Вадим Туркич. Техника Чернобыля. Фотографии уникальной техники и подробные комментарии к ним. 1. Защита техники от радиации. 2. Бетононасосы. 3. Гусеницы вместо колес. 4. БТР и БРДМ. 5. Краны. — Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Вадим Туркич. Техника Чернобыля. Фотографии уникальной техники и подробные комментарии к ним. 1. Защита техники от радиации. 2. Бетононасосы. 3. Гусеницы вместо колес. 4. БТР и БРДМ. 5. Краны. - Сайт Анатолия Владимировича Краснянского Камаз

Автотехника, которая на самом деле ездила в чернобыле

Техника, которая помогла ликвидировать страшную катастрофу на чернобыльской АЭС.

Вадим Туркич. Техника Чернобыля. Фотографии уникальной техники и подробные комментарии к ним. 1. Защита техники от радиации. 2. Бетононасосы. 3. Гусеницы вместо колес. 4. БТР и БРДМ. 5. Краны. - Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Огромная поливальная машина УМП-1 на шасси БелАЗ помогала в дезактивации стандартным поливалкам и пожаркам, моющим фасады домов, улицы, деревья

Где-то на Украине на постаменте стоит обыкновенный для 80-х годов поливочный

ЗИЛ-130

. Но он заслужил почетное место!

И здесь не столь важно, что таких машин теперь почти нет. Этот ЗИЛ, как и прочие — такие обыденные в советской жизни машины: «пожарки» и «поливалки», «уазики» и санитарные «рафики», самосвалы и бетоносмесители, как и люди: пожарные и солдаты, строители и водители — первыми весной 1986-го начали работы по ликвидации последствий страшной аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Люди и техника прибывали в городок Припять из разных концов огромной страны. Чернобыль стал полигоном для испытаний и проверки множества машин.

Скажем, импортных промышленных роботов, радиоуправляемых бульдозеров. Несколько специальных моделей автомобилей сделали и советские автозаводы.

КАПСУЛА ЖИЗНИ

Старые любительские фото сохранили для нас изображения КамАЗов и военных БТРов с самодельными, наскоро прикрепленными к кабинам тонкими листами свинца. Специалистам было понятно: такой «защиты» от радиации недостаточно.

Вадим Туркич. Техника Чернобыля. Фотографии уникальной техники и подробные комментарии к ним. 1. Защита техники от радиации. 2. Бетононасосы. 3. Гусеницы вместо колес. 4. БТР и БРДМ. 5. Краны. - Сайт Анатолия Владимировича Краснянского
Так выглядела импровизированная защита обычных автомобилей от радиации

Главная опасность подстерегала, конечно, тех, кто вывозил радиоактивный мусор от разрушенного взрывом 4-го энергоблока АЭС. Заказ на создание специальных самосвалов на базе КрАЗ-256 пришел в Кременчуг 22 июня 1986 г. Предстояло сделать свинцовую капсулу для водителя и накрыть ее штатной кабиной для… маскировки! Смешно и грустно получилось. Помнится, радиостанция «Немецкая волна» сообщила об аварии уже 26 апреля.

Вадим Туркич. Техника Чернобыля. Фотографии уникальной техники и подробные комментарии к ним. 1. Защита техники от радиации. 2. Бетононасосы. 3. Гусеницы вместо колес. 4. БТР и БРДМ. 5. Краны. - Сайт Анатолия Владимировича Краснянского
Макетный образец защитной капсулы для водителя в стандартной кабине самосвала

КрАЗ-256Б1Тем не менее, конструкторы во главе с Виктором Холявко построили «маскировочный» макетный образец кабины. Такая конструкция оказалась нежизнеспособной. Хотя бы потому, что к кабине все равно надо было пристроить громоздкий агрегат фильтрации воздуха. Так родился вариант с одноместной кабиной.

Капсула для водителя представляла собой сэндвич из 3-миллиметровых стальных листов, между которыми проложили свинец. На полу его толщина достигала 30 мм, сбоку — 25 мм, на крыше — 12 мм. Внутри кабину обшили 8-миллиметровым пластиком. Для выполнения необычного заказа на Украину срочно отправили 60 тонн свинца из Казахстана.

Вадим Туркич. Техника Чернобыля. Фотографии уникальной техники и подробные комментарии к ним. 1. Защита техники от радиации. 2. Бетононасосы. 3. Гусеницы вместо колес. 4. БТР и БРДМ. 5. Краны. - Сайт Анатолия Владимировича Краснянского
Ранний защищенный КрАЗ-256Б1-030 без бокового стекла и с дополнительными зеркалами перед ветровым

Стекла кабины имели толщину 75 мм. К ветровому прикрепили штатное стекло со стеклоочистителем. Поначалу толстых стекол не хватало, поэтому первые восемь машин оснастили только передними, бокового не было. А для улучшения обзорности поставили два дополнительных зеркала.

Вадим Туркич. Техника Чернобыля. Фотографии уникальной техники и подробные комментарии к ним. 1. Защита техники от радиации. 2. Бетононасосы. 3. Гусеницы вместо колес. 4. БТР и БРДМ. 5. Краны. - Сайт Анатолия Владимировича Краснянского
Перед ветровым стеклом толщиной 75 мм закрепили штатное со стеклоочистителем

Вся эта конструкция весила около 3 тонн! Пришлось дорабатывать ходовую часть автомобиля. У КрАЗа-256Б1-030, в частности, усилили левый лонжерон рамы и левую рессору. Левую шину предписывали качать до 7,5 кгс/см, правую — до 6,5. Насос гидроусилителя руля отрегулировали на большее давление, чтобы водителю было полегче управлять такой махиной. В раздаточной коробке зафиксировали пониженную передачу, из кабины убрали рычаг управления раздаткой. Не было в машине и отопителя. Зато появилась мощная установка для фильтрации воздуха. А чтобы обеспечить ее работу даже при выключенном двигателе, в КрАЗ поставили четыре аккумулятора.

Вадим Туркич. Техника Чернобыля. Фотографии уникальной техники и подробные комментарии к ним. 1. Защита техники от радиации. 2. Бетононасосы. 3. Гусеницы вместо колес. 4. БТР и БРДМ. 5. Краны. - Сайт Анатолия Владимировича Краснянского
КрАЗ-256Б1-030 с боковым стеклом кабины за работой

Первый самосвал после коротких испытаний в окрестностях Кременчуга 10 июля отправили в Чернобыль. За неделю собрали еще семь машин, а последние из восемнадцати защищенных автомобилей отгрузили уже 27 июля 1986-го. Свою задачу кременчугские «капсулы» выполнили.

«ТАДЖИКИСТАН — 3205»

Еще одна страница истории «чернобыльских» автомобилей — автобусы, на которых возили людей в зоне заражения.

Большой ЛАЗ-692 сделали из ЛАЗ-695Н. Защита его была, конечно, ниже, чем у самосвала, ведь автобусы не работали в зараженной зоне часами. Большинство окон заделали свинцом, наглухо закрыли люки в крыше, огородили заднюю площадку машины возле двигателя. Конечно же, поставили мощное устройство фильтрации воздуха.

Вадим Туркич. Техника Чернобыля. Фотографии уникальной техники и подробные комментарии к ним. 1. Защита техники от радиации. 2. Бетононасосы. 3. Гусеницы вместо колес. 4. БТР и БРДМ. 5. Краны. - Сайт Анатолия Владимировича Краснянского
ЛАЗ-692 с радиационной защитой, построенный на базе ЛАЗ-695

НАвтобусы поменьше имели не очень известную даже в СССР марку «Таджикистан». Их делал завод, расположенный в городе Чкаловске, известном некоторым как Ленинабад-40. Это предприятие, сформированное некогда из авторемонтного завода при горнообогатительном комбинате, подчинялось Минатому. Вероятно, поэтому ему и поручили выполнить необычный заказ.

«Таджикистан-3205», базировавшийся на узлах ЗИЛ-130, доработали примерно также, как ЛАЗ. Сведений о количестве собранных в Чкаловске защищенных автобусов нет.

Вадим Туркич. Техника Чернобыля. Фотографии уникальной техники и подробные комментарии к ним. 1. Защита техники от радиации. 2. Бетононасосы. 3. Гусеницы вместо колес. 4. БТР и БРДМ. 5. Краны. - Сайт Анатолия Владимировича Краснянского
«Таджикистан-3205», созданный Чкаловским заводом в Таджикистане

Ни одна из упомянутых здесь машин не сохранилась — свои дни они закончили в могильниках. Как, впрочем, и целая армия гражданских автомобилей — тех самых обычных «пожарок», поливалок, автобусов, а также военной и прочей техники, включая вертолеты. Всего этого железа еще немало в районе, где три десятилетия назад произошла страшная авария.

Вадим Туркич. Техника Чернобыля. Фотографии уникальной техники и подробные комментарии к ним. 1. Защита техники от радиации. 2. Бетононасосы. 3. Гусеницы вместо колес. 4. БТР и БРДМ. 5. Краны. - Сайт Анатолия Владимировича Краснянского
Могильники зараженной техники в зоне отчуждения

Кладбище техники в чернобыле 2022 куда делась техника?

ПВЛРО — Пункт временной локализации радиоактивных отходов Рассоха был полностью ликвидирован, как сообщалось в Украинских СМИ. Российские же СМИ неоднократно сообщали что техника уехала на войну. Так ли это?

Что за отстойники техники в зоне?

Отстойник зараженной радиацией техники «Рассоха», применявшийся в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, расположенный поблизости одноименного покинутого села в 30-километровой Зоне отчуждения — довольно известное широкой общественности место. И снимки, помещенные в данном фото отчете тоже весьма заурядные. Их уникальность состоит только лишь в одном — вероятно, это был последний репортаж с радиоактивного кладбища машин. В ноябре-декабре 2022-го года отстойник «Рассоха» прекратил своё существование, всё что удалось отмыть-дезактивировать было разрезано на куски и сдано на металлолом, а остальную «грязную» технику, например изрядно фонившие вертолеты переместили в 10-километровую зону, в пункт захоронения радиоактивных отходов «Буряковка».

Идём к самому селу Рассоха, около которого и складировали зараженные машины и вертолеты

Живая природа понесла убытков, которые отчетливо видны до сих пор. Тысячи поломанных человеческих судеб, сотни кинутых на произвол судьбы животных, запуганные дикие животные. Перлом всей этой цепочки является Рыжий лес, который до сих пор очищается от радиоактивного излучения. По оценкам экспертов, только примерно через двадцать тысяч лет природа полностью сможет освободиться от ярма облучения и сможет снова радовать ее жителей.

Кладбище военной техники в Чернобыле образовалось там после участия этих транспортных средств в ликвидации взрыва на Чернобыльской АЭС. Абсолютно все машины, вертолеты и другая заброшенная техника в Чернобыле, настолько покрылись радиоактивными частицами, что использовать их в дальнейшем было просто невозможно. Правительство решило похоронить эту технику, просто перевезя ее в определенное место и оставив там навсегда.

Единственными, представляющими интерес, уцелевшими экземплярами техники являются несколько ПТС-2(Плавающий транспортер средний) и ИМР (инженерная машина разграждения)

А так же подготовил для вас видео отчёт

Намеряли мы на гусеницах ПТС-2 аж 70 000 микрорентген в час!

А теперь идём к ИМР, которые уже изрядно попилены, башен и ковшей уже нет.

Фонят они не так сильно как ПТС. На месте гусениц не сильное превышение, а вот внутри существенное — около 350 мкР/ч.

Медленно подошли с заросших кустов дабы не попадать на глаза охране, которой тут не оказалось на время нашего пребывания.

Полный репортаж находится тут: https://www.chornobyl.com.ua/rassoha-kladbishhe-tehniki-v-ch…

Свинцовые ликвидаторы: машины, которые не показали в сериале "чернобыль" от hbo

Люди – главные герои и жертвы чудовищной по своим масштабам катастрофы, потрясшей СССР и мир в апреле-мае 1986 года. В результате крупнейшего инцидента в истории атомной энергетики начался пожар, который продолжался десять суток, а в окружающую среду из ядовитого ада было выброшено около 14 эксабеккерелей (порядка 380 млн кюри) радиоактивных материалов, загрязнившие территорию площадью свыше 200 тысяч кв. км.

Согласно данным Российского национального радиационно-эпидемиологического регистра (НРЭР), у 134 человек, находившихся на аварийном блоке в первые сутки, была выявлена лучевая болезнь. Из них 28 погибли в течение нескольких месяцев. Бок о бок с ликвидаторами трудилась техника, которая была облучена и навсегда осталась в зоне отчуждения на огромных кладбищах. В операции принимали участие самые обычные автомобили – пожарные, поливальные, автобусы, а также военная техника и вертолеты – с неба в шахту с горящим графитом лилась смесь карбида бора, свинца и доломита.

В начале на месте трагедии работала самая обычная техника – специально созданных образцов с необходимым уровнем радиационной защиты попросту не было.

Оцените статью
Камаз