передней части картера.

На самосвалах КамАЗ при переходе с повышенной скорости на пониженную кулиса не используется. Такая особенность грузовых авто с европейскими стандартами Euro 2, 3 и 4 подразумевает применение специального переключателя и педали сцепления. Переключение производится в автоматическом режиме.

Более подробная схема устройства КПП грузовых автомобилей КамАЗ на примере модели 14:

  1. Ведущий вал.
  2. Защитная крышка заднего подшипникового элемента для ведущего вала.
  3. Регулировочная прокладка.
  4. Шток ручки.
  5. Защитное колечко.
  6. Крышка опоры ручки.
  7. Сухарь опоры ручки.
  8. Уплотнительная прокладка.
  9. Опора штока.
  10. Пружинный элемент.
  11. Опора ручки переключения скоростей.
  12. Ось модуля с шестеренками заднего хода.
  13. Упорная шайба.
  14. Модуль шестеренок задней передачи.
  15. Роликовый подшипник.
  16. Винт со штифтом.
  17. Стопорная шайба.
  18. Верхняя крышка.
  19. Уплотнительная резинка.
  20. Крышка заднего подшипникового элемента для ведомого вала.
  21. Стопорное кольцо.
  22. Задний шариковый подшипниковый элемент для тяги ведомого вала.
  23. Регулировочная прокладка.
  24. Так называемый червяк, подключенный к приводу спидометра.
  25. Уплотнительная манжета.
  26. Гайка фиксации фланца.
  27. Фланец фиксации карданного вала.
  28. Стакан заднего подшипникового устройства промежуточного вала.
  29. Крышка подшипникового устройства.
  30. Роликовый подшипник.
  31. Упорная шайба.
  32. Уплотнительная резинка.
  33. Промежуточный вал.
  34. Картерное устройство трансмиссионного агрегата.
  35. Ведомый вал.
  36. Уплотнительная резинка.
  37. Крышка переднего подшипника, расположенного на промежуточном валу.
  38. Картерное устройство системы сцепления.
  39. Уплотнительная манжета.
  40. Вилка отключения сцепления.
  41. Вал вилки отключения сцепления.
  42. Муфта системы сцепления.

Пятиступенчатые коробки передач ставятся на авто, предназначенные для индивидуального использования, десятиступенчатыми агрегатами оснащаются грузовики, относящиеся к классу автопоездов. По конструкции 10-ступенчатый агрегат представляет собой коробку с пятью ступенями, дополненную редукторным устройством с делителем. Такая система обеспечивает возможность использования 10 передних скоростей и двух задних.

Если на новом или на старом КамАЗе установлена трансмиссия модели 152 или 154, то она имеет следующие отличия от более старых версий:

  • коробка передач оборудуется усиленным синхронизаторным устройством делительного механизма;
  • в таких агрегатах более усилены шлицы, а из устройства КПП удалены крепления этих элементов;
  • в более новых версиях на моделях 43118, 5320 и прочих используется другой способ крепления шестеренок агрегата;
  • высота зубчиков коробки передач увеличена.

В более модернизированной версии коробки передач КамАЗ правильная процедура управления и включения делительного механизма производится с применением пневматического устройства.

Оцените статью
Камаз