- Грузовики на дакаре: квартет камазов выиграл — но у кого?
- Камаз с моторами евро-2
- Комплектация лучше, чем у новой lada granta. «камаз» привёз в москву новые электробусы — у них увеличенная дальность хода, улучшенная климатическая система и адаптивный свет
- Представлен абсолютной новый кроссовер камаз улан 2022-2023 за 1,2 млн рублей: он как hyundai tucson
- Ураган ка-три
Грузовики на дакаре: квартет камазов выиграл — но у кого?
Традиционно победителем закончившегося сорок четвертого Дакара в грузовом зачёте стала наша команда КАМАЗ-Мастер. Первое место занял экипаж под номером 500 в составе пилота Дмитрия Сотникова, штурмана Руслана Ахмадеева и механика Ильгиза Ахметзянова. Это вторая подряд победа Сотникова, а для команды — шестая подряд и девятнадцатая в истории. Причем самая «разгромная» — в этот раз камазовцы взяли не три первых места, а четыре. Просто потому, что выставили на гонку четыре боевые машины.
Две из них — хорошо знакомые КАМАЗы-53409 образца 2022 года, еще две — новейшие, с кабинами поколения К5 и добавленной единичкой в индексе. По конструкции, впрочем, эти машины практически не различаются. У всех КАМАЗов на Дакаре одинаковые 13-литровые дизели Dongfeng-Cummins мощностью 1050 л.с., автоматические коробки передач Allison, раздатки ZF, мосты Sisu, карданные валы Tirsan и амортизаторы Reiger Racing. Даже полные массы одинаковы «до копеечки» — 10200 кг. Различаются поколения только формой кузова и, соответственно, элементами новой кабины.
Четыре болида — первые четыре места. Отличный результат!
Конечно, победа оказалась нелегкой — но ожидаемой. За 8400 тяжелых километров ралли-рейда с машинами случалось многое: повреждал подвеску Николаев, лопалась выхлопная труба у Шибалова, самопроизвольно отключалась коробка передач на машине Каргинова. А уж замененных «в поле» пробитых покрышек и вовсе не сосчитать. Но у остальных дела складывались не лучше, а иногда и гораздо хуже. Неслучайно за все двенадцать этапов никто из соперников не поднимался выше третьего места.
К тому же в этом рейде КАМАЗ-Мастер остался единственной полноценной заводской командой. Более-менее серьезную конкуренцию ему мог бы составить белорусский МАЗ-Спортавто, но его не допустили до старта.
Экипаж №500 летит к победе
А остальным коллективам не хватило либо опыта, либо средств. Ближайшие европейские соперники КАМАЗа — частники Лопрайсы, дилеры Татры и голландские транспортники де Рои. Конечно, заводы оказывают им поддержку, но далеко не щедрую: лишь расходники и кое-какие запчасти. А уж такого количества персонала позволить себе вообще не может никто — десяток человек в лучшем случае против сотни камазовцев.
Тот же Алеш Лопрайс, разбив машину на десятом этапе, с грустью сообщил, что у него нет необходимых для ремонта запчастей. И потому его Praga еле доползла до финиша, заняв двадцать первое место. А российские механики спокойно за ночь полностью перебрали и настроили «автомат» Allison у Каргинова — и тот финишировал четвертым. Так что саркастическая дакаровская шутка о том, что в его грузовом зачете побеждает первый после КАМАЗа, остается актуальной.
Надежды на конкуренцию с КАМАЗами у Лопрайса обрушились на десятом этапе
А еще примечательно, что в грузовом Дакаре закручивается экологическая интрига. Амбициозная программа «Будущее Дакара» предполагает развитие «альтернативных» типов машин: гибридных, электрических и водородных. Со следующего года организаторы будут поощрять участников на таких болидах, а с 2030-го в гонке смогут участвовать лишь «зеленые» машины. Понятно, что это сделает участие в Дакаре еще дороже — и частным командам станет еще тяжелее.
Первые ростки этой тенденции уже появились: к известному гибриду Renault Герта Хизинка в этом году добавился капотник Hino японца Шугавары суммарной мощностью 1065 л.с. Особыми успехами оба грузовика похвастаться не смогли: японец пришел двадцать вторым, а Renault после поломки — и вовсе двадцать девятым.
Кроме эффектной внешности, водородный Gaussin ничем не запомнился
Гораздо примечательнее ситуация с нашумевшим проектом водородного грузовика Gaussin. Заручившись поддержкой саудовского государственного нефтяного гиганта Aramco и получив статус официального партнера Дакара, футуристический прототип… исчез из официальных источников.
Оказалось, что французы пока не планировали участвовать в гонке, а лишь прокатились по маршруту нескольких этапов, покрасовавшись перед зрителями и проведя съемки. Так что посмотреть на водородную диковинку в деле пока не удалось, но создатели упорно заверяют, что его конструкция ничем не уступает обычным соперникам.
Между тем у КАМАЗ-Мастера тоже есть планы постройки «зеленых» сине-белых болидов. Пятилетняя программа предусматривает создание сначала гибридного грузовика, а потом и машины на водородном топливе. Учитывая, что программа согласована с самим КАМАЗом, нет причин сомневаться, что и «альтернативные» КАМАЗы в будущем продолжат традицию привозить команде статуэтки бедуинов.
Камаз с моторами евро-2
О планах перевести часть моделей КамАЗ на моторы экологического класса Евро-2 с апреля 2022 года говорится в письмах партнеров отечественного КамАЗа. Сейчас некоторые из моделей соответствуют более высоким экоклассам, в том числе Евро-4 и Евро-3.
Комплектация лучше, чем у новой lada granta. «камаз» привёз в москву новые электробусы — у них увеличенная дальность хода, улучшенная климатическая система и адаптивный свет
«КамАЗ» начал поставки в Москву партии электробусов «КамАЗ-6282» новой модификации. В ближайшее время в распоряжение заказчика будет передано 14 таких электробусов, ещё восемь экземпляров — до конца июня.
«Сегодня мы принимаем новую партию из 14 электробусов с улучшенными характеристиками. У этих электробусов, которые в самое ближайшее время выйдут на улицы города Москвы, увеличенная дальность хода — свыше 80 км, а также полностью электрический отопитель. Это значит, что они не осуществляют выбросы в атмосферу», — подчеркнул Николай Асаул, генеральный директор ГУП «Мосгортранс», в ходе приёмки.
Также среди внедрённых новшеств — улучшенная климатическая система. В частности, у водителя теперь появилась возможность регулировать температуру в своей кабине отдельно от пассажирского салона. У антикризисных Lada Granta, которые сейчас выпускает «АвтоВАЗ», кондиционера нет в принципе.
Кроме того, электробус оборудован адаптивным светом, который будет меняться от холодного к тёплому в зависимости от времени суток. Помимо этого, в салоне, на накопительной площадке, появился четвёртый валидатор для оплаты проезда, кнопки на электробусах срабатывают ещё быстрее, передний указатель маршрута стал больше, номер маршрута крупнее, а сам текст — ярче. Напольное покрытие стало ещё прочнее.
На данный момент на линиях Москвы работает 1000 электробусов, из которых 750 — камазовской сборки.
Представлен абсолютной новый кроссовер камаз улан 2022-2023 за 1,2 млн рублей: он как hyundai tucson
В марте стало известно, что Mercedes-Benz после нескольких лет был вынужден отказаться от дальнейшего сотрудничества с КамАЗом. Российская компания к этому моменту успела завершить разработку нового тягача, созданного с использованием немецких технологий. Однако отсутствие поддержки со стороны Mercedes-Benz и острый дефицит комплектующих может привести к тому, что КамАЗ, который на протяжении многих лет постоянно приносил доход, начнет нести серьезные потери. Об этом, в частности, говорит недавняя новость о том, что Камский автозавод будет выпускать грузовики с двигателями стандарта Евро-2.
Несмотря на то, что данное решение носит временный характер, и автомобили данной серии планируют собирать мелкой серией, намеченная тенденция все же указывает на то, что КамАЗ может столкнуться с серьезными финансовыми проблемами. Более того, Камский автозавод, возможно, приостановит развитие или «заморозит» несколько перспективных проектов, к разработке которых он приступил недавно. Однако КамАЗ может найти выход из сложившегося положения. Причем решение окажется достаточно простым.
Дело в том, что китайская компания Dongfeng давно планирует закрепиться на российском рынке. Она, как и Mercedes-Benz, также специализируется на производстве крупной техники типа грузовиков и магистральных тягачей. То есть, наладив сотрудничество с Dongfeng, КамАЗ таким образом вновь приобретает партнера, способного привнести в будущие российские модели нечто новое. Кроме того, сотрудничество уменьшит зависимость Камского автозавода от дефицитных комплектующих. Но только этим взаимодействие между двумя компаниями не ограничится.
Dongfeng — это одна из крупнейших и старейших китайских компаний, занимающихся производством разных видов транспорта. Помимо грузовиков она выпускает легковые автомобили, кроссоверы, военную и специализированную технику. Имея столь обширный продуктовый ряд, Dongfeng сегодня становится «тесно» на китайском рынке. В КНР сегодня наблюдается очень высокая конкуренция в сегменте коммерческого транспорта, вызванная активностью Geely и множества других производителей. В связи с этим Dongfeng, наладив сотрудничество с КамАЗом, сможет нарастить объемы сборки недорогих автомобилей. А российская компания, имея доступ к китайским технологиям, получит возможность создать несколько перспективных моделей.
Одной из них может стать первый кроссовер КамАЗ Улан 2022-2023. Появление такого автомобиля в модельном ряду Камского автозавода станет возможным именно благодаря сотрудничеству с Dongfeng. Китайская компания, скорее всего, в первое время после начала сотрудничества с отечественным предприятием будет сосредоточена на развитии линейки коммерческих машин. А КамАЗ, в свою очередь, с помощью кроссовера откроет для себя совершенно новый рынок, который поможет за максимально короткий срок улучшить финансовое положение компании. Независимый дизайнер показал на видео, как может выглядеть новый Камаз Улан.
Новый Улан — это среднеразмерный автомобиль длиной 4690 мм, шириной — 1850 мм, высотой — 1727 мм. То есть по габаритам российская модель сопоставима с Hyundai Tucson. При этом стоить она будет меньше, чем Creta: по предварительным оценкам, за КамАЗ Улан запросят около 1,2-1,4 миллиона рублей. Несмотря на заявленную сумму, представленная модель во многом будет походить на Hyundai Tucson. Точнее, Улан будет конкурировать именно с этим кроссовером.
Сотрудничество с Dongfeng откроет КамАЗу доступ к ряду недорогих технологий. Так, новый Улан оснастят 12,3-дюймовой сенсорной панелью, которая будет сочетаться с виртуальным кластером приборов, климатическим и другим оборудованием. Причем эти опции будут доступны уже в базовой версии. Опционально с российской новинкой предложат системы удержания в полосе движения, контроля скоростного режима и другие. Кроме того, встроенный мультимедийный комплекс будет поддерживать стандарт связи 5G, что сделает КамАЗ Улан 2022-2023 одним из самых технологичных не только на российском рынке, но и в целом среди среднеразмерных кроссоверов.
Представленная модель предложит покупателям 1,5-литровый наддувный двигатель, который будет доступен в двух исполнениях: мощностью 150 и 190 л.с. Оба варианта мотора сочетаются с 7-скоростной роботизированной КПП. Данное сочетание, согласно результатам ранее проведенных тест-драйвов с участием кроссоверов Dongfeng, показал, что оно обеспечивает достаточно быстрый набор скорости, делая автомобили динамичными. Причем 1,5-литровый двигатель выдает максимально высокий крутящий момент при 2000 оборотах в классе. Однако на практике такая особенность не будет заметной за исключением того факта, что коробка передач не станет переключать скорости. То есть при активном управлении автомобилем водитель не будет чувствовать заметных рывков. Это означает, что новый Улан окажется комфортным для многих городским кроссовером, обеспечивающим одинаково приятное управление как во время спокойной, так и при быстрой езде.
Второй плюс 1,5-литрового турбодвигателя — отсутствие заметных переломов при высоких оборотах. Кроме того, данный агрегат в сочетании с роботизированной коробкой в среднем потребляет 6,6 литра топлива, что является одним из лучших показателей среди одноклассников. Даже более компактная Creta расходует больше топлива.
Несмотря на то что новый Улан будет создан при непосредственном участии инженеров КамАЗа, представленная модель станет полноценным городским кроссовером. Это обусловлено тем, что Камскому автозаводу придется максимально сократить сроки разработки автомобиля. Из-за этого будущий Улан будет глубоко унифицирован с китайским аналогом. То есть при создании российской новинки будут не только использовать агрегаты Dongfeng, но и настройки рулевого управления и подвески.
Соответственно, КамАЗ Улан 2022-2023 окажется отчасти мягким для отечественных условий кроссовером. Это означает, что подвеска российской модели не будет справляться с дорожными неровностями: многие дефекты асфальта водитель и пассажиры смогут «ощутить» в салоне. Но со временем инженеры КамАЗа устранят этот недостаток. По той же причине новому Улану будет недостаточно стабильности. Кузов кроссовера будет немного заносить при резком торможении или маневрировании из-за неподходящих настроек подвески. С другой стороны, рулевое управление у российской новинки окажется легким. Благодаря этому даже у начинающих автомобилистов не возникнет сложностей с вождением Улана.
Немалую роль в удобстве управления будет играть 7-скоростной «робот». Тест-драйв показал, что эта коробка практически незаметно переключает передачи даже при активном наборе скорости, что в сочетании с минимальным количеством турбоям должно порадовать любителей активной езды. По характеру набора скорости КамАЗ Улан 2022-2023 будет походить на дорогостоящие немецкие кроссоверы.
Проведенные исследования показали, что у российской новинки будет один из самых удобных салонов в классе. Прежде всего, интерьер отличается эргономичным исполнением. Большинство элементов управления перенесено на широкий сенсорный монитор. Кроме того, новинка получит компактный и удобный рычаг КПП, над которым располагается шайба для настройки климат-контроля. Посадка на второй ряд сидений ничем не затруднена. Пассажир ростом до 185 см не будет упираться ногами в передние кресла. Плюс к этому Улан сможет похвастаться обилием мелких ниш и ящиков для перевозки небольших вещей. В дополнении к этому российская модель будет выделяться еще одной особенностью: отличной шумоизоляцией. Замеры показали, что в салоне практически не слышен звук работающего двигателя.
Спортивный характер мотора подкрепляет и внешний вид нового Улана. Кроссовер оснащается массивной радиаторной решеткой, которая сочетается с широкими боковыми воздухозаборниками, делающими автомобиль более агрессивным, и удлиненным центральным вентиляционным отверстием. Задняя часть кузова пополнится «сквозными» фонарями, которые сегодня пользуются высокой популярностью среди китайских производителей.
Как было заявлено ранее, новый Улан — это типично городской кроссовер. Данную особенность подкрепляет отсутствие полного привода. Впрочем, по мере развития этой модели, возможно, инженеры КамАЗа внедрят такую трансмиссию.
Ураган ка-три
Ураган Катрина был самым разрушительным в истории США. Вот и КАМАЗ после введения санкций и прекращения сотрудничества с Даймлером накрыло ураганом — его можно назвать «Ка-три», по индексу поколения К3, которое остается на конвейере.Я успел побывать там до упомянутых событий.
Камазовцы слишком понадеялись. Слишком. На то, что санкции их не затронут, на западных партнеров, которые, казалось бы, никогда их не оставят… «Мы сделали все, чтобы КАМАЗ не находился в красной зоне», — уверял генеральный директор Сергей Когогин. Вот ГАЗ с санкциями, наложенными на Олега Дерипаску еще в 2022 году, привык лавировать среди бурного политико-экономического моря, а КАМАЗу, казалось бы, ничто не угрожало, тем более что пятнадцатью процентами камазовских акций владеет (точнее, пока еще владеет) Daimler.
КАМАЗ К5 и челнинский Mercedes Actros — хоть и не близнецы, но братья
Отсюда и сборка в Набережных Челнах грузовиков Mercedes и Fuso, и массовая установка на КАМАЗы мерседесовских кабин: на К4 — от снятой с производства в Европе модели Axor, на К5 — от современных Актроса и Арокса. Производствоэтих кабин освоил сам КАМАЗ: для К4 варил по 13 тысяч штук в год из турецких панелей, а для К5 и челнинских Актросов совместными усилиями был построен сверхсовременный завод кабин с мощностью до 55 тысяч экземпляров ежегодно.
Мерседесы челнинского производства: их собирали рядом с заводом КАМАЗ
Еще КАМАЗ закупал у Даймлера двигатели и мосты для ряда моделей, да и прочих компонентов европейских марок в конструкции полно — взять хотя бы коробки передач ZF, элементы топливной и тормозной систем, турбокомпрессоры, причем с такими производителями, как ZF или Knorr-Bremse, камазовцы создали совместные производства.
Идет сварка кабин Mercedes Axor для КАМАЗов К4
А какие были планы на этот год! Сборка 8000 «Ка-пятых», включая самосвалы и бетономешалки, запуск в серию флагманских 500-сильных тягачей K5 High-Tech, работа над беспилотным концепт-траком К5 Континент…
Все рухнуло в одночасье: санкции, наложенные на КАМАЗ, ограничивают использование европейских компонентов и технологий, а Daimler объявил о приостановке (или остановке навсегда?) деятельности в России. Из «большой европейской семерки» производителей поставки остановили шестеро: помимо Даймлера, это IVECO, фольксвагеновские бренды MAN и Scania, Volvo с дочерней компанией Renault Trucks. При этом MAN официально заявил о прекращении отгрузки запчастей: а как же гарантийные обязательства перед клиентами?
Поставки Сканий и других иномарок прекратились в одночасье